Краткое содержание махабхарата: «Махабхарата» за 10 минут. Краткое содержание эпоса Вьясы

«Махабхарата» за 10 минут. Краткое содержание эпоса Вьясы

«Великая [битва] бхаратов» — древнеин­дийский эпос, состоящий приблизительно из ста тысяч двустиший-шлок, разделенных на 18 книг, и включающий в себя множество вставных эпизодов (мифов, легенд, притч, поучений и т. д.), так или иначе связанных с главным повествованием.

В городе Хастинапур, столице страны бхаратов, царствовал могущественный государь Панду. По проклятию некоего мудреца, случайно пораженного его стрелой, он не мог зачать детей, и потому первая его жена, Кунти, владевшая божественным заклинанием, вызвала одного за другим бога справед­ливости Дхарму — и родила от него Юдхиштхиру, бога ветра Ваю — и родила от него Бхиму, или Бхимасену, царя богов Индру — и родила Арджуну. Затем она передала заклинание второй жене Панду Мадри, которая от небесных братьев Ашвинов (Диоскуров) родила близнецов Накулу и Сахадеву. Все пять сыновей считались по закону детьми Панду и именовались пандавами.

Реклама:

Вскоре после рождения сыновей Панду умер, и царем в Хастинапуре стал его слепой брат Дхритараштра.

У Дхритараштры и его супруги Гандхари были одна дочь и сто сыновей, которые по одному из своих предков именовались кауравами, и среди них царь особенно отличал и любил своего первенца Дурьодхану.

Долгое время пандавы и кауравы вместе воспитываются при дворе Дхритараштры и стяжают великую славу своими познаниями в науках, искусствах и особенно военном деле. Когда они достигают совершен­нолетия, их наставник Дрона устраивает при большом стечении народа воинские состязания, на которых и пандавы, и кауравы обнаруживают несравненное мастерство в стрельбе из лука, поединках на мечах, палицах и копьях, управлении боевыми слонами и колесницами. Наиболее успешно сражается Арджуна, и лишь один из участников состязаний не уступает ему в ловкости и силе — безвестный воин по имени Карна, который впоследствии оказывается сыном Кунти от бога солнца Сурьи, рожденным ею ещё до брака с Панду. Пандавы, не зная происхождения Карны, осыпают его насмешками, которых он никогда им уже не сможет простить, а Дурьодхана, наоборот, делает его своим другом и отдает ему во владение царство Ангу.

Вскоре после этого между пандавами и завидующими им кауравами постепенно разгорается вражда, тем более что наследником царства бхаратов по обычаю должен стать не претендующий на него каурав Дурьодхана, а старший из пандавов — Юдхиштхира.

Реклама:

Дурьодхане удается убедить своего отца на время выслать пандавов в город Варанавата, находящийся на севере царства. Там для братьев выстроен смоляной дом, который Дурьодхана приказывает поджечь, чтобы все они сгорели заживо. Однако мудрый Юдхиштхира разгадал злодейский замысел, и пандавы вместе со своей матерью Кунти тайным ходом выбираются из западни, а в доме сгорают случайно забредшие туда нищенка с пятью её сыновьями. Обнаружив их останки и приняв их за пандавов, жители Варанаваты со скорбью, а Дурьодхана с братьями себе на радость утвердились в мысли, что сыновья Панду погибли.

Между тем, выбравшись из смоляного дома, пандавы уходят в лес и живут там неузнанными под видом брахманов-отшельников, ибо опасаются новых козней Дурьодханы. В это время пандавы совершают многие славные подвиги; в частности, храбрый Бхима убивает ракшасу-людоеда Хидимбу, покусившегося на жизнь братьев, а также другое чудовище — ракшасу Бану, требовавшего от жителей небольшого города Экачакра ежедневных человеческих жертв. Однажды пандавы узнают, что царь панчалов Друпада назначил сваямвару — выбор жениха невестой — для своей дочери красавицы Драупади. Пандавы идут в столицу панчалов Кампилью, куда уже собралось, чтобы поспорить за руку Драупади, множество царей и царевичей. Друпада предложил женихам-соискателям послать в цель пять стрел из чудесного божественного лука, но никто из них не смог даже натянуть его тетиву. И только Арджуна с честью выдержал испытание, после чего, по слову Кунти, Драупади стала общей женой всех пятерых братьев. Пандавы раскрыли Друпаде свои имена; и о том, что их соперники живы, тут же узнали кауравы в Хастинапуре. Дхритараштра, несмотря на возражения Дурьодханы и Карны, пригласил пандавов в Хастинапуру и отдал им во владение западную часть своего царства, где они выстроили для себя новую столицу — город Индрапрастха.

Реклама:

Много лет Юдхиштхира и его братья счастливо, в довольстве и почете жили в Индралрастхе. Они предприняли военные походы на север, юг, запад и восток Индии и покорили многие царства и земли. Но вместе с ростом их могущества и славы росли зависть и ненависть к ним кауравов. Дурьодхана посылает Юдхиштхире вызов на игру в кости, от которой тот по правилам чести не вправе был уклониться. В противники ему Дурьодхана выбирает своего дядю Шакуни, искуснейшего игрока и не менее искусного обманщика. Юдхиштхира очень быстро проигрывает Шакуни все свои богатства, земли, скот, воинов, слуг и даже собственных братьев. Тогда он ставит на кон самого себя — и проигрывает, ставит последнее, что у него осталось, прекрасную Драупади, — и проигрывает снова. Кауравы начинают глумиться над братьями, ставшими по условиям игры их рабами, и особенно постыдным унижениям подвергают Драупади. Тут Бхима произносит обет смертельной мести, а когда зловещим словам обета вторит предвещающий беду вой шакала и слышатся другие грозные предзна­ме­нования, устрашенный Дхритараштра освобождает Драупади от рабства и предлагает выбрать ей три дара.

Драупади просит одного — свободы для своих мужей, но Дхритараштра вместе со свободой возвращает им и царство, и все остальное, что было ими утрачено.

Реклама:

Однако едва лишь палдавы вернулись в Индрапрастху, Дурьодхана вновь вызывает Юдхиштхиру на злосчастную игру. По условиям новой игры — а Юдхиштхира опять её проиграл — он должен вместе с братьями на двенадцать лет уйти в изгнание и по истечении этого срока ещё один год неузнанным прожить в какой-либо стране.

Пандавы выполнили все эти условия: двенадцать лет, преодолевая нужду и многие опасности, они прожили в лесу, а тринадцатый год в качестве простых слуг провели при дворе царя матсьев Вираты. В конце этого года на страну матсьев напали кауравы. Войско матсьев во главе с Арджуной отразило этот набег, по подвигам военачальника кауравы узнали Арджуну, но срок изгнания рке истек, и пандавы могли не скрывать далее свои имена.

Пандавы предложили Дхритараштре вернуть им их владения, и тот вначале был склонен согласиться с их требованием. Но властолюбивый и коварный Дурьодхана сумел переубедить отца, и теперь война между пандавами и кауравами стала неизбежной.

К Курукшетре, или полю Куру, на котором суждено было состояться великой битве, стягиваются несметные полчища воинов, тысячи колесниц, боевых слонов и коней. На стороне кауравов, по долгу подданных Дхритараштры, сражаются их двоюродный дед мудрый Бхишма и наставник царевичей Дрона, друг и союзник Дурьодханы Карна, супруг дочери Дхритараштры Джаядратха, сын Дроны Ашваттхаман, цари Шалья, Шакуни, Критаварман и другие могучие и отважные воины. Сторону пандавов принимают цари Друпада и Вирата, сын Друпады Дхриштадьюмна, сын Арджуны Абхиманью, но особо важную роль в битве играет вождь рода ядавов Кришна — земное воплощение бога Вишну, который по обету сам не имеет права сражаться, но становится главным советником пандавов.

Реклама:

Перед самым началом боя Арджуна, объезжая войска на колеснице, возничим которой был Кришна, видит в лагере противников своих учителей, родичей и друзей и в ужасе перед братоубий­ственной битвой роняет оружие, восклицая: «Не буду сражаться!» Тогда Кришна произносит ему свое наставление, получившее название «Бхагавадгита» («Песнь Божественного») и ставшее священным текстом индуизма.

Прибегая к религиозным, философским, этическим и психоло­гическим доводам, он убеждает Арджуну исполнить свой воинский долг, провозглашая, что не плоды дела — дурными они кажутся или добрыми, — но только само дело, о конечном смысле которого смертному судить не дано, должно быть единственной заботой человека. Арджуна признает правоту учителя и присоединяется к войску пандавов.

Битва на поле Куру длится восемнадцать дней. В многочисленных боях и поединках один за другим гибнут все вожди кауравов: и Бхишма, и Дрона, и Карна, и Шалья, все сыновья Дхритараштры, а в последний день битвы от руки Бхимы старший среди них — Дурьодхана. Победа пандавов кажется безоговорочной, от бесчисленного войска кауравов остаются в живых лишь трое: сын Дроны Ашваттхаман, Крипа и Критаварман. Но ночью этим трем воинам удается пробраться в спящий лагерь пандавов и истребить всех своих врагов за исключением пяти братьев-пандавов и Кришны. Такой ужасной оказалась цена победы.

На поле, усеянном трупами воинов, появляются мать кауравов Гандхари, другие матери, жены и сестры погибших и горько их оплакивают. Происходит примирение пандавов с Дхритараштрой, после которого опечаленный Юдхиштхира решает провести остаток своей жизни отшельником в лесу. Однако братьям удается убедить его исполнить свой наследственный долг государя и короноваться в Хастинапуре. Спустя некоторое время Юдхиштхира совершает великое царское жертвопри­ношение, его войско под водительством Арджуны покоряет всю землю, и он мудро и справедливо царствует, повсюду утверждая мир и согласие.

Реклама:

Проходит время. Престарелый царь Дхритараштра, Гандхари и мать пандавов Кунти, избравшие для себя участь отшельников, погибают в лесном пожаре. Умирает Кришна, которого ранил в пятку — единственное уязвимое место на теле Кришны — некий охотник, приняв его за оленя. Узнав об этих новых горестных событиях, Юдхиштхира наконец осуществляет давнее намерение и, назначив своим преемником на троне внука Арджуны Парикшита, вместе с братьями и Драупади покидает царство и уходит подвижником в Гималаи. Один за другим не выдерживают тяжкого пути и умирают Драупади, Сахадева, Накула, Арджуна и Бхима. У священной горы Меру оставшегося единственным в живых Юдхиштхиру встречает царь богов Индра и с почетом провожает на небо. Однако там Юдхиштхира не видит своих братьев и, узнав, что они мучаются в преисподней, отказывается от небесного блаженства; он желает разделить их участь, просит и его отвести в преисподнюю. В преисподней заканчивается последнее испытание пандавов: мрак преисподней рассеивается — он оказывается иллюзией-майей, а Юдхиштхире, так же как его жене, братьям и другим благородным и храбрым воинам, отныне предстоит вечное пребывание на небе среди богов и полубогов.

Пересказал П. А. Гринцер. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Махабхарата (кратко)

В переводе на русский язык Махабхарата означает «Великое сказание о потомках Бхараты» или «Сказание о великой битве бхаратов». Махабхарата – героическая поэма, состоящая из 18 книг, или парв. В виде приложения она имеет еще 19-ю книгу – Хариваншу, т. е. «Родословную Хари». В нынешней своей редакции Махабхарата содержит свыше ста тысяч шлок, или двустиший, и по объему в восемь раз превосходит «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, взятых вместе.

По свидетельству самого памятника, помимо нынешней полной редакции Махабхараты, существовала и первоначальная — краткая редакция этой поэмы, состоявшая из двадцати четырех тысяч шлок. Эта редакция излагает основное сказание эпопеи, которое посвящено истории непримиримой вражды между кауравами и пандавами – сыновьями двух братьев Дхритараштры и Панду. В эту вражду и вызванную ею борьбу, согласно сказанию, постепенно вовлекаются многочисленные народы и племена Индии, северной и южной. Она оканчивается страшной, кровопролитной битвой, в которой гибнут почти все участники обеих сторон. Одержавшие победу столь дорогою ценой объединяют страну под своей властью. Таким образом, главной идеей основного сказания является единство Индии.

Индийская литературная традиция считает Махабхарату единым произведением, а авторство ее приписывает легендарному мудрецу Кришне-Двайпаяне Вьясе. Согласно Махабхарате, Вьяса, автор поэмы, является сыном прекрасной Сатьявати, дочери царя рыбаков, от странствующего мудреца Парашары. Вьяса почитается не только современником, но и близким родственником героев Махабхараты.

Поэма Махабхарата начинается с двенадцатилетнего змеиного жертвоприношения царя Шаунаки, которое происходит в лесу Наймиша. Сказитель Уграшравас навещает собравшихся там мудрецов. По их просьбе, он рассказывает им легенды и сказания, содержащиеся в первых 53 главах. В дальнейшем мудрецы просят его рассказать поэму Махабхарату. И Уграшравас излагает поэму точно так, как он слышал ее от Вайшампаяны, ученика Вьясы. Начиная с 55-й главы и до конца поэмы изложение ведется от лица Вайшампаяны. Но в тех частях, когда повествование переходит к описанию великой битвы, Вайшампаяна в своем рассказе уступает место Санджайе, вознице слепого царя Дхритараштры. Перед началом сражения Санджая получил от Вьясы сверхъестественный дар присутствовать невидимым в любом месте поля боя и быть свидетелем всех событий. То, что он видит и сообщает своему слепому царю, передается слово в слово Вайшампаяной (книги VI-X).

Таким образом, в изложении Махабхараты введены попеременно три основных рассказчика: 1) Уграшравас, обращающийся к царю Шаунаке, 2) Вайшампаяна, обращающийся к царю Джанамеджайе, и 3) Санджая, обращающийся к царю Дхритараштре.

 

Содержание «Махабхараты»

Махабхарата состоит из 18 парв (книг):

  1. Адипарва (Первая книга)
  2. Сабхапарва (Книга о собрании)
  3. Араньякапарва (Лесная книга)
  4. Виратапарва (Книга о Вирате)
  5. Удьйогапарва (Книга о старании
  6. Бхишмапарва (Книга о Бхишме)
  7. Дронапарва (Книга о Дроне)
  8. Карнапарва (Книга о Карне)
  9. Шальяпарва (Книга о Шалье)
  10. Сауптикапарва (Книга о нападении на спящих)
  11. Стрипарва (Книга о женах)
  12. Шантипарва (Книга об умиротворении)
  13. Анушасанапарва (Книга о предписании)
  14. Ашвамедхикапарва (Книга о жертвоприношении коня)
  15. Ашрамавасикапарва (Книга о жительстве в лесу)
  16. Маусалапарва (Книга о битве на палицах)
  17. Махапрастханикапарва (Книга о великом исходе)
  18. Сваргароханикапарва (Книга о восхождении на небо)

 

Краткое изложение содержания Махабхараты

В царстве Хастинапурском властвует царь Дхритараштра. Он родился слепым. Его младший брат Панду, управлявший вместо него царством, удалился вместе с двумя своими женами в отшельничество на Хималаи. У Дхритараштры от его супруги Гандхари было сто сыновей и одна дочь. Старшим среди них был Дурьйодхана, коварный и властолюбивый. У Панду было пять сыновей, которые были рождены его женами от различных богов. После смерти Панду и его супруги Мадри, которая идет на его погребальный костер, они принимаются под опеку их дяди – Дхритараштры – и воспитываются вместе с его сыновьями. Все двоюродные братья изучают военную науку у прославленного брахмана Дроны.

Своими замечательными успехами в науках и военном искусстве пандавы, т. е. сыновья Панду, вызывают большую ненависть кауравов, сыновей Дхритараштры. Дурьйодхана замышляет погубить пандавов, не пренебрегая никакими средствами, но его попытки всякий раз оказываются безуспешными. Наконец, Дурьйодхана добивается высылки пандавов под благовидным предлогом в город Варанавату, где был для них выстроен смоляной дом. Предупрежденные об этом пандавы вместе со своей матерью Кунти спасаются из дома через подземный ход. Все считают их погибшими.

Между тем пандавы скитаются по дремучим лесам, переживая различные приключения. По совету гандхарвы Читраратхи, они избирают себе домашнего жреца, который делается их наставником. В это время Друпада, царь северных панчалов, устраивает торжественное собрание для выдачи замуж своей дочери Драупади-Кришны. Съехались со всех сторон цари и царевичи, и невеста сама должна из круга соискателей избрать себе жениха и возложить на него венок. Царь Друпада устраивает испытание женихов при помощи лука. Кто натянет тугой лук и попадет в цель, тот получит руку невесты. Но тщетно стараются все цари и царевичи: никто из них не смог согнуть тугого лука. Тогда на арену выходит Арджуна, переодетый брахманом. Он в один миг натягивает лук и пронзает цель. Драупади возлагает на него венок и по закону должна сделаться его супругою. Однако на ней женятся все пятеро братьев в порядке старшинства.

Породнившись с Друпадой, пандавы приобретают в нем сильного союзника. Царь Дхритараштра, считавший пандавов погибшими, узнает обо всем случившемся и, по настоянию советников, совершает раздел царства между пандавами и своими сыновьями. Пандавы получают половину царства в пустынной части страны. Там, на реке Ямуне, они основывают столицу Индрапрастху. В ней царствует Юдхиштхира вместе с братьями, в то время как Дурьйодхана с братьями правит в Хастинапуре, наследственной столице. Взаимная вражда между двоюродными братьями, однако, не ослабевает.

Спустя некоторое время, Юдхиштхира совершает царственное жертвоприношение «Раджасуя», которое может быть исполнено только могущественным царем, способным подчинить себе соседних государей. С этой целью Юдхиштхира вместе с братьями покоряет многочисленные страны. Кауравы, сыновья Дхритараштры, предлагают пандавам сыграть в кости. Юдхиштхира вступает в игру с Дурьйодханой и постепенно проигрывает ему все свое достояние и царство, даже самого себя, всех своих братьев и общую супругу – Драупади. Ее приводят в залу собрания и подвергают оскорблениям. Громко смеясь: «рабыня!», Духшасана, брат Дурьйодханы, увлекает ее за косу. Потрясенный таким зрелищем, Бхимасена дает страшную клятву: он не успокоится до тех пор, пока не отомстит Духшасане и не напьется его крови. Вдруг раздается вой шакала и крик осла, завопившего человеческим голосом. Напуганный зловещим предзнаменованием Дхритараштра предлагает Драупади три дара. Драупади просит, чтобы не был рабом Юдхиштхира и чтобы четверо его братьев тоже получили свободу. От третьего дара она отказывается. Дхритараштра дарует всем свободу и возвращает пандавам все их имущество и царство.

Проходит некоторое время, и Дурьйодхана, добившись разрешения у своего отца, увлекает Юдхиштхиру в новую игру. По условиям новой игры, проигравший должен удалиться вместе с братьями в изгнание на двенадцать лет, а тринадцатый год провести неузнаваемым. Если же в течение последнего года он будет узнан, то он должен будет снова удалиться на двенадцать лет. Юдхиштхира вновь проигрывает и вместе с братьями и Драупади удаляется в изгнание. Здесь их навещает Кришна и различные мудрецы. Жизнь пандавов в лесу, полная приключений, длится двенадцать лет.

Когда истекло двенадцать лет, пандавы переодетыми по одиночке отправляются ко двору царя Вираты и поступают к нему на службу. Целый год они живут у царя Вираты неузнаваемыми и приобретают всеобщее расположение. Страна Матсья, где царствует Вирата, подвергается нападению кауравов. В битве против кауравов выступает Уттара, сын царя Вираты. В ней принимают участие и пандавы. Арджуна становится возницей Уттары. Он поднимает свое оружие, объявляет свое имя и побеждает кауравов. Тринадцатый год скитаний для пандавов миновал. Они выполнили все условия, предусмотренные игрой. Пандавы посылают к Дурьйодхане посла с требованием возвратить половину царства.

Дурьйодхана отказывается выполнить законное требование пандавов. Война между кауравами и пандавами становится неизбежной. Обе стороны готовятся к ней и приобретают себе союзников. Народы и племена Индии, северной и южной, примыкают – одни к пандавам, другие к кауравам. Кришна, ближайший родственник и друг пандавов, отдает свое войско кауравам, а сам остается на стороне пандавов в качестве мудрого советника. Впоследствии он становится возницею Арджуны. Кауравов убеждают отдать половину царства, но безуспешно. Войска противников стекаются к северу и выстраиваются на необозримой Курукшетре – на «Поле кауравов». Война объявлена. Во главе войска пандавов становится Дхриштадьюмна, сын царя Друпады, а военачальником кауравов – их дед Бхишма. Объявляются условия боя и возвещаются имена героев.

Начинается великая битва, которая длится восемнадцать дней. Один за другим гибнут прославленные герои. Падает Бхишма, смертельно раненный Арджуной. Кауравы терпят поражение и несут большие потери. Сопротивление еще оказывают Дурьйодхана и его дядя Шакуни. Но и они с горсткой верных соратников, оставшихся в живых, убегают с поля боя. Дурьйодхана погружается в озеро и скрывается в воде, дыша через камыш. Но тут его настигают пандавы и подвергают оскорблениям. Дурьйодхана слышит их насмешки и, не будучи в состоянии перенести их, выходит на сушу. Он вступает в единоборство на палицах с Бхимой. Долго длится тяжелый бой. Наконец, после применения нечестных приемов боя, Бхиме удается нанести Дурьйодхане смертельный удар. Бхима убивает и Духшасану и, по данному обету, пьет его кровь.

Дурьйодхана умирает. Его друзья оплакивают его и клянутся уничтожить всех пандавов. Один из кауравов, Ашваттхаман, сын Дроны, спал под деревом и проснулся ночью от птичьих криков. Это на воронье гнездо напала сова и уничтожила всех ворон. Ашваттхаман усматривает в этом счастливое знамение. Вместе с друзьями он отправляется в спящий лагерь пандавов и безжалостно вырезает всех. Почти никого не осталось в живых. Пятерых же братьев-пандавов тою ночью не было в лагере. Это спасло их от верной гибели.

Великая битва, длившаяся восемнадцать дней, окончилась почти полным истреблением обеих сторон. Нашли гибель все восемнадцать армий, принимавших участие в сражении. Жены павших героев оплакивают своих мужей и родных. На поле битвы приходят пандавы. Происходит примирение между ними и кауравами. Глубоко скорбит Драупади, потерявшая брата и пятерых своих сыновей. Горько рыдает Гандхари, супруга престарелого царя Дхритараштры, оплакивая смерть ста своих сыновей. Воздвигается костер, на котором сжигают тела павших в бою.

Страшные последствия битвы производят потрясающее впечатление на самих победителей, и Юдхиштхира решает оставить царство. Для искупления грехов он устраивает жертвоприношение коня. Престарелый царь Дхритараштра, Гандхари и Кунти принимают решение уйти из мира. Они удаляются в уединенную обитель и там умирают. Затем гибнет Кришна, последний и самый близкий друг пандавов. Гибель Кришны сильно удручает пандавов: они оставляют царство и собираются в последний путь.

Юдхиштхира посвящает на царство Парикшита, внука Арджуны. Все пятеро братьев-пандавов и Драупади прощаются со всеми и в сопровождении собаки отправляются в далекий последний путь, в Хималаи, к священной горе Меру. В пути падают и умирают один за другим все спутники Юдхиштхиры. Остается один Юдхиштхира с собакой. Навстречу ему выезжает царь богов Индра и препровождает его в рай. Однако в раю он не находит ни братьев, ни Драупади, а видит там Дурьйодхану с его братьями. Юдхиштхира спрашивает, где его братья и отказывается оставаться в раю один. Тогда ему показывают братьев и Драупади, которые находятся в аду среди мучений и ужасов. Юдхиштхира хочет разделить их участь. Но ему объявляют, что согрешившие мало попадают сначала в ад для очищения от грехов, а потом уже в рай. Те же, которые совершили много грехов, подобно Дурьйодхане, сначала идут в рай, а затем низвергаются в ад, дабы могли они сильнее сознавать весь ужас своего положения. Юдхиштхира вместе с братьями и супругою Драупади возвращается в рай.

Вы ознакомились с кратким содержанием главного сказания Махабхараты. Оно таково.

 

С течением времени эта главная тема была осложнена всевозможными наслоениями, которые увеличили объем всей поэмы до нынешних размеров. Помимо главного сказания, в состав Махабхараты путем традиционного приема инкорпорации были включены: отдельные сказания, легенды и мифы, восходящие к ведическому периоду; различные сказания о святых, поучительные рассказы, а также басни и притчи и вообще богатейший фольклорный материал, в создании которого могли принимать участие представители самых широких слоев общества. Эти сказания и легенды, большинство которых восходит к глубокой древности, ярко и красочно характеризуют социальные и моральные устои древнего индийского общества.

Они всегда приводятся в основном ядре поэмы как материал иллюстративный и поучительный.

В последующие века Махабхарата подверглась значительной переработке брахманами, представителями жреческой касты, которая была в постоянном соперничестве с военно-аристократической кастой кшатриев за господствующее положение в обществе. Махабхарата оказалась для брахманов удобной формой популяризации их идей и они использовали эпос для возвеличения своей касты. С этой целью брахманы внесли в нее различные рассуждения религиозного, философского, правового и морально-нравоучительного характера, отвечавшие их кастовым интересам. Брахманы не только стремились использовать эпос в своей борьбе с кшатриями за преобладание в обществе. Несомненно также, что они пытались использовать его и в борьбе с новым мировоззрением, которое сложилось в результате мощного движения протеста широких масс против кастового строя и его идеологии – брахманизма.

В Махабхарате нашли свое отражение сложная кастовая система, различные виды брака и яркие картины быта и вообще все стороны индийской жизни.

Некоторые части Махабхараты являются цельными философскими произведениями. Такой частью, например, является Бхагавадгита, включенная в Шестую книгу – Бхишмапарва. Другим философским разделом, наиболее обширным, является Двенадцатая книга – Шантипарва.

Наряду с ортодоксальными идеалистическими системами индийской философии, в Махабхарате встречаются и отдельные рассуждения материалистического толка.

В Махабхарате получила яркое отражение вся мифология древних индийцев. Индийская мифология самобытна, многообразна и сложна. Первоначальные мифологические представления индийцев стали нам известны из гимнов вед. В этих древних гимнах содержатся обращения людей к богам с просьбой о защите их от злых стихий природы и ниспослании благополучия. Древние боги индийцев — олицетворения различных явлений и сил природы, или другими словами — они представляются антропоморфированными силами природы. В ведический период, в эпоху первобытно-общинного строя, главными божествами у индийцев были, например: Варуна – олицетворение свода небесного, Агни – огня, Сурья – солнца, Индра – грома и грозы и т. д. В последующую эпоху, по установлении рабовладельческого строя, когда люди получили какую-то реальную возможность бороться с силами природы,– эти божества отходят на второй план, уступая место новым божествам, до того времени не известным, а именно: Брахме, Вишну и Шиве. Эти божества уже совершенно отличны от первых и представляются: Брахма как бог-творец, Вишну как бог-хранитель и Шива как бог-разрушитель. Они как бы составляют собою индийскую божественную триаду, созданную в послеведический период брахманизмом.

Индийская мифология более двух тысячелетий находила свое отражение в памятниках индийской литературы и культуры. Всюду можно обнаружить мифологические сюжеты и персонажи, начиная с древних эпических сказаний и кончая новоиндийскими литературами. Подобно тому как, по словам К. Маркса, «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву», точно так же и индийская мифология представляет собою одновременно и арсенал индийского искусства и его почву.

В Индии за столетие вышло много изданий Махабхараты. Главнейшие из них: калькуттское издание 1834-1839 гг. и бомбейское 1863 г., в основу коих легла северная редакция эпического памятника; и затем кумбхаконамское издание и новое – мадрасское 1931 г., основу которых составляет южная редакция. Существующий полный английский перевод Пратап Чандра Роя, вышедший в двух изданиях, а также Манматха Натх Датта, и незаконченный французский перевод И. Фоша сделаны с текста изданий, основывающихся на северной редакции.

Знакомство с Махабхаратой в России начинается более полутора столетий назад. В 1788 г. выходит в свет русский перевод «Бхагавадгиты». Это был первый памятник индийской литературы, появившийся на русском языке. В 30-х и 40-х годах прошлого столетия появляется ряд небольших эпизодов из Махабхараты, переведенных на русский язык с подлинника. Первым таким переводом был небольшой отрывок под названием: «Песнь Налы из Махабхараты», исполненный санскритологом П. Я. Петровым и опубликованный в 1835 г. при ближайшем участии В. Г. Белинского. Отрывок этот представлял собою первую главу известного «Сказания о Нале» из Третьей книги Махабхараты. Другим переводом был отрывок из той же книги – «Похищение Драупади», опубликованный в 1841 г. тем же автором. Спустя три года, в 1844 г., санскритолог К. А. Коссович публикует перевод небольшого эпизода из Первой книги памятника – «Сундас и Упасундас». В то же время появляется замечательный по своим художественным достоинствам перевод целого сказания о Нале под названием «Наль и Дамаянти» В. А. Жуковского, вызвавший высокую оценку В. Г. Белинского. Как известно, этот перевод В. А. Жуковского завоевал себе широкую известность и вошел в сокровищницу русской литературы. В 1851 г. появляется метрический перевод эпизода «Сунд и Упасунд» Н. Берга. В том же году выходит в Москве другой перевод сказания «Наль и Дамаянти», исполненный размером подлинника Игнатием Коссовичем, братом санскритолога Каэтана Коссовича. Затем в 1860 году появляются в свет две статьи К. А. Коссовича под общим названием: «Две публичные лекции о санскритском эпосе», где вместе с характеристикой индийского эпоса дается краткое изложение содержания Рамаяны и Махабхараты.

В 1880 г. появляется работа крупнейшего индолога своего времени проф. И. П. Минаева «Очерк важнейших памятников санскритской литературы». В этой работе И. П. Минаев дает подробную характеристику и описание Махабхараты с приложением нескольких образцов из этого памятника в русском переводе: 1) «Как Драупади была проиграна», 2) «Драупади в собрании», 3) «Вмешательство слепого отца» и 4) «Пандавы удаляются».

Начиная с 1846 г., наряду с переводами отдельных отрывков из Махабхараты, в России появляется также ряд хрестоматий и других пособий по санскриту, где включены различные образцы из этого памятника.

В конце прошлого века большой интерес к Махабхарате проявил акад. С. Ф. Ольденбург, старейший ученик И. П. Минаева. Им был целиком проработан весь этот колоссальный эпический памятник. В связи с этой работой появились две статьи акад. С. Ф. Ольденбурга: 1) «К вопросу о Махабхарате в буддийской литературе» и 2) «Индийская литература».

Самые основные сведения о Махабхарате даются также в «Литературной энциклопедии» и «Большой советской энциклопедию» в статьях Р. Шор (1934) и А. П. Баранникова (1937), посвященных индийским литературам.

Русский перевод Махабхараты был начат в 1939 г. по инициативе акад. А. П. Баранникова. По первоначально задуманному плану предполагалось, в первое десятилетие подготовить переводы нескольких книг этого памятника. Однако война, навязанная фашистской Германией, помешала осуществлению этой большой работы и расстроила первоначальные планы. Только в 1948 г. перевод Первой книги (Адипарвы) был закончен.

Адипарва, или Первая книга, является наиболее сложной и трудной частью Махабхараты. Она содержит 18 разделов и 225 глав. До того как ввести читателя непосредственно в историю потомков Бхараты, она подробно знакомит его с космогоническими и философскими представлениями древних индийцев, излагает многочисленные генеалогии и историю древних династий, а также приводит разнообразные сказания, которые представляют большую ценность для изучения социального строя древнего индийского общества, равно как и языка, который в различных частях книги представляется неодинаковым.

Махабхарата — Энциклопедия всемирной истории

Махабхарата — это древний индийский эпос, в котором основная история вращается вокруг двух ветвей семьи — Пандавов и Кауравов, которые в войне Курукшетра сражаются за трон Хастинапура. В это повествование вплетены несколько небольших историй о людях, умерших или живых, и философские рассуждения. Его сочинил Кришна-Двайпаян Вьяса, персонаж эпоса; поскольку, по традиции, он продиктовал стихи, а Ганеша их записал. В 100 000 стихов это самая длинная эпическая поэма из когда-либо написанных, которая, как считается, была написана в 4 веке до нашей эры или ранее. События эпоса разворачиваются на Индийском субконтиненте и в прилегающих районах. Впервые он был рассказан учеником Вьясы при жертвоприношении змеи правнука одного из главных героев рассказа. В том числе в нем Бхагавад-гита , Махабхарата — один из самых важных текстов древнеиндийской, да и мировой литературы.

Прелюдия

Шантану, царь Хастинапура, был женат на Ганге (олицетворении Ганга), от которой у него родился сын по имени Деваврат. Несколько лет спустя, когда Деваврат вырос и стал состоявшимся принцем, Шантану влюбился в Сатьявати. Ее отец отказался позволить ей выйти замуж за короля, если король не пообещал, что сын Сатьявати и его потомки унаследуют трон. Не желая отказывать Деваврату в его правах, Шантану отказался сделать это, но принц, узнав об этом, поехал в дом Сатьявати, поклялся отречься от престола и хранить целомудрие на протяжении всей своей жизни. Затем принц отвел Сатьявати домой во дворец, чтобы царь, его отец, мог жениться на ней. Из-за ужасной клятвы, которую он дал в тот день, Деваврат стал известен как Бхишм. Шантану был так доволен своим сыном, что даровал Деваврату дар выбрать время своей смерти.

Удалить рекламу

Реклама

Со временем у Шантану и Сатьявати родилось двое сыновей. Вскоре после этого Шантану умер. Сыновья Сатьявати были еще несовершеннолетними, делами королевства управляли Бхишм и Сатьявати. К тому времени, когда эти сыновья достигли совершеннолетия, старший из них погиб в стычке с несколькими гандхарвами (небесными существами), поэтому на престол взошел младший сын, Вичитравирья. Затем Бхишм похитил трех принцесс из соседнего королевства и привез их в Хастинапур, чтобы они вышли замуж за Вичитравирью. Старшая из этих принцесс заявила, что любит другого, поэтому ее отпустили; две другие принцессы были женаты на Вичитравирье, который вскоре умер бездетным.

Дхритараштра был самым сильным из всех принцев в стране, Панду был искусным в военном деле и стрельбе из лука, а Видур знал все отрасли науки, политики и государственной мудрости.

Дхритараштра, Панду и Видур

Чтобы родословная не угасла, Сатьявати призвала своего сына Вьясу, чтобы тот оплодотворил двух цариц. Вьяса родился у Сатьявати от великого мудреца по имени Парашар до того, как она вышла замуж за Шантану. Согласно законам того времени, ребенок, рожденный незамужней матерью, считался приемным ребенком мужа матери; таким образом, Вьяса мог считаться сыном Шантану и мог быть использован для увековечения клана Куру, правившего Хастинапуром. Таким образом, к Нийог обычай, у каждой из цариц был сын Вьясы: от старшей царицы родился слепой сын по имени Дхритараштра, а от младшей родился в остальном здоровый, но очень бледный сын по имени Панду. У служанки этих цариц родился сын Вьясы по имени Видур. Бхишм очень заботливо воспитывал этих трех мальчиков. Дхритараштра вырос и стал самым сильным из всех принцев в стране, Панду был чрезвычайно искусным в военном деле и стрельбе из лука, а Видур знал все области науки, политики и государственного управления.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Когда мальчики выросли, пришло время занять пустой трон Хастинапура. Дхритараштра, старший, был обойден, потому что законы запрещали инвалиду быть царем. Вместо этого Панду был коронован. Бхишм договорился о браке Дхритараштры с Гандхари, а Панду — с Кунти и Мадри. Панду расширил королевство, завоевав близлежащие районы, и принес значительную военную добычу. Когда дела в стране шли гладко, а казна была полна, Панду попросил своего старшего брата присмотреть за государственными делами и удалился в леса со своими двумя женами на некоторое время.

Кауравы и Пандавы

Через несколько лет Кунти вернулась в Хастинапур. С ней были пять маленьких мальчиков и тела Панду и Мадри. Пять мальчиков были сыновьями Панду, рожденными от двух его жен по обычаю Нийог от богов: старший родился от Дхармы, второй — от Вайю, третий — от Индры, а младшие — близнецы — от Ашвинов. Тем временем у Дхритараштры и Гандхари тоже были собственные дети: 100 сыновей и одна дочь. Старейшины Куру совершили последние обряды для Панду и Мадри, а Кунти и детей приветствовали во дворце.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Пандавы

Боб Кинг (CC BY)

Все 105 князей впоследствии были переданы на попечение учителя: сначала Крипа, а потом дополнительно Дрона. Школа Дроны в Хастинапуре привлекла еще нескольких мальчиков; Карна из клана Сута был одним из таких мальчиков. Именно здесь быстро развернулись военные действия между сыновьями Дхритараштры (вместе называемыми Кауравами, отчеством их предка Куру) и сыновьями Панду (вместе называемыми Пандавами, отчеством их отца).

Дурьодхана, старший Каурав, пытался — и потерпел неудачу — отравить Бхима, второго Пандава. Карна из-за своего соперничества в стрельбе из лука с третьим Пандавой, Арджуной, вступил в союз с Дурьодханой. Со временем князья узнали все, что могли, от своих учителей, и старейшины Куру решили провести публичную выставку принцев. Именно во время этой выставки горожане ясно узнали о враждебных действиях между двумя ветвями королевской семьи: у Дурьодхана и Бхима была битва на булавах, которую нужно было остановить, пока все не стало ужасно, Карна — незваный, поскольку он не был принцем Куру. — бросил вызов Арджуна, был оскорблен из-за своего нецарского происхождения и был тут же коронован Дурьодханой королем вассального государства. Примерно в это же время начали подниматься вопросы о том, что Дхритараштра занимает трон, поскольку предполагалось, что он будет держать его только в доверительном управлении для Панду, коронованного царя. Чтобы сохранить мир в королевстве, Дхритараштра объявил старшего Пандава, Юдхиштхиру, наследным принцем и наследником.

Удалить рекламу

Реклама

Семейное древо Куру

Аниндита Басу (CC BY-NC-SA)

Первое изгнание

То, что Юдхиштхир был наследным принцем, и его растущая популярность среди горожан были крайне неприятны Дурьодхану, который считал себя законным наследником, поскольку его отец был де-факто королем. Он задумал избавиться от Пандавов. Он сделал это, убедив своего отца отправить Пандавов и Кунти в соседний город под предлогом проведения там ярмарки. Дворец, в котором должны были остановиться Пандавы в этом городе, был построен агентом Дурьодханы; дворец был полностью сделан из легковоспламеняющихся материалов, так как планировалось сжечь дворец вместе с Пандавами и Кунти, как только они поселятся в нем. был готов встречный план; они вырыли туннель для побега под своими камерами. Однажды ночью Пандавы устроили большой пир, на который пришли все горожане. На том пиру лесная женщина и пятеро ее сыновей оказались настолько сытыми и пьяными, что уже не могли идти прямо; они потеряли сознание на полу зала. Той же ночью сами Пандавы подожгли дворец и скрылись через туннель. Когда пламя погасло, горожане обнаружили кости лесной женщины и ее мальчиков и приняли их за Кунти и Пандавов. Дурьодхан думал, что его план удался и что мир свободен от Пандавов.

Арджуна и Драупади

Тем временем Пандавы и Кунти скрывались, переезжая с одного места на другое и выдавая себя за бедную семью браминов. Они искали убежища у какого-нибудь жителя деревни в течение нескольких недель, принцы ежедневно выходили просить еды, возвращались по вечерам и отдавали дневной заработок Кунти, которая делила еду на две части: одна половина была для силача Бхима. а другую половину делили между собой. Во время этих странствий Бхим убил двух демонов, женился на демонице и родил ребенка-демона по имени Гатоткач. Затем они услышали о swayamvar (церемония выбора жениха) была организована для принцессы Панчала, и он отправился в Панчал, чтобы увидеть празднества. Согласно их практике, они покинули свой материнский дом и отправились за милостыней: они достигли зала swayamvar , где царь щедро раздавал вещи просящим милостыню. Братья уселись в холле и стали наблюдать за весельем: принцесса Драупади, рожденная из огня, славилась своей красотой, и все принцы со всех стран на мили вокруг приехали на swayamvar , надеясь выиграть ее руку. Условия сваямвара были тяжелыми: на длинном шесте, стоявшем на земле, на вершине крутилось круглое приспособление. На этом движущемся диске была прикреплена рыба. Внизу шеста стояла неглубокая урна с водой. Человек должен был посмотреть вниз в это водное зеркало, использовать лук и пять стрел, которые были предоставлены, и проткнуть рыбу, вращающуюся сверху. Было разрешено пять попыток. Было очевидно, что только чрезвычайно опытный лучник, такой как ныне считающийся мертвым Арджуна, мог пройти испытание.

Арджуна в Драупади Сваямваре

Чарльз Хейнс (CC BY-SA)

Один за другим короли и принцы пытались подстрелить рыбу, но потерпели неудачу. Некоторые даже не могли поднять лук; некоторые не могли натянуть его. Присутствовали также Кауравы и Карна. Карна взял лук и мгновенно натянул его, но не смог прицелиться, когда Драупади заявила, что не выйдет замуж ни за кого из клана Сута. После того, как все цари потерпели неудачу, Арджуна, третий Пандава, подошел к шесту, взял лук, натянул его, прикрепил к нему все пять стрел, посмотрел вниз в воду, прицелился, выстрелил и пронзил рыбий глаз всеми пятью стрелами за одну попытку. Арджуна завоевал руку Драупади.

Удалить рекламу

Реклама

Братья Пандавы, все еще в облике бедных брахманов, отвели Драупади обратно в хижину, в которой они остановились, и крикнули Кунти: «Ма, Ма, иди и посмотри, что мы сегодня привезли». Кунти, сказав: «Что бы это ни было, разделите это между собой», вышла из хижины, увидела, что это не милостыня, а самая красивая женщина, которую она когда-либо видела, и замерла как вкопанная. слова доходили до всех присутствующих.

Тем временем близнец Драупади Дхриштадьюмна, недовольный тем, что его царственная сестра была выдана замуж за бедного простолюдина, тайно последовал за Пандавами обратно в их хижину. Также за ними тайно следовал темный принц и его светлый брат — Кришна и Баларам из клана Ядава, — которые подозревали, что неизвестный лучник мог быть не кем иным, как Арджуной, которого считали погибшим во время поджога дворца несколько месяцев назад. Эти принцы были родственниками Пандавов — их отец был братом Кунти, — но они никогда раньше не встречались. По замыслу или по воле случая, Вьяса также прибыл на место происшествия в этот момент, и хижина Пандавов какое-то время ожила радостными возгласами встреч и воссоединений. Чтобы сдержать слова Кунти, было решено, что Драупади будет общей женой всех пяти Пандавов. Ее брат Дхриштадьюмна и ее отец, царь Друпад, не хотели этого необычного устройства, но Вьяса и Юдхиштхир уговорили их об этом.

Места в Махабхарате

Аниндита Басу (CC BY-NC-SA)

Индрапрастха и игра в кости

После окончания свадебных церемоний в Панчале дворец Хастинапур снова пригласил Пандавов и их невесту. Дхритараштра очень обрадовался, обнаружив, что Пандавы все-таки живы, и разделил царство, предоставив им огромный участок бесплодной земли, на котором они могли поселиться и править. Пандавы превратили эту землю в рай. Там был коронован Юдхиштхир, и он совершил жертвоприношение, в ходе которого все цари страны приняли — добровольно или силой — его сюзеренитет. Новое царство, Индрапрастха, процветало.

Удалить рекламу

Реклама

Тем временем Пандавы заключили между собой соглашение относительно Драупади: она должна была быть женой каждого Пандава по очереди в течение года. Если какой-либо Пандава должен был войти в комнату, где она находилась со своим мужем того года, этот Пандава должен был быть изгнан на 12 лет. Случилось так, что однажды Драупади и Юдхиштхира, ее муж того года, присутствовали в оружейной, когда Арджуна вошел туда, чтобы взять свой лук и стрелы. Следовательно, он отправился в изгнание, во время которого объехал всю страну, вплоть до ее самой южной оконечности, и женился на трех принцессах, которых встретил по пути.

Процветание Индрапрастхи и могущество Пандавов не нравились Дурьодхане. Он пригласил Юдхиштхира на игру в кости и попросил своего дядю Шакуни сыграть от его (Дурйодхана) имени. Шакуни был опытным игроком; Юдхиштхир поставил на карту — и проиграл — шаг за шагом все свое богатство, свое королевство, своих братьев, себя и Драупади. Драупади затащили в зал для игры в кости и оскорбили. Была попытка раздеть ее, и Бхим вышел из себя и поклялся убить всех и каждого из Кауравов. Дело дошло до того, что Дхритараштра неохотно вмешался, вернул царство и их свободу Пандавам и Драупади и отправил их обратно в Индрапрастху. Это разозлило Дурьодхана, который уговорил своего отца и пригласил Юдхиштхира на другую игру в кости. На этот раз условием было то, что проигравший отправится в 12-летнюю ссылку с последующим годом жизни инкогнито. Если бы они были обнаружены в течение этого периода инкогнито, проигравший должен был бы повторить цикл 12+1. Игра в кости была сыграна. Юдхиштхир снова проиграл.

Униженная Драупади, Махабхарата

Школа Башоли (общественное достояние)

Второе изгнание

В этом изгнании Пандавы оставили свою престарелую мать Кунти в Хастинапуре, вместо Видура. Они жили в лесах, охотились на дичь и посещали святые места. Примерно в это же время Юдхиштхир попросил Арджуну отправиться на небеса в поисках небесного оружия, потому что к настоящему времени было очевидно, что их царство не будет возвращено им мирным путем после изгнания и что им придется сражаться за него. Арджуна так и сделал, и не только научился у богов приемам обращения с несколькими божественными видами оружия, но также научился петь и танцевать у гандхарвов.

Спустя 12 лет Пандавы на год стали инкогнито. В течение этого годичного периода они жили в королевстве Вират. Юдхиштхир устроился советником царя, Бхим работал на королевских кухнях, Арджуна превратился в евнуха и научил дворцовых девиц петь и танцевать, близнецы работали в королевских конюшнях, а Драупади стала служанкой королевы. В конце периода инкогнито, в течение которого они не были обнаружены, несмотря на все усилия Дурьодханы, Пандавы открылись. Царь Вират был ошеломлен; он предложил свою дочь замуж за Арджуну, но тот отказался, так как в прошлом году он был ее учителем танцев, а ученики были похожи на детей. Вместо этого принцесса вышла замуж за сына Арджуны Абхиманью.

На этой свадебной церемонии собралось большое количество союзников Пандавов, чтобы разработать военную стратегию. Тем временем в Хастинапур были отправлены эмиссары, чтобы потребовать вернуть Индрапрастху, но миссии провалились. Сам Кришна отправился с мирной миссией и потерпел неудачу. Дурьодхан отказался отдать столько земли, сколько было покрыто кончиком иглы, не говоря уже о пяти деревнях, предложенных миротворческими миссиями. Кауравы также собрали вокруг себя своих союзников и даже обманом откололи ключевого союзника Пандавов — дядю по материнской линии близнецов Пандавов. Война стала неизбежной.

Арджуна во время битвы на Курукшетре

Неизвестно (общественное достояние)

Война на Курукшетре и ее последствия

Незадолго до того, как прозвучал военный рожок, Арджуна увидел выстроившихся перед собой своих родственников: своего прадеда Бхишма, который практически воспитал его, своих учителей Крипу и Дрону, своих братьев Кауравов, и на мгновение его решимость поколебалась. Кришна, воин par excellence , бросил оружие для этой войны и избрал возничим Арджуны. Ему Арджуна сказал: «Возьми меня обратно, Кришна. Я не могу убить этих людей. Они мой отец, мои братья, мои учителя, мои дяди, мои сыновья. жизни?» Затем последовал философский дискурс, ставший сегодня отдельной книгой — Бхагавад Гита . Кришна объяснил Арджуне непостоянство жизни и важность выполнения своего долга и приверженности правильному пути. Арджуна снова взял свой лук.

सुखदुखे समे कृत्वा लाभालाभौ जयाजयौ। ततो युद्धाय युज्यस्व नैवं पापमवाप्स्यप्ति।। Если вы идете на войну, одинаково относясь к радости и горю, приобретению и потере, победе и поражению, вы не согрешите. [2.38]
कर्मण्येवाधिकारस्ते मा फलेषु कदाचन । मा कर्मफलहेतुर्भूर्मा ते सङ्गोऽस्त्वकर्मणि ॥ Вы имеете право только работать; вы не имеете права на его плоды. Не позволяйте ожидаемому результату диктовать ваши действия; тоже не сидите без дела. [2.47]

Битва бушевала 18 дней. Армия насчитывала 18 акшаухини , 7 на стороне Панадавы и 11 на стороне Кауравы (1 акшаухини = 21 870 колесниц + 21 870 слонов + 65 610 лошадей + 109 350 пеших воинов). Потери с обеих сторон были высокими. Когда все закончилось, Пандавы выиграли войну, но потеряли почти всех, кто им был дорог. Дурьодхан и все Кауравы умерли, как и все мужчины семьи Драупади, включая всех ее сыновей от Пандавов. Выяснилось, что ныне мертвый Карна был сыном Кунти до ее брака с Панду и, таким образом, старшим Пандавой и законным наследником престола. Великий старик Бхишм лежал при смерти; их учитель Дрона умер, как и несколько родственников, связанных с ними либо по крови, либо по браку. Примерно за 18 дней вся страна потеряла почти три поколения своих мужчин. Это была война, невиданная ранее в масштабах, это была Великая Индийская война, 9-я0003 Маха-бхарат .

После войны Юдхиштхир стал царем Хастинапура и Индрапрастхи. Пандавы правили 36 лет, после чего отреклись от престола в пользу сына Абхиманью, Парикшита. Пандавы и Драупади отправились пешком в Гималаи, намереваясь дожить свои последние дни, взбираясь по склонам к небу. Один за другим они пали в этом последнем путешествии, и их духи вознеслись к небесам. Спустя годы сын Парикшита сменил отца на посту короля. Он провел большое жертвоприношение, на котором всю эту историю впервые рассказал ученик Вьясы по имени Вайшампаян.

наследие

С тех пор эту историю бесчисленное количество раз пересказывали, дополняли и снова пересказывали. « Махабхарата » по сей день остается популярной в Индии. Он был адаптирован и переделан в современном стиле в нескольких фильмах и пьесах. Детей продолжают называть именами героев эпоса. Бхагавад-гита — одно из самых священных писаний индуизма. За пределами Индии история Махабхарата популярна в Юго-Восточной Азии в культурах, которые находились под влиянием индуизма, таких как Индонезия и Малайзия.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Махабхарата | Определение, история, история и факты

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Махабхарата , (санскрит: «Великий эпос династии Бхарата»), одна из двух санскритских эпических поэм древней Индии (другой является Рамаяна ). Махабхарата является важным источником информации о развитии индуизма между 400 г. до н.э. и 200 г. н.э. и рассматривается индусами как текст о дхарме (индуистском моральном законе) и как история ( itihasa , буквально «вот что произошло»). Появившаяся в своем нынешнем виде около 400 г. н.э., Махабхарата состоит из массы мифологического и дидактического материала, расположенного вокруг центрального героического повествования, повествующего о борьбе за суверенитет между двумя группами двоюродных братьев, Кауравов (сыновей Дхритараштры, потомка Куру) и Пандавы (сыновья Панду). Стихотворение состоит почти из 100 000 куплетов — примерно в семь раз больше, чем 9 куплетов.0003 Илиада и Одиссея вместе взятые — разделены на 18 парван с, или разделов, плюс приложение под названием Харивамша («Генеалогия Бога Хари», т. е. Вишну). Хотя маловероятно, что это стихотворение написал кто-то один, его авторство традиционно приписывается мудрецу Вьясе, который фигурирует в произведении как дедушка Кауравов и Пандавов. Дата и даже историческое возникновение войны, которая является центральным событием Махабхараты года 9.0004 вызывают много споров.

История начинается, когда слепота Дхритараштры, старшего из двух принцев, приводит к тому, что после смерти их отца его обходят стороной в пользу его брата Панду. Однако проклятие не позволяет Панду стать отцом детей, и его жена Кунти просит богов родить детей от имени Панду. В результате отцы бога Дхармы Юдхиштхира, отцы Ветра Бхима, отцы Индра Арджуна, а Ашвины (близнецы) отцы Накула и Сахадева (также близнецы; рождены от второй жены Панду, Мадри). Вражда и ревность, возникающие между двоюродными братьями, вынуждают Пандавов покинуть королевство после смерти их отца. Во время изгнания пятеро вместе женятся на Драупади (которая родилась из жертвенного огня и которую Арджуна побеждает, пуская стрелу в ряд мишеней) и встречают своего кузена Кришну, который после этого остается их другом и товарищем. Хотя Пандавы возвращаются в королевство, их снова изгоняют в лес, на этот раз на 12 лет, когда Юдхиштхира проигрывает все в игре в кости с Дурьодханой, старшим из Кауравов.

Вражда завершается серией великих сражений на поле Курукшетра (к северу от Дели, в штате Харьяна). Все Кауравы уничтожены, и с победившей стороны выживают только пять братьев Пандавов и Кришна. Кришна умирает, когда охотник, принявший его за оленя, стреляет ему в единственное уязвимое место — ногу, — и пятеро братьев вместе с Драупади и собакой, которая присоединяется к ним (Дхарма, переодетый отец Юдхиштхиры), отправляются в путь. для небес Индры. Один за другим они падают на пути, и Юдхиштхира один достигает небесных врат. После дальнейших испытаний своей верности и постоянства он, наконец, воссоединяется со своими братьями и Драупади, а также со своими врагами, Кауравами, чтобы насладиться вечным блаженством.

Центральный сюжет составляет немногим более одной пятой всей работы. Остальная часть поэмы посвящена широкому кругу мифов и легенд, в том числе роману Дамаянти и ее мужа Налы (который проигрывает свое королевство так же, как Юдхиштхира проигрывает свое) и легенде о Савитри, чья преданность ее мертвому мужу убеждает Яму , бог смерти, чтобы вернуть его к жизни. Поэма также содержит описания мест паломничества.

Помимо основного сюжета и рассказов о многочисленных мифах, Махабхарата раскрывает эволюцию индуизма и его отношения с другими религиями во время его создания. Период, в течение которого складывался эпос, был периодом перехода от ведического жертвоприношения к сектантскому индуизму, а также временем взаимодействия — иногда дружеского, иногда враждебного — с буддизмом и джайнизмом. Разные части поэмы выражают разные убеждения, часто в творческом напряжении. Некоторые разделы, такие как Нараяния (часть книги 13), Бхагавадгита (книга 6), Анугита (книга 14) и Харивамша — важные источники ранней вайшнавской теологии, в которой Кришна является аватаром бога Вишну. Прежде всего, Махабхарата представляет собой изложение дхармы (кодексов поведения), включая надлежащее поведение царя, воина, человека, живущего во времена бедствий, и человека, стремящегося достичь мокши ( свобода от сансары или перерождения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *