Краткое содержание а с грибоедова горе от ума: Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн

Содержание

Александр Сергеевич Грибоедов — «Горе от ума» краткое содержание, анализ, критика » mozok.click

Комедия «Горе от ума». Тематика и проблематика пьесы

С 1822 по 1824 г. А. Грибоедов работал над своим самым известным произведением — комедией «Горе от ума». Поскольку пьеса была направлена против всего московского дворянства, она не прошла цензуру. На сцене комедия появилась только после смерти А. Грибоедова.

«Горе от ума» — новаторская пьеса. Новаторство проявилось в выборе автором темы и постановке проблем. В комедиях, созданных современниками А. Грибоедова, обычно высмеивались индивидуальные пороки: самодурство, невежество, чванство. А. Грибоедов же отразил жизнь и нравы большой части русского общества начала Х1Х в. — дворянства. По словам писателя и литературного критика И. Гончарова, «Горе от ума» — это «…и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». В пьесе драматург коснулся болезненных социальных и нравственных проблем своего времени: чинопочитания, низкопоклонства, невежества, карьеризма, солдафонства, слепого подражания иностранному в ущерб самобытной национальной культуре.

Особенности конфликта комедии

Постановка острых социальных и нравственных проблем в пьесе стала возможна благодаря изображению столкновения главного героя, Александра Андреевича Чацкого, с московским барством, типичными представителями которого являются Фамусов и его окружение — фамусовское общество.

Писатель показал конфликт не только двух разных эпох: «века нынешнего» с «веком минувшим», — но двух ценностных систем. Представителям «века минувшего» свойственны ненависть к просвещению, надменность, отсутствие собственного мнения, преклонение перед богатством и властью, стремление как можно выше продвинуться по социальной лестнице, пресмыкаясь перед власть имущими. В государственной службе Фамусов и его единомышленники видят лишь средство разбогатеть и обзавестись полезными связями.

Ценности Чацкого совершенно иные. Герой отстаивает свободомыслие, самостоятельность мнений, духовную независимость. Ему глубоко чужда мысль о том, чтобы приспосабливаться и угождать сильным мира сего ради карьеры и личного обогащения. Александр Андреевич не желает прислуживаться, но готов честно служить для пользы общества.

Образ Чацкого

Главный и самый неоднозначный образ комедии — Александр Андреевич Чацкий. Почти сразу после окончания работы над комедией стали появляться противоречивые отзывы об этом герое.

Одна группа критиков признавала своевременность появления героя, но отмечала его неспособность к действию. Например, Н. Гоголь писал: «Даже то лицо, которое взято, по-видимому, в образец, то есть, сам Чацкий, показывает только стремленье чем-то сделаться, выражает только негодованье противу того, что презренно и мерзко в обществе, но не дает в себе образца обществу».

А. Пушкин в письме к А. Бестужеву отметил: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? <…> Все, что говорит он [Чацкий], очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому под[обными]».

Критики из второй группы считали Чацкого новым героем, подвиг и борьба которого состоит в том, чтобы сказать свое слово о несовершенстве мира. Он пока не действует, а только говорит, но готов пострадать за свои идеалы. К этой группе принадлежал А. Григорьев, утверждавший, что «Чацкий — порождение первой четверти русскогоXIXстолетия, <…> могущественная, еще глубоко верящая в себя и потому упрямая сила, готовая погибнуть в столкновении с средою…»

Ответ на вопрос «Кто есть Чацкий?» еще не найден. В современных театральных постановках он предстает то позером и пустословом, то трагической и непонятой фигурой.

Создание неоднозначного образа стало новым словом в драматургии. В этом тоже заключается новаторство А. Грибоедова.

Размышляя о судьбе Чацкого, И. Гончаров писал: «Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха».

Чацкий и Молчалин

Образ Чацкого раскрывается в противостоянии с фамусовским обществом и его ярким представителем — Алексеем Степановичем Молчалиным.

Молчалин — полная противоположность честному, нетерпеливому, ироничному Чацкому. У Алексея Степановича «говорящая» фамилия. В отличие от Чацкого, он привык помалкивать. Молчалин служит в доме Фамусова секретарем, во всем стараясь угодить покровителю. Главные достоинства Алексея Степановича, по его же словам, — «умеренность и аккуратность». Все усилия Молчалина направлены на то,

чтобы угодить нужным людям, сделать карьеру и разбогатеть. Даже свои чувства герой подчиняет этой цели.

Чацкий и София

Трагичность судьбы Чацкого, в одиночку противостоящего всему фамусовскому обществу, усиливается личной драмой — неразделенной любовью к Софии. София — незаурядная девушка.

С одной стороны, она воспитана отцом, посредственными иностранными учителями и сентиментальными французскими романами. С другой стороны, София, как Чацкий, умна и самостоятельна в мыслях и поступках, идет наперекор фамусовской среде и ее ценностям. Богатому и знатному Скалозубу она дает убийственную характеристику: Он слова умного не выговорил сроду, —

Мне все равно, что за него, что в воду.

Желанному в глазах общества жениху девушка предпочитает «безродного» Молчалина. Отстаивая свою любовь, она проявляет редкую смелость и решительность: «Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!»

Смысл названия пьесы «Горе от ума»

Название комедии А. Грибоедова «Горе от ума» связано с конфликтом пьесы. Драматург ставит вопрос, что же такое ум, и дает понять читателю: у каждого героя есть свой ответ, зависящий от системы нравственных координат, в которой тот живет.

Для фамусовского общества показателем ума является умение нажить богатство, достичь высокого положения в обществе. Для людей типа Молчалина признаком ума считается услужливость и соблюдение меры. Для Чацкого умный человек — тот, кто самостоятельно мыслит и имеет свое мнение.

Ум Фамусова и Молчалина служит хозяевам, помогает им приспосабливаться к любым условиям, добиваться успеха, Чацкому же его возвышенный ум только вредит, поэтому для окружающих он сродни безумию.

Однако Чацкий не только проиграл, но и победил в борьбе с московским барством. Чацкий, будучи типичным порождением этого общества, тем не менее, сумел подняться над ним, преодолеть его иллюзорные ценности и косное мировосприятие. Поэтому в названии пьесы — «Горе от ума» — читатель ощущает горькую иронию.

Язык комедии

Одно из главных достоинств пьесы «Горе от ума» — ее язык. У великого баснописца И. Крылова А. Грибоедов перенял опыт использования в поэзии разговорных интонаций и конструкций. Благодаря этому

шестистопный ямб комедии становится легким и свободным. Кроме того, речь каждого персонажа индивидуализирована.

Прочитав пьесу, А. Пушкин сказал: «О стихах не говорю — половина должна войти в пословицы». Так и случилось. Уже через год после появления комедии писатель В. Одоевский отмечал: «Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе целые разговоры, которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Многие выражения и фразы из произведения А. Грибоедова до сих пор украшают нашу речь: «Счастливые часов не наблюдают», «И дым отечества нам сладок и приятен», «А судьи кто?», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом» и другие.

Осмысливаем прочитанное

1. Почему А. Пушкин назвал А. Грибоедова одним из самых умных людей России?

2. В какой сфере деятельности, кроме литературы, проявил себя А. Грибоедов?

3. Удивил ли вас какой-либо факт биографии писателя? Почему?

4. Перечислите проблемы, затронутые драматургом в комедии «Горе от ума». Какие известные вам произведения литературы касаются названных вами социальных и нравственных вопросов?

5. Какие из приведенных в статье афоризмов А. Грибоедова вам известны? Когда употребляют эти фразы?

Готовим проект

6. Подготовьте проект «Интересные факты об А. Грибоедове».

ГОРЕ ОТ УМА

Комедия в пяти действиях (В сокращении)

Действующие лица:

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.

София Павловна, его дочь.

Лизанька, служанка.

Алексей Степанович Молчали н, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

П олковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Наталья Дмитриевна, молодая дама.

Платон Михайлович, муж ее.

Г о р и ч и.

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями.

Графиня бабушка.

Графиня внучка.

Хрюмины.

Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлёстов а, свояченица Фамусова.

Г. N.

Г. D.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде. Официанты Фамусова.

Действие в Москве в доме Фамусова.

ДЕЙСТВИЕ I

[Раннее утро. Проснувшаяся в кресле посреди гостиной Лизанька вспомнила, что барышня не отпустила ее вчера, поскольку к ней пришел Молчалин. Свидание все еще не закончилось, и встревоженная Лиза с трудом уговорила Софию и Молчалина расстаться. В дверях Молчалин столкнулся с Фамусовым. Тот в изумлении спросил, как секретарь оказался в гостиной. Молчалин солгал, будто только что вернулся с прогулки. Фамусов и секретарь отправились разбирать деловые бумаги.]

Явление 5

София, Лиза.

<…>

София

Подумаешь, как счастье своенравно!

Бывает хуже, с рук сойдет;

Когда ж печальное ничто на ум нейдет,

Забылись музыкой, и время шло так плавно;

Судьба нас будто берегла;

Ни беспокойства, ни сомненья.

А горе ждет из-за угла.

Лиза

Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья Не жалуете никогда:

Ан вот беда.

На что вам лучшего пророка?

Твердила я: в любви не будет в этой прока Ни во веки веков.

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется, к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.

София

Куда как мил! и весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, —

Мне все равно, что за него, что в воду.

Лиза

Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер;

Но будь военный, будь он статский,

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Не для того, чтоб вас смутить;

Давно прошло, не воротить,

А помнится.

София

Что помнится? Он славно Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.

Лиза

И только? будто бы? — Слезами обливался,

Я помню, бедный он, как с вами расставался. — «Что, сударь, плачете? живите-ка смеясь.»

А он в ответ: «Недаром, Лиза, плачу:

Кому известно, что найду я воротясь?

И сколько, может быть, утрачу!»

Бедняжка будто знал, что года через три.

София

Послушай, вольности ты лишней не бери.

Я очень ветрено, быть может, поступила,

И знаю, и винюсь; но где же изменила?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюбленным, Взыскательным и огорченным!

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот об себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него,

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

Лиза

Где носится? в каких краях?

Лечился, говорят, на кислых он водах,

Не от болезни, чай, от скуки, — повольнее.

София

И, верно, счастлив там, где люди посмешнее.

Кого люблю я, не таков:

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!

Сидим, а на дворе давно уж побелело,

Как думаешь? чем заняты? <…>

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. <…>

[Слуга доложил о приезде Чацкого. Чацкий ехал почти двое суток, чтобы поскорее увидеть Софию. Однако девушка приняла его довольно холодно.]

ДЕЙСТВИЕ II

[Чацкий принялся настойчиво расспрашивать Фамусова о дочери. Хозяин дома поинтересовался, не хочет ли молодой человек жениться на Софии.]

Явление 2

Фамусов, Слуга, Чацкий. Чацкий

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? Фамусов

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Чацкий

Служить бы рад, прислуживаться тошно. Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя,

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом1;

Век при дворе, да при каком дворе!

Тогда не то, что ныне,

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся — тупеем2 не кивнут.

Вельможа в случае3 — тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб:

На куртаге4 ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой;

Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь — уж нарочно,

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

А? как по-вашему? по-нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово.

Зато, бывало, в вист1 кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка!

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!

Чацкий

И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете, вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом,

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть как кружево плели. Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю.

Я не об дядюшке об вашем говорю;

Его не возмутим мы праха:

Но между тем кого охота заберет,

Хоть в раболепстве самом пылком,

Теперь, чтобы смешить народ,

Отважно жертвовать затылком?

А сверстничек, а старичок Иной, глядя на тот скачок,

И разрушаясь в ветхой коже,

Чай, приговаривал: «Ax! если бы мне тоже!» Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде; Недаром жалуют их скупо государи.

Фамусов Ах! Боже мой! он карбонари!2

Чацкий

Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов

Опасный человек! <…>

[Слуга доложил о приезде Скалозуба. Фамусов попросил Чацкого быть поосторожнее при полковнике. При появлении Скалозуба хозяин дома завел с ним светскую беседу о Москве, славной своими дворянскими традициями и роскошными домами, восстановленными после пожара 1812 года.]

Явление 5

Чацкий, Фамусов, Скалозуб.

Чацкий

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Фамусов (Чацкому)

Эй, завяжи на память узелок;

Просил я помолчать, не велика услуга.

(Скалозубу.)

Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти — так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом.

Чацкий

Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?

И похвалы мне ваши досаждают.

Фамусов

Не я один, все также осуждают.

Чацкий

А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма1; Всегда готовые к журьбе,

Поют всё песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли вы, к кому меня еще с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитей возили на поклон?

Тот Нестор2 негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурахОт матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, — Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! —

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету;

И нам за ними в путь счастливый!

И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали,

Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали! <. ..>

[Фамусов поспешил закончить беседу и покинул гостиную. В комнату вошли София и Лиза. В окно они случайно увидели, как Молчалин упал с лошади. София от испуга потеряла сознание. Чацкий заподозрил, что девушка влюблена в секретаря.]

ДЕЙСТВИЕ III Явление 1

Чацкий, потом София.

София

Напрасно: это все относится к другим,

Молчалин вам наскучил бы едва ли,

Когда б сошлись короче с ним.

Чацкий (с жаром)

Зачем же вы его так коротко узнали?

София

Я не старалась, Бог нас свел.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

И, между прочим,

Веселостей искать бы мог;

Ничуть: от старичков не ступит за порог; Мы резвимся, хохочем,

Он с ними целый день засядет, рад не рад, Играет…

Чацкий

Целый день играет!

Молчит, когда его бранят!

(В сторону.)

Она его не уважает.

София

Конечно нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал,

Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал; Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Чацкий

Сатира и мораль — смысл этого всего?

(В сторону.)

Она не ставит в грош его.

София

Чудеснейшего свойства Он наконец: уступчив, скромен, тих.

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, —

Вот я за что его люблю.

Чацкий (в сторону)

Шалит, она его не любит.

(Вслух.)

Докончить я вам пособлю Молчалина изображенье.

Но Скалозуб? вот загляденье:

За армию стоит горой,

И прямизною стана,

Лицом и голосом герой.

София

Не моего романа.

Чацкий

Не вашего? кто разгадает вас? <…>

[Лиза сообщила, что сейчас придет Молчалин. София вышла.]

Явление 3

Чацкий, потом Молчалин.

Чацкий

Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!

А чем не муж? Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

(Входит Молчалин.)

Вон он на цыпочках и не богат словами;

Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!

(Обращается к нему.)

Нам, Алексей Степаныч, с вами Не удалось сказать двух слов.

Ну, образ жизни ваш каков?

Без горя нынче? без печали?

Молчалин

По-прежнему-с.

Чацкий

А прежде как живали?

Молчалин

День за день, нынче как вчера.

Чацкий

К перу от карт? и к картам от пера?

И положенный час приливам и отливам?

Молчалин По мере я трудов и сил,

С тех пор, как числюсь по Архивам1,

Три награжденья получил.

Чацкий

Взманили почести и знатность?

Молчалин

Нет-с, свой талант у всех…

Чацкий

У вас?

Молчалин

Два-с:

Умеренность и аккуратность.

Чацкий

Чудеснейшие два! и стоят наших всех.

Молчалин

Вам не дались чины, по службе неуспех?

Чацкий

Чины людьми даются,

А люди могут обмануться. <…>

[Между тем в дом Фамусова начали съезжаться гости. Расстроенная словами Чацкого о Молчалине, София в разговоре с одним из гостей сказала, что Чацкий не в своем уме. Вскоре все гости обсуждали безумие Чацкого.

Не подозревая о пущенном Софией слухе, тот произнес перед всеми собравшимися горестный монолог о своем недовольстве Москвой. Когда Чацкий завершил пламенную речь и оглянулся, то обнаружил, что никто его не слушает: одни гости увлеченно танцевали, другие играли в карты.]

ДЕЙСТВИЕ IV

[Поздним вечером гости Фамусова стали разъезжаться. Чацкий, которому всё никак не подавали карету, ушел в швейцарскую. Оттуда он услышал, как Загорецкий сообщил Репетилову о его безумии. Слова Загорецкого подтвердили другие уезжавшие гости.]

Явление 10

Последняя лампа гаснет.

Чацкий (выходит из швейцарской)

Что это? слышал ли моими я ушами!

Не смех, а явно злость. Какими чудесами?

Через какое колдовство

Нелепость обо мне все в голос повторяют!

И для иных как словно торжество,

Другие будто сострадают… <…>

[Появилась София. Чацкий понял, что она ищет Молча-лина, и спрятался за колонну.]

Явление 12

Чацкий за колонною, Лиза, Молчалин (потягивается и зевает), София (крадется сверху).

Молчалин

<…> Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь — и простыну.

София (в сторону)

Какие низости!

Чацкий (за колонною)

Подлец!

Лиза

И вам не совестно?

Молчалин Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была. <. >

[Молчалин хотел обнять Лизу, но его остановила София, слышавшая весь разговор. Молчалин упал перед ней на колени, но девушка потребовала, чтобы он немедленно покинул дом. Молчалин спрятался у себя в комнате.]

Явление 13

Те же, кроме Молчалина.

Чацкий

Скорее в обморок, теперь оно в порядке,

Важнее давишной причина есть тому,

Вот наконец решение загадке!

Вот я пожертвован кому!

Не знаю, как в себе я бешенство умерил!

Глядел, и видел, и не верил!

А милый, для кого забыт

И прежний друг, и женский страх и стыд, —

За двери прячется, боится быть в ответе.

Ах! как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич! — Молчалины блаженствуют на свете!

София (вся в слезах)

Не продолжайте, я виню себя кругом.

Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!

Лиза

Стук! шум! ах! Боже мой! сюда бежит весь дом. Ваш батюшка вот будет благодарен.

Явление 14

Чацкий, София, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами.

Фамусов

Сюда! за мной! скорей! скорей!

Свечей побольше, фонарей!

Где домовые? Ба! знакомые все лица!

Дочь, Софья Павловна! страмница!

Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, Как мать ее, покойница жена.

Бывало, я с дражайшей половиной

Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!

Побойся Бога, как? чем он тебя прельстил?

Сама его безумным называла!

Нет! глупость на меня и слепота напала!

Все это заговор, и в заговоре был

Он сам, и гости все. За что я так наказан!.. <…>

Чацкий (с жаром)

<…> Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давиче так страстно и так низко Был расточитель нежных слов!

А вы! о Боже мой! кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Что память даже вам постыла

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал и ими жил, был занят беспрерывно!

Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,

Мой вид, мои слова, поступки — все противно, —

Я с вами тотчас бы сношения пресек И перед тем, как навсегда расстаться,

Не стал бы очень добираться,

Кто этот вам любезный человек?..

(Насмешливо.)

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей. — Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.

А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:

Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,

Я сватаньем моим не угрожаю вам.

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Достоинствами наконец Он будущему тестю равный.

Так! отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;

Теперь не худо б было сряду На дочь, и на отца,

И на любовника-глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду. <…>

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

(Уезжает.)

Явление 15

Кроме Чацкого.

Фамусов

Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?

Скажи сурьезно:

Безумный! что он тут за чепуху молол!

Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!

А ты меня решилась уморить?

Моя судьба еще ли не плачевна?

Ах! Боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

1824

Горе от ума: краткое содержание пьесы Грибоедова

Содержание

  1. История создания
  2. Характеристики персонажей
  3. Возвращение Чацкого
  4. Чацкий знает о Молчалине
  5. Званый вечер у Фамусова дома
  6. Разоблачение

Пьеса «Горе от ума» Грибоедова стал всемирной классикой, и украшением отечественной литературы. В произведении прекрасна и уместна сатира, которая по-новому раскрывает нравственность и привычки столичного дворянства.

Ну а мы сегодня займемся кратким содержанием пьесы «Горе от ума», а также приведем характеристики главных персонажей истории.

Усаживайтесь поудобнее, будет интересно!

История создания

Фото: novyefoto.ru

На дворе был далекий 1816 год и Александр Грибоедов только-только вернулся из длительной поездки за рубеж. Его по такому случаю пригласили на вечер.

Прибыл на место, он был поражен тем, как отечественное дворянство слепо пресмыкается и обожествляет все европейское. Он даже выступил с обличительной речью, и приглашенные тогда всерьез задались вопросом о душевном здоровье писателя.

Увидев непонимание и осуждение в глазах присутствующих, Грибоедов захотел написать сатирическую комедию, которая была бы местью пресмыкающемуся обществу. Если хотите узнать об этой конфронтации подробнее, прочтите нашу статью о смысле названия пьесы.

Фото: book24.ru

Работа над пьесой в четырех действиях продолжалась 4 года. И последние штрихи произведения были завершены в 1824 году. К сожалению, цензура не пропустила пьесу к публикации, речи не шло о ее постановке в театре.

Тогда от знакомых к знакомым передавались рукописные варианты, пока параллельно автор вносил новые правки.

Полная версия пьесы появилась на немецком языке уже после смерти Грибоедова в 1831 году. Спустя два года в России она появилась после жестких цензурных правок.

А полноценный вариант без «вырезок» и «вставок» появился у отечественных читателей только в 1862 году. Если вы хотите подробнее узнать о создании произведения, рекомендуем изучить нашу статью об истории создания пьесы.

Характеристики персонажей

Фото: 9111.ru

Чтобы лучше понимать происходящее на импровизированной сцене, приведем краткие характеристики главных действующих лиц пьесы «Горе от ума» Грибоедова:

  1. Фамусов Павел Афанасьевич – это представитель государственного аппарата власти, который воспитывает единственную дочь, будучи вдовцом. Он крайне скептически и настороженно относится к прогрессивным изменениям в обществе и просвещению народных масс. Именно поэтому он выбрал для своей дочери не молодого, но любящего человека, но солидного и материально обеспеченного военного Скалозуба.
  2. Фамусова Софья Павловна – это единственная дочь своего отца, которой не так давно исполнилось 17 лет. Несмотря на раннюю смерть матери, это не помешало девушке получить прекрасное образование и стать прогрессивной молодой дворянкой. Она влюбляется в небогатого и неизвестного практически никому Молчалина. Молодые встречаются тайно, как Софья понимает, что отец не одобрит такой выбор дочери.
  3. Молчалин Алексей Степанович – это молодой человек из бедной семьи, который служит секретарем в доме Фамусова. Он не обременен большим умом, и всегда поддакивает тем, кто выше него по социальной лестнице. С самого детства он привык пресмыкаться, чтобы получить для себя какие-то барыши. В угоду своему нанимателю, он начинает ухаживать за Софьей, не испытывая при этом никаких теплых чувств к ней. При этом он искренне любит служанку в доме Фамусова по имени Лиза.
  4. Чацкий Александр Андреевич – это молодой дворянин, который не так давно вернулся из-за рубежа (никого не напоминает?). Он безмерно горд, образован и прогрессивен. Поэтому не принимает стандарты и устаревшие нормы поведения столичного общества. Узнав об отношениях Молчалина и Софьи, он начинает изводить своего оппонента, чем вызывает жесткую реакцию своей бывшей возлюбленной.

Ну а мы подготовительными мероприятиями теперь покончено, и мы переходим к краткому содержанию пьесы «Горе от ума» Грибоедова.

Возвращение Чацкого

За спиной у Фамусова его дочь Софья и секретарь Молчалин тайно встречаются. Служанка Лиза организует им встречи, стоя за дверью настороже.

Молодая дворянская дочь надеется, что их отношения сохраняются в тайне. Однако отец все же начинает подозревать что-то не то.

Однако он решает отложить разрешение этого вопроса, так как к ним в дом возвращается воспитанник Чацкий, который провел за границей последние три года жизни.

Фото: ustaliy. ru

До своего отъезда Софья была очень хорошо расположена к молодому человеку и тот надеется продолжить приятное общение. Однако Чацкий узнает о ее связи с Молчалиным.

Софья не может открыть при личном разговоре Чацкому имя своего ухажера.

Отец узнает о двух соперниках за свою дочь, однако ему это не нравится, так как он видит лучшим кандидатом офицера Скалозуба.

Чацкий знает о Молчалине

Воспитанник продолжает жить в доме Фамусова и заводит с Молчалиным довольно «странные» разговоры о низости использования чувств ради служебного продвижения. Это не нравится главе семьи, и тот уводит от «смутьяна» прибывшего полковника Скалозуба.

Молчалин падает во дворе с коня и Софья, видя это, падает без чувств. Это замечает и Чацкий, догадываясь о тайной любви молодой дворянки. С секретарем ничего не случилось, и он, оставшись наедине со служанкой Лизой, признается ей в теплых чувствах.

Однако девушка не принимает его ухаживания, и осуждает за обман барыни Софьи. Самой же Лизе нравится слуга Петруша, пусть она и не отталкивает робкие ухаживания Фамусова. Ну а мы двигаемся дальше по краткому содержанию «Горе от ума» Грибоедова.

Званый вечер у Фамусова дома

Чайкий и Софья объясняются между собой. Молодой человек понимает, что его точно отвергли и упрекает в этом девушку. Также он очень грубо отзывается о Молчалине, что задевает ее чувства.

Тем временем в дом ее отца приезжают гости на ужин, и Софья говорит с несколькими людьми о том, что Чацкий, кажется, не вполне в здравом уме.

Фото: histograf.ru

Когда молодой человек приходит к столу, все присутствующие смотрят на него «особенным» и оценивающим взглядом.

Разоблачение

После того, как гости разошлись, Чацкий случайно слышит очередное признание Молчалина в любви Лизе. Этот же разговор слышит Софья, которая в бешенстве выгоняет секретаря из дома. Затем Чацкий выказывает девушке свое негодование по поводу того, что она распускает о нем лживые слухи в высшем обществе.

Фото: literaturus.ru

Появляется отец, который угрожает дочери ссылкой в деревню, а Чацкому запрещает ухаживать за Софьей. Однако молодой человек и не думал более этого делать, так как совершенно разочаровался в столичном обществе.

Он заказывает себе карету и намерен навсегда покинуть Москву. Вот такой получился финал пьесы «Горе от ума» Грибоедова.

На этом наше краткое содержание пьесы «Горе от ума» Грибоедова подошло к концу. Надеемся, после прочтения у вас не останется вопросов по типу «Горе от ума о чем» или «Горе от ума кто написал». Если вы хотите понять, что хотел сказать автор своей пьесой, то рекомендуем изучить нашу статью о том, чему учит это произведение современное поколение.

Если у вас остались вопросы или есть предложения, обязательно пишите их в комментариях. А у нас на этом все.

Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!

краткое содержание текущего произведения

«Горе от ума» — одно из классических произведений русской литературы, тезисы которого остаются актуальными и сегодня. Произведение «Горе от ума», Грибоедов, краткое содержание которого востребовано сегодня не только в курсе школьной или вузовской программы по литературе, но и в жизни, поистине является жемчужиной русской классики.

Софья, дочь Фамусова, на рассвете занимается музицированием с Молчалиным, подчиненным родному отцу. Горничная Лиза следит, чтобы никому не стало известно, что папина дочка хотела заниматься музыкой в ​​такой ранний час, и чтобы никто ничего лишнего не подумал о девочке.

Неожиданно появляется сам Фамусов и начинает преследовать Лизу, которая все больше и больше беспокоится о Софье. Наконец из комнаты выходит отец семейства, через несколько мгновений входят Софья и Молчалин. Не успела Лиза сделать им предложение и рассказать о приезде Фамусова, как последний появляется на пороге. Так начинается роман «Горе от ума». Грибоедов, краткое содержание произведения которого рассматривается в этой статье, говорит о комической ситуации, но героям совсем не до смеха.

Софья рассказывает зрителям о своем сне, пытаясь намекнуть отцу о возвышенных чувствах к бедному и робкому Молчалину. Однако Фамусов реагирует довольно резко, говоря, что человек без денег в кармане не может стать парой для его дочери, после чего советует ей лечь, а сам идет подписывать документы в сопровождении Молчалина.

Дочь Фамусова признается Лизе в своих чувствах к Молчалину. Ради любви она готова поступиться своим добрым именем и пойти наперекор общественному мнению. Лиза категорически противится чувствам Софьи и напоминает ей о существовании Чацкого, в которого она когда-то была влюблена, но теперь и слышать о нем не хочет. Такими представлялись юные девушки его эпохи в «Горе от ума» Грибоедова. Краткое содержание рассказа передает настроение того времени, когда было решено действовать по велению сердца, а не разума.

Неожиданно в дом Фамусовых приходит Чацкий, который воспитывался здесь раньше. Несколько лет он путешествовал, а теперь хочет увидеть Софию прямо с дороги. Дальше — хуже, он говорит, что она слишком холодна к нему, и он мчался верхом почти двое суток. В их диалоге даже намёк на любовь не указывал на Грибоедова. «Горе от ума», содержание которого мы рассматриваем, наглядно показывает, как происходит разрушение любви и угасание былого чувства.

Появляется Фамусов и разговаривает с Чацким. София тем временем ускользает. Чацкий некоторое время отвечает на банальные реплики собеседника и пытается перевести тему разговора на Софью, после чего уходит. Фамусов пытается понять, кого именно хочет в мужья его муж: Чацкого или Молчалина.

Через некоторое время Чацкий возвращается в дом Фамусова и беседует с отцом семейства. Между ними разгорается конфликт, который, казалось бы, улаживается только с появлением Скалозуба. Однако даже в гостях Чацкий позволяет себе бранить хозяина дома, и Фамусов уходит в канцелярию. После небольшого диалога между Чацким и Скалозубом последний отправляется туда. Скандалы, душевные терзания и загадки человеческой души наполнили его роман «Горе от ума» Грибоедова. Краткое содержание произведения свидетельствует о непреодолимом желании героя разобраться в перипетиях дома Фамусова.

На протяжении большей части произведения Чацкий пытается выяснить, кто нравится Софье: Скалозуб или Молчалин, забывая, что неплохо было бы узнать, как она относится к себе. В своих попытках понять простую истину Чацкий становится объектом всеобщих насмешек, некоторые всерьез считают его психически ненормальным. Впрочем, не так уж нов и избранный поворот сюжета своего произведения Грибоедов. «Горе от ума», герои которого безнадежно глупы и не способны принять в свое общество действительно умного человека, полна примеров наивности, жадности и лицемерия.

Итог рассказа закономерен: оказывается, что МОЛЧАЛИН вообще не испытывает к Софье никаких чувств и находится с ней только из-за карьерных перспектив. Чацкий, увидев безумие, творящееся в доме Фамусовых, решает просто удалиться, чтобы не быть осмеянным и посрамленным.

Горе касается всех нас, но осознанность может помочь

В моей жизни произошла серьезная смерть, когда 5 лет назад скончался мой дедушка. У нас был один день рождения, и мы всегда были близки. Тогда ему поставили диагноз слабоумие.

Наша связь укрепилась в последний год его жизни, когда я стал его основным дневным опекуном.

Если бы это было не так, мое горе, возможно, не было бы таким тяжелым. Как и многие 29-летние, которые потеряли бабушку и дедушку, я, возможно, чувствовал боль, но также принял его смерть как нормальную часть жизни.

Вместо этого я глубоко пережил потерю.

Я избегал того, чем мы раньше занимались вместе, например, походов в Costco или поедания картофеля фри из сладкого картофеля. И когда наступил мой день рождения, это было скорее горько, чем сладко.

К счастью, я смог получить доступ к тихой силе осознанности, которая помогла мне переварить боль.

Горе может быть неизбежной частью жизни, но то, как мы к нему относимся, может сделать разницу между огромной агонией и нежным, деликатным принятием.

Не существует универсального подхода к скорби. То, что у одних может пройти быстро, у других может занять годы.

На самом деле, когда мы теряем кого-то, к кому у нас есть эмоциональная привязанность, чувство утраты никогда не проходит. Скорее, это становится частью нашей жизни.

В какой-то момент большинство людей переживают потерю друга, родителя, близких или здоровья.

Горе — совершенно естественная человеческая реакция, а поводов для горя — бесчисленное множество. К ним относятся потеря:

  • работы (да, даже той, которую вы не совсем любили)
  • домашнего животного
  • отношений
  • беременности
  • любимого человека
  • дома
  • вашего здоровья

    ваша мобильность

Я нечасто бываю на похоронах, но я хорошо знаю чувство утраты и горя. От выкидышей до оскорбительных отношений и диагноза СДВГ в конце жизни горе посещало меня разными способами.

Последние два случая привели к сильному ощущению потерянного времени за годы, проведенные с деструктивным человеком, и ощущению, что со мной что-то не так, не зная почему.

Благодаря всему этому я подружился с горем и открыл для себя несколько эффективных, осознанных методов преодоления.

Когда мы теряем кого-то, к кому у нас есть эмоциональная привязанность, чувство утраты никогда по-настоящему не проходит. Скорее, это становится частью нашей жизни.

Согласно Mindful Communications, «Осознанность — это основная человеческая способность полностью присутствовать, осознавать, где мы находимся и что мы делаем, а не чрезмерно реагировать или перегружаться тем, что происходит вокруг нас».

Всякий раз, когда вы обращаете внимание на то, что непосредственно испытываете, вы сохраняете осознанность. Сюда входят:

  • то, что вы можете видеть, слышать, обонять, ощущать на вкус и осязать
  • ваше душевное состояние
  • ваши мысли и эмоции
  • ваши телесные ощущения
  • ваше дыхание
  • ваше окружение
  • Иногда это, 90 происходит автоматически. Иногда требуется немного практики.

    Существует бесчисленное множество способов практиковать осознанность, и небольшое исследование может помочь вам найти метод, который подходит именно вам.

    Нет правильного способа скорбеть, но есть способы поддержать процесс скорби.

    «Осознанность как практика, сосредоточение внимания на том, что происходит, действительно помогает при горе», — говорит Меган Девайн, психотерапевт и защитник горя. .

    Она говорит, что цель использования осознанности во время скорби — «выжить, справиться с этим, справиться с этим, но не исправить это».

    Хотя в позитивном настрое нет ничего плохого, очень важно не торопиться и не отбрасывать сложные эмоции в процессе исцеления.

    Самое распространенное неправильное понимание горя — это вера в то, что это проблема.

    «Отношение к горю как к проблеме, которую нужно решить, а не как к чему-то, о чем нужно заботиться и уважать, [является] главным образом причиной того, что 90 процентов тех, кто оказывает поддержку горю, делают это неправильно», — говорит Дивайн.

    Поскольку внимательность заключается в том, чтобы быть со всем, что приходит на ум — хорошим или плохим — это идеальный компаньон для здоровой скорби.

    Поскольку внимательность заключается в том, чтобы быть со всем, что случается — хорошим или плохим, — это идеальный компаньон для здоровой скорби.

    Как найти мудрость в пристрастиях к еде, а также 7 способов примириться с ними

    Кристал Хошоу

    Настоящее время: как воплотить секс для более глубокого удовольствия и близости оставаться на связи во время праздников, даже если это сложно

    Автор: Кристал Хошоу

    Позиция Девайн соответствует научным исследованиям.

    Исследование 2018 года, включающее 8-недельное вмешательство когнитивной терапии, основанное на осознанности, у скорбящих людей, показало значительные улучшения как в исполнительном контроле, так и в эмоциональной регуляции. Это было измерено с помощью самоотчетных анкет и функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

    Исследование, проведенное в 2020 году, показало, что осознанность как черта предсказывает более высокие темпы посттравматического роста (PTG) у людей, переживших травматическое горе.

    Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что 15 фасилитаторов групп, прошедших обучение по снижению стресса на основе осознанности (MBSR), стали более эффективными в своих ролях, что привело к повышению качества программы, командной работы, взаимного уважения и общего опыта сострадания.

    В ходе проведенного в 2019 году исследования членов семьи, ухаживающих за близким человеком, страдающим деменцией, исследователи обнаружили сильную обратную связь между горем опекуна и внимательностью. Результаты были измерены с помощью анкет и данных фМРТ, собранных из 19участники.

    Исследователи отметили, что терапия осознанности может быть особенно эффективной, помогая членам семьи справиться с затянувшимся горем, возникающим из-за заботы о любимом человеке, находящемся в состоянии умственного упадка. Тем не менее, необходимы более масштабные исследования.

    По словам Дивайна, есть семь шагов, которые помогут вам осознанно справиться с горем:

    1. Признайте и примите свои чувства.
    2. Выразите себя.
    3. Знай, что ты не один.
    4. Попробуйте медитацию, сосредоточенную на горе.
    5. Создайте здоровые границы.
    6. «Отклеить».
    7. Расскажите свою историю.

    Признайте и примите свои чувства

    Хотя это может быть нелегко, принятие того, что вы чувствуете, является первым шагом к исцелению и наиболее важным в процессе осознанного горя.

    Позволяя себе чувствовать то, что вы чувствуете, без осуждения, вы перестаете сопротивляться своим эмоциям. Это означает, что вы можете перестать бороться с тем, что вы чувствуете.

    Вы также начинаете понимать, что горе — это не линейный путь с красивыми галочками. Скорее, это цикл. Он может приходить волнами, приливами и отливами без объяснения причин.

    Поняв это, вы сможете увидеть, что горе приходит и уходит. Становится намного легче справляться со своими чувствами, зная, что, в конце концов, они пройдут.

    Выразите себя

    Как только вы примете свои чувства, вы сможете дать им здоровый выход. Это может включать:

    • написание или ведение дневника
    • художественное творчество
    • упражнения
    • разговоры и общение
    • танцы
    • садоводство
    • волонтерство
    • приготовление пищи или выпечка
    • прослушивание музыки или воспроизведение музыки

    В то время как некоторые люди находят облегчение, говоря о своих чувствах, другие этого не делают. Полезно найти способ выразить свои эмоции, чтобы они не застряли.

    Для некоторых это может быть формой прикладывания пера к бумаге, будь то ведение дневника, запись в потоке сознания или запись «одна строка в день».

    Исследование, проведенное в 2010 году, показало, что структурированное письмо является полезным инструментом для повышения чувства понимания и смысла у горюющих людей.

    В документе 2019 года, представленном на конференции, говорится, что арт-терапия дает способ облегчить и сдержать чувство страха, кризиса и угрозы, в то же время уважая опыт человека, который был потерян.

    Независимо от того, какой метод подходит вам, самовыражение является важной частью процесса скорби.

    Знай, что ты не один

    Горе может быть одиноким местом. Независимо от того, поглощена ли каждая мысль вашей потерей или она приходит и уходит, правда в том, что вы никогда не одиноки в своем горе.

    Горе — универсальный опыт. Если вы можете использовать осознанность, чтобы осознавать свои чувства, вы также можете осознавать, что вы не одиноки в этих чувствах или в своем процессе скорби.

    Вы даже можете подумать о том, чтобы найти группу поддержки горя с помощью справочника ресурсов для скорбящих, например, составленного Eluna Network.

    Универсальная природа горя

    В буддийской притче рассказывается история Кисы Готами, молодой матери, рано потерявшей младенца.

    Она лихорадочно искала помощи, чуть не потеряв рассудок от горя, пока кто-то не предложил ей посетить Будду.

    Будда сказал ей, что может помочь, если она принесет ему одно горчичное зернышко. Единственная загвоздка: это должно было произойти из дома, которого не коснулась смерть.

    Готами стучал во все двери в отчаянных поисках горчичного зерна. Хотя многие люди были готовы дать ей семя, каждый раз ей мешал тот факт, что каждая семья переживала потерю любимого человека.

    В конце концов, Готами осознала, что потеря универсальна, и освободилась от своего отчаяния, чтобы вернуть сына к жизни.

    Попробуйте медитацию, сосредоточенную на горе.

    Теоретически медитация — самая простая вещь в мире. На практике, особенно во времена утраты, медитация может показаться невыполнимой задачей.

    Сидеть только со своими мыслями и эмоциями может быть ошеломляюще. С практикой медитация может создать структурированное пространство, позволяющее себе просто быть, чувствовать и принимать.

    Это создает безопасную среду для того, чтобы ваша боль просто существовала без сопротивления.

    В исследовании 2019 года изучалось, может ли приложение для медитации осознанности улучшить психологическое самочувствие, снизить нагрузку на работе и снизить артериальное давление при передвижении. Участники сообщили о значительном улучшении своего самочувствия, стресса, напряжения на работе и восприятии социальной поддержки на рабочем месте как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

    Создайте здоровые границы

    Когда вы скорбите, друзья и знакомые из лучших побуждений могут захотеть вмешаться, чтобы помочь. Хотя их сердца могут быть в нужном месте, это может быть не то, что вам нужно.

    Например, некоторые люди могут попытаться смягчить удар, говоря что-то вроде:

    • «Теперь им лучше».
    • «Они не хотят, чтобы ты грустил».
    • «Другим людям хуже».
    • «У тебя так много интересного в жизни».

    Может показаться, что они пытаются стереть вашу боль и потерю.

    Другие могут неоднократно звонить или приходить к вам домой. Хотя это может быть полезно для некоторых, другим может потребоваться пространство и время в одиночестве.

    Дивайн объясняет, что вы можете сообщать о своих потребностях и устанавливать здоровые границы. То, как вы это сделаете, говорит она, может зависеть от ваших отношений с человеком, с которым вы устанавливаете границы.

    Когда дело доходит до знакомства, вы можете сказать что-нибудь простое и по делу, например:

    «Я ценю ваше чувство. Это не то, что мне сейчас полезно, но я надеюсь, что у вас хороший день».

    С друзьями или родственниками вы можете сказать:

    «Я знаю, как тяжело видеть, как мне больно, и что вы пытаетесь помочь. Можем ли мы поговорить о том, что полезно для меня, а что нет?»

    Может быть трудно просить о том, что вам нужно, но простая просьба поможет вам почувствовать поддержку и понимание в вашем горе.

    «Отклеиться»

    Существует множество идей о том, как должно выглядеть горе. Из-за этого Девайн отмечает, что иногда вы можете чувствовать, что «застряли» в своем горе.

    Это означает, что у вас могут быть ложные ожидания относительно того, как «правильно» горевать.

    Когда дело доходит до горя, финишной черты нет. Хотя горе может приходить и уходить, потеря остается.

    Если спустя годы у вас до сих пор слезятся глаза, когда кто-то, кого вы потеряли, всплывает в разговоре или в ваших мыслях, это не значит, что вы застряли. На самом деле, это может быть здоровым выражением вашей неизменной любви и признательности к этому человеку.

    Такие вещи, как изменения аппетита и нарушения сна, могут еще больше усложнить переживание горя. Хотя это не означает, что вы «застряли», некоторые нормальные реакции на горе могут негативно повлиять на вашу жизнь.

    Если вы плохо спите из-за того, что вам снятся кошмары, возможно, пришло время изучить способы улучшения сна или обратиться к специалисту.

    Потеря интереса к работе, хобби или даже дружбе, которая была у вас до потери, — это нормально, но важно поддерживать социальные связи там, где это возможно.

    Когда горе становится проблемой? Поведение, на которое следует обратить внимание, включает:

    • аддиктивное поведение
    • крайняя изоляция
    • мысли о самоубийстве или членовредительстве
    • долгосрочные изменения сна или аппетита, которые влияют на ваше здоровье
    • длительная неспособность признавать или говорить о своем потеря

    Девайн говорит, что, поскольку мы не часто говорим о горе как о нормальной части жизни, легко подумать, что вы или ваши близкие скорбите неправильно. Это означает, что многие из нас не говорят о том, что мы на самом деле чувствуем.

    Именно эта длительная неспособность сказать правду о потере действительно заставляет человека «застревать» в своем горе.

    Получение поддержки

    Горе — мощное, но универсальное переживание. Вам не нужно проходить через это в одиночку.

    Существует множество ресурсов, которые помогут вам справиться с горем. К ним относятся группы поддержки и терапия горя. В некоторых случаях ваша страховка может покрывать терапию, но есть и доступные варианты.

    Поговорите со специалистом в области здравоохранения, чтобы узнать, какая форма поддержки горя вам подходит.

    Начните рассказывать свою историю

    Хотя это и не обязательно делать сразу, Дивайн настоятельно рекомендует поделиться своей историей с горем.

    Говорить правду о том, что произошло и как выглядит процесс вашей скорби, может быть невероятно мощным.

    «Если рассказать правду о собственном опыте, все изменится, — говорит Дивайн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *