Краткое содержание грибоедов горе о ума: Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн

Горе от ума — краткое содержание комедии Грибоедова

  

Горе от ума — краткое содержание комедии Грибоедова

 
Александру Сергеевичу Грибоедову «Горе от ума» принесло всемирную славу. В этой комедии в сатирическом ключе представлены нравы московского дворянства 19 века. Основной конфликт разгорается между Чацким, представителем нового поколения дворян, и обществом Фамусова, в котором принято ценить не человека, а его чин и деньги. Кроме того в пьесе есть и любовный конфликт, участниками которого являются три персонажа: Софья, Чацкий и Молчалин. Эти сюжетные линии тесно переплетены и вытекают одна из другой. Краткое содержание Горе от ума по действиям поможет более детально разобраться в проблематике пьесы.
 

Комедия в стихах по действиям

 
Действие I
 
Утро в доме московского чиновника Фамусова. Лиза, служанка, должна сторожить, чтобы Фамусов не застал дочь Софью со своим секретарем Молчалиным у нее в комнате. Но она засыпает и просыпается поздно, вот-вот придет хозяин. Софья увлечена Молчалиным, тайно с ним встречается и не хочет, чтобы отец узнал про это. Лиза успевает предупредить их.

 
В комнате тихо появляется Фамусов и начинает заигрывать с Лизонькой. Та тревожится, что они разбудят Софью, которая будто бы всю ночь романы читала. Барин уходит. Появляются молодые, но неожиданно возвращается Фамусов. Он недоволен, видя Молчалина возле Софьи так рано. Тот убеждает его, что он здесь по работе.
 
Позже приезжает Чацкий, долгое время отсутствовавший в Москве. Он знает Софью с детства, влюблен в нее и рад встрече. Но Софья довольно холодна с ним. В беседе с ней он нелестно отзывается о многих общих знакомых, в том числе и о Молчалине. Софье это не нравится.
 
Фамусов, узнав о его приезде, желает видеть его с рассказом о поездке.
 
Действие II
 
Фамусов и слуга Петруша составляют список: когда и к кому званы на бал, ужин. Приходит Чацкий и заводит разговор о нравах в дворянском обществе: погоня за чинами, деньгами, раболепие, ханжество.
Фамусову не нравится такой разговор, прогрессивные взгляды Чацкого.
 
Во время беседы приезжает Скалозуб. Хозяин с ним особо почтителен, так как намеревается выдать за него Софью. Не желая, чтобы тот услышал речи Чацкого, он уводит его в свой кабинет.
 
Софья и Лиза стоят у окна. Вдруг Софья падает в обморок: оказывается, Молчалин упал с лошади. Позднее все узнают, что ничего страшного с ним не случилось, просто ушиб руку. Наблюдая за Софьей, Чацкий понимает, что она неравнодушна к Молчалину.
 
Молчалин и Лиза остались наедине. Он флиртует со служанкой, говорит ей о своих чувствах к ней. Ей же нравится слуга Петруша.
 
Действие III
 
Чацкий в беседе с Софьей пытается узнать кто ей мил: он или Молчалин, но та уходит от прямого ответа. Вечером на бал съезжаются гости.
 
Приехали князья Тугоуховские с шестью дочерями, графиня Хрюмина с внучкой, супруги Горич. Старуха Хлестова приехала с собачкой, которой Молчалин начал восхищаться. Чацкий не преминул тут же остро высказаться по этому поводу.
Софья, услышав это, недовольно сказала, что Чацкий не в своем уме. Новость быстро облетела гостей, еще и обросла подробностями.
 
Чацкий, вновь появившись в зале, не понимает, почему все шарахаются от него.
 
Действие IV
 
Чацкий случайно узнает, услышав чужой разговор, что он сумасшедший. Он возмущен и надеется, что слухи не дошли до Софьи.
 
Лиза, по просьбе Софьи, идет звать Молчалина. Тот рассыпается в любезностях к Лизе, говорит, что хозяйка ей не чета, что жениться на ней он и не собирался. Все это слышит Чацкий, стоящий за колонной, и Софья, спускавшаяся по лестнице.
 
Молчалин говорит, что отец учил его угождать всем, вот он и угождает Софье, она же хозяйка. Софья возмущена его признанием, говорит, что это низко, подло. Молчалин пытается вымолить у нее прощение, но она категорично требует покинуть ее дом.
 
Чацкий высказывает Софье свое недоумение: как она могла заинтересоваться таким ничтожным человеком как Молчалин. Появляется Фамусов и возмущается, увидев Софью с Чацким, про которого сама же сказала, что он сумасшедший. Эта новость для Чацкого была ударом. Он говорит себе, что он слепец, что как он не увидел это раньше. Он готов был на все ради нее, а она так нечестно обошлась с ним.
 
Фамусов разгневан, обещает Софью отправить в деревню к тетке.
 
Чацкий же думает, что это так, разговоры, что Софья простит Молчалина, что он удобен ей в роли мужа.
 
Он, обращаясь ко всем, говорит, что их общество – это общество мучителей, предателей, что не мудрено потерять рассудок, общаясь с ними. В заключение говорит: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне, карету!»
 
Трагедия Чацкого, показанная в комедии, это трагедия целого поколения молодых людей с передовыми взглядами, живыми идеями и искренними чувствами.
 

Краткое содержание других произведений
Биография Грибоедова кратко
 

Горе от ума краткое содержание комедии Грибоедова, история создания

История создания комедии

В основу произведения Грибоедов положил реальный случай, который произошел с ним на одном из вечеров. Он был возмущен всеобщим преклонением перед одним из иностранных гостей и высказался по этому поводу. За это Грибоедов был клеймен сумасшедшим и помешанным.

Рис. 1. Чацкий. Художник Н. Кузьмин

Многие персонажи комедии списаны с реальных людей, которых во время написания своего произведения Грибоедов встречал на многочисленных балах и приемах.

Важно! Впервые пьесу опубликовали в 1833 году. По понятным причинам первоначальное издание было подвергнуто многочисленным правкам и изменениям со стороны цензуры. Книга с полным текстом была выпущена в России только в 1875 году.  

Жанр “Горе от ума” — комедия. Сам автор назвал свое произведение комедией в стихах. Во времена Грибоедова с умом связывали и интеллигентность, и образованность, но главное — вольнодумие, приверженность новым идеям. Обладателем такого “ума” и явился Чацкий. Такой смысл и несет название пьесы: герой пострадал от своих прогрессивных взглядов и идей. В 1977 году по пьесе вышел фильм-спектакль. Роль Фамусова в нем исполнил Михаил Царев, он же выступил и режиссером. Роль Чацкого досталась Виталию Соломину.

Основные герои

  • Александр Андреевич Чацкий — молодой, остроумный, прогрессивный дворянин. Он возвратился в Москву после трех лет странствий по миру.
  • Павел Афанасьевич Фамусов — московский чиновник, вдовец. Он льстив и жаден, в приоритете у него деньги и чины.
  • Софья Павловна — семнадцатилетняя дочь Фамусова. Романтичная и чувствительная девушка.
  • Алексей Степанович Молчалин — секретарь в доме Фамусовых.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб — полковник, метит в генералы.
  • Лиза — проворная и осторожная служанка в доме Фамусовых.
Рис. 2. Фамусов. Художник Н. Кузьмин

В списке действующих лиц автор приводит также многочисленных гостей, что появляются на вечере у Фамусова.

Действие 1

Пьеса начинается со сцены, в которой Лиза причитает о том, что ей всю ночь пришлось сторожить под дверью хозяйки. Уже светало, а Молчалин и София все никак не могли наговориться. Вдруг в гостиную входит Фамусов, и Лизонька всеми силами под разными предлогами пытается выпроводить его подальше. Упрямый Фамусов не хочет уходить, начинает приставать к девушке. Но Лизе удается убедить его в том, что София только уснула, и любой шум может потревожить тонкий девичий сон. Фамусов на цыпочках уходит. София и Молчалин наконец покидают комнату девушки. Молчалин уже направлялся к себе, когда столкнулся в дверях с Фамусовым. Отец Софии, недовольный тем, что застал их вместе, начал обоих допрашивать. София в напускном испуге рассказала отцу выдуманный сон про своего любимого и разгневанного отца. Во сне том, по словам самого Фамусова, были  “и черти, и любовь, и страхи, и цветы”. Молчалин же оправдался тем, что только вернулся с прогулки и шел с бумагами к Фамусову на доклад.

Отец успокоился и вместе с секретарем удалился разбирать бумаги. София и Лиза остались в гостиной. Девушки принялись обсуждать дела сердечные. София, влюбленная в Молчалина, не видела в нем ни одного недостатка. Его молчание и проникновенные взгляды девушка принимала за романтичность и глубокие чувства. Лиза же напомнила своей хозяйке, что Фамусов никогда не отдаст дочь за безродного и бедного человека. А вот полковник Скалозуб, которого София терпеть не могла, стал бы для него прекрасным зятем.

Рис. 3. Молчалин. Художник Н. Кузьмин

Вспомнила Лиза и о нежных чувствах, которые София раньше испытывала к Александру Андреевичу Чацкому. Он с детства воспитывался в доме Фамусовых. Но, по словам Софии, те чувства давно прошли. Чацкий давно уже находился в разъездах по стране, а Молчалин был всегда рядом. И резкий, язвительный характер Александра отталкивал девушку. Входит Чацкий. В завязавшемся разговоре Чацкий высмеивает многочисленных московских персонажей.

София холодно, отстраненно и коротко отвечает на его вопросы. Снова появляется Фамусов, а София и Лиза удаляются. В коротком разговоре Чацкий замечает, как похорошела девушка, а у Фамусова не выходит из головы Софьин “сон в руку”. Чацкий обещает снова приехать через час и удаляется.

Действие 2

Второе действие начинается с монолога Фамусова, в котором он отдает указания слуге Петрушке. Далее входит Чацкий. В диалоге Фамусов выспрашивает, не намеревается ли молодой человек свататься. Чацкий уклончиво отвечает. Фамусов объясняет, что перед тем, как свататься, нужно послужить и заработать денег и уважение. В пример он ставит своего покойного дядю, Максима Петровича, который ради того, чтобы выслужиться перед вышестоящими чинами, готов был унижаться и играть роль шута.

По словам самого Чацкого, он готов служить, но “прислуживаться тошно”. Его вольные, бунтарские реплики возмущают Фамусова, про себя он клеймит его вольнодумцем. Слуга докладывает о приезде полковника Скалозуба, и Фамусов просит Чацкого в разговоре с военным держать свои бунтарские мнения при себе.

Рис. 4. София Фамусова. Художник Н. Кузьмин

Входит Скалозуб, и у них с Фамусовым заводится разговор о службе и чинах. Скалозуб спокойно рассуждает о том, что его цель — стать генералом, а потом можно и жениться. Далее следует монолог Фамусова о нравах Москвы, о традициях и обществе столицы. За этим рассуждением следует высказывание Чацкого, в котором он осуждает и высмеивает многочисленные предрассудки московского общества. Не вынеся вольнодумных суждений своего гостя и боясь попасть из-за него в беду, Фамусов уходит, пригласив Скалозуба к себе в кабинет для продолжения беседы. В следующем явлении София лишается чувств, увидев в окно, как Молчалин падает с лошади. Лиза Хлопочет вокруг барышни, а Скалозуб выходит посмотреть, как Молчалин себя чувствует. Чацкий и Лиза приводят Софью в чувство. Молчалин и Скалозуб входят, рука Молчалина перевязана. София, все еще взволнованная, не поблагодарив Чацкого и Лизу за помощь, объясняет, что всегда очень беспокоится, когда с другими происходят несчастья. Чацкий недовольный неблагодарностью девушки, выходит. София приглашает Скалозуба вечером на небольшой прием. Скалозуб откланивается. Лиза предостерегает молодых влюбленных об опасности быть раскрытыми. Софии до этого нет дела, а вот Молчалин не хочет огласки и пересудов. В итоге — Лиза убедила Софию ради приличия пойти любезничать с Чацким. Барышня уходит, а Молчалин пристает к Лизе, объясняет, что горничная очень ему нравится, зовет ее к себе. Лизе это неинтересно, неприятности ей не нужны.

Рис. 5. Репетилов. Художник Н. Кузьмин

Действие 3

Действие начинается с небольшого рассуждения Чацкого о том, кто более мил Софии — Молчалин или Скалозуб. Входит сама девушка, и герой снова расспрашивает ее о сердечных делах. София уклончиво отвечает, указывает Чацкому на его слишком уж резкий характер. Ей не нравится привычка молодого человека всех высмеивать и язвить. Девушка защищает Молчалина перед Чацким, перечисляя его многочисленные, по ее мнению, достоинства. Но Чацкий делает неправильный вывод из слов девушки, решив, что она насмехается над секретарем. Потом Лиза зовет барышню к парикмахеру. Далее входит Молчалин, они разговаривают с Чацким. В диалоге Молчалин говорит о том, что его главные идеалы — это “умеренность и аккуратность”. Из разговора с секретарем Чацкий делает окончательный вывод, что София не могла полюбить глупого и прислужливого Молчалина. Вечер. Множество знатных гостей прибывает на прием в дом Фамусова. Чацкий встречает Платона Михайловича, старого друга, который недавно женился на Наталии Дмитриевне. Платон Михайлович, отставной военный, очень сильно переменился после свадьбы. Бравый военный скучает в Москве, но не смеет отойти от жены. Чацкий поражен такой перемене. Дом наполняется гостями, которые ведут бессмысленные светские разговоры. К гостям выходит София, тут как тут уж Загорецкий. Он услужливо предоставляет девушке билет на спектакль, а потом отходит к мужчинам. Платон Михайлович представляет его Чацкому как плута и мошенника. Входит Хлестова. В беседе она хвастается Софии новой служанкой-арапкой, которую ей подарил Загорецкий. Появляется Фамусов, за ним Скалозуб и Молчалин. Фамусов представляет Скалозуба Хлестовой, потом оба уходят играть в карты, а Молчалин остается прислуживать Хлестовой. Чацкий снова высмеивает секретаря перед Софией, и она, разозлившись, пускает слух о сумасшествии Александра. Слух быстро распространяется в обществе, дойдя и до Загорецкого. Тот продолжает рассказывать эту небылицу всем, кто готов слушать. С его легкой руки слух обрастает все большими и большими подробностями.

Рис. 6. Загорецкий. Художник Н. Кузьмин

Слух доходит до Хлестовой и Фамусова. Они приходят к выводу, что главная причина помешательства Чацкого — учение и книги. Появляется сам главный герой, растерянный и грустный. Софья спрашивает о причине такого его состояния, и Чацкий пускается в очередное пространное рассуждение о порочных нравах общества. Герой недоволен раболепным поклонением перед всем западным, бессмысленным копированием всего французского и немецкого. Под конец монолога его уже никто не слушает, все гости, свято уверовавшие в сумасшествие, сторонятся его.

Действие 4

Действие начинается с разъезда гостей. Кареты по одной подходят к крыльцу, слуга объявляет, чья подана. Появляется Чацкий, ожидающий свою карету. Рассуждает сам с собой о неискренности здешнего общества. Появляется Репетилов, старый приятель Чацкого. Он только вернулся из Аглицкого клуба — с тайного молодежного собрания, куда зовет и главного героя. Но Чацкий видит больше вреда, чем пользы в таких собраниях. Главному герою удается отвязаться от Репетилова и спрятаться в швейцарской. В переднюю спускаются многие гости, в том числе Загорецкий, Хлестова, Старая княгиня. Они убеждают и Репетилова в том, что Чацкий сошел с ума.

Рис. 7. Хлестова. Художник Н. Кузьмин

Все гости разъехались. Чацкий выходит из швейцарской, удивленный таким слухам о самом себе. Но снова прячется, когда слышит шум из комнаты Софии. Лиза зовет Молчалина к барышне. Тот снова пристает к Лизоньке, объясняя, что он оказывает Софии знаки внимания лишь из услужливости. Весь разговор слышат и София, и Чацкий. Девушка выгоняет Молчалина. Возмущенный Чацкий выходит на свет и винит Софию в неверности и глупости. Софья, в слезах, понимает, как была обманута. На шум прибегает Фамусов, окруженный толпою слуг. Он зол на дочь, которая смеет в тайне встречаться с мужчиной, зол на Чацкого, которому угрожает разбирательствами и общественным осуждением. Фамусов грозит дочери, что отправит ее в деревню. От него Чацкий узнает и о том, что слухи о его помешательстве пошли от Софии. Полностью осознав обман и предательство Софии, Чацкий понимает, что ему не место больше в Москве. Он обещает Фамусову больше не появляться в его доме, еще раз корит Софию за предательство их прежней дружбы и уезжает. В своем гениальном произведении Грибоедов высмеивает многочисленные пороки современного тому времени общества. Характеристика, данная писателем обществу, не устарела и по сей день. Заискивание перед чинами, слепое подражание всему иностранному, кумовство, к сожалению, все еще остаются актуальными проблемами. Аудио-версия краткого изложения пьесы “Горе от ума” из видео поможет вам еще лучше запомнить сюжет этого произведения.


Статьи по теме 

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума 

Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума» 

«Мильон терзаний» — краткий конспект статьи И. А. Гончарова по комедии «Горе от ума» 

Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Лиза — характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на тему: «Чацкий: победитель или побежденный»

Ускоренный курс по природе ума

Перейти к основному содержанию

Эксперименты Роланда Гриффитса с псилоцибином дали поразительные доказательства терапевтического использования галлюциногенов

Авторы и права: Qieer Wang

К Джули Шарпер

/ Опубликовано

Осень 2017

Роланд Гриффитс впервые попробовал медитировать, будучи аспирантом в начале 1970-х годов. Он продержался всего несколько недель. Он хотел следовать указаниям, успокоить свой разум и перестать думать, но каждый раз голос в его голове снова звучал. Прошло два десятилетия, прежде чем Гриффитс дал медитации еще один шанс. После этой первой попытки он защитил докторскую диссертацию по психологии и фармакологии, стал профессором Университета Джона Хопкинса и зарекомендовал себя как один из ведущих исследователей воздействия кофеина на мозг. На этот раз он попробовал сиддха-йогу, практику, основанную на тысячелетних индуистских традициях. Когда Гриффитс привык сидеть в безмолвной медитации, он исследовал «фантастически интересный» процесс возникновения мыслей.

Мы склонны верить, говорит Гриффитс, высокий худощавый мужчина с копной волнистых седых волос, что мы являемся голосом в наших головах — голосом, который напоминает нам о зубной нити, который вынашивает недовольство и ведет оживленные дебаты о том, стоит ли Ешьте чизкейк: «Идет непрерывный диалог, и очень часто мы думаем, что этот диалог — это разум. Но если вы сидите с умом, вы понимаете, что голос говорит самые разные вещи, и вы можете соглашаться или не соглашаться со всем, что это говорит». Гриффитс считает, что за этим голосом скрывается что-то еще. Он описывает это как «чувство ясности, удивления и наблюдательности». Это нечто иное — назовем это сознанием или осознанием — больше всего восхищает Гриффитса. Он парит за пределами современной науки, не поддается наблюдению ни при одном сканировании мозга.

«По образованию я ученый, и я думаю, что наука действительно сильна. Но я также сижу с абсолютным удивлением, не зная точно, что происходит, и желая исследовать это».

Роланд Гриффитс

Мистики и медитаторы тысячелетиями исследовали сознание. За последние 17 лет множество добровольцев-исследователей в лаборатории Гриффитса впадали в эти состояния после приема псилоцибина — соединения, которое придает некоторым грибам их магию. Его эксперименты показали поразительные результаты. Участники избавляются от постоянной депрессии, бросают курить после десятилетий неудачных попыток и даже, в случае людей, столкнувшихся с опасным для жизни раком, преодолевают страх смерти, что вселяет надежду на то, что псилоцибин может получить одобрение FDA для лечения некоторых психических заболеваний. .

В конечном счете, считает Гриффитс, эти эксперименты позволяют проникнуть в суть природы сознания. «Мы так погружаемся в истории нашей жизни, что иногда забываем, как это невероятно — осознавать», — говорит Гриффитс, его бледно-голубые глаза напряженно смотрят за очками в проволочной оправе. Он сидит в своем кабинете в Исследовательском центре поведенческой биологии, скромном кирпичном здании в кампусе Университета Джонса Хопкинса в Бэйвью. Стены украшены винтажной рекламой Coca-Cola, старинным художественным плакатом с изображением рук, балансирующих кофейными чашками, и пожелтевшими картинами, созданными его детьми десятилетия назад. На картотечном шкафу стоит модель скопления галлюциногенных псилоцибовых грибов — тонких серовато-коричневых стеблей с заостренными шляпками.

Изображение предоставлено Qieer Wang

Дальше по коридору, в секции лаборатории Гриффитса, оборудованной удобными диванами и вышитыми подушками, десятки людей провели одни из самых глубоких часов своей жизни. По словам Гриффитса, участники проглатывают капсулу псилоцибина и погружаются в часы исключительной интенсивности в сопровождении специально обученных гидов, которые наблюдают за ними и помогают им чувствовать себя в безопасности и заботе. Добровольцы сообщают о видениях величественных соборов, густых джунглей и давно умерших близких. Они вновь пережили моменты из своего прошлого, словно отвинчивая серию банок с забытыми днями. Опыт рябит через них в ближайшие месяцы и годы. Они сообщают, что чувствуют себя более открытыми и творческими, более заботливыми по отношению к другим и осознают взаимосвязь всей жизни.

Это также дары медитации, говорит Гриффитс, который продолжает медитировать по два часа каждый день. По его словам, медитация позволяет вам изменить свою личность, чтобы изменить свое ощущение себя. Для него это означало перестать сосредотачиваться на материальных достижениях и профессиональном признании. Бывший выбывший из класса подтверждения, он развил чувство духовности. После десятилетий, потраченных на изучение влияния различных веществ, таких как кофеин, на мозг, теперь он хочет углубиться в вопросы сознания, которые его больше всего интересуют.

Псилоцибин предлагает своего рода «ускоренный курс» в природе разума, говорит Гриффитс. «Буквально ускоренный курс, потому что он может сойти с рельсов». Без надлежащей подготовки, окружения или компаньонов человек больше рискует попасть в беду и быть захваченным страхом или негативными эмоциями. Но при правильных условиях псилоцибин способен изменить жизнь. «Я получил образование ученого и считаю, что наука действительно сильна», — говорит Гриффитс. «Но я также сижу с абсолютным удивлением, не зная точно, что происходит, и желая исследовать это».

В своей энциклопедической книге Shroom: A Cultural History of the Magic Mushroom (Ecco, 2007) Энди Летчер описывает, как изменяющие сознание грибы впервые захватили воображение европейцев в 18 веке, когда исследователи описали встречи с сибирскими племенами. которые опьянели после употребления грибов мухоморов. С их веселыми красными шляпками и белыми пятнами этот грибок стал устойчивым культурным тропом — излюбленным местом садовых гномов и детских книжных фей. Если бы нас попросили нарисовать гриб, многие из нас, скорее всего, нарисовали бы мухомор, хотя мало кто видел настоящий.

Испанские конкистадоры и миссионеры шестнадцатого века описали ацтеков, потреблявших другую основную категорию галлюциногенных грибов, псилоцибы, на коронациях, танцах и пирах. Жрецы ацтеков ели их, чтобы предугадать исход сражений. Но Римско-католическая церковь рассматривала использование грибов как форму идолопоклонства, поэтому в течение следующих четырех столетий использование псилоцибов в Мексике было загнано в подполье.

Ситуация изменилась в середине 1950-х годов, когда американский банкир и специалист по грибам Р. Гордон Уоссон, его жена-педиатр и фотограф отправились в крошечную деревню Уаутла-де-Хименес в штате Оахака. Там они встретили индейскую целительницу племени масатек по имени Мария Сабина, которая пригласила их принять участие в церемонии с использованием грибов псилоцибе. Как и другие курандерос масатеков, Мария Сабина использовала грибы для создания видений, в которых она определяла природу болезни человека и лечение. Уоссон описал этот опыт в затаившем дыхание 19-летнем возрасте.57 Статья из журнала Life . «Я был парящим в космосе бестелесным глазом, невидимым, бестелесным, видящим, но не видимым», — писал Уоссон. Видения были «резко сфокусированы, линии и цвета были настолько четкими, что казались мне более реальными, чем все, что я когда-либо видел своими глазами. Я чувствовал, что теперь вижу ясно, тогда как обычное зрение дает нам несовершенный вид; Я видел архетипы, платоновские идеи, лежащие в основе несовершенных образов повседневной жизни».

Статья Уоссона вызвала большой интерес. Битники и искатели любопытства отправились в Оахаку, чтобы поглотить грибы. Увлечение псилоцибином подпитывало растущую область исследований психоделиков. Между 1953 и 1973 годами было начато более 1000 исследований психоделиков, многие из которых финансировались федеральным правительством. Результаты были интригующими, хотя, оглядываясь назад, экспериментам не хватало строгости современных стандартов, говорит Дэвид Николс, почетный профессор психофармакологии Университета Пердью. Одним из первых исследователей, изучавших псилоцибин, был гарвардский психолог Тимоти Лири, позже известный своим ярким использованием ЛСД и тем, что призывал поколение «включаться, настраиваться и бросать». Вскоре психоделики стали ассоциироваться и обвиняться во многом в молодежной культуре 60-х: свободной любви, антивоенных протестах и ​​даже убийствах Чарльза Мэнсона. Политики, представители духовенства и обеспокоенные родители считали их угрозой традиционным ценностям. 19 октябряВ 70 году Ричард Никсон свернул исследования галлюциногенов на два десятилетия, когда подписал Закон о комплексной профилактике и борьбе со злоупотреблением наркотиками, запрещающий псилоцибин, ЛСД и другие галлюциногены.

Это не удержало некоторых видных ученых, в том числе Николса, от их интереса к соединениям. В 1993 году Николс основал Исследовательский институт Хеффтера, чтобы защищать и обеспечивать финансирование исследований псилоцибина. «Я подумал, что было бы действительно полезно вернуться и изучить этот класс лекарств и посмотреть, имеют ли они какую-либо ценность или нет», — говорит Николс. «Конечно, ученых всегда интересовало то, что эти препараты оказывали фундаментальное воздействие на человеческий разум, но проблема заключалась в финансировании и некоторых учреждениях».

Видео предоставлено: TEDMed

Тем временем в Калифорнии инженер-программист Роберт Джесси, инженер ’81, организовал отдельную кампанию, чтобы расширить понимание того, что он называет энтеогенами, или химическими веществами, которые помогают людям ощущать божественное. Джесси переехал в район залива после окончания Университета Джонса Хопкинса. Там он обнаружил, что многие в технологической индустрии использовали галлюциногены, полагая, что они стимулируют творчество и углубляют самосознание и сопереживание. Джесси пришел к выводу, что, сделав эти лекарства более доступными, можно улучшить жизнь не только тех, кто их принимал, но и, соответственно, их соседей, родственников и коллег. Он сформировал организацию под названием Совет по духовным практикам и созвал собрание «экспертов и старейшин» в Эсалене, ретритном центре в Биг-Суре, Калифорния. По прихоти он пригласил Роберта Шустера, который возглавлял Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками при двух президентах-республиканцах. К его удивлению, пришел Шустер и даже получил собственный глубокий опыт — не через галлюциногены, а через шаманскую мастерскую по игре на барабанах.

Пару недель спустя Шустер, умерший в 2011 году, познакомил Джесси со своим старым другом — Роландом Гриффитсом. Он был «ученым-ученым», сказал Шустер, и сделал легендарную карьеру, исследуя эффекты наркотиков, а также интересовался медитацией и измененными состояниями ума. Джесси завязал переписку с Гриффитсом и прилетел на встречу с ним в начале 1997 года. За продолжительным обедом в кафетерии Бэйвью они обсуждали медитацию, состояния сознания и псилоцибин.

Гриффитс был настроен скептически. Хотя он достиг совершеннолетия в Сан-Франциско в конце 1960-х, он никогда не отождествлял себя с движением хиппи и сам не проявлял большого интереса к употреблению наркотиков. Он знал, что многие люди думали, что во время спотыкания они испытали глубокие переживания, но сомневался в длительном воздействии. «Я с подозрением отнесся к некоторым заявлениям людей, — говорит он. Тем не менее, он был заинтригован возможностью использования наркотиков для изучения духовных переживаний. Он читал книги по сравнительному религиоведению и психологии религии, пытаясь осмыслить свой собственный опыт во время медитации. Возможно, эти препараты могли бы дать некоторую информацию в лаборатории.

Был риск для его карьеры. Гриффитс вспоминает, как упомянул о возможности запуска такого исследования перед рабочей группой других профессоров кафедры. Некоторые с интересом кивали, но другие выглядели ошеломленными. Тем не менее Гриффитс составил протокол и отправил его на рассмотрение, задаваясь вопросом, есть ли шанс, что он будет одобрен. Это было. А потом встал вопрос финансирования, который остается борьбой за исследования галлюциногенов. Гриффитс заручился некоторой поддержкой NIDA, но некоммерческая организация Джесси, Совет по духовным практикам, покрыла большую часть расходов.

Гриффитс начал это первое исследование в 2000 году, объединившись с Биллом Ричардсом, терапевтом из Балтимора, который был в авангарде исследований галлюциногенов в 1980-х годах. Они использовали средства Совета по духовным практикам, чтобы превратить часть лаборатории Гриффитса в нечто, похожее на кабинет тазобедренного терапевта. В центре внимания — длинный белый диван, на котором во время сеансов отдыхают участники. Гиды сидят в паре кожаных кресел. Комнату украшают реликвии различных культур и религиозных традиций — сине-золотая мандала, статуя Будды, ярко расшитая бисером маска. На одном столе стоит глиняная чаша, которую Джесси привез из Уаутла-де-Хименес, города, где Уоссон впервые принял псилоцибин. Участники достают из этой чаши капсулу с псилоцибином, и сеанс начинается.

Многие участники исследования псилоцибина сообщают о классических признаках мистического опыта, в том числе о чувстве святости, взаимосвязанности и ощущении, что наркотик более реален, чем повседневная жизнь.

В этом первом исследовании 36 здоровых нормальных добровольцев, которые никогда раньше не принимали галлюциногены, принимали псилоцибин или риталин в серии из трех сеансов (каждый участник принимал псилоцибин по крайней мере один раз). Это был двойной слепой эксперимент, поэтому ни добровольцы, ни их проводники не знали, какое лекарство они приняли. Поскольку риталин оказывает психологическое воздействие — ощущение благополучия и прилив энергии, — он полезен для маскировки того, кто был контрольным субъектом. Результаты исследования были поразительны. Через два месяца после сеансов большинство из тех, кто принимал псилоцибин, сообщили, что чувствуют себя лучше в отношении себя и жизни, стали более альтруистичными и в целом у них улучшилось настроение. Почти две трети сказали, что сеанс был одним из самых значимых переживаний в их жизни, сравнимым с рождением ребенка или смертью родителя, а треть сказали, что это было единственное самое значимое в духовном отношении событие, которое когда-либо случалось с ними. их. «Это произвело на меня огромное впечатление, — говорит Гриффитс. «Что здесь происходило?»

Итак, он искал ответы. После того первого исследования Гриффитс запустил более дюжины исследований псилоцибина и еще семь других галлюциногенов. Один из них показал, что 80% хронических курильщиков смогли избавиться от этой привычки после комбинации псилоцибина и когнитивно-поведенческой терапии. Другой показал, что прием псилоцибина коррелировал с повышенной открытостью — психологической чертой, связанной с творчеством и любовью к искусству — в течение как минимум года.

В конце прошлого года Гриффитс и его команда из Медицинской школы Нью-Йоркского университета опубликовали данные двух похожих, но независимых исследований людей, столкнувшихся с опасным для жизни раком. После получения разовой дозы псилоцибина в сочетании с консультацией 80 процентов пациентов сообщили, что их депрессия и тревога отступают. Результаты не были мимолетными: спустя шесть месяцев у большинства все же улучшилось настроение, несмотря на проблемы со здоровьем. Многие сообщали, что почувствовали, будто сеанс псилоцибина стер их страх смерти. «Видеть, как человек получает невероятно значимый, смыслообразующий и духовный опыт, который меняет его взгляд на смерть, перестраивает то, как он умирает, — это трудно описать», — говорит Энтони Боссис, психолог, работавший над исследованием Нью-Йоркского университета.

Кларк Мартин, психолог на пенсии из Портленда, штат Орегон, принял участие в исследовании рака Гриффитса в 2010 году, через два десятилетия после того, как у него впервые диагностировали почечно-клеточный рак. С момента постановки диагноза он перенес многочисленные операции, химиотерапию, лучевую и иммунотерапию, так как метастазы возникали снова и снова.

Годы страха и боли дали о себе знать, говорит Мартин. Он стал «близоруко сосредоточен» на раке, закрылся от радостей повседневной жизни. На своем первом сеансе он получил небольшую дозу псилоцибина, которая, по его словам, не оказала особого эффекта. Но на втором сеансе он почувствовал, как реальность растворяется. Он потерял всякое чувство времени. Он чувствовал, как разговаривают его проводники, но не мог разобрать, что они говорят. По его словам, все это было слишком похоже на то, как он представлял себе смерть, и это было ужасно.

Затем один из проводников сел рядом с Мартином и молча обнял его. Страх Мартина растаял, и он почувствовал себя в «бесформенном пустом пространстве». Это было знакомо и удобно, и Мартин чувствовал себя ребенком, исследующим новое место, полным любопытства и удивления. В отличие от многих людей, принимающих псилоцибин, Мартин не видел видений и не слышал голосов, говорящих с ним. Но этот опыт коренным образом изменил его. «Раньше мой подход к жизни был очень интеллектуальным, — говорит он. «Теперь я пришел из места внимательности».

Через несколько лет после участия в эксперименте Мартин получил глубокое знание природы. Однажды рано утром он был на Гавайях, гулял в горах, когда его поразил шелест листьев на ветру. Ему пришло в голову, что воздух, толкающий листья, ничем не отличается от воздуха, проходящего через гортань человека. Он чувствовал глубокое чувство родства с деревьями и с природой. Пару лет спустя у него был подобный опыт во время похода по побережью Орегона. Теперь это чувство единения с природой захлестывает его чаще. Он также плавает несколько раз в неделю — повторяющиеся движения помогают ему погрузиться в глубокое медитативное состояние, которое он впервые испытал под действием псилоцибина.

Обостренное чувство альтруизма и взаимосвязи, которое человек испытывает после приема псилоцибина в правильных условиях, может помочь нашему обществу и миру, говорит Гриффитс.

Мартин говорит, что стал более эмоционально доступным для своей семьи. Он размышляет о том моменте, когда его советник обнял его на диване, успокаивая одним своим присутствием. Он пришел к выводу, что присутствие — просто быть рядом с кем-то — даже важнее, чем сочувствие, и это определяет его взаимодействие с родственниками и друзьями. Он часто разговаривает со своей взрослой дочерью в Техасе и навещает ее без особой цели, кроме как проводить время вместе. Его отец умер от болезни Альцгеймера несколько лет назад, но до этого Мартин научился отбрасывать все ожидания от их общения. Когда его отец не отвечал ему, Мартин не грустил и не злился. Вместо этого он возил отца по сельской местности, останавливаясь, чтобы посмотреть на оленей или поесть мороженого. Когда давление ушло, его отец «посветлел и стал более оживленным», говорит он. «Парадоксальным образом наши отношения в последние годы были более глубокими и значимыми, чем когда-либо».

Так как же псилоцибин производит эти мощные превращения? «Мы знаем довольно много, но многого не знаем», — говорит Гриффитс. Как и другие классические галлюциногены, псилоцибин действует на рецепторы нейротрансмиттера серотонина. По-видимому, он снижает активность в определенных нейронных сетях, в первую очередь в той, которая отвечает за самоощущение. По словам Гриффитса, псилоцибин также увеличивает скорость, с которой мозг устанавливает связи.

Многие участники исследования псилоцибина сообщают о классических признаках мистического опыта, в том числе о чувстве святости, взаимосвязанности и ощущении, что наркотик более реален, чем повседневная жизнь, говорит Гриффитс. Он считает, что мозг запрограммирован на такие переживания. От поэта Руми до святой Терезы люди всех времен и культур переживали эти вспышки божественного. В большинстве случаев переживания возникают спонтанно, например, когда человек гуляет по лесу или молится. «Люди настроены на смысл, и я думаю, что это лежит в основе религий, философий и традиций», — говорит Боссис. Эти двое также работают над парой исследований, посвященных влиянию псилоцибина на духовенство, группу людей, которые научили свой мозг быть открытым для такого опыта.

Большой вопрос — и, возможно, это выходит за рамки науки — что означают эти переживания? Действительно ли люди проникают в более глубокую реальность? «Нет никаких сомнений в том, что они чувствуют себя такими, какие они есть», — говорит Гриффитс. «Это выходит за рамки всего, чему у меня есть готовое объяснение, как с философской, так и с научной точки зрения». Итак, верит ли он в Бога? Гриффитс заикается. «Я даже не знаю, как ответить на этот вопрос, — говорит он. «Мне стало комфортно с Богом как с заполнителем для благотворной тайны, для которой нет слов, и я думаю, что это то, что люди должны иметь в виду под Богом».

А он сам принимал псилоцибин? Гриффитс не скажет. По его словам, есть группа людей, которые считают, что исследователю галлюциногенов было бы неэтично давать добровольцам вещество, которое он никогда не пробовал. И все же есть другие, которые считают, что он потерял бы свою беспристрастность, если бы экспериментировал с наркотиком на себе. «Что я могу сказать, так это то, что я знаком с различными состояниями сознания», — говорит он. «Я глубоко сочувствую людям в разных состояниях сознания».

В дополнение к исследованиям медитирующих и священнослужителей, лаборатория Гриффитса начала более масштабные исследования с участием курильщиков и людей с депрессией. Гриффитс также готовится к новому проекту, который будет включать в себя сканирование мозга здоровых, нормальных людей до и после приема псилоцибина, чтобы помочь лучше понять эффекты препарата.

Гриффитс надеется, что его работа в конечном итоге проложит дорогу людям с опасным для жизни раком, чтобы получать псилоцибин для лечения тревоги или депрессии. Возможно, когда-нибудь этот препарат можно будет назначать и здоровым пациентам с расстройствами настроения. В любом случае Гриффитс считает, что препарат наиболее эффективен при введении в клинических условиях под руководством консультанта, как и в его лаборатории. Тем не менее, трудно представить, что лекарство выйдет на рынок. Как фармацевтическая компания сможет зарабатывать деньги на продукте, который люди принимают одну дозу один раз, но который меняет их жизнь?

В конечном счете, Гриффитс говорит, что чувствует огромное удовлетворение от руководства исследованиями, которые представляют собой «замечательную интеграцию того, что меня больше всего интересует в личном и профессиональном плане». Он также верит, что его работа может улучшить человечество. По его словам, повышенное чувство альтруизма и взаимосвязанности, которое человек испытывает после приема псилоцибина в правильных условиях, может помочь нашему обществу и миру. «Есть аргумент, что нам нужно действовать немедленно», — говорит он.

В ящике стола Гриффитс держит кучу медальонов, которые он сделал для волонтеров и посетителей. На одной стороне, помеченной «Медитация», написаны слова поэта-мистика Уильяма Блейка: «Истинный метод познания — это эксперимент». На другой стороне изображено скопление псилоцибиновых грибов — символ, по его словам, того, что медитация и псилоцибин представляют собой две стороны одной медали. Под грибами напечатано собственное благословение Гриффитса: «Пусть ты останешься осознанным».

Джули Шарпер — писатель-фрилансер из Балтимора.

Опубликовано в рубрике Здоровье, Наука и технологии

Метки: депрессия, поведенческие науки, галлюциногены, психоделики

Еще из осеннего выпуска 2017 г.

Похожие материалы

Галлюциногены

Плохие поездки, повторное посещение

Опубликовано 4 января 2017 г.

Исследование изучает устойчивые положительные и отрицательные последствия употребления «волшебных грибов»

Галлюциноген облегчает депрессию и тревогу у больных раком

Опубликовано 1 декабря 2016 г.

В небольшом исследовании псилоцибин, активный компонент «волшебных грибов», повышал удовлетворенность жизнью у пациентов с опасным для жизни раком. / Медицина Джона Хопкинса

Тенденции

Грибы являются «пищей для мозга» пожилых людей: пожилые люди, которые потребляют более двух порций грибов в неделю, могут иметь на 50 % меньше шансов страдать легкими когнитивными нарушениями

  • Шестилетнее исследование показывает, что порции грибов в неделю могут на 50% снизить вероятность легкого снижения когнитивных функций.
  • Кроме того, даже небольшая порция грибов в неделю может оказаться полезной и снизить эти шансы.
  • Исследовательская группа пришла к такому выводу после анализа данных более 600 пожилых людей, которые включали их историю болезни, психологические факторы, диетические факторы, рост и вес, когнитивные функции и дополнительные факторы.
  • Команда отметила, что эти пожилые люди обычно ели шесть видов грибов: шиитаке, золотистый, устричный, белый шампиньон, сушеный и консервированный.
  • Они считают, что специфический антиоксидант и противовоспалительное средство эрготионеин приводит к этим когнитивным преимуществам, и надеются вскоре определить другие диетические факторы, которые могут улучшить или поддержать здоровье мозга у пожилых людей.

Краткий обзор

Новое исследование «Связь между потреблением грибов и легкими когнитивными нарушениями: поперечное исследование в Сингапуре», проведенное Медицинской школой Йонг Лу Лин при Национальном университете Сингапура (NUS). говорит, что пожилые люди, которые едят более двух стандартных порций грибов в неделю, могут иметь на 50% меньше шансов испытать легкое снижение когнитивных функций. Кроме того, даже одна небольшая порция грибов в неделю может помочь снизить эти шансы.

Исследователи описывают стандартный размер порции как ¾ чашки вареных грибов, которые весят около 150 граммов. Две стандартные порции равны примерно половине тарелки.

Цели и исследование

В этом шестилетнем исследовании были проанализированы данные более 600 китайских пожилых людей в возрасте 60 лет и старше. Исследовательская группа провела интервью, в ходе которых пожилые люди расспрашивали об их демографических данных, истории болезни, психологических факторах и диете. Кроме того, медсестры измеряли у пожилых людей кровяное давление, рост, вес, скорость ходьбы и хватку рук, а также проверяли когнитивные функции, депрессию и тревогу. Наконец, пожилые люди прошли двухчасовую нейропсихологическую оценку.

Результаты

Исследователи были удивлены, обнаружив, что у тех, кто ест грибы, значительно снижается распространенность легких когнитивных нарушений. Эти пожилые люди обычно потребляли шесть конкретных грибов: шиитаке, золотистые, вешенки, белые шампиньоны, сушеные и консервированные грибы.

Команда считает, что уникальный антиоксидант и противовоспалительное средство, обнаруженное в этих грибах, эрготионеин (ET), отвечает за снижение распространенности легких когнитивных нарушений. Исследователи указывают на более раннее проведенное ими исследование, которое показало, что у людей с легкими когнитивными нарушениями уровень ET был ниже, чем у здоровых людей того же возраста. Они считают, что дефицит ET может привести к заболеваниям головного мозга и что употребление грибов может помочь обратить вспять этот эффект.

Это исследование показывает, что пожилым людям полезно есть больше грибов. В частности, увеличение потребления грибов может снизить вероятность возникновения у них легких когнитивных нарушений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *