Краткое содержание апулей метаморфозы: «Метаморфозы» Апулея за 8 минут. Краткое содержание романа

«Метаморфозы» Апулея за 8 минут. Краткое содержание романа

Герой романа Луций (случайно ли совпадение с именем автора?!) путешествует по Фессалии. В пути он слышит увлекательные и страшные истории о колдовских чарах, превращениях и прочих ведьмовских проделках. Луций прибывает в фессалийский город Гипату и останав­ливается в доме некоего Милона, который «набит деньгами, страшный богатей, но скуп донельзя и всем известен как человек преподлый и прегрязный». Во всем античном мире Фессалия славилась как родина магического искусства, и вскоре Луций убеждается в этом на собственном печальном опыте.

Реклама:

В доме Милона у него завязывается роман со служанкой Фотидой, которая открывает любовнику тайну своей хозяйки. Оказывается, Памфила (так зовут жену Милона) с помощью чудесной мази может превращаться, предположим, в сову. Луций страстно хочет испытать это, и Фотида в конце концов поддается на его просьбы: оказывает содействие в столь рискованном деле. Но, проникнув тайно в комнату хозяйки, она перепутала ящички, и в итоге Луций превращается не в птицу, а в осла.

В этом облике и пребывает он до самого конца романа, зная лишь, что для обратного превращения ему надо отведать лепестков роз. Но различные препятствия встают на его пути всякий раз, как он видит очередной розовый куст.

Новоявленный осел становится собственностью шайки разбойников (они ограбили дом Милона), которые используют его, естественно, как вьючное животное: «Я был скорее мертв, чем жив, от тяжести такой поклажи, от крутизны высокой горы и продолжи­тельности пути».

Не раз находящийся на краю гибели, измученный, избитый и полуголодный, Луций невольно участвует в набегах и живет в горах, в притоне разбойников. Там ежедневно и еженощно выслушивает он и запоминает (превратившись в осла, герой, к счастью, не утратил понимания человеческой речи) все новые и новые страшные истории о разбойничьих приключениях. Ну, например, — рассказ о могучем разбойнике, облачившемся в медвежью шкуру и в этом облике проникшем в дом, избранный его сотоварищами для ограбления.

Реклама:

Самая известная из вставных новелл романа — «Амур и Психея» — дивная сказка о младшей и прекраснейшей из трех сестер: она стала возлюбленной Амура (Купидона, Эрота) — коварного стреловержца.

Да, Психея была столь прекрасна и обворожительна, что бог любви сам полюбил ее. Перенесенная ласковым Зефиром в сказочный дворец, Психея каждую ночь принимала Эрота в свои объятия, лаская божественного возлюбленного и чувствуя, что любима им. Но при этом прекрасный Амур оставался невидимым — главное условие их любовных встреч…

Психея уговаривает Эрота разрешить ей повидаться с сестрами. И, как всегда бывает в подобных сказках, завистливые родственницы подбивают ее ослушаться мужа и попытаться его увидеть. И вот во время очередного свидания Психея, давно снедаемая любопытством, зажигает светильник и, счастливая, радостно разглядывает прекрасногo супруга, спящего рядом с ней.

Но тут с фитиля лампы брызнуло горячее масло: «Почувствовав ожог, бог вскочил и, увидев запятнанной и нарушенной клятву, быстро освободился от объятий и поцелуев несчастнейшей своей супруги и, не произнеся ни слова, поднялся в воздух».

Реклама:

Богиня любви и красоты Венера, чувствуя в Психее соперницу, всячески преследует избранницу своего стрелоносного и капризного сына. И с чисто женской страстностью восклицает: «Так он на самом деле любит Психею, соперницу мою по самозваной красоте, похитительницу моего имени?!» А затем просит двух небожительниц — Юнону и Цереру — «найти сбежавшую летунью Психею», выдавая ее за свою рабыню.

Меж тем Психея, «переходя с места на место, днем и ночью с беспокойством ищет своего мужа, и все сильнее желает если не ласками супруги, то хоть рабскими мольбами смягчить его гнев». На тернистом пути своем она попадает в отдаленный храм Цереры и трудолюбивой покорностью завоевывает ее благосклонность. И все ж богиня плодородия отказывается предоставить ей убежище, ибо связана с Венерой «узами старинной дружбы».

Так же отказывается приютить ее и Юнона, говорящая: «Законы, запрещающие покрови­тель­ствовать чужим беглым рабам без согласия их хозяев, от этого меня удерживают». И хорошо хоть, что богини не выдали Психею разгневанной Венере.

Реклама:

А та между тем просит Меркурия объявить, так сказать, вселенский розыск Психеи, огласив всем людям и божествам ее приметы. Но Психея в это время и сама уже подходит к чертогам своей неукротимой и прекрасной свекрови, решив сдаться ей добровольно и робко надеясь на милосердие и понимание.

Но надежды ее напрасны. Венера жестоко насмехается над несчастной невесткой и даже избивает ее. Богиню, кроме всего, бесит уже сама мысль о перспективе стать бабушкой: она собирается помешать Психее родить дитя, зачатое от Амура: «Брак ваш был неравен, к тому же, заключенный в загородном поместье, без свидетелей, без согласия отца, он не может считаться действи­тельным, так что родится от него незаконное дитя, если я вообще позволю тебе доносить его».

Затем Венера дает Психее три невыполнимых задания (ставшие затем «вечными сюжетами» мирового фольклора). Первое из них — разобрать несметную кучу ржи, пшеницы, мака, ячменя, проса, гороха, чечевицы и бобов — Психее помогают выполнить муравьи. Так же, с помощью добрых сил природы и местных божеств, справляется она и с остальными повинностями.

Реклама:

Но и Амур тем временем страдал в разлуке с любимой, которую уже простил. Он обращается к своему отцу Юпитеру с просьбой разрешить этот «неравный брак». Главный Олимпиец созвал всех богов и богинь, велел Меркурию немедленно доставить Психею на небо и, протянув ей чашу с амброзией, сказал: «Прими, Психея, стань бессмертной. Пусть никогда Купидон не отлучается из объятий твоих и да будет этот союз на веки веков!»

И была сыграна на небе свадьба, на которой весело плясали все боги и богини, и даже Венера, уже к тому времени подобревшая. «Так надлежащим образом передана была во власть Купидона Психея, и, когда пришел срок, родилась у них дочка, которую зовем мы Наслаждением».

Впрочем, Зевса можно понять: во-первых, он был не совсем бескорыстен, ибо за согласие на этот брак попросил Амура подыскать ему на Земле очередную красавицу для любовных утех. А во-вторых, как мужчина, не лишенный вкуса, он понимал чувства сына…

Этот трогательно-трагический рассказ Луций услышал от пьяной старухи, которая вела хозяйство в пещере разбойников. Благодаря сохранившейся способности понимать людскую речь, превращенный в осла герой узнал множество и других удивительных историй, ибо почти непрерывно находился в пути, на коем попадалось ему немало искусных рассказчиков.

Реклама:

После множества злоключений, постоянно меняя хозяев (преимуще­ственно — злых и лишь изредка — добрых), Луций-осел в конце концов спасается бегством и оказывается однажды на уединенном Эгейском побережье. И тут, наблюдая рождение Луны, восходящей из моря, он вдохновенно обращается к богине Селене, носящей множество имен у разных народов: «Владычица небес! Совлеки с меня образ дикого четвероногого, верни меня взорам моих близких […] Если же гонит меня с неумолимой жестокостью какое-нибудь божество, пусть мне хоть смерть дана будет, если жить не дано!» И царственная Исида (египетское имя Селены-Луны) является Луцию и указывает путь к спасению. Не случайно именно эта богиня в античном мире всегда связывалась со всеми таинственными действами и магическими превращениями, ритуалами и мистериями, содержание коих было известно лишь посвященным. Во время священного шествия жрец, заранее предупре­жденный богиней, дает несчастному возможность наконец вкусить розовых лепестков, и на глазах восхищенно-экзальти­рованной толпы Луций вновь обретает человеческий облик.

Приключенческий роман завершается главой, посвященной религиозным таинствам. И происходит это вполне органично и естественно (ведь речь все время идет о превращениях — в том числе и духовных!).

Пройдя через серию священных обрядов, познав десятки таинственных посвящений и в конце концов возвратившись домой, Луций вернулся и к судебной деятельности адвоката. Но в более высоком звании, чем был ранее, и с добавлением священных обязанностей и должностей.

Пересказал Ю. В. Шанин. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Краткое содержание Метаморфозы или Золотой осел Апулей за 2 минуты пересказ сюжета

Краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Апулей — Метаморфозы или Золотой осел

Главным героем данной повести, является Люций. Его постигла страшная неудача — он превратился в осла! Второе название данного произведения — «Метаморфозы». Так, как в нем описывается превращение человека в животное, причем достаточно глупое и не  чистоплотное. Эти события происходили в древней античности, во времена магии и волшебства. Многие народы пересказывали эту повесть на свой лад, но суть сюжета оставалась примерно такой же.

Люций занимался торговлей и неплохо преуспевал в этом деле. Он путешествовал по разным городам, встречал необыкновенных людей и осмотрел много достопримечательностей. Однажды, ему по несчастью пришлось побывать в городе Гипата. Сделав свои дела, Люций напросился на ночлег к старцу Милону. Его суженная была настоящей волшебницей и рассказала Люцию об этом. Люций загорелся идей того, что можно превратится в другое существо и решил попробовать сделать это. Он попросил служанку принести ему мазь которая превратит его в прекрасную птичку, но по ошибке, она принесла Люцию мазь которая превратила его в осла.

Далее Люция ждут только беды. Ему придется вдоволь насмотреться на человеческие пороки грехи. Его будут бить, грабить, угонять продавать и покупать. Только один человек разглядит в нем человеческие повадки. Это человек хотел, чтоб Люций выступал в театре, как дрессированный осел, но он и тут смог сбежать. Далее Люцию снится сон, где он ест венок из роз, который находится в руках жреца. Так он и сделал в жизни и обрел свое человеческое тело. Далее Дела Люция пошли в гору, он добился большого успеха в жизни.

Главная суть рассказа в том, что не стоит поддаваться инстинктам, как животное и всегда оставаться человеком.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Апулей — Метаморфозы или Золотой осел. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гоцци Турандот

    Астраханскому царю вместе с семьей пришлось сбежать со своего королевства. На их земли ворвался жестокий султан Хорезма и велел казнить царскую семью. Царь Артур, его жена Эльмаза и их сын Калаф

  • Краткое содержание Флаг Катаева

    Произведение повествует об одном эпизоде, произошедшем во время Великой Отечественной войны, основанном на реальном событии.

  • Краткое содержание Алексин Домашний совет

    «Домашний совет» — рассказ о семье Томилкиных, которая состоит из двух братьев-близнецов, Сани и Владика, и их родителей. Родители были учёными-физиками и работали в одном и том же институте.

  • Краткое содержание Ирвинг Жених-призрак

    В давние времена жил в Германии барон. Он был потомком великих Каценеленбогенов. Весь его род был очень воинственным. Сам барон также был тщеславным человеком.

  • Краткое содержание Родные берёзы Астафьева

    В начале произведения рассказчик пытается передать читателю чувство неудовлетворенности от того, что согласился посетить санаторий, располагающийся на берегу моря. По прибытии ему стало понятно

Резюме Метаморфозы — Сюжет Метаморфозы

Бедный Грегор Замза. Этот парень просыпается однажды утром и обнаруживает, что стал «чудовищным паразитом» (1.1).

Пытаясь примириться со своим новым телом, он понимает, что (удушье!) опаздывает на работу коммивояжера. Сначала его мать, затем отец и сестра стучат в дверь его спальни, пытаясь поднять его с постели. Его начальник, офис-менеджер, приходит узнать о его отсутствии. Когда его родители умоляют офис-менеджера за дверью его спальни, а его сестра рыдает в другой комнате — они расстроены, потому что думают, что он болен или уклоняется от своих обязанностей, — Грегору удается подползти к двери своей спальни, открыть ее и показать всем. его шокирующая новая багги-форма.

Его мать теряет сознание, а офис-менеджер в ужасе выбегает из квартиры. Его отец хватает газету и трость офис-менеджера и преследует Грегора по гостиной. Грегору, наконец, удается доползти до двери своей спальни… но он застревает. Отец решительно вталкивает его в комнату и закрывает за собой дверь.

Озадаченные и напуганные новым телом Грегора, Грегор и его семья в последующие недели и месяцы привыкают к рутине. Пока Грегор знакомится со способностями своего нового тела и его новым вкусом к гнилой еде, Грета, его сестра, становится его главной нянькой, кормит его два раза в день и убирает его комнату.

Однажды Грета обнаруживает, что Грегор любит ползать по комнате, в том числе по стенам и потолку. Грета и мать выносят мебель из комнаты Грегора, чтобы дать ему больше места для прогулок. В то время как до этого момента Грегор прячется всякий раз, когда кто-нибудь входит в комнату, он садится поверх картины на стене, пытаясь выразить свое желание, чтобы мебель оставалась в его комнате.

Когда женщины возвращаются в комнату, мать видит Грегора и теряет сознание. Грета бежит в гостиную за духами для матери, и Грегор следует за ней. Когда Грета поворачивается, Грегор пугает ее и убегает обратно в комнату Грегора. Взволнованный, Грегор мечется по гостиной, пока в изнеможении не плюхается на стол посреди гостиной.

Через некоторое время отец возвращается домой. Грета объясняет, что произошло. Отец в ярости гоняется за Грегором по гостиной и бросает в него яблоки. Одно яблоко вонзается Грегору в спину, парализуя его. Внезапно мать выбегает из комнаты и умоляет отца пощадить Грегора.

Грегору требуется месяц, чтобы залечить рану. Дверь в комнату Грегора оставляют открытой ранними вечерами, чтобы он мог наблюдать за ночной рутиной семьи. Пока отец дремлет в своей форме банковского посыльного в кресле, мать шьет белье, а Грета изучает стенографию и французский язык. Семья нанимает новую уборщицу, старую вдову, которая регулярно болтает с Грегором, к большому разочарованию Грегора. Семья также принимает трех пансионеров, чтобы сводить концы с концами.

Однажды ночью жильцы приглашают Грету сыграть для них на скрипке в главной комнате. Грегор очарован игрой Греты и выползает на середину зала, на виду у всех зрителей. Сначала удивленные, а затем испуганные жильцы заявляют, что намерены выехать на следующий день, не заплатив арендной платы. После отступления постояльцев семья совещается. Грета настаивает на том, чтобы избавиться от Грегора любой ценой. Грегор, который в этот момент все еще лежит посреди комнаты, возвращается в свою комнату. Голодный, измученный и подавленный, Грегор умирает на следующее утро.

Несколько часов спустя уборщица обнаруживает труп Грегора и сообщает семье о его смерти. Выгнав жильцов, семья решает взять выходной и выехать на троллейбусе за город.

Превращение, часть 2. Сводка и анализ

Сводка

Грегор просыпается вечером. Он видит, что кто-то поставил в комнату миску с молоком и хлебом. Хотя молоко было его любимым напитком, теперь он не выносит его вкуса. Затем он прислушивается к своей семье, но в квартире совершенно тихо. Он вспоминает, как гордился заботой о своей семье, и задается вопросом, что с ними теперь будет. Кто-то приоткрывает дверь, но тут же ее закрывает, и Грегор наконец видит, как в другой комнате гаснет свет. Он заползает под маленький диван и засыпает прерывистым сном, клянясь, что сделает все возможное, чтобы его новое состояние было как можно меньшим бременем для его семьи.

Утром Грета открывает дверь, но закрывает ее, когда видит Грегора под диваном. Она снова открывает его и входит в комнату. Заметив, что Грегор не ел, она приносит различные кухонные объедки и оставляет Грегора есть одного. Он любит самую заплесневелую пищу, но не интересуется свежими овощами. Грета возвращается через некоторое время и подметает объедки, а Грегор наблюдает за ней из-под дивана. Таким образом, начинается схема, когда Грета кормит и убирает за Грегором и сообщает матери и отцу, сколько Грегор съел.

Грегор проводит большую часть своего времени, слушая семью через дверь. Он узнает, что деньги, которые он регулярно давал своим родителям, не были потрачены все, и он гордится своим вкладом в их благополучие. Однако, чтобы не тратить эти сбережения, членам семьи необходимо будет найти работу. Грегор смущается, когда слышит, как они обсуждают эту тему, поскольку отец потерял форму и стал неуклюжим, а у матери астма, так что ни один из них не кажется очень способным к работе. Грегор также размышляет о своих отношениях с семьей, вспоминая, как он и его родители отдалились друг от друга, но что он и Грета остались настолько близкими, что он планировал отправить ее в музыкальную школу учиться игре на скрипке.

Грегор медленно приспосабливается к новой жизни. Ему начинает нравиться суетиться по своей комнате и забираться на стул, чтобы посмотреть в окно. Хотя Грета продолжает ухаживать за Грегором, он замечает, что она не выносит его вида, и прячется за простыней, накинутой на диван, когда она входит в комнату. Родители избегают заходить, хотя, кажется, им интересно его состояние. Мать особенно хочет его увидеть, но Грета и отец убеждают ее не делать этого.

Грета видит, что Грегору нравится карабкаться по стенам и потолку, поэтому она решает убрать из комнаты мебель, чтобы освободить ему больше места. Пока отца нет, Грета и мать начинают выносить мебель. Грегор, как обычно, прячется, но начинает беспокоиться, когда слышит, как его мать беспокоится о том, что она и Грета могут оказать ему медвежью услугу, лишив комнату его вещей. Однако Грета считает себя экспертом по Грегору и отвергает возражения матери. Пока Грета и мать разговаривают в гостиной, Грегор, в панике от мысли потерять все остатки своей человеческой жизни, лезет на стену и накрывает фотографию женщины в мехах, чтобы ее не унесли.

Мать замечает Грегора на стене, впадает в панику и теряет сознание. Грета кричит Грегору, когда он отпускает картину и убегает в гостиную. Грета выбегает, хватает лекарство и возвращается в комнату Грегора, закрывая за собой дверь. Отец возвращается, и Грета сообщает ему, что Грегор вспыхнул. Он неправильно понимает Грету и думает, что Грегор напал на мать, поэтому начинает преследовать Грегора по комнате. Грегор замечает, что его отец стал другим человеком с тех пор, как устроился на работу банковским служащим — он стоит прямее и выглядит чище и здоровее. Отец бросает фрукты в Грегора и в конце концов бьет его яблоком, которое застревает в спине Грегора. Мать вырывается из спальни, и Грегор бросается к двери, услышав, как мать умоляет отца остановиться.

Анализ

Вопрос о том, сколько человечности осталось от Грегора, доминирует во второй части истории. По мере того, как члены семьи Замза приспосабливаются к новой ситуации с Грегором, каждый из них, кажется, развивает свое восприятие того, сколько в нем осталось человеческого. В начале раздела, например, Грета оставляет молоко Грегору, по-видимому, предполагая, что его предпочтение молока, когда он был человеком, сохраняется и теперь, когда он стал жуком. Предположение предполагает, что Грета считает, по крайней мере, изначально, что какая-то часть Грегора остается прежней. Но когда она осознает, что вкусы Грегора в еде изменились и что теперь он любит ползать по стенам своей комнаты, Грета постепенно начинает воспринимать Грегора как насекомое. В ответ она предлагает убрать все вещи Грегора из его комнаты, чтобы устранить препятствия для его ползания и сделать пространство более подходящим для насекомого. Мать, с другой стороны, протестует против того, что Грегору понадобятся его вещи, когда он вернется к своему прежнему «я», и ранее в этом разделе она даже называет Грегора своим «несчастливым сыном», подразумевая, что она все еще верит, что Грегор в основном такой же. несмотря на его внешний вид. Отец не показывает, что считает Грегора таким же, и нападает на него, как на дикое животное, когда он убегает из своей комнаты.

Узнайте больше об изменении диеты Грегора как символе.

Эта путаница в отношении человечности Грегора распространяется и на самого Грегора, и большая часть этого раздела посвящена тому, как Грегор пытается примирить свои человеческие эмоции и историю с физическими побуждениями своего нового тела. Сохранившаяся человечность Грегора наиболее очевидна в его мыслях и эмоциях. Он по-прежнему гордится тем, что смог финансово помочь своей семье в прошлом, ему стыдно из-за того, что он не может помочь им сейчас, и он полон решимости избавить их от ненужных страданий из-за него. Эти детали показывают, что он все еще чувствует связь со своим человеческим прошлым и по-прежнему считает себя частью семьи. Однако физически он все больше и больше ощущает себя насекомым: его предпочтения в еде совершенно изменились, он боится своей комнаты и чувствует себя в безопасности только под диваном, и с большим удовольствием снуют по стенам и по потолку. Это напряжение между разумом и телом Грегора достигает кульминации, когда Грета и мать выносят мебель из его комнаты. Сначала он чувствует, что предпочел бы, чтобы комната была пустой, потому что это сделало бы ее более комфортной для него физически. Но его связи со своим имуществом, которые представляют для него его прошлое как человека, заставляют его отчаянно цепляться за фотографию женщины в мехах.

Прочтите важные цитаты о трансформации Грегора.

Из всех персонажей Грета больше всего взаимодействует с Грегором во второй части, и на протяжении части их отношения резко меняются. Хотя Грета изначально хочет заботиться о Грегоре и берет на себя все бремя этого, она не может вынести его вида. Примечательно, что, заметив привычку Грегора двигать стул, чтобы посмотреть в окно, Грета любезно начинает ставить для него стул у окна, но когда она случайно видит, что он стоит на нем позже, ее охватывает ужас. Постепенно отвращение Греты, кажется, истощает ее симпатию к Грегору, и, хотя она продолжает заботиться о нем, она делает это явно больше из чувства долга, чем из любви. На самом деле, похоже, она считает заботу о Грегоре своей ролью — и, следовательно, частью своей личности — в семье. Она ревниво оберегает эту роль от матери, что говорит о том, что Грета выполняет эти обязанности больше ради себя, чем ради Грегора. Тем временем Грегор начинает расценивать присутствие Греты в своей комнате как вторжение и предпочитает оставаться в полном одиночестве. К концу раздела привязанность Греты и Грегора друг к другу полностью угасла. Грета, кажется, считает Грегора рутиной и неудобством, в то время как Грегор чувствует себя таким же отчужденным от Греты, как и все остальные, что делает его еще более изолированным от других.

Подробнее о границах симпатии как теме.

В этом разделе читатель узнает гораздо больше о финансовом положении семьи, что дает лучшее понимание того, как деньги формируют отношения в семье Самса. Из рассказов Грегора о семейных беседах и собственных воспоминаний мы узнаем, что бизнес отца потерпел крах пятью годами ранее и что впоследствии вся семья впала в состояние отчаяния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *