Краткое подробное содержание преступление и наказание – «Преступление и наказание». Краткое содержание по главам и частям.

Роман «Преступление и наказание», 1 часть: краткое содержание (сюжет 1 части) / Достоевский Ф.М.

В начале июля один бедный молодой человек (Родион Раскольников) покинул свою каморку и направился к К-ну мосту. Ему удалось избежать встречи с квартирной хозяйкой, чья кухня выходила на лестницу, а дверь была постоянно открыта. Молодой человек был кругом должен хозяйке и боялся встречи с ней.

Нельзя сказать, чтобы этот молодой человек был труслив или забит бедностью. С некоторого времени он настолько углубился в себя и уединился, что боялся любой встречи, а не только встречи с квартирной хозяйкой. Несмотря на бедность, он перестал в последнее время заниматься насущными делами. Этот страх перед встречей с хозяйкой удивил его самого. Ведь он задумал такое дело, а боится пустяков. Спускаясь, он задумался, почему люди обычно больше всего боятся только нового шага, нового собственного слова.

На улице стояла страшная жара. Нестерпимая вонь из распивочных, толкотня на улице и обилие пьяных, несмотря на будний день, довершали колорит картины. Молодой человек по обыкновению впал в какое-то задумчивое забытье и шел, не замечая ничего. Уже второй день он почти ничего не ел и потому был очень слаб. Он был очень плохо одет. Он шел недалеко, даже знал, что это всего семьсот тридцать шагов. Он шел делать пробу своему предприятию, волнение его все возрастало.

Наконец, молодой человек подошел к огромному дому, в котором было множество мелких квартир, населенных бедным рабочим людом. Пройдя незамеченным дворниками, молодой человек оказался на темной и узкой лестнице. Он встретил солдат-носильщиков, выносивших мебель из квартиры. Значит, на этаже осталась занятой только старухина квартира. Молодой человек отметил это и позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, но посетитель вздрогнул, так как нервы его ослабели. Старуха открыла дверь только после того, как убедилась, что на лестнице много народу. Ее звали Алена Ивановна. Старуха жила вместе со своей сводной сестрой Лизаветой, забитой бедной девушкой, безропотно служащей старухе.

Раскольников принес старухе под заклад серебряные часы отца. Процентщица напомнила ему, что и старому закладу уже прошел срок, но часы все-таки взяла. Молодой человек внимательно наблюдал за старухой, стараясь запомнить, что и каким ключом она отпирает. Не споря о цене заклада, Раскольников взял деньги и ушел.

Чувство бесконечного отвращения, зародившееся еще по пути к старухе, стало столь сильным, что на него напала сильная тоска. Он шел, не замечая дороги. Опомнился только возле распивочной. Никогда прежде он не был в распивочной, но теперь его томила такая жажда, что пришлось войти. Здесь его внимание сразу привлек один посетитель, человек за 50 лет, плотного телосложения, среднего роста. От постоянного пьянства лицо его было отекшим. Он был одет очень плохо, а в ухватках его было что-то солидно-чиновничье. Этот посетитель сам заговорил с Раскольниковым: «Мармеладов, титулярный советник». Он рассказал историю своей семьи. Его жена, Катерина Ивановна, в первом браке имела троих детей. У него самого от первого брака осталась дочь — Соня. Первый муж Катерины Ивановны был пехотным офицером, потом пристрастился к картам, попал под суд и умер. Сам Мармеладов был чиновником, но потом лишился места и постепенно спился. Сейчас он настолько опустился, что пропил даже последние чулки жены, дочь Соня имеет желтый билет, живет отдельно от них и помогает деньгами. Даже сейчас Мармеладов пропивал последние деньги дочери.

Раскольников проводил Мармеладова до дому, потому что тот оказался гораздо слабее в ногах, чем в словах. Увидев нищету, в которой жила эта семья, голодных детей, больную и изможденную Катерину Ивановну, Раскольников положил им незаметно на окошко все оставшиеся деньги.

На другой день он встал поздно, но сон не придал ему сил. С чувством отвращения оглядел он свою убогую, грязную комнату. Он словно отстранился от всех, и даже лицо служанки, изредка наведывавшейся в его комнату, вызывало в нем желчь и конвульсии. Настасья была отчасти довольна такому настроению постояльца и почти перестала бывать и убирать у него. Сегодня Раскольникова разбудила именно она, принеся свой собственный спитой чай. Хозяйка давно перестала посылать Раскольникову еду.

«Теперь почто ничего не делаешь?» — упрекнула Настасья Раскольникова. Тот отвечал, что делает трудную работу — думает, а на уроках можно заработать только медные деньги. «А тебе бы сразу весь капитал?» — засмеялась Настасья. «Да, весь капитал», — твердо ответил он.

Тут Настасья вспомнила, что Раскольникову пришло письмо, и побежала за ним. Письмо было от матери. Она сообщала, что сестра Раскольникова — Дуня — уволилась от Свидригайлова, где служила гувернанткой. Поначалу с ней в семье хорошо обращались, но потом хозяин стал склонять ее к любовной связи, воспользовавшись тем, что Дуня взяла большой аванс (эти деньги Дуня взяла для того, чтобы отослать их брату). Дуня пыталась образумить хозяина, но однажды его жена, Марфа Петровна, услышала их разговор, все поняла превратно и обвинила в этой истории Дуню. Девушку сразу же отвезли к матери, а Марфа Петровна целый месяц рассказывала об этом в городе. Господин Свидригайлов, видимо одумавшись, сумел убедить жену в невиновности девушки, показав ее письмо к нему. В нем она напоминала ему, что он отец семейства и ему стыдно мучить беззащитную девушку. Невиновность Дуни подтвердили слуги. Пылкая Марфа Петровна раскаялась, просила у Дуни прощения и опять объезжала все дома в городе, показывая письмо Дуни и уверяя всех, что она — прекрасная девушка. Марфа Петровна даже сосватала Дуне жениха — Лужина Петра Петровича, надворного советника и своего дальнего родственника.

Несмотря на старания матери создать хорошее впечатление о Лужине, сразу было видно, что Петр Петрович скуп и довольно ограничен. «Кажется, честен», «несколько как бы тщеславен», «кажется, добрый» — эти и другие оговорки в письме матери сразу сказали Раскольникову, что сестра решила пожертвовать собой ради будущего благополучия брата. Из письма следовало, что мать и сестра скоро приедут в Петербург к Лужину, который выехал сюда раньше.

Читая письмо, Раскольников плакал. Он сразу решил, что этому браку не бывать. Но тут же он как бы очнулся. Что он может сделать? Деньги ведь нужны теперь, а не через десять лет. Он понял, что нужно на что-то решиться.

В раздумьях Раскольников метался по улицам Петербурга. Вдруг его внимание привлекла молоденькая девушка, шедшая впереди него, размахивая руками. Приглядевшись, Раскольников понял, что девушку напоили, надругались над ней и выгнали на улицу. А в стороне, шагах в пятнадцати за девушкой шел господин, который явно тоже был не прочь воспользоваться ее состоянием. Раскольников поскандалил с этим жирным щеголем, и тут появился городовой. Отведя его в строну, Раскольников объяснил городовому ситуацию и дал ему денег, чтобы тот присмотрел за девочкой. Он пошел дальше, размышляя над дальнейшей судьбой этой несчастной. Ясно, что она проживет лет восемнадцать — девятнадцать. Но это никого не волнует. Общество успокаивает себя тем, что определенный процент людей должен уходить каждый год куда-то, чтобы освежать остальных.

Раскольников вспомнил, что шел к Разумихину, своему университетскому другу. Это был добрый, общительный и веселый парень. Он был очень неглуп. Пить он мог до бесконечности, но мог и не пить. Никакие неудачи не смущали его и никакие обстоятельства никогда не могли придавить его. Теперь он вынужден был уйти из университета из-за денег, но изо всех сил старался поправить обстоятельства, чтобы продолжать учебу.

Раскольников не стал заходить к товарищу, потому что небольшой заработок, которым тот мог бы поделиться с ним, не решал его проблем. Он вдруг подумал, что зайдет к нему на следующий день после своего предприятия, и сам испугался своей мысли. «Да разве то будет?» Он опять пошел куда глаза глядят. Его била нервная дрожь. В таком состоянии он метался по городу, пока не остановился в полном изнеможении, сошел с дороги в кусты и заснул на траве.

Далее в 1 части романа «Преступление и наказание» Достоевского говорится о том, что Родиону приснился страшный сон. Он, семи лет, гуляет с отцом в родном городе. На окраине городка они проходят мимо кабака, который всегда пугал его — там орали, хохотали, дрались, кругом были страшные, пьяные рожи. В кабаке как будто гулянье, толпа всякого сброда. Возле кабака стоит телега, в которую запряжена обычная маленькая саврасая крестьянская кобыла. Из кабака выходит пьяный мужик, который всех зовет садиться в телегу, хвастаясь, что его кобыла всех довезет. Народ смеется, но мужик стоит на своем. Все лезут в телегу. Кляча еле сдвигает телегу с места, а мужик нещадно бьет ее кнутом, чтобы быстрее везла. Мальчику жалко кобылу, отец хочет увести ребенка, но тот вырывается и бежит к кобылке. «Секи до смерти!» — в пьяном запале кричит мужик. Некоторые заступаются за лошадь, но мужик кричит: «Мое добро! Что хочу, то и делаю! Секи по глазам!» Мальчик бежит возле лошади и видит, как ее бьют по глазам. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Так бедную лошадь забили до смерти. Мальчик бросается с кулаками на Миколку, хозяина лошади. Отец уводит его, говоря, что это не их дело. Родион проснулся в поту. Он подумал, что не решится на то, что задумал. У него на сердце точно прорвался нарыв. Он был свободен от этих чар и наваждения. Он пошел домой. По пути услышал разговор Лизаветы, младшей сестры старухи-процентщицы, из которого стало ясно, что завтра в 7 часов Лизаветы дома не будет и, значит, старуха будет в своей квартире совершенно одна. Родион вдруг почувствовал, что он будто приговорен к смерти, что все окончательно решено.

Потом он вспоминал, как при первой же встрече со старухой он почувствовал к ней непреодолимое отвращение. Взяв у нее «два билетика» за колечко, он зашел в трактир. Рядом за столиком он услышал разговор между офицером и студентом. Студент рассказывал офицеру о жадности и скупости старухи, о тяжелой жизни кроткой и безответной Лизаветы, которая многим нравится, несмотря на убожество. Студент сначала в шутку, а потом и более серьезно стал говорить, что убить такую злобную старуху совсем не грех, тем более, что свои деньги та завещала монастырю. Этот трактирный разговор произвел на Раскольникова сильное впечатление.

Раскольников вернулся домой и лег спать. Настасья его еле разбудила утром. Он отослал прислугу. Немного поел. Услышав бой часов, словно очнулся и пришил изнутри петлю к рукаву летнего пальто. Это была петля для топора. Закончив с этим, он вытащил давно приготовленный «заклад» — деревянную дощечку, величиной с папиросочницу и тоненькую железную полоску для веса. Все это он завернул в бумагу и крепко перевязал, чтобы старуха повозилась с узлом. Тут он услышал, что уже седьмой час, и бросился к двери. Топор он предполагал взять на хозяйской кухне, но там была Настасья. Спустившись машинально вниз, он остановился в раздумье перед воротами. «Какой случай потерял!» — думал он с досадой. Вдруг он вздрогнул. Из каморки дворника что-то блеснуло. Он на цыпочках зашел туда и увидел топор, который сразу же приладил в приготовленную петлю.

Поднимаясь к квартире старухи, Раскольников заметил, что на втором этаже работали маляры, но его они не заметили. На третьем этаже квартира тоже, по-видимому, была пустая. На первый звонок старуха не ответила. Он позвонил еще раз погромче и понял по едва слышимому шороху, что старуха стоит перед дверью и прислушивается, как и он. Раскольников позвонил в третий раз, и старуха приоткрыла дверь.

Он пошел прямо на нее, старуха отскочила в испуге. В ответ на тревожные вопросы, он протянул ей «заклад». Та немного помедлила. Почувствовав, что теряет самообладание, Раскольников сказал старухе, что может отнести заклад и в другое место. Старуха начала развязывать веревку на «закладе» и повернулась в окну, к свету. Раскольников высвободил топор, но еще не вытащил его из-под плаща. Руки его были ужасно слабы и все больше деревенели. Узел не развязывался, и старуха с досадой пошевелилась в его сторону. Больше нельзя было терять ни минуты. Раскольников вытащил топор, поднял его обеими руками и почти машинально опустел его на голову обухом. Но как только он опустил топор, в нем родилась сила.

Старуха слабо вскрикнула и осела на пол, успев поднять руки к голове. Он еще несколько раз ударил ее. Затем Раскольников нагнулся к лицу старухи — она была мертва.

Раскольников положил топор и полез в карман старухи, из которого она прошлый раз вытаскивала ключи. Он был в полном уме, но руки еще дрожали. Потом вспоминал, что был внимателен и осторожен, стараясь не запачкаться. Вытащив ключи, пошел в спальню. Подойдя к комоду, он стал подбирать ключ. Звяканье ключей вызвало судорогу, ему захотелось все бросить и уйти. Но это длилось лишь мгновение. Вдруг ему пришла в голову мысль, что старуха может быть жива и очнулась. Он вернулся к телу, замахнулся топором, но не опустил его, потому что и так было видно, что старуха мертва. Он увидел, что натекло много крови. Разглядывая рану, Раскольников наклонился над телом и заметил на шее шнурок. Он осторожно перерезал его топором, стараясь не касаться тела. Сняв шнурок, он увидел, что на нем были два креста, кипарисный и медный, финифтяной образок и небольшой туго набитый кошелек. Раскольников сунул кошелек в карман, кресты бросил старухе на грудь. Захватив топор, опять пошел в спальню.

Раскольников торопился. Он никак не мог подобрать ключи. Потом он сообразил, что большой ключ, видимо, не от комода, а от укладки, которую старуха держит под кроватью. Так и оказалось. Открыв укладку, он увидел, что она набита вещами. Увидев красный гарнитур, Раскольников начал было вытирать об него руки. Как только он пошевелил вещи, из-под шубки выскользнули золотые часы. Оказалось, что между тряпьем были спрятаны золотые вещи, некоторые были в футлярах, некоторые завернуты в газету. Раскольников набил этими свертками все карманы. Но много набрать не успел…

В комнате, где лежала старуха, он услышал шаги. Раскольников замер. Все были тихо, и он решил, что ему померещилось. Вдруг ясно раздался негромкий вскрик. Опять наступила тишина. Он сидел, замерев, около сундука, но вдруг схватил топор и выбежал из спальни. Посреди комнаты стояла Лизавета. Увидав Раскольникова, она вся задрожала, приподняла руку и медленно стала пятиться от него, пристально глядя в глаза. Он бросился на Лизавету с топором. Несчастная и забитая Лизавета даже не подняла руки, чтобы защититься. Она рухнула.

Страх все больше охватывал Раскольникова, особенно после этого второго, незапланированного убийства. Ему хотелось скорее убежать отсюда. Если бы он сейчас мог рассуждать и понять все трудности своего положения, то он бы бросил все и пошел бы сам на себя заявить, и даже не от страха, а от отвращения к совершенному. Но им овладела какая-то рассеянность. Он обращал внимание на мелочи, забыв о главном. Пройдя в кухню, Раскольников увидел там ведро с водой и стал мыть руки и топор от крови. Затем тщательно вытер все бельем, сушившимся здесь же на веревке. Осмотрев свое платье и вытерев испачканные в крови сапоги, он в раздумье стоял посреди комнаты. Его мучила мысль, что он сходит с ума, делает что-то не то и не сможет себя защитить. «Надо бежать», — подумал он и бросился в переднюю. Здесь он с ужасом увидел, что все это время дверь была открыта. Он бросился к двери и запер ее, но тут же подумал, что нужно бежать. Открыв дверь, он стал слушать. Где-то далеко бранились два голоса. Наконец, все стихло. Он уже хотел выйти, но тут кто-то стал спускаться сверху. Он переждал. Уже ступил на лестницу, но кто-то стал подниматься снизу. Раскольников почему-то сразу понял, что это сюда. Раскольников, точно окостенел и прирос к месту. Только когда гость был уже на четвертом этаже, он быстро проскользнул в квартиру и закрыл дверь на притвор. Ему помогал инстинкт.

Гость подошел к двери, отдышался и позвонил. Незнакомец немного подождал ответа, потом позвонил еще раз и стал нетерпеливо дергать ручку двери. «Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота ненаглядная! Отворяйте!». Было видно, что этот человек свой в этом доме. В это время к двери подошел еще кто-то. «Неужели нет никого?» — весело спросил подошедший. «Здравствуйте, Кох!» Молодой человек пришел занять у старухи денег, а Кох заранее договорился со старухой о встрече. Они начали обсуждать, куда могла подеваться старуха, которая всегда жаловалась на больные ноги, и тут молодой человек заметил, что дверь закрыта на крючок, то есть изнутри. Визитеры поняли, что здесь что-то неладно. Молодой человек оставил Коха у двери, а сам побежал за дворником.

Раскольников стоял за дверью, сжимая топор. Время шло, Кох еще подергал дверь, потом, бросив свой пост, побежал быстро вниз. Шаги стихли, и Раскольников вышел из квартиры. Он уже спустился на три пролета лестницы, как раздался шум этажом ниже. Двое с криком побежали вниз во двор. И тут он услышал, что несколько человек поднимаются наверх. В полном отчаянии Раскольников пошел им навстречу. Между ними оставался только один пролет, и тут Раскольников увидел распахнутую дверь пустой квартиры, в которой шел ремонт. В квартире никого не было, видимо, отсюда недавно с криком выбежали рабочие. Раскольников шмыгнул в раскрытую дверь и притаился. Группа людей поднялась наверх, а он, немного переждав, выбежал вниз. Во дворе тоже никого не было. Он вышел из двора, понимая, что те люди, в квартире, уже, наверное, поняли, что он недалеко, но прибавить шагу не смел, да и пережитое волнение обессилило его. Пот лил с него.

Не в полной памяти Раскольников пришел домой. Только поднимаясь по лестнице, он вспомнил о топоре и вернулся, чтобы положить его обратно в дворницкую. Все прошло благополучно, там никого не было. Придя к себе, он бросился на диван и погрузился в забытье. Так завершается 1 часть романа «Преступление и наказание».

Источник (в сокращении): Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература / И.Н. Агекян, Н.М. Волчек и др. — Мн.: Современный литератор, 2003

Краткие содержания других частей романа «Преступление и наказание»: ЧАСТЬ 1     ЧАСТЬ 2     ЧАСТЬ 3     ЧАСТЬ 4     ЧАСТЬ 5     ЧАСТЬ 6     ЭПИЛОГ

classlit.ru

краткий пересказ, роман в сокращении |Мир Достоевского

Роман «Преступление и наказание» — выдающееся произведение русской литературы XIX века.

В этой статье представлено краткое содержание романа «Преступление и наказание»: краткий пересказ, роман в сокращении.


Краткое содержание романа «Преступление и наказание»: краткий пересказ, роман в сокращении

Бывший студент, 23-летний Родион Раскольников уже больше месяца обдумывает убийство старухи-процентщицы, у которой он закладывает вещи.

Раскольников уже 3 года живет в Петербурге. Полгода назад он бросил учебу в университете, где учился на юриста. Он также перестал давать частные уроки и впал в нищету. Последнее время Раскольников целыми днями лежит дома, думая о жизни.

В результате долгих размышлений Раскольников избретает свою теорию о том, что все люди делятся на обыкновенных и великих. Раскольников надеется, что относится к числу великих людей. Чтобы проверить свою теорию, он совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. После убийства Раскольников грабит старуху и уходит незамеченным с места преступления.

После этого Раскольников тут же впадает в апатию и болезненное состояние. Он понимает, что теперь не сможет жить как прежде. Он осознает, что его теория потерпела крах и что он не является великим человеком, потому что великие люди не сомневаются в своем величии и не задумываются над такими вопросами.


В этот период Раскольников знакомится с девушкой «неприличной профессии», 18-летней Соней Мармеладовой. Добрая и кроткая Соня вынуждена заниматься своей «грязной работой», чтобы прокормить свою большую семью (семью Мармеладовых). Узнав историю Сони, Раскольников сразу видит в ней родственную душу, грешную и глубоко страдающую.

Тем временем убийство старухи-процентщицы расследует опытный и умный следователь Порфирий Петрович. Порфирий с самого начала подозревает Раскольникова (на это у него есть несколько косвенных мотивов). Однако следователь не обвиняет его прямо, а играет с ним в «кошки-мышки». Раскольников выкручивается, как может, но эти поединки со следователем истощают его силы. Порой Раскольников сам остро желает, чтобы его арестовали и прекратили его мучения.

В конце концов Порфирий Петрович прямо говорит Раскольникову о том, что считает его убийцей. Следователь советует ему явиться с повинной, чтобы получить наименьший срок. Он угрожает ему арестом. При этом у Порфирия нет официальных улик против Раскольникова, и молодой человек тоже это знает. Но нравственные мучения не дают Раскольникову жить.

Спустя около 12 дней после преступления Раскольников наконец идет в полицию и сознается в убийстве. Его осуждают на 8 лет каторги. Соня Мармеладова едет за Раскольниковым в Сибирь, где всячески поддерживает его.

Вскоре после случившегося мать Раскольникова заболевает от горя и умирает. Сестра Раскольникова, Дуня, выходит замуж за друга своего брата, Разумихина. Дуня и Разумихин тоже собираются когда-то перехать в Сибирь.

На каторге в душе Раскольникова происходит перелом: он наконец осознает, насколько любит добрую и самоотверженную Соню. Вероятно, он также раскаивается в совершенном преступлении. Соня и Раскольников ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.

Конец романа.

www.alldostoevsky.ru

Роман «Преступление и наказание», 6 часть: краткое содержание (сюжет 6 части) / Достоевский Ф.М.

Для Родиона настало странное время, точно туман упал вокруг него и заключил в тяжелое уединение. Вспоминая потом это время, он понимал, что временами его сознание как бы тускнело. Его особенно тревожил Свидригайлов, но он не стремился к разъяснению дела. Они несколько раз встречались после смерти Катерины Ивановны, но не говорили по существу. Соня тоже была занята. Свидригайлов хлопотал насчет похорон. В последнюю встречу он объяснил Раскольникову, что определил детей Катерины Ивановны в хорошие сиротские заведения с помощью своих прежних связей, да и сирот со средствами легче пристроить. Пришли служить панихиду по Катерине Ивановне. Свидригайлов ушел, а Раскольников остался и отстоял всю службу. Родион подошел к Соне, она вдруг взяла его за руки и преклонила к плечу голову, ничего не говорила. Раскольникова поразило, что Соня притронулась к нему безо всякого содрогания, зная, что он убийца. Он пожал ей руку и ушел.

Ему хотелось остаться одному, но в последнее время он, хоть и почти всегда был один, он этого не чувствовал, особенно ощущая будто чье-то присутствие, когда был один. Он скорее возвращался к людям. Здесь было как будто легче и уединеннее. Скоро он догадался, что его тревожит. «Уж лучше бы какая борьба! Порфирий или Свидригайлов, какой-нибудь вызов!» Он вернулся домой, Настасья принесла ему поесть.

Далее в 6 части романа «Преступление и наказание» Достоевский рассказывает о том, что пришел Разумихин. Он рассказал, что мать Родиона переживает его отсутствие. Они вместе приходили к нему домой, но его не было. Мать посидела немного у него, потом сказала: «Если он со двора выходит, а стало быть, здоров, и мать забыл, то неприлично и стыдно матери у порога ласки просить». Она вернулась домой и слегла. Разумихин ничего не понимал в поведении Родиона, даже просил сказать ему, сумасшедший тот или нет. Уже уходя, он рассказал, что Порфирий считает Миколку убийцей старухи-процентщицы. Разумихин ушел, а Раскольников понял, что Порфирий опять начал свою игру, слишком он умный человек, чтобы поверить в виновность Миколки. Раскольников решил, что нужно закончить сначала со Свидригайловым. Он пошел к двери и в сенях столкнулся с Порфирием.

Тот сказал, что пришел объясниться. Порфирий заговорил о своей привычке к курению. Как всегда, прищуриваясь и посмеиваясь. Он признался, что чувствует привязанность к Родиону, говорил об их встречах, о том, что он думал тогда о Раскольникове. В двусмысленных еще словах Порфирия Раскольников жадно искал чего-нибудь более точного и окончательного. Порфирий Петрович сказал, что считает, что Миколка невиновен, что он хочет «страдание принять», то есть понести наказание вместо виновного. Наконец, он прямо сказал, что считает Раскольникова виновным. Порфирий предложил Раскольникову прийти с повинной, это будет учтено при вынесении приговора, а сейчас он его не арестовывает, потому что нет пока доказательств. Родион отказывается. Порфирий призывает его отдаться жизни, не раздумывая. Уходя, Порфирий посоветовал Родиону, в случае, если он захочет покончить с собой, оставить подробную записку — благороднее будет. Порфирий вышел, избегая смотреть на Раскольникова. Немного переждав, Родион тоже ушел из дома.

Он пошел к Свидригайлову. Как он понял из разговора с Порфирием, тот еще не был у него. Раскольникову пока казалось, что и не пойдет. Он понимал, что у них ничего не может быть общего. Этот человек был ему неприятен, чрезвычайно развратен, хитер и обманщик. Он боялся того, что Свидригайлов использует свое знание тайны Раскольникова как оружие против Дуни. Раскольников подумал, что если Свидригайлов задумал зло против Дуни, то он убьет его. Неожиданно он увидел его в окне трактира. Тот сидел на втором этаже и из окна рассматривал Раскольникова. Родион поднялся в трактир. Свидригайлов поделился с Раскольниковым, что приехал в Петербург «на предмет женщин». Раскольников хотел уйти, но Свидригайлов обещал не болтать больше вздору, то есть о себе, и начал рассказывать о том, как его спасала женщина.

Марфа Петровна выкупила его из долговой тюрьмы. После многих ужасных сцен и попреков они заключили с женой своеобразный контракт. Свидригайлов обещал не бросать Марфу Петровну и быть ее мужем, не отлучаться без ее разрешения, никогда не иметь постоянной любовницы, не увлекаться женщинами их сословия, но ему разрешались шалости с сенными девушками. Если же он когда-нибудь серьезно полюбит, то должен был во всем признаться Марфе Петровне. Так они и жили, соблюдая это соглашение, пока не появилась в доме Авдотья Романовна. Марфа Петровна рассказала ей всю подноготную о своем муже. Авдотья Романовна решила спасти этого пропащего человека. Они начали встречаться наедине. Свидригайлов повел с ней тонкую игру, стремясь завязать роман. Но случилось так, что он сам влюбился в Дуню без памяти. Он предложил Дуне бежать с ним. Свидригайлов был готов на все. Но потом Марфа Петровна обо всем узнала, был страшный скандал, а дальнейшее Раскольников уже знает.

Родион резко сказал, что Свидригайлову не на что рассчитывать, даже упоминание о нем неприятно Дуне, назвал его планы подлыми. Свидригайлов спокойно отрицал это, сказал, что его намерения самые честные, вообще он собирается жениться на красивой молоденькой девушке из приличной семьи. Свидригайлов рассказал Родиону о своих недавних и прошлых похождениях. Это действительно развратный и циничный человек. Было видно, что Свидригайлов чего-то ждет. С Раскольниковым он становился все грубее и насмешливее. Это встревожило Родиона, поэтому, выйдя из трактира, он пошел следом за Свидригайловым. Тот опять заговорил с Родионом. Теперь он говорил о подслушанном разговоре Раскольникова с Соней, просил «просветить новейшими началами». Раскольников сказал, что подслушивать у дверей подло. «А старушонок можно лущить чем попало, в свое удовольствие?» — ответил Свидригайлов. Он предложил Раскольникову уехать в Америку, предлагал на дорогу денег, он призывал Родиона оставить побоку нравственные вопросы, а если совесть мучает, «так и соваться не надо было, не за свое дело браться».

Подошли к дому Сони, Свидригайлов предложил Раскольникову самому удостовериться, что той нет дома. По его словам, Соня уехала к содержательнице детского приюта, в который он определил детей Катерины Ивановны. Войдя к себе, Свидригайлов взял деньги, сказал, что собирается прокутить их, затем они вместе вышли из дома. Он пригласил Раскольникова с собой кутить, тот отказался. Свидригайлов взял извозчика и уехал. Родион повернулся и ушел в противоположную сторону. Если бы он оглянулся, то увидел бы, что Свидригайлов проехал на извозчике всего метров сто, затем остановил его и вышел из коляски.

Раскольников, взойдя на мост, остановился у перил и стал смотреть на воду. Он даже не заметил Дуни, которая была всего в нескольких шагах от него. Она стояла в нерешительности и не знала, окликнуть ли ей брата. Тут она заметила, что Свидригайлов издалека делает ей знаки, чтобы она подошла к нему и не окликала брата. Дуня так и сделала. Свидригайлов сказал, что Раскольников знает о его письме к ней, а он не хотел бы, чтобы тот знал об их встрече. Дуне пришлось пойти к Свидригайлову на квартиру, потому что он отказывался рассказать ей о тайне брата на улице. Он убеждал Дуню, что бояться нечего, вся квартира заселена жильцами. Дуня спокойно осмотрелась в квартире Свидригайлова, не придав значения тому, что она находится среди пустующих квартир. Свидригайлов показал ей комнату, из которой подслушал разговор Родиона с Соней. Он коротко передал Дуне его суть. Это так поразило ее, что она чуть не потеряла сознание. Свидригайлов брызнул на нее водой, начал успокаивать, говорить, что может устроить отъезд Родиона за границу. «Все зависит только от вас», — говорил он со сверкающими глазами. Дуня отшатнулась от него, бросилась к двери, но она оказалась запертой. Свидригайлов цинично объяснил Дуне, что Сони нет дома, до Капернаумовых пять закрытых комнат. Дуня в его власти. Но он не хотел применять насилия. Свидригайлов предлагал Дуне спасти ее брата, быть ее верным рабом. Дуня знала, что он пойдет до конца. Вдруг она вынула из кармана револьвер, взвела курок. Свидригайлов узнал свой собственный револьвер. «Смей сделать только шаг, и я убью тебя», — сказала Дуня.

Дуня подняла револьвер и решительно смотрела на него. Никогда еще он не видел ее такой прекрасной. Сердце его сжалось. Он сделал шаг. Дуня выстрелила. Пуля задела его только по волосам. Дуня выстрелила еще раз, но вышла осечка. Она бросила револьвер и заплакала. Свидригайлов подошел к ней, обнял за талию. Он спросил ее, любит ли она его, Дуня сказала, что никогда бы не полюбила. Тогда он отдал ей ключ. Дуня быстро отомкнула и, не помня себя, выбежала из дома. Свидригайлов провел ладонью по лбу. Странная была у него улыбка — жалкая, печальная, улыбка отчаяния. Он поднял револьвер, брошенный Дуней. Там остался один патрон. Он подумал, сунул револьвер в карман и вышел.

6 часть романа «Преступление и наказание» Достоевского продолжается тем, что Свидригайлов весь вечер провел по разным кабакам и трактирам, но сам не пил, угощал других. К десяти часам пошел дождь, он вернулся домой, отворил бюро, вынул все свои деньги и разорвал две-три бумаги. Хотел было переменить платье, но передумал. Свидригайлов зашел к Соне. Он дал ей три тысячи денег. Сказал, что они ей понадобятся, когда Родиона отправят по Владимирке. «Для него же понадобятся, понимаете?» — пояснил он. Свидригайлов посоветовал Соне держать деньги у Разумихина. О себе он сказал, что собирается в Америку. Просил передать Раскольникову, что он ему велел кланяться. Затем он отправился к своей невесте. Извинившись за столь поздний визит, он сказал матери невесты, что должен срочно уехать по весьма важному делу. Он принес ей пятнадцать тысяч серебром, прося принять их в виде подарка. Ему была выражена самая пламенная благодарность и подкреплена слезами благоразумнейшей матери. Потрепав по щеке невесту, Свидригайлов ушел. Он отправился в одну отдаленную гостиницу, которую приметил еще несколько дней назад. Свидригайлов снял себе номер, заказал телятины и чаю. Есть Свидригайлов не мог, только выпил чаю. У него, видимо, начиналась лихорадка. Ему не спалось. В полубреду ему то мерещился образ Дунечки, когда она целилась в него из револьвера, то начинало казаться, что по нему пробегает мышь. Свидригайлов нервно задрожал и проснулся окончательно. Посидев немного, он опять задремал.

Ему приснилась девочка-утопленница, лежащая в гробу. Ей было всего четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце. Он проснулся, походил по гостинице в поисках служащего, чтобы расплатиться. За шкафом он нашел девочку, спрятавшуюся от вечно пьяной матери. Свидригайлов принес ее к себе в комнату, уложил ее в постель. Девочка заснула. Свидригайлов опять хотел уйти из гостиницы. Но вспомнил о девочке и подошел к кровати посмотреть на нее. Ему вдруг показалось, что ее ресницы как бы приподнимаются, губки девочки раздвигаются в улыбку. Постепенно лицо ребенка превратилось в нахальное лицо продажной камелии. Свидригайлов в ужасе закричал и проснулся. Он понял, что его всю ночь мучил кошмар.

Уже был день. Свидригайлов написал на листке несколько строк, вышел на улицу, дойдя до пожарной каланчи, в присутствии пожарного вытащил пистолет и застрелился. Пожарному он сказал говорить всем, что отправился в Америку.

В седьмом часу этого дня Раскольников пришел к матери на новую квартиру, где их поселил Разумихин. Мать радовалась его приходу, показала его статью, которую принес Разумихин. Она в ней ничего не поняла, но сам факт, что работа ее сына напечатана, наполняла ее гордостью. Родион просил мать любить его, что бы она о нем ни услышала. Мать плакала. Раскольников сказал, что всегда любил и будет любить мать и сестру, просил не верить словам о своей жестокости и молиться за него. Попрощавшись с матерью, он обещал еще прийти. Та не поняла, куда он отправляется, думала, что у него служба, карьера.

Раскольников пришел к себе в комнату. Дуня весь день была у Сони. Они боялись, что Раскольников покончит с собой. Он действительно собирался это сделать, но передумал. Раскольников попрощался с сестрой, просил ее заботиться о матери, просил прощения за то, что сделал их обеих несчастными. Напоследок он отдал Дуне портрет умершей дочки хозяйки, с которой он много говорил о своей теории. Они вместе с Дуней вышли. Дуня ушла, потом обернулась еще раз взглянуть на брата. Она любила его. Дойдя до угла, обернулся и он. Они встретились взглядами, он нетерпеливо махнул рукой, чтобы она шла, а сам круто повернул за угол. Он думал о том, как случится, что он за двадцать лет каторги смирится убеждением. Зачем жить тогда, зачем я иду теперь?

Раскольников пришел к Соне. Он попросил у нее крест. Соня молча надела на него кипарисный крест Лизаветы. Поняв, куда идет Родион, Соня накинула на себя платок, собралась идти с ним. Он остановил ее, сказал, что там свита не нужна. Соня так и осталась стоять посередине комнаты. Дойдя до перекрестка, он вспомнил слова Сони: «Пойди на перекресток, поклонись народу, скажи всему миру: «Я убийца». Раскольников стал на колени посреди площади, поцеловал грязную землю. Раздался смех, подумали, что он пьяный. Раскольников спокойно вынес эти насмешки, поднялся и пошел в контору. Он решил признаться не Порфирию, а Пороху.

В конторе его встретили любезно. Илья Петрович просил прощения за то, что в прошлый раз довел Раскольникова до обморока. Он рассказал, что уволился Заметов, а сегодня пришло сообщение о самоубийстве Свидригайлова. Услышав последнюю новость, Раскольников вздрогнул и побледнел. Он пробормотал, что ему пора, и ушел. Во дворе он увидел бледную Соню, остановился перед ней, усмехнулся и вернулся обратно в контору. Илья Петрович рылся в бумагах. Раскольников вошел, опустился на стул и признался в убийстве.

Источник (в сокращении): Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература / И.Н. Агекян, Н.М. Волчек и др. — Мн.: Современный литератор, 2003

Краткие содержания других частей романа «Преступление и наказание»: ЧАСТЬ 1     ЧАСТЬ 2     ЧАСТЬ 3     ЧАСТЬ 4     ЧАСТЬ 5     ЧАСТЬ 6     ЭПИЛОГ

classlit.ru

Преступление и наказание — краткое содержание. Краткий пересказ

Краткое содержание романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.


На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин <…> громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь <…> воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в <…> бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

tvory.info

Достоевский «Преступление и наказание», часть 2, глава 5 – краткое содержание

Вошедший гость с удивлением и пренебрежением разглядывал нищую каморку. После продлившегося с минуту молчания он наконец осведомился, кто здесь Раскольников – и представился ему: «Пётр Петрович Лужин».

Это был тот самый жених сестры Дуни, которого Раскольников уже успел возненавидеть, прочтя письмо матери. Несмотря на свой немолодой возраст, Лужин был щёгольски одет в новый костюм. Раскольников ограничился в его адрес одним холодным восклицанием: «Знаю, знаю! Вы жених? Ну, знаю!.. и довольно!»

Лужин был явно удивлён и оскорблён. После новой паузы он сообщил, что ждёт в Петербурге Дуню с матерью и «приискал им на первый случай квартиру» – на Вознесенском, в доме купца Юшина. «Да там хоть и дешёво, но скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место; штуки случались; да и черт знает кто не живет!», – воскликнул Разумихин.

 

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

 

Мало обратив внимания на эти слова, Лужин сказал, что сам пока остановился у госпожи Липпевехзель, «в квартире моего молодого друга, Андрея Семеныча Лебезятникова». Имя Липпевехзель показалось Раскольникову знакомым. Он смутно припомнил, что слышал его от другого жильца той же хозяйки – своего трактирного знакомца Мармеладова.

Упомянув о Лебезятникове, Лужин похвалил мысли «молодых поколений наших». Он находил в них «более ясный взгляд, более, так сказать, критики, деловитости». Разумихин тут же возразил: «Деловитости-то и нет. Деловитость приобретается трудно, а с неба даром не слетает». Лужин не соглашался, упирая на то, что в последнее время «распространены новые, полезные мысли вместо прежних мечтательных и романических; искоренено и осмеяно много вредных предубеждений во имя науки и экономической правды. Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то выходило, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы. Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностию». Разумихин вновь оспорил его слова, заметив: «К общему делу в последнее время прицепилось столько разных промышленников, и до того исказили они всё, к чему ни прикоснулись, в свой интерес, что всё дело испакостили».

Лужин уже собирался выходить, но прислушался к разговору об убийстве, который возобновили Разумихин с Зосимовым. Зосимов удивлялся смелости и решительности преступника. Но Разумихин имел иное мнение: «А я говорю – неловкий, неопытный и, наверно, это был первый шаг! Как дело ведет? – берет десяти-двадцатирублевые вещи, набивает ими карман, роется в бабьей укладке, в тряпье, – а в комоде, в верхнем ящике, в шкатулке, одних чистых денег на полторы тысячи нашли! И ограбить-то не умел, только и сумел, что убить! Говорю тебе, первый шаг; потерялся! Не расчетом, а случаем вывернулся!»

Лужин, приостановившись, выразил сожаление по поводу пошатнувшейся общественной нравственности. Тогда громко заговорил Раскольников: «Да ведь по вашей же вышло теории! Доведите до последствий, что вы давеча о личной выгоде проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Лужин стал высокомерно отрицать: дескать, на всё есть мера, и «экономическая идея еще не есть приглашение к убийству». Раскольников дерзко перебил: «А правда ль, что вы сказали вашей невесте, что рады её бедности, потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать и попрекать тем, что она вами облагодетельствована?»

«Я подозреваю, что мои слова были извращены вашей мамашей, женщиной восторженной и романической», – злобно воскликнул Лужин. Раскольников закричал, что спустит его с лестницы, если он еще раз хоть раз осмелитесь упомянуть о его матери – и велел Лужину убираться к чёрту.

Лужин вышел с видом оскорблённого достоинства. Разумихин стал успокаивать Раскольникова, однако тот потребовал, чтобы и они с Зосимовым оставили его: «Я один хочу быть, один, один, один!»

Разумихин и Зосимов вышли. «А заметил ты, что он ко всему равнодушен, кроме одного пункта, от которого из себя выходит: убийства», – спросил Зосимов на лестнице. Разумихин согласился.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека

rushist.com

Краткое содержание Преступление и наказание, Достоевский читать

Краткое содержание Преступление и наказание

Главным героем романа является бывший студент Родион Романович Раскольников, оставивший университет несколько месяцев назад. Он практически не имеет средств к существованию, в связи с чем вынужден жить в крохотной комнатке, ходить в убогой одежде и при этом все равно быть должным квартирной хозяйке. Все эти обстоятельства вынуждают Раскольникова обратиться за помощью к старухе-ростовщице Алене Ивановне и отдать в заклад единственную ценную вещь. Но деньги являются лишь формальным поводом, так как главная цель Раскольникова – это приготовление к убийству этой женщины. На обратном пути от своей будущей жертвы он заглядывает в распивочную, в которой совершает знакомство с бывшим чиновников и горьким пропойцей Семеном Захаровичем Мармеладовым.­ Его новый знакомый откровенно рассказывает о том, что бедность, болезнь и пагубное пристрастие мужа вынудили его супругу, Катерину Ивановну, пойти на отчаянные меры – отправить его дочь от первой жены Соню работать на панель.­

Раскольников провожает Мармеладова до дома. В начале следующего дня к нему приходит письмо от матери из провинции, где рассказывается обо всех несчастьях и несправедливостях, которые происходят с его младшей сестрой Дуней, живущей в доме бесчестного помещика Свидригайлова, который начинает ее домогаться. Жена Свидригайлова узнает о попытке измены мужа, но он сваливает всю вину на Дуню. Усилиями их матери удается восстановить честное имя младшей сестры Родиона. После чего к ней сватается надворный советник Лужин, которого прельщает, в первую очередь, бедственное положение Дуни, что дает ему власть над его невестой. Естественно, мама думает, что Лужин окажет Раскольникову финансовую помощь, благодаря чему он сможет кончить курс в университете. Родион думает о самопожертвованиях, на которые приходится идти его сестре и Сони Мармеладовой, что снова возвращает его к мыслям об убийстве старухи-ростовщицы. В процессе своих размышлений Раскольников, казалось бы, понимает, что он не способен на такой шаг, отчего ему становится легче. Но неожиданно он встречает сестру ростовщицы – Лизавету, которая договаривается прийти к кому-то завтра по делам. Значит, старуха завтра будет одна, и в этот момент Раскольников чувствует, что нет у него сил противостоять задуманному убийству и что все окончательно решилось.­­­­ ­

На следующий день Родион приходит к старухе-ростовщице и убивает ее топором. На свою беду неожиданно в квартиру возвращается ее кроткая и ни в чем не повинная сестра Лизавета, которая тоже попадает под топор убийцы. Ему кое-как повезло уйти незамеченным, а похищенные ценности он оставляет в случайном месте.

Возвратившись домой, он начинает с ужасом ожидать, что вскоре за ним придет полиция.­ Не выдержав напряжения, Раскольников теряет сознание. Очнулся Родион только на четвертый день – все это время его выхаживали кухарка Настасья и его друг по университету Разумихин. Раскольников слышит беседу своего друга с врачом, из которой ему становится известно, что в преступлении подозревают простого маляра­ Миколку. Кроме того, окружающие замечают, что главный герой романа очень странно реагирует на разговоры о совершенном убийстве.­­­­­­­­­­ ­

Раскольникова навещает Лужин, который остается потрясенным бедностью Родиона и­ условиями его проживания. Между ними происходит серьезный разговор, закончившийся ссорой, так как Раскольникову неприятна теория его оппонента о том, что, в первую очередь, нужно жить для себя. И самое обидное для главного героя, что он чувствует свою схожесть с презираемым Лужиным.

Он отправляется гулять по городу, и в своих размышлениях­ чуть не доходит до того, чтобы сознаться в преступлении. Но в этот момент он замечает прохожего, который попал под карету. Выясняется, что это его новый знакомый – Мармеладов. Пострадавшего переносят в его жилище, где главный герой знакомится с супругой, Катериной Ивановной, и Соней, которая предстает перед Родионом в своем наряде женщины легкого поведения. Раскольников жалеет Мармеладова, его семью и отдает Катерине Ивановне все свои деньги, которые ему прислала мама.

Позитивный настрой, который он ощутил благодаря своему доброму поступку, быстро проходит и заканчивается ссорой­ с Дуней, которой он заявляет о полном неприятии ее жениха.­­ “Или я, или Лужин!” — ставит ей ультиматум Родион.­ Дуню и его мать успокаивает Разумихин, который с первого взгляда влюбляется в сестру Раскольникова. Родион снова начинает чувствовать свое одиночество, но вскоре его навещает Соня Мармеладова, у которой он просит ее адрес.

Родион якобы для того, чтобы выяснить, что случилось с заложенными у процентщицы вещами, решает встретиться со следователем Порфирием Петровичем. Но главная цель встречи со следователем – это выведать, что известно Порфирию о деле и подозревает ли он самого Раскольникова. Следователь вспоминает о статье главного героя под названием «О преступлении», в которой говорится о «двух разрядах людей». По теории Раскольникова все люди делятся на людей обыкновенных («тварей дрожащих»), удел которых быть послушным моральному закону, и «собственно людей» («высшие»), которые ради создания чего-то нового имеют право переступать человеческие нормы, например, могут убить обычного человека. Получается, что главный герой признает право «высших людей» преступать ради своих высших целей библейские законы. Порфирий Петрович понимает, что через эту статью происходит своего рода самораскрытие убийцы, который решил стать «высшим человеком». Но следователь не имеет весомых доказательств причастности Родиона к преступлению, поэтому он его отпускает, посчитав, что должна заставить сознаться Раскольникова его совесть.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­

Родион начинать понимать, что он, так сильно переживающий из-за только одного убийства, совсем не подходит на роль «сверхчеловека». Слишком мелок масштаб личности, так как, например,­­­ “настоящий властелин… громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе…”. «Только и сумел, что убить. …Эстетическая я вошь, и-больше ничего…” — думает Раскольников.

Раскольникова о помощи просит Свидригайлов, который хочет использовать Родиона, чтобы встретиться с его сестрой, так как с ним одним Дуня просто не захочет общаться. Родион отвечает отказом и говорит, что до него дошел слух, что Свидригайлов погубил свою супругу. На это он получает ответ, что причиной смерти Марфы Петровны стал апоплексический удар, а он ее «ударил всего только два раза хлыстиком”. С одной стороны, конечно, Свидригайлов отвратителен Родиону, но с другой стороны, Раскольникову в нем нравится умение не беспокоиться о совершенных злодеяниях и получать при этом удовольствие от жизни.

В дешевой гостинице, куда Лужин поместил Дуню и ее мать, происходит выяснение отношений Лужина и Раскольникова. Родион обвиняет будущего мужа своей сестры в клевете как на него самого, так и на Соню. Он имеет ввиду письмо Лужина, в котором он говорит, что Раскольников все деньги от матери потратил на услуги девушки легкого поведения, то есть Сони. Сестра и мама Родиона встают на его сторону и приказывают Лужину уйти.­­ ­

Раскольников, между тем, снова начинает чувствовать свое одиночество, что заставляет его прийти к Соне. Но, несмотря на то, что они оба являются людьми, преступившими библейские заповеди, их отличает мотивы этого «преступления». Соня пошла на панель ради своих близких, а Родион думает только о себе. Соня верит в милосердие Бога, верит, что чудо случится и в ее жизни. И она читает Раскольникову о воскрешении Христом Лазаря из Евангелия.­­­­ ­

Раскольников продолжает бояться разоблачения и одновременно с этим хочет, чтобы все уже, наконец, раскрылось. И это заставляет главного героя снова прийти к Порфирию Петровичу. Следователь своими витиеватыми речами о том, что если даже следователь знает, кто именно преступник, то он не должен его арестовывать, так как преступник обязательно придет сам, доводит Родиона до нервного припадка. Доведенный до отчаянья, Родион практически сознается в преступлении, но в этот момент неожиданно врывается маляр Николай, который делает признание, что это он убил старуху. Раскольников под шумок уходит домой.­­­­­­­­ ­

Мармеладовы у себя в комнате устраивают поминки по Семену Захаровичу. Хозяйка квартиры и Катерина Ивановна уже давно находятся в состоянии вражды, которая в процессе поминок перерастает в открытую ссору. Хозяйка квартиры приказывает Катерине Ивановне тотчас съехать с комнаты. В этот момент на поминках появляется Лужин и заявляет, что Соня украла у него сторублевую ассигнацию. Соню обыскивают и, действительно, купюра оказывается в ее кармане. Но, по счастью, среди присутствующих есть человек, видевший как Лужин сам подложил деньги в кармане Сони. Родион раскрывает для всех причину такого поступка Лужина: оклеветав при Дуне Раскольникова и Соню, он хотел добиться мести и доказать своей невесте, что не напрасно подозревал Родиона в обмане.­­­­­­­­­­­ ­

Действие романа перемещается на квартиру к Соне, где Раскольников раскрывает свою тайну. Соня, понимая как он мучается, советует ему искупить вину признанием и последующим за ним наказанием. Но Родион не соглашается с ней и заявляет о том, что готов бороться за себя.­ ­

Затем перед читателями предстает вдова Семена Захаровича с детьми. Катерина Ивановна идет по городу и заставляет детей петь и танцевать. Дети все в слезах. После чего у нее идет кровь горлом, и она умирает. Заняться ее похоронами и дальнейшей судьбой ее детей обещает Свидригайлов.­­­ ­

К Раскольнику приходит Порфирий Петрович, который говорит ему, что маляр Николай не виновен, а настоящим убийцей является Родион. «Против вас у меня пока и нет ничего», — заявляет Порфирий Петрович. Но он хочет, чтобы Родион сам пришел с повинной. ­

Для Родиона живым примером беспечного существования после совершенного преступления является жизнь Свидригайлова. Но их личная встреча в трактире убеждает Раскольникова, что даже Свидригайлов считает свою жизнь пустой и бессмысленной. Единственным шансом для спасения могла быть для него любовь Дуни, но она отвечает решительным отказом. После чего Свидригайлов не остается ничего, как застрелиться.­­­­­ ­

Раскольников, который сильно мучается, но еще не готов к раскаянию, все-таки решается пойти и признаться в полицию, несмотря на презрение к себе за «малодушие». Он просит свою сестру заботиться о матери, прощается с Соней. В присутствии людей он, как и просила его Соня, в смирении целует «… эту грязную землю, с наслаждением и счастьем». В полиции он совершает официальное признание. ­

Родион в Сибири на каторге. Судьба его близких сложилась по-разному: мама начинает сходить с ума и в последствии умирает; сестра стала женой Разумихина; Соня переезжает в Сибирь и живет теперь рядом с ним. Для каторжан из простых людей Родион остается чужим человеком, а к Соне они, напротив, относится с уважением и нежностью. У него обнаруживаются симптомы душевной болезни, в связи с чем он попадает в больницу, где ему снится сон, что человечество поражает вирус, из-за чего каждый человек начинает считать свою мысль – конечной и единственно верной. В мире начинается война всего против всех. Люди погибают, кроме нескольких избранных.

Соня заболевает и пишет Родиону записку, что скоро поправится. Когда он ее читает, у Раскольникова просыпается бесконечная любовь к Соне. Родион понимает, что смирение, терпение и любовь – это его спасение. Роман заканчивается тем, что Родион берет в руки Евангелие, которое оставила Соня.

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения Преступление и наказание, Достоевский

Сочинения по произведению Преступление и наказание, Достоевский

Краткая биография Федора Достоевского

www.sdamna5.ru

Краткое содержание книги Преступление и наказание (изложение произведения), автор Ф. М. Достоевский

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин […] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь […] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в […] бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

pereskaz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *