Краткое содержание ночь перед рождеством гоголь: «Ночь перед Рождеством» краткое содержание повести Гоголя – читать краткий пересказ для 5-6 класса

«Ночь перед Рождеством» — краткое содержание повести Н. В. Гоголя


Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Содержание

Краткие сведения о произведении

Повесть «Ночь перед Рождеством» Николай Васильевич Гоголь написал в рамках периода 1830–1832 годов. Это самое известное произведение цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Главные герои повести
  • Кузнец Вакула — набожный, сильный, бесстрашный парубок.
  • Оксана — красавица, дочка богатого казака Чуба. Весёлая, гордая, капризная, но добрая девушка.

Другие персонажи
  • Пузатый Пацюк — умелый знахарь, очень проницательный.
  • Царица — самодержица, добродушно отнеслась к Вакуле.
  • Князь Потёмкин.
  • Солоха — мать Вакулы, смекалистая женщина, на селе её считают ведьмой. Она вдова, у неё много ухажёров.
  • Кум Чуба.
  • Жена кума
    — скандальная женщина.
  • Ткач Шапуваленко.


Ухажёры Солохи:

  • Чуб — богатый казак, за которого хотела выйти замуж Солоха.
  • Сельский голова —степенный, важный казак.
  • Дьячок — трусливый человек, больше всего боится жены.
  • Чёрт — олицетворение зла, хитрый прохиндей, которому не удалось погубить Вакулу.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Рождественским вечером кузнец Вакула пришёл к Оксане. Зашли к ней и подружки. На одной из них Оксана увидела красивые черевички. Она сказала, что выйдет замуж за Вакулу, если он добудет для неё черевички царицы.

Тем временем к Солохе, матери Вакулы, заходили по очереди ухажёры, и среди них был чёрт. Как только раздавался стук в дверь, Солоха прятала ранее пришедшего ухажёра в мешок.

Вакула понёс эти мешки в кузницу, думая, что там негодные вещи. На улице ему повстречалась Оксана, напомнила о черевичках, засмеялась и убежала.

Вакула расстроился и, бросив большие мешки, поспешил к знахарю Пузатому Пацюку. Сказал кузнец знахарю, что тот приходится «немного сродни чёрту», поэтому пусть покажет ему дорогу к чёрту. Пацюк ответил, что не надо искать его тому, «у кого чёрт за плечами».

На улице чёрт, выскочив из маленького мешка, который был за плечом Вакулы, вскочил на шею кузнецу, но тот схватил его за хвост, перекрестился, и чёрт стал смирным. Вакула сел на него и велел мчаться к царице. В Петербурге он сумел добыть черевички и, вернувшись в село, подарил их Оксане.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)


Перед Рождеством наступила ясная ночь, сияли звёзды, и месяц светил добрым людям, чтобы весело им было колядовать. На улице пока никого не было. Вдруг вместе с дымом из трубы одной хаты вылетела верхом на метле ведьма, поднялась к звёздам и стала собирать их. Затем показался чёрт, стал красться к месяцу, схватил его и спрятал в карман.

Жители Диканьки не заметили пропажу месяца. А чёрт украл его для того, чтобы отомстить богобоязненному кузнецу Вакуле, который часто писал образы святых и однажды намалевал картину на церковной стене, в которой изобразил святого Петра, изгонявшего чёрта из ада. Когда кузнец писал эту картину, чёрт старался всеми силами мешать ему, но у него ничего не получилось, и поклялся чёрт отомстить кузнецу.

Сейчас только одна ночь осталась ему шататься по белу свету. Решил чёрт украсть месяц, надеясь, что богатый казак Чуб в такой тьме не пойдёт в гости к дьяку и останется дома. Кузнец же, издавна бывший не в ладах с Чубом, не отважится при нём пойти к его дочке, красавице Оксане.

Без месяца настала такая темень, что не было видно дорог. Ведьма от неожиданности вскрикнула. Тут чёрт подхватил её под руку и стал нашёптывать любезности.

В это время казак Чуб вышел из избы вместе со своим кумом и заметил, что нет месяца. Удивились они, но всё же решили добраться до хаты дьяка.

Дочка Чуба, Оксана, оставшись одна в избе, стала прихорашиваться и любоваться собою у зеркала, вслух нахваливая свою красоту. Вдруг увидела она кузнеца, тихо вошедшего в хату, и стала строго выговаривать ему, зачем он пришёл, когда отца нет дома. Кузнец попросил позволить поговорить и посмотреть на неё. Оксана разрешила. Затем кузнец попросил разрешения сесть возле неё и, получив его, попытался поцеловать дивчину, но она его оттолкнула и снова начала охорашиваться перед зеркалом.

Огорчённый кузнец подумал, что не любит его Оксана, и сказал ей, что если бы царь захотел одарить его богатством, отказался бы он и попросил бы только Оксану. Девушка сказала, что её отец «сам не промах» и женится на его матери.

А в это время ведьма, замёрзнув на морозе, спустилась в печную трубу. Чёрт последовал за ней. Тихо отодвинула ведьма заслонку, чтобы узнать, не позвал ли её сын Вакула гостей, и, увидев, что хата пуста, вылезла из печи.

Мать кузнеца умела «причаровывать к себе самых степенных казаков», и никому из них в голову не приходило, что у него есть соперник. Но более всего она была приветлива с казаком Чубом, потому что он вдов и богат, и Солоха мечтала стать хозяйкой его богатства. Чтобы её сын «не подъехал» к дочке Чуба, она стала ссорить Чуба с Вакулой.

Чёрт, очутившись в избе, глянул в окно и увидел недалеко Чуба с кумом. Выбежал он и начал быстро разрывать снег. От этого поднялась метель, и чёрт улетел в избу, уверенный, что Чуб с кумом возвратится домой, застанет там кузнеца и проучит его.

Чуб с кумом заблудились и не могли разобрать, чья хата перед ними. Кум набрёл на шинок и там остался, а Чуб, подойдя к своей хате, стал стучать. Тут вышел кузнец, в темноте не узнал Чуба и сурово спросил, что ему нужно. Чуб решил, что это хата Левченка, у которого хата похожа на хату Чуба.

Он знал, что хозяин её сейчас в гостях у дьяка, и решил, что кузнец пришёл к молодой жене Левченка.

Поругавшись с кузнецом, так и не признавшим и поколотившим его, Чуб сообразил, что Солоха сейчас дома одна, и решил направиться к ней.

В это время месяц снова появился на небе, так как когда чёрт «летал из трубы и потом снова в трубу» ладунка зацепилась в печке, раскрылась, и из неё вылетел месяц.

Толпы девушек и парубков пошли колядовать, взяв мешки для подарков.

В хату Чуба вбежали девушки с мешками. Оксана, заметив у одной из них новые черевики, расхвалила их и сказала, что ей никто не подарит такие красивые черевики. Тут кузнец пообещал ей достать такие, «какие редкая панночка носит». Гордая красавица сказала, что если Вакула принесёт черевики, которые носит царица, выйдет за него замуж.

Девушки с Оксаной пошли колядовать, а кузнец побрёл по улице, задумавшись о том, что Оксана не любит его, но есть и другие хорошие девчата. Решил он больше не ходить к ней, но всё равно перед его глазами стояла только Оксана, а в ушах раздавалось её обещание выйти за него замуж, если достанет черевички царицы.

Тем временем чёрт в избе у Солохи ухаживал за хозяйкой. Вдруг услышали они за дверью голос сельского головы. Солоха кинулась открывать, а чёрт сиганул в мешок, лежавший посреди избы.

Голова, выпив чарку водки, сказал Солохе, что завернул к ней на огонёк, потому что из-за метели не пошёл к дьяку. Тут послышался стук и голос дьяка. Голова шёпотом попросил спрятать его, так как ему не хочется встречаться с дьяком. Солоха высыпала уголь из большого мешка в кадку, и голова залез в него.

Дьяк, войдя в хату, рассказал Солохе, что гости к нему не явились и что он не испугался метели и пришёл немного погулять у неё. Начал дьяк заигрывать с хозяйкой, но тут снова постучали в дверь, и раздался голос Чуба.

Испугался дьяк, что дойдёт до его драчливой жены слух о его шашнях с Солохой, и попросил его спрятать. Солоха высыпала уголь из другого мешка, и худенький дьяк уместился на его дне.

Войдя в хату, казак Чуб стал шутить с хозяйкой и попросил выпить водки, так как сильно замёрз. Вдруг из-за двери раздался голос: «Отвори!» Узнав голос кузнеца, Чуб попросил спрятать его, так как не хотел показаться Вакуле.

Испугавшись, Солоха показала Чубу на мешок, забыв, что в нём уже сидит дьяк. Дьяк от страха не пикнул, когда ему почти на голову сел тяжёлый Чуб.

Вакула вошёл и сел на лавку. Был он не в духе.

В дверь снова кто-то постучал. Это пришёл казак Свербыгуз. Солоха вышла с ним в огород, чтобы выслушать,

«что он хотел ей объявить».

Кузнец, посмотрев на мешки, решил отнести их в кузницу, чтобы в хате в праздник не было всякой дряни. Связав два больших мешка, взвалил он их на плечи, прихватил маленький мешок и вышел из хаты.

На улицах царило веселье, пели песни, колядовали. Кузнецу послышался смех Оксаны, бросил он мешки на землю и пошёл с маленьким мешком за толпой девушек. Насмешливо спросила Оксана, достал ли он царицыны черевички. Бедный кузнец не выдержал, решил утопиться в проруби, сказал Оксане, что она больше не увидит его на этом свете и убежал.

Остановившись перевести дух, опамятовался Вакула и пошёл к знахарю — Пузатому Пацюку, который, по слухам, знается с чертями и делает всё, что захочет.

Зайдя к нему в хату, кузнец увидел, что тот ест галушки, схватывая их из миски зубами, не двинув ни единым пальцем.

Собравшись с духом, Вакула сказал хозяину, что пришёл за помощью к нему, потому что тот приходится

«немного сродни чёрту». Попросил кузнец Пацюка показать дорогу к чёрту. На это знахарь ответил, что «тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами».

Тут Вакула заметил, что перед Пацюком сейчас стояли уже две миски: одна с варениками, другая со сметаной. Пацюк раскрыл рот, посмотрел на вареники, один из них шлёпнулся в сметану и заскочил в рот знахарю. Съев его, Пацюк снова раскрыл рот, и другой вареник, окунувшись в сметану, отправился в рот.

От изумления Вакула разинул рот и сразу заметил, что туда лезет вареник. Отбросив его, набожный кузнец подумал, что Пацюк ест скоромные вареники вечером перед Рождеством, а он смотрит и греха набирается.

Выбежал Вакула из хаты, опустил на землю мешок, из него выскочил чёрт и сел кузнецу на шею. Тот испугался и хотел перекреститься, но чёрт сказал, что даст ему денег, и что

«Оксана будет сегодня же наша».

Кузнец, подумав, согласился. Радостный чёрт сказал, что сейчас ничего не делают без контрактов. Вакула сказал, что сейчас достанет гвоздь из кармана, чтобы расписаться кровью. Заложил он руку назад и схватил черта за хвост. Затем сотворил крест, и чёрт стал тихим, как ягнёнок.

Вакула вскочил на него верхом и поднял руку, чтобы сделать крестное знамение. Взмолился чёрт, чтобы не клал кузнец на него креста, обещал за это что угодно сделать. Вакула велел везти его в Петербург.

Оксана долго думала о странных речах Вакулы и уже жалела, что была с ним сурова. Боялась она, что он с горя полюбит другую девушку и будет называть её первой красавицей на селе. Но потом подумала, что такого не будет, ведь он любит её, и нужно быть с ним немного ласковее. И она стала шутить со своими подругами.

Одна из них увидела мешки, которые оставил кузнец. Девушки решили, что там много еды, которую он наколядовал. Оксана предложила утащить их к ней в хату, чтобы посмотреть, что там. Но даже сдвинуть мешки девушки не смогли и побежали за санками.

В это время из шинка вышел кум Чуба и увидел мешки. Голодный кум, которому шинкарка не дала поесть в долг, обрадовался, что нашёл столько провизии, и хотел тащить мешок, но он был слишком тяжёл. Навстречу шёл ткач Шапуваленко, он и помог дотащить мешок до хаты кума. Тот надеялся, что его жены, с которой они часто дрались, нет дома. Но она была в избе и приказала показать, что в мешке. Кум и ткач отказались, но она побила их кочергой. Тут из мешка вылез Чуб, все испугались, что нечистая сила закинула его в мешок. Чуб спросил: «Что, славную я выкинул над вами шутку?» Затем сказал, что в мешке ещё лежит поросёнок или кабан. Ткач, кум и его жена кинулись к мешку, и дьяк, понимая, что некуда ему скрыться, вылез из мешка. Больше всех изумился Чуб и решил, что у Солохи полная хата мешков, и в каждый она посадила по 2 ухажёра. «Ай да Солоха!» — воскликнул он.

Вернувшись с санками, девушки удивились, что один из мешков исчез. Взвалили оставшийся мешок на санки и привезли в хату Оксаны. Кинулись развязывать его, но тут голова, сидящий в нём, стал кашлять и икать во всё горло. Девушки закричали и кинулись из избы, но их остановил Чуб, входивший в дверь. Он спросил, отчего они мечутся как угорелые. Оксана ответила отцу, что в мешке кто-то сидит. Узнав, что этот мешок бросил на дороге кузнец, Чуб понял, что там ещё один ухажёр Солохи. Обратившись к сидящему в мешке, Чуб сказал ему вылезать. Неожиданно для всех оттуда вылез голова.

И Чуб, и голова были смущены. Голова, не зная, что сказать, начал говорить про погоду, а Чуб спросил, чем он смазывает сапоги. Ответив, голова вышел из избы. Снова воскликнул Чуб: «Ай да Солоха!»

В это время Вакула летел на чёрте в Петербург. Вскоре заблестел впереди город весь в огнях иллюминации. Чёрт превратился в коня и понёс кузнеца по улицам с высокими домами, множеством саней и богато одетых господ.

Опасаясь сразу ехать к царице, Вакула решил зайти к запорожцам, которые осенью ехали к царице и проезжали через Диканьку. Решил кузнец с ними посоветоваться.

Велел он чёрту залезть к нему в карман да вести к запорожцам. Чёрт так уменьшился, что с лёгкостью поместился в кармане, а кузнец очутился перед высоким домом. Поднялся он по лестнице и вошёл в комнату, где сидели и покуривали запорожцы. Когда узнали они, что это кузнец из Диканьки, стали с ним беседовать, а затем сказали, что едут сейчас к царице. Попросил Вакула их, чтобы взяли его с собой, но они не согласились. Тогда кузнец тихо приказал чёрту, чтобы тоже просил, и сразу казаки решили взять Вакулу к царице.

Приехали они в карете к дворцу и вошли в него. Там встретил их Потёмкин, а затем вышла и царица. Беседуя с запорожцами, спросила она, чего они хотят. Кузнец, встав на колени, спросил, из чего сделаны её черевички, и воскликнул: «Что если бы моя жинка надела такие черевички!» Засмеялась царица и велела слугам принести ему дорогие башмаки, с золотом. Радостный, ухватил кузнец башмаки и, когда государыня стала говорить с запорожцами, отошёл, тихо сказал чёрту, чтобы вынес его отсюда, и вмиг очутился за городом.

В Диканьке тем временем бабы спорили о том, утонул кузнец или повесился. Слухи такие дошли до Оксаны, но она не верила, что набожный кузнец погубил свою душу, став самоубийцей. Думала она, что ушёл Вакула из села и больше не вернётся. Всю ночь не спала девушка, ругала себя, что насмехалась над ним, и к утру была влюблена в кузнеца по уши.

Утром на праздничной службе в церкви Оксана была сама не своя, на глазах её дрожали слёзы. Всем прихожанам тоже недоставало кузнеца, который очень хорошо пел в церкви.

Вакула проспал и заутреню, и обедню. Когда ночью он прилетел на чёрте в Диканьку, запел петух, чёрт хотел убежать, но кузнец поймал его за хвост и 3 раза стегнул хворостиной. Припустился одураченный чёрт бежать, а Вакула лёг спать и проснулся только к обеду. Набожный кузнец испугался, что проспал церковные службы, и решил, что это Бог наказал его за то, что он хотел погубить свою душу. Но, решив исповедаться в этом попу на следующей неделе, Вакула приободрился. Надел он одежду, которую ему дали запорожцы, взял черевички, нагайку, новую шапку и пояс и пошёл к Чубу.

Тот изумился, когда увидел «воскресшего» кузнеца, одетого, как запорожец. А Вакула, положив перед Чубом новую шапку и красивый пояс, повалился в ноги ему, попросил прощения и подал нагайку. Чуб 3 раза ударил его нагайкой по спине, сказал, что нужно забыть все распри, которые были меж ними, и спросил, чего Вакула хочет. Тот попросил отдать за него Оксану. Чуб подумал, поглядывая на пояс и шапку, вспомнил о вероломстве Солохи и сказал, чтобы кузнец присылал сватов.

В это время пришла Оксана, и Вакула показал ей черевики, какие носит царица. Но девушка замахала руками и сказала, что не надо ей черевиков, она и без них согласна выйти за него замуж.

Когда архиерей проезжал через Диканьку, увидел он красиво раскрашенную новую хату и спросил у стоящей около неё красавицы с ребёнком на руках, чья это хата. Оксана (это была она) ответила: «Кузнеца Вакулы!»

Похвалил преосвященный славную работу, и ещё больше похвалил Вакулу за то, что выдержал он церковное покаяние и даром раскрасил церкви левый крылос. Ещё на стене церкви нарисовал кузнец чёрта в аду, такого отвратительного, что люди плевались, проходя мимо.

Заключение к краткому пересказу


В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» раскрыты темы:

  • добро и зло;
  • любовь;
  • быт, традиции и фольклор украинских крестьян.

Основная мысль (идея) повести «Ночь перед Рождеством»: добро сильнее и мудрее зла. Человек всегда может найти силы, чтобы побороть зло.

Повесть учит тому, что ради любви нужно преодолевать все препятствия.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Краткое содержание – «Ночь перед Рождеством» Гоголь Н.В.

Краткое содержание

«Ночь перед Рождеством» Гоголь Н.В.

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить всем добрым людям и всему миру, чтобы было весело колядовать и славить Христа».

Парни в украинском селе готовят свои проказы, девушки наряжаются у зеркала. Скоро они выбегут на скрипучий снег, чтобы петь под окнами рождественские колядки и желать здоровья и процветания хозяевам. А в благодарность получат от кого медный грош, от кого — кусок колбасы.

Через трубу из одной хаты вместе с клубами дыма вылетела ведьма верхом не метле. Поднялась до самого неба да и набрала полный рукав звезд. Навстречу ведьме летит черт: «Спереди совершенно немец (иноземец): узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком…», тоненькие ножки, сзади хвост — «такой острый и тонкий, как теперешние мундирные фраки». Небольшие рожки, козлиная боро-денка… «Последнюю ночь осталось черту шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей…»

Ведьма ворует звезды, а черт собрался украсть месяц. Обжегся, стал перекидывать из одной руки в другую и, наконец, «поспешно спрятал в карман».

Зачем черту это было нужно? А было черту известно, что «богатый козак Чуб приглашен дьяком на кутью», где будут почтенные гости. В его отсутствие к его дочке Оксане — первой красавице на все село — наверняка придет влюбленный в нее кузнец Вакула, «силач и детина хоть куда». А черт ненавидит Вакулу, потому что в «досужее от дел время кузнец занимался малеванием»: он расписывал миски, хаты, изображал святых и на церковной стене нарисовал «святого Петра, изгоняющего из ада злого духа».Черт был представлен в самом отвратительном и униженном виде — «грешники били его и гоняли кнутами, поленами и всем чем ни попало».

Нечистый решил отомстить Вакуле: Чуб ленив, в темную зимнюю ночь он из дому не выйдет. Вот кузнецу и не придется свидеться с Оксаной — между отцом девушки и влюбленным в нее хлопцем существует давнишняя неприязнь.

После похищения месяца сделалось так темно, что «не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку». Черт в темноте подкрадывается к ведьме, начинает ей нашептывать любезности…

Козак Чуб в такую темную ночь и остался бы дома, покуривая люльку (трубку), но манит его варенуха и шафранная водка, которыми наверняка попотчуют у дьяка. Да и выходит он из дому не один, а с кумом — идти будет нескучно.1

— Так что же, кум? Как нам быть? Ведь темно на дворе? — делает Чуб попытку посоветоваться.

Кум предлагает остаться дома — и Чуб тотчас поступает наперекор. Кумовья тащатся к дьяку.

Оксане не было еще и семнадцати лет, но все «парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда, и не будет никогда на селе… Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица…»

Парубки, попробовав привлечь внимание красавицы, мало-помалу отставали от нее и обращались не к таким избалованным девушкам. Один кузнец был постоянен.

После ухода отца девушка жеманится перед зеркалом: «Разве черные брови и очи мои так хороши, что уж равных им нет на свете?.. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!» и тут же: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!»

Кузнец, потихоньку вошедший, любуется ею — даже ее притворный гнев («Зачем пришел? А не погнать ли тебя лопатой?») и непритворное самолюбование приводят хлопца в восхищение.

Оксана расспрашивает Вакулу, правда ли, что его мать ведьма. Тот отвечает, что ему все равно: «Ты у меня и мать, и отец, и все, что есть дорогого на свете…»

Ведьма же, на самом деле мать Вакулы — Солоха, с морозного неба лихо спускается в трубу, предварительно убедившись, что Вакула не назвал в хату гостей. С ней спускается и черт. К сорокалетней Солохе захаживают и дьяк (когда дьячихи нет дома), и голова, и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. Солоха ловка — никто из ее обожателей не подозревает, что у него есть соперники.

Приветливее всего Солоха с Чубом: он был вдов и богат (волы, коровы, птица, огород, сундуки с нарядами покойной жены). Солоха была очень не прочь обвенчаться со вдовцом и присоединить его хозяйство к своему. Поэтому ей очень не нравилось, что сын ее влюблен в Оксану: если Вакула женится на дочери Чуба, то добро достанется кузнецу, а мать его уже не сможет выйти замуж за козака — церковь такие «перекрестные браки» порицает.

Черт уж влетел в трубу да увидел Чуба с кумом. Тогда он вновь вылетел и, по-собачьи разрывая мерзлый снег лапами, устроил настоящую метель, — надеялся, что теперь-то Чуб все-таки воротится домой и отколотит назойливого кузнеца.

Во время метели Чуб с кумом потеряли друг друга. Кум набрел на шинок, что очень его обрадовало. А Чубу удалось найти свою хату, но… Навстречу ему с грозным видом вышел кузнец:

— Чего надо?

Чуб решил, что из-за метели он перепутал дорогу. «Верно, это хата Левченко, который сейчас сидит у дьяка… А кузнец — хо-хо! — верно, ходит к его молодой жене!»

Чуб заявляет, что он пришел колядовать, но Вакула прогоняет его толчками. Чуб отправляется к Солохе, приговаривая:

— Больно поколотил проклятый кузнец!

Солоха вылезла из печи и начала прибираться. Только Кузнецовы мешки оставила посреди хаты: его мешки — пусть он и убирает!

Черт любезничает с Солохой, добиваясь нежностей. Он и не заметил, что месяц вылетел из его кармана и вновь утвердился на небе. «Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами». Парубки и девушки высыпали на улицы, почти под каждой хатой толпились колядники.

Компания девушек с мешками ввалилась в хату Оксаны, хвастаясь наколядованным: паляницами, варениками, колбасами…

Оксана веселится. Она хвалит черевички, которые замечает на своей подруге Одарке. Кузнец обещает своей ненаглядной Оксане принести лучшие черевички — «какие редкая панночка носит».

Страницы: 1 2 3 4

Eggnog: Это все забавы и игры, пока кто-то не начнет праздничный бунт | Искусство и культура

Эгг-ног не всегда был таким изысканным праздничным напитком. Предоставлено пользователем Flickr Dinner Series

25 декабря 1826 года в Вест-Пойнте было нетипичное рождественское утро. Курсанты, спотыкаясь, вываливались из своих казарм в разорванной или разбросанной одежде. Многие были босиком, ругались, все еще пьяные со вчерашнего вечера. Позади кадетов северные казармы Вест-Пойнта стояли почти в руинах. Окна были разбиты вместе с мебелью здания. С лестницы были сорваны перила, брошенные вместе с другим щебнем. Осколки разбитых тарелок, тарелок и чашек валялись на полу. Глядя на смесь похмельных и пьяных курсантов, дежурный офицер распустил корпус. Это была долгая ночь для всех. В конце концов, был бунт, вызванный гоголь-моголем.

Ранее в том же году полковник Сильванус Тайер, строгий и зловещий суперинтендант академии, прямо запретил покупать, хранить или употреблять алкоголь в Вест-Пойнте, шаг, который отражал смелую дисциплину, которую Тайер привнес в Вест-Пойнт. До того, как Тайер стал суперинтендантом в 1817 году, Вест-Пойнт едва ли напоминал уважаемую военную академию современности. Когда он впервые открыл свои двери в 1802 году, это было всего лишь несколько ветхих зданий с десятью кадетами, которых обучали три учителя. Студентов принимали в любое время в течение года, и стандарты приема были смехотворными. Все это начало меняться после войны 1812 года, когда военные неудачи Америки побудили Конгресс потратить больше денег на учреждение. Они назначили Тайера суперинтендантом, надеясь, что он наведет порядок в заброшенной академии.

Известный как «Отец Вест-Пойнта», Тайер произвел революцию в академии своими строгими правилами: ученикам Вест-Пойнта не разрешалось покидать кампус, готовить еду в своих общежитиях или участвовать в дуэлях. По большей части монашеская дисциплина Тайера преуспела в превращении академии из хаотичного учреждения в уважаемое место обучения. Но рождественское утро 1826 года принесло немалый хаос — оно принесло новости о бунте, охватившем почти треть студентов Вест-Пойнта и изменившем облик академии на десятилетия вперед.

Несмотря на разрушительные последствия беспорядков, их история в значительной степени неизвестна, особенно нынешним студентам Вест-Пойнта. «Вряд ли кто-нибудь знает об этом. Если объединить 4400 кадетов, 3000 федеральных служащих, 1500 военнослужащих и преподавателей, я сомневаюсь, что 30 человек будут что-то знать об этом», — говорит командный историк Вест-Пойнта Шерман Флик.

Сильванус Тайер, «Отец» Вест-Пойнта. Портрет Роберта Вейра. Изображение через Википедию.

В настоящее время гоголь-моголь не обязательно является синонимом алкоголя: то, что вы покупаете на полках продуктовых магазинов, — это не что иное, как яйца, молоко, сливки, сахар и различные специи, а Starbucks не добавляет ром в свою любимую версию латте. гоголь-моголь. Но в своем зарождении гоголь-моголь чаще всего был алкогольным, потомком широко употребляемого пунша с горячим молоком, известного как поссет, который содержал сгущенное вино или эль. В средние века гоголь-моголь нравился только высшему классу, так как доступ к свежему молоку был ограничен. Однако к тому времени, когда яичный гоголь-моголь пересек Атлантику и достиг колониальной Америки, этим напитком наслаждались люди всех классов, во многом благодаря вновь обнаруженному изобилию ингредиентов — в колониях преобладали молочные фермы, а в период расцвета Ром «Треугольника торговли» (сахар, рабы и ром) также был широко доступен. Будучи таким широко доступным напитком, гоголь-моголь стал очень популярным напитком среди американцев; У Джорджа Вашингтона даже был знаменитый рецепт напитка, который включал ром, херес, бренди и виски для дополнительного удовольствия.

Гоголь-моголь был традиционной частью ежегодного празднования Рождества в Вест-Пойнте, но введенный Тайером мораторий на алкоголь испортил празднование. Чтобы не отказать в веселой ночи, некоторые кадеты взялись за контрабанду спиртных напитков из близлежащих таверн для праздничной вечеринки. Одним из кадетов был Джефферсон Дэвис, будущий президент Конфедерации. У Джефферсона была история плохого поведения с алкоголем. Учащийся в классе 1828 года, он был первым учеником, арестованным за посещение Бенни-Хейвена, одной из двух таверн, расположенных недалеко от Вест-Пойнта, и единственной, которая позволяла студентам обмениваться алкоголем. Сообщается, что в другой раз Дэвис был настолько пьян, что упал в 60-футовый овраг. Он был не из тех, кто уклоняется от хорошей вечеринки, и с энтузиазмом поддерживал план других кадетов принести выпивку на праздничную вечеринку.

Запрет Тайера на алкоголь не распространялся за пределы академии, и за пределами Вест-Пойнта все еще существовали различные пивные. Самая популярная из них, таверна Бенни Хейвена, до сих пор увековечена фреской на стене столовой. У Бенни Хейвена кадеты могли обменивать одеяла и обувь на выпивку, хотя обмен чего-либо из школы (например, униформы) был запрещен. Когда Эдгар Аллан По посещал Вест-Пойнт, он, как сообщается, проводил большую часть своего времени у Бенни Хейвена (что может объяснить его увольнение из академии всего через год). До 1826 года на территории прямо за Вест-Пойнтом существовала еще одна таверна. Таверна Норта, как ее называли, находилась так близко к академии, что часто привлекала кадетов — Тайер справился с этим искушением, купив собственность и превратив таверну в госпиталь.

Бенни Хейвен оказался слишком дорогим, чтобы поставить столько спиртного, которое кадеты хотели принести на праздничную вечеринку. Вместо этого за несколько ночей до Рождества трое кадетов пересекли реку Гудзон на восточный берег, чтобы закупить виски в другой местной таверне, Martin’s Tavern. Выпив несколько рюмок, кадеты отвезли контрабандную выпивку обратно через реку в академию. В доке они нашли рядового солдата, стоящего на страже, но заплатили этому человеку 35 центов за то, чтобы он повернулся спиной, пока они разгружали свой груз. Емкости с алкоголем затем хранились среди личных вещей кадетов, спрятанные до ночи Рождества — всего три или четыре галлона виски.

Тайер был строг, но не глуп. Курсанты и раньше проносили алкоголь в академию контрабандой, и такие ситуации рассматривались в индивидуальном порядке. Он предполагал, что с праздниками будут подобные инциденты — собственно, он обсуждал такую ​​возможность с коллегами на небольшой вечеринке накануне вечером. Но Тайер предпринял лишь стандартные меры предосторожности, поручив тем же двум офицерам — капитану Итану Аллену Хичкоку и лейтенанту Уильяму А. Тортону — следить за северными казармами.

Гравюра первоначальной территории Вест-Пойнта, включая северные казармы (крайнее левое здание). Изображение через Википедию.

Когда Тортон и Хичкок легли спать около полуночи, ничего необычного не казалось. Четыре часа спустя Хичкок проснулся от шума шумных мальчишек несколькими этажами выше. Разбив вечеринку, он нашел шесть или семь кадетов, явно пьяных. Он приказал им разойтись по своим комнатам и повернулся, чтобы уйти. Однако, прежде чем он смог вернуться в свои апартаменты, Хичкок услышал звуки другой вечеринки, происходящей в соседней спальне. Когда он вошел, то обнаружил еще двух пьяных курсантов, пытающихся спрятаться под одеялом. Третий курсант, также пьяный, отказался показывать свое лицо, используя шапку в качестве импровизированной маски. Пока Хичкок продолжал требовать, чтобы кадет раскрыл свою личность, был обменян несколькими гневными словами — достаточно, чтобы разозлить других кадетов поблизости, которые (после того, как Хичкок ушел) кричали: «Берите свои кортики и штыки… и пистолеты, если они у вас есть. Прежде чем закончится эта ночь, Хичкок умрет!»

Вдохновленный алкоголем, бунт эгг-нога начался. Достаточно скоро Хичкок услышал шум, доносящийся с нижних этажей, который казался более громким и шумным, чем вечеринка, которую он разогнал наверху. На пути, чтобы вмешаться, он столкнулся с пьяным Джефферсоном Дэвисом, который ворвался в комнату вместе с Хичкоком и объявил (в ужасный момент): «Уберите грог, мальчики! Капитан Хичкок идет!» Хичкок, конечно же, уже был там и приказал Дэвису, который впоследствии прославился своими подвигами в мексикано-американской войне, вернуться в свою комнату — Дэвис подчинился, спасая себя от военного трибунала.

Другие кадеты были не столь сговорчивы в пьяном виде. Тортон, в его собственной попытке разогнать собрания, заставил кадета угрожать ему мечом — другой кадет фактически ударил Тортона куском дерева, сбив его с ног. Дела Хичкока шли не намного лучше. Когда он пытался выломать забаррикадированную дверь, курсант вытащил пистолет, пытаясь выстрелить в него. Другой кадет толкнул его во время выстрела, безвредно отправив пулю в дверной косяк, но этого столкновения было достаточно, чтобы убедить Хичкока в том, что ему нужна поддержка.

Хичкок нашел часового-кадета и велел ему «принести коммуникатор сюда». Под «ком» Хичкок имел в виду коменданта кадетов, но по казарме быстро распространились слухи, что Хичкок вызывает «бомбардиров» — прозвище кадетов для обычных артиллеристов, также дислоцированных в Вест-Пойнте. Курсанты ненавидели артиллеристов и рассматривали их вызов Хичкоком как оскорбление их честности. Курсанты Северной казармы начали браться за оружие, пытаясь защитить здание от артиллеристов. Насилие в казармах нарастало, курсанты били посуду и окна, ломали мебель.

Артиллеристы, конечно, так и не приехали, и пьяная толпа медленно, но верно начала трезветь. В конце концов на место происшествия прибыл комендант кадетов Уильям Ворт. Его авторитета было достаточно, чтобы навсегда положить конец бунту яиц.

Однако кадетская ночь пьяного праздничного хаоса не закончилась Рождественским утром. Из примерно 260 кадетов 90 могли быть обвинены в ночных событиях. Вместо того, чтобы предъявить обвинение всем им, что плохо отразилось бы на академии, укрепив ее образ анархического места, Тайер решил иметь дело только с самыми агрессивными преступниками, исключив 19 человек. курсанты. Джефферсону Дэвису удалось уйти невредимым, как и его будущему генералу Роберту Э. Ли, который также был студентом Вест-Пойнта во время беспорядков.

На территории нынешнего кампуса Вест-Пойнта не осталось ни одного из зданий, оставшихся после бунта в Эгг-ноге, но беспорядки оказали сильное влияние на архитектуру кампуса. В 1840-х годах, когда были построены новые казармы, в них были короткие коридоры, по которым кадетам приходилось полностью выходить из здания, чтобы попасть на другой этаж. (Сохранился только один из этих бараков.)

«Когда они их строили, они предусмотрели возможность контроля толпы», — говорит Флик. «[Кадетам] будет труднее выйти из-под контроля и собраться в большом количестве».

В Вест-Пойнте больше не отмечают грандиозных праздников, а там, где есть вечеринки, доступ к алкоголю крайне ограничен, так что вероятность того, что хулиганы-кадеты выпьют слишком много хорошего напитка, остается легендой.

Рекомендуемые видео

История эг-нога — WhyChristmas.

com

Eggnog — традиционный «американский» напиток, но он зародился в Великобритании как своего рода «поссет» (горячее молоко, смешанное с вином или элем и специями). Есть также очень мало старых упоминаний о смешивании яиц.

В средние века поссеты использовались для лечения простуды и гриппа. (Теперь слово поссет обычно используется для холодного молочного пудинга, который был разработан на основе напитка в 16 веке.)

‘Posher’ possets также пили высшие классы в Великобритании, где его готовили из хереса или бренди, а не из пива или эля.

Существует несколько различных теорий о том, как появился гоголь-моголь в гоголь-моголье. Одна из теорий гласит, что «ног» — это название, данное крепкому пиву в Восточной Англии, и когда к нему добавили яйца, оно превратилось в гоголь-моголь. Другая теория гласит, что слово «ног» происходит от слова «ноггин», среднеанглийского слова, обозначающего небольшую резную деревянную кружку, которая использовалась для подачи алкоголя (а «ног» до сих пор является песенным термином для вашей головы!). А еще говорят, что гоголь происходит от нагг или наггед эля, шотландского термина, означающего эль, который был подогрет, если в него положить кочергу из огня!

В середине 1700-х годов напиток попал в США, где вместо эля иногда использовали ром. Отсюда и другая теория названий, поскольку ром был известен как грог, поэтому гоголь-моголь мог начаться как яичный грог.

Но я думаю, что яйца и крепкий эль или яйца в стаканчиках имеют больше смысла…

Первое письменное упоминание эг-моголь относится к 1775 году, когда Джонатан Баучер, священник и филолог (тот, кто изучает старые тексты) из Мэриленда, написал шуточное стихотворение о различных напитках, которые он выпивал в течение дня! (Но его стихотворение не было опубликовано до его смерти 30 лет спустя.)

«Туманные драмы утром, или (еще лучше) гоголь-моголь,
Ночью горячие супы, а в полдень грог,
Мой вкус может полакомиться…»

В марте 1788 года газета в Нью-Джерси сообщила, что:

«Молодой человек с баклажановым аппетитом, жадно съевший на прошлой неделе на фермах Коннектикута тридцать сырых яиц, стакан гоголь-моголя и стакан бренди-слинга. »

Самое раннее упоминание Рождества и яичного гоголя взято из Вирджинских хроник 1793 года:

«В канун прошлого Рождества несколько джентльменов встретились в здании суда Нортгемптона и провели вечер в веселье и празднестве, когда EGG-NOG был основным ликером, употребляемым компанией. компания предложила пари, что ни один из участников не напишет импровизированных четырех стихов, в которых должна быть рифма и смысл…»

Первый рецепт яичного гоголя появился в 1799 году, когда в книге «Путешествие по штатам Северной Америки и провинциям Верхней и Нижней Канады» (том 2) описывалось, как и в гостинице в Балтиморе готовили яичный гоголь:

«Американские путешественники, прежде чем продолжить свое путешествие, выпили каждый, согласно обычаю, обильный глоток эг-нога, смеси, состоящей из свежего молока, яиц, рома и сахара, взбитых вместе;…»

Также в 1790-х годах Джордж Вашингтон был первым президентом США, который подал гоголь-моголь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *