Краткое содержание главы 6 отцы и дети – Отцы и дети. Краткое содержание по главам

Отцы и дети. Краткое содержание по главам. Конспекты уроков

20-ое мая 1859 год Николай Петрович Кирсанов ожидает возвращения домой сына Аркадия, который удачно закончил учёбу.
Николай Петрович являлся сыном генерала, но уготовленная военная карьера не сложилась.

Глава 2.

Происходит встреча отца и сына, отец гордиться за своего сына. Но Аркадий вернулся не один. Молодой человек — Евгений Васильевич Базаров, представляется на обычной крестьянской манере, показывая всем видом, что ему неприятны дворянские условности. Молодой человек был высокого роста, непривлекательный и самоуверенный, начинающий доктор.

Глава 3-4

По дороге к поместью Кирсановых, Тургенев описывает природу. Рисует социальный пейзаж, через него у писателя, получается, рассказать нам про уровень жизни крестьян.

По возвращению домой Базаров знакомится с Павлом Петровичем. Между ними моментально возникает неприязнь. Тургенев показывает зарождение конфликта уже в различиях внешности, между аристократом и Базаровым — демократом.

Глава 5

Утром Базаров встает раньше всех и направляется ловить лягушек для медицинских опытов, а Николай Петрович рассказывает Аркадию о Фенечке, и он знакомится с любовницей отца. После Аркадий говорит отцу и дяде про Базарова, о том, что он – нигилист, человек, который не одобрает никаких авторитетов.

«Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким уважением ни был бы окружен этот принцип».

Глава 6

В очередном споре с Павлом Петровичем о науке, Базаров выходит победителем. Он настолько уверен, что его не волнуют вопросы аристократа, которые он иронично и с превосходством произносит. В его понимании принципы, которые защищают аристократы, — «архаическое явление», препятствующие жить. Защищая, свое мнение все «отрицать», Базаров показывает суть того времени.

Глава 7

Аркадий пытается как-то смягчить появившееся напряжение и рассказывает Базарову историю любви Павла Петровича к некой княгини Р, сначала безумно любившей, а потом остывшей к нему. Эта любовь полностью изменила жизнь Павла Петровича, он поставил на этот роман все, и, когда он подошел к концу, Павел Петрович оказался полностью опустошённым.

Глава 8-9

В этой главе Тургеньев передает нам историю Фенечки — любовницы Николая Петровича, у них есть сын, которому 6 месяцев. Происходит знакомство Базарова с Фенечкой. Девушка понравилась Базарову, но он неможет понять, почему Фенечка стесняется связи с Николаем Петровичем.

Глава 10

В очередном противостояние между Павлом Петровичем и Базаровым показывается вся сила Базарова. Он определяет главный тезис нигилизма: «В настоящее время лучше всего отрицание — мы отрицаем».

Глава 11

Тургенев поставил под сомнение отрицание Базаровым природы, показывает художественное описание природы. Тургенев не поддерживает Базарова в том, что природа как мастерская, в которой человек работник.

Глава 12-13

Друзья едут в город, где сталкиваются с «учеником» Базарова — Ситниковым. Они идут в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина относятся к разряду «прогрессистов», они отрицают все авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Толком они ничего не умеют и не знают, но все таки в своём «нигилизме» уходят далеко вперед от Аркадия, и Базарова.

       

Глава 14 -15

Базаров знакомиться с Одинцовой, молодая вдова, которая его сразу же заинтересовала. Аркадий считает, что любит Одинцову, но между Базаровым и Одинцовой появляется взаимное притяжение, и она зовет друзей к себе в гости. В главе Базаров грубо отзывается об Одинцовой, называя ее особой из разряда млекопитающих. Тургеньев рассказывает об Одинцово, что она свободна и решительна, что жизнь к ней была не благосклонна.

Глава 16

В гостях у Одинцовой друзья знакомятся с младшей сестрой Катей, которая ведет себя очень скромно. Базарову не по себе на новом месте, как и Аркадию. Аркадий начинает общаться с Катей.

Глава 17 -18

Базаров впервые испытывает чувство, возникшее к Анне Сергеевне, он призирает себя за это, так как обнаруживает в себе романтика. Он признается во всем Одинцовой, но ее пугает такая страсть, она освободилась из его объятий, оставшись абсолютно спокойной.

Глава 19

Базаров начинает меняться, начинает терять свои позиции, которые ранее отстаивал с такой твердостью. Влюбляясь, он перестает быть таким, как прежде. Это его раздражает, он надеется, что сможет избавиться от этого чувства.

Глава 20-21

Не желая зависеть от этого чувства Базаров едет к отцу, который живет недалеко, и Одинцова свободно отпускает его.

«лучше камни на мостовой бить, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» Е. Базаров

Глава 22 — 23

Друзья заехали в Никольское, но безрезультатно, их там не особо ждали, а в Марьине рады были видеть. Базаров вновь возвращается к своим лягушкам, а Аркадий не мог забыть Катю, находит предлог и едет к ней. От скуки Базаров увидев Фенечку одну, крепко целует, это видит Павел Петрович, и вызывает Базарова на дуэль.

Глава 24

Базаров ранит Павла Петровича, но сам же оказывает ему первую помощь. Николаю Петровичу, не сказали настоящую причину дуэли, он ведет себя благородно и находит оправдание для обоих противников.

Глава 25 -26

Базаров уезжает из Марьино, но заезжает к Одинцовой. Они оба приходят к выводу, что чувсча необходимо заменить дружбой. Аркадий и Катя превосходно друг друга понимают, и девушка отмечает, что Базаров для них— чужой. На последок Базаров говорит другу, что он хороший, но все таки либеральный барич. Аркадий расстраивается, но находит утешение в обществе Кати, признается ей в любви и понимает, что его тоже любят

Глава 27

Базаров вновь возвращается домой и пытается полностью погрузиться в работу, однако через несколько дней ему становится скучно. Проводя опыты на трупе тифозного больного, порежет себе палец и врезультате у него — заражение крови. Через пару дней, он говорит отцу, что скорее всего, ему осталось недолго.

Перед смертью Базаров попросил Одинцову заехать к нему и попрощаться. Он вспоминает о том как сильно ее любил, и говорит, что его гордость, как и любовь пошли прахом.
Прошло 6 месяцев. В деревенской церкви проходит две свадьбы: Кати с Аркадием, и Фенечки с Николаем Петровичем.
Аркадий стал отцом и усердным хозяином, и его усилия начинают приносить доход.

Глава 28

На могилу Базарова продолжают ходить дряхлые старички, продолжают плакать и молиться, за упокой души ушедшего сына.

dp-adilet.kz

Отцы и дети краткое изложение

I — X Глава

Глава I. Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, друга Базарова,

встречает своего сына, студента. Тургенев сразу же дает
биографию Николая Петровича, помещика сорока с небольшим лет.
Получив образование и воспитание, принятые в дворянском кругу,
окончил университет, женился по любви. Жил с женой в согласии
и мире, спустя десять лет жена умерла, и Николай Петрович остался
с сыном на руках. Пришло время — определил его в университет,
а вот сейчас встречает сына-кандидата. Автор несколькими штрихами
подчеркивает слабость и вялость Николая Петровича («седого,
пухленького и немного сгорбленного»).
Глава II. Встреча состоялась, отец горд своим взрослым сыном.
Первая встреча с Базаровым немного настораживает: «крепко стиснул
его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».
Представился он на простой, крестьянский манер, подчеркивая уже
в этом неприятие дворянских условностей.
«- Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным
голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу
все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного цвету. Оно
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
При внешней непривлекательности героя автор выделяет прежде
всего внутреннюю силу, глубокий ум.
Глава III. По дороге к имению Кирсановых Тургенев рисует картины
природы. Такой пейзаж называется социальным, ибо через него
писателю удается осветить уровень жизни крестьян. Сердце сжимается
при чтении этого места: «Попадались и речки с обрывистыми
берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки
с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными
крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетеными
из хвороста стенами и зевающими воротами возле опустелых гумен,
и церкви, то кирпичные с отваливающеюся кое-где штукатуркой, то
деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».
Через социальный пейзаж Тургенев создает картину полного разорения
крестьянских хозяйств накануне отмены крепостного права.
Дата описываемых событий определена точно — 1859 г., за два года
дореформы1861г.
И вторая примета предреформенного времени заключена в словах
Аркадия, наблюдавшего из окна тарантаса этот бедный пейзаж:
«Небогатый этот край, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием;
нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…
Но как их исполнить, как приступить?..» Воздух эпохи отражен
в этих словах.
Глава IV. Происходит знакомство Базарова с Павлом Петровичем
Кирсановым. Тургенев намечает начало конфликта уже в описании
внешности аристократа, резко отличающейся от внешности и манер
Базарова-демократа. Павел Петрович Кирсанов «до кончиков ногтей» —
аристократ. «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую
руку с длинными розоватыми ногтями, — руку, казавшуюся
еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким
крупным опалом, и подал ее племяннику». В памяти возникает
красная рука Базарова. Конечно, руки демократа и аристократа не
сошлись в рукопожитии: «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий
стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее
обратно в карман». Неприятие друг друга возникло сразу, как только
они увиделись, и Тургенев передает его на языке жестов. В диалоге
Павла Петровича и Николая Петровича это неприятие усиливается.
«- Кто сей? — спросил Павел Петрович.
— Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек.
-Он у нас гостить будет?
-Да.
— Этот волосатый?
-Нуда.»
Эпитет «волосатый» выражает неприязнь аристократа к демократу.
Со своей стороны, Базаров не преминул поиронизировать над
аристократом: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то,
ногти, хоть на выставку посылай!»
Да и над прогрессом он посмеялся. «В моей комнате английские
рукомойники, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо —
английские рукомойники, то есть прогресс!» Он ставит знак равенства
между прогрессом и английскими рукомойниками. Базаров явно
чувствует свое превосходство над «старенькими романтиками».
Глава V. Аркадий характеризует Базарова как нигилиста, человека,
не признающего никаких авторитетов.
«- Он нигилист.
— Как? — спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял
на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.
— Он нигилист, — повторил Аркадий.
— Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского
nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает
человека, который… который ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович
и снова принялся за масло.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, —
заметил Аркадий.
— А это не все равно? — спросил Павел Петрович.
— Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется
ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного
принципа на веру, каким уважением ни был бы окружен этот принцип».
Павел Петрович раздражен, так как полагает, что существуют
определенные принципы (он говорит «принсипы» на французский
манер, а Аркадий наоборот «прынцип» — важная деталь), без которых
существовать невозможно. Павел Петрович почувствовал опасность,
иначе бы принял это сообщение более спокойно.
В этой главе также происходит знакомство Аркадия с Фенечкой,
молодой женщиной, чье положение в доме Кирсановых было несколько
двусмысленным. Николай Петрович чувствует перед сыном
некоторую неловкость, но Аркадий дает понять, что смотрит на незаконную связь отца с пониманием.
К личности Базарова прибавлен еще один штрих: он принес в мешке
лягушек для опытов, чем вызвал еще большее неприятие Павла
Петровича. Базаров — естествоиспытатель-экспериментатор. Этот
штрих отразил черту эпохи 1860-х, когда были сделаны великие
открытия в естественных науках. Материалистические взгляды
Базарова во многом перекликаются со взглядами выдающихся ученых,
деятельность которых Тургенев изучал (Сеченов, Мечников, Павлов,
Боткин).
Глава VI. Базаров выходит победителем в споре с Павлом Петровичем
о науке. Он так уверен в себе, что его не смущают вопросы
аристократа, произносимые со скрытой иронией и превосходством.
Своими категоричными ответами он лишает Павла Петровича возможности найти веские аргументы для своих доказательств.
«- Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, —
перебил Базаров.
— Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-
чуть, приподнял брови. — Вы, стало быть, искусства не признаете?
— Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул
Базаров с презрительной усмешкой.
— Так-с, так-с. Вот как вы изволите шутить. Это вы все, стало
быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?
— Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука —
наука вообще? Есть науки, есть ремесла, наука вообще не существует
вовсе».
Базаров отрицает абстрактную науку, потому что не видит в ней
никакой пользы. В его представлении принципы, которые отстаивают
аристократы, — «архаическое явление», мешающее жить. Отстаивая
свое право все «отрицать», Базаров тем самым выражает суть времени
1860-х гг., времени демократических преобразований.
Нигилист позволяет себе быть невоспитанным, резко прекращая
разговор с «уездным аристократом». Аркадию даже было несколько
неловко за своего учителя.
Глава VII. Аркадий рассказывает историю романтической любви
Павла Петровича к загадочной красавице, княгине Р., сначала
любившей его, а затем к нему охладевшей. «Ее образ, этот непонятный,
почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко
внедрился в его душу». Павел Петрович поставил всю жизнь на карту
этой роковой любви. Смерть княгини и присланный ею когда-то
подаренный им перстень с изображением сфинкса с проведенной
ею же крестообразной чертой, ничего уже не смогли изменить в жизни
Павла Петровича даже спустя долгие годы. Он принял предложение
своего брата и поселился в его имении Марьино, где и проживал до
сих пор. Он устроил свою жизнь на английский манер, много читал,
держал форму, но соседи считали его гордецом.
Базарова не тронул рассказ о трагической любви Павла Петровича.
У него имеются свои представления о воспитании и об отношениях
между мужчиной и женщиной. «Всякий человек сам себя воспитывать
должен — ну хоть я, например… А что касается времени — отчего я
от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет,
брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения
между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие
это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться,
как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха,
гниль, художество. Пойдем-ка лучше смотреть жука».
Как материалист, Базаров не верит в мистическую природу любви
и, не задумываясь, произносит роковые слова, в которых содержится
отрицание вечного закона Любви. Пройдет немного времени, и любовь
проникнет в его сердце.
Глава VIII. Рассказывается история Фенечки, волей судьбы
ставшей любовницей Николая Петровича. В главе также обрисовывается
нравственная атмосфера жизни в Марьино.
Глава IX. Базаров быстро находит общий язык с Фенечкой и Дуня-
шей. Они очень легко себя чувствуют с ним, тогда как Павел Петрович
вызывает у них страх, Аркадий — неловкость.
Базаров, прогуливаясь с младшим Кирсановым, опять высказывает
свои мысли о народе, о природе, об искусстве все с той же режущей
слух категоричностью: «И природа пустяки в том значении, в каком
ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник». О народе: «Русский мужик Бога слопает». О деятельности
Николая Петровича Базаров говорит очень резко: «Скот плохой
и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят
отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я
еще не разобрал хорошенько». Он также иронизирует над музыкальными
пристрастиями отца Аркадия: «Помилуйте! В сорок четыре
года… — играет на виолончели». — «Аркадий как ни благоговел перед
своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся». Базаров не
находит ни в ком явного сопротивления, но последнее наблюдение
Тургенева над реакцией Аркадия снижает авторитет Базарова.
Главах. «Схватка» между Павлом Петровичем и Базаровым показала
всю силу Базарова. В открытом споре с Павлом Петровичем
он формулирует основной тезис нигилизма: «В теперешнее время
полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Он отрицает все, а это
очень опасно, часто бывает так, что отрицание одного в скором времени
влечет за собой его утверждение.
Что отрицает Базаров? — Все, во что верили либералы, он отрицает
со всей яростью демократа, презирающего условности
аристократии. Он отрицает принципы либерализма, английский аристократизм, логику истории, авторитеты, парламентаризм, крестьянскую общину с ее круговой порукой. В пылу отрицания, а им овладевает полемический задор, он не признает искусства («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), критикует невежество народа («народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает »). В этой «схватке» с аристократом выигрывает демократ, его аргументы убедительны, в них чувствуется сила. Авторские ремарки тоже подчеркивают превосходство Базарова.
Базаров: «равнодушно заметил»; «проговорил, лениво отхле-
бывая глоток чаю»; «возразил»; «промолвил»; «с невозмутимым
спокойствием повторил»; «перебил»; «воскликнул»; «с надменною
гордостию отвечал»; «угрюмо повторил»; «повторил опять, на этот
раз с особенной дерзостью»; «произнес сквозь зубы»; «флегматично
заметил»; «холодная усмешка скривила зубы Базарова».
Павел Петрович Кирсанов: «Начал Павел Петрович, и губы
его задрожали»; «взмахнул руками»; «уставился на него»; «воскликнул
с внезапным порывом»; «пробормотал изумленный»; «промолвил он
странно спокойным голосом»; «так и дрогнул, но вовремя овладел
собой»; «закричал».
Мы видим, что сила на стороне Базарова.
( XI — XX Глава ) Краткое содержание романа «Отцы и дети»
Глава XI. Тургенев ставит под сомнение отрицание Базаровым
природы. После спора Николай Петрович отправился в сад, грустно
размышляя о той пропасти, которая разделяет его с сыном. Его мысли
снова обратились к недавнему спору с Базаровым: «Но отвергать
поэзию? — подумал он опять, — не сочувствовать художеству, природе?
». И далее дает художественное описание природы. Тургенев
не согласен с Базаровым в понимании природы как мастерской,
в которой человек работник. «Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над нею поднималось бело-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали над одинокою, далеко протянутою веткою. «Как хорошо, Боже мой», — подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли ему на уста…» В романе мало картин природы, и этот поэтический пейзаж играет полемическую роль, является тонким намеком на те испытания, которые предстоят герою. Испытания будут, потому что герой бросил вызов закону Любви, Природе и Искусству — вечным ценностям нашего бытия.
ГлавыХЦ XIII- Базаров в городе вместе с Аркадием. Он встречает
своих «единомышленников» — нигилистов, которых Тургенев
показывает в карикатурном виде, в «кривом зеркале». Базаров
рядом с ними по-настоящему велик. Для обрисовки характеров
Кукшиной и Ситникова автор использует сатирические краски.
Вот несколько штрихов: «Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табака пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила». Описание внешности не оставляет сомнения в какой- либо симпатии автора; да и сам Базаров не признал в ней единомышленницу.
«На кожаном диване полулежала дама, еще молодая,
белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном
платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною
косынкою на голове».
Замысливая фигуру Базарова «сумрачной и одинокой», Тургенев
использовал различные движения в сюжете. Встреча Базарова с «единомышленниками » — это тот ход сюжета, который доказывает, с одной стороны, одиночество Базарова, а с другой, неприятие нигилизма самим Тургеневым. Ситников и Кукшина — сатирические карикатуры на нигилистов.
Глава XIV. До середины романа Базаров — человек твердого
и трезвого ума, материалист по своему мировоззрению, обладающий
крепкими знаниями, уверенный в своих силах, человек гордый,
даже чрезмерно гордый, имеющий несомненное влияние на других.
Но уже с XIV главы начинается второй (внутренний) круг странствий
главного героя. С момента встречи с Одинцовой Базаров
медленно сдает свои позиции.
Замечено неоднократно в критике о романах Тургенева, что герои,
созданные художественным воображением писателя, обязательно
проходят проверку любовью. Любовь — это бескорыстное служение
любимому человеку, а герои-мужчины не выдерживают этого испытания,
что говорит об их недостаточной силе. Базаров у Тургенева
тоже проходит проверку любовью.
Сначала, увидев Одинцову на балу, Базаров с напускной развязностью
спросил: «Это что за фигура? — На остальных баб непохожа».
Подсознательно Базаров сопротивляется своему чувству, он еще пока
убежден, что не существует таинственных отношений между мужчиной
и женщиной. Но любви нельзя сопротивляться, любовь обладает
роковой силой. Одинцова в обрисовке Тургенева становится
достойной чувства такого неординарного человека.
Анна Сергеевна Одинцова, без сомнения, обладала блестящими
достоинствами. Аркадий рядом с ней чувствовал себя школьником, —
от нее исходила магическая сила настоящей женщины. Анна Сергеевна
тоже обратила на Базарова свое внимание. Эти два незаурядных
человека почувствовали притяжение друг к другу.
Тургенев штрихами намекает на изменения, которые происходят
с Базаровым в присутствии Одинцовой. «В тихом омуте… ты знаешь!
— подхватил Базаров. — Ты говоришь, она холодна. В этом-то
самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?» Он все еще развязен,
прикрывая этой развязностью свой интерес к Анне Сергеевне:
«…только у ней такие плечи, каких я не видывал давно». Базаров
вообще относится к женщинам очень пренебрежительно, вероятно,
не пришлось ему встретить достойную: «…по моим замечаниям,
свободно мыслят между женщинами только уроды».
ГлаваХУ. Глава начинается с грубых слов Базарова об Одинцовой:
«Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия
особа». Тургенев знакомит с биографией Одинцовой. «Жизнь не была
к ней благосклонна». «Характер у нее был свободный и решительный».
Опять автор штрихами подчеркивает странность поведения
Базарова в присутствии Одинцовой:«.. .и Аркадию в последний раз
пришлось удивиться: он заметил, что приятель его покраснел». «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове».
Глава XVI. В усадьбе Одинцовой. Аркадий с Базаровым приняли
приглашение Анны Сергеевны погостить в ее доме в Никольском.
Базаров охотно согласился, хотя и знал, что его ждут родители.
Сначала Евгений Васильевич продолжает так же иронизировать над
аристократизмом Одинцовой, но уже начинает чувствовать себя неловко.
Приятели знакомятся с ее сестрой Катей.
Одинцовой было интересно беседовать с умным, образованным
Базаровым, в разговорах с ним были затронуты вопросы социального
и нравственного порядка.
Как материалист, Базаров полагает, что общественное переустройство
может изменить порочную природу человека: «Исправьте
общество, и пороков не будет». На что Одинцова достаточно остроумно
отвечает: «И вы полагаете, что, когда общество исправится, уже не
будет ни глупых, ни злых людей?»
Все разговоры между Базаровым и Одинцовой все больше и больше
сопровождаются внутренней симпатией с обеих сторон. Базаров
в грубоватой форме, но все же с восхищением говорит: «Да… баба
с мозгом». Базаров понравился Анне Сергеевне «отсутствием
кокетства и самою резкостью суждений». Как женщина умная, она
разгадала в Евгении незаурядную натуру, почувствовала его силу,
но, видимо, «любовь с рассудком не в ладу». Тургенев дает психологическое объяснение холодности натуры Одинцовой. В браке она едва выносила своего мужа и не смогла потом преодолеть отвращения к мужчинам, хотя со временем это прошло.
Но что творится с Базаровым? Он стал рассеянным, все его мысли
были об Анне Сергеевне. Как тонкий психолог, Тургенев делает
такое наблюдение: «Базаров шел сзади ее, самоуверенно и небрежно,
как всегда, но выражение его лица, хотя веселое и даже ласковое, не
понравилось Аркадию. Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй!» —
Базаров отправился к себе в комнату, а Одинцова рассеянно пожала
Аркадию руку и тоже прошла мимо.
«Здравствуй, -подумал Аркадий… -разве мы не виделись сегодня?»
Глава XVII. Здесь Тургенев уже не скрывает проявления чувств
своего героя. «В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что-то его подмывало; а Аркадий, который окончательно сам решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию». Отношения Базарова и Аркадия постепенно изменялись, они реже виделись, к тому же Аркадий все время проводил с Катей, с ней он чувствовал себя гораздо увереннее, чем с Одинцовой.
Наблюдения автора за поведением Базарова вскрывают внутреннюю
обеспокоенность героя. «Одинцова нравилась ему… но он скоро
понял, что с ней не добьешься толку, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Базаров понял о себе, что его теория: «Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась» — не срабатывает, не имеет силы. «Зачем вы, с вашим умом, с вашей красотой живете в деревне? » — спрашивает Базаров. Слово «красота» впервые произносится Базаровым, и читатель с удивлением отмечает, что герою свойственно понимание прекрасного. А вскоре Базаров почувствовал и таинственность ночи, навеянной близостью прекрасной женщины. «Базаров встал.
Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной
комнаты; сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная
свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание.
Одинцова не шевелилась ни одним членом, но тайное волнение
охватывало его понемногу… Оно сообщалось Базарову. Он вдруг
почувствовал себя наедине с молодой, прекрасной женщиной…».
Поведение его становится странным, странными становятся и мечты
его. Базаров мечтает! Если бы ему сказали об этом до встречи с
Одинцовой, он бы рассмеялся. Но главное испытание у героя впереди.
Глава XVIII. Объяснение в любви. Оно было спровоцировано
Анной Сергеевной. «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…
Вот чего вы добились». Но Одинцову пугает базаровская страсть,
«сильная и тяжелая», «похожая на злобу». Она говорит поспешно:
«Вы меня не поняли». И… спокойствие Одинцовой не было потрясено.
.. «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей
жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной
черты, заставила себя заглянуть за нее — и увидала за ней даже не
бездну, а пустоту… или безобразие».
Анна Сергеевна и Базаров, возможно, были достойны друг друга,
каждый обладал притягательной энергией, но в то же время каждый
из них высоко ценил свою личную свободу, и по этой причине они
не могли быть вместе.
Глава XIX. Начиная с XVIII главы Базаров постепенно теряет
все свои позиции, которые он отстаивал с такой прямотой и твердостью.
Попав во власть романтики, он уже не может быть прежним
Базаровым, называвшим любовь «гнилью, чепухой».
Сначала Базаров, естественно, не признает своего поражения,
храбрится. Прибывший Ситников его раздражает. Он даже надеется
на избавление от тягостного чувства. «Кто злится на свою боль — тот
непременно ее победит». Фраза Базарова «лучше камни на мостовой
бить, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца»
выдает его внутреннюю боль, которую он пытается спрятать за высказыванием, еще напоминающим прежнего Базарова: «Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская пословица». Внутренние переживания отразились и на внешности: «сумрачно и резко выделялся его поху- далый профиль из-под нахлобученной фуражки».
Свои переживания Базаров скрывает под ироничной маской, но
к иронии примешивается бессильная горечь («А нас с вами прибили…
вот оно что значит быть образованными людьми», — уже по дороге
к родителям говорит Базаров Аркадию).
ГлаваXX. Родители и Базаров. Они его любят безумно, любят
и в то же время боятся, особенно мать. Они простые, добрые люди.
Тургенев очень трогательно описывает встречу Базарова с родителями: «Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверное бы упала, если бы сын не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипывания».
Базаров, переживая отказ Одинцовой, пытается преодолеть в себе
романтика и с родителями ведет себя вроде бы по-прежнему: подшучивает
над старомодными привычками своего отца, иронизирует
над устарелыми медицинскими методами. Они благоговеют перед ним.
Он — гордость и слава добрых, наивных старичков. Читая страницы,
посвященные пребыванию Базарова у своих родителей, невольно
думаешь о великой любви родителей к своим детям.
«Арина Власьевна не замечала Аркадия, не потчевала его; подперши
кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого
цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали
выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына и все
вздыхала; ей смертельно хотелось узнать, на сколько времени он приехал, но спросить его она боялась. «Ну, как скажет на два дня», — думала она, и сердце у нее замирало».
Это наблюдение автора не оставляет сомнения в том, что Базаров
не жаловал своих родителей. Через отношения сына с родителями
Тургенев снова рассматривает конфликт поколений. Базаров выше
своих родителей по уровню знаний, и это дает ему право чувствовать
свое превосходство. Очень часто молодые люди своим максимализмом
создают пропасть в отношениях с родителями.
Тургенев штрихами описывает состояние Базарова. Ему нанесена
жестокая рана, и как бы ни храбрился, он уже не может вернуться на
свои прежние позиции, — быть самоуверенным и твердым. Читатель
чувствует неловкость за Базарова перед родителями.
«Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и,
прикорнув на диване в ногах у сына, собирался поболтать с ним, но
Базаров тотчас отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно смотрел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да и к тому же он еще не успел отделаться от последних горьких впечатлений». Рана нанесена глубокая, и Базарову не удается залечить ее до конца романа. ( XXI — XXVIII Глава ) Краткое содержание романа «Отцы и дети»
Глава XXI. Философская глава. Заметим, что Базаров в первых
главах отрицал науку абстрактную, он верил только в то, что приносит
пользу. Но теперь он другой. Эта глава важна для понимания тех
процессов, которые происходят в сознании героя. Его внимание обращено
на осмысление вечных вопросов бытия. Он апеллирует к таким
философским категориям, как Жизнь и Смерть. От него не скрыта
мелочность и суетность жизни его родителей. Он в каком-то смысле
даже завидует им, хотя и понимает свое превосходство. «Я думаю:
хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет,
толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей, великодушничает
с крестьянами — кутит, одним словом; и матери моей
хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами да охами,
что ей и опомниться некогда; а Ж . . А я думаю: я вот лежу под стогом…
Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно по
сравнению с остальным пространством, где дела до меня нет; и часть
времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью,
где меня не было и не будет. А в этом атоме, в этой материалистической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!» А дальше поразительное признание, которое бы даже не приснилось прежнему Базарову. Он называет себя «самоломанным» и вдруг ставит под сомнение дело всей своей жизни: «Я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» Спор с Аркадием приводит к ссоре. Жестокость Базарова по отношению к родителям, его даже какое-то глумление над ними — это психологические последствия фиаско, которое он потерпел в любви.
Других причин Тургенев не указывает. И все же больно читать строки, в которых Тургенев описывает состояние родителей после отъезда Базарова. Они, видимо, не верили, что он снова приедет. Сильный, умный человек почти сознательно причиняет боль своим самым близким людям. Впрочем, в реальной жизни это встречается часто.
«- Бросил, бросил нас, — залепетал он, (отец) — бросил, скучно ему
стало с нами. Один как перст теперь, один! — повторил он несколько
раз и каждый раз выносил вперед свою руку с отделенным указательным
пальцем».
«Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою
подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила
его в его печали».
Глава XXII. Приятели заехали в Никольское, но напрасно, там
они встретили холодный прием. В Марьине все им очень обрадовались.
Дела у Николая Петровича в хозяйстве шли неважно. «На другой
день после приезда в Марьино Базаров принялся за своих лягушек,
за инфузории, за химические составы и все больше возился с ними».
Аркадий беспрерывно думал о Кате, наконец нашел предлог и поехал
в Никольское.
Глава XXIII «Базаров уединился окончательно: на него нашла
лихорадка работы. С Павлом Петровичем он уже не спорил, тем более
что тот в его присутствии принимал чересчур аристократический
вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами». «Базаров
работал упорно и угрюмо». У него завязываются отношения с Фе-
нечкой, симпатии были взаимными. Павел Петрович оказался свидетелем
того, как Базаров поцеловал Фенечку. Эти отношения и эта
сцена понадобились Тургеневу как повод для дуэли.
Глава XXIV. Дуэль Павла Петровича и Базарова. Базаров прекрасно
понимал нелепость дуэли, но все же принял вызов. Конечно,
сама дуэль имела фарсовый характер (секундантом был лакей).
То, что дуэль состоялась, говорит о том, что Базаров сдал еще
одну позицию. Павел Петрович был ранен в ногу, и Евгений Васильевич
вынужден был оказывать ему врачебную помощь. Происходит
«примирение» врагов, хотя примирением это не назовешь:
«.. .оба противника сидели на земле и молчали. Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он все-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло». У Базарова не хватило сил отказать Павлу Петровичу и высмеять этот «рыцарский турнир». Он теперь не прежний высокомерный нигилист, а человек, раненный любовью.
Отношения с Базаровым, да и сама дуэль не прошли даром для
Павла Петровича. За аристократическим фасадом скрывалась несостоявшаяся жизнь старшего Кирсанова. Тургенев замечает, что Фенечка что-то значила для Павла Петровича. Он страстно просит молодую женщину не изменять его брату. Фраза «А в это мгновение целая погибшая жизнь в нем трепетала» позволяет предположить, что Павел Петрович очень страдает. Диалог между братьями тому подтверждение: « — Женись на Фенечке. Она тебя любит, она — мать твоего сына.
Николай Петрович отступил на шаг и всплеснул руками.
— Ты это говоришь, Павел? Ты, которого я считал всегда самым
непреклонным противником подобных браков! Ты это говоришь! Но
разве ты не знаешь, что из уважения к тебе я не исполнил того, что
ты сам так справедливо назвал моим долгом!
— Напрасно ты уважал меня в этом случае, — возразил с унылою
улыбкой Павел Петрович. — Я начинаю думать, что Базаров был прав,
когда упрекал меня в аристократизме. Нет, милый брат, полно нам
ломаться и думать о свете: мы люди уже старые и смирные; пора
нам отложить в сторону всякую суету».
Автор в конце главы дает оценку жизни Павла Петровича: «Освещенная
ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала
на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».
Глава XXV. Базаров вынужден уехать из Марьино, по дороге домой
он заезжает в Никольское, к Одинцовой. Встреча Базарова и
Одинцовой — это уже встреча людей, оценивших свои чувства.
Оба приходят к заключению, что несостоявшаяся любовь должна
быть заменена дружбой. «Кто старое помянет, тому глаз вон», — подвела
итог Анна Сергеевна. Но это было бы слишком просто. Чувства
Базарова были глубокими, и никакими уловками скрыть их было
невозможно. Одинцова это понимает: «Ей все-таки было неловко
с Базаровым, хотя она и ему сказала и сама себя уверила, что все
позабыто. Меняясь с ним самыми простыми речами, даже шутя с ним,
она чувствовала легкое стеснение страха».
Глава XXVI. Аркадий объясняется в любви Кате и делает ей предложение.
С ним все ясно. Он станет примерным мужем и хорошим
хозяином, а о своем увлечении нигилизмом будет вспоминать с улыбкой
и поговаривать: «Молодо-зелено». Базаров прощается с Аркадием,
их дороги разошлись окончательно. Евгений Васильевич дал очень
верную оценку своему ученику и бывшему другу:«.. .мы прощаемся
навсегда, и ты это сам чувствуешь… Ты поступил умно; для нашей
горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится». И далее, давая оценку дворянскому сословию, он определяет истинную причину социального конфликта: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уже воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим.
Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно — нам других подавай! Нам других ломать надо! Ты славный малый, но ты все-таки маленький, либеральный барич, — э волату, как выражается мой родитель».
Глава XXVII. Снова у родителей. Последняя остановка в «круге
странствий» Базарова.
Теперь Базаров другой, но и родители, боясь ему надоесть, ведут
себя иначе. «Базаров и сам перестал запираться: лихорадка работы
с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством.
Странная усталость замечалась во всех его движениях,
даже походка его твердая и стремительная изменилась». И вот в таком
подавленном состоянии он решается участвовать в лекарской
практике отца, что приводит к случайному заражению крови.
Конечно, порез пальца не был случайным. Глубоко переживая свою
неудачу в любви, Базаров потерял контроль над собой, был рассеянным.
Такие переживания свойственны натурам сильным, глубоким.
Базаров сам себя не знал, когда смеялся над романтическими чувствами, не знал своего сердца, а оно было глубже, мудрее, чем его ум, отрицающий это чувство в силу своих убеждений. Наш ум ограничен, он обусловлен воспитанием и образованием и может мыслить только в пределах какой-нибудь системы. Всякая теория, созданная умом, разбивается о жизнь и приносит человеку страдания.
Болезнь и смерть Базарова — самые трагические страницы романа.
Писарев считал, что разгадка характера Базарова в его смерти. Он
мужественно принял ее. «Сила-то, сила, — промолвил он, — все еще тут,
а надо умирать! Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя
отрицает, и баста!» Базарову тем более тяжело осознать смерть как неизбежную реальность для себя, потому что как атеист он не признавал жизни после смерти. Для него это был конец во всех отношениях.
Умирает большой, мужественный человек и прощается с той,
которая косвенным образом и была причиной его смерти. Не будь
он так потрясен своей несостоявшейся любовью, он бы не был так
рассеян и погружен в свои мысли, не порезал бы палец, а порезав
даже, не забыл бы его обработать. Но… Одинцова у его постели.
Базарову тяжело осознавать свое бессилие.
«- Великодушная! — шепнул он. — Ох, как близко, и какая молодая,
свежая, чистая… в этой гадкой комнате!.. Прощайте! Вы смотрите,
что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще
топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!
Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы
умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно:
вилять хвостом не стану». В последнюю минуту, вблизи своей возлюбленной, «такой молодой и красивой», он говорит о том, что было делом его жизни: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продавать…».
На пороге смерти в нем просыпается романтик — иначе как истолковать его фразу: «…дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»? Важно, что он использует слово «лампаду», а не слово «свеча». Лампада связана с церковной лексикой, а мы знаем, что в сознательной жизни он не признавал церковных обрядов.
«Базарову уже не суждено было просыпаться». Небезынтересной
является одна деталь, использованная Тургеневым при описании церковного обряда соборования. «Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».
Да, Базаров обладал мощным разумом, который и был причиной
его страданий, но пока его мозг был в состоянии руководить его поступками, он мог противостоять надвигающейся смерти. Но стоило рассудку умолкнуть, как в силу вступили другие законы, неподвластные разуму. Тургенев своей художественной интуицией очень верно уловил момент пробуждения души: ужас отразился на помертвелом лице в момент совершения таинства, когда душа помимо своей воли оказывается в пределах неведомого. «В таинстве, находясь помимо того вблизи таинственной черты, которая отделяет жизнь от смерти, душа соприкоснулась с тем, чему бессознательно ужаснулась». (М.М.Дунаев.) Глава XXVIII. Завершены все коллизии романа, определены все судьбы, автор всем уделил внимание. На могилу Базарова ходят два одиноких старичка — родители, пережившие смерть своего единственного сына. Горе их безмерно. Проникнувшись глубоким состраданием и печалью родителей Базарова, автор спрашивает в отчаянии: «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» И сам себе отвечает: «О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной… » Примирение с жизнью — вот итог жизни героя да и самого автора.

www.neuch.ru

краткое содержание по главам романа и анализ произведения

Произведения, написанные И. С. Тургеневым, внесли неоценимый вклад в развитие отечественной литературы. Многие из них хорошо известны читателям различных возрастов. Однако самым популярным из его сочинений является роман «Отцы и дети», с кратким содержанием которого можно будет ознакомиться в этой статье.

Это произведение было завершено в 1861 г. и стало ответом на многие вопросы, которые волновали умы современников писателя. Ведь это был период, предшествовавший отмене крепостного права. Он стал переломным моментом для России, общественное мнение которой находилось на стыке старого консервативного и шедшего ему на смену новаторского мышления. Все это провоцировало конфликт идеологий, который писатель ярко показал на примере жизни семьи Кирсановых.

История написания

Идея создания нового произведения, которое отразило бы в себе окружающую действительность, пришла к Тургеневу в тот момент, когда он находился на острове Хайт, принадлежащем Англии. Писатель начал задумываться о крупной повести, рассказывающей о жизни молодого врача. Прототипом главного героя (Базарова) стал доктор, которого Тургенев случайно встретил, путешествуя по железной дороге. В этом молодом человеке русский писатель смог рассмотреть зачатки нигилизма – философии отрицания норм нравственной культуры, а также общепринятых ценностей и идеалов, которая только зарождалась в те времена.

Русский мужик — это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает…

К началу своей работы Тургенев приступил в 1860 г. В это время он уехал вместе с дочерью в Париж и, обосновавшись там, планировал в самые короткие сроки создать новое произведение. Уже на протяжении первого года им была написана половина романа. Причем от своего труда Иван Сергеевич получил огромное удовлетворение. Ему безумно импонировал образ его героя – Евгения Базарова. Однако спустя некоторое время писатель понял, что на чужбине, вдалеке от российских событий, работать он просто не может. Именно поэтому Тургенев возвращается на родину. Здесь, оказавшись в атмосфере современных ему общественных движений, он успешно завершает свой роман.

Незадолго до окончания работы над книгой в России произошло знаменательное историческое событие, которым явилась отмена крепостного права. Последние главы романа писатель дописывал на своей малой родине, в селе Спасском.

Публикации

С романом «Отцы и дети» И. С. Тургенева читателей познакомило популярное литературное издание «Русский вестник». Как и предполагал писатель, неоднозначный образ его главного героя стал причиной возникновения бурной реакции критиков. Множество споров по поводу этого произведения появлялось и в печати. Критики писали статьи, посвященные разбору характеристики Базарова и идейной направленности романа. И в этом нет ничего удивительного, ведь автор познакомил своего читателя с совершенно новым образом. Его герой, отрицающий все прекрасное и привычное, стал своеобразным гимном еще молодому в те годы нигилистическому течению.

После того как роман «Отцы и дети» появился в «Русском вестнике», Тургеневым была произведена небольшая переработка текста. Он несколько сгладил некоторые особенно резкие черты в характере Базарова и сделал его образ более привлекательным по сравнению с первоначальным вариантом. Отредактированная версия вышла в печать осенью 1862 г. Ее Тургенев посвятил своему близкому другу В. Г. Белинскому, благодаря влиянию которого происходило формирование общественных взглядов Ивана Сергеевича.

Роман «Отцы и дети» занял свое достойное место в русской литературе. Это уникальное произведение отразило вечное противостояние, существующее между двумя поколениями, не только на примере отдельно взятой семьи, но и в масштабах общественной и политической жизни целого государства.

Смысл названия

Конечно, знакомясь с кратким содержанием «Отцов и детей» и анализом произведения, читателю хочется понять суть его заглавия. Бесспорно, его не стоит трактовать в буквальном смысле.

Произведение рассказывает нам о двух семьях – двух представителях старшего поколения и двух их сыновьях. Однако при рассмотрении краткого содержания «Отцов и детей» герои несколько отступают на задний план. Основной смысл романа заключен вовсе не в описании их жизнедеятельности. Он заключен в глобальных отличиях мировоззрений.

О чем нам может сказать анализ краткого содержания «Отцов и детей» И. Тургенева? Название романа говорит читателю о том, что в общении двух поколений всегда были, есть и будут существовать некие противоречия. При этом родители и их дети противопоставляются друг другу с помощью союза «и». Но это только на бумаге. Фактически же между ними существует целая пропасть. Это временной промежуток в четверть века или более того, за который порой полностью меняется культурная, экономическая и политическая ситуация в стране и, конечно, взгляды общественности. При этом старшее поколение стремится сохранить уже сложившееся мировоззрение, а молодежь приобретает собственные взгляды на жизнь. И подобная ситуация повторяется вечно. Именно поэтому взгляды отцов и их детей на жизнь совпадают крайне редко. В этом и заключен смысл заголовка романа Тургенева «Отцы и дети», который говорит нам о том, что этот антагонизм является весьма естественным, и в нем нет ничего предосудительного. При этом важно, чтобы обе стороны сохраняли друг к другу взаимное уважение, и оставалось почтение к родителям с принятием их добрых пожеланий, напутствий и советов.

Идеология произведения

Не только с противостоянием детей и их родителей связан смысл заглавия романа. При рассмотрении краткого содержания «Отцов и детей» главная мысль произведения становится понятной его читателю. Она заключена в принадлежности двух поколений к различным идеологиям, которые современны каждому поколению. В романе автор знакомит читателя не только с представителями двух семейств. Он рассказывает и о нескольких идеологических мировоззрениях, в числе которых либеральное, консервативное, а также революционно-демократическое. Что касается последнего из них, то его придерживается одна из ключевых фигур произведения – Евгений Базаров. Этот молодой человек – будущий врач, последователь немецких материалистов и сторонник нигилизма. Именно с помощью Базарова автору и удалось создать основной резонанс романа. Этот герой наставляет Аркадия, вступает в споры с братьями Кирсановыми, открыто высказывает свое презрение псевдонигилистам Кукшину и Ситникову, а впоследствии, вопреки всем высказанным им же взглядам, влюбляется безответно в Анну Сергеевну Одинцову – богатую вдову.

Анализ героев и их характеристика

О чем мы можем узнать из краткого содержания «Отцов и детей» Ивана Тургенева? Основными консерваторами, отображенными в произведении, являются родители Базарова. Его отец – армейский врач, и мать – набожная помещица, привыкли вести в своей деревне размеренный образ жизни. Они очень любят своего сына. Однако мать беспокоит то, что она не видит в нем веры. При этом родители радуются успехам Евгения и уверены в его светлом будущем. Отец Базарова даже горд тем, что за всю жизнь их сын не попросил у него ни единой копейки, стремясь всего добиваться сам. Подобное характеризует младшего Базарова как сильную, передовую и самодостаточную личность. Подобный образ актуален также и для современного времени.

Псевдонигилизм Кирсанова

Из самого краткого содержания «Отцов и детей» Тургенева мы узнаем о близком друге Евгения Базарова. Это Аркадий Кирсанов. Данного героя автор показывает как человека, изо всех сил старающегося соответствовать Базарову в утверждаемой им философии нигилизма. Однако делает он это надуманно и неестественно. У Аркадия нет твердого убеждения в том, что необходимо отрицать духовные ценности.

Кирсанов гордится собой и восхищается своим другом Евгением. Но в то же время Аркадий порой забывается. У него с лица спадает маска. Иногда из речи этого героя можно узнать о его истинных чувствах.

В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие.

В то время как Аркадий представлял себя как убежденного нигилиста, он также влюбился в Одинцову. Однако после отдал свое предпочтение ее сестре Кате.

Мировоззрение старшего поколения

Из краткого содержания произведения «Отцы и дети» мы узнаем и о сторонниках либерализма. Ими являются братья – Павел и Николай Кирсановы. Что касается Николая Петровича, то его автор описывает как человека, обладающего тонкой душевной организацией. Он любит литературу и поэзию, а также не скрывает трепетных чувств к Фенечке, своей служанке и матери младшего сына. Николай Петрович стесняется того, что он любит простую крестьянскую девушку, хотя при этом изо всех сил показывает, что обладает передовыми взглядами и далек от всяческих предрассудков. А вот Павел Петрович выступает главным оппонентом Базарова в любых спорах.

Мужчины уже с первой своей встречи испытывают неприязнь друг к другу. Не зря автор описывает их внутреннюю и внешнюю противоположность. Так, Павел Петрович брезглив и ухожен. Он морщится, едва завидев неряшливые одежды и длинные волосы Базарова. Евгению же смешна манерность Кирсанова. Он без всякого стеснения задействует в беседе сарказм и старается как можно больнее уколоть своего соперника. Различия между ними автор показывает даже при произнесении каждым из них слова «принцип». Так, из уст Базарова оно звучит отрывисто и резко – «прынцип». Кирсанов же растягивает это слово, произнося его медленно. При этом он ставит ударение на последнем слоге – «принсип», словно на французский манер.

Аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди…

Что мы узнаем о противостоянии Кирсанова и Базарова из краткого содержания «Отцов и детей»?

В конце концов негативные взаимоотношения, которые возникли между неприятелями, достигли своего пика. Спорщики даже приняли решение стреляться на дуэли. Поводом к тому стало то, что Базаров оскорбил честь Фенечки, крепко поцеловав ее в губы. Из-за того, что Павел Петрович и сам испытывал симпатию к девушке, он и решил вызвать Евгения на дуэль. Чем же она закончилась? Это мы также можем узнать из очень краткого содержания «Отцов и детей». Исход ее, к счастью, не был смертельным. Базаров остался невредим, а Кирсанов был ранен в ногу. Подобные примеры ярко свидетельствуют о совершенно противоположных мнениях представителей разных идеологических взглядов и поколений о типичных ситуациях, возникающих в жизни. В этом также находит свое отражение смысл заглавия романа, который оказывается гораздо глубже по своему повествованию, чем это могло показаться читателю на первый взгляд.

И сегодня при изучении содержания романа «Отцы и дети» мы с удовольствием знакомимся с его запоминающимися, сложными и неоднозначными героями. При этом каждый из них достаточно ярко демонстрирует талант Ивана Сергеевича Тургенева, а также его тонкий психологизм и понимание им человеческой сущности. Перейдем к рассмотрению краткого содержания «Отцов и детей» по главам.

Начало

Что мы узнаем из краткого содержания «Отцов и детей» Тургенева? Действие первой главы произведения происходит в весенние дни 1859 г. Автор знакомит нас с мелким помещиком Николаем Петровичем Кирсановым. Он находится на постоялом дворе, где ожидает приезда своего сына. Николай Петрович — вдовец, владелец небольшого имения и 200 душ. Будучи молодым, он грезил о карьере военного. Однако сбыться его мечтам помешала небольшая травма ноги. Кирсанов отучился в университете, а после женился и остался жить в деревне. В их семье родился сын. Когда мальчику исполнилось 10 лет, жена Николая Петровича умерла, и он с головой ушел в хозяйство и занимался воспитанием сына Аркадия. Когда тот подрос, Кирсанов отправил его учиться в Петербург и даже на три года переехал туда сам, чтобы быть рядом с юношей.

Знакомство с Базаровым

О чем далее расскажет нам краткое содержание глав романа «Отцы и дети»? Аркадий Кирсанов приехал домой не один. Он привез с собой друга Евгения, с которым просил не церемониться. Об этом нам автор рассказывает во второй главе романа. Тургенев показывает нам Базарова как человека простого. Это подтверждает и его решение ехать в тарантайке. Отец же с сыном усаживаются в коляску.

Дорога домой

Далее краткое содержание книги «Отцы и дети» познакомит нас с 3-й главой. Она повествует читателю о том, как Кирсановы с Базаровым ехали в свое поместье. Отец не скрывал радости от встречи, пытаясь обнять сына и постоянно спрашивая его о друге. Однако Аркадий немного стеснялся и пытался демонстрировать свое равнодушие. Он разговаривал с отцом развязным и равнодушным тоном, постоянно оглядываясь на Евгения. Боясь, что друг услышит его рассуждения о красоте местной природы, он все же спрашивает у отца о делах в имении. Тогда-то Николай Петрович рассказал о том, что с ним живет крестьянская девушка Феня. Однако тут же спешит разъяснить, что если сыну это не нравится, то она уедет.

Приезд в имение

Что далее мы узнаем из подробного краткого содержания «Отцов и детей»? По приезде домой хозяев никто не встретил. На крыльцо вышел только старый слуга да на миг показалась девочка. Кирсанов привел гостей в гостиную, куда и попросил подать обед. Здесь же они знакомятся с очень ухоженным и красивым пожилым человеком – братом Кирсанова Павлом Петровичем. Безупречный вид мужчины очень сильно отличается от неопрятного Базарова. После состоявшегося знакомства юноши ушли из гостиной, чтобы привести себя в порядок. В их отсутствие Павел Петрович начал спрашивать брата о Базарове, внешность которого ему очень не понравилась.

Обед прошел практически в тишине. Разговор не клеился. Все говорили мало и, встав из-за стола, тут же разошлись по комнатам спать.

Утро следующего дня

Изучая роман «Отцы и дети», по краткому содержанию мы переходим к 5-й главе. Из нее мы узнаем, что Евгений, проснувшись самым первым, тут же отправился изучать окрестности. За ним увязались мальчишки, и вместе с ними Базаров отправился на болото, чтобы там ловить лягушек.

Кирсановы же собрались пить чай на веранде. В это время Аркадий отправился к Фенечке и узнал о том, что у него есть младший брат. Новость вызвала у него радость. Он укоряет отца в том, что тот скрыл рождение сына.

Вернувшийся в имение Базаров отнес пойманных им лягушек в свою комнату. Там он намеревался проводить над ними опыты. Аркадий рассказал отцу и дяде, что его друг нигилист, не принимающий никаких принципов на веру.

Спор

Продолжим рассматривать краткое содержание глав «Отцов и детей» Тургенева. Следующая из них, шестая, рассказывает нам о нешуточном споре, который разгорелся между Евгением и Павлом Петровичем во время утреннего чая.

При этом они не скрывают явной неприязни друг к другу. Евгений насмехается над своим оппонентом.

История Павла Петровича

Чтобы как-то примирить друга с дядей, Аркадий рассказывает Евгению историю его жизни. В молодости Павел Петрович был военным. Его просто обожали женщины, а мужчины завидовали бравому военному. В 28 лет Кирсанов полюбил одну княгиню. Детей у нее не было. Однако она была замужем.

Павел Петрович очень страдал и даже бросил успешную карьеру, следуя за своей возлюбленной по всему свету. Однако вскоре она умерла. Кирсанов вернулся на родину и стал жить в деревне вместе со своим братом.

История знакомства с Фенечкой

Продолжим изучение романа «Отцы и дети». Его краткое содержание повествует читателю о том, как Николай Петрович познакомился с крестьянской девушкой. Фенечку он встретил 3 года назад в трактире. Там она работала вместе с матерью, но дела их шли очень плохо. Кирсанов пожалел женщин и забрал к себе домой. Вскоре мать умерла, а Кирсанов, влюбившись в девушку, стал жить с ней. Об этом автор рассказал нам в 8-й главе.

Знакомство Евгения с Фенечкой

Как далее развивались события в романе «Отцы и дети»? Из краткого содержания 9-й главы мы узнаем о знакомстве Базарова с Фенечкой. Евгений рассказал ей, что он врач, и если возникнет необходимость, то она может обращаться к нему без всякого стеснения.

Отношение к Базарову

Из краткого содержания 10-й главы «Отцов и детей» мы понимаем, что за две недели пребывания Евгения в имении к нему все успели привыкнуть. Однако при этом у каждого было к молодому человеку особое отношение. Его любили дворовые, ненавидел Павел Кирсанов, а что касается Николая Петровича, то тот сомневался в его правильном влиянии на сына. Во время одного из вечерних чаепитий произошел очередной спор между Кирсановым и Базаровым.

Николай Петрович попытался повлиять на него, при этом вспомнил себя в молодости, когда также ссорился из-за непонимания со старшим поколением. На этой параллели – отцы и дети – заостряет свое внимание автор в 10-й главе.

Дальнейшее повествование

Для того чтобы сделать пересказ романа «Отцы и дети» Тургенева И. С., узнаем, что же происходило в последующих (с 11-й по 28-ю) главах.

Базарова вместе с Аркадием приглашает в свой дом Анна Одинцова. Там они знакомятся с ее младшей сестрой – Екатериной. Девушка настолько понравилась гостям, что ее присутствие сковывает их.

Базаров никогда не считал себя романтиком. Понятие любви было чуждо для него. Однако с появлением в его жизни Анны Сергеевны его ощущения изменились. После серьезного разговора с Одинцовой Базаров принимает решение уехать к родителям. Его пугает то, что женщина способна овладеть его сердцем, сделав молодого человека своим рабом. Но, побыв дома всего пару дней, он вновь возвращается к Кирсановым.

Внимание Евгения привлекла и Фенечка. Он даже поцеловал девушку, что увидел Павел Петрович. Недовольство старшего Кирсанова привело мужчин к дуэли. Евгений слегка ранил Павла Петровича, но тут же оказал своему противнику помощь. После дуэли Павел уговорил брата жениться на Фенечке и дал на это свое согласие.

Налаживаются отношения и у Аркадия с Катей. Базаров же вновь отправляется к родителям, посвятив себя работе. Однажды он заразился тифом. Случилось этого из-за того, что во время работы с трупом умершего от этой болезни крестьянина Евгений случайно ранил себя.

Будучи врачом, он понимает, что дни его сочтены. Находящегося при смерти Базарова посещает Одинцова. Она видит в нем совершенного другого, измученного болезнью человека. Молодой человек клянется Анне в своих светлых чувствах к ней и в любви. После этого он умирает. Смертью Базарова заканчивается 27-я глава романа «Отцы и дети». О чем же дальше рассказывает нам автор? Спустя полгода в один день состоялось две свадьбы. Николай Петрович женился на Фене, а Аркадий — на Кате. Павел Петрович покинул имение, уехав за границу. Анна Одинцова также вышла замуж, выбрав себе супруга по расчету. Жизнь текла своим чередом. И только два старых человека, родители Базарова, постоянно проводили свое время на могиле Евгения, где росли две елочки.

Таково краткое содержание «Отцов и детей». С цитатами из произведения можно ознакомиться выше.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *