Лирика Лермонтова
Выделяют три наиболее характерных периода становления писателя:
- Конец 20 — начало 30-х гг. — юношеский период накопления творческих импульсов, соединения активных жизненных начал с интересом к теоретическим знаниям и самопознанию.
- 1832—1836 гг. — стремление к «действованию» в практике жизни и в поисках нового художественного метода.
- 1837—1841 гг. — годы зрелого литературного творчества.
Основными мотивами лирики Лермонтова являются:
- свобода;
- борьба;
- одиночество.
1. Свобода
Лирические произведения Лермонтова были связаны с эпохой, в которой творил поэт. Назревало основное противоречие эпохи: между самосознанием личности, утверждавшейся в своем индивидуальном значении, и познанием законов исторического развития нации, народа. Лирика Лермонтова в начале 30-х годов отразила значительную часть этих противоречий. В первую очередь это относится к политической лирике, которая занимает главенствующее место в творчестве поэта; не будет периода, более интенсивно окрашенного активной политической мыслью, трактующей тему возмездия, подвига во имя свободы.
Звуки революции, которая, как казалось молодежи, должна была принести с собою всем, следовательно и России, свободу, равенство и братство и водворить новую эру всеобщего счастья, были заразительны. Юный поэт увлекся мечтами свободы.
В стихотворении «Новгород» (1830) автор вопрошает:
Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?.. Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали!..
До наших дней при имени свободы
Трепещет ваше сердце и кипит!..
Далее в стихотворении Лермонтов упоминает Париж, в котором живет дух свободы:
Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему ваш дух теперь летит.
Вспоминая в подмосковном селе Середникове отца, чуткою душою скорбя о социальном приниженном положении покойного и чувствуя себя чужим среди богатой родни бабушки, он уходил душою в прошлую жизнь предков. Шотландские барды — певцы и бойцы свободы — встают перед ним. Тоскливое желание настраивает душу, и вот в ней звуки песни («Желание», 1831):
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить ?
На запад, па запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
Он полон решимости смахнуть пыль со щита и меча, которые принадлежали его предкам, а также коснуться струны шотландской арфы. «Последний потомок отважных бойцов», коим являлся Лермонтов, не сможет осуществить своих желаний, так как законы судьбы слишком строгие. Он предвидит свою кончину «средь чуждых снегов», говоря, что он «здесь был рожден, но нездешний душой».
В стихотворении «Желанье», написанном в 1832 году, Лермонтов, чувствуя себя пленником, говорит о своей личной свободе от общества, о желании жизненных страстей.
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня…
В жизни столько неизведанного, и душа просит новых ощущений, а потому лирическому герою хочется проскакать на коне.
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
Он хочет отправиться на челноке под парусом в открытое море.
…Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.
Он желает видеть себя во дворце, вокруг которого зеленый сад, а в мраморном зале журчит фонтан.
…И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал…
Символический образ вольных птиц появляется в стихотворении «Пленный рыцарь» (1840).
Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
От прежних битв остались только воспоминания, так как «каменный панцирь» надежно удерживает пленника, голову которого сдавливает «каменный шлем».
Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решетка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!..
В этом стихотворении символизируется самый бег «летучего времени»; трагическая его остановка (узник в темнице) лишь подчеркивает момент движения.
О свободе творчества автор говорит в лирическом произведении «1 января» (1840). Лирический герой бросает вызов светской черни:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью…
В творчестве Лермонтова мотиву свободы противостоит мотив узничества, который выражен в «Тюремном цикле» («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»).
Стихотворение «Прощай, немытая Россия» (1841) — лирическое произведение обличительного типа. Со свойственной Лермонтову прямотой он открыто говорит о той России, из которой бежит, гонимый жаждой свободы:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…
2. Борьба
Лермонтов не мог в своем творчестве обойти тему борьбы, которая была связана с его эпохой. Его лирический герой переживает состояния внутренней дисгармонии.
Поэтизация жизни как активного действия, как «борения» представляет собой замечательную особенность лермонтовской поэзии (стихотворение «1831-ГО июня 11 дня»). Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
В стихотворении «Парус» (1832) на первый взгляд автор рисует пейзаж:
Белеет парус одинокий

У автора-романтика природа обладает душой, и поэтому мы можем говорить о сопоставлении явлений природы с переживаниями человека:
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
Конфликт между парусом и морем воспринимается как конфликт между человеком и жизнью. Человек не может изменить ход жизни, и у него возникает неудовлетворенность, которая мешает ему чувствовать себя счастливым.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Автор в стихотворении пользуется образным параллелизмом. Это такой прием, при котором внутреннее состояние лирического героя соответствует картинам и явлениям природы.
Протест против существующих порядков заключен в следующих строках:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Оглядываясь вокруг себя, поэт мрачнеет, и неудивительно, что он задумывается над поколением, к которому сам принадлежит, с которым еще недавно шел рука об руку. Грядущее этого поколения представляется ему пустым или темным. Об этом поколении автор рассуждает в стихотворении «Дума» (1838):
…под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Лермонтов осуждает свое поколение за бездействие: К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы…
Молодые люди не научились жить, иссушая свой ум «наукою бесплодной», скрывая свои благородные стремления, боясь быть осмеянными, беря от жизни все самое лучшее и при этом ничего не давая взамен. Души представителей этого поколения закрыты для поэзии.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов сожалеет, что жизнь целого поколения окажется пустой и бесплодной, не оставив следа в истории. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
О жизни и смерти Лермонтов размышляет в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» (1841). В природе нет противоречий, и поэтому она дает человеку покой.
В мире, где постоянно происходит накал страстей, жить невозможно и смерть кажется выходом из бесполезной борьбы. Поэта мучают противоречия, так как он любит саму жизнь. Одиноким выходил он на дорогу, прислушиваясь к языку звезд.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
…Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
3. Одиночество
Во всем творчестве Лермонтова звучит мотив одиночества. Сам поэт всегда чувствовал свое внутреннее одиночество, находясь в постоянном поиске родственной души. Наиболее одиноким он ощущает себя в моменты разочарований, тогда появляются мысли об уходе из жизни.
В стихотворении «Парус» (1832) автор рассказывает историю одинокого паруса, который колышется на волнах. Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Мысли о том, что одинокая жизнь порой невыносима и хочется встретить того, кто тебя понимает и с кем можно разделить одиночество, иногда посещали Лермонтова. Они нашли свое отражение в стихотворении «На севере диком стоит одиноко» (1841).
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнце восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Жизнь полна разочарований, с которыми Лермонтов сталкивался и о которых он знал не понаслышке. Встречи с людьми, расставания, переживания преследуют поэта. В стихотворении «Утес» (1841) Лермонтов повествует о старом утесе, на груди которого «ночевала тучка золотая». «Утром в путь она умчалась рано»,
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Мотив одиночества звучит в стихотворении «Никто моим словам не внемлет…» (1836).
Никто моим словам не внемлет… я один…
..Я полон весь мечтами
О будущем… и дни мои толпой
Однообразною проходят предо мной…
Мотиву одиночества очень близки мотивы странствия и изгнания. Так, в стихотворении «Тучи» (1840) автор с грустью обращается к тучам:
Тучки небесные, вечные странники!
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…
…Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) Лермонтов размышляет о душевных состояниях, с которыми трудно справиться одинокому человеку:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
-Л жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
— Такая пустая и глупая шутка…
Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы
Сочинения > Сочинение на тему > Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы
Сен 25, 2018 | 5 комментариев
Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.
Темы и мотивы лирики Лермонтова
Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.
Ранняя лирика Лермонтова
Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.
В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.
Любовная лирика Лермонтова
Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.
Философская лирика Лермонтова
Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.
Родина в лирике Лермонтова
В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.
Одиночество в лирике Лермонтова
На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.
Пейзаж-лирик Лермонтов М.Ю.: подробный анализ творчества
В истории русской литературы особое место занимает творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, ученика и продолжателя дела Александра Сергеевича Пушкина. Описание природы и пейзажей проходит красной нитью через все его творчество. Пейзажная лирика Лермонтова удивительна. О том, что в нем отражено, вы узнаете в нашей статье.
Общий вид
Природа — душа в поэзии Лермонтова. Именно в ней молодой поэт находит высшие ценности: совершенство и свободу. Поэтические размышления, как и живопись, полны природы. Поэма «Измаил-бей» начинается в первой части со строк: «Здравствуй, Кавказ серый!»
Автор пишет, что лирический герой Кавказу не чужой, что горы его пронесены с младенчества, и он с малых лет приучен к этим небесам. Он замечает красоту и суровость гор, сравнивает с призраками облаков и теней. Молодому дарованию, как и поэту, помогает его талант художника.
Пейзажная лирика Лермонтова – это спокойные, любимые картины родины, а также вечно холодные облака. Кроме того, характер поэта отражает внутреннее настроение лирического героя, его стремление к общему идеалу. Благодаря нашей статье учащиеся смогут написать сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова».
1837, февраль
Михаилу Юрьевичу приходится нелегко. Накануне смерти Пушкина. Молодой поэт под впечатлением трагической гибели русского таланта и друга пишет поэму «Смерть поэта». За свое творение он был арестован. В уединении, среди голых стен, поэт мысленно обращается к природе. Он пишет о желтеющем поле, живом ветерке, зеленом лесу, саду, сливах, холодном ключе и так далее.
Пейзаж в лирике Лермонтова М.Ю. Отражает поиск покоя и гармонии, но это лишь мгновения. На самом деле поэт в тревоге и печали, потому что его окружают пошлость и обман, дурацкая суета светского общества. Все это приводит к тому, что он пишет осыпанное горечью, болью и гневом громкое стихотворение, обращенное к палачам свободы.
В природе Лермонтов убегает от жестокости и бесчувственности человеческого мира, в ней он находит утешение, потому что она полна движения, света и свободы. Разными переживаниями и эмоциями полна пейзажная лирика Лермонтова. Поэзия поэзии — тому подтверждение.
Любимый и нелюбимый край
Тарханы — место, где вырос маленький Миша. Свою землю он называл славным уголком угла, что отражало образ деревенской и крестьянской России. Пейзажная лирика Лермонтова отразилась в описании малой родины, где бескрайнее поле, щемящее грустью потерянных деревень.
Поэт не любил официальный и парадный Петербург. Николаевская Россия и синие мундиры постоянно беспокоили его. В мае 1840 года Лермонтов снова уезжает в ссылку. Проводы происходили в доме Карамзиных, а на улице уже ждал экипаж. Участник тех воспоминаний писал в своих мемуарах, что Лермонтов стоял у окна и печально смотрел на небо, по которому плыли облака.
Так Михаил Юрьевич написал стихотворение «Облака». В этом произведении автор впервые сравнивает свою личность с небесными облаками. Он называет себя и их изгнанниками с прекрасного севера. Потом спрашивает, кто их водит? Может судьба, гнев или зависть врагов? Какое преступление они совершили? Или это предательство друзей? Но позже он приходит к выводу, что они устали от бесплодных полей, страстей и страданий. Они свободны. Ведь у них нет родины, а значит, нет у них изгнания. Природа — не идеал, но человек, измученный страстями, выше ее. Удивительная пейзажная лирика. Лермонтов М.Ю. Я никогда не променяю свои страдания и любовь на свободу холодных облаков.
О Кавказе
Лермонтова называют певцом Кавказа. Романтических героев поэта влечет жажда бурь, темных скал и величественных гор. Все это связано с их мятежной душой. А это значит, что именно в таком мире могут жить свободные люди.
Пейзаж в поэме «Мцыри»
Монастырская послушница Мцыри стремится прочь из душных и тесных келий в чудесный мир бед, сражений и переживаний. В мире, где скалы прячутся в облаках, где человек свободен, как орел. Мцыри замечает вокруг сочные зеленые поля, туман и снег, в котором, как бриллиант, сияет седой Кавказ.
Именно в этих местах лирический герой чувствует, что на сердце легко. Гордый дух Мцыри – правда романтического героя, он созвучен природе. Это прослеживается в строках, где Мцыри говорит, что он, как братские стихи, готов обнять бурю. Он следит за глазами облаков и своими руками может поймать молнию.
Когда Мцыри побежден, у него нет возможности вернуться на родину. В это время природа становится ему чуждой и враждебной.
О природе в «Герое нашего времени»
Северный Кавказ запомнил Лермонтова не только как романтика, но и как писателя-реалиста. В романе «Герой нашего времени» пейзаж конкретен и точен. Читатель ясно видит место действия. Описание природы в романе не просто фон, оно созвучно переживаниям героев. Здесь рождаются мысли о прекрасном, высоком предназначении человека. Общение с природой раскрывает лучшие стороны души Печорина. Он замечает, как чист и свеж воздух Кавказа, сравнивает его с невинным детским поцелуем ребенка. Герой утверждает, что на такой земле жить весело. Но от света и покоя природы Печорин все же тянется к человеческим страстям.
Последние месяцы жизни Лермонтов провел в Пятигорске. При нем был альбом, подаренный когда-то поэтом Одоевским. Стихи, лежащие на страницах этой тетради, принадлежат вершинам литературы и поэзии. В них горечь и одиночество, а также предчувствие близкой смерти. В этих строках можно увидеть метание души поэта, где он ищет покоя и свободы в гармонии мироздания.
Подведем итоги. Пейзажная лирика Лермонтова разнообразна. Описание природы в его произведениях выполняет разные функции, создает романтические или реалистические картины, а также раскрывает пребывание героя между сном и сном. Через пейзаж поэт обращается к своей родине, к различным философским проблемам, а также создает очень значимый для поэта образ России.
Если школьнику в школе задали написать «Лермонтовскую лирику пейзажа», то не отчаивайтесь, наша статья вам в помощь. Удачи!
5 Стихи Лермонтова (скачать)
Описание
5 Стихи Лермонтова
Высокий голос, фортепиано
Текст: Михаил Лермонтов, перевод Анатолия Либермана
2018
22 стр.
В мае 2018 г. Я сотрудничал с сопрано Марией Йетте в исполнении песен Карла Нильсена. Мягкий лиризм Нильсена и простое сопровождение очаровали нас обоих. По настоянию Марии я побывал на чтении Анатолием Либерманом его переводов русской лирики за день до Дня святого Валентина, за три месяца до этого. Лермонтов был лишь одним из прозвучавших тогда поэтов.
Желая написать что-нибудь в духе Нильсена для г-жи Джетт, я нашел много привлекательных текстов в книге г-на Либермана «Михаил Лермонтов, основные поэтические произведения » (University of Minnesota Press, 1983) и выбрал пять для компактного песенного цикла.
Анатолий Либерман — профессор Университета Миннесоты, где он читает курсы лингвистики, этимологии и фольклора. Либерман родом из Санкт-Петербурга, Россия. Он эмигрировал в США в 1975 году. Основным интересом Либермана была история английских слов, и он является одним из самых читаемых в мире людей по этой теме, часто делясь своим остроумием и проницательностью на общественном радио Миннесоты.
Главный герой этих стихов тянется к любимой в первых двух песнях, ее голосе, ее лице, ее движениях: «все — неподражаемая грация». Но, как облако, слетающее со скалы, любовь уплывает. Ее музыку помнят как песню ангела, несущего душу «для скряги, предназначенной и безработной» на земле.
Цикл посвящен госпоже Джетт. Премьеру дали Грегори Уист и Аканэ Кубо в Мюнхене, июнь 2020 года.
Тексты
Говори со мной Говори со мной своим голосом,
Ясно и мелодично.
Мое сердце тогда подпрыгнет
Как птица в неволе;
Взгляни на меня глазами,
Просветленными и лазурными,
Душа моя, когда встретится с ними,
Разорвет оковы;
Вся жизнь в веселье
И начинают течь слезы;
Я мог бы умереть счастливым
Если бы я обнял тебя. (1838)
Она поет: каждый звук я слышу ее пение
Тает, как поцелуй нежной любви.
Она смотрит: Я думаю о ней, как о приносящей
Красоте неба над головой
Она идет: каждое ее малейшее движение—
Она говорит: ее оживленное лицо—
Все выражение и волнение,
Все неподражаемая грация. (1838)
На лоне утеса пустынного,
Спала облачко, красивое и жемчужное,
Но она ушла от него утром, ранним:
Улетела и с лазурью кокетничала.
И легкий след влаги
Допоздна затаился в своей борозде;
В глуши он возвышается одиноко,
Задумался и роняет непрошеные слезы. (1837)
Мы расстались, но образ твой остался
Навеки сокрыт на моей груди;
Видение из моих старых дней,
Оно приносит моей душе удовлетворение и покой.
И в поздней игре страстей
Я всегда думаю о тебе, как о своей;
Так падшим богам мы молимся
И преклоняем колени перед заброшенным святилищем.