«Свои люди — сочтемся!» краткое содержание по действиям и явлениям комедии Островского
Настройки
Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона
Краткое содержание комедии Островского «Свои люди – сочтемся!» по действиям и явлениям рассказывает о купце, решившем всех перехитрить, но не сумевшего предвидеть того, что его приказчик гораздо хитрее.
Главные герои
- Подхалюзин Лазарь Елизарыч – приказчик. Влюблен в дочь Большова.
- Олимпиада Самсоновна (Липочка) – дочь Большова, мечтающая выйти замуж за благородного человека.
- Большов Самсон Силыч – купец. Отец Олимпиады (Липочки).
Второстепенные персонажи
- Устинья Наумовна – сваха.
- Рисположенский Сысой Псоич – стряпчий.
- Аграфена Кондратьевна – мать Липочки. Жена Большова.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Явление первое
Липочка, сидя у окна с книгой в руках, размышляет на тему занятий танцами, которые она так любила. Девушка весьма довольна собой. Всего за двадцать занятий ей удалось овладеть техникой танцев. Единственное огорчение доставляет то, что она сама уже полтора года не принимала участия в танцевальных вечерах, а вдруг к ней подойдет бравый военный, пригласит на вальс, а она перед ним оконфузится. Придется повспоминать на досуге движения.
Явление второе
Аграфена Кондратьевна, увидев дочь танцующей с утра пораньше, журит ее за это. Скачет, как стрекоза по квартире, а отец еле ноги передвигает. Они начинают между собой препираться, судя по всему не в первый раз. Липочка переживает, что все подруги давно замужем, а она одна в девках осталась. Последний жених и тот получил от ворот поворот, когда приходил свататься. Девушка угрожает матери, что сбежит из дома с каким-нибудь гусаром.
Явление третье
Фоминишна оповещает Аграфену Кондратьевну и Липочку, что к ним в гости кто-то пожаловал и предлагает угадать, кто именно. Женщины теряются в догадках, высказывая различные предположения. Загадочным гостем оказалась Устинья Наумовна, местная сваха.
Явление четвертое
Все рады приходу Устиньи Наумовны. Суетятся, пытаясь угодить гостье. Фоминишне велено принести самовар. Намечается чаепитие.
Явление пятое
Женщины интересуются у свахи новостями. Липочка недовольна, что сваха все ходит, а толку нет. Устинья оправдывается, что сложно угодить родителям девушки. Отцу подавай зятя богатого, мать непременно хочет видеть купца в женихах.
Явление шестое
Липочка против мужа купца. Не за тем ей дали хорошее воспитание, чтобы стать женой торгаша. Она дает рекомендации свахе, каким она видит будущего мужа. Оказывается, у Устиньи есть один на примете. Точь в точь такой, как описала Липочка.
Явление седьмое
Устинья расписывает Аграфене Кондратьевне во всех красках своего кандидата на замужество. Мать Липы переживает, что она будет делать с таким благородным зятем. Слишком уж он хорош.
Явление восьмое
В дом к Большовым пожаловал Рисположенский. Пока Самсон Силыч занят, Сысой Псоич пытается развлечь Аграфену разговорами.
Явление девятое
Большов присоединяется к разговору. Рисположенский делится давней историей, к которой он имел прямое отношение, забыв судебное дело в винном погребке. Чудом ему удалось избежать наказания за халатность.
Явление десятое
Большов делится с Рисположенским проблемами. У него большие долги перед кредиторами. Совет от друга заложить дом да лавки. Переписать имущество необходимо на чужого человека. Например, на приказчика.
Явление одиннадцатое
Подхалюзин, как чуял, что разговор велся о нем, пожаловал весьма кстати. Лазарь Елизарыч делится новостями из города, откуда только что приехал. Дела там хуже некуда. В качестве доказательства предъявляет бумагу, в которой черным по белому написано, что многие известные купцы стали банкротами.
Явление двенадцатое
Лазарь чувствует себя должником Большого. Ведь именно он взял его к себе на работу, когда тот был еще мальчишкой. Он согласен выполнить любую просьбу Самсона Силыча. Большов обещает ему долю от сделки.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Явление первое
Тишка жалуется на свое житье – бытье в хозяйском доме. Осточертела ему такая жизнь, когда каждый норовит на него голос повысить и заданий на день побольше дать.
Явление второе
Подхалюзин напугал Тишку, подкравшись незаметно и схватив его за ворот. Между ними завязывается словесная перепалка. Лазарь посылает Тишку за пузырем рябиновки, которую он хочет распить с Большовым.
Явление третье
Пока Тишка гонял за бутылкой, Лазарь предался размышлениям по поводу предложения Большова. Вдруг хозяин обанкротится. Что тогда ему делать? Не мести же мостовую. Может посвататься к Липочке? Кому она нужна без приданого, а ему в самый раз.
Явление четвертое
В гости к Подхалюзину пожаловал Рисположенский, хвастаясь, какой большой гонорар обещал ему Большов.
Явление пятое
Лазарь, подобрав удачный момент в разговоре, обещает Рисположенскому сумму в два раза больше.
Явление шестое
Фоминишна просит Устинью быстрее сосватать Липочку, засиделась она уже в девках.
Явление седьмое
Приказчик просит сваху дать отказ жениху Липы, соврав, что Большов банкрот. Оказанную ему услугу он готов щедро оплатить, а в качестве бонуса презентовать соболью шубку.
Явление восьмое
В доме паника. Фоминишна докладывает, что Самсон Силыч явился подвыпивший. Зовут за Лазарем. Большов в недоумении, почему его не хотят пускать домой.
Явление девятое
Большов интересуется, был ли стряпчий. Фоминишна отчитывается, что у них на ужин, напрочь упустив из виду холодного поросенка.
Явление десятое
Подхалюзин признается Большову, что давно влюблен в Олимпиаду. Большов, подумав и пораскинув, прикидывает, что Подхалюзин неплохая пара для дочери.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Явление первое
Большов углубляется в философские рассуждения о жизни и смерти.
Явление второе
Липочка вся разнаряженная волнуется перед приходом жениха. Мать расплакалась, глядя на дочь. Жаль ей отдавать дитя чужим людям.
Явление третье
Устинья заходит в дом Большовых и с порога заявляет, что жених мнется по поводу свадьбы. Липочка расстроена. Большов обещает дочери найти другого жениха. Тишка сообщает, что пожаловал Сысой Псович вместе с Лазарем.
Липочка собралась было идти переодеваться, но Большов настойчиво просит ее остаться. Должен прийти очередной жених. Все теряются в догадках, о ком идет речь.
Явление четвертое
В дом пожаловал Лазарь. Липочка в шоке от такого жениха. Она категорически против выходить за него замуж. Большов настаивает, чтобы дочь не горячилась и хорошо подумала. Все равно будет так, как он решил. Липочка расстроена. Подхалюзин обещает теще, что лучшего зятя ей не сыскать.
Явление пятое
Липочка и Лазарь остаются наедине. Девушка высказывает все, что думает о нем. Он не образован и дурен собой, ей нужен не такой жених. Лазарь объясняет, что ее не возьмут замуж без приданого. Липа в недоумении, как так. У них и деньги, и лавки, и дом.
Лазарь ставит ее в известность, что Большов банкрот. Все имущество переписано на него. Показывает бумаги. Липа задумывается. Лазарь обещает сделать невесту счастливой, выполняя все ее прихоти. Олимпиада дает согласие на брак.
Явление шестое
Подхалюзин и Липочка сообщают родителям, что они решили пожениться.
Явление седьмое
Все рады этой новости. Отметить помолвку, решено небольшой партией спиртного.
Явление восьмое
Пьют за молодых. Липочка и Лазарь целуются. Большов сообщает, что лавки и дом пойдут вместо приданого. Плюс наличные. Одна просьба к зятю кормить его и старуху, да кредиторам по десять копеек отстегнуть. Подхалюзин обещает тестю, что свои люди – сочтемся!
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Явление первое
Дом Подхалюзина. Липочка одета по последней моде. Лазарь не отстает от жены. В модном сюртуке его не отличить от француза. Они обсуждают планы на выходные.
Явление второе
Появляется Устинья. Олимпиада хвастается обновками. Сваха просит у Лазаря обещанную сумму за услугу. Вместо полутора тысяч женщина получает сто целковых.
Явление третье
В итоге ни шубы, ни денег. Расстроенная сваха за порогом кричит на весь двор, что она «ославит» молодых на всю Москву. Олимпиада видит в окно отца.
Явление четвертое
Родители Липочки приносят плохую весть. Большов банкрот. У него нет денег рассчитаться с кредиторами. Зять и дочь дают понять, что ничем помочь не могут. Расстроенный Большов уходит ни с чем.
Явление пятое
Рисположенский является в дом Лазаря за деньгами, но тоже получает отказ. Лазарь считает, что не должен оплачивать мошенничество. Рисположенский грозится рассказать народу всю правду о Подхалюзине и упечь его в тюрьму. Лазарь уверяет публику, что он честен перед народом и ему можно верить в отличие от тех, кто на него наговаривает.
В чём смысл названия пьесы Островского «Свои люди
Осложнения при беременности
/ / Анализ пьесы Островского «Свои люди — сочтемся!»
Александр Николаевич Островский – один из самых выдающихся русских драматургов. Он получил высшее юридическое образование. Какое-то время писатель работал в Московском коммерческом суде. Жизненный опыт, накопленный при работе, он заложил в основу своего будущего творчества.
Одним из первых произведений, созданных автором, стала пьеса . Первоначально название пьесы носило другое название – «Банкрот». Долгое время пьеса не могла добиться успеха. Так как после опубликования ее в 1850 году, она была запрещена к постановке на сцене театров. Стоит отметить также, что сам Островский оказался под надзором полиции.
Многие современники отнесли пьесу к жанру трагедии, хотя сам Островский назвал свое творение комедией. Первая пьеса демонстрирует зрителю и читателю те черты поэтики, которые присущи всем будущим произведениям драматурга. Здесь идет сосредоточение мысли на проблемах нравственного характера. Именно эта проблема помогает по-новому взглянуть на социальную сторону жизни. Она также ведет к пониманию семейно-бытовой проблематики.
Пьеса сочетает в себе довольно сложную структуру композиции. Она напоминает и очерк, где описывается быт людей, и интригу, которая держит читателя в напряжении на протяжении всего произведения. Экспозиция произведения достаточно замедлена. Такая структура помогает автору передать довольно жесткий нрав семьи купца Большова. Множество сцен помогают читателю понять мир семьи купца, который отражает большинство процессов, происходящих в обществе в то время.
Сюжет произведения вбирает в себя один из самых распространенных сюжетов того времени. Случаи мошенничества в среде купцов волнуют общественность. Герой пьесы – – берет в долг деньги у своих друзей купцов. Однако когда приходит время возвращать долг, купец делать этого не хочет. Герой не знает, что делать в данной ситуации. Он объявляет всем о том, что он стал банкротом. Фамилия героя говорящая – Большов. Из этого следует то, что он имеет большое состояние, которое он передает на счет приказчика Лазаря Подхалюзина. Для того, чтобы укрепить часть сделки, купец отдает приказчику свою дочь. Герой отправляется в тюрьму, по случаю долга.
Он искренне принимает на веру то, что Лазарь сможет внести за него необходимые деньги, которые он передал ему. Однако этого не случается. и дочь купца не вносят никаких денег.В комедии Островского описана война каждого против каждого. Драматург смог раскрыть сложившиеся рамки конфликта отцов и детей. Автор рисует в произведении истинное лицо купечества. В начале пьесы ни один герой не может вызвать у читателя положительных эмоций.
Однако, по сюжету пьесы, старшее поколение вызывает большую симпатию, в отличие от поколения младшего. Большов идет на преступление ради собственной дочери, он уверен, что дочь станет поддерживать его. К сожалению, жизнь преподносит ему жестокие уроки.
Дочь купца — представлена в пьесе в нелепом свете. Можно вспомнить тот эпизод, где она разговаривает со свахой об эмансипации и равноправии. Однако она даже не понимает значения этих слов. Для нее образованность – дань моде.
Драматург в комедии создает столкновение двух поколений, показывая их пошлость. Симпатия читателя все равно оказывается на стороне более старого поколения. Именно Большов верит в родственные узы. Он считает, что родные никогда не стали бы предавать друг друга.
Прозрение героя происходит именно в том момент, когда его дочь отказывается выплачивать его долги. Она начинает упрекать отца в том, что она, прожив 20 лет, не смогла увидеть мир. Теперь она хочет пожить для себя, на деньги отца.
Таким образом, драматург показывает целый мир бездушных людей. Конфликт отцов и детей остро виден на протяжении всей пьесы. Дети оставляют своих отцов. А отцы, в свою очередь, живут обманом.
Сюжетом для этой комедии стал случай мошенничества в мире купцов. У своих знакомых купцов Самсон Силыч Большов занимает очень большую сумму, чтобы увеличить свое состояние. Когда приходит время вернуть долги, делать этого он не хочет.
На тот период в Москве было распространено банкротство. И он решает провернуть такую аферу с помощью своей дочери Липочки, объявив себя банкротом — несостоявшимся должником. Все, что у него было, он переписал на своего приказчика Лазаря. А для того, чтобы тот его не предал, отдал свою единственную дочь за него замуж.
Вскоре его отправили в долговую тюрьму. Лазарь с дочерью должны были внести залог за его освобождение. Большов был твердо уверен, что скоро его единственная семья высвободит его. Но не тут-то было. Молодожены решают, что тратить деньги на освобождение отца бессмысленно и тратят все имущество на свое усмотрение. Именно здесь проявляется двуличие его дочери.
Вначале романа она кажется добродушной и милой девушкой, но вскоре видно, что она достойна своего алчного отца, который даже представить не мог, что с ним так поступят. Девушка упрекает отца в том, что всю жизнь она слушалась его, и даже током мира не видела. Теперь, имея средства, она хочет пожить для себя. А то, что её собственный отец будет сидеть в тюрьме, её не волнует. Такие понятие как «честь и семейное родство» для Липочки пустой звук. Она росла видя только вранье. Ведь главным законом её отца было: «Не обманешь – не продашь».
Поэтому девушка выросла грубой, эгоистичной особой, которая хотела жить, как говорит автор, «по-образованному». Девушка только и думала о том, как удачно выйти замуж за богатого барина и жить горя не видав.Что касается Подхалюзина, то для него нет ничего святого и разрушить семейные узы ему проще простого. Раньше он то и делал, что подчинялся и поддакивал, а теперь у него есть свое состояние. Всю жизнь он только и ждал этого момента, когда наконец-то сможет занять место хозяина. Большов никем ему не приходится, поэтому Лазарь без малейших раздумий оставляет того в яме, даже не попытавшись ему помочь.
Как говориться в пословице, — «Что посеешь, то и пожнешь». Дочь лишь переняла наследие отца, который жил обманом. Дети, смотря на родителей, следуют тем же законам. И они абсолютно равнодушны ко всему, даже к родителям, которые произвели их на этот свет.
Основной сюжет в самодурстве героев. Большов признает моральные законы, но только не для себя. Все эти нормы действуют только в одну строну.
Читая эту пьесу, понимаешь, что никогда не нужно пытаться вынести для себя выгоду путем обмана. Имея детей, стоит подавать им хороший пример, а не учить плохому. Ведь в противном случае, когда они вырастут, и их позовет родитель, они даже не оглянуться.
Сочинение-анализ
За основу комедии легла довольно распространённая ситуация – мошенничество купцов. Самсон Силыч Большов одолжил просто огромную сумму денег, для того, чтобы увеличить свое богатство. Время подошло, чтобы вернуть деньги, однако, он не собирается этого делать.
В это время в Москве было распространенно банкротство. Он захотел провернуть махинацию, где главная роль достается дочке Липочки. Он объявляется себя банкротом и должником. Все, что было у Самсона, он переписал на приказчика Лазаря. Чтобы приказчик не предал Большова, он выдает свою дочь за него замуж.
Самсона отправляют в тюрьму. Лазарь и его дочь должны были заплатить за свободу отца. Мужчина был уверен, что его семья спасет его. Однако, молодые люди решили не тратить деньги на отца, а потратить на себя. В этом эпизоде и проявилось двуличие дочери Самсона.
В начале рассказа девушка с виду очень милая. Однако, становиться ясно, что яблоко от яблони недалеко упало. Девушка винит отца за то, что он держал ее в клетке. Мол, за всю жизнь она даже мира не видела. Она теперь хочет жить в свое удовольствие и девушку не заботит, что родной отец сидит в тюрьме. Она росла в семье, где вранье было привычным делом. Поэтому, Липочка выросла эгоистичной и самовлюбленной.
Подхалозин запросто мог разрушить семейные узы. Раньше он кому-то подчинялся, а сейчас имеет собственное состояние. Всю свою жизнь пень ждал, когда займет место Самсона. Поэтому нет ничего удивительного, что Лазарь не захотел помогать бывшему начальнику.
Дочь ухватила состояние отца и была счастлива. Это не странно и даже не дико, ведь дети, глядя на родителей, становятся такими же. Они становятся безразличны ко всему.
Главный сюжет заключается в эгоистичности и самодурстве героев. Многие из них понимаю, что такое мораль, но не хотят по ней жить. К сожалению, все ищут выгоду только для себя. Общество того времени погрязло во лжи, алчности, цинизме, безразличии ко всему, даже к своим ближним. Конечно же, это категорически неправильно, однако, тогда были другие ценности.
Пьеса Островского « Свои люди» очень полезна и поучительная. Читая ее, мысленно выносишь для себя что-то полезное. В данном случае это то, что никогда не нужно обманывать, чтобы нажиться. Особенно, когда есть дети. Ведь их нужно учить лучшему, чтобы они не повторяли ошибки родителей. Ведь потом сами же родители будут страдать от того, что не доглядели.
Осень всем известна как очень дождливая пора. Не всем приятно после не длительной прогулки приходить домой в промокшей насквозь одежде
- Главная мысль
- Краткое содержание
- Краткое содержание по действиям
- Вывод
Текст для читательского дневника
В пьесе идёт речь о купеческой семье, глава которой так жаден, что хочет скрыть свои богатства. Его капризная дочка выходит за того, на кого он переписывает их имущество. Молодые живут в роскоши, наплевав на родителей. Отца даже должны посадить в долговую яму. Однако обидней ему жестокость «своих» детей.
Главная мысль
Пьеса о жадности и эгоизме. Она учит тому, что воспитывая детей своим плохим примером, то же родители и получают.
Краткое содержание Островский Свои люди сочтемся
Начинается пьеса со скандала между матерью и дочкой. Девушка Липа требует, чтоб ей нашли жениха, ведь ей скучно. Зовут сваху, вот только задание у неё очень сложное: дочке подай жениха благородного, отцу – богатого, маме – обходительного. Стараясь всем угодить, она находит почти идеал, но вот только другой жених «своего» не уступит.
У семьи приказчиком Лазарь Подхалюзин. Он и сам обманывает покупателей, и работников учит. Ему нравится Липа, а ещё больше – красивая жизнь. И приказчик подкупает сваху, чтоб она отменила знакомство с кандидатом в мужья.
Лазарь сам становится женихом, хотя сначала Липа против – слишком уж он прост. Но, пользуясь доверием к нему её отца, играя на его жадности, Подхалюзин убеждает переписать на себя всё их имущество – скрыть богатство. Теперь уж Олимпиада соглашается, боясь нищеты, на «богатого» жениха.
На свадьбе родители просят не обижать их, ведь всё богатство теперь на зяте. Тот бросает фразу, давшую название пьесе. Однако через некоторое время Липа и Лазарь, наслаждаясь роскошью, отказывают родителям в копейке, отец даже в долговую яму должен попасть. Олимпиада смеётся над ними, не боится проклятий, считая, что ей недостаточно досталось от них богатства в юности. Лазарь всё же пробует кредиторов обмануть, надев худший сюртук.
Все герои оказываются жадными обманщиками, но только старшее поколение уже получило «награду» от подобных им детей, а детям, видимо, это только предстоит.
Читать краткое содержание Свои люди сочтемся Островского по действиям
Действие 1
Олимпиада Большова, или как ее ласково называют Липочка, достигла возраста, когда самое время подошло выходить замуж. Эта девушка целыми днями просиживает с книгой, глядя в окно, но мысли ее вовсе не о прочитанном, а о танцах.
Олимпиада предается воспоминаниям о бале, который проходил около полутора лет назад. Сейчас ее печалит тот факт, что она растеряла навыки прекрасного танца. И если бы ей пришлось танцевать сегодня, то вышло бы скверно. Она пытается выполнять разные танцевальные па, но ей это занятие не приносит удовольствия.
В следующем эпизоде Александр Островский показывает читателю еще одну героиню – матушку Липы, которую зовут Аграфена Кондратьевна. Матушка журит Липочку за ранние танцы и за то, что она маковой росинки с утра во рту не держала. В итоге этот разговор перерастает в ссору. Главный укор со стороны доченьки Липочки в том, что маманя до сих пор не подобрала ей подходящую партию.
Далее описана истерика Липочки, а главное, Олимпиада не успокоится до той поры, пока не сосватают ее за доброго молодца. Матушка не может смотреть на слезы дочери и приглашает сваху. Сваху зовут Устинья Наумовна. Она приходит шустро и выпивает с матерью Липы, попутно обсуждая разные события.
Устинья Наумовна сетует, что не представляется возможным подобрать Олимпиаде жениха из-за того, что все они не знают, чего хотят. И, самое главное, мать и отец Липы тоже не могут определиться, какого же молодца надо в мужья их единственной любимой доченьке.
Пока идут толки про жениха, приходит Сысой Псоич Рисположенский. Это мелкий служащий, которого некогда выгнали из суда за злоупотребление алкогольсодержащими напитками. В это же время приходит Большов и вместе с Сысоем Псоичем они обсуждают, как батюшке Липочки улучшить свое финансовое положение.
В итоге Большов принимает решение объявить себя банкротом. Но прежде, все свое имущество он думает оформить на своего приказчика Лазаря Подхалюзина.
Действие 2
Островский Александр Николаевич знакомит читателя с Подхалюзиным, который на этот момент всеми мыслями только об Олимпиаде Большовой. Он ее давно и безнадежно любит. Умом Подхалюзин понимает, что Липа имеет образование и требуется ей хороший женишок, «ровня». У Подхалюзина на этот момент времени есть некоторые сбережения. В итоге Подхалюзин принимает решение идти к Большову и свататься к его дочке.
Подхалюзин находится в хорошем расположении духа и даже отправляет своего слугу за настоечкой на рябине. Примерно в это же время Подхалюзина посещает Рисположенский, который рассказывает о Большове и его щедрой плате за услуги. Подхалюзин понимает, что наступил удобный случай и предлагает вдвое больше, со своей стороны.
После этого разговора появляется сваха Липочки – Устинья, которая ведет разговоры, что трудно найти сейчас невесте благородного жениха. Подхалюзин начинает сваху расспрашивать о том о сём, и в итоге она ему говорит, что выгодную партию для Липочки нашла-таки. Подхалюзин обещает свахе Устиньюшке определенную сумму денег, если она распространит сплетни о том, что купец нищий.
Затем Островский Александр Николаевич описывает эпизод в конторе. Подхалюзин исподволь намекает на женитьбу с Липочкой. Большов не допускает этой мысли. А Липа и Подхалюзин говорят о предстоящей помолвке и говорят о взаимной любви.
Действие 3
Снова Александр Островский переносит действие в дом Липы. Она в этот момент очень нарядна, весела и ждет суженого. Матушка умиляется дочерью. Отец же, наоборот, сдержан и мало эмоционален, как и положено истинному мужчине.
Появляется Устинья – сваха, и говорит о том, что жених медлит, никак сватать идти Липочку не решится. Женщины бурно эмоционируют. Большов принимает решение найти выгодную партию для дочки самостоятельно. Липочка уже собирается уходить к себе в девичью светелку, но отец говорит, что именно в этот момент и появится жених. В этот момент в дом входит Лазарь. Батюшка объявляет женихом Олимпиады Подхалюзина.
Все присутствующие в шоке. Липочка недовольна выбором отца. Она мечтала об образованном женихе. Подхалюзин же для нее – это неподходящая партия. Лазарь же видит, что произошло не совсем то, чего он хотел. Сам Большов непреклонен. Говорит, что своего мужского решения менять не станет. Он велит молодым сесть рядом и перемолвиться словом, а остальных приглашает к столу.
Жена и сваха высказывают Большову недовольство по поводу выбора жениха для Липочки. Он непреклонен в своем решении и менять ничего не будет.
Оставшись наедине с Липой, Лазарь решает выяснить, почему же он попал в ее немилость. Она же ссылается на его необразованность. Он, в свою очередь, признает свою бедность, но при этом подчеркивает, что богатому женишку понадобится богатое приданое невесты и батюшка ее через это может обанкротиться.
После этого разговора Лазарь демонстрирует Олимпиаде официальные бумаги, согласно которым он является хозяином всего «большовского добра». Липа начинает задумываться… Она в итоге решает, что выбор отца даже и «будто ничего».
Далее Липа наблюдает за его речью, понимает, что он не владеет французским. Этот факт ее по какой-то причине угнетает. Лазарь же, стоя на коленях умоляет осчастливить его. Ведь Липочка для него – это вся его жизнь, его счастие… Тогда Олимпиада просит Лазаря увезти ее куда-нибудь подальше из «этого ада».
В итоге молодые играют свадебку. Всем весело и хорошо…. Никто не задумывается о том, а что там, в недалеком будущем?
Действие 4
Островский Александр Николаевич переносит читателя в дом молодых Подхалюзиных. В этом доме все устроено по новому порядку. Лазарь восхищается ужасным произношением на французском свой возлюбленной. Она для него – идеал.
Появляется Устинья. Она приходит к Лазарю Подхалюзину за вознаграждением, но вместо обещанных денег и дорогой шубы, она получает копейки и рванье. Выходя из их дома, сваха кричит, что ославит молодых на всю деревню.
Вдруг Олимпиада в окошко видит отца. Он с маменькой входит в дом молодых и объясняет, что банкрот. Ни дочь, ни зять не хотят помочь родителям…. Из уважаемого человека Большов превратился в посмешище. Его на улицах сопровождают, он не свободен.
Большов взбешен поступком зятя и сожалеет о содеянном. Его тревожит мысль, что он собственными руками, как говорится, выкопал себе яму. Но, как известно, сделанного не вернешь.
Большов снова вынужден просить денег у дочери, а то его в острог посадят и в Сибирь сошлют. Она ему ничего не дает и тогда отец и мать желают молодым и впредь тешить дьявола. В конце своего посещения они проклинают дочку.
Лазарь Подхалюзин растерян после визита тестя и тещи. Он даже хочет ехать хлопотать за долги Большова. Но, в этот момент появляется Рисположенский за долгом. Ему отказано в деньгах, тогда этот человек хочет рассказать всем о документальных и денежных махинациях Лазаря. Лазарь же уверяет почтеннейшую публику, что ему можно верить.
Вывод по рассказу
Пьеса Островского Александра описывает обычную купеческую семью. Отец семейства, Большов, неимоверно скуп и жаден, поэтому хочет скрыть свое хорошее материальное состояние. Он имеет капризную и избалованную дочь по имени Олимпиада. ГОлава семейства настаивает на ее замужестве с Лазарем Подхалюзиным, потому что он стал владельцем его состояния. Молодая семья купается в роскоши, а отец в это время банкрот. Ему очень горько осознать, что собственная единственная дочь жестока и эгоистична.
Островский Александр Николаевич в пьесе «Свои люди — сочтемся» обличает эгоизм и жадность. Классик второй половины 19 века стремится показать читателю, что дети – это зеркало родителей. Поэтому важно обращать внимание, в первую очередь, на себя, когда мы имеем собственных детей. Приходит на ум известная поговорка: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая».
Картинка или рисунок Свои люди сочтемся
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Платонов Еще мама
В своём произведении Ещё мама Андрей Платонов написал о маленьком мальчике — семилетним Артёме, который первый раз пошел в школу. Рассказ начинается с диалогом между маленьким Артёмом и его матерью — Евдокией Алексеевной.
- Краткое содержание Распутин Женский разговор
Откровенный разговор между внучкой и ее бабушкой занимает значительную часть произведения. Главная героиня – непутевая девчонка 16 лет отроду была отправлена к бабушке в глухую деревню, где даже электричество включали по выходным да по праздникам
- Краткое содержание Платонов Котлован
Произведение Котлован было начато Андреем Платоновым в 1929 году, после выхода в свет статьи Сталина, которая называлась Год великого перелома. За тему произведения можно взять рождение социализма в городах и деревнях
- Краткое содержание Платонов В прекрасном и яростном мире
Героем рассказа Андрея Платонова является молодой и талантливый водитель пассажирского паровоза Мальцев. Этот молодой и амбициозный юноша, которому около тридцати лет, уже занимает должность машиниста высшего класса
- Краткое содержание Шукшин Живёт такой парень
Пашка Колокольников, — водитель грузового транспорта, водит машины по Чуйскому тракту. Он открыт миру, приветлив, любит пошутить и всегда помогает людям по мере своих возможностей. Однажды он ехал на фуре со своим напарником Кондратом Степановичем
Комедия «Свои люди — сочтемся» имеет свою четко определенную композицию. В начале комедии мы не видим экспозиции: автор не рассказывает нам краткую предысторию того, о чем будет идти речь в произведении.
Композиция комедии
Непосредственное начало комедии — завязка: читатель видит молодую девушку Липочку, которая безумно желает стать замужней женщиной, и не без протеста соглашается на предложенную своим отцом кандидатуру — приказчика Подхалюзина. В каждой комедии присутствует так называемая движущая сила, зачастую это главный герой, который часто занимает контрапозицию к большинству действующих лиц, либо своим активным участием, способствует острому развитию сюжетной линии.
В пьесе «Свои люди — сочтемся» такой статус имеет купец Большов, который при поддержке своих родных придумал финансовую авантюру и внедрил ее в действие. Наиболее важно частью композиции является кульминация в комедии — та часть произведения, где действующие лица переживают максимальный накал эмоций.
В данной пьесе кульминацией служит эпизод, в котором Липочка открыто занимает сторону своего мужа и говорит отцу о том, что они не заплатят за его кредиты ни копейки. За кульминацией следует развязка — логический исход событий. В развязке авторы подводят итоги всей комедии, разоблачают всю ее суть.
Развязкой «Свои люди — сочтемся» является попытка Подхалюзина поторговаться с кредиторами отца своей жены. Некоторые литераторы для достижения максимального драматического момента своевольно вводят в комедию немую финальную сцену, которая окончательно замыкает действие.
Но Александр Островский использует другой прием — Подхалюзин остается верным своим принципам о последнего, обещая вместо скидки кредитора, не обсчитывать его в будущем собственном магазине.
Сценическая судьба пьесы
Всем известно, что пьесы в отличие от других жанров литературы трансформируются в другой, не менее важный вид искусства — театр. Однако не все пьесы имеют сценическую судьбу. Существует множество факторов, которые способствуют или препятствуют постановкам пьес на подмостках театров. Главным критерием, определяющим жизнеспособность пьесы в будущем, является ее актуальность тем, освещаемых автором.
Пьеса «Свои люди — сочтемся» была создана в 1849 году. Однако долгие одиннадцать лет царская цензура не давала разрешения на ее постановку в театре. Впервые «Свои люди — сочтемся» была поставлена актерами Воронежского театра в 1860 году. В 1961 году государственная цензура внесла свои изменения в пьесу и разрешила ее постановку в театрах империи в отредактированном варианте.
Такая редакция сохранилась до конца 1881 года. Следует отметить, что когда знаменитый режиссер А. Ф. Федотов в 1872 году позволил себе дерзость и поставил пьесу в первоначальной форме в своем Народном театре, этот театр уже через несколько дней был навсегда закрыт по указу императора.
В 1846-1849 гг. Островский напряженно работает над созданием большой комедии, название которой менялось в ходе творческого процесса: «Несостоятельный должник» — «Банкрот» — «Свои люди — сочтемся!». Но толчком к интенсивной работе в драматическом роде был успех первого опыта — «Картины семейного счастья», прочитанной 14 февраля 1847 г. перед очень компетентными ценителями на квартире профессора Шевырева.
Если первый драматический опыт Островского принес ему признание, то комедия «Свои люди — сочтемся!» поставила его в ряд лучших русских драматургов. 17 марта 1850 г., сразу после выхода комедии в свет (она была опубликована в мартовской книжке журнала «Москвитянин») Герцен писал из Парижа Георгу Гервегу о письме Грановского из России: «Он пишет, что появилась новая комедия, написанная молодым человеком, неким Островским. .. его комедия — крик гнева и ненависти против русских нравов: он отзывается об этом произведении как о дьявольской удаче; пьеса была запрещена, название ее «Свои люди — сочтемся!».
Действительно, пьеса Островского была напечатана с большим трудом, а о сценическом ее воплощении не могло быть и речи. Пьеса удостоилась высочайшего осуждения: «…напрасно напечатано, играть же запретить…» Естественно, что переиздание комедии стало возможным только после смерти Николая I, в 1859 г., да и то со значительными изменениями и новой благополучной развязкой, в которой «порок» был наказан. В этом смягченном виде пьеса в 60-е годы появилась на сцене (раньше всего — 18 апреля 1860 года — в Воронежском кадетском корпусе). В 1861 г. ее поставили Александринский театр в Петербурге и Малый — в Москве, и лишь с 1881 г. было разрешено представление комедии Островского по тексту первой редакции.
Естественно, что главной причиной такого нелегкого пути к читателю и зрителю была острота содержания и нравственная бескомпромиссность молодого автора. По справедливому замечанию В. Я. Лакшина, автора монографии об Островском, ключевое слово для понимания комедии — обман: «Обман в «Банкроте» выступает как потайная пружина всей жизни».
Богатый московский купец Самсон Силыч Большов, стремясь стать еще богаче, решает объявить себя несостоятельным должником, имитировать банкротство. Чтобы ложный («злостный») характер банкротства не был установлен, он переписывает свое состояние — дом и лавки на имя главного приказчика — Лазаря Елизарыча Подхалюзина, которого, по его собственным словам, «поил, кормил вместо отца родного, в люди вывел». Подхалюзин, однако, не так прост, каким он представляется своему благодетелю. По крайней мере, он хорошо знает две особенности Большова — человека опытного, тертого и житейски очень неглупого, которые делают его чрезвычайно уязвимым. Во-первых, Самсон Силыч падок на лесть, и Подхалюзин не устает льстить ему. Во-вторых, (и это главное) Большов как истинный самодур не любит менять свои решения и признавать ошибки.
Дочь Большова, Олимпиада Самсоновна, Липочка — девица на выданье, до того сосредоточена на мыслях о женихе, что у нее, по ее собственному выражению, «рябит меланхолия в глазах», но жених ей нужен благородный, желательно военный, а не купец: «Затем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортопьянах, и танцевать!». Однако Самсон Силыч, растроганный льстивыми речами Подхалюзина, решает быть благодетелем до конца и отдает Липочку за своего приказчика. Что же до желаний самой Липочки, то они мало волнуют Большова: «Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Впрочем, и Липочка быстро меняет гнев на милость, получив у Подхалюзина обещание полной независимости от родителей и возможность покупать самые дорогие наряды. Дом и лавки, переписанные на имя приказчика, Большов отдает вместо приданого, советуя при этом не спешить при расчетах с кредиторами, добиваясь наибольшей выгоды.
Очень скоро, однако, Большову придется пожинать плоды самодурства. Когда дело доходит до «ямы» — долговой тюрьмы, Подхалюзин не спешит выручить своего тестя, следуя его же советам — поторговаться с кредиторами. Ни малейшего признака жалости к отцу не испытывает Липочка, наслаждающаяся положением замужней женщины. Финал пьесы выразительно подтверждает иронический смысл ее названия «Свои люди — сочтемся!» Нравственная грубость, неразвитость, примитивизм, своекорыстие — такова изнанка патриархального купеческого быта в изображении молодого драматурга. Первая комедия была свидетельством духовной зрелости писателя.
Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. — Воронеж: Родная речь, 2003
Семейное дело — Чикагский читатель
СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО
Соломенный театр
Жажда политиков диктовать артистам намного старше Джесси Хелмса. Нынешний кризис, охвативший NEA, может показаться типично американским — какая еще развитая страна тратит на военные оркестры больше, чем на будущее своего исполнительского искусства? — но цензура — это порок, столь же распространенный, как и страх.
Русская комедия 1849 года «Семейное дело», первая полнометражная пьеса, написанная Александром Островским, первым профессиональным драматургом России, представляет собой случай литературного преследования высшей категории. Его 25-летний автор задумал «Семейное дело» — первоначально называвшееся «Банкрот» («Банкрот») — реалистичной сатирой на жадность торговцев, которые, как позже сказал Уайльд, «знают цену всему и ничего не знают». Пьеса, запрещенная к показу сразу после публикации, была названа царем Николаем I «непристойной» и «оскорбительной», клеветой на русский суд и купечество, содержащей «злодейские» персонажи и «сквернословие». (Сравните эти эпитеты с текущими рекомендациями NEA по непристойности, и вы отчаетесь, что человечество когда-либо эволюционирует.)
Что еще хуже, хотя «Семейное дело» является прекрасным примером надежной комедийной формулы перехитрившей лисы, Островский имел безрассудство изобразить преступление против собственности, не предусмотрев надлежащего наказания.
После потери должности судебного клерка и пяти лет полицейского надзора Островский, наконец, соорудил «моральную» концовку, и в 1861 году пьеса была разрешена к постановке под названием «Свои люди — сочтемся» («Дело семейное — уладим»). это сами). Первоначальную версию не видели до 1881 года. Всего Островский написал 80 пьес, оказавших влияние на Гоголя, Горького и Чехова (среди них «Бедность не преступление», «Шальные деньги», «Буря» и «Не катайся на санях, которые это не твое) и создали гильдии для защиты актеров и драматургов.
Островский использовал то, что знал, чтобы доказать, что собственность есть кража. Работая клерком в Арбитражном суде, а потом в Хозяйственном трибунале, он научился ненавидеть предпринимателей, которых безжалостно клеймил в печати, за их легкую аморальность, презрение к покупателям и неприятие любых норм, кроме всемогущего рубля.
Все это делает Островского пророческим летописцем Америки 80-х. Циничный, как завтрашние заголовки, «Семейное дело» безжалостно разоблачает тот же самый менталитет легких денег, который сегодня подпитывает бросовые облигации, выкупы с использованием заемных средств, инсайдерскую торговлю, враждебные поглощения, мошенничество с залогом и ссудой и злоупотребления главой 11.
В самом деле, фальшивое банкротство лежит в основе заговора, который доводит хищничество до логического конца. Грубый самодельный бизнесмен типа Ивана Боски или Франка Лоренцо, Самсон Большов построил бизнес на таких маневрах, как продажа варежек без подкладки, — так, по словам другого персонажа, он «сполз в средний класс».
Словно Островский наказывает за честолюбивый обман Большова, он дает купцу именно ту семью, которую он заслуживает, ужасный клан прямо из «Лисят» — Липочку, снобистскую, язвительную, золотоискательную дочь, и Аграфену, ханжу Большова, жена истеричка. Члены этой семейной змеиной ямы с ядовитым восторгом неоднократно обмениваются оскорблениями об облупившейся краске. (Острая адаптация британского драматурга Ника Дира, автора книги «Искусство успеха», настолько едкая идиоматична, насколько Островский мог бы пожелать.)
При попустительстве своего продажного юриста/доверенного лица Сысова Большов придумывает схему отказа от долгов, чтобы обмануть своих кредиторов; он объявляет о несостоятельности и передает свои активы Лазарю, своему подобострастному и якобы заслуживающему доверия помощнику.
Какой бы предсказуемой ни была месть тружеников, последующая за этим восхитительно приятна и для любой торговой палаты глубоко разрушительна. Подхалим Лазарь, похоже, презирает хозяина, который, к в конечном счете сожалению Большова, научил его всему, что он знает. Но у Лазаря есть одно слабое место — дочь Большова, — и он использует свои новые активы, чтобы ухаживать за Липочкой, теперь лишенной приданого, которая в любом случае стремится бежать из своего отвратительного дома. Зловещий лакей и эгоистичный альпинист полностью заслуживают друг друга.
Поскольку нет «хороших» персонажей, которые могли бы противостоять остальным, единственная интрига состоит в том, когда и как Большов получит свои заслуги от созданного им монстра махинаций. Конечно, Большов ничему не учится на предательстве, поскольку Лазарь только играет в собственную игру Большова на полную катушку.
Островский окружает беспощадных мещан Большова прекрасными шаблонными персонажами, бесстыдно оправдывающими совершаемые ими грабежи, — сварливой свахой, тунеядцем-писарем, нахальным слугой и скрягой лакеем; лицемерно они обращаются к публике и умоляют о смягчении наказания. Или они обвиняют нас в том, что мы не лучше?
В любом случае это чистая кошачья мята для хитрых актеров, а постановка Чарльза Харпера для Strawdog Theater изобилует такими же острыми карикатурами, как и у Домье. Возглавляет список карикатур мерзкий, как он хочет быть, Большов с резиновым лицом Джорджа Лагга, коммерческий головорез с убийственно невозмутимым выражением лица и рычащим кислым фырком. Лагг не дает пощады своему персонажу, и его подлая машина кажется мне прогорклой.
Лоуренс Новикофф играет заклятого врага Большова, коварного Лазаря, с самоуничижением в духе Uriah Heep, столь же пугающим, сколь и комичным. Похожая на дрезденскую фарфоровую пастушку с кнутом, Мария Насер с дерзким усердием изображает любовницу Лазаря, Липочку; Адель Роббинс такая же неприятная, как и мать Липочки.
Аккуратно садистские второстепенные персонажи — Пэт Галлахер в роли свахи, Пол Энгельхардт в роли страдающего алкоголизмом клерка и Мэгги Спир в роли домработницы с тыквенным лицом.
Единственное, что удерживает эту постановку от достижения по-настоящему взрывоопасных комических высот, особенно в первом акте, — это ее иногда медленный и отрывистый темп. С таким очевидным сюжетом и столь же откровенными персонажами, как у Островского, последнее, чего вы хотите, — это позволить зрителям опередить историю. Более того, ограбление в замедленной съемке выглядит скорее гротескно, чем смешно. Но я настолько уверен, что этот недостаток будет недолгим, что приберег свои оговорки на конец — я не хотел обсчитывать это в основном изумительное произведение.
Это семейное дело… (мы уладим его сами)
Дата: Написал: Джули Бейнбридж Опубликовано в: Обзоры, Исполнительское искусство
Джулия Бейнбридж посетила Театр Шермана, чтобы увидеть обновленную версию Александра Островского Это семейное дело… (Мы сами уладим).
Фото: Farrows CreativeМожно простительно волноваться, узнав, что производительность 1849пьеса малоизвестного русского драматурга продлится более двух часов. К счастью, вся тревога рассеялась, как только началась пьеса Александра Островского « Дело семейное… (Сами уладим) ». За этим последовала головокружительная поездка на американских горках к антракту, который наступил неожиданно быстро и заставил зрителей с нетерпением ждать второй части.
Дебютная пьеса Островского, запрещенная на десять лет, была допущена к постановке только после того, как в 1861 году была добавлена подходящая «моральная» концовка. Превосходная экранизация Саймона Кроутера переносит эту сатиру на жадное купечество России середины девятнадцатого века и показывает, что жизнь почти не изменился за прошедшие сто пятьдесят лет. Эгоцентричная, предающаяся удовольствиям жизнь Липочки в России 1850-х годов идеально отражает жизнь молодежи в современных реалити-шоу, таких как Сделано в Челси .
Когда самодельный купец Большов вынашивает коварный план объявить себя банкротом, его коварный клерк Лазарь пользуется возможностью, чтобы похитить бизнес, дом и похотливую дочь Большова. Смесь монологов и обращений к зрителям вкупе с живым сюжетом делает спектакль шумным, словно залихватский фарс Брайана Рикса. Есть над чем посмеяться. Кроутер оживляет пьесу с помощью сдержанных шуток, таких как торговец водкой Смирнов, который никогда не будет иметь большого значения. Он ловко обращается с нецензурной лексикой; это никогда не бывает беспричинным, но достаточно, чтобы создать ощущение напыщенной вульгарности.
Поначалу широкий валлийский акцент актеров кажется неуместным в пьесе, где читают русские газеты и заключают сделки на копейки. Но, в конце концов, это не имеет значения; акценты и плохие парики добавляют юмора и зрелищности представлению. Рэйчел Редфорд в роли избалованной, карьеристки Липочки убедительно играет дочь, решившую найти мужчину. То, как она манипулирует и спорит со своей матерью, по иронии судьбы современно. Ри Ричардс в роли ее жующей жвачку матери, Аграфена и Сиан Ривз в роли свахи Устиньи энергичны и безупречны в своих выступлениях и поддерживают игру в боулинге. Им помогают адвокат-алкоголик Рисположенский (Гай Льюис) и незадачливый слуга Тишка (Гарет Темпест). Ли Менго в роли Лазара скрывает свои интриги за париком, бородой и очками, которые делают его похожим на Гарри Поттера. К счастью, это рассеивается, как только он получает свое состояние и раскрывается весь масштаб его наемнического плана.
Режиссер Ройзен МакБринн проделал отличную работу, представив эту малоизвестную пьесу на сцене Шермана в рамках программы празднования сорокалетия театра. Темп никогда не падает от начала до конца, и у зрителей мало возможностей отвлечься. Простой, но роскошный набор из позолоты олицетворяет неудачную попытку семьи возвыситься до аристократии. В этой пьесе нет счастливых концов. Жадность порождает еще большую жадность; родители бессердечно сосланы в тюрьму; долги никогда не выплачиваются.