Краткое содержание маленьких трагедий: «Маленькие трагедии» краткое содержание пьес Пушкина – читать пересказ онлайн

Содержание

«Маленькие трагедии» краткое содержание пьес Пушкина – читать пересказ онлайн

8 мин.

Александр Пушкин

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1424.

Обновлено 22 Июля, 2022

О произведении

Цикл «Маленькие трагедии» Пушкина, написанный в 1830 году в Болдинскую осень, включает в себя четыре небольшие пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».

В первых трёх пьесах Пушкин рассуждает о человеческих страстях и пороках (скупость, зависть, ревность, страсть к накопительству). «Пир во время чумы» показывает картину всенародного бедствия.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Маленькие трагедии» по главам, которое будет полезно при подготовке к урокам литературы, а также для читательского дневника.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События цикла происходят в Средние века в Западной Европе.

Главные герои

  • Барон – жадный старик, смысл жизни которого заключен в накоплении богатств.
  • Альбер – сын барона, храбрый рыцарь.
  • Дон Гуан – испанский гранд, известный сластолюбец.
  • Дона Анна – вдова командора, в которую влюблен Дон Гуан.
  • Вальсингам – председатель застолья.
  • Моцарт – великий музыкант и композитор.
  • Сальери – соперник Моцарта, его завистник.

Другие персонажи

  • Герцог – правитель, который пытается рассудить отца и сына.
  • Жид Соломон – ростовщик, предлагающий Альберу отравить отца.
  • Лаура – любовница Дон Гуана, юная актриса.
  • Лепорелло – верный слуга Дон Гуана.

Краткое содержание

Скупой рыцарь

Юный рыцарь Альбер смел и отважен, но он вынужден вести полунищенское существование из-за непомерной жадности своего отца, знатного барона. На рыцарском турнире он одерживает блестящую победу над противником, но совершенно этому не рад – шлем пробит, ретивый конь хромает, а денег нет даже не то, что справить себе новое платье.

Альбер вынужден в очередной раз обратиться к жиду Соломону – ростовщику, у которого он одалживает деньги. Соломон дает совет юноше, как быстро разбогатеть, намекая на то, «что уж барону время умереть». Он предлагает рыцарю воспользоваться услугами одного опытного аптекаря и отравить жадного отца, но юноша в ярости прогоняет ростовщика.

Альбер не видит иного выхода, кроме как обратиться за помощью к герцогу, чтобы тот повлиял на барона.

Тем временем барон спускается в подвал и наслаждается зрелищем шести своих сундуков, наполненных золотыми монетами. В золоте он видит отраду и уверенность в собственных силах.

Барона печалит лишь тот факт, что после его смерти все сокровища перетекут в «атласные диравые карманы» его беспутного сына.

Во время случайной встречи в герцогских покоях между отцом и сыном разыгрывается отвратительная сцена – барон обвиняет Альбера в покушении на жизнь, а горячий юноша готов сразиться с собственным отцом, защищая свою честь. Не выдержав накала страстей, скупец умирает, а изумленный герцог восклицает: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Подробное краткое содержание «Скупой рыцарь».

Моцарт и Сальери

Сальери, абсолютно лишенный вдохновения и любви к искусству, делится тем, как был «труден первый шаг и скучен первый путь». Однако ему удалось изучить в совершенстве музыкальную гармонию, подобно точным наукам. Теперь Сальери пишет музыкальные композиции на манер опытного ремесленника, подбирая тона по математическим правилам.

Однако славу трудолюбивого и настойчивого Сальери затмевает молодой и невероятно одаренный Моцарт. Он приобретает популярность не упорным трудом, а благодаря природному таланту, чем чрезвычайно раздражает Сальери. Он признает безусловный дар своего товарища: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» и сокрушается о том, что Господь столь щедро отмерил талант такому недостойному гуляке, как Моцарт.

Сальери уверен, что Моцарт не принесет никакой пользы искусству, и его смерть не станет трагедией для истинных знатоков музыки. Желая избавиться от опасного соперника, Сальери приглашает Моцарта в трактир, чтобы отравить его.

За столом грустный и задумчивый Моцарт признается приятелю, что ему повсюду мерещится черный человек, который «день и ночь покоя не дает»

. Музыкант уверен, что это – его смерть, что бродит по пятам. Он играет свое самое прекрасное творение – «Реквием».

Сальери подсыпает яд в бокал с вином Моцарту, тот выпивает и вскоре умирает. Однако избавление от соперника не приносит удовлетворения преступнику, поскольку «гений и злодейство — две вещи несовместные».

Подробное краткое содержание «Моцарт и Сальери».

Каменный гость

Дон Гуан, прославившийся на весь Мадрид как «хитрый искуситель» и «безбожный развратитель», тайком возвращается из ссылки в родной город. Его вина заключается в том, что по его милости погиб доблестный командор, и разгневанный король выслал дуэлянта за пределы Мадрида.

Герой, по чьей вине было сгублено столько женских судеб, недоволен жизнью в ссылке – уж слишком пресными и скучными оказались местные барышни. Он стремится в Мадрид, чтоб предаться любовным утехам со своей возлюбленной – юной актрисой Лаурой.

Тем временем ветреная Лаура в окружении своих поклонников наслаждается всеобщим вниманием. За время разлуки с Дон Гуаном она не хранила ему верность, о чем и признается при встрече с возлюбленным.

Любвеобильный повеса не слишком опечален этой новостью, поскольку его сердце уже занято прекрасной Доной Анной – вдовой командора, убитого им. Он подкарауливает женщину на кладбище у статуи супруга и признается ей в нежных чувствах. Дона Анна пытается прекратить эту беседу, поскольку здесь «не место таким речам, таким безумствам».

Настойчивый Дон Гуан добивается у вдовы согласия на свидание, но при этом называется другим именем. Насмешник приглашает статую командора прийти и посмотреть на то, как он будет любезничать с его супругой.

Оказавшись в покоях у Доны Анны, он готов отдать

«все за единый благосклонный взгляд». Женщина начинает поддаваться чарам опытного искусителя, но в этот момент в комнате появляется каменная статуя командора, которая жмет руку Дон Гуану и проваливается вместе с ним в преисподнюю.

Подробное краткое содержание «Каменный гость».

Пир во время чумы

Во время сильнейшей эпидемии чумы компания из нескольких мужчин и женщин решает устроить на улице настоящий пир. Они поднимают бокалы в память об их веселом друге, который стал жертвой смертельной болезни.

Председатель этого необычного застолья Вальсингам предлагает Мери спеть грустную песню, чтобы затем с удвоенной энергией пировать и веселиться. Девушка поет красивую, но очень печальную песню о своей родине, на которую обрушились несчастья после эпидемии чумы.

Всем присутствующим по душе песня, и лишь дерзкая Луиза утверждает, что только наивные и сентиментальные люди

«рады таять от женских слез». Но, увидев телегу, груженную мертвецами, первая падает в обморок.

Вальсингам поет мрачный гимн чуме, который он сам сочинил под влиянием последних событий. К пирующим подходит священник, который призывает их прекратить веселье, поскольку их «ненавистные восторги смущают тишину гробов».

Председатель отказывается распустить свою компанию, но священник напоминает ему о том, как он «с воплем бился» над могилами матери и любимой жены, которые умерли от чумы. Даже эти доводы не принимает Вальсингам. Он остается пировать со своими приятелями, но погружается в глубокую задумчивость.

Подробное краткое содержание «Пир во время чумы».

И что в итоге?

Барон — умирает во время ссоры с сыном, не выдержав накала страстей, жалея, что его богатство достанется беспутному сыну.

Дон Гуан — находясь в доме доны Анны,пытается её соблазнить, но появляется статуя командора и забирает его в преисподнюю.

Вальсингам — несмотря на недовольство священника, продолжает застолье — пир во время чумы.

Моцарт — предчувствует свою смерть, пишет своё прекрасное творение “Реквием”; умирает, выпив отравленное вино.

Сальери — подсыпает яд Моцарту в вино, но это не приносит ему успокоения: “гений и злодейство — две вещи несовместные”.

Заключение

Каждое из четырех произведений А. С. Пушкина посвящено определенной человеческой страсти, зависимость от которой никогда не приводит ни к чему хорошему.

После ознакомления с кратким пересказом «Маленьких трагедий» рекомендуем прочитать циклом в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Артём Мальцев

    10/10

  • Александр Тихообразов

    10/10

  • Артем Ашуров

    8/10

  • To-It Idk

    10/10

  • Лиза Богомолова

    10/10

  • Владик Ларкин

    10/10

  • Валерий Семенушников

    8/10

  • Максим Максимов

    10/10

  • Ольга Петухова

    9/10

  • Дарья Головатюк

    8/10

Рейтинг пересказа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1424.


А какую оценку поставите вы?

«Пир во время чумы» краткое содержание трагедии Пушкина – читать пересказ онлайн

6 мин.

Александр Пушкин

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 619.

Обновлено 13 Июня, 2022

О произведении

Трагедия «Пир во время чумы» Пушкина была написана в 1830 году по мотивам отрывка поэмы Джона Вильсона «Город чумы», который как нельзя лучше соответствовал настроению писателя. Из-за разбушевавшейся эпидемии холеры Пушкин не мог покинуть Болдино и увидеться со своей невестой в Москве.

Для лучшей подготовки к уроку литературы, а также для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пира во время чумы».

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Место и время действия

Действие трагедии происходит в начале XIX века в Петербурге.

Главные герои

  • Вальсингам – председатель пиршества, смелый и отважный юноша, сильный духом.
  • Священник – воплощение благочестия и истинной веры.

Другие персонажи

  • Молодой человек – жизнерадостный юноша, в котором через край бьет энергия молодости.
  • Мери – печальная, задумчивая девушка.
  • Луиза – внешне сильная и решительная, но на самом деле очень чувствительная героиня.

Краткое содержание

На улице стоит стол, уставленный богатыми яствами. За ним сидят несколько юношей и девушек. Один из присутствующих, молодой человек, обращается к компании и напоминает всем о беззаботном Джексоне, чьи шутки неизменно поднимали всем настроение. Однако теперь неунывающий Джексон, став жертвой свирепой чумы, лежит в холодном гробу. Молодой человек предлагает поднять бокалы вина в память о близком друге «с веселым звоном рюмок, с восклицаньем, как будто б был он жив».

Председатель соглашается с предложением почтить память Джексона, который первым выбыл из их дружеского круга. Но только хочет сделать это в тишине. Все соглашаются.

Председатель просит Мери, чей голос «выводит звуки родимых песен с диким совершенством», спеть честной компании грустную песню, чтобы затем вновь с удвоенной силой обратиться к веселью.

Девушка поет о своей родине, которая совсем недавно процветала, но теперь превратилась в пустошь: закрыты школы и церкви, некогда щедрые поля пришли в запустение, не слышны веселые голоса и смех местных жителей. И только на кладбище царит оживление – один за другим сюда приносят гробы с жертвами чумы, и «стенания живых боязливо бога просят упокоить души их».

Председатель благодарит Мери «за жалобную песню» и предполагает, что на родине девушки в свое время бушевала такая же страшная эпидемия чумы, как и та, что уносит сейчас жизни людей.

Внезапно в их разговор вмешивается решительная и дерзкая Луиза, утверждающая, что подобные заунывные песни уже давно не в моде и лишь наивные души «рады таять от женских слез».

Председатель просит тишины: он прислушивается к стуку колес телеги, нагруженной трупами. При виде этого страшного зрелища Луизе становится плохо. Своим обмороком девушка доказывает, что она жестока и бессердечна лишь на первый взгляд, на самом же деле в ней скрыта нежная, ранимая душа.

Придя в себя, Луиза делится странным сном, что привиделся ей во время обморока. Страшный демон – «весь черный, белоглазый» – звал ее в свою страшную телегу, наполненную мертвецами. Девушка не уверена, был то сон или явь, и задает этот вопрос своим друзьям.

Молодой человек отвечает, что хоть они и находятся в относительной безопасности, но «черная телега имеет право всюду разъезжать». Для поднятия настроения он просит Вальсингама спеть «вольную, живую песню». На что председатель отвечает, что споет не веселую песню, а гимн в честь чумы, который он сам написал в минуту вдохновения.

В мрачном гимне возносится хвала чуме, которая не только «льстится жатвою богатой», но и дарует небывалое упоение, которое может ощутить сильный духом человек перед смертью.

Тем временем к пирующим приходит священник, который упрекает их в неуместном, кощунственном веселье во время столь страшного горя, охватившего весь город. Старец искренне возмущен тем, что их «ненавистные восторги смущают тишину гробов», и призывает молодых людей опомниться.

Пирующие прогоняют священника, но тот умоляет их прервать чудовищный пир и разойтись по домам. В противном случае они никогда не смогут встретиться на небесах с душами своих родных и близких.

На что Вальсингам отвечает, что «юность любит радость», а дома царит мрачное настроение. Священник напоминает юноше, что тот сам три недели назад похоронил мать и «с воплем бился над ее могилой». Он уверен, что несчастная женщина со слезами на глазах наблюдает за своим пирующим сыном.

На приказ священника Вальсингам отвечает решительным отказом, поскольку на пиру он удерживается «отчаяньем, воспоминаньем страшным» и он попросту не вынесет ужас мертвой пустоты своего дома. Председатель просит священника идти с миром и не докучать им своими проповедями.

Удаляясь, священник в своем последнем слове упоминает чистый дух Матильды – умершей жены Вальсингама. Услышав имя горячо любимой супруги, председатель утрачивает душевное равновесие. Его печалит, что душа Матильды взирает на него с небес и видит его не таким «чистым, гордым, вольным», каким всегда считала его при жизни.

Священник в последний раз просит Вальсингама покинуть пиршество, но председатель остается. Но он уже не предается, как прежде, веселью – все его мысли витают где-то очень далеко…

И что в итоге?

Вальсингам — несмотря на увещевания священника, остаётся на пиршестве, но больше не предаётся веселью.

Священник — безуспешно просит Вальсингама прекратить пиршество.

Заключение

В своей книге Пушкин показывает, как страх смерти проявляет человеческую сущность. Перед лицом неминуемой гибели все ведут себя по-разному: кто-то находит утешение в вере, кто-то пытается забыться в разврате и веселье, кто-то изливает свою душевную боль в лирике. Но перед смертью все равны, и скрыться от нее нет никакой возможности.

После ознакомления с кратким пересказом «Пира во время чумы» на нашем сайте рекомендуем прочесть трагедию в полной версии.

Тест по трагедии

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дарья Мостовая

    10/10

  • Ирина-Львовна Фрол

    10/10

  • Александр Марьянов

    8/10

  • Надежда Иванова(селиванова)

    10/10

  • Любовь Мижирицкая

    9/10

  • Олег Зенкин

    10/10

  • Madina Xabibullayeva

    10/10

  • Лидия Бирюкова

    10/10

  • Марина Обрезанова

    10/10

  • Валерия Гусева

    10/10

Рейтинг пересказа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 619.


А какую оценку поставите вы?

Маленькие трагедии краткое содержание. Скупой рыцарь. «Маленькие трагедии»

Уголок строительства и ремонта. Только полезные советы » Ванная » Маленькие трагедии краткое содержание. Скупой рыцарь. «Маленькие трагедии» — великие эпохи

p> Творческое наследие Пушкина богато не только его стихами. Он также содержит небольшие драматические произведения под названием «Маленькие трагедии». Характер этих рассказов близок к философской лирике.

Возьмем, к примеру, историю «Скупого рыцаря». Само название побуждает читателя к глубоким размышлениям. Эти слова никак не вписываются в понятие рыцарственности и скупой черты характера героя. Но в этом и заключается оригинальная идея Пушкина. Он удивительно глубоко показал читателю силу денег в европейской жизни, которая привела барона к позору ростовщика и стяжателя.

В произведении «Моцарт и Сальери» раскрывается тема зависти и уязвленного самолюбия. Моцарт поэта — воплощение жизнерадостности и открытости души, и Сальери не может смириться с этой «несправедливостью».

Каменный гость описывает образ пушкинского Дон Жуана. Его герой – человек эпохи Возрождения, который искренне любит девушку и пересматривает свои взгляды на жизнь. Даже умирая, Дон Жуан шепчет последние слова своей возлюбленной.

Его «Маленькие трагедии» являются образцами реального образа и сложного, во многих случаях противоречивого внутреннего мира человека.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание маленьких трагедий Пушкина

Другие произведения:

  1. Моцарт Характеристика литературного героя МОЦАРТ — центральный персонаж трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830). М. Пушкин так же далек от настоящего Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) как и весь сюжет трагедии, основанный на легенде (ныне опровергнутой) о том, что Моцарт был Читать далее ……
  2. Александр Сергеевич Пушкин решил написать 13 трагедий. Завершены 4: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери». Слово «маленький» указывает на сокращенный объем 3-х сцен. Действие трагедии начинается на наиболее напряженный момент, доведен до кульминации Подробнее ……
  3. Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой «маленькой трагедии», можно усомниться в том, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти.Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то несовпадение сказанного вслух бросается в глаза,Читать далее. ..
  4. Моцарт и Сальери Композитор Сальери сидит в своей комнате. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая свое детство, он говорит, что родился с любовью к высокому искусству, что в детстве плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковных Подробнее ……
  5. А. Пушкин писал «Пир во время чумы» и другие «маленькие трагедии» в 1830 году, во время пребывания в Болдине. Поэт выбрал эту тему не случайно – его пребывание в Болдино совпало с распространением эпидемии холеры, от заболевания которой Читать дальше ……
  6. «Маленькие трагедии» посвящены образу человеческой души, захваченной всепоглощающей и губительной страстью скупости («Скупой рыцарь»), зависти («Моцарт и Сальери»), чувственности («Каменный гость «). Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан — незаурядные, думающие, сильные натуры. Именно поэтому внутренний конфликт каждого из них окрашен ПОДЛИННЫМ Читать дальше ……
  7. Маленькие сказки Почему кит ест только мелкую рыбу Когда кит съел всю рыбу, маленькая хитрая рыбка описала ему всю прелесть человеческой закуски и рассказал ему, где ее найти, но предупредил, что человек существо беспокойное. Кит проглотил моряка вместе с его плотом Подробнее ……
  8. Паж, или Пятнадцатый год Герой поэмы – легкомысленный мальчик – паж Керубино. Об этом можно судить даже по эпиграфу, который указывает на его возраст. Керубино с гордостью говорит, что ему скоро исполнится 15 лет и он считает себя взрослым. Над губой Подробнее ……

Краткое содержание Маленькие трагедии Пушкина

Год написания: 1830

Жанр: цикл пьес

Сюжет

Скупой рыцарь0017

Главные герои: барон , его сын Альберт

Благородный барон настолько поглощен накоплением богатства, что его больше ничего на свете не интересует. Он даже ненавидит собственного сына, на которого нужно тратить деньги. Барон отказывает себе во всем, лишь бы не прикоснуться ни к одной монете из заветных шести сундуков с золотом.

Встретив своего сына во дворце герцога, он бросается на него с оружием и умирает от волнения, думая только о своих сокровищах.

Моцарт и Сальери

Главные герои: Моцарт , Сальери — композиторы

Сальери безумно завидует Моцарту, его оптимизму, его таланту, его божественному вдохновению. Моцарт пишет музыку легко, она как бы вытекает из его души, а для Сальери создание мелодий — тяжелый крест, он изучает гармонию как алгебру и просчитывает каждый звук. При этом он понимает, что никогда не достигнет высот в творчестве, никогда не будет вровень с Моцартом.

Сальери решил отравить своего друга, чтобы спасти его душу от падения и сохранить святое искусство в целости. Отравленный Моцарт покидает трактир, и Сальери понимает, что его зависть не умерла и до сих пор его мучает.

Каменный гость

Главные герои: Дон Жуан , Анна , статуя полководца

Дон Жуан, неотразимый любовник и покоритель женских сердец, на дуэли убивает командира вынуждены скрываться. Но он возвращается в Мадрид, желая продолжить здесь свои любовные похождения. На погосте он видит Донну Анну, жену полководца, и мгновенно увлекается красивой вдовой.

Анна с неохотой слушает его слова, и ее сердце склоняется к незнакомому отшельнику. Наконец она соглашается на вечернее свидание. Торжествующий Дон Жуан, предвкушая любовную победу, приглашает Командора на вечер. Каменная статуя кивает в ответ.

Вечером, после страстных объяснений, дон Хуан раскрывает свое настоящее имя и признается, что это он убил ее мужа. В этот момент входит статуя, она пожимает руку своему убийце, и оба попадают в ад.

Пир во время чумы

Главные герои: Уолсингем , Мэри

Во время великой чумы группа молодых людей накрывает столы на главной площади и, скрывая страх смерти, пытается весело и не думать о телегах с мертвецами, которые постоянно проезжают мимо. Вальсингам отвечает на упреки священника, что горе убивает душу, и после этого ничего не страшно.

Заключение (мое мнение)

Каждая маленькая пьеса показывает, как отвратительны человеческие пороки. Греховная страсть не может быть благородной; она разъедает душу и делает человека моральным уродом.

«Маленькие трагедии» — цикл коротких пьес, посвященных негативным человеческим страстям и порокам:

  • Скупой рыцарь;
  • Моцарт и Сальери;
  • «Каменный гость»;
  • «Пир во время чумы».
Краткое содержание «Скупой рыцарь»

Престарелый рыцарь-барон почти обезумел от алчности. Он видит смысл своей жизни в том, чтобы спуститься в подвал и насыпать новые горсти золота в свои шесть сундуков с сокровищами. Барон зарабатывает деньги домогательствами и обманом. Жадность заглушает в нем голос раскаяния. Старый рыцарь часами зажигает свечи в подвале и любуется своими сундуками.

Скряга держит своего 20-летнего сына Альберта в черном теле. Денег у юноши не хватает ни на коня, ни на рыцарское оружие. Альберт ненавидит своего отца, мелочность которого заставляет его влезать в долги бессердечному еврейскому ростовщику Соломону. В конце концов Соломон прекращает кредитовать Альберта и намекает, что ему было бы неплохо нанести яд своему родителю. Молодой рыцарь в гневе прогоняет еврея, но в глубине души чувствует: не прочь последовать его совету.

Когда скупой рыцарь и его сын случайно встречаются во дворце их общего сюзерена, герцога, взаимная неприязнь закипает с такой силой, что они бросаются друг на друга с оружием. При этом отец умирает от волнения, помня перед смертью лишь о ключах от сундуков.

Краткое содержание «Моцарт и Сальери»

Знаменитый композитор Сальери, человек сухой, невдохновенный, изучал музыкальную гармонию, как алгебру, и писал мелодии в манере искусного ремесленника: математически подбирая тона. Но слава трудолюбивого Сальери начинает затмевать молодого Моцарт , веселый гуляка, добивающийся всего не мелочным упорством, а незаурядным талантом. Сальери проникнут черной завистью к Моцарту, охватившей все его существо.

Наконец он решает отравить своего соперника и приглашает его на совместный ужин в гостиницу. Моцарт с грустью рассказывает, что предчувствует свою скорую смерть, и играет для Сальери свое новое, самое гениальное, произведение «Реквием». Завистник подливает яд в бокал Моцарта. Он выпивает его и уходит, обреченный на смерть. Но Сальери западает в душу фраза, сказанная Моцартом перед расставанием: гениальность и злодейство — две несовместимые вещи. Оказывается, злодей-убийца не может быть гением в музыке. Правота этой мысли пробуждает в душе Сальери новые страстные терзания. Убивая Моцарта, он думал утолить свою зависть — но это его не спасает.

Краткое содержание «Каменного гостя»
Сцена 1

Дон Хуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но все же тайно возвращающийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается на монастырском кладбище в окрестностях Мадрида. Вспоминая прошлые приключения, он собирается продолжить их, вновь войдя в город. От монаха дон Хуан узнает, что это кладбище каждый день посещает дон Анна, вдова полководца дона Альвара де Сольвы, однажды убитого им на дуэли. Увидев ее, он решает познакомиться с ней. А пока он спешит в Мадрид.

Сцена 2

В доме актрисы Лауры собрались гости: друзья и поклонники. Пение Лауры приводит гостей в восторг. Но один из гостей, Дон Карлос, узнав, что слова исполняемой песни сочинил ее бывший любовник Дон Жуан, приходит в ярость — этот негодяй убил своего брата (возможно, Дона Альвара)! Лаура готова прогнать нахального кавалера, но гости их мирят, и после новой песни расходятся. И Лаура решает оставить вспыльчивого Дона Карлоса: он ей понравился. Их разговор прерывает появление Дон Жуана. Лаура радостно бросается к нему. Бой неизбежен, и дон Карлос настаивает, чтобы он состоялся немедленно. Соперники дерутся, и Дон Жуан убивает Дона Карлоса.

Сцена 3

Убив Дона Карлоса, Дон Хуан снова оказывается в монастыре, где скрывается под видом отшельника. Донья Анна каждый день приходит на могилу своего мужа-полководца. Дон Хуан встречает ее, называя себя Доном Диего де Кальвадо. Она слушает его со смешанным чувством любопытства и страха. Донья Анна соглашается принять его завтра у себя дома. Опьяненный победой, Дон Жуан бросает судьбе дерзкий вызов: он приглашает командира на завтрашнее совещание, чтобы тот стоял на часах во время совещания. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, как статуя согласно кивает в ответ на приглашение.

Сцена 4

Комната в доме Доны Анны. Пылкие признания не могут оставить сердце молодой женщины холодным. Но дон Хуан небрежно бросил слово о своей вине перед донной Анной. Нет, он не хочет прикасаться к этой темной тайне, иначе донья Анна возненавидит его! Но она настаивает, и Дон Жуан, убедившись, что сумел вызвать ответное чувство, открывает свое имя. Он не жалеет, что убил Командира, и готов умереть от ее руки. Но в сердце доньи Анны нет ненависти, она осознает свою ответную любовь к сопернице, убившей ее мужа. Дон Жуан торжествует, но в этот момент раздаются тяжелые шаги, и вот появляется статуя полководца. Донья Анна теряет сознание, и полководец протягивает руку Дон Гуану, а тот, полный неукротимого волнения и бесстрашия, отвечает на рукопожатие каменной статуи, протягивая ему руку. И тогда оба терпят неудачу.

Краткое содержание «Пир во время чумы»

Во время ужасной лондонской чумы 1665 года тысячи похоронных фургонов везли умерших на кладбища. Повсюду слышны стоны и плач, но на одной из улиц несколько гуляк парадом предаются разврату и пьянству за накрытым столом. Однако их веселье наиграно. Участники кощунственного пира лишь пытаются залить вином горе о родных и близких, которых они теряют каждый день.

Одна из пирующих, желтоволосая Мария, поет жалобную песню о чуме, но товарищи высмеивают ее за «плаксивость». Председатель пира, угрюмый Вальсингам, встает с кубком и поет исступленный гимн чуме. Он призывает не проклинать, а прославлять великое бедствие, ибо страшная опасность возвышает человеческий дух. «В бою упоение, а на краю темная бездна… Все, все, что грозит смертью, таит необъяснимые удовольствия для сердца смертного…»

Проходивший мимо священник призывает Вальсингама прекратить свои безбожные выходки и вспоминает, как недавно он безутешно скорбел о потере любимой матери и жены. Но председатель отвечает, что невыразимое горе навсегда погубило его душу — и он не жалеет об этом. Монах молится Богу о спасении Вальсингама и уходит. Праздник продолжается. Председатель сидит за столом, глубоко задумавшись.

«Маленькие трагедии» — великие эпохи.

Введение

В 1830 году 6 мая в жизни Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта и писателя, произошло знаменательное событие — он сделал Наталье Николаевне Гончаровой предложение руки и сердца, получив согласие. Помолвка сыграла большую роль в дальнейшей творческой жизни поэта, мечтавшего о семье и собственном большом доме. В сентябре 1830 года Пушкин был вынужден уехать в Болдино Нижегородской области, в имение отца, для решения бытовых и финансовых вопросов перед предстоящей свадьбой. Его скорому возвращению помешала эпидемия холеры в Москве. Вынужденное затворничество было отмечено поэтом, вдохновленным помолвкой, на создание многих литературных произведений. Этот период вошел в творческую биографию Пушкина под названием «Болдинская осень».

Осень — благодатная пора

В Болдино поэт подвел своеобразный итог литературного творчества перед вступлением в новый этап жизни — семьянина. Урожайная осенняя «ссылка» подтвердила гениальность великого Пушкина как поэта и писателя. Здесь было написано много стихов. Роман в стихах «Евгений Онегин», начатый в Михайловской ссылке, подошёл к концу, были написаны последние главы.
Среди прочего, здесь увидели свет и другие произведения, вышедшие из-под пера писателя: «Повести Белкина», поэма «Цыгане», «Сказка о попе и работнике его Балде», начатая, но не доведенная до конца, «Сказка о медведе».
После «Рассказов Белкина» писатель сразу приступил к написанию цикла коротких пьес. Ориентировочные даты написания были установлены по отметкам, оставленным на рукописях произведений, — с 23 октября по 6 ноября.
«Маленькие трагедии» А.С. Пушкин называл это либо драматическими сценами, либо маленькими трагедиями. Эти уникальные произведения, вызывающие неоднозначные чувства у читателей, критиков и исследователей творчества великого поэта, состоят из четырех камерных драм – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость». «. Каждый со своей сюжетной линией, главные герои, с ярко выраженными в их характерах человеческими страстями. В «Скупом рыцаре» — жадность и скупость, в «Моцарте и Сальери» — восхищение и зависть, «гений и злодейство», «Каменный гость» — это любовь и страдание. Но в драме «Пир во время чумы» не отражено какое-либо негативное пристрастие человека, а сведены воедино описанные страсти. Поэт дает определенный вывод о сущности жизни, бытия и смерти. Все ли равны перед смертью?! Перед лицом смерти, чумы нет социальных границ, нет избранных.
Герои пушкинских пьес на короткое время переживают кульминацию сюжета, «маленькую трагедию». В произведениях противопоставлены друг другу два персонажа, являющиеся антиподами (скупой Рыцарь и щедрый Герцог; Моцарт и Сальери, Пир и Чума, Дон Жуан и Командующий). Противостояние героев, взрыв эмоций и трагическая кульминация-развязка говорят о цельности пьес. По жанровому описанию это трагедии.
Возможно, что при их написании Пушкин вдохновлялся европейской культурой и литературой. Литература Европы ранее освещала темы, затронутые в «Маленьких трагедиях». Эпоха Средневековья отражена в драме «Скупой рыцарь». Пушкин намекает в названии: «Сцена из трагикомедии Ченстона: Скупой рыцарь», хотя у английского поэта XVIII века Уильяма Шенстона такого произведения не было.
Эпоха Просвещения, век свободомыслия, развития науки и философии, духовного и интеллектуального совершенствования нашли отражение в размышлениях-монологах Сальери. Сомнение и восхищение, зависть и восторг вплетены в эту историю. Роль Сальери в развитии творчества Моцарта огромна, но Пушкин, для большей контрастности, поддержал ходившую по Европе легенду о том, что Сальери отравил великого гения.
Пьесу Пушкина «Пир во время чумы» можно назвать вольным переводом произведения английского поэта, эссеиста Джона Уилсона, чья романтическая поэма «Город чумы» была опубликована в авторском сборнике в 1816 году. трагедия Пушкина и поэма Вильсона описывают события, происходившие во время эпидемии чумы в Лондоне в 1665 году. Герои эпохи романтизма полны вдохновения, самопожертвования и страсти.
Образ Дон Жуана появился в литературе эпохи Возрождения. Многие драматурги использовали образ этого ловеласа-авантюриста в своих произведениях. Пушкин впервые вписал в трагедию образ «вечного» героя комедии. Получился Дон Жуан у Пушкина, сложная и внезапная личность, легко и хитро играющая на чувствах людей. Умеющий их уговорить, соблазнить или подвести к решительным шагам, но в то же время бесстрашный и смелый.

Заключение

В каждой трагедии Пушкин показывает личность героя с разных сторон, легко используя нужные слова в нужный момент, что дает полное описание времени и места действия драмы. Яркие личности, живые люди, реальная жизнь, разные эпохи, но неизменными остаются страсти и жизненные проблемы, проблемы характера. Пушкин ярко доказал это в «Маленьких трагедиях», противопоставив героев и их характеры, философские взгляды и психологические нюансы.

Цикл «Маленькие трагедии» Пушкина, написанный в 1830 году осенью Болдина, включает четыре небольшие пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». «.

главные герои

Барон — жадный старик, смысл жизни которого заключается в накоплении богатства.

Альберт — сын барона, отважный рыцарь.

Дон Жуан — испанский вельможа, знаменитый сладострастник.

Дона Анна — вдова полководца, в которую влюблен Дон Жуан.

Уолсингем — председатель праздника.

Моцарт — великий музыкант и композитор.

Сальери — соперник Моцарта, его завистник.

Другие персонажи

Герцог — правитель, который пытается урезонить отца и сына.

Еврей Соломон — ростовщик, предлагающий Альберту отравить его отца.

Лора — любовница Дон Жуана, молодая актриса.

Лепорелло — верный слуга Дон Жуана.

Скупой рыцарь

Молодой рыцарь Альберт храбр и отважен, но вынужден вести полунищенское существование из-за непомерной жадности своего отца, благородного барона. На рыцарском турнире он одерживает блестящую победу над противником, но совсем этому не рад — шлем пробит, ретивый конь хромает, а денег нет даже, не говоря уже о том, чтобы нарядиться в новое платье.

Альберт вынужден в очередной раз обратиться к еврею Соломону — ростовщику, у которого он занимает деньги. Соломон дает совет юноше, как быстро разбогатеть, намекая, что барону пора умирать. Он предлагает рыцарю воспользоваться услугами опытного аптекаря и отравить алчного отца, но юноша в ярости прогоняет ростовщика.

Альберт не видит другого выбора, кроме как обратиться за помощью к герцогу, чтобы он мог повлиять на барона.

Тем временем Барон спускается в подвал и наслаждается видом своих шести сундуков, наполненных золотыми монетами. В золоте он видит радость и уверенность в собственных силах. .. Барона огорчает только то, что после его смерти все сокровища утекут через «атласные, дикие карманы» его беспутного сына.

Во время случайной встречи в герцогских покоях между отцом и сыном разыгрывается отвратительная сцена — барон обвиняет Альберта в покушении на убийство, а горячий юноша готов драться с собственным отцом, защищая его честь. Не выдержав накала страстей, скряга умирает, а изумленный герцог восклицает: «Страшный век, страшные сердца!»

Моцарт и Сальери

Совершенно лишенный вдохновения и любви к искусству Сальери рассказывает, как «труден был первый шаг и скучен первый путь». Однако музыкальную гармонию ему удалось изучить в совершенстве, как и точным наукам. Теперь Сальери пишет музыкальные композиции в манере опытного ремесленника, подбирая тона по математическим правилам.

Однако слава трудолюбивого и настойчивого Сальери затмевается молодым и невероятно одаренным Моцартом. Он завоевывает популярность не трудолюбием, а благодаря своему природному таланту, который сильно раздражает Сальери. Он признает безусловный дар своего товарища — «Ты, Моцарт, Бог, и сам этого не знаешь», и сокрушается, что Господь так щедро отмерил талант такого недостойного гуляки, как Моцарт.

Сальери уверен, что Моцарт не принесет никакой пользы искусству, и его смерть не станет трагедией для истинных ценителей музыки. Желая избавиться от опасного соперника, Сальери приглашает Моцарта в трактир, чтобы отравить его.

За столом грустный и задумчивый Моцарт признается своему другу, что повсюду видит чернокожего человека, который «не дает покоя ни днем, ни ночью». Музыкант уверен, что это его смерть, которая идет за ним по пятам. Он играет свое самое прекрасное творение, Реквием.

Сальери подливает яд в бокал вина Моцарту, который выпивает и вскоре умирает. Однако избавление от соперника не приносит преступнику удовлетворения, так как «гениальность и злодейство — две вещи несовместимые».

Каменный гость

Дон Жуан, прославившийся на весь Мадрид как «коварный искуситель» и «безбожный развратник», тайно возвращается из ссылки в родной город. .. Его вина заключается в том, что по его милости погиб доблестный полководец , и разгневанный король выслал дуэлянта из Мадрида.

Герой, по вине которого сложилось столько женских судеб, недовольных жизнью в эмиграции, — местные барышни оказались слишком пресными и скучными. Он стремится в Мадрид, чтобы предаться любовным утехам со своей возлюбленной — молодой актрисой Лаурой.

Тем временем ветреная Лора в окружении своих поклонников пользуется всеобщим вниманием. Во время разлуки с Дон Жуаном она не сохранила ему верности, в чем признается при встрече с возлюбленным.

Любвеобильный повеса не слишком опечален этой новостью, так как его сердце уже занято прекрасной доньей Анной — вдовой убитого им полководца. Он наблюдает за женщиной на кладбище возле статуи ее мужа и признается ей в своих нежных чувствах. Донья Анна пытается закончить этот разговор, потому что здесь «нет места таким речам, такому безумию».

Настойчивый Дон Жуан пытается уговорить вдову на свидание, но при этом его называют другим именем. Насмешник приглашает статую полководца прийти и посмотреть, как он будет мил со своей женой.

Оказавшись в покоях Доньи Анны, он готов отдать «все за один благосклонный взгляд». Женщины начинают поддаваться чарам опытного искусителя, но в этот момент в комнате появляется каменная статуя полководца, который пожимает руку Дон Жуану и падает с ним в преисподнюю.

Пир во время чумы

Во время тяжелой эпидемии чумы группа из нескольких мужчин и женщин решает устроить настоящий пир на улице. Они поднимают бокалы в память о своем веселом друге, который стал жертвой смертельной болезни.

Председатель этого необычного застолья — Вальсингам — предлагает Марии спеть грустную песню, чтобы потом пировать и веселиться с новыми силами. Девушка поет красивую, но очень грустную песню о своей родине, на которую обрушились беды после эпидемии чумы.

Песня понравилась всем присутствующим, и только дерзкая Луиза утверждает, что только наивные и сентиментальные люди «счастливы таять от женских слез». Но, увидев телегу, нагруженную мертвецами, первый падает в обморок.

Вальсингам поет мрачный гимн чуме, который сам сочинил под влиянием последних событий. К пирующим подходит священник, который призывает их прекратить веселье, так как их «ненавистные восторги смущают молчание гробов».

Председатель отказывается расформировать роту, но священник напоминает ему о том, как он «с криком боролся» над могилами умерших от чумы матери и любимой жены. Даже эти аргументы Уолсингем не принимает. Он остается пировать с друзьями, но погружается в глубокие размышления.

Заключение

Каждая из четырех работ А.С. Пушкин посвящен некой человеческой страсти, зависимость от которой никогда ни к чему хорошему не приводит.

После ознакомления с кратким пересказом Рекомендуем прочитать цикл «Маленькие трагедии» в полной версии.

Тест товара

Проверка запоминания конспекта тестом:

Оценка пересказа

Средняя оценка: 4.2. Всего полученных оценок: 331.

Маленькие трагедии Александра Пушкина | Используется | 9780300080278

  1. Дом
  2. Нехудожественная литература
  3. Литература и литературоведение
  4. Пьесы и сценарии