Краткое содержание апология сократа: Платон. «Апология Сократа» Конспект

Платон апология сократа краткое содержание

Платон апология сократа краткое содержание

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Платон – философ Др. Греции, учитель Аристотеля и ученик Сократа, математик, родился 427 г. до н. э. в семье богатых аристократов из Афин. Получив всестороннее воспитание, соответствующее статусу родителей, Платон занимался живописью, писал трагедии, эпиграммы, комедии, участвовал борцом в греческих играх, получив даже награду. Платон апология сократа краткое содержание

Около 408 г. юный Платон встречает Сократа, беседующего и читающего лекции молодёжи в Афинах. Побеседовав с философом, он становится в ряды учеником Сократа, впоследствии став и другом. Восемь лет дружбы между Платоном и Сократом закончатся достаточно грустно: Сократа приговорят к смерти, а Платон пустится в 12-тилетнее странствие.

Там он продолжил образование, слушая других философов Малой Азии и Египта, там же, в Египте, получил посвящение, остановившись на третьей ступени, дающей ясность разума и господство над сущностью человека.

Вскоре Платон отправляется в Южную Италию, где знакомится с пифагорейцами. Изучая с манускрипты Пифагора, он заимствует у него идеи и план системы, затем Платон, вернувшись в Афины в 387 году, основывает философскую Академию.

В Академии проходили различные занятия, разделенные в двух направлениях: широкого и узкого круга слушателей. Внимание в академии уделялось и другим наукам: математике, геометрии, астрономии, литературе, изучали науки естествознания, а также законодательства древних государств. Ученики в академии жили строго: спали мало, размышляли в тишине, старались вести аскетический образ, живя чистыми помыслами. Платон апология сократа краткое содержание Из академии вышли много мудрых и талантливых людей, прославившиеся до наших дней. (Например, Аристотель – прямой ученик Платона).

Здесь же, в Академии, Платон и был похоронен в 347 году.

Сочинения Платона пользовались популярностью долгое время, заложив возникновение и развитие многих ветвей философии. Ему приписывают 34 сочинения, известно, что большинство (24) из них были истинными сочинениями Платона, остальные же написаны в диалоговой форме с его учителем Сократом. Первое собрание сочинений Платона собрал воедино филолог Аристофан Византийский в 3-м веке д. н.э. Оригинальные тексты Платона не сохранились до современности. Самыми древними копиями произведений считаются копии на египетских папирусах.

В научной жизни Европы труды Платона стали использоваться только в XV-веке, после перевода всех его трудов на латинский язык итальянским христианским философом Фичино Марсилио.

427- 347 гг. до Р.Х.

Днем рождения Платона, которого еще при жизни за мудрость называли “божественным”, по преданию считается 7 таргелион (21 мая), праздничный день, в который, согласно древнегреческой мифологии, родился бог Аполлон.

Год рождения в различных источниках указывается 429 — 427 до Р.Х. Платон родился в Афинах в самый разгар беспощадных Пелопонесских войн, предшествовавших распаду Греции. Семья его была знатной, старинной, царского происхождения, с прочными аристократическими традициями. Его отец происходил из рода последнего афинского царя Кодра, а мать — из рода законодателя Солона. Платон получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о совершенном, идеальном человеке, соединяющем в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее, нравственное благородство. Юноша занимался живописью, сочинял трагедии, изящные эпиграммы, комедии, участвовал в качестве борца в Истмийских греческих играх и даже получил там награду. Он отдавался жизни без излишеств, но и без суровости, окруженный молодыми людьми своего класса, любимый многочисленными своими друзьями. Но этой безмятежной жизни неожиданно наступает конец.

В 408 году Платон встречает в Афинах Сократа, мудреца и философа, беседовавшего с молодыми людьми в садах Академии. Речь его касалась справедливого и несправедливого, он говорил об истинном, добром и прекрасном. Потрясенный встречей с Сократом, Платон сжигает всё, что он до этого сочинил, призывая на помощь самого бога огня Гефеста. С этой минуты для Платона начался новый период его жизни. Примечательно, что перед встречей с Платоном Сократ видел во сне, у себя на коленях, молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком. Лебедь — птица посвященная Аполлону. Платон апология сократа краткое содержание . Сон Сократа — это предчувствие ученичества Платона и будущей их дружбы. Платон обрёл в лице Сократа учителя, которому оставался верен всю жизнь и которого прославил в своих сочинениях, став поэтическим летописцем его жизни. Сократ же дал Платону то, чего так ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Через восемь лет после того, как Платон стал учеником Сократа, последний был приговорен к смерти; выпив спокойно чашу с ядом, он умер, окруженный своими учениками.

Светлый образ Сократа, умирающего за истину и беседующего в свой смертный час с учениками о бессмертии души, запечатлелся в уме Платона, как самое прекрасное из зрелищ и как самая светлая из всех мистерий.

Оставшись без учителя, Платон отправился в странствие, продлившееся 12 лет. Он слушал многих философов Малой Азии, оттуда направился в Египет, где получил посвящение. Он не достиг, подобно Пифагору, высшей ступени, а остановился на третьей, дающей человеку полную ясность разума и совершенное господство над душой и телом. Затем Платон отправился в Южную Италию, чтобы познакомиться с пифагорейцами. Он приобрел на вес золота один из манускриптов Учителя. Познакомившись с эзотерическим преданием Пифагора из первоисточника, Платон взял у него основные идеи и сам план своей системы. Вернувшись в Афины в 387 году, Платон основал философскую школу — Академию. По примеру Пифагорейской школы, занятия в Академии были двух типов: более общие, для широкого круга слушателей, и специальные, для узкого круга посвященных.

Большое внимание уделялось математике и, в частности, геометрии, как науке о самых прекрасных мысленных фигурах, а также астрономии. Кроме этого, здесь занимались литературой, изучали законодательства разных государств, естественные науки. Академия жила строгими общинами аскетического типа, ученики спали мало, бодрствуя и размышляя в тишине. Они устраивали совместные трапезы, воздерживаясь от мяса, возбуждающего сильные чувственные страсти, питаясь овощами, фруктами, молоком; стараясь жить чистыми помыслами. Из стен Академии вышло немало талантливых философов, знаменитых аттических ораторов и государственных деятелей. Прямым учеником Платона был великий Аристотель.

Умер Платон в 347 году, по преданию в день своего рождения. Погребение свершили в Академии, роднее для него не было места. В течение всей жизни душу Платона волновали высокие нравственные цели, одной из которых был идеал возрождения Греции. Эта очищенная вдохновенной мыслью страсть заставляла философа неоднократно предпринимать попытки мудростью воздействовать на политику.

Трижды ( в 389-387, 368 и 363 гг.) он пытался осуществить свои идеи построения государства в Сиракузах, но всякий раз был отвергаем невежественными и властолюбивыми властителями. Наследие Великого философа представлено 23 подлинными диалогами, одной речью под названием “Апология Сократа”, 22 приписываемыми Платону диалогами и 13 письмами. В диалогах Платона проявился его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в манере философского изложения. Никто до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений. Диалоги раннего периода (399 — 387 гг.) посвящены выяснению нравственных вопросов (что такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к родине и т.д.), как это любил делать Сократ. Платон апология сократа краткое содержание . Позднее Платон начинает излагать свои собственные идеи, выработанные в основанной им Академии. Наиболее известный работы этого периода: “Государство”, “Федон”, “Филеб”, “Пир”, “Тимей”.
И, наконец, в 50-е годы IV века Платон пишет огромный труд “Законы”, в котором пытается представить государственное устройство, доступное реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона — это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи. Сама материя ничего не может породить. Она только кормилица, принимающая в свое лоно идущие от идей эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящего из идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую форму. Самая высшая идея — это высшее благо, тождественное абсолютной красоте, это и есть по Платону начало всех начал, отец, умелый мастер, создающий видимый небесный и человеческий земной мир по самым мудрым, прекрасным законам.

Но однажды созданный физический мир подвержен тлению, деформации и старению. Так давайте же, говорит Платон, созерцать в мыслях этот великолепный, добрый и прекрасный мир идей и хотя бы умственно, шаг за шагом, представим себе лестницу духовного совершенства человека, которая приведет к познанию высшей идеи. Цели совершенствования человека, его продвижению на пути к высшему благу служит и государство, построенное на принципах разделения труда, строгой иерархии и строжайшего соблюдения законов. Т.к. познание и проведение в жизнь высших идей и возможно только с помощью философии, то во главу своего государства Платон ставит философов. Два других разряда свободных граждан платоновского государства — это воинов (стражи) и ремесленников и землевладельцев. Каждый разряд должен быть строго ограничен выполнением своих обязанностей и должен воздерживаться от вмешательства в функции других разрядов. Принадлежность к одному из разрядов не является увековеченным принципом современного кастового государства, а определяется способностями и развитием человека.

Идеи Платона, как никакого другого европейского философа, не переставали волновать человечество на протяжении долгих веков. Его учение стало краеугольным камнем многих философских течений. До сих пор его книги притягивают к себе как волшебный источник множество людей, помнящих, что главное не просто овладеть этой мудростью, но вечно стремиться к ней.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно. 

Платон — Апология Сократа читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …9

Платон

Апология Сократа

После обвинительных речей

Как подействовали мои обвинители на вас, о мужи афиняне, я не знаю; что же меня касается, то от их речей я чуть было и сам себя не забыл: так убедительно они говорили. Тем не менее, говоря без обиняков, верного они ничего не сказали. Но сколько они ни лгали, всего больше удивился я одному – тому, что они говорили, будто вам следует остерегаться, как бы я вас не провел своим ораторским искусством; не смутиться перед тем, что они тотчас же будут опровергнуты мною на деле, как только окажется, что я вовсе не силен в красноречии, это с их стороны показалось мне всего бесстыднее, конечно, если только они не считают сильным в красноречии того, кто говорит правду; а если это они разумеют, то я готов согласиться, что я – оратор, только не на их образец. Они, повторяю, не сказали ни слова правды, а от меня вы услышите ее всю. Только уж, клянусь Зевсом, афиняне, вы не услышите речи с разнаряженной, украшенной, как у этих людей, изысканными выражениями, а услышите речь простую, состоящую из первых попавшихся слов. Ибо я верю, что то, что я буду говорить, – правда, и пусть никто из вас не ждет ничего другого; да и неприлично было бы мне в моем возрасте выступать перед вами, о мужи, наподобие юноши с придуманною речью. Так вот я и прошу вас убедительно и умоляю, о мужи афиняне: услыхавши, что я защищаюсь теми же словами, какими привык говорить и на площади у меняльных лавок, где многие из вас слыхали меня, и в других местах, не удивляйтесь и не поднимайте из-за этого шума. Дело-то вот в чем: в первый раз пришел я теперь в суд, будучи семидесяти лет от роду ; так ведь здешний-то язык просто оказывается для меня чужим, и как вы извинили бы меня, если бы я, будучи в самом деле чужеземцем, говорил на том языке и тем складом речи, к которым привык с детства, так и теперь я прошу у вас не более, чем справедливости, как мне кажется, – позволить мне говорить по моему обычаю, хорош он или нехорош – все равно, и смотреть только на то, буду ли я говорить правду или нет; в этом ведь и заключается долг судьи, долг же оратора – говорить правду. И вот правильно будет, о мужи афиняне, если сначала я буду защищаться против обвинений, которым подвергался раньше, и против первых моих обвинителей, а уж потом против теперешних обвинений и против теперешних обвинителей. Ведь у меня много было обвинителей перед вами и раньше, много уже лет, и все-таки ничего истинного они не сказали; их-то опасаюсь я больше, чем Анита с товарищами. И эти тоже страшны, но те еще страшнее, о мужи! Большинство из вас они восстановляли против меня, когда вы были детьми, и внушали вам против меня обвинение, в котором не было ни слова правды, говоря, что существует некий Сократ, мудрый муж, который испытует и исследует все, что над землею, и все, что под землею, и выдает ложь за правду. Вот эти-то люди, о мужи афиняне, пустившие эту молву, и суть страшные мои обвинители, потому что слушающие их думают, что тот, кто исследует подобные вещи, тот и богов не признает. Кроме того, обвинителей этих много и обвиняют они уже давно, да и говорили они с вами в том возрасте, когда вы больше всего верили на слово, будучи детьми, некоторые же юношами, словом – обвиняли заочно, в отсутствие обвиняемого. Но всего нелепее то, что и по имени-то их никак не узнаешь и не назовешь, разве вот только сочинителей комедий. Ну а все те, которые восстановляли вас против меня по зависти и злобе или потому, что сами были восстановлены другими, те всего неудобнее, потому что никого из них нельзя ни привести сюда, ни опровергнуть, а просто приходится как бы сражаться с тенями, защищаться и опровергать, когда никто не возражает. Так уж и вы тоже согласитесь, что у меня, как я сказал, два рода обвинителей: одни – обвинившие меня теперь, а другие – давнишние, о которых я сейчас говорил, и признайте, что сначала я должен защищаться против давнишних, потому что и они обвиняли меня перед вами раньше и гораздо больше, чем теперешние. Хорошо. Итак, о мужи афиняне, следует защищаться и постараться в малое время опровергнуть клевету, которая уже много времени держится между вами. Желал бы я, разумеется, чтобы так оно и случилось и чтобы защита моя была успешной, конечно, если это к лучшему и для вас, и для меня. Только я думаю, что это трудно, и для меня вовсе не тайна, какое это предприятие. Ну да уж относительно этого пусть будет, как угодно богу , а закон следует исполнять и защищаться. Припомним же сначала, в чем состоит обвинение, от которого пошла обо мне дурная молва, полагаясь на которую Мелет и подал на меня жалобу. Хорошо. В каких именно выражениях клеветали на меня клеветники? Следует привести их показание, как показание настоящих обвинителей: Сократ преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, с выдавая ложь за правду и других научая тому же. Вот в каком роде это обвинение. Вы и сами видели в комедии Аристофана, как какой-то Сократ болтается там в корзинке, говоря, что он гуляет по воздуху, и несет еще много разного вздору, в котором я ничего не смыслю. Говорю я это не в укор подобной науке и тому, кто достиг мудрости в подобных вещах (недоставало, чтобы Мелет обвинил меня еще и в этом!), а только ведь это, о мужи афиняне, нисколько меня не касается. А в свидетели этого призываю большинство из вас самих и требую, чтобы это дело обсудили между собою все те, кто когда-либо меня слышал; ведь из вас много таких. Спросите же друг у друга, слышал ли кто из вас когда-либо, чтобы я хоть сколько-нибудь рассуждал о подобных вещах, и тогда вы узнаете, что настолько же справедливо и все остальное, что обо мне говорят. А если еще кроме всего подобного вы слышали от в кого-нибудь, что я берусь воспитывать людей и зарабатываю этим деньги, то и это неправда; хотя мне кажется, что и это дело хорошее, если кто способен воспитывать людей, как, например, леонтинец Горгий, кеосец Продик, элидец Гиппий . Все они, о мужи, разъезжают по городам и убеждают юношей, которые могут даром пользоваться наставлениями любого из своих сограждан, оставлять своих и поступать к ним в ученики, платя им деньги, да еще с благодарностью. А вот и еще, как я узнал, проживает здесь один ученый муж с Пароса. Встретился мне на дороге человек, который переплатил софистам денег больше, чем все остальные вместе, – Каллий, сын Гиппоника; я и говорю ему (а у него двое сыновей): «Каллий! Если бы твои сыновья родились жеребятами или бычками, то нам следовало бы нанять для них воспитателя, который бы усовершенствовал присущую им породу, и человек этот был бы из наездников или земледельцев; ну а теперь, раз они люди, кого думаешь взять для них в воспитатели? Кто бы это мог быть знатоком подобной доблести, человеческой или гражданской? Полагаю, ты об этом подумал, приобретя сыновей? Есть ли таковой, спрашиваю, или нет?» «Конечно, – отвечает он, – есть». «Кто же это? – спрашиваю я. Откуда он и сколько берет за обучение?» «Эвен, – отвечает он, – с Пароса, берет по пяти мин , Сократ». И благословил я этого Эвена, если правда, что он обладает таким искусством и так недорого берет за с обучение. Я бы и сам чванился и гордился, если бы был искусен в этом деле; только ведь я в этом не искусен, о мужи афиняне!

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …9

Апология Платона Краткий сюжет

Апология Платон Краткий сюжет | ЛитЧартс

«Апология Платона» — транслитерация древнегреческого слова «apologia», означающего «защита», — предположительно представляет собой историческую запись речи, произнесенной Сократом перед афинским судом после того, как его обвинили в «развращении молодежи и неверии в богов, в которых город верит». Сократ начинает свою апологию с комментария того, как говорили о нем его обвинители. «Не знаю, афиняне, как на вас подействовали мои обвинители; что до меня, то я чуть не увлекся невольно, так убедительно они говорили, — начинает он. Однако, отмечает он, эти обвинители, среди которых Мелет и Анит, не говорили правды. Действительно, Сократ настаивает на том, что, хотя его недоброжелатели предупреждали присяжных о его хитроумных риторических уловках, он не является опытным оратором. На самом деле он просит присяжных извинить его манеру говорить, поскольку ему семьдесят лет, и он никогда не появлялся в суде. Поэтому, по его словам, он решил говорить как обычно, используя простой и прямой язык.

Сократ говорит, что многие люди плохо отзывались о нем за эти годы, и поэтому он решает сначала ответить на их обвинения. Он боится этой клеветы больше, чем того, что говорили о нем Мелет и Анит, так как его неизвестные обвинители долгое время работали над тем, чтобы «убедить» афинян не доверять ему. «Они заговорили с вами в том возрасте, когда вы охотнее всего поверили бы им, некоторые из вас были детьми и подростками, и они выиграли дело по умолчанию, так как не было защиты», — говорит Сократ. Тем не менее, он говорит, что будет защищаться от этих клеветнических замечаний, начиная с опровержения идеи о том, что он «занимался изучением вещей на небе и под землей», и распространяя эти проблематичные идеи по Афинам.

С этой целью он дает понять, что он не софист (интеллектуалы в Древней Греции, обучавшие философии сыновей богачей в обмен на большие суммы денег). В отличие от софистов, Сократ никогда не брал денег за свои учения, поскольку считал, что не обладает «знаниями», необходимыми для этого. С этой целью он утверждает, что просто обладает «человеческой мудростью». Затем он говорит, что его друг Херефонт отправился в Дельфы и спросил оракула, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа, и оракул сказал ему, что его нет. Когда сам Сократ услышал это, поясняет он, он был в глубоком замешательстве, так как понимает, что он не совсем мудр.

Желая проверить утверждение Дельфийского оракула, Сократ посетил человека, которого считал мудрее себя. Однако, поговорив с ним, он понял, что этот человек не так хорошо осведомлен, как он думал. «Я думал, что он казался мудрым многим людям и особенно самому себе, но это не так», — говорит Сократ, объясняя, что тогда он решил помочь этому человеку понять его собственное невежество. Неудивительно, что это расстроило мужчину, а также горстку прохожих, которые слушали разговор. Уходя, Сократ подумал про себя: «Я мудрее этого человека; вероятно, что ни один из нас не знает ничего стоящего, но он думает, что знает что-то, когда он этого не знает, тогда как, когда я не знаю, я тоже не думаю, что знаю; так что я, вероятно, мудрее его в той малой степени, что я не думаю, что знаю то, чего не знаю».

Все еще обращаясь к присяжным, Сократ сообщает своим слушателям, что решил посетить других якобы мудрецов, надеясь найти кого-то действительно знающего. Однако отправившись к самым уважаемым поэтам города, Сократ был разочарован, обнаружив, что они тоже не были по-настоящему мудрыми, хотя и высоко ценили себя и всем сердцем верили в свой разум. В этот момент Сократ посетил городских мастеров. «Они знали то, чего не знал я, — говорит он, — и в этом отношении они были мудрее меня. своего успеха в своем ремесле, считал себя очень мудрым в других, наиболее важных делах, и это их заблуждение затмило мудрость, которую они имели, так что я спросил себя от имени оракула, не предпочел ли бы я быть таким, какой я есть, ни с их мудростью, ни с их невежеством, или с тем и другим. Ответ, который я дал себе и оракулу, заключался в том, что мне выгодно быть таким, какой я есть».

С тех пор, по словам Сократа, он работал над распространением послания Дельфийского оракула о том, что человеческая мудрость «бесполезна». Для этого он продолжал путешествовать по Афинам и разоблачать невежество людей, которые якобы мудры. При этом, однако, он приобрел неблагоприятную репутацию, которая изображает его нечестивым и философски противоречивым, хотя он работает только на службе у Дельфийского оракула (и, таким образом, у бога Аполлона). Именно поэтому, утверждает он, его обвиняют в «развращении молодежи».

Рассмотрев эти обвинения, выдвинутые неназванными недоброжелателями, Сократ обращает внимание на утверждения Мелета и Анита, а именно, что он «виновен в развращении молодежи и в том, что не верит в богов, в которых верит город, но в другие новые духовные вещи». Обращаясь непосредственно к Мелету, он начинает расспрашивать этого человека о специфике этих обвинений, спрашивая, может ли он назвать кого-то конкретно, кто «улучшает» афинскую молодежь. В ответ Мелет говорит, что все — суд, собрание и т. д. — улучшают юношу; все, то есть, кроме Сократа. Таким образом, он заявляет, что Сократ «один развращает их». На это Сократ говорит: «Скажи мне, как ты думаешь, относится ли это и к лошадям? Или, наоборот, один человек может улучшить их или очень немногие, а именно коневоды, тогда как большинство, если они имеют лошадей и пользуются ими, портят их? Не так ли, Мелет, и с лошадьми, и со всеми другими животными? Далее он говорит, что если он сам «сделает одного из [своих] сообщников нечестивым», то сам «рискует причинить ему вред». Таким образом, он утверждает, что если он действительно «развращает молодежь», то должен делать это против своей воли. И если это так, то следует, что Мелет должен не наказывать его, а скорее учить его исправляться.

Сосредоточившись теперь на утверждении Мелета о том, что он не верит в богов, Сократ снова расспрашивает его о характере его обвинений. Хотя Мелет говорит, что Сократ вообще не верит в богов, он признает, что, по его мнению, Сократ верит в «духовные вещи» и учит их. Это, как указывает Сократ, является противоречием, поскольку Мелет в конце концов признает, что духи являются «либо богами, либо детьми богов». Таким образом, если Сократ верит в «духовные вещи», то он также должен верить и в богов. Таким образом, Сократ показывает присяжным, что Мелет обвиняет его в неверии в богов, одновременно утверждая, что он верит в богов. Обнаружив эти несоответствия, Сократ предполагает, что его обвинителям на самом деле нет дела до коррупции и благочестия. Скорее, они просто хотят его оклеветать.

Далее Сократ обдумывает тот факт, что его могут приговорить к смертной казни. Это, утверждает он, его не беспокоит, так как он не знает, что такое смерть. По его словам, предполагать, что смерть — это плохо, было бы презумпцией мудрости. «Бояться смерти, джентльмены, — это не что иное, как считать себя мудрым, когда на самом деле таковым не являешься, думать, что знаешь то, чего не знаешь», — утверждает он. В результате он предпочел бы сохранить свои ценности и столкнуться с возможностью смерти. Если присяжные оправдают его, говорит он, он будет продолжать вести себя, как всегда, даже если его попросят воздержаться от разговоров о мудрости и вере. «Думаю, нет большего блага для города, чем мое служение богу», — говорит он, добавляя, что защищает эту защиту не ради себя, а для самих присяжных — так как знает, что если его казнят, то они будет действовать аморально.

Прежде чем закончить свою первую защиту, Сократ сообщает присяжным, что он не будет просить о невиновности и не будет вызывать свидетелей для дачи показаний от его имени. Он объясняет это тем, что слишком уважает судебную систему, чтобы унижать ее такими истериками.

Созывается суд присяжных и приходит к выводу, что Сократ виновен, а Мелет «просит смертной казни». В этот момент Сократу разрешено обратиться к присяжным, чтобы отстаивать любое наказание, которое, по его мнению, он заслуживает. Однако его не смущает обвинительный приговор, отмечая, что это было очень узкое голосование. Затем он говорит, что, поскольку он ничего не сделал, кроме как помог своим собратьям-афинянам, действуя от имени Дельфийского оракула, он считает, что должен быть вознагражден. В то же время, однако, он знает, что присяжные с этим не согласятся, поэтому предлагает заплатить штраф, так как деньги для него все равно ничего не значат. Однако он посвятил свою жизнь бесплатному распространению знаний, а это означает, что он живет в бедности. Таким образом, он говорит, что его друзья Критон, Критобул и Аполлодор согласились заплатить от его имени штраф в размере тридцати мин.

После очередного голосования присяжные приговаривают Сократа к смертной казни. Сократ говорит, что они скоро пожалеют о своем решении, так как люди, желающие «очернить» Афины, обязательно осудят город за убийство мудреца. Тем не менее, он говорит, что не сомневается в том, как он защищался, утверждая, что он был осужден за то, что отказался говорить присяжным то, что они хотели услышать, или унижать себя «причитаниями и слезами». Подчеркивая тот факт, что он только пытался помочь своим собратьям-афинянам оставаться нравственными, он просит своих слушателей убедиться, что они привлекут к ответственности его сыновей, если они когда-либо станут жадными или глупыми. «Упрекайте их, как я упрекаю вас», — говорит он. «Если ты сделаешь это, ты и мои сыновья справедливо поступят со мной».

Сказав все это, Сократ признает, что пришел час его смерти. «Я иду умирать, вы идете жить», — говорит он. «Кому из нас достается лучшая доля, не известно никому, кроме бога».

Сводка извинений (февраль 2023 г.) | Искусство жизни

Блог > Аннотация к книге > Рост и обучение

by Артур Уорсли
Магистр психологии, Оксфорд. Квасцы McKinsey. Основатель и редактор TAoL.

ЧТЕНИЕ 9 МИНУТ

Извинение (-380)

Платон

Рейтинг TAOL :

5.0

Мягкая обложка | Электронная книга

Ищете полное БЕСПЛАТНОЕ извинение?

Вы в правильном месте!

Вот что вы найдете на этой странице…

Резюме в одном предложении

Апология содержит три мощные речи, произнесенные Сократом, основателем западной философии, в его последней защите мудрости, совершенства и своей жизни – Ученик Сократа, учитель Аристотеля и выдающийся греческий философ Платон. (127 страниц)

Примечание: Этот Краткий обзор извинений является частью продолжающегося проекта по обобщению лучших книг по философии всех времен.

Обзор извинений

Извинение представляет собой идеализированный отчет о трех речах, произнесенных 70-летним греческим философом Сократом в его защиту от обвинений в нечестии и коррупции (за которые он был узко приговорен к смертной казни в 399 г. до н.э. жюри из 501 соотечественника-афинянина).

ПРИМЕЧАНИЕ : Извинение — это транслитерация греческого apologia , что означает «защита» , а не «извинение» . Речи печально известны и извинениями, а Сократ предлагает « бесплатных обедов на всю жизнь » как более подходящее наказание, чем смерть за его «преступлений».

Он пережил тысячи лет по нескольким причинам :

Первый , Сократ — довольно большое дело. От христианской и исламской философии к стоицизму, возрождению, просвещению, научному методу и далее — очень немногие современные западные мысли не могут проследить линии влияния, восходящие к Сократу или одному из его учеников (особенно к Платону, Антисфену и Аристиппу).

Второй , Сократ ничего не записал . Таким образом, несмотря на ретушь Платона, это одно из самых достоверных представлений о том, кем был Сократ и как он думал. (Другой ученик, Ксенофонт, также записал Апологию . Эти два слова в значительной степени совпадают, хотя изменения в версии Платона выставляют Сократа в несколько более героическом свете.)

И, наконец, , это короткое, резкое и красиво написанное . Платон был выдающимся мыслителем, писателем и драматургом. Даже без родословной главного героя  Извинение — шедевр, достойный сохранения.

Мой вердикт? Извинение — это увлекательное и наводящее на размышления чтение. Он предлагает захватывающее представление о человеке, который сформировал современный мир (а также город-государство и культуру, которые, в свою очередь, сформировали его). А поскольку большинство переводов (а) бесплатны и (б) содержат менее 10 000 слов, есть несколько ключевых философских текстов, более доступных.

Не знаете, с чего начать? Вот мой рекомендуемый перевод.

ПРИМЕЧАНИЕ : Как и выше, Апология часто заключают в скобки платоновские Евтифрон , Критон , Менон и Федон. В этих коротких диалогах суд над Сократом используется в качестве фокуса, а Сократ — как персонаж, исследующий некоторые философские идеи Платона, но они гораздо менее четко отражают собственные слова и взгляды Сократа, чем  Апология .

А пока не стесняйтесь наслаждаться моим извинением резюме ниже…

Резюме извинений

Платон Извинение состоит из трех речей, произнесенных Сократом во время суда над ним:

  • Речь в защиту – Сократ защищается от своих обвинителей;
  • Речь о наказании – Сократ предлагает встречное наказание смертью; и
  • Заключительные слова – Сократ делает свои последние заявления в суде.

Разберем их…

Защитная речь

Сократ начинает с извинений за плохое ораторское мастерство. Он позиционирует себя как простой, честный человек, который говорит в своем стиле и оперирует фактами, а не красивыми аргументами.

Затем он говорит присяжным, что должен сделать ДВЕ защиты против своего :

  • Первые обвинители – Кто распространял клевету и ложь о Сократе до суда; и
  • Вторые обвинители – Истцы в суде и их конкретные обвинения против него.

С первыми обвинителями сложнее всего иметь дело, так как:

  1. Их много, и они действуют уже давно;
  2. Некоторые присяжные могли слышать их клевету еще впечатлительными детьми;
  3. Нет конкретных людей, которых можно было бы назвать или возразить против них; и
  4. У Сократа совсем немного времени, чтобы попытаться нейтрализовать их яд.

Но Сократ говорит, что он сделает все возможное, чтобы защитить себя от обоих наборов по очереди.

Начиная с его…

ЗАЩИТА ОТ ПЕРВЫХ ОБВИНИТЕЛЕЙ

Сократ говорит, что его первые обвинители утверждают, что он:

  1. Изучает вещи, которые ему не следует изучать;
  2. Искажает неверные аргументы, чтобы они звучали правильно; и
  3. Обучает этому других людей.

Ни одно из них, говорит Сократ, не верно.

Вместо этого эти обвинения проистекают из того факта, что Сократ расстроил большое количество амбициозных и жестоких людей (и их последователей), доказав, что они не так мудры, как они считают или заявляют о себе.

Почему он расстроил этих людей? Потому что жрица Аполлона в Дельфах утверждала, что нет никого мудрее Сократа. Которому он не мог поверить. Поэтому он решил расспросить мудрых людей, чтобы попытаться понять, что она имела в виду.

Проблема? Эти «мудрых» человек не смогли ответить на его вопросы. Политики смутились. Поэты не могли объяснить свои творения. Ремесленники приняли мастерство в своем ремесле за более общую мудрость, которой у них не было.

На самом деле Сократ понял, что чем мудрее люди считаются, тем глупее они обычно бывают. (И наоборот)

Он понял, что его мудрость заключалась в том, что он знал, что ничего не знает, в то время как другие думали или утверждали, что знают то, чего не знали.

И он понял, что если он и был мудрейшим из людей, то только потому, что меньше всего не знал о собственном невежестве.

Проблема? Выставление влиятельных людей в глупом свете сделало Сократа крайне непопулярным.

И так начали распространяться клевета и ложь.

Но вот в чем дело … если попросить кого-нибудь указать на конкретный пример этих первых обвинений, они не смогут этого сделать.

Почему бы и нет? Потому что они просто не соответствуют действительности:

  1. Сократ никогда не заявлял, что знает или изучает то, что он показал другим в неведении;
  2. Сократ всего лишь показал, что «правильные» аргументы часто ошибочны; и
  3. Пока есть учителей, Сократ не один из них.

На самом деле молодые люди, которые следуют за Сократом и подражают ему, делают это свободно, бесплатно и по собственной воле.

Именно эту защиту от своих первых обвинителей Сократ представляет присяжным .

Именно по этой причине, говорит он, он в конечном счете обвиняется:

  • Мелет – Ответить за гнев поэтов;
  • Анит — Ответить за гнев ремесленников и политиков; и
  • Lycon — Ответить за гнев ораторов.

И именно в этот момент Сократ обращает внимание на его…

ЗАЩИТА ОТ ВТОРЫХ ОБВИНИТЕЛЕЙ

Сократ говорит, что его вторые обвинители (истцы по делу) утверждают, что он:

3

  • коррумпирован молодой; и
  • Не верит в городских богов.
  • Опять же, Сократ говорит, что ни то, ни другое неверно.

    В начале своей защиты Сократ заставляет Мелета и его обвинения выглядеть глупо.

    Первый , он задает наводящие вопросы, которые заканчиваются тем, что Мелет утверждает, что Сократ — единственный человек, который развращает молодых людей города, в то время как все остальные афиняне улучшают их. Что, по словам Сократа, является явной чепухой.

    Второй , он приводит Мелета к признанию того, что злые люди вредят своим близким и никто добровольно не ищет зла. Следовательно, Сократ должен быть либо идиотом, добровольно ищущим зла (которому, по словам Сократа, никто не поверит), либо он развращает своих близких 9 .0031 и добровольно (это не вопрос суда).

    Третий , он заставляет Мелета утверждать, что Сократ — атеист, который развращает молодежь, обучая ее новым духовным идеям. Однако, отмечает Сократ, человек, который верит в духовные идеи, должен верить в духов, а духи — это боги (или их дети), и поэтому утверждения Мелета несовместимы. Сократ никак не может быть атеистом И проповедовать духовные идеи (что подразумевает веру в богов).

    Этих трех доводов, говорит Сократ, достаточно, чтобы доказать:

    1. Что обвинения Мелета плохо продуманы; и
    2. Что Сократ никак не может быть виновен в них.

    ( Примечание : Безжалостное презрение к речи Сократа, возможно, лучше объясняет, почему он был так непопулярен среди современников, чем сами аргументы. )

    Но Сократ еще не закончил…

    Заканчивать В свою защиту Сократ хвастается преданным государственным служащим.

    Сократ «дар божий» . Его философия проверки фактов — это государственная услуга, которая жалит Афины из-за самоуспокоенности. Его экзамены помогают всем афинянам (независимо от богатства и статуса) достичь совершенства индивидуально (и, таким образом, в группе), сохраняя их честность в том, что они делают и чего не знают.

    Все его заботы об Афинах . Он работает не для себя, а для мудрости и города. Он живет в нищете и никогда не брал плату за эту работу. Он избегал политики, поскольку борьба за справедливость и популярность редко идут рука об руку. (Как и в тот раз, он был единственным, кто боролся за жизни 10 генералов, незаконно казненных советом, чтобы успокоить общественный гнев за их военные неудачи.)

    Нет никаких шансов, что он изменит свой образ жизни . Признак истинного совершенства героя — всегда поступать правильно, невзирая на риск для себя. И Сократ полон решимости продолжать делать то, что правильно, независимо от цены. (Как и в тот раз, когда он отказался подчиняться Тридцати тиранам и замышлял смерть своих собратьев-афинян.)

    И он не боится опасности или смерти при исполнении своего долга. Сократ не бросил своих полководцев во время трех военных кампаний, в которых он защищал Афины. И он не откажется от мудрости, опасаясь смерти, поскольку, насколько нам известно, это может быть великим благословением.

    Заключение? Если присяжные признают его виновным, им лучше быть готовыми казнить его.

    Но если он виновен, то почему никто из людей, учившихся у него, не осознал ошибочность своего пути и не осудил его? Почему их друзья или родственники не сделали то же самое? Пусть Мелет выдвинет их вперед, если сможет.

    Зачем так много людей поддерживать столь виновного, если Мелет явно не лжет?

    Сократ не посрамит город, рассказывая слезливые истории, умоляя присяжных о сочувствии, как это делали многие до него. Вместо этого он в последний раз призывает их прислушиваться к фактам, а не к красивым аргументам или своим эмоциям.

    Он напоминает им о справедливости в соответствии с их клятвами и законом.

    И на этом он заканчивает свое дело.

    Речь о наказании

    После защитной речи Сократ признается виновным с небольшим перевесом (30 голосов), и суд переходит к вынесению приговора.

    ПРИМЕЧАНИЕ : По афинскому законодательству каждое жюри голосовало дважды. Во-первых, о вине. Во-вторых, по вопросу о наказании. И ответчик, и истцы выдвинули предложенное наказание, и затем присяжные проголосовали между ними.

    Сократ начинает с того, что, хотя он и ожидал вынесения обвинительного приговора, он примечателен тем, насколько незначительным был перевес.

    Переходя к наказанию, он предполагает, что то, что действительно заслуживает награды за его тяжелую работу на благо города, — это бесплатное питание, финансируемое государством.

    Когда это не находит сочувствия, он сначала отмечает, что судебный процесс по вынесению смертного приговора должен длиться несколько дней, а не один, чтобы дать время представить надлежащие аргументы и избежать принятия эмоциональных решений.

    Далее он рассматривает альтернативные наказания – тюрьму, ссылку, молчание или штраф.

    Он приходит к выводу, что не готов отказаться от своей свободы, своего гражданства (в конце концов, кто еще его вынесет?) или своей философии (см. выше).

    И хотя Сократ утверждает, что он вообще не заслуживает наказания, он неохотно предлагает большой штраф в 3000 драхм , который должен быть гарантирован его последователями (включая Платона), вместо меньшего штрафа в 100 драхм, который был бы больше. соответствует его бедному состоянию.

    ПРИМЕЧАНИЕ : Дневная заработная плата квалифицированного поденщика составляла одну драхму.

    ПРИМЕЧАНИЕ: В рассказе Ксенофонта об Апологии , Сократ отказывается предложить альтернативу своему предложению о бесплатных обедах.

    Final Words

    Присяжные голосуют за смерть, и Сократ делится последними мыслями о результате.

    Для присяжных, которые признали его виновным, Сократ остается нераскаявшимся…

    Первый , он поддерживает свою честность и свое решение, в отличие от истцов, не предавать свои принципы и не потворствовать присяжным.

    Второй , он предсказывает, что приговорить мудрого старика к смерти — это пиррова победа. Мало того, что это запятнает репутацию города и присяжных, так еще и бессмысленно. Они лишь немного сократили жизнь, которая в любом случае скоро закончилась бы, и, посеяв семена философии, многие теперь просто поднимутся там, где они были раньше.

    И, наконец, , он заключает, что секрет того, чтобы не провалить испытания своего мастерства, заключается не в том, чтобы избегать или замалчивать эти испытания, а в самом стремлении к совершенству; подготовившись к этим испытаниям как можно лучше.

    К присяжным, проголосовавшим за его оправдание, Сократ обращается с двумя просьбами…    

    Во-первых, , он просит их не волноваться, поскольку смерть на самом деле может быть благословением. Это либо долгая ночь сна без сновидений, либо билет на встречу, испытание и общение со многими легендарными обитателями подземного мира. В любом случае бояться нечего.

    Второй , он просит их позаботиться о философском образовании его сыновей, когда они вырастут; дать им то же обучение, которое дал им Сократ; чтобы убедиться, что они не ценят деньги выше мастерства и не думают, что они кто-то, когда они никто.

    Он предлагает им последнее философское прощание: «Теперь пришел час расстаться. Я иду умирать, ты идешь жить. Кому из нас достается лучшая участь, не известно никому, кроме бога».

    И на этом Извинение (и это краткое извинение) заканчивается.

    Часто задаваемые вопросы об апологии

    В чем суть апологии Платона?

    Основной тезис Сократа (изложенный в «Апологии Платона») можно резюмировать в его знаменитых словах «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». Вместо того, чтобы защищать себя за то, что он расстроил своих собратьев-афинян своими постоянными расспросами, Сократ утверждает, что его следует прославлять за общественную службу, которую он свободно (и с энтузиазмом) оказывает. Для полного, бесплатного и краткого изложения аргументов Сократа в «Апологии Платона» нажмите здесь.

    Какие первые слова в апологии Платона?

    Первые слова в «Апологии» Платона: «Не знаю, афиняне, как на вас подействовали мои обвинители; что до меня, то я чуть не увлекся невольно, так убедительно они говорили». (перевод Грубе). Для оригинального греческого, нажмите здесь. Для полного краткого изложения Апологии Платона нажмите здесь.

    Что означает апология в апологии Платона?

    В «Апологии» Платона слово «извинение» НЕ означает «извините», как можно было бы ожидать, основываясь на сегодняшнем использовании этого слова. Вместо этого слово «апология» в «Апологии» Платона означает «защита» (от греческого слова «апология»). Для полного обзора основных моментов в речах и защите Сократа ознакомьтесь с этим полным, свободным и кратким изложением апологии Платона.

    В чем суть апологии Платона?

    Основная цель «Апологии Платона» — зафиксировать суд (и решение о казни) Сократа, учителя Платона и основателя западной философии. Чтобы узнать об основных моментах Сократа во время каждой из его речей, прочитайте это полное и краткое изложение Апологии Платона.

    Лучшие цитаты извинений

    Эти цитаты извинений взяты из постоянно растущей центральной библиотеки мыслей, анекдотов, заметок и вдохновляющих цитат Искусство жизни .

    Краткое извинение в формате PDF

    Хотите сохранить это краткое извинение на потом?

    Нажмите на ссылку ниже, чтобы получить всю сводку в удобном БЕСПЛАТНОМ формате PDF…

    Получить последнюю БЕСПЛАТНУЮ сводку в формате PDF с извинениями →

    Примечание: Прямая ссылка на PDF. Электронная почта не требуется.

    Хотите, чтобы был более быстрый/простой способ?

    Когда вы будете готовы, вот четыре способа, которыми я могу помочь вам стать более продуктивными, обрести баланс и жить более целенаправленно…

    1. Любопытно? Узнайте, насколько вы на самом деле продуктивны…  Пройдите этот бесплатный двухминутный тест, чтобы разблокировать свой PQ и узнать о 25 основных привычках, необходимых для достижения больших целей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *