Краткое содержание “На дне” 👍
Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для “бывших” людей, оказавшихся “на дне” жизни.
Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: “что лучше, истина или сострадание? Что нужнее?”. Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.
Прочитав
краткое содержание “На дне” по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах пьесы. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.
Главные герои
Костылев Михаил, 54-х лет, хозяин ночлежного дома.
Василиса – супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.
Наташа – сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
Лука – странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.
Васька Пепел – вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
Клещ Андрей Митрич – “рабочий
человек”, слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.
Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
Барон – бывший аристократ 33-х лет, сожитель Насти, уверен, что у него “все в прошлом”.
Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.
Другие персонажи
Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден – “человек должен вести себя смирно”.
Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
Алешка – сапожник, 20 лет.
Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
Настя, девица легкого поведения, 24-х лет, мечтает о настоящей любви.
Квашня – женщина лет 40-ка, торгует пельменями.
Краткое содержание
Акт первый
Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.
Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола “хозяйничает” Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестиранной занавеской на кровати в углу кашляет Анна.
На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.
Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.
Барон, выхватывая у Насти книжку, и, прочитав название – “Роковая любовь”, – хохочет.
Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.
Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия – скорняк и когда-то он имел “собственное заведение”.
Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.
Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла, собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.
Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.
Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает, жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.
Актер и Сатин уходят.
Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.
Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.
Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот “зря скрипит”. Клещ говорит, что вырвется отсюда, не хочет жить, как все здесь – “без чести и совести”. Пепел же считает, что люди в ночлежке не хуже Клеща.
Пепел с Бароном уходят.
Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.
В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.
Акт второй
Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько постояльцев заняты игрой в карты, за ними наблюдают Актер и Клещ. Медведев с Бубновым играют в шашки.
Лука сидит возле кровати Анны.
Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.
Актер собирается “продекламировать куплеты” Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено – он “пропил душу”. Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе.
Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. “Человек – все может… лишь бы захотел”,- считает Лука.
Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело.
Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что “Мишка Костылев с женой” его на воровство подбил и краденое купил.
Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в “золотую сторону”, Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.
Входит Василиса. Она говорит с Пеплом, и тот признается, что Василиса надоела ему – в ней “души нет”. Василиса предлагает Пеплу жениться на сестре в обмен на убийство своего надоевшего мужа.
Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дело с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.
Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.
Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.
Акт третий
Действие – на “пустыре”, захламленном и заросшем бурьяном дворе ночлежки.
Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет.
Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожитель ее смеется, потому что в его жизни не было ничего настоящего.
Обитатели “дна” рассуждают о правде и лжи.
Наташа говорит, что и она выдумывает и ждет кого-то “особенного” или чего-то “небывалого”. Хотя, чего ждать – она не понимает, “всем плохо жить”.
Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы “душу подкрасить”, сам он не видит смысла врать, ему лучше “валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?”
Клещ людей ненавидит и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает
Появляется Пепел, включается в разговор. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что “не всегда правдой душу вылечишь”, поэтому человека стоит пожалеть.
Говорит, что скоро покинет ночлежку.
Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, признается в любви, обещает бросить воровство. Он чувствует, что надо изменить жизнь, “так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать”. Наташа в раздумье, но все-таки решается поверить ему.
Подходят Костылев с женой. Василиса старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.
Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а все хорошие люди имеют паспорт. Лука открыто говорит, что думает: Костылеву никогда не измениться, ведь он как непригодная для урожая земля – ни на что не годен.
Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.
Бубнов говорит Луке, что “вовремя уйти всегда лучше” и рассказывает свою историю.
Сатин и Актер, о чем-то споря, заходят в подвал. Сатин говорит, что никуда Актер не уйдет и требует сказать, чего Лука наобещал Актеру. Странник спрашивает, каким образом мог оказаться в ночлежке Сатин.
Тот с неохотой рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: “убил подлеца в запальчивости и раздражении”, а после тюрьмы все дороги закрыты.
Входит угрюмый Клещ – он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну и не понимает, как жить дальше.
Из квартиры Костылевых слышен крик Наташи: “Бьют! Убивают!”. Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться, что происходит.
Звучат отдельные голоса, по репликам понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.
Появляются Квашня и Настя, помогают идти Наташе – она избита и ноги ее обварены кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели ночлежки. Появившийся Пепел видит Наташу и бьет с размаху Костылева.
Тот падает. Василиса кричит, что убили мужа, указывает на Пепла. Василий же говорит, что сама Костылева подговаривала его убить мужа.
Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.
Акт четвертый
Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки.
За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла, лежит Татарин.
Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Своих же собеседников называл “ржавчиной”. Клещ соглашается – старик хороший, жалостливый.
Татарин считает, что Лука жил по закону “Не обижай человека”.
Для Сатина “старикан” “как мякиш для беззубых”, к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.
Барон называет Луку шарлатаном.
Настя, которой стали противны, и жизнь, и люди, хочет уйти “на край света”. Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.
Клещ замечает, что странник Лука “поманил куда-то, а сам дорогу не сказал”. По его мнению, он “очень против правды восставал. Верно – и без нее – дышать нечем”.
Сатин в возбуждении приказывает “молчать о старике” – тот, в отличие от всех, понимал, что “правда – это человек”, а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как “кислота на старую и грязную монету”.
Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму – точно.
Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а “не унижать его жалостью”. Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.
Актер, вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.
Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь.
Барон кричит с порога – на пустыре повесился Актер.
Сатин произносит: “Эх, испортил песню, дур-рак!”
Вывод
Пьеса “На дне” Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. Давая только общее представление о пьесе, краткий пересказ “На дне” предполагает дальнейшую работу читателя с полным текстом драмы.
Краткое содержание На дне. М. Горький
Действующие лица:
Михаил Иванов Костылев, 54 года — содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, 26 лет — его жена.
Наташа, 20 лет — ее сестра.
Медведев Абрам Иваныч, полицейский, 50 лет — их дядя.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ Андрей Митрич, 40 лет — слесарь.
Анна, 30 лет — его жена.
Настя, 24 года — девица.
Квашня, под 40 лет — торговка пельменями.
Бубнов, 45 лет — картузник.
Барон, 33 года.
Сатин и Актер — приблизительно одного возраста, лет под 40.
Лука, 60 лет — странник.
Алешка, 20 лет — сапожник.
Кривой Зоб и Татарин — крючники.
Несколько босяков без имен и речей.
Действие первое
Подвал, похожий на пещеру. В правом углу отгорожена комната Пепла, около двери в эту комнату находятся нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь. На кухне живут Квашня, Барон, Настя. У левой стены сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам. Посередине находится большой стол, две скамьи, табурет. За столом хозяйничает Квашня, Барон жует хлеб, Настя читает книгу. На постели, за пологом, кашляет Анна. Бубнов на нарах примеряет на болванке для шапок старые брюки. Сатин только что проснулся и рычит. На печке кашляет Актер.
Квашня говорит, что она свободная женщина, сама себе хозяйка и никогда не выйдет больше замуж. Клещ уверен, что она врет и обвенчается с Абрамкой. Барон выхватывает у Насти книжку и читает название — «Роковая любовь». Он хохочет. Квашня начинает препираться с Клещом, упрекает, что он заездил свою жену. Клещ огрызается. Анна просит не ругаться и не кричать, дать ей спокойно умереть. Бубнов иронично замечает, что шум — смерти не помеха. Квашня жалеет Анну. Барон говорит Квашне, что пора на базар. Квашня предлагает Анне горяченьких пельменей. Анна отказывается, говорит, что ей незачем есть. Квашня уговаривает ее немного поесть и обещает оставить пельменей на кухне. Барон толкает Настю, чтобы она бросила читать. Она отмахивается от него. Сатин приподнимается и спрашивает, кто бил его вчера. Бубнов и Сатин предполагают, что его избили после игры в карты. Актер говорит, что однажды его забьют до смерти. Сатин отвечает, что два раза убить нельзя. Клещ предлагает Актеру слезть с нар и убрать в ночлежке. Актер считает, что сегодня очередь Барона убирать. Тот с кухни отвечает, что ему убирать некогда, потому что он уходит на базар с Квашней. Барон просит Настю подмести в ночлежке вместо него. Настя не собирается этого делать. Квашня из кухни зовет Барона и просит Актера заняться уборкой. Актер замечает, что ему вредно дышать пылью, потому что его организм отравлен алкоголем. Квашня и Барон уходят на базар. Барон несет сумки. Анна предлагает мужу поесть пельменей, которые оставила ей Квашня.
Анна говорит, что ей, видно, скоро умереть и поэтому есть незачем, а муж — работник. Клещ уходит на кухню.
Сатин произносит бессмысленно слова: органон, организм, макробиотика. Смысл их Сатин забыл, но он вообще любит непонятные слова, которых начитался в книгах, когда был телеграфистом. Он считает себя образованным человеком. Бубнов рассказывает, что он тоже был когда-то скорняком, имел мастерскую. Актер считает, что главное — талант, а образование — чепуха. Пока Актер рассуждает о таланте, Сатин просит у Бубнова денег. У Бубнова денег нет, и Сатин просит у Клеща. Тот посылает его к черту. Анна жалуется мужу, что ей душно, просит открыть дверь. Тот не делает этого, потому что тогда он оказался бы на сквозняке. Бубнов уходит купить ниток. Актер подходит к Анне и отводит ее в сени. В дверях они сталкиваются с Кос- тылевым. Он подозрительно осматривает ночлежку, прислушиваясь к звукам из комнаты Пепла. Он тихо спрашивает, не была ли здесь его жена. Костылев упрекает Клеща в том, что тот занимает слишком много места. Он хочет повысить ему плату из-за этого. Клещ говорит, что тогда его проще удавить веревкой. Костылев отвечает, что от этого никому не будет пользы. Живой Клещ ему нужнее, на его деньги он сможет купить масла в лампаду, и этим искупятся грехи как Костылева, так и Клеща, который сам не подумает о своих грехах. Клещ кричит на Костылева, упрекая его в том, что он пришел его травить. Возвращается Актер, который усадил Анну в сенях. Костылев говорит Актеру, что ему зачтется на том свете его доброта. Актер предлагает Костылеву на этом свете за его доброту скостить ему половину долга за ночлежку. Костылев отвечает, что доброту сердца нельзя равнять с деньгами. Долг нужно отдавать. Клещ уходит в сени.
Костылев стучит в дверь Пепла. Сатин шутит, что Пепел откроет — а там жена Костылева. Тот советует ему шутить в меру и сильно стучит в дверь. Все знают, что у Пепла роман с женой хозяина ночлежки. Пепел открывает, и Костылев заглядывает в комнату. Пепел требует от Костылева денег за часы, которые он
вчера ему отдал. Костылев невинно интересуется: «Какие часы?» Сатин ехидно замечает: «Краденые». Пепел грубо требует от Костылева денег, и тот уходит, жалуясь на грубость. Сатин смеется. Он интересуется у Пепла, почему тот не убьет Костылева и не станет хозяином ночлежки. Пепел не видит в этом никакой радости, потому что обитатели ночлежки пропьют в кабаке не только все хозяйство, но и его самого из-за его доброты. Возвращается Клещ. Анну Наташа отвела на кухню. Актер просит у Пепла денег. Тот дает ему двугривенный. Сатин говорит, что воры — лучшие люди на свете. Клещ угрюмо замечает, что им легко достаются деньги. Сатин рассуждает, что деньги легко достаются многим, но немногие легко с ними расстаются. Он убежден, что, когда работа в удовольствие, жизнь — хороша, когда труд — обязанность, жизнь — рабство. Сатин и Актер уходят пить.
Пепел говорит Клещу, что тот зря работает. Клещ не видит другого способа заработать на пропитание. Пепел приводит в пример обитателей ночлежки, но Клещ считает их рванью, отребьем. Он уверен, что, когда умрет его жена, он вырвется отсюда. Для Пепла остальные обитателя ничем не хуже Клеща. Тот считает, что у них нет совести. Пепел к этому относится равнодушно, потому что совесть и честь нужны только тем, у кого сила да власть. С ним согласен пришедший Бубнов.
Входит Наташа, а за нею появляется Лука. У него в руках палка, за плечами котомка, а у пояса висит котелок и чайник. Наташа представляет нового постояльца. Речь Луки ласковая, гладкая. Наташа просит Клеща быть поласковее с женой. Пепел заигрывает с Наташей, говорит, что от ее чистой руки даже смерть примет с радостью. Наташа не поддерживает игривый тон Пепла. Наташа уходит, напомнив Клещу о жене. Бубнов напоминает Пеплу, что Василиса своего даром не отдаст, ему лучше прекратить такие разговоры с Наташей. Пепел жалуется на скуку. Он просит Луку не петь его жалобную песню. Пепел предлагает Барону полбутылки за то, чтобы тот лаял на четвереньках. Барон объясняет, что сейчас в этом нет никакого интереса, потому что он стал таким же, как и другие обитатели ночлежки. Попробовал бы Пепел заставить его делать это, когда он был неровня им. Барон вспоминает, как ему подавали кофе в постель. Лука замечает, что как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь. Барон удивляется, откуда появился такой Лука, спрашивает, есть ли у него паспорт. Потом признается, что у него самого нет бумаг. Пепел зовет Барона в трактир, они уходят. Лука интересуется, действительно ли Барон был бароном. Бубнов не уверен в этом, но то, что тот был барином, это точно. Он и теперь может вдруг барина из себя показать.
Появляется подвыпивший Алешка с гармошкой в руках. Алешка утверждает, что ничего не хочет, денег — не хочет, чтобы им командовал пьяница — тоже не хочет. Настя жалеет его, потому что он еще молодой. Появляется Василиса. Алешка предлагает сыграть ей похоронный марш. Василиса отвечает, что молод он еще лаять на нее. Алешка убегает. Василиса грозит Бубнову, что выгонит его, если Алешка снова появится. Она напоминает ему, что он живет из милости, потому что не рассчитался с долгом. Василиса резко разговаривает с Лукой, требует у него паспорт. Он обещает принести его к ней на квартиру. Бубнов замечает, что Василиса кого-то высматривает, и сообщает ей, что Пепел ушел. Василиса ругает жильцов за то, что в ночлежке грязно. Она не собирается платить штраф санитарам. Ее интересует, разговаривал ли Пепел с Наташей. Отругав жильцов, Василиса уходит. Лука идет за метлой, чтобы подмести пол, потому что никто не собирается этого делать. Настя объясняет Бубнову, что Василиса накинулась на Алешку потому, что он рассказывал, как она надоела Ваське и что тот собрался бросить ее и взять себе Наташу. Настя чувствует себя здесь лишней, хочет уйти на другую квартиру. Бубнов говорит, что она везде будет лишней. Настя уходит.
Входит Медведев, а за ним Лука с метлой. Медведев пытается узнать, какие отношения у Василисы и Пепла. Бубнов притворяется, что не понимает его намеков. Медведев говорит, что он Василисе не отец, а дядя, поэтому нечего над ним смеяться. Приходит Квашня и рассказывает, что Медведев опять предлагал ей венчаться. Бубнов советует ей соглашаться. Медведев посмеивается. Квашня: «…замуж бабе выйти — все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала, — на всю жизнь памятно.«» Медведев замечает, что мужья разные бывают. На что Квашня отвечает, что она-то одинакова. Когда умер ее муж, она целый день одна просидела, не могла поверить своему счастью. Лука приводит Анну. Квашня кивает на Анну: «Вот она — замужняя…» Из сеней слышится шум и крики. Медведев и Квашня идут посмотреть. Косты лев зовет Медведева, кричит, что Василиса Наташку убивает. Квашня, Медведев, Бубнов бросаются в сени. Анна остается с Лукой. Она говорит ему, что он напоминает ей отца, такой же ласковый, мягкий. Лука: «Мяли много, оттого и мягок…»
Действие второе
Там же. Вечер. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Бубнов играет в шашки с Медведевым. Лука сидит у постели Анны. Слышны отрывочные фразы играющих и из разговора Анны с Лукой. Анна рассказывает, что не помнит, когда сыта была. Всю жизнь ходила в отрепьях. Она боится, что и на том свете ее ждет мука. Лука успокаивает ее, что осталось только немного потерпеть. Татарин ловит Барона на жульничестве. Сатин спокойно замечает, что ему было известно, что они жулики, поэтому нечего шум поднимать. Татарин кричит, что играть нужно честно. Кривой Зоб благодушно объясняет ему, что если они начнут играть честно, то в три дня помрут с голоду. Тот все равно стоит на своем. Кривой Зоб зовет его пить чай. Татарин грозит Барону кулаком и уходит с Кривым Зобом. Сатин смеется над Бароном, который опять сел в лужу. Входит Лука, и они зовут его пить водку. Актер пытается продекламировать Луке стихотворение и не может вспомнить ни слова. Он сетует, что пропил душу, погиб. Лука рассказывает ему, что сейчас лечат от пьянства. Актер заинтересованно спрашивает, где это. Лука не называет точно место, говорит, что город он потом назовет. А сейчас Актеру нужно просто взять себя в руки и потерпеть. Актер согласен. Ему хочется начать жизнь снова.
Лука убеждает его, что человек все может. Актер задумывается, потом, будто очнувшись, уходит. Клещ подходит к жене и молча делает какие-то жесты руками. Клещ уходит. Анна рассказывает Луке, что муж ее сильно бил, поэтому она и зачахла. Анна просит Луку поговорить с ней. Лука рассказывает, что для нее смерть будет облегчением: «…будет спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Помрешь — отдохнешь… где здесь отдохнуть человеку?»
Входит мрачный и растрепанный Пепел. Садится молча на нары. Лука убеждает Анну, что Господь поместит ее в рай. Анна с надеждой спрашивает его: может быть, она еще выздоровеет? Лука: «На что? На муку опять?» Лука просит Пепла говорить потише — похоже, что Анна помирает. Бубнов спокойно замечает, что это хорошо, кашлять перестанет. Пепел пытается узнать у Медведева, сильно ли Василиса избила Наташу. Медведев замечает, что это их семейное дело. Пепел говорит, что если он захочет, то им не видать больше Наташи. Медведев обзывает его вором и грозится его скоро поймать. Пепла это не пугает. Он грозится рассказать следователю, что на воровство его подбили Костылев с женой и краденое у него они скупали. Медведев считает, что ему не поверят, но Пепел говорит, что это правда, поэтому ему поверят. Разозлившись, Медведев уходит. Бубнов упрекает Василия в горячности, предупреждает, что эти люди ему живо голову свернут. Пепел настроен воинственно. Лука предлагает Пеплу уехать в Сибирь.
Пепел иронизирует, что в Сибирь он поедет только за казенный счет. Он рассказывает, что его с детства звали вором, сыном вора. Лука опять говорит, что таким, как Пепел, в Сибири приволье. Пепел упрекает его в том, что он всем врет: «Там у тебя хорошо, здесь хорошо». Лука: «…чего тебе правда больно нужна… Она, правда-то, может, обух для тебя…» Бубнов тоже не понимает, какой правды нужно Пеплу. Он считает, что ее и так все знают. На вопрос Пепла о Боге Лука уклончиво говорит, что если веришь, то Бог есть, а если не веришь, то нет. Бубнов зовет Пепла пить чай.
Входит Василиса. Она выгоняет Луку. Тот делает вид, что уходит, а сам ложится на печь. Пепел говорит Василисе, что ему все надоело и она тоже. Василиса благодарит его за правду. Василиса пытается приласкать Пепла, но тот признается, что никогда ее не любил, потому что в ней нет души. Василиса делает вид, что смирилась с его решением. Она рассказывает, что надеялась на его помощь. Василиса просит Пепла избавить ее от старика мужа. За это она обещает ему отдать сестру и деньги. Пепел: «Это ты ловко придумала… мужа, значит, в гроб, любовника — на каторгу, а сама…» Василиса убеждает Пепла убить ее мужа руками товарищей. Она признается, что ей трудно видеть Наташу, поэтому она мучает ее. Осторожно входит Костылев. Василиса замечает его. Костылев начинает обзывать жену. Она уходит, оглядываясь на Пепла. Пепел кидается на Костылева с кулаками. Тут Лука начинает возиться и зевать на печи. Пепел выпускает Костылева, тот убегает. Лука признается, что специально стал шуметь, чтобы Пепел не придушил старичка. Лука советует ему не связываться с Василисой, потому что мужа своего она лучше его сживет со свету.
Он советует ему с Наташей уходить отсюда. Пепел пытается понять, для чего Луке нужно заботиться о нем.
Лука идет посмотреть на Анну. Анна умерла. Лука уходит за Клещом, который, наверное, в трактире. Пепел уходит вместе с ним. Появляется Актер, который вспомнил стихотворение. Он становится в позу и декламирует. Входит Наташа и смеется над пьяным Актером. Он рассказывает ей, что собрался идти искать город, где лечат пьяниц. Он говорит ей, что по сцене его звали Сверчков-Заволжский: «Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички…» Наташа подходит к Анне и видит, что та умерла. Входит Бубнов и садится на свое место. Актер идет рассказать все Клещу. Наташа с ужасом смотрит на Анну и думает, что и ее ждет такая же смерть в ночлежке. Приходят Лука, Татарин, Кривой Зоб и Клещ. Клещ идет последним, он весь съежился. Никто не жалеет Анну. Деловито обсуждают, как ее вытащить в сени. Лука: «Куда нам мертвых жалеть? Живых — не жалеем… сами себя пожалеть не можем…» Клеща заботит только то, что на похороны у него нет денег. Наташа боится, что ей теперь Анна будет сниться — ей всегда снятся покойники. Лука советует ей опасаться живых. Лука идет проводить Натащу. Клещ стоит посреди ночлежки и не знает, что ему теперь делать. Кривой Зоб советует ему лечь спать. Входят пьяные Сатин и Актер. Сатин убеждает Актера, что про город старик ему наврал: «Нет городов, нет людей… ничего нет!» Появляется Лука.
Действие третье
Кусок двора за ночлежкой, засоренный разным хламом и называемый пустырем. Сюда выходят два окна ночлежки. Вечер, заходит солнце. Весна. Наташа и Настя сидят на бревнах. Лука и Барон сидят на дровнях. Клещ лежит у правой стены. В окне у самой земли виден Бубнов.
Настя рассказывает о своем романе со студентом. Все это она явно вычитала из своих дешевых романов. Барон и Бубнов замечают, что в прошлый раз ее возлюбленного звали Гастон, а теперь — Рауль. Барон смеется. От негодования Настя вскакивает и начинает горячо доказывать, что это было на самом деле. Лука просит их не мешать рассказу. Наташа считает, что они из зависти мешают Насте. Настя продолжает свой рассказ. Барон продолжает утверждать, что это все из книжки. Настя настаивает на том, что ее действительно любил студент в лаковых сапогах. Лука ласково утешает плачущую Настю и уводит ее. Бубнов удивляется, что же заставляет человека врать. Наташа думает, что это оттого, что вранье приятнее правды. Она сама любит сидеть и выдумывать. Иногда она придумывает, что завтра придет кто-то особенный или случится что-то необыкновенное. Вот она сидит и ждет… А на самом деле — чего же можно ждать? Барон уже ничего не ждет. Для него все кончено. Иногда Наташа воображает, что завтра она неожиданно умрет. Барон говорит, что такие мысли приходят к ней из-за ее сестры с ее дьявольским характером. Наташа говорит, что всем плохо живется. Клещ не выдерживает и кричит, что, если бы плохо жилось всем, тогда не было бы так обидно. Он снова ложится. Бубнову понятно, почему Настя врет. Это она так же украшает свою душу, как привыкла украшать лицо румянами.
А вот для чего врет Лука без всякой пользы для себя? Приходит Лука и упрекает Барона за то, что тот смеялся над Настей: никому она своими выдумками не мешает. Барон готов идти мириться с Настей. Лука: «…приласкай! Человека приласкать — никогда не вредно…»
Наташу удивляет доброта Луки. Тот считает, что кому-то нужно быть добрым. Он рассказывает историю. Служил он у инженера сторожем на даче. Место было глухое, в лесу. Залезли к нему воры. У него в руках ружье, а они — с топором. Он приказал одному из них наломать веток и выпороть друг друга. Закончив это, они стали его благодарить. Воры рассказали, что полезли на дачу от голода. Он спросил их, почему они по-хорошему у него не попросили еды. Те ответили, что уже устали просить. Никто им не подавал. Эти мужики прожили у него всю зиму. Ушли только весной. Это были беглые с поселения. «…Не пожалей я их, — говорит Лука, — они бы, может, убили меня… А потом суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит …Человек — может добру научить… очень просто!» Все молчат. Бубнов замечает, что лучше говорить всю правду, как есть. Клещ опять вскакивает как ошпаренный и кричит: «Работы нет«, силы нет! Вот — правда! Пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда!., на что мне она — правда? Дай вздохнуть… Чем я виноват? За что мне — правду?., жить нельзя… вот она — правда!» Он кричит, что всех ненавидит, и убегает. Приходит Пепел. Клеща он не любит за его рабочую гордость. Если людей ценить по работе, то тогда лошадь — самый лучший человек: работает и молчит. Лука говорит Бубнову, что не всякая правда способна помочь человеку. Он рассказывает про одного человека, который верил в праведную землю. Он считал, что есть земля, где живут только хорошие люди, ее он называл праведной. В эти места приехал образованный ссыльный. Человек попросил его показать, где находится праведная земля. Тот сказал, что такой земли нет. Человек не вынес такого разочарования, пошел домой — и повесился. Лука говорит, что скоро уйдет из ночлежки. Он слыхал, что открыли новую веру, и хочет пойти посмотреть, что это такое.
Наташа сомневается в том, что люди найдут лучшую жизнь. Лука уверен, что кто ищет — найдет, кто крепко хочет — найдет!
Пепел решительно просит Наташу уйти с ним в Сибирь. Он обещает бросить воровать, начать работать. Пепел хочет жить так, чтобы самому себя можно было уважать. Он — вор, потому что другим именем никто никогда не догадался назвать его. Наташа грустно признается, что никому не верит. Она не очень сильно любит Пепла. Он обещает быть таким, что Наташа полюбит его. В окне появляется Василиса. Пепел просит Наташу пожалеть его и помочь выбраться из этой жизни. Василиса ему в этом помочь не может. Той воля нужна для разврата. Лука уговаривает Наташу уйти с Пеплом: «Сестра у тебя — зверь злой… про мужа про ее — и сказать нечего: хуже всяких слов старик». Пепел — парень крепкий. Наташа соглашается, только предупреждает Пепла, что, если он ее хоть раз обидит, она себя не пожалеет: или себя убьет, или его. Василиса из окна: «Вот и сосватались! Совет да любовь!» Наташа пугается. Пепел успокаивает, что никто больше бить ее не посмеет. Василиса замечает, что Пепел ни бить, ни любить не умеет, он больше на словах удал. Косты л ев отсылает Наташу поставить самовар. Пепел начинает препираться с Костылевым из-за Наташи. Василиса его подзадоривает. Лука успокаивает Пепла, говоря, что Василиса подстрекает его на то, что ей нужно. Пепел говорит Василисе, что не будет того, что ей хочется. Василиса: «И того не будет, чего я не захочу, Вася!» Пепел грозит ей кулаком и уходит.
Костылев заговаривает с Лукой. Узнав, что тот собирается уходить от них, называет его жизнь бродяжничеством. Он считает, что человек должен работать, приносить пользу. Лука отвечает, что люди бывают разные. Вот, например, земля. Есть земля урожайная, что ни посеешь на ней — родит, а есть… Он говорит, что Костылева уже ничто не изменит, сколько ни говори ему: «Михайло! Будь человеком!» Костылев обижается и напоминает Луке, что у его жены дядя — полицейский. Костылев и Василиса требуют от Луки, чтобы он ушел. Лука обещает сегодня же ночью уйти. Бубнов соглашается, что иногда очень важно вовремя уйти. Он рассказывает о себе. Его жена завела себе любовника. Бубнов увидел, что они слишком крепко сошлись, и стал бояться за свою жизнь. Он стал бить жену. Ее любовник вступился за нее. Завязалась драка. Бубнов разозлился и хотел уже убить жену. Но опомнился и ушел. Мастерская была записана на жену, и Бубнов остался ни с чем. Он признается, что если бы мастерская досталась ему, то он пропил бы ее.
Входят Сатин и Актер. Актер сегодня работал, заработал денег и не напился. Он копит деньги на поездку. Сатин уверен, что он никуда не поедет, и предлагает ему лучше пропить деньги или отдать ему для игры в карты. Лука заговаривает с Сатином. Ему нравится легкость, с которой тот переносит жизнь в ночлежке. Сатин оказался в ночлежке, потому что сидел в тюрьме. До этого он играл на сцене, умел смешить людей. Убив в запальчивости подлеца, он оказался в тюрьме. Приходит Клещ. Он жалуется, он не знает, как быть. Для похорон ему пришлось продать инструменты, и теперь он не может работать. Сатин предлагает ему ничего не делать. Клещу стыдно бездельничать. Из окна Костылевых доносятся крики Наташи. Актер убегает за Пеплом. Шум в квартире стихает. Громко хлопает дверь. Становится тихо. Клещ будто ничего не слышит, все повторяет, что у него ничего нет. Несколько секунд зловещей тишины. Потом раздается шум. Квашня и Настя ведут Наташу, которой Костылевы ошпарили кипятком ноги. Сатин отталкивает от Наташи Василису. Она готова растерзать Наташу. Прибегает Пепел и расталкивает всех. Он хочет видеть Наташу. Костылев кричит Медведеву, чтобы он держал Пепла. Пепел сильно бьет старика. Все стоят около Наташи, которая от боли почти в обмороке. Василиса подходит к лежащему Костылеву и кричит, что того убили. Она торжествующе кричит, что Васька убил ее мужа. Пепел видит, что старик действительно мертв. Он говорит Василисе, что вышло по ее. «Не прихлопнуть ли и тебя?» — он кидается на Василису. Сатин и Кривой Зоб держат Пепла.
Василиса убегает. Сатин успокаивает Пепла, что за убийство в драке много не дадут. Пепел говорит, что расскажет, как Василиса предлагала ему убить мужа. Наташа решает, что Василиса и Пепел специально все подстроили, чтобы избавиться от нее и Костылева. Она проклинает Пепла и Василису. Сатин пытается все объяснить Наташе. В это время Василиса приводит полицейского. Она говорит ему, что Васька на ее глазах убил мужа. Наташа кричит, что сестра и Васька убили старика.
Действие четвертое
Обстановка первого акта. Теперь нет комнаты Пепла, нет и наковальни Клеща. Слесарь чинит за столом гармонию. На другом конце стола Сатин, Барон и Настя пьют водку. На печи кашляет Актер. Все обсуждают исчезновение Луки.
Сатин иронизирует над мягкостью Луки. Татарин говорит, что у Луки в душе закон был, таких людей он считает хорошими. Клещ согласен с Татарином, что жить нужно по закону. Настя хочет уйти от этой опостылевшей жизни. Сатин советует ей захватить с собой Актера. «Ему известно стало, что в полуверсте от края света стоит лечебница для органов…» Актер называет всех людьми без сердца, он уверен, что уйдет из этой ночлежки. Барон с Актером вступают в препирательства. Сатин говорит, что старик, «старая дрожжа, проквасил… сожителей…» Клещ: «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал… правды он… не любил, старик-то… так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем…» Сатин ударяет кулаком по столу и говорит, что старик врал из жалости к ним: «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… правда — Бог свободного человека!» Лука подействовал на Сатина как кислота на старую и грязную монету. Сатин вспомнил слова Луки: «…всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше — для лучшего человека живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… может, он родился на счастье нам… для большой нам пользы?» Все очень внимательно слушали его.
Пауза. Барон начинает вспоминать историю своей семьи, сотни крепостных, дома в Петербурге и Москве. Настя отказывается ему поверить. Барон злится. «Понял, каково человеку, когда ему не верят?» — злорадствует Настя. Сатин советует Барону забыть обо всем этом, потому что в карете прошлого далеко не уедешь. Он спрашивает Настю о Наташе. Оказывается, она давно вышла из больницы и исчезла. Ее нигде нет. Все начинают обсуждать, кто кого крепче засадит — Василиса Пепла или он Василису? Настя считает, что Василиса вывернется, потому что она — хитрая. Сатин замечает, что за убийство в драке — только тюрьма. Настя опять препирается с Бароном. Она называет всех обитателей ночлежки сором, который нужно смести куда-нибудь в яму. Сатин сегодня в хорошем настроении и всех примиряет: «Когда я пьян, мне все нравится». Он опять начинает рассуждать: «Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.
. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости!»
Барон признается, что ему всю жизнь как-то неловко, в голове какой-то туман. Всю его жизнь можно свести к переодеваниям. Учился — носил мундир института, женился — надел фрак, потом халат. Не заметил, как разорился. Растратил казенные деньги — на него надели арестантский халат. Все как во сне, глупо… Барон спохватывается, что Настя куда-то убежала и идет ее искать. Актер просит Татарина, совершающего намаз, помолиться за него и уходит. Входят Медведев в женской ватной кофте и Бубнов. Они немного выпили. Они принесли с собой бутылку водки и кренделей. Приглашают всех выпить. Приходит Алешка, поет частушку. Приходит Зоб, еще несколько фигур. Они укладываются на нары и ворчат. Приходит Квашня, жалуется на слякоть на дворе. Она строго отправляет Медведева спать, потому что взяла его себе в сожители: «Подобного мужчину надо в строгости держать». Сатин и Алешка подтрунивают над Квашней. Бубнов уговаривает Татарина, который собрался спать, присоединиться к ним. Алешка берется подыграть им в песне. Кривой Зоб запевает. Бубнов подхватывает. Барон с порога кричит, что на пустыре повесился Актер. Молчание. Все смотрят на Барона.
Настя медленно идет к столу. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»
Резюме и анализ «Ядовитого дерева» Уильяма Блейка – Интересная литература
ЛитератураДоктор Оливер Тирл (Университет Лафборо)
«Ядовитое дерево», одно из самых известных стихотворений Уильяма Блейка (1757–1827), впервые было опубликовано в сборнике Блейка 1794 года Songs of Experience . Ниже мы предлагаем несколько слов анализа этого классического стихотворения.
Ядовитое дерево
Я был зол на своего друга:
Я сказал, что мой гнев закончился.
Я был зол на моего врага:
Я не говорил, мой гнев рос.
А я его в страхах поливал.
Ночь и утро со слезами моими:
И я зажгла его улыбками.
И с мягкими лживыми уловками.
И росло и днем и ночью.
Пока не родилось яркое яблоко.
И мой враг узрел его блеск.
И он знал, что это мое.
И в мой огород пробрался.
Когда ночь скрыла полюс;
Утром рад видеть;
Ядовитое дерево: краткое изложение
Первоначально Блейк дал «Ядовитому дереву» название «Христианское терпение». Подробнее о значении этого более раннего названия ниже.
Подводя итог, спикер стихотворения говорит нам, что, когда он был зол на своего друга, он просто сказал своему другу, что он раздражен, и это положило конец его плохому настроению.
Но когда он разгневался на своего врага , он не высказал свою обиду на этого врага, и поэтому гнев рос. В то время как мы можем доверять нашим друзьям наши истинные чувства и быть честными с ними (Блейк в другом месте классно сказал, что «Противостояние — это настоящая дружба»), враг — это тот, с кем — почти по определению — мы не можем быть настолько честными.
Во второй строфе Блейк обращается к центральной, заглавной метафоре своего стихотворения, сравнивая свой гнев с деревом, которое он «поливал» страхом и негодованием.
Затем, что еще более любопытно, он говорит, что фальшивые «улыбки», которые он изображал всякий раз, когда видел своего врага, действовали подобно солнечному свету, помогающему расти дереву: сдерживая свой гнев, он делал его еще хуже, а придумывая «мягкие лживые уловки». (то есть уловки и прикрытия, чтобы скрыть свои истинные чувства), его гнев продолжал расти и трансформировался в нечто более коварное: потребность в мести.
Он улыбается своему врагу, в то же время (внутренне и тайно) замышляя месть.
Почему? Смысл этого «ядовитого дерева» в том, что гнев и ненависть начинают разъедать самого себя: ненависть всегда обращается внутрь, разлагаясь в ненависть к себе.
Исследователь Блейка Д. Дж. Гиллхэм в своем информативном и увлекательном исследовании поэзии Блейка «Противоположные состояния Блейка: «Песни невинности и опыта» как драматические стихи

Грядущая вражда и негодование обеих сторон не только унижают другую сторону, но и возвращаются к носителю: ненависть разъедает нас так же сильно, как и наших врагов.
Поскольку говорящий был вынужден скрывать свой гнев, это заставило его действовать лживым и лживым образом, и, таким образом, его гнев на своего друга заставил его презирать себя за то, что он был вынужден действовать лживо.
И росло и днем и ночью.
Пока не родилось яркое яблоко.
И мой враг узрел его блеск.
И он знал, что это мое.
В этой третьей строфе из этого ядовитого дерева гнева прорастает яблоко. Это «яркое яблоко» привлекает внимание его врага, который однажды ночью пробрался в сад говорящего и съел яблоко с этого дерева; когда говорящий находит своего врага на следующее утро, его враг лежит мертвым под деревом, съев отравленный плод.
Ядовитое дерево: анализ
Это мощное и любопытное маленькое стихотворение о силе гнева превращаться во что-то гораздо более смертоносное и коварное, если его не транслировать честно. Враг, может быть, и украл яблоко (и посягнул на имущество говорящего — ведь он «пробрался» в его сад), но он был обманут, думая, что что-то смертельное и ядовитое (гнев говорящего) есть что-то приятное и вкусное (т.е. яблоко).
Другими словами, и говорящий, и его враг введены в заблуждение: говорящий, потому что он, кажется, не осознает, что своими действиями принижает себя, а враг потому, что плохо понимает, что яблоко, которое он украл, отравлено.
Поскольку яблоко олицетворяет человеческую вражду и обиду, строка «И он знал, что это было мое» резонирует с горькой иронией, потому что на самом деле ни враг, ни говорящий не понимают, что отравленное яблоко заразило их обоих, и принадлежит им совместно. Их взаимная ненависть развратила их обоих.
И я поливал его страхами.
Ночь и утро со слезами моими:
И я зажгла его улыбками.
И с мягкими лживыми уловками.
Что нам делать с этой довольно запутанной метафорой? Одна из возможных интерпретаций такова: Блейк говорит, что подавление нашего праведного гнева заставляет нас искать закулисные способы отомстить нашим врагам, и — сознательно или бессознательно — мы в конечном итоге расставляем ловушки для наших врагов, чтобы сбить их с ног.
Тот факт, что говорящий «зажег» свое дерево улыбками (потому что мы говорим о солнечных улыбках, а солнце и улыбки равны сияющий
и т. д.) подразумевает, что если мы будем вести себя дружелюбно и двулично по отношению к нашим врагам, то дерево будет расти так, как мы мало понимаем.Выплескивание нашего гнева — нашего чувства обиды — в землю (подразумевая подавление или даже подавление), как полив почвы, — это только способ породить еще большее несчастье, а не способ решить или вылечить боль, которую мы чувствуем. Только вынося такую боль наружу и сталкивая с ней нашего врага, мы можем надеяться излечиться от нее.
Другими словами, Блейк не осуждает гнев как неизбежный саморазрушительный или даже ненависть: иногда правильно ненавидеть вещи, которые, кажется, оскорбляют наши моральные чувства. Но такое (праведное) презрение и гнев искажаются, когда они ведут нас к обману, потому что такое поведение снижает нашу собственную нравственную конституцию.
Представляет ли конец стихотворения триумф говорящего над врагом в положительном ключе? Возможно, но это неоднозначная победа.
Насколько это представляет собой положительную победу говорящего, который мог вызвать падение своего врага только тем, что сам обманул, — открытый вопрос, заслуживающий тщательного анализа и обсуждения.
В конечном счете, это зависит от нашего собственного взгляда на вопросы мести и возмездия. С точки зрения собственного взгляда Блейка на этот вопрос, возможно, достаточно заметить, что он изначально планировал назвать стихотворение «Христианское терпение», прежде чем остановиться на менее явно религиозном «Ядовитом дереве».
Как отмечает Гиллхэм в Противоречащих состояниях Блейка: «Песни невинности и опыта» как драматические стихи
, это название показывает резкое недоверие Блейка к идее христианского терпения, потому что для Блейка это равносильно трусости и лицемерию: отказу противостоять своим врагам и вместо этого прибегать к более закулисным средствам для нападения на них, но осуществляемого под именем благочестивого христианства.
Тем не менее, яблоко имеет свою христианскую символику. Яблоко олицетворяет такую коварную и коварную месть: знаменательно, что это яблоко растет из ядовитого дерева Блейка, и что враг говорящего крадет яблоко, потому что это вызывает в воображении историю из Книги Бытия, где Адама и Еву обманом уговорили съесть ядовитое дерево. плод запретного Древа Познания.
Сатана, замаскированный под змею, является тем, кто уговорил Еву съесть плод, который обычно изображается как яблоко, как яблоко в стихотворении Блейка. Падение Адама и Евы происходит, конечно же, в раю, то есть в Эдемском саду; Эдемский «сад» Блейка — это место, где его враг встречает свой конец. Эти параллели поднимают притчу Блейка о подавленном гневе и мести до библейских высот.
«Ядовитое дерево» написано четверостишиями или четырехстрочными строфами, рифмованными aabb (т. е. рифмующиеся куплеты). Метр стихотворения — это то, что технически известно как каталектический четырехстопный хорей.
Это означает, что в качестве размера используется хорей: ударный слог, за которым следует безударный слог, напр. в строке «И он знал, что это мое» ударения стоят: «И он / ЗНАЛ, что / ЭТО было / МОЕ». Таких хореев в строке четыре, следовательно, четырехстопный.
Но обратите внимание, что четвертый и последний хорей обрезан: вторая его половина отсутствует. Вместо того, чтобы писать, например, «И он знал, что это было мое, О» (или что-то подобное), Блейк просто пишет: «И он знал, что это было мое», обрывая строку до того, как мы получаем восьмой слог. Это придает стихотворению урезанный, даже резкий вид, который усиливается короткими предложениями и частым использованием точек.
«Ядовитое дерево» — одно из самых поразительных исследований в английской литературе о разлагающем влиянии гнева. Это один из миниатюрных шедевров Уильяма Блейка. Что вы думаете о «Ядовитом дереве» и что бы вы добавили к нашему анализу?
О Уильяме Блейке
Уильям Блейк (1757–1827) — один из ключевых английских поэтов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков. Иногда его объединяют с романтиками, такими как Уильям Вордсворт и Сэмюэл Тейлор Кольридж, хотя большая часть его работ стоит отдельно от них, и он работал отдельно от поэтов озера.
Ключевыми темами Блейка являются религия (стихи из его стихотворения Милтон послужили текстом для патриотического английского гимна «Иерусалим»), бедность и бедняки, а также бедственное положение самых обездоленных или угнетенных в обществе. Он не поэт-натуралист в том смысле, в каком его собратья-романтики: он редко пишет, имея в виду сельскую местность в качестве основной темы, но использует, например, богатую символику розы и червя, чтобы создать стихотворение, которое символически наводит на размышления и явно о других вещах (грехе, религии, стыде, жестокости, зле).
По форме и языку поэзия Блейка может показаться обманчиво простой. Он любит форму четверостишия и короткие строки (обычно четырехстопные, т. е. содержащие четыре «стопа»). Но его образы и символика часто сложны и сложны, требуя более глубокого анализа, чтобы проникнуть и разгадать их многообразие значений.
Продолжайте исследовать мир поэзии Блейка с нашим анализом «Агнца», обзором его стихотворения, известного как «Иерусалим», и его резким обвинением в бедности и нищете в Лондоне. Если вы ищете хорошее издание работы Блейка, мы рекомендуем Избранные стихи (Оксфордская мировая классика) . Мы предложили больше советов для внимательного чтения поэзии здесь.
Автор этой статьи, доктор Оливер Тирл, литературный критик и преподаватель английского языка в Университете Лафборо. Он является автором, среди прочего, книг «Тайная библиотека: путешествие любителей книг по историческим курьезам», и «Великая война, пустошь и модернистская длинная поэма».
Так:
Нравится Загрузка…
Теги: Ядовитое дерево, Анализ, Внимательное чтение, Английская литература, Поэзия, Романтизм, Резюме, Уильям Блейк
Вина, которую она оставила
22 апреля 1990
Вина, которую она оставила позадиМЭРИЛИН РОБИНСОН
ПОТОМУ ЧТО ЭТО ГОРЬКО И ПОТОМУ ЧТО ЭТО МОЕ СЕРДЦЕ Джойс Кэрол Оутс. ![]() |
oyce Кэрол Оутс всегда восхищалась внешним видом и ощущением жизни на окраинах маленького сурового города. Для всех
ужасные вещи, которые происходят там, типичный город Оутса мог бы также быть Фивами с его демократизированными Фуриями и их бедствиями, которые ощущались очень широко. Название ее последнего романа — это строчка из стихотворения Стивена Крейна. Это
это небольшая басня, в которой существо, обнаруженное в пустыне, с вызовом заявляет человеку, который находит его поведение странным, что ему нравится есть свое сердце, «потому что оно горькое, и потому что это мое сердце».
Я всегда воспринимал стихотворение Крейна как крайнее оправдание реализма, как защиту того, чтобы писать об обществе с точки зрения взгляда снизу вверх. Оставив в стороне все, что можно сказать о пользе беспощадных отчетов
из окопов современного опыта мы берем из реалистических романов бодрящую боль, которую другие века брали из трагической драмы.
«Потому что это горько и потому что это мое сердце», как и в недавних романах мисс Оутс «Ты должен помнить это» и «Мария», имеет героиню яркой молодой
женщине (этой по имени Ирис), которая по ходу повествования поднимается, как пылинка света, из сумрачного городского преисподней, чтобы занять свое место среди образованных и обеспеченных и быть признанной ими как одна из их
собственный. В первых сценах романа из реки вытаскивают тело подростка по имени Красный Гарлок. Два главных героя, Айрис Кортни и Джинкс Фэйрчайлд, несут общую ответственность за убийство. Они
Когда это происходит, они учатся в старшей школе, обе хорошие ученицы: Айрис, девушка, компенсирующая безвкусную и разрушенную семейную жизнь страстной книжностью, и Джинкс, баскетболистка, наслаждающаяся местной лестью и тем, что кажется
уверенность в получении стипендии в колледже. Во время и место действия романа конец 1950-х и начале 1960-х годов в северной части штата Нью-Йорк маловероятно, что власти или общественность отреагируют сдержанно.
к тому, что они сделали, или принять во внимание смягчающие обстоятельства — потому что Джинкс Фэирчайлд черный.
Когда тело найдено, Айрис ловко вводит следствие в заблуждение, добровольно сообщив полицейскому предполагаемый слух о том, что банда белых мотоциклистов из другого города угрожала мертвому мальчику. Айрис и Джинкс едва знакомы,
и Джинкс не очень доверяет белой девушке, ставшей свидетельницей его акта отчаянной и яростной самообороны, хотя все началось с его попытки защитить ее от издевательств Красного Гарлока. Он чувствует вину
и искушение признаться, и под тяжестью всего этого он забывает о своих стремлениях и погружается в жизнь, полную покаянных трудностей, в конце концов испытывая травму, завершающую карьеру, которую Айрис признает нанесенной самому себе. Джинкс — вполне честный человек, отвечающий перед своей совестью, хотя, судя по всему, он жертва и неудачник. Айрис, как и многие главные героини мисс Оутс, особенно не обременена чувством вины.
Она чувствует себя в каком-то смысле замужем за Джинкс по их секрету. После этого она всегда хорошо о нем осведомлена, хотя он избегает ее и игнорирует большинство ее попыток установить с ним контакт.
Можно ожидать, что нарративы восходящей мобильности описывают победу характера над обстоятельствами или указывают на суровые моральные уроки о цене и иронии успеха. Однако, хотя героини мисс Оутс заметно
склонны желать, воровать и лгать (Мария, например, ворует у друзей в колледже, а Ирис без зазрения совести лжет о своем семейном происхождении), они добиваются успеха сами по себе, несмотря на огромные недостатки, и
романы полностью участвуют в их самоудовлетворении. В детстве они укрываются в книгах от жестокого обращения или пренебрежения жизнью, превращая обиду в своего рода привилегию. Их успехи сначала удивляют их и даже стимулируют
своего рода презрение к себе. Они болезненно зависят от одобрения окружающих и поэтому обижаются на них, склонны сохранять самозащитную дистанцию. Они чувствительны, как люди становятся чувствительными от удара
и ссадины, чужие в своих семьях, как и в мире, который их достижения открывают для них.
Айрис Кортни опасается, что ей холодно, и у нее есть на то причины. Подобно восходящей героине в «Марье», она выгодно спаривается, соблазненная данью, которую знатный мужчина платит ее достижениям.
В конце всей своей борьбы Айрис вступает в мир интеллектуальных светских разговоров и бутербродов с огурцом и довольна. Не кажется серьезной проблемой или печалью то, что ее эмоциональная лояльность лежит где-то в другом месте. чем с мужем. Хотя она никогда не перестает чувствовать тесную связь с Джинкс Фэйрчайлд, Айрис вступает в брак, который больше всего напоминает усыновление в богатой академической семье ее мужа. Она кажется более
влюблена в идею найти свое место в обществе, чем в довольно мягкого мужчину, который обеспечивает это место.
Мисс Оутс всем сердцем — возможно, даже слишком искренне — занимается биографией своих героинь. Они не только гениальны, но и прекрасны: Ирис в манере Боттичелли, Мария в манере
Мадонна Мурильо. Кроме того, г-жа Оутс кажется доверчивой, приписывая такое большое значение одобрению интеллектуальной верхушки, а также резкой в своем обращении с неблагополучными людьми, в данном случае с неассимилированными белыми.
иммигранты с Юга, которых привлекли в ее северный город его фабрики. И в «Марье», и в этом новом романе также есть сцены сексуальной агрессии к героине со стороны темнокожих мужчин.
которые беспочвенны и тревожны. Но обе книги очень богаты, и эффект повествования в целом совершенно отличается от эффекта какой-либо отдельной его части. Есть сложность в деталях прозы,
как фракталы современной геометрии, воспроизводящие естественные формы. Это чистое скопление деталей аутентифицирует себя, создавая что-то очень похожее на мир.
В дополнение к восхождению Айрис в романе есть и другие длинные кривые спуска. Родители Айрис, Герцог и Персия Кортни, идут по пути тех, кто пьет, играет в азартные игры и любит разрушительно. Читатель чувствует их очарование,
очарование и дух этого, насколько он хрупкий, как они сами введены в заблуждение им. В их портретах мисс Оутс тайна личности размышляется по мере того, как она накапливается и распутывается. Дюк — продавец, который
никогда не может найти свою нишу, Персия — хозяйка чайных и баров, впадающая в алкоголизм.
Мальчик, найденный мертвым в начале книги, является сыном семьи жестоких и бесчестных «деревенщин». При жизни он был идиотом и хулиганом, которому суждено было плохо кончить, поэтому его смерть
насколько незначительной может быть человеческая смерть. Достоевский поставил подобную проблему с убийством Раскольниковым ростовщицы и ее идиотки-сестрички и решил ее, прославляя порядок и авторитет,
сила наказания сделать бессмысленный акт насилия морально приемлемым как преступление. В «Потому что это горько и потому что это мое сердце» смерть Красного Гарлока не может быть решена.
потому что общество — не более чем совокупность сбитых с толку душ. Сложность проблемы смысла демонстрируется отсутствием разрешения.
Вместо этого роман лелеет непроизнесенное, неучтенное, нераскрытое — сердечную тьму и горечь. Он не смутит самую преступную тайну разоблачением. Все виды вопросов процветают в этом темном атмосфера. Что такое я? Как формируется личность? Должно ли прошлое или происхождение человека сохраняться и признаваться, или они могут остаться позади, как ветхий дом или грязный район? Что такое вина и как это нести в отсутствие правосудия или искупления? Эти вопросы меняются, как только они формулируются словами, потому что они имеют свое самое глубокое значение как ощущения, болезненные неудобства, такие как одиночество, неловкость, пустота и ужас.
Угрюмый, наблюдательный голос романа переходит от персонажа к персонажу, создавая, как ни парадоксально, непримиримые представления о весьма связном мире. Читатель знает почти все, что нужно знать; сюжет полон
секреты, но читатель всегда в них. Но в то же время мы видим мир романа глазами людей, настолько маргинальных по своей сути, что их осознание сводится к форме сокрытия: они слишком
пристыженные, или сбитые с толку, или напуганные, или соучастники, чтобы говорить, и слишком одинокие, даже если они и делали это, чтобы быть услышанными. Персонажи мисс Оутс договариваются со своими обстоятельствами, цепляясь за удовольствия, привычки, сомнения и тому подобное.
фрагменты религиозных верований, доступные и приемлемые для них. Их жизнь представляет собой своеобразную смесь импровизации и рока. Весь смысл, который можно найти в том, что с ними происходит, порождается игрой индивидов,
несогласованные представления.
Начальная сцена, обнаружение тела, представлена глазами безымянного рыбака, который видит чаек с «болтающимися розовыми ногами, как будто что-то не до конца вылупившееся», и которому речной туман
кажется таким же «липким, как внутренняя часть чужого рта». Точность этого языка сравнима со сверхъестественной уместностью образов сновидений, передающих свой блестящий поток сенсорных и эмоциональных
опыт, о котором всегда не хватает слов. В конце этой сцены, после того, как полиция и любопытные зрители ушли, голос описывает волны: «Шлеп, шлеп, шлеп». . . как пульс сна
что никому не принадлежит, ни одному сознанию, поэтому никогда не может раскрыть свои тайны».
Книга мисс Оутс полна таких деклараций своего метода. «Никакой визуальной правды, только вымыслы. Никакого «глаза камеры», только человеческие глаза». Айрис, чья мать выбрала ее имя, чтобы не намекать
цветок, а не глаз, узнала эту «одну ясную истину» от своего дяди, фотографа, который так же жаден, чтобы запечатлеть человеческие образы, как и сама мисс Оутс, и им движет то же стремление доказать
что есть не только эстетика, но и, по крайней мере, намек на порядок, который можно обнаружить в их чистом скоплении.
Искусство, будь то художественная литература или фотография, неизбежно приходит к выводам, вытекающим из его собственных первоначальных предположений, сознательных они или нет. В этом он подобен миру, «миру поверхностей, многогранному,
бесконечный. . . . Что такое искусство, кроме поверхностей? . . . Поверхности, через которые и исключительно через которые сияет душа внутреннего мира. Если есть мир-душа. Если он способен сиять». Видение
«Потому что это горько и потому что это мое сердце» — это своего рода мистический агностицизм, слишком ослепленный потоком опыта, чтобы рисковать интерпретацией или даже проводить надежное различие между вещами.
которые обычно противопоставляются, как правда и ложь, удовольствие и боль, успех и неудача. Мы привыкли видеть потерянный смысл в пейзаже воображаемой бедности, но здесь он захлестывается абсолютным изобилием.