Краткое содержание горе от ума второе действие: «Горе от ума». Краткое содержание 2-го действия

Содержание

Горе от ума – краткое содержание по главам: характеристика комедии и описание действующих лиц

У каждого известного автора есть произведение, наиболее любимое читателями, являющееся своеобразной визитной карточкой или ставшее всемирно популярным. У Александра Сергеевича Грибоедова таким произведением является комедия «Горе от ума». Краткое содержание по главам позволит понять, каковы царили нравы у продвинутой молодежи 19 века, и чему поклонялось консервативное дворянство.

Содержание

Персонажи

Грибоедов Горе от ума написал в традициях классицизма и добавил некоторые элементы романтизма и реализма новых направлений в литературе начала XIX века В легком сатирическом стиле автор поднимает насущные и актуальные проблемы, нравы, существующие внутри дворянского сословия того времени.

В свой читательский дневник школьники могут записать, что читатель комедии становится свидетелем конфликта, развивающегося между двумя сторонами с противоположными взглядами: Александром Андреевичем Чацким и остальным обществом.

Персонажи комедии

Главные действующие лица комедии:

  • Софья молодая незамужняя девушка, дочь П.А. Фамусова,
  • П.А. Фамусов – мужчина среднего возраста, занимающий в казенном учреждении должность управляющего,
  • А.А. Чацкий – молодой и образованный человек, вернувшийся из 3-летнего путешествия, питает нежные чувства к Софье,
  • А. Молчалин – молодой, трусливый и малодушный человек, проживающий в доме на Фамусова и работающий на должности его секретаря, в Молчалина влюблена наивная дочка хозяина,
  • Лиза – проворная и верная служанка Софьи,
  • Скалозуб – помещик, состоятельный полковник-карьерист, не отличающийся высокими нравственными устоями, а также смекалкой и умом.

Возьмите на заметку! Составить собственное мнение, насладиться легкой и тонкой иронией, запечатленной в лирических строках, можно лично прочитав комедию Горе от ума.

Полезное видео: краткое содержание Горе от ума

Краткое содержание по действиям

Остановимся вкратце на основных событиях пьесы, дадим характеристику героев и понаблюдаем за особенностями их отношений и поведения.

Первое действие

В начале комедии читатель попадает в дом Фамусова, где служанка Лиза пытается легким стуком обратить на себя внимание и прервать запретное свидание Софьи и Алексея. Из-под двери льется мелодичный звук фортепьяно и флейты.

Чтобы помочь хозяйке Софье быстрее расстаться с возлюбленным, служанка даже переводит стрелки часов.

Краткая характеристика Софьи: 17-летняя умная и смелая девушка, воспитанная на французских любовных романах, при случае может быть хладнокровной и враждебной.

Незамеченным появляется глава дома Павел Фамусов, отец Софьи, который начинает заигрывать с миленькой служанкой. Боясь быть застигнутым за этим фривольным делом, барин ретируется.

Это интересно! Повесть Собачье сердце: читаем краткое содержание по главам

Тем временем молодые люди решаются прервать свое свидание, и Молчалин появляется в раскрытых дверях, где его застает хозяин. На резонный вопрос Фамусова о ранней причине появления у дверей комнаты его дочери Софьи, секретарь отвечает, что зашел к девушке после утренней прогулки. Краткое содержание комедии не позволит оценить юмор, которым наделил автор своих персонажей. К примеру, чтобы подыграть своему возлюбленному Молчалину, Софья произносит фразу: Шел в комнату, попал в другую.

Сколько отец не отчитывал дочь за неприличное поведение, мысли Софьи были очень далеко. Верная сообщница Лиза также призывает быть Софью осторожнее и осмотрительнее, не давать повода для нехороших слухов. Лиза не видит будущего у ее подопечной с Молчалиным.

“Ах, матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара!»

Горе от ума, действие 1

Брака Софьи с Молчалиным не желает допустить меркантильный отец, который мечтает о союзе дочери с богатым полковником Скалозубом. Софья же противится этому неравному браку. Во время девичьего разговора служанка вспоминает об обладателе веселого нрава и незаурядного ума Чацком, который рос вместе с Софьей и дарил ей свою юношескую любовь.

Девушка выражает сомнение в том, что давние чувства являются подлинными и относит их на счет детской дружбы. В это время слуга сообщает о прибытии Чацкого в дом Фамусова.

Юноша очень рад встрече с объектом своих юношеских увлечений, но чувствует холод, идущий от девушки. В процессе разговора всплывают общие темы и прожитые события, которые Софья пренебрежительно называет ребячеством. Александр делает комплименты объекту обожания и интересуется о причине ее смущения. На фоне разговора молодых людей, Фамусова начинают тревожить мысли о нежелательном сватовстве Чацкого к своей дочери, а после его ухода он начинает гадать о том, кто стал занимать сердце девушки.

Это интересно! Изучаем краткое содержание поэмы Мертвые души по главам

Второе действие

Мысли о предполагаемом «женихе» тревожили Фаустова не напрасно. Уже во втором действии молодой дворянин косвенно задает вопрос управляющему. Павел Афанасьевич ответил, что Чацкому изначально следовало получить чин на государственной службе, а потом только думать о женитьбе.

В этом месте из уст Чацкого вылетает знаменитая цитата.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Краткое содержание комедии может упустить эту коронную фразу, а описание по явлениям позволит потерять произведению свою харизму.

Но этими словами не пронять Фамусова, который ставит в пример молодому гордецу своего знаменитого родственника Максима Петровича, служившего при дворе. На одном из приемов у царицы Екатерины II богатый царедворец случайно упал, чем потешил монаршую особу.

Желая угодить, дядя Фамусова еще пару раз умышленно падал. После услышанного Александр Чацкий произносит свой знаменитый монолог, темой которого являются предпочтения поколений прошлого века и нынешнего. По его мнению, еще недавно люди жили в покорности и страхе, он же не желает заниматься шутовством, даже перед царской особой. По мнению Фамусова, Чацкий является вольнодумцем, отказывающимся служить лишь «делу, а не лицам». Неприятный для обоих мужчин разговор прерывает появление третьего, очень желанного для Фамусова гостя – полковника Скалозуба.

Между двумя единомышленниками завязывается ничего не значащий разговор о Москве и выходок некоторых особ против уважаемого общества. Тема разговора переходит на кузена полковника, которому Скалозуб всячески содействовал по службе, а тот в результате, не оценив всех усилий брата, бросил службу ради размеренной жизни в деревне и чтения книг.

В диалог вмешивается Чацкий, который с удовольствием «набрасывается» на Фамусова и его верования. Спустя некоторое время уходит Павел Афанасович, предварительно назначив встречу полковнику у себя в кабинете. Перед своим уходом Скалозуб получает приглашение на вечер от Софьи.

Это интересно! Читаем кратчайшее содержание рассказа Тургенева Бежин луг

Девушка по-прежнему не пытается скрывать свое отношение к Молчалину. Секретарь неосторожно обращается с лошадью, падает с нее. Это становится причиной бурной реакции дочери хозяина и ее обморока. У Чацкого остается все меньше сомнений по поводу объекта обожания девушки. Его терзает ревность, а затем и раздумья, в процессе которых молодой фат пытается разобраться в причине своей привязанности к Софье.

Также читатель может наблюдать сцену, где секретарь бесстыдно заигрывает со служанкой Лизой, уверяя ее в том, что именно она мила его сердцу, в отличие от дочери хозяина.

Действие третье

Измученный терзаниями Чацкий не находит ничего лучшего, чем напрямую спросить у девушки, кого она любит. Софья, как всегда, отвечает своему собеседнику не уважительно, а несколько небрежно, и после недолгого разговора уходит к себе. Совсем недавно Лиза шепнула ей на ухо, что ее ждет Молчалин, поэтому коротать время в обществе неугодного ей ухажера девушка не желает. Между двумя молодыми людьми происходит разговор, в результате которого у Чацкого создалось мнение о Молчалине, что он ограниченный трус.

К вечернему балу в доме Фамусова стали собираться именитые гости:

  • графиня Хрюмина (внучка и бабушка),
  • князь Тугоуховский (с 6 дочерьми и женой),
  • Загорецкий (услужливый картежник),
  • Хлестова (сестра Фамусова)
  • Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи.

В процессе светской беседы с господином N дочь хозяина начинает размышлять о злости и гордыни Чацкого. Мимоходом из ее уст вылетает фраза, что он не в своем уме. Эти слова тут-же начинают распространяться среди гостей и становятся предметом разговора Фамусова и Хлестовой, Загорецкого и Натальи Дмитриевны.

Когда в залу входит Александр Чацкий, гости от него начинают шарахаться, «разглядывая» в его поведении признаки безумия. Масла в огонь подлила своим действием и высказыванием Софья, которая поинтересовалась причиной плохого настроения Александра Андреевича. Молодой человек тут же стал сетовать на то, как неуютно он себя ощущает в обществе, где вокруг засилье всего иностранного.

Какой осадок оставил в его душе недавний диалог с французом, в котором тот поведал, как он боялся ехать в «дикую» Россию, и насколько его опасения были напрасными в виду того, что почти нигде не встретил варварской русской речи, лиц, и повсюду видно подражание всему французскому. Грибоедов «Горе от ума» через Чацкого выражает собственное мнение по поводу «иностранщины» и явлений, царивших вокруг, а также против «пустого, рабского, слепого подражанья».

Такая речь вызвала сумятицу в головах гостей, и они решились ретироваться к карточным столам, подальше от «больного» человека. Можно читать краткое содержание лирической комедии, но вряд ли так получится проникнуться духом ее эпохи.

Это интересно! Читаем краткий пересказ пьесы Гроза Островского

Четвертое действие

После завершения бала именитые гости начинают разъезжаться. Торопится домой и Чацкий, который с нетерпением ждет своего лакея и размышляет над тем, кто же пустил слух в свете о его неладах с психикой. Так, ожидая карету, Александру Андреевичу приходится спрятаться за колонной, чтобы не быть замеченным Софьей.

Прячась, он становится свидетелем разговора Лизы и Молчалина, который признается в симпатии к служанке и равнодушии к дочери своего хозяина.

Свидетелем этого разговора становится и Софья. Девушка не желает больше скрываться и велит, упавшему в ноги бывшему возлюбленному, убираться из ее дома, пригрозив все рассказать отцу. В сердцах София выказывает радость, что не было свидетелей ее действий и позора. Она ошиблась, за всей этой сценой наблюдал ее друг юности Чацкий, который был в это время поблизости.

Спустя некоторое время к ним присоединилась толпа слуг во главе с встревоженным отцом девушки. Негодованию Фамусова нет предела: он ругает Лизу и слуг, которые не смогли углядеть за его дочерью. Обожаемую наследницу он грозится отправить в Саратов к тетке, а Лизу – в сарай ухаживать за птицей.

На фоне этих трагических событий Чацкий произносит свой последний монолог, где скорбит о своем несбывшемся счастье и ложной надежде, которыми он жил целых 3 года. В его словах нет больше сожаления о безответной любви, ведь молодой дворянин решил покинуть Москву и все «фамусовское общество».

Среди любовных терзаний и разочарований молодых людей, проступает фигура самого Фамусова, одной тревогой которого является мысль: “Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!”

Полезное видео: разбор по направлениям комедии А.

С. Грибоедова Горе от ума

Вывод

В русской литературе имеется немало знаковых произведений, среди которых Грибоедовская комедия Горе от ума занимает почетное место. Чтобы проникнуться настроением, царившим в обществе в послевоенное время (1882 г), рекомендуется лично познакомиться с комедией.

Даже читая краткое содержание по главам, нельзя в полной мере насладиться обилием незаурядных выражений и языковых оборотов, которыми умело лавирует автор. Многие фразы из грибоедовской комедии стали крылатыми и до сих пор используются в речи. Прочитать онлайн Горе от ума можно в интернете на специальном сайте звуковых и электронных книг.

О чем комедия Грибоедова «Горе от ума»: краткое содержание, смысл

Автор: redactor Категория: Литература, искусство

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов был блестящим дипломатом, однако всемирную известность и благодарность потомков ему принесла не политическая деятельность. Всем он известен как автор стихотворной комедии «Горе от ума». Его перу принадлежат и некоторые другие пьесы, но с ними знакомы далеко не все литературоведы. А вот комедию «Горе от ума» даже изучают в школе (как правило, в 9 классе). Сегодня я вам напомню, о чем это произведение и в чем его смысл. Ниже вы найдете характеристику персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» и краткое содержание этого произведения по действиям и явлениям (с цитатами).

 

Содержание

Характеристика главных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума»

Основной конфликт комедии «Горе от ума» – это конфликт поколений, и шире того: между закостенелым обществом и прогрессивными взглядами. Хранителем традиций выступает Фамусов, сторонником прогресса – Чацкий. Сюжетная линия, вокруг которой и раскручивается основной конфликт, представляет собой любовный треугольник. Дочь Фамусова Софья любима Чацким, но ей нравится секретарь отца – Молчалин. Остановимся на характеристике этих персонажей.

  • Павел Афанасьевич Фамусов служит управляющим в государственном учреждении. Отличается чинопочитанием, неприязнью ко всему новому, отрицанием пользы образования. Ему важно, что подумают о нем в обществе. Просвещенных людей опасается.
  • Софья – 17-летняя дочь Фамусова. Матери лишилась рано, ее воспитанием занимался отец. Во главу угла ставит чувства, и ради них способна противостоять мнению общества.
  • Алексей Молчалин – служит у Фамусова секретарем. Благодаря Фамусову он получил чин асессора, хоть и не принадлежит к знатному сословию. Живет в доме Фамусова и пользуется вниманием его дочери. Робок и молчалив.
  • Александр Чацкий – молодой человек, образованный, прогрессивных взглядов. Возвращается из трехлетнего путешествия и находит Софию, с которой рос и в которую был влюблен, неверной, имеющий роман с другим мужчиной (Молчалиным).

Из второстепенных персонажей стоит назвать полковника Скалозуба, состоятельного немолодого человека, за которого Фамусов хочет отдать дочь, а также служанку Фамусовых Лизаньку, которая вынуждена терпеть приставания хозяина дома и скрывать свидания Софьи с Молчалиным.

Краткое содержание комедии «Горе от ума» по действиям и явления с цитатами

Краткое содержание комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова я изложу с цитатами. Это позволит вам не только заполнить соответствующую страничку читательского дневника, но и написать содержательное сочинение.

Действие первое

Действие происходит в доме Фамусова, расположенного в Москве.

Явление первое

Лизанька просыпается в кресле и понимает, что уже утро, а из комнаты барышни все еще слышны звуки музыки и голоса, свидетельствующие о том, что она все еще принимает своего ночного гостя. Для того чтобы поторопить влюбленных завершить свидание, Лизанька переводит часы на 9 часов, чтобы они зазвонили.

Явление второе

В комнату заходит Фамусов, останавливает часы, заигрывает с Лизанькой. Для того чтобы прекратить его ухаживания, служанка высказывает опасения, что их могут увидеть. Фамусов сомневается, но уточняет, спит ли его дочь. Лизанька говорит, что та «сейчас заночевала», а ночью читала. На что Фамусов отвечает:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-та не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится».

[/stextbox]

Тут Софья зовет Лизу, и Фамусов уходит.

Явление третье

Лиза обращает внимание барышни на то, что в доме и на улице уже никто не спит, и предлагает посмотреть на часы. Софья говорит:

[stextbox id=’black’ image=’null’]«Счастливые часов не наблюдают».[/stextbox]

Лиза разводит Софью с Молчалиным.

Явление четвертое

Входит Фамусов, видит Молчалина и советует ему:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Друг, нельзя ли для прогулок

Подальше выбрать закоулок?»

[/stextbox]

Дочери он пеняет:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!»

[/stextbox]

Софья обижается, пытается защитить Молчалина словами:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Он в доме здесь живет, великая напасть!

Шел в комнату, попал в другую».

[/stextbox]

Софья объясняет свою эмоциональную реакцию тревожным сном. Ей снился, по ее словам, умный, но бедный человек, с которым ее пытались разлучить.

Фамусов реагирует на рассказ дочери словами:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Ах, матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара!».

[/stextbox]

Девушка говорит, что ее разбудил голос отца. Молчалин оправдывается тем, что пришел в комнату, услышав голос Фамусова.

Фамусов советует дочери выбросить размышления о сне из головы и пойти спать, а Молчалина зовет разбирать бумаги. Мужчины выходят.

Явление пятое

Лиза пытается убедить Софью вести себя осторожнее. Она напоминает барышне о Чацком, который был «так чувствителен, и весел, и остер». На что Софья возражает:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Что помнится? Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех».

[/stextbox]

Софья рассказывает Лизе, какие чувства вызывает у нее Молчалин, как проходят их свидания:

[stextbox id=’alert’ image=’null’]

«Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит».

[/stextbox]

Явление шестое

Слуга объявляет о приходе Чацкого.

Явление седьмое

Чацкий сразу же целует руку Софьи и произносит:

[stextbox id=’black’ image=’null’]«Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног».[/stextbox]

Он удивляется холодному приему.

Софья утверждает, что рада ему и часто о нем вспоминала, на что Чацкий отвечает:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Положимте, что так.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»

[/stextbox]

Затем он вспоминает, как они в детстве играли в этом доме.

Он замечает, что Софья повзрослела и похорошела. Спрашивает, не влюблена ли она. На что она отвечает, что «хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд».

Затем они обсуждают Москву.

[stextbox id=’black’ image=’null’]

Чацкий:

Помилуйте, — не вам, чему же удивляться?

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

София:

Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!

Где ж лучше?

Чацкий:

Где нас нет.

Завершает Чацкий свою речь словами:

«Когда ж пространствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!»

[/stextbox]

Явление восьмое

Появляется Фамусов, и Софья говорит ему, что «сон в руку». Девушка уходит.

Явление девятое

Фамусов и Чацкий беседуют, затем Чацкий уходит отдохнуть с дороги.

Явление девятое

Фамусов произносит небольшой монолог, завершающийся словами:

[stextbox id=’alert’ image=’null’]

«Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!»

[/stextbox]

Действие второе

Явление первое

Фамусов велит слуге взять календарь и требует:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Читай не так, как пономарь;

А с чувством, с толком, с расстановкой».

[/stextbox]

Затем он велит записать его планы на ближайшие дни. В планах только именины, крестины, погребения.

Явление второе

Приходит Чацкий. Он осведомляется о здоровье Софьи. Фамусов замечает, что он только о ней и говорит, и интересуется у гостя, не надумал ли он жениться. Чацкий спрашивает, что сказал бы ему Фамусов, если б он посватался бы к Софье.

[stextbox id=’black’ image=’null’]

Фамусов:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не упрекай оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Чацкий:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

[/stextbox]

Тут следует известный монолог Фамусова, в котором он советует учиться у старших. Вспоминает своего покойного дядю, который «на золоте едал». Он случайно упал, раскланиваясь, и был «высочайшею пожалован улыбкой». Поэтому он повторил падение еще дважды. И этот поступок Фамусов одобряет:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«А? как по вашему? по нашему — смышлен.

Упал он больно, встал здорово».

[/stextbox]

В ответном слове Чацкий замечает:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Как посравнить, да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом;

Стучали об пол не жалея!»

[/stextbox]

Видно, что герой не одобряет подхалимства. Фамусов приходит к выводу, что тот – «опасный человек», который «вольность хочет проповедать» и «властей не признает».

Чацкий считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Фамусов не желает это слушать: затыкает уши и просит: «Хоть душу отпусти на покаянье».

Явление третье

Слуга сообщает о приходе полковника Скалозуба. Фамусов просит Чацкого при почтенном госте придержать свои суждения. Затем уходит встречать гостя.

Явление четвертое

Оставшись один, Чацкий размышляет вслух, высказывая опасение, что у Софьи есть жених.

Явление пятое

Приходят Фамусов и Скалозуб. Фамусов пытается выяснить, не связывают ли их дальние родственные связи. Но на вопрос, кем ему доводится Наталья Николаевна, Скалозуб отвечает, что не знает («мы с нею не служили»). Хвастаясь своими заслугами, Скалозуб рассказывает:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею».

[/stextbox]

Но после брат его «набрался новых правил», уехал в деревню, начал читать, к чему Скалозуб относится неодобрительно.

Фамусов интересуется, почему Скалозуб так быстро продвигается по службе, и тот делится «секретом»:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты».

[/stextbox]

Фамусов высказывает сожаление, что Чацкий не служит, и говорит, что все осуждают подобное поведение. Но Чацкий не переживает из-за этого осуждения. Он произносит монолог «А судьи кто?», который школьникам часто рекомендуют заучить наизусть. Из монолога следует, что Чацкий не одобряет московскую жизнь. Она ему кажется праздной, закостенелой. Его возмущает чинопочитание и неприязненное отношение к образованным людям.

Опасаясь, что такими речами Чацкий накликает беду на его дом, Фамусов покидает комнату.

Явление шестое

Скалозуб говорит, что Чацкий ловко коснулся предубеждений Москвы, но из дальнейшей его речи становится понятно, что суждения Чацкого были им поняты поверхностно.

Явление седьмое

В комнату вбегают встревоженные Софья и Лиза. Софья в панике, беспокоится, что «он убился», теряет сознание. Оказывается, что тревогу девушки вызвало падение Молчалина с лошади. Скалозуб уходит посмотреть, «чем треснулся» неудачливый наездник.

Явление восьмое

Лиза и Чацкий приводят Софью в чувство. Та пеняет Чацкому, что он помогал ей, а не побежал помогать Молчалину. Хотя Молчалин уже давно встал на ноги, с ним все в порядке. Чацкий начинает подозревать, что испуг Софьи вызван неравнодушием в Молчалину.

Явление девятое

Входят Скалозуб и Молчалин с перевязанной рукой.

Софья пытается объяснить, почему происшедшее на нее произвело такое впечатление.

При этом с Молчалиным она в диалог не вступает.

Поведение девушки таково, что вызывает подозрения Чацкого, что она неравнодушна к Скалозубу. Он уходит.

Скалозуб тоже покидает комнату, так как собирался зайти к Фамусову.

Явление десятое

Софья выражает беспокойство о Молчалине, предлагает позвать доктора. Молчалин говорит, что рука уже не болит. Лиза и Молчалин призывают Софью вести себя осторожнее, сдерживать чувства. Софья удивляется, чем ей может навредить откровенность, ведь не вызовут же ее на дуэль. Молчалин отвечает, что «злые языки страшнее пистолета». Софья выходит.

Явление одиннадцатое

Молчалин заигрывает с Лизой. Говорит, что с Софьей он «по должности». Лизе сулит подарки, если она придет к нему в обед. Сам он собирается сказаться больным. Молчалин выходит.

Явление двенадцатое

Заходит Софья. Она говорит, что скажется больной и не пойдет обедать, и велит Лизе позвать в ней Молчалина.

Действие третье

Явление первое

Чацкий ждет прихода Софьи, чтобы узнать, кто же ей мил, Молчалин или Скалозуб. Когда девушка приходит, он прямо спрашивает ее о чувствах, на что она уклончиво отвечает, что ей теперь «милей иные». Она корит Чацкого за то, что он всех поднимает на смех. Тот начинает сравнивать себя с Молчалиным. Девушка за Молчалина заступается, при этом утверждая, что никаких особых чувств к нему не питает. Заступаясь за Молчалина, Софья говорит, что тот «уступчив, скромен, тих». То, что Софья считает достоинствами, в глазах Чацкого таковыми не являются. Из-за этого он решает, что Софья Молчалина не ценит. Тогда он спрашивает девушку о Скалозубе и получает ответ, что он герой не ее романа.

Явление второе

Лиза шепотом сообщает Софье, что к ней направляется Молчалин, и та уходит.

Явление третье

В комнату заходит Молчалин. Он рассказывает Чацкому, что хорошо продвигается по службе, так как имеет такие таланты как «умеренность и аккуратность». Он советует Чацкому обрести  покровителей и поступить на службу. О восхваляемом им чиновнике Чацкий отзывается нелестно. Молчалин в ответ говорит:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь».

[/stextbox]

Беседа с Молчалиным убеждает Чацкого, что Софья не могла полюбить этого жалкого человека.

Явление четвертое

Слуги суетятся, ожидая прибытия званых гостей.

Явление пятое

Начинают собираться гости. Первой прибывает Наталья Дмитриевна, бывшая знакомая Чацкого.

Явление шестое

Наталья Дмитриевна знакомит Чацкого с мужем Платоном Михайловичем, в котором Чацкий узнает своего бывшего товарища. Он мучается от скуки, страдает ревматизмом, на все вопросы за него отвечает жена. Бравого офицера она за несколько лет супружества превратила в рохлю.

Явление седьмое

Прибывает семья Тугоуховских. Сам князь глуховат. С ним супруга и дочери. Княгиня, увидев в Чацком потенциального жениха, собирается позвать его в гости, но, узнав, что он не имеет большого чина и состояния, отзывает мужа.

Явление восьмое

Приходит графиня Хрюмина с дочкой. Их Чацкий называет копиями парижских модниц.

Явление девятое

Прибывают новые гости, в том числе Загорецкий, которого Платон Михайлович «рекомендует» Чацкому как настоящего светского человека, то есть плута, мошенника, доносчика и лицемера. Загорецкий преподносит Софье билет в театр.

Явление десятое

Входит тетка Софьи Хлестова. Она хвалит Загорецкого, который хитростью добыл для нее «арапку-девку для услуг». Чацкий иронизирует над Загорецким, но Хлестова принимает насмешку на свой счет и обижается.

Явление одиннадцатое

Появляется Фамусов. Он выражается беспокойство в связи с отсутствием Скалозуба.

Явление двенадцатое

Входит Скалозуб. Фамусов предлагает ему сыграть в вист. Молчалин, чтобы выслужиться, хвалит собачку Хлестовой и приглашает даму тоже сыграть в карты.

Явление тринадцатое

Гости переходят в другую комнату, где, должно быть, находятся столики для карточных игр, а Софья и Чацкий ненадолго остаются наедине. Чацкий начинает высмеивать подхалимство Молчалина:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет,

В нем Загорецкий не умрет!»

[/stextbox]

Затем Чацкий уходит.

Явление четырнадцатое

К Софье подходит один из гостей и интересуется, как она находит Чацкого после долгого его отсутствия. Она отвечает, что «он не в своем уме», и понимает, что гость поверил в то, что Чацкий сошел с ума. Девушка злорадствует:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?»

[/stextbox]

Явление пятнадцатое

Один гость передает другому сплетню о сумасшествии Чацкого.

Явление шестнадцатое

Гость уточняет у Загорецкого, правда ли, что Чацкий сошел с ума. А Загорецкий рад посплетничать, придумывая историю, что:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Его в безумные упрятал дядя-плут…

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили».

[/stextbox]

Явление семнадцатое

Загорецкий делится сплетней о сумасшествии Чацкого с молодой Хрюминой, и та соглашается, что он ведет себя странно.

Явление восемнадцатое

Графиня Хрюмина рассказывает новость бабушке. Но та ее плохо слышит, и сплетница отправляется к другим гостям, чтобы рассказать новость им.

Явление девятнадцатое

Загорецкий пытается старшей Хрюминой рассказать историю о том, что Чацкий был ранен, и это послужило причиной его сумасшествия.

Явление двадцатое

К глуховатой графине Хрюминой подходит тугой на ухо князь Тугоуховский, и старушка пытается рассказать ему, как поняла, сплетню о Чацком.

Явление двадцать первое

Гости перетекают в комнату и обсуждают сумасшествие Чацкого. Сомневается в этом только Платон Михайлович. Остальные пытаются понять, из-за чего молодой человек повредился рассудком, и приходят к выводу, что «ученье – вот чума, ученость – вот причина». Фамусов считает, что для того чтобы «зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».

Тут в комнату заходит сам Чацкий.

Явление двадцать второе

Все стараются держаться от него подальше. Он обращается к Софье, делится переживаниями относительно того, что теряется в многолюдном обществе. Также он осуждает москвичей за подражательность Европе. Закончив речь, он видит, что его уже никто не слушает. Все вальсируют.

Действие четвертое

Это действие происходит возле парадного подъезда дома Фамусова. Гости разъезжаются.

Явление первое

Уезжают Хрюмины, ругая бал и называя гостей «уродами».

Явление второе

Уезжают Павел Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи. Муж ворчит, что выезжает в свет только из-за жены, но Наталье Дмитриевне бал понравился.

Явление третье

Чацкий отправляет слугу за каретой. Он печалится, что ни в ком он не увидел искренности. Прошедший день он сравнивает с путешествием по равнине, занесенной снегом.

Явление четвертое

Появляется новый персонаж – Репетилов. Он говорит Чацкому, что раньше вел неправильную жизнь, пил и играл, но теперь состоит в «секретнейшем союзе». Среди членов этого союза дуэлянт, писатель, который ничего не пишет, помешанный на Англии князь и другие непримечательные, с точки зрения Чацкого, люди. Сам Репетилов закрепился в этом сообществе благодаря умению сочинять водевили.

Явление пятое

На лестницу выходит Скалозуб, и Репетилов бросается к нему. Чацкий уходит за лестницу. Скалозуб уезжает.

Явление шестое

Выходит Загорецкий. Он сообщает Репетилову, что Чацкий сошел с ума. За подтверждением он обращается к Тугоуховским, которые как раз выходят из дома Фамусова.

Явление седьмое

Княжны окружают Репетилова и наперебой говорят ему, что о безумии Чацкого «знает целый свет». Загорецкий и Тугоуховские уезжают.

Явление восьмое

Репетилов интересуется о состоянии рассудка Чацкого у уезжающих Хрюминых и получает ответ: «Полечат, вылечат авось».

Явление девятое

Репетилов тоже уезжает.

Явление десятое

Чацкий покидает швейцарскую, находясь в которой слышал все разговоры о его безумии. Он в шоковом состоянии. Тут он видит, как Софья зовет к себе Молчалина. Желая убедиться, что Молчалин и есть избранник девушки, Чацкий велит молчать лакею, пришедшему сообщить, что карета готова, отсылает его. Сам он готов остаться здесь до утра, чтобы наконец-то прояснить картину.

Явление одиннадцатое

Лиза приходит со свечкой и зовет Молчалина к барышне.

Явление двенадцатое

Молчалин снова начинает заигрывать с Лизой и признается, что за Софьей ухаживает лишь потому, что ее отец его покровитель, а жениться на ней не собирается. Он делится:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

[/stextbox]

Весь разговор слышит Софья. Она останавливает Молчалина, ей стыдно за то, что она верила в его чувства и дарила ему свою любовь. Она говорит, что хорошо, что сейчас, когда она все узнала, нет свидетелей, как в ситуации с ее обмороком, когда был Чацкий.

Чацкий выходит их укрытия и говорит, что сейчас он тоже здесь.

Лиза роняет свечу, а Молчалин удаляется в свою комнату.

Явление тринадцатое

Чацкий винит Софью, что она забыла страх и стыд, она плачет.

Явление четырнадцатое

На шум приходит Фамусов, восклицает: «Ба! Знакомые все лица». Он думает, что у Софьи свидание с Чацким, он стыдит дочь:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Побойся бога, как? чем он тебя прельстил?

Сама его безумным называла!»

Чацкий понимает, что безумцем его объявила из-за мести Софья:

«Так этим вымыслом я вам еще обязан?»

[/stextbox]

Фамусов негодует. Чацкий произносит заключительный монолог, в котором называет себя слепцом, обвиняет Софью, что она прельстила его надеждой и обманула, и предрекает, что она еще помирится с Молчалиным, так как из него получится идеальный «муж-мальчик, муж-слуга». Но, главное, Чацкий в своем монологе обличает московский свет, « в любви предателей, в вражде неутомимых». Завершает свой монолог он словами:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! —

Карету мне, карету!»

[/stextbox]

Явление пятнадцатое

Завершает пьесу краткий монолог Фамусова, который в ужасе восклицает:

[stextbox id=’black’ image=’null’]

«Ах! Боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!»

[/stextbox]

На этом комедия Грибоедова «Горе от ума» заканчивается.

Смысл комедии Грибоедова «Горе от ума»

Основной конфликт комедии «Горе от ума» Грибоедова – это столкновение двух миров, старого и нового.

Аристократическое московское общество выступает противником любых перемен. Оно напоминает болото. Здесь ценятся знатность и богатство, умение услужить и угодить. Искренним чувствам здесь места нет. Образованность считается пороком. Главным представителем этого общества является Фамусов.

Носителем прогрессивных взглядов выступает Чацкий. Это образованный и искренний в своих чувствах молодой человек, которому его возлюбленная предпочла услужливого и не имеющего своего мнения Молчалина. Его обличительные речи пугают Фамусова и представителей московского света. Оказалось легче объявить его сумасшедшим, лишь бы не признавать его правоту, не задумываться над его крамольными речами, не позволить ему разрушить привычный уклад жизни.

Трагедия Чацкого – двойная. С одной стороны, он оказался обманутым в своих чувствах. С другой стороны, он осознает себя лишним в фамусовском обществе, которое его не приняло, да и не могло принять.

Время показало, что проблемы, поднятые Грибоедовым в пьесе «Горе от ума» в 19 веке, остаются актуальными по сей день. Служить или прислуживаться? Любить или угождать? Быть искренним или сочинять небылицы? Быть или казаться? Эта дилемма возникает перед многими молодыми людьми. Делая свой выбор, вспомните о нравственных уроках грибоедовской комедии.

Поделиться в социальных сетях

Кюблер-Росс Стадии умирания и последующие модели горя — StatPearls

Непрерывное обучение

Медицинские работники будут работать с умирающими пациентами во всех дисциплинах, и этот процесс сложен, поскольку лечение переходит от устранения или смягчения болезни к подготовке к смерти. Это сложный переход для пациентов, их близких и медицинских работников. Это занятие предлагает парадигмы для процесса движения к смерти, а также обсуждение того, как их следует и не следует применять, поддерживая межпрофессиональную команду в удовлетворении уникальных потребностей своих пациентов и помогая им и их близким в этом процессе.

Цели:

  • Опишите пять стадий смерти, описанных Элизабет Кюблер-Росс.

  • Опишите альтернативные парадигмы переживания смерти и горя в дополнение к парадигмам, предложенным Кублер-Росс.

  • Объясните потенциально лежащий в основе процесс, порождающий эти внешне демонстрируемые стадии, чтобы создать контекст для поддержки пациентов, семей, лиц, осуществляющих уход, и медицинских работников, переживающих смерть.

  • Опишите стратегии межпрофессиональной бригады для улучшения координации ухода и коммуникации у умирающего пациента.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Медицинские работники всех специальностей работают с умирающими пациентами, и сделать это эффективно может быть сложно. В контексте смерти и умирания пациенты, их близкие и команда здравоохранения должны изменить свои цели. В то время как лечение острых и хронических заболеваний обычно включает в себя поиск приемлемого пути устранения или предотвращения прогрессирования состояния, лечение неизлечимой болезни должно включать подготовку к смерти, а также усилия по смягчению симптомов. [1] Понимание опыта умирания и горя позволяет поставщикам услуг поддерживать уникальные потребности пациентов, их близких и других медицинских работников.[2][3][4]

Функция

Доктор Элизабет Кублер-Росс представила наиболее часто изучаемую модель для понимания психологической реакции на неминуемую смерть в своей книге 1969 года «О смерти и умирании». В книге исследуется опыт умирания посредством интервью с неизлечимо больными пациентами и выделяются пять стадий умирания: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие (DABDA). Эта работа имеет историческое значение, поскольку она ознаменовала культурный сдвиг в подходе к разговорам о смерти и умирании. До ее работы тема смерти была в некотором роде табу, о ней часто говорили или вообще избегали. Умирающие пациенты не всегда имели право голоса или выбора в плане ухода. Некоторым даже не сообщили об их окончательном диагнозе. Ее работа была популярна как в медицинской, так и в мирской культуре и изменила характер разговоров о смерти и умирании, подчеркнув опыт умирающего пациента.

Это привело к новым подходам к работе с пациентами на последнем этапе жизни. Она подчеркнула важность выслушивания и поддержки их уникального опыта и потребностей, а также предложила новые взгляды на то, как врачи могут помочь неизлечимо больным пациентам и членам их семей приспособиться к реальности надвигающейся смерти.[6]

Кублер-Росс и другие впоследствии применили ее модель к переживанию потери во многих контекстах, включая горе и другие важные жизненные изменения. Хотя стадии часто интерпретируются строго, ожидая, что пациенты проходят каждую из них последовательно, Кюблер-Росс отметила, что это не ее утверждение и что у отдельных пациентов каждая стадия может проявляться по-разному, если вообще проявляется. Модель, полученная в результате качественного и экспериментального исследования, была преднамеренно личной и субъективной и не должна интерпретироваться как естественный закон. Скорее, стадии обеспечивают эвристику моделей мышления, эмоций и поведения, обычных в условиях неизлечимой болезни, которые в противном случае могут показаться нетипичными.

[7] Учреждение с этими шаблонами может помочь поставщикам медицинских услуг проявить сочувствие и понимание к пациентам, семьям и членам команды, у которых эти шаблоны могут вызвать замешательство и разочарование.[6]

Пять стадий умирания Кюблер-Росс

Отрицание  это общий защитный механизм, используемый для защиты от трудностей рассмотрения расстраивающей реальности. Кублер-Росс отметил, что пациенты часто отвергали реальность новой информации после первоначального шока от получения неизлечимого диагноза. Пациенты могут напрямую отрицать диагноз, приписывать его ошибочным тестам или неквалифицированному врачу или просто избегать этой темы в разговоре. Хотя постоянное отрицание может быть вредным, период отрицания является вполне нормальным в контексте неизлечимой болезни и может быть важен для обработки сложной информации. В некоторых случаях может быть сложно отличить отрицание от непонимания, и это одна из многих причин, почему расстраивающие новости всегда должны сообщаться ясно и прямо.

Однако, если нет достаточных оснований полагать, что пациент действительно неправильно понимает, поставщикам медицинских услуг не нужно повторно информировать пациентов об истинности их диагноза, хотя признание потенциальной путаницы может помочь сбалансировать право пациента на получение информации с его свободой согласовать эту информацию. без помех.

Гнев  обычно испытывается и выражается пациентами, когда они признают реальность неизлечимой болезни. Оно может быть направлено на обвинение поставщиков медицинских услуг в неадекватном предотвращении болезни, членов семьи в содействии рискам или недостаточной поддержке, а также духовных поставщиков или высших сил в несправедливости диагноза. Гнев также может быть генерализованным и ненаправленным, проявляясь в виде вспыльчивости или потери терпения. Признание гнева естественной реакцией может помочь медицинским работникам и близким терпеть то, что в противном случае могло бы показаться обидным обвинением. Однако они должны позаботиться о том, чтобы не игнорировать критику, которая может быть оправдана приписыванием их исключительно эмоциональной стадии.

[8]

Торг обычно проявляется в том, что пациенты ищут некоторую меру контроля над своей болезнью. Переговоры могут быть вербальными или внутренними и могут быть медицинскими, социальными или религиозными. Предлагаемые пациентами сделки могут быть рациональными, например, обязательство придерживаться рекомендаций по лечению или принять помощь от своих опекунов, или могут представлять собой более магическое мышление, например, попытки успокоить неправильно приписываемое чувство вины, которое, по их мнению, является причиной их диагноза. В то время как торг может мобилизовать более активное участие пациентов, поставщики медицинских услуг и лица, осуществляющие уход, должны позаботиться о том, чтобы не вводить пациентов в заблуждение относительно их собственной силы для выполнения переговоров пациентов. Опять же, лицам, осуществляющим уход, и поставщикам медицинских услуг не нужно постоянно корректировать поведение при переговорах, которое кажется иррациональным, но они должны осознавать, что слишком активное участие в сделках пациента может исказить их окончательное понимание.

Депрессия , возможно, является наиболее понятной из стадий Кублера-Росса, и пациенты испытывают ее с такими неудивительными симптомами , как грусть, усталость и ангедония. Проведение времени на первых трех стадиях потенциально является бессознательной попыткой защитить себя от этой эмоциональной боли. Хотя действия пациента потенциально могут быть легче для понимания, они могут быть более резкими по сравнению с поведением, возникающим на первых трех стадиях. Следовательно, лицам, осуществляющим уход, возможно, придется приложить сознательные усилия, чтобы восстановить сострадание, которое могло ослабнуть при уходе за пациентами, проходящими первые три этапа.

Принятие  описывает признание реальности сложного диагноза, но при этом больше не протестует и не борется с ним. Пациенты могут сосредоточиться на том, чтобы наслаждаться оставшимся временем и размышлять о своих воспоминаниях. Они могут начать готовиться к смерти практически, планируя свои похороны или помогая материально или эмоционально обеспечивать своих близких.

Его часто изображают как последний этап Кублера-Росса и своего рода цель процесса умирания или скорби. Хотя лица, осуществляющие уход, и поставщики медицинских услуг могут счесть этот этап менее эмоционально обременительным, важно помнить, что он по своей природе не более здоров, чем другие этапы. Как и в случае с отрицанием, гневом, торгом и депрессией, понимание стадий имеет меньшее отношение к продвижению фиксированного прогресса, а больше к предвосхищению переживаний пациентов, чтобы позволить больше сочувствия и поддержки во всем, через что они проходят. [6] [7]

Проблемы, вызывающие озабоченность

Критика модели Кублера-Росса

В последние годы модель DABDA подвергается все большей критике. Эта модель имеет как историческое, так и культурное значение как одна из самых известных моделей понимания горя и утраты. Многие альтернативные модели были разработаны на основе, по крайней мере частично, исходной модели DABDA. Основная критика стадий смерти и умирания Кюблера-Росса заключается в том, что стадии были разработаны без достаточных доказательств и часто применяются слишком строго. Кублер-Росс и ее сотрудники качественно развили свои идеи посредством подробных интервью с более чем двумя сотнями неизлечимо больных пациентов.

Критики сосредоточили внимание на том факте, что ее исследования и использование «этапов» не были подтверждены эмпирически. Также говорят, что понятие «стадии» применяется слишком жестко и линейно. Вместо этого она стремилась описать набор моделей поведения и эмоций, которые может испытывать пациент, столкнувшийся с концом жизни, и, описав их, улучшить понимание как пациентом, так и лицами, осуществляющими уход. Другая важная критика модели возникает, когда она рассматривается как предписывающая, а не описательная, указывая на то, что пациент должен пройти через каждый этап, чтобы достичь конечной цели «принятия». Эта точка зрения содержит множество предположений, в том числе о том, что продвижение по этапам является линейным и что некоторые этапы по своей природе менее адаптивны, чем другие. Лица, осуществляющие уход, могут рассматривать свою работу как помощь пациенту в прохождении каждой стадии, например, переходя от отрицания или гнева к более приятным стадиям, таким как торг или принятие.

Попытка провести пациента через этапы может причинить вред, поскольку ему нужно пережить свое горе уникальным способом. Доктор Кюблер Росс и другие напомнили читателям, что многие пациенты переживают стадии плавно, часто проявляя более одной одновременно и перемещаясь между ними нелинейным образом. Также важно отметить, что каждый этап может выполнять защитную роль, и у каждого пациента будет уникальный опыт в процессе горя.[4][6]

Другие модели горя

Четыре дополнительные модели горя будут описаны ниже.

Четыре фазы Боулби и Паркса Горе

Боулби и Паркс предложили переформулированную теорию горя, основанную в 1980-х годах. Их работа основана на модели Кублера-Росса и описывает четыре фазы горя. Он подчеркивает, что процесс скорби не является линейным.

Шок и недоверие

Начальная фаза заменила термин «отрицание» из-за негативных коннотаций. На этом этапе реальность меняется, поскольку разум реагирует на стрессовую ситуацию, становясь невосприимчивым или нечувствительным к новой ситуации. Со временем разум обрабатывает новую реальность, и пациент переходит в новую фазу.

Поиски и тоска

Эта фаза тесно связана со стадией гнева и переговоров модели DABDA. Пациент попытается разрушить новую реальность и подвергнуть сомнению ее причину.

Дезорганизация и ремонт

Эта фаза тесно связана со стадией депрессии модели DABDA. Пациент испытывает полное принятие новой реальности. У них проявляются признаки депрессии и апатии.

Восстановление и исцеление

На этой фазе пациент испытывает «обновленное чувство идентичности», которое представляет собой преодоление чувства утраты и начало контроля над своей судьбой. Они больше не проявляют признаков депрессии.

Четыре основных задачи Уордена по адаптации к потере

Модель горя Уордена не опирается на этапы, а вместо этого отмечает, что пациент должен выполнить четыре задачи, чтобы завершить тяжелую утрату. Эти задачи не выполняются в каком-либо определенном порядке. Скорбящий человек может работать над задачей с перерывами, пока она не будет завершена. Эта модель применима к горю выжившего, но также может быть применена к пациенту, которому грозит смерть.

Принятие реальности потери

Поначалу пациенту может быть трудно принять реальность неминуемой смерти. Как правило, принятие рассматривается как готовность двигаться вперед в процессе подготовки к смерти.

Испытывая боль горя

Пациенты могут чувствовать грусть, гнев или замешательство. Они переживают боль утраты. Задача выполнена, когда пациент снова начинает чувствовать себя «нормально».

Адаптация к окружающей среде

Всепоглощающая сосредоточенность на надвигающейся смерти заставит пациента игнорировать другие важные для него роли в жизни. Пациент, как правило, возобновляет повседневную деятельность, например, возобновляет работу или хобби или становится супругом или родителем для выполнения этой задачи.

Перенаправление эмоциональной энергии

Это задание обычно применимо к скорбящим выжившим. Выжившие перенаправляют свою эмоциональную энергию от страдания потери любимого человека к участию в новых занятиях, которые приносят удовольствие и новый опыт. Последующие теории горя перешли от стадий и задач горя к более эмпирическим и повествовательным методам.

Совместный подход Вольфельта к скорби

Компанейский подход Вольфельта рассматривает горе как естественное продолжение способности дарить и получать любовь. Таким образом, горе не следует избегать, но его следует полностью пережить и даже принять на пути к исцелению. Скорбящий человек должен почувствовать свое горе и научиться включать его в свою текущую жизнь. Человек, поддерживающий скорбящих, служит свидетелем и компаньоном вместе с скорбящими, когда они идут по пути своего горя. Вольфельт утверждает: «Общение — это путешествие в глубь души с другим человеком, а не мысль о том, что вы несете ответственность за поиск выхода».[9]][10][9]

Нет задач, которые нужно выполнить, и не делается акцент на «исправлении» горя. Тем не менее, он описывает шесть «потребностей горя» или скорби, которые являются более эмпирическими. Он признает необходимость переживания и выражения горя, сталкиваясь с реальностью потери в переносимых дозах. Скорбящий должен смириться или принять боль утраты, сосредоточившись на сострадании к себе и заботе о себе. Он включает в себя повествовательный компонент – переход скорбящих в свои отношения с умершими от отношений присутствия к отношениям памяти и необходимость исследовать свою новую идентичность, живя без потерянного возлюбленного. Они находят смысл или мир с потерей и, возможно, противостоят своим духовным убеждениям и рамкам при этом. Им также необходимо изучить положительные аспекты своей новой идентичности после потери. Наконец, он также подчеркивает необходимость разработки системы поддержки, которая будет поощрять переживающих утрату к состраданию к себе, когда в ближайшие месяцы и годы горе вновь нахлынет.[9]]

Нарративная и конструктивистская модель Неймейера

Неймейер рассматривает скорбь как процесс осмысления. Он признает, что люди со-конструируют свое понимание реальности через повествование о своих собственных жизненных историях, на которые влияют их убеждения и мировоззрения. Он описывает «шесть ключевых реальностей, на которые повлияла смерть». В этих шести реальностях он признает, что значительная потеря может подтвердить или опровергнуть рамки и убеждения человека в жизни. Возможно, потребуется разработать новую структуру, чтобы исцелить и включить потерю в их мировоззрение. Скорбь одновременно универсальна и уникальна, поэтому терапия для переживающих утрату должна быть адаптирована к индивидуальным потребностям каждого клиента. Процесс скорби по своей сути является активным, а не пассивным периодом, наполненным принятием решений и реконструкцией как практически, так и экзистенциально.

Эмоции в период скорби полезны и могут служить проводниками в процессе восстановления чувства баланса и смысла жизни после нарушения, вызванного значительной потерей. Восстановление идентичности после значительной утраты — это по своей сути социальный процесс, поскольку новая идентичность частично определяется по отношению к их сообществу и социальным нормам. И, наконец, адаптация к потере включает в себя поиск способа включить потерю в новую идентичность и саморассказ, придать потере смысл и осмыслить изменения. Это может позволить не только выжить после потери, но и в конечном итоге процветать.[9][11] 

Терапевты, использующие нарративную и конструктивистскую модели, могут предложить пациентам пересказать историю своей утраты с помощью наглядных пособий, исследуя мысли и чувства, сопровождающие эту историю. Они также могут предложить написать прощальное письмо умершему или исследовать его чувства с помощью метафор.

Клиническое значение

Переход от попыток вылечить пациента к уходу за ним при смерти может быть трудным для всех участников. Медицинские работники иногда чувствуют, что «их работа сделана», поскольку они больше не могут лечить пациента и «выпадают» из-под его помощи. Это может привести к тому, что пациенты и их близкие будут чувствовать, что их бросают, когда они близки к смерти. Они часто нуждаются в руководстве по сложным изменениям, которые пациент переживает эмоционально и физически. Действия, которые являются нормальной частью процесса умирания, такие как гнев и отказ от посетителей, могут сбить близких с толку и расстроить. Понимание стадий горя позволяет медработникам оказывать поддержку и руководство в процессе умирания. Объяснения, предоставляемые медицинскими работниками, имеют особое значение для пациентов и членов их семей, поскольку они стремятся понять и впоследствии разобраться в неизлечимой болезни. Эти ключевые моменты общения и связи могут иметь решающее значение в процессе осмысления и исцеления от значительной потери. Способность к процессу скорби также необходима для исцеления и  жизнестойкости медицинских работников, когда они переживают горе вместе со своими пациентами.[14]

Улучшение результатов работы команды здравоохранения

Для команды здравоохранения уход за пациентами, находящимися на грани смерти, может быть исключительно сложной задачей для всех участников. Медицинские работники иногда чувствуют, что «их работа сделана», поскольку они больше не могут лечить пациента и «выпадают» из-под его помощи. Это может привести к тому, что пациенты и их близкие будут чувствовать себя покинутыми медицинской командой, когда они на грани смерти.[15] Они часто нуждаются в руководстве эмоционально и физически. Именно здесь междисциплинарная команда по уходу за больными может оказаться очень полезной. Врачи могут внести ясность в диагностическую и прогностическую информацию. Фармацевты участвуют в своевременной выдаче соответствующих лекарств, работая непосредственно с медицинским персоналом. Поставщики услуг хосписа, в том числе социальные работники и медперсонал, могут дать совет, обеспечить комфортный уход, оказать эмоциональную поддержку и проявить сочувствие как к пациенту, так и к его семье. Медицинская бригада должна иметь представление о моделях горя, что позволяет медработникам оказывать поддержку и руководство во время процесса умирания и обеспечивает скоординированные усилия по оказанию пациенту и его семье столь необходимой эмоциональной поддержки. [Уровень 5]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Friedrichsdorf SJ, Bruera E. Оказание детской паллиативной помощи: от отрицания, паллифобии, паллилалии к паллиативу. Дети (Базель). 31 августа 2018 г.; 5(9) [бесплатная статья PMC: PMC6162556] [PubMed: 30200370]

2.

Правин Р.Р., Энрика Т.Э.К., Мой Т.А. Портрет умирающего ребенка. Индийский J Palliat Care. 2019Январь-март; 25(1):156-160. [Бесплатная статья PMC: PMC6388603] [PubMed: 30820120]

3.

Thurn T, Borasio GD, Chiò A, Galvin M, McDermott CJ, Mora G, Sermeus W, Winkler AS, Anneser J. Отношение врачей к решениям о конце жизни при боковом амиотрофическом склерозе. Боковой склеральный амиотроф, лобно-височная дегенерация. 2019 февраля; 20 (1-2): 74-81. [PubMed: 30789031]

4.

Corr CA. Должны ли мы включать работу Элизабет Кюблер-Росс в наши текущие учения и практику, и если да, то как? Омега (Вестпорт). 2021 сен; 83 (4): 706-728. [В паблике: 31366311]

5.

Брегман Л. Кюблер-Росс и переосмысление смерти как утраты: религиозное присвоение и реакция. J Советник по пасторской заботе. 2019 март;73(1):4-8. [PubMed: 30895849]

6.

Росс Ротвейлер Б., Росс К. Пятьдесят лет спустя: размышления о работе Элизабет Кюблер-Росс, доктор медицины, Am J Bioeth. 2019 дек;19(12):3-4. [PubMed: 31746702]

7.

Corr CA. Элизабет Кюблер-Росс и модель «пяти стадий» в выборке из последних американских учебников. Омега (Вестпорт). 2020 дек;82(2):294-322. [PubMed: 30439302]

8.

Smaldone MC, Uzzo RG. Модель Кюблера-Росса, дистресс врача и отчет о работе. Нат Рев Урол. 2013 июль; 10 (7): 425-8. [PubMed: 23609853]

9.

Брюс Калифорния. Помощь пациентам, семьям, опекунам и врачам в процессе скорби. J Am остеопат доц. 2007 г., декабрь; 107 (12 Дополнение 7): ES33-40. [PubMed: 18165376]

10.

Schuelke T, Crawford C, Kentor R, Eppelheimer H, Chipriano C, Springmeyer K, Shukraft A, Hill M. Текущая поддержка горя в педиатрической паллиативной помощи. Дети (Базель). 04 апреля 2021 г.; 8(4) [бесплатная статья PMC: PMC8066285] [PubMed: 33916583]

11.

Неймейер Р.А., Болдуин С.А., Гиллис Дж. Сохранение связей и восстановление смысла: смягчение последствий тяжелой утраты. Стад Смерти. 2006 г., 30 октября (8): 715-38. [PubMed: 16972369]

12.

Мирт К.Л., Эггли С., Кавано К., Берг Р.А., Вессел Д.Л., Ньют С.Дж., Шенли Т.П., Харрисон Р., Далтон Х., Дин Дж.М., Доктор А., Дженкинс Т., Парк кл. Значение принятия во время родительских собраний по поводу утраты после смерти ребенка. Психология здоровья. 2015 Апрель; 34 (4): 453-61. [Бесплатная статья PMC: PMC4380228] [PubMed: 25822059]

13.

Бербис-Морелло К., Мора-Лопес Г., Беренгер-Поблет М., Райгал-Аран Л., Монтесо-Курто П., Ферре-Грау К. Изучение опыта членов семьи во время процесса смерти в отделение неотложной помощи: обоснованное теоретическое исследование. Джей Клин Нурс. 2019 августа; 28 (15-16): 2790-2800. [PubMed: 29752844]

14.

Zhai Y, Du X. Потеря и горе в условиях COVID-19: путь к адаптации и устойчивости. Мозг Behav Immun. 2020 июль; 87: 80-81. [Бесплатная статья PMC: PMC7177068] [PubMed: 32335197]

15.

Stroebe M, Schut H, Boerner K. Предупреждение медицинских работников. Омега (Вестпорт). 2017 март; 74(4):455-473. [Бесплатная статья PMC: PMC5375020] [PubMed: 28355991]

Как понять свои чувства

Горе универсально. Многие люди проходят через 5 стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Эти этапы изначально были разработаны для больных людей, но были адаптированы для преодоления горя.

Горе универсально. В какой-то момент у каждого будет хотя бы одна встреча с горем. Это может быть смерть любимого человека, потеря работы, разрыв отношений или любое другое изменение, которое меняет жизнь, какой вы ее знаете.

Горе тоже очень личное. Это не очень аккуратно или линейно. Он не следует никаким временным рамкам или графикам. Вы можете плакать, злиться, отстраняться или чувствовать себя опустошенным. Ни одна из этих вещей не является необычной или неправильной.

Элизабет Кблер Росс написала в своей книге «О смерти и умирании», что горе можно разделить на пять стадий. Хотя каждый может горевать по-разному, есть некоторые общие черты на этих стадиях и в порядке чувств, испытываемых во время горя.

В 1969 году швейцарско-американский психиатр по имени Элизабет Кюблер-Росс написала в своей книге «О смерти и умирании», что горе можно разделить на пять стадий. Ее наблюдения стали результатом многолетней работы с неизлечимо больными людьми.

Ее теория горя стала известна как модель Кюблер-Росс. Хотя изначально он был разработан для больных людей, эти стадии горя были адаптированы и для других переживаний потери.

Пять стадий горя могут быть наиболее широко известны, но это далеко не единственные популярные стадии теории горя. Также существует несколько других, в том числе с семью этапами и только с двумя.

Согласно Кюблер-Росс, выделяют пять стадий горя:

  • отрицание
  • гнев
  • торг
  • депрессия
  • принятие

Вот что нужно знать о каждой из них.

Стадия 1: Отрицание

Горе — это непреодолимая эмоция. Нет ничего необычного в том, чтобы реагировать на сильные и часто внезапные чувства, притворяясь, что потери или изменения не происходит.

Отрицание дает вам время более постепенно усвоить новости и начать их обрабатывать. Это обычный защитный механизм, который помогает вам не реагировать на напряженность ситуации.

Однако по мере того, как вы выходите из стадии отрицания, эмоции, которые вы скрывали, начинают расти. Вы столкнетесь с большим количеством печали, которую вы отрицали. Это тоже часть пути горя, но он может быть трудным.

Примеры стадии отрицания

  • Расставание или развод: «Они просто расстроены. Это закончится завтра».
  • Потеря работы: «Они ошиблись. Они позвонят завтра и скажут, что я им нужен».
  • Смерть близкого человека: «Она не ушла. Она появится из-за угла в любую секунду.
  • Диагноз неизлечимой болезни: «Это происходит не со мной. Результаты неверны».

Было ли это полезно?

Стадия 2: Гнев

Там, где отрицание можно рассматривать как механизм выживания, гнев является маскирующим эффектом. Гнев скрывает многие эмоции и боль, которые вы несете.

Этот гнев может быть перенаправлен на других людей, таких как человек, который умер, ваш бывший или ваш бывший босс. Вы даже можете направить свой гнев на неодушевленные предметы. Хотя ваш рациональный мозг знает, что объект вашего гнева не виноват, ваши чувства в этот момент слишком сильны, чтобы действовать в соответствии с этим.

Гнев может маскироваться такими чувствами, как горечь или негодование. Это может быть не ярко выраженная ярость или ярость.

Не каждый переживает эту стадию горя. Другие могут задержаться здесь. Однако по мере того, как гнев утихает, вы можете начать более рационально думать о том, что происходит, и почувствовать эмоции, которые вы отодвигали в сторону.

Примеры стадии гнева

  • Расставание или развод: «Я его ненавижу! Он пожалеет, что бросил меня!
  • Потеря работы: «Они ужасные боссы. Я надеюсь, что они потерпят неудачу».
  • Смерть близкого человека: «Если бы она больше заботилась о себе, этого бы не случилось».
  • Диагноз неизлечимой болезни: «Где в этом Бог? Как смеет Бог допустить такое!»

Было ли это полезно?

Стадия 3: Торг

Во время горя вы можете чувствовать себя уязвимым и беспомощным. В такие моменты сильных эмоций нередко приходится искать способы восстановить контроль или хотеть почувствовать, что вы можете повлиять на исход события. На стадии переговоров о горе вы можете обнаружить, что создаете много утверждений «что, если» и «если бы только».

Религиозные люди также нередко пытаются заключить сделку или дать обещание Богу или высшей силе в обмен на исцеление или облегчение горя и боли. Торг — это линия защиты от эмоций горя. Это поможет вам отложить печаль, замешательство или боль.

Примеры стадии торга

  • Расставание или развод: «Если бы я проводил с ней больше времени, она бы осталась».
  • Потеря работы: «Если бы я только работал больше по выходным, они бы увидели, насколько я ценен».
  • Смерть близкого человека: «Если бы я только позвонил ей в ту ночь, она бы не ушла».
  • Диагноз неизлечимой болезни: «Если бы мы обратились к врачу раньше, мы могли бы остановить это».

Было ли это полезно?

Стадия 4: Депрессия

В то время как гнев и торг могут быть очень активными, депрессия может ощущаться как тихая стадия горя.

На ранних стадиях потери вы можете бежать от эмоций, пытаясь быть на шаг впереди них. К этому моменту, однако, вы сможете принять их и проработать их более здоровым образом. Вы также можете изолировать себя от других, чтобы полностью справиться с потерей.

Однако это не означает, что депрессия протекает легко или четко определяется. Как и другие стадии горя, депрессия может быть сложной и запутанной. Это может показаться ошеломляющим. Вы можете чувствовать туман, тяжесть и растерянность.

Депрессия может показаться неизбежной точкой приземления любой потери. Однако, если вы чувствуете, что застряли на этом этапе или не можете преодолеть эту стадию горя, вы можете поговорить с экспертом по психическому здоровью. Психотерапевт может помочь вам преодолеть этот период преодоления.

Примеры стадии депрессии

  • Расставание или развод: «Зачем вообще продолжать?»
  • Потеря работы: «Я не знаю, как дальше двигаться дальше».
  • Смерть близкого человека: «Что я без нее?»
  • Диагноз неизлечимой болезни: «Вся моя жизнь подходит к этому ужасному концу».

Было ли это полезно?

Стадия 5: Принятие

Принятие не обязательно является счастливым или воодушевляющим этапом горя. Это не значит, что вы пережили горе или потерю. Это, однако, означает, что вы приняли это и пришли к пониманию того, что это значит в вашей жизни сейчас.

На этом этапе вы можете чувствовать себя по-другому. Это вполне ожидаемо. В вашей жизни произошли серьезные перемены, и это меняет ваше отношение ко многим вещам.

Посмотрите на принятие как на способ увидеть, что хороших дней может быть больше, чем плохих. Там еще может быть плохо — и это нормально.

Примеры стадии принятия

  • Расставание или развод: «В конечном счете, это был правильный выбор для меня».
  • Потеря работы: «Я смогу найти путь вперед и начать новый путь».
  • Смерть любимого человека: «Мне так повезло, что я провел с ним столько прекрасных лет, и он всегда будет в моих воспоминаниях».
  • Диагноз неизлечимой болезни: «У меня есть возможность все уладить и убедиться, что я смогу делать то, что хочу, в эти последние недели и месяцы».

Было ли это полезно?

Семь стадий горя — еще одна популярная модель для объяснения многих сложных переживаний утраты. Эти семь этапов включают в себя:

  • Шок и отрицание: Это состояние недоверия и притупления чувств.
  • Боль и чувство вины: Вы можете чувствовать, что потеря невыносима и что вы усложняете жизнь другим людям из-за своих чувств и потребностей.
  • Гнев и торг: Вы можете наброситься, сказав Богу или высшим силам, что сделаете все, что они попросят, если только они дадут вам облегчение от этих чувств или этой ситуации.
  • Депрессия: Это может быть период изоляции и одиночества, в течение которого вы обрабатываете и размышляете о потере.
  • Поворот вверх: К этому моменту стадии горя, такие как гнев и боль, утихли, и вы остались в более спокойном и расслабленном состоянии.
  • Реконструкция и проработка: Вы можете начать собирать кусочки своей жизни вместе и двигаться вперед.
  • Принятие и надежда: Это очень постепенное принятие нового образа жизни и ощущение возможности будущего.

В качестве примера это может быть презентация стадий от расставания или развода:

  • Шок и отрицание: «Она точно не поступила бы со мной так. Она поймет, что ошибалась, и вернется сюда завтра.
  • Боль и чувство вины: «Как она могла сделать это со мной? Насколько она эгоистична? Как я все испортил?»
  • Гнев и торг: «Если она даст мне еще один шанс, я буду лучшим парнем. Я обожаю ее и дам ей все, что она попросит».
  • Депрессия: «У меня больше никогда не будет отношений. Я обречен подвести всех».
  • Поворот вверх: «Конец был тяжелым, но в будущем может быть место, где я смогу увидеть себя в других отношениях».
  • Реконструкция и проработка: «Мне нужно оценить эти отношения и учиться на своих ошибках».
  • Принятие и надежда: «У меня есть что предложить другому человеку. Я просто обязан встретиться с ними».

Нет ни одной стадии, которую все считали бы самой трудной для прохождения. Горе — это очень индивидуальный опыт. Самая тяжелая стадия горя варьируется от человека к человеку и даже от ситуации к ситуации.

Горе у всех разное. Нет точных временных рамок, которых нужно придерживаться. Вы можете месяцами оставаться на одной из стадий горя, но полностью пропускать другие стадии.

Это типично. Чтобы пройти через процесс скорби, требуется время.

Не все проходят стадии горя линейно. У вас могут быть взлеты и падения, вы можете переходить от одного этапа к другому, а затем возвращаться назад.

Кроме того, не все проходят все этапы горя, и вы можете проходить их не по порядку. Например, вы можете начать справляться с потерей на стадии переговоров, а затем оказаться в гневе или отрицании.

Избегание, игнорирование или отказ себе в возможности выразить свое горе может помочь вам отделиться от боли утраты, через которую вы проходите. Но удержание его не заставит его исчезнуть. И нельзя вечно грустить.

Со временем неразрешенное горе может превратиться в физические или эмоциональные проявления, влияющие на ваше здоровье.

Чтобы оправиться от потери и двигаться дальше, вы должны обратиться к ней. Если у вас возникли проблемы с переживанием горя, подумайте о том, чтобы обратиться за консультацией, чтобы помочь вам справиться с этим.

Горе — естественная эмоция, которую можно испытать, переживая потерю.

Хотя каждый переживает горе по-разному, определение различных стадий горя может помочь вам предвидеть и понять некоторые реакции, которые могут возникнуть в процессе горя. Это также может помочь вам понять свои потребности, когда вы скорбите, и найти способы их удовлетворения.

Понимание процесса скорби может в конечном итоге помочь вам работать над принятием и исцелением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *