«Портрет» за 9 минут. Краткое содержание повести Гоголя
: Молодой художник покупает портрет, в котором находит тайник с золотом. Золото совращает его, губит его талант. Позже выясняется, что в портрете заключена душа ростовщика, погубившего много людей.
Названия частей — условные.
Часть 1. Таинственный портрет губит молодого художника
Проходя однажды мимо одного из петербургских рынков, молодой художник Чартков случайно зашёл в лавку с дешёвыми картинами, начал рыться в хранившемся там хламе и нашёл неоконченный, но очень талантливо написанный портрет.
Андрей Петрович Чартков — молодой художник, талантливый, бедный, трудолюбивый, но способный увлечься и сойти с верного пути
Продолжение после рекламы:
На портрете был изображён старик со смуглым восточным лицом, в широком азиатском костюме. Особенно тщательно были написаны глаза старика, глядящие с полотна как живые.
Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза!
На последние деньги Чартков купил портрет и повесил его в своей квартирке.
Художник был беден, талантлив и самоотверженно предан своему делу, но нетерпелив и иногда слишком увлекался чем-то одним. Профессор не раз предупреждал Чарткова, чтобы тот берёг свой талант, не поддавался пустому щегольству и не вздумал становиться модным живописцем. Двадцатидвухлетнему Чарткову иногда хотелось «кутнуть и щегольнуть», но был он способен и на упорный труд. Большую часть времени он проводил в своей мастерской, совершенствуясь во владении кистью и забывая про еду и сон.
Когда стемнело, портрет старика стал ещё более зловещим. Чартков начал его бояться. Закрыв портрет простынёй, он лёг за ширму и уснул. Ему приснилось, как старик вылез из портрета, сел у его постели и начал пересчитывать продолговатые свёртки с золотыми монетами. Один свёрток откатился в сторону и художник схватил его. Старик же пересчитал своё золото, собрался залезть обратно в портрет, но обнаружил, что одного свёртка не хватает, и вернулся. Задыхаясь от ужаса, Чартков проснулся, увидел, что стоит перед портретом и смотрит ему в глаза и… проснулся снова, а потом проснулся ещё раз, увидев, как страшный старик пытается сбросить накинутую на портрет постынь. После этой чреды кошмаров Чартков заснул только под утро.
Брифли существует благодаря рекламе:
Поздно утром к художнику явился хозяин дома в сопровождении квартального и начал требовать плату за квартиру. Квартальный тем временем, рассматривая портрет старика, слишком сильно нажал на раму, в ней открылся тайник, из которого выпал продолговатый свёрток с монетами, точно такой же, как и во сне Чарткова. Художник подхватил свёрток так быстро, что никто не заметил, что же выпало из рамы. Быстро выпроводив домовладельца и квартального, Чартков открыл свёрток. В нём была тысяча золотых монет. На один миг у Чарткова мелькнула мысль, что теперь он может надолго запереться в мастерской, работать и стать хорошим художником. Однако потом в нём заговорила «горячая юность», и он не устоял перед искушением.
Чартков переехал в хорошую квартиру, купил новую одежду и заказал журналисту статью, которая описывала его как непревзойдённого портретиста. Вскоре у него появились клиенты из высшего света.
Сначала Чартков старался выписывать каждую деталь, подмечать индивидуальные черты, вкладывать в портреты душу и талант. Его первая работа — портрет дочери богатой дамы, вышел очень хорошо. О Чарткове заговорили, клиенты потекли рекой. Каждый из них требовал изобразить себя в неестественной, шаблонной позе, сглаживая все изъяны, художнику приходилось повиноваться. Вскоре Чартков перестал работать тщательно, его портреты стали похожи на грубые картинки из дешёвой лавки.
Продолжение после рекламы:
Шли года. Сначала Чартков стал модным художником и светским щёголем, потом его начали считать мэтром, «предлагать по службе почётные места», приглашать в комитеты и на экзамены. С высоты своего положения он упрекал молодёжь в безнравственности и начинал верить, что вдохновения не существует.
Слава не может дать наслажденья тому, кто украл её, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её.
Постепенно страстью Чарткова стало золото, он начал копить, скопил огромные богатства и стал «беспричинным скрягой».
Однажды его попросили высказать своё мнение о художнике, приславшем из Италии свою картину. В отличие от Чарткова, этот художник не польстился на соблазны и сумел раскрыть свой талант. Увидев картину, Чартков разрыдался и выбежал из залы. Он понял, что безжалостно погубил свой талант. Чартков попытался написать падшего ангела, но убедился, что может создавать только «модные картинки».
Чартковым овладела ужасная зависть. Он начал скупать картины талантливых художников и уничтожать их. Благодаря накопленному богатству, он смог купить и уничтожить множество прекрасных произведений. Жгучая зависть изменила внешность Чарткова, он стал похож на демона. Наконец, накал страстей сказался на его здоровье — у него начались припадки бешенства, во время которых ему виделись живые глаза старика с портрета. Затем он заболел чахоткой и умер.
Брифли существует благодаря рекламе:
От огромных богатств Чарткова ничего не осталось. Люди нашли только куски уничтоженных им картин.
Часть 2. История создания портрета
В одном богатом доме проходил аукцион — продавалось имущество умершего мецената. Большая толпа собралась возле портрета смуглолицего старика в восточном одеянии с необычайно живыми глазами. Все жаждали купить этот портрет, но внезапно появился известный художник Б., предъявивший на него права.
Художник Б. — известный и талантливый художник, 35 лет, сын художника-самоучки, скромно одет, с приятным, беззаботным лицом и чёрными кудрями
Он рассказал историю этого портрета, написанного его отцом.
Во времена царствования Екатерины II в мрачном каменном доме глухого района Петербурга жил очень богатый ростовщик, о котором ходили плохие слухи.
Ростовщик — богатый, нелюдимый старик в просторном азиатском одеянии, высокий, смуглолиций, с восточной внешностью и горящими, пронзительными глазами
Ростовщик щедро раздавал деньги на казалось бы выгодных условиях, которые оборачивались пожизненной кабалой. Кроме этого, деньги ростовщика приносили несчастья.
Один молодой меценат, отличившийся на государственной службе и замеченный императрицей, взял у ростовщика денег на развитие наук и искусств, но после этого сильно изменился. Им овладела зависть к уму и таланту, он стал подозрительным и начал писать доносы. Узнав об этом, императрица наказала его, и он умер в припадке страшного безумия.
Один князь, хотевший жениться на первой красавице Петербурга, тоже взял заём у ростовщика — родня красавицы считала, что он слишком беден. До этого благородный князь и красавица были влюблены друг в друга и считались идеальной парой, но после свадьбы молодой муж стал неимоверно ревнив, начал всячески изводить и даже избивать жену. Когда она заговорила о разводе, князь попытался убить её, и, потерпев неудачу, покончил с собой.
Ходили слухи и о множестве других несчастий, случившихся с простыми людьми, которые взяли деньги у ростовщика.
Там честный, трезвый человек делался пьяницей; там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока.
Недалеко от ростовщика жила и семья художника Б. Его отец был талантливым художником-самоучкой, он писал картины и иконы для церквей.
Отец художника Б. — художник-самоучка, талантливый самородок, честный, прямой, немного грубый, с гордой душой и твёрдым характером и принципами
Однажды ему заказали картину, на которой должен был присутствовать дьявол. Размышляя о том, каким должен быть дьявол, художник невольно вспоминал тёмное лицо и горящие глаза ростовщика.
Однажды ростовщик сам явился в мастерскую художника и заказал ему свой портрет. У ростовщика было одно условие: портрет должен быть «совершенно как живой».
Художник согласился, пришёл в дом ростовщика и начал писать портрет, особенно тщательно выписывая его глаза. Постепенно художником овладел сильный страх. Наконец, он отказался продолжать работу и ушёл, хотя ростовщик и умолял его закончить портрет. Он верил, что если художник верно передаст его черты, он останется жить в этом портрете.
На следующий день слуги ростовщика художнику принесли незаконченный портрет. Вечером художник узнал, что ростовщик умер.
Вскоре характер художника начал меняться, он стал зол, раздражителен и завидовал своему самому талантливому ученику. Когда ученик обошёл его в конкурсе на картину для новой церкви, художник впал в ярость и хотел сжечь незаконченный портрет. Картину спас его приятель-живописец, большой весельчак. Он взял картину себе, но вскоре почувствовал беспричинный страх, и отдал её племяннику, тот продал портрет коллекционеру, и картина пошла по рукам.
Узнав об этом, художник понял, что стал орудием дьявола. Смерть жены, дочери и младшего сына убедили его в этом. Отправив оставшегося сына в Академию искусств, художник ушёл в монастырь, а потом стал отшельником. Отмолив свой грех, он создал великолепную картину, изображавшую рождение Иисуса.
К этому времени художник Б. окончил Академию искусств и перед отъездом в Италию пришёл попрощаться с отцом. Отец рассказал сыну историю портрета и попросил уничтожить, если он попадётся ему на глаза.
Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам,… зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья.
Закончив рассказ, художник Б. обернулся к стене, где висел портрет, и обнаружил, что он исчез — пока все слушали историю, кто-то стащил картину. Люди долго недоумевали: на самом ли деле они видели изображение страшного старика, «или это была просто мечта, представшая только на миг глазам их, утружденным долгим рассматриванием старинных картин».
Краткое содержание Гоголь Портрет за 2 минуты пересказ сюжета
Рассказ входит в сборник Петербургские повести
Художник Чартков на Щукинском дворе разглядывал картины, и тут его взгляд упал на портрет старого мужчины в восточном одеянии. Отдав за картину последние деньги, Чартков идёт домой. Уже позже он пожалеет о покупке, ведь ему даже нечем платить за жильё. Взглянув на старика с портрета, ему становится не по себе от его глаз – настолько живыми они казались. Чартков даже занавесил картину на ночь, чтобы не пересекаться больше взглядом со стариком. Но ночью случилось ужасное: простыня с картины была сдёрнута, и из рамы вышел старик. В мешке его были деньги, и он начал их пересчитывать. Такие кошмары снились художнику несколько ночей подряд.
Хозяин квартиры требует оплаты, но так как денег у Чарткова нет, он захотел забрать портрет старика в счёт долга. При разглядывании картины из рамы падает свёрток с деньгами, уже знакомый Чарткову по снам. На эти деньги он смог уплатить долг за жилье, снять квартиру побольше, приодеться. Художник подал объявление о том, что пишет портреты на заказ. Внезапно на него обрушивается популярность, и он становится модным портретистом. Старые знакомые лишь поражаются тому, насколько он утратил своё мастерство и талант. Вскоре художник и сам понял своё падение. В отчаянии он заперся и пытался написать что-то, но всюду ему мерещились глаза старика с того портрета. Чартков умер в чахотке.
Спустя какое-то время на аукционе выставлен на продажу портрет старого азиата с удивительно живым взглядом. Многие желали его купить, но тут выходит художник Б., рассказавший присутствующим свою историю. Когда-то жил в Коломне ростовщик. Все, кому он давал деньги, вскоре погибали весьма трагическим способом. Отец Б. был художником и соседом этого ростовщика. Как-то азиат пришёл к нему с заказом нарисовать себя на холсте. Чем больше живописец писал портрет, тем живее получались глаза. С каждым днём у художника внутри росло отвращение к своей работе. Ростовщик обронил, что после его смерти, вся его сила перейдет в эту картину. Эти слова окончательно испугали художника, и он убегает, не закончив работу, но ему все-таки передали портрет лично в руки, и на следующий же день ростовщик умер. У художника начинаются неприятности, и он пытается избавиться от картины. Пытаясь убежать от проклятия старика, художник уходит в монастырь и начинает писать картину по библейским мотивам. Перед смертью он завещал своему старшему сыну отыскать и уничтожить проклятый портрет.
Закончив рассказ о своём отце, Б. оборачивается взглянуть на портрет, но тут все видят, что его нет на месте.
Главная мысль
В произведении противопоставляются две разные судьбы художников. Автор подчеркнул, что, только отказавшись от мирской суеты, мастер может раскрыть свой талант и не превратиться в ремесленника.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
Портрет. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Айтматов Тополёк мой в красной косынке
Повествование ведётся о молодом и не рассудительном водителе Ильясе, который однажды застрял при езде на одной из степных дорог. На этой же самой дороге молодой человек, знакомиться с тоненькой и очень нежной девушкой, в красной косынке по имени Асель
- Краткое содержание Распутин Пожар
Иван Петрович родился и вырос в деревне Егоровке, что на Ангаре. Уезжал он из нее только раз, воевать. Вернувшись в 1946 году с войны, Иван раздумывал, остаться в деревне или уехать, уж больно разоренной и унылой выглядела его малая родина
- Краткое содержание Скотт Ламмермурская невеста
Лорд Энрико Астон захватывает замок Равенсвуд. Он обеспокоен тем, что они упускают наследника Эдгара. Астон говорит о том, что брак его сестры Лючии и лорда Артура Бэклоу укрепили бы их позиции. Лючия категорически против этого союза.
- Краткое содержание Чехов Жалобная книга
Если вы задумаете искать сюжет в рассказе Антона Чехова «Жалобная книга», то это окажется пустым занятием. «Жалобная книга» — некая коллекция записей посетителей, а хранится книга на железнодорожной станции.
- Краткое содержание Колокольчики мои… Толстой А. К.
В этом стихотворении автор с любовью и почитанием описывает степную природу. Он просит прощения у цветов колокольчиков за то, что его конь топчет их. Этот конь, не объезженный и выращенный на природе
| / Краткие содержания / Гоголь Н.В. / Портрет / Вариант 1 Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей. заказчиков — минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников. Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его. Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет. Добавил: godfather / Краткие содержания / Гоголь Н.В. / Портрет / Вариант 1 | Смотрите также по произведению «Портрет»: |
Краткое содержание повести «Портрет» Гоголя Н.В. по главам (частям)
Молодой художник Чартков заходит в картинную лавку на Щукином дворе. Среди посредственных лубочных картинок он обнаруживает старый портрет. «Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось счистить с него пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен, но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза… Они, просто, глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью». Чартков покупает портрет за двугривенный.
Чартков, как настоящий художник, живет в бедности, испытывает денежные затруднения, но не поддается искушению стать модным живописцем, предпочитая развивать свой талант. Чартков вечно должен за квартиру.
Дома Чартков еще не раз подходит к портрету, пытаясь понять секрет, в нем заключенный. «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Чарткову страшно ходить по комнате, он засыпает, во сне ему видится, что старик вылезает из своего портрета, достает из мешка свертки, а в свертках — деньги. Чартков хватает один из свертков с надписью «1000 червонцев», изо всех сил стараясь, чтобы старик не заметил его движения. Художник просыпается несколько раз, никак не может вернуться в свою реальность. Наяву оказывается, что в его комнате действительно лежит сверток с деньгами.
В дверь стучатся хозяин квартиры с полицейским, они требуют немедленной уплаты долга. Чартков выплачивает все сполна, нанимает новую роскошную квартиру, переезжает и решает писать модные портреты (в которых нет ни капли сходства с оригиналом, а есть лишь заказная маска). Чартков красиво одевается, заказывает о себе похвальную статью в газете и вскоре принимает первых заказчиков — богатую даму и ее дочь, портрет которой он должен написать. Художник довольно живо пишет лицо девушки, но матери не нравится то некоторая желтизна кожи, то еще какой-нибудь «дефект», который так оживляет милое личико ее дочери. Наконец заказчицы довольны; Чартков получает деньги и лестные отзывы. У него становится все больше клиентов, он рисует то, что от него требуют, приукрашивает лица, убирает «изъяны», придает несвойственное им выражение. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше тратить так много времени на работу над одним портретом. Теперь ему достаточно дня, чтобы кончить картину. Он модный живописец; он повсюду принят, он желанный гость, он позволяет себе в обществе судить других художников (включая Рафаэля), о нем пишут в газетах, сбережения его все увеличиваются.
Академия художеств приглашает Чарткова высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника, стажировавшегося в Италии. Он уже готовится было небрежно покритиковать, слегка похвалить, вскользь высказать собственное видение изображаемого предмета, но произведение молодого живописца потрясает его своим великолепным исполнением. Чартков думает о своем загубленном таланте, о том, что он променял на золото истинное свое предназначение в жизни. Он идет домой, пытается изобразить падшего ангела, но кисть не слушается его, потому что рука привыкла уже изображать нечто затверженное. Художник приходит в отчаяние, встречается глазами с глазами старика на портрете. Он решает, что портрет был виною того, что его жизнь круто переменилась, и приказывает унести портрет прочь.
Чартковым овладевает зависть ко всем талантливым живописцам. Он скупает все лучшие картины, приносит их домой и разрезает на куски. Припадки бешенства и безумия повторяются все чаще, художнику постоянно чудятся глаза старика с портрета. Чартков умирает в ужасных мучениях. После него не остается состояния: он все истратил на прекрасные полотна других мастеров, которые уничтожал.
Часть вторая
Портрет продается с аукциона. За него дают очень высокую цену. Двое богатых ценителей искусства никак не хотят уступить друг другу удивительную картину. Неожиданно человек лет тридцати пяти прерывает аукцион, объясняя, что искал этот портрет много лет, и что портрет должен достаться ему. Он рассказывает невероятную историю написания картины.
Много лет назад в предместье Петербурга Коломне жил странный ростовщик, «существо во всех отношениях необыкновенное… Он ходил в широком азиатском наряде; темная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно был он нации: индеец, грек, персиянин, об этом никто не мог сказать наверное… Этот ростовщик отличался от других ростовщиков уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей старухи до расточительного придворного вельможи… Ho что страннее всего и что не могло не поразить многих — это была странная судьба всех тех, которые получали от него деньги: все они оканчивали жизнь несчастным образом».
Юноша аристократического происхождения покровительствовал людям искусства и разорился. Он обратился за ссудой к коломенскому ростовщику и резко переменился: стал гонителем талантливых людей, повсюду видел признаки надвигающейся революции, каждого подозревал, сочинял несправедливые доносы. Слухи о его поведении доходят до императрицы. Его наказывают и отправляют в отставку. Все его презирают. Он умирает в припадке безумия и бешенства.
Князь Р. влюблен в первую красавицу Петербурга, она платит ему взаимностью. Ho дела князя расстроены, и родственники девушки не принимают его предложения.
Князь уезжает из столицы и через короткое время возвращается сказочно богатым человеком (видимо, он обратился к коломенскому ростовщику). Играется пышная свадьба. Ho князь становится болезненно ревнив, нетерпим, капризен, бьет молодую жену, мучает ее своими подозрениями. Женщина заводит разговор о разводе. Муж бросается на нее с ножом, его пытаются удержать, он закалывает себя.
Отец же молодого человека, присутствующего на аукционе, был талантливым художником. На одном из полотен он намеревался изобразить духа тьмы и представлял себе его никак иначе, как в образе коломенского ростовщика. Неожиданно ростовщик сам приходит в мастерскую художника и просит нарисовать его портрет. Освещение благоприятствует тому, чтобы начать работу, и живописец берется за кисть. Сходство получается разительное, но чем лучше выписываются детали, тем большее отвращение чувствует художник к работе. Он отказывается продолжать портрет. Ростовщик кидается перед ним на колени, умоляет закончить картину, объясняя, что на портрете он будет жить и после смерти. Художник бросает кисти и палитру и убегает вон.
Вечером ростовщик умирает. Художник чувствует, что в нем происходят неприятные перемены: он завидует своему талантливому ученику, лишает того выгодного заказа, пытается вместо работы ученика представить свою картину, но выбор комиссии все равно падает на ученика. Художник же видит, что на его собственной картине у всех фигур глаза ростовщика. Он в бешенстве возвращается домой, намереваясь сжечь портрет. По счастью один из приятелей заходит к нему в этот момент и забирает портрет себе. Художник сразу же чувствует, как душевное равновесие возвращается к нему. Он просит прощения у своего ученика.
Встретив однажды своего приятеля, он узнает, что и тому портрет принес несчастье, и он его отдал племяннику. Тот тоже сбыл портрет с рук, так картина и оказалась в картинной лавке.
Художник крепко задумывается о том, сколько зла принес он людям своим произведением. Когда сыну исполняется девять лет, он определяет его в Академию художеств, а сам принимает постриг и добровольно увеличивает для себя строгость монастырской жизни. Он много лет не пишет картин, искупляя свой грех. Наконец художник отваживается написать Рождество Иисуса. Это чудо кисти; все монахи сходятся на том, что божественная сила водила рукой художника. Он встречается с сыном, благословляет его и рассказывает историю создания картины, предостерегает от искушений, подобных тем, что вызывает этот портрет в людях. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». Художник завещает сыну найти портрет и уничтожить его.
Все присутствующие на аукционе оборачиваются к портрету, но того уже нет на стене. Возможно, кто-то успел украсть его.
«Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
Часть I
С молодым талантливым художником Андреем Чартковым произошла трагическая история. Он жил очень бедно, но однажды не пожалел заплатить за понравившуюся картину на Щукином дворе последний двугривенный. Это был портрет старика в азиатских одеждах.
Чарткову показалось, что картина написана известным мастером, но по какой-то причине не окончена. Глаза у старика были словно живые.
Дома художник узнал: приходил хозяин и требовал плату за жилье. Молодой человек тут же пожалел, что отдал последние деньги за портрет. Чартков погрузился в размышления о своей бедности и жизненной несправедливости. У него нет денег даже на свечку, приходится сидеть в темноте. И тут взгляд художника упал на портрет.
«Живые» глаза старика смотрели с картины, пугали. От портрета исходила необъяснимая зловещая сила. Перед сном Чартков вновь глянул на портрет. Ему в который раз показалось, что глаза старика, освещенные луной, пристально смотрят в душу. Художник в страхе набросил на портрет простыню, но это не помогло. Материя начала шевелиться, а взгляд старика был повсюду.
Вдруг Чартков увидел, что простыня лежит на полу, а старик вышел из рамы и сел к нему на кровать. В руке азиата был мешочек с деньгами, на нем надпись: «1000 червонцев». Внезапно мешочек выпал из рук старика и откатился в сторону. Чартков попытался незаметно взять деньги, но в этот миг проснулся. В руке он еще долго ощущал приятную тяжесть мешочка с деньгами.
Утром вновь пришел хозяин квартиры. Узнав, что денег нет, он предложил Чарткову расплатиться работами. Хозяина заинтересовал портрет старика. Рассматривая его, он случайно задел раму, откуда вывалился мешочек с надписью «1000 червонцев». После такой удачи Чартков тут же расплатился с хозяином квартиры и съехал от него.
Художник долго отгонял нехорошие мысли о старике и убеждал себя в том, что просто нашел клад. Поборов сильное желание купить на все деньги кисти и краски, он в тот же день снял шикарную квартиру на Невском. Чартков начал жить по-новому. Стал модно одеваться, дал объявление в газету об услугах художника. Первой пришла дама и заказала портрет дочери. В спешке Чартков не успел хорошо запомнить черты лица дочери и потому портрет не получился. Заказчице не понравилась желтизна лица и круги под глазами. Тогда Чартков отдал ей свою старую работу под названием «Психея», немного обновив картину. Небольшой конфликт был улажен.
Художник начал получать заказы. Он пишет много портретов, удовлетворяя желания богатых людей. Чарткова теперь принимают в лучших аристократических домах. Но вместе с богатством меняется и сам молодой человек, становится жестким, циничным. О других мастерах он отзывается резко и высокомерно. Чартков критикует всех, не признает ни одного таланта.
Те, кто раньше знали Чарткова, изумляются столь разительным переменам в нем. Сложно понять, как за такое короткое время талантливый художник превратился в скрягу. Злость и ненависть отныне становятся верными спутниками Чарткова.
Однажды молодого человека пригласили в Академию художеств посмотреть полотно старого друга, присланное из Италии. И тогда Чартков понял, как низко пал, насколько ничтожны его картины в сравнении с работами других художников.
Чартков закрывается в мастерской и пытается исправить ситуацию. Он погружается в работу, но вынужден постоянно прерывать ее из-за элементарных пробелов в знаниях, которыми пренебрег в начале художественной карьеры. Мастера захлестывают зависть и злость. Чартков начинает скупать лучшие произведения со всего мира, но вскоре умирает от чахотки. Кончина художника была ужасна – ему везде мерещились глаза старика-азиата. Позже выяснилось, что все шедевры, на которые Чартков потратил огромное состояние, были им уничтожены.
Часть II
Вскоре стала известна другая часть истории, которая случилась с молодым художником Андреем Чартковым. На аукционе в Петербурге среди китайских ваз, картин, старой мебели и прочих вещей продавался портрет старика-азиата, чьи глаза выглядели, как живые. Когда цена возросла вчетверо, некий художник Б. заявил о своих правах на картину. В подтверждение он рассказал историю, которая произошла с его отцом в Коломне. Когда-то там жил ростовщик-азиат. Он был огромный и страшный, как демон. Его условия казались весьма выгодными, но когда приходило время платить, по странным арифметическим подсчетам проценты оказывались огромными, вырастали в несколько раз.
Страшной была судьба тех, кто брал у азиата деньги. Так, молодой и довольно успешный вельможа взял взаймы у ростовщика, после чего в его характере произошли негативные перемены. Дело закончилось полным безумием и смертью вельможи. Была также история с девушкой, избранник которой попросил у азиата помощь. Ему пришлось пойти на этот шаг, чтобы родители невесты дали добро на их союз. Однако в характере этого человека также произошли губительные перемены. Мужчину сжигала жуткая ревность, он даже покушался на жизнь молодой жены, а затем решился на самоубийство. И таких историй рассказывали очень много.
Отец художника Б. расписывал храмы, но почему-то очень часто хотел изобразить на полотне духа тьмы. Однажды к нему заглянул страшный сосед-ростовщик и попросил написать портрет, да так, чтобы выглядел на нем «как живой». Художник с радостью взялся за работу, но чем лучше у него получалась внешность старика, тем страшнее и тяжелее становилось на душе. Художник чувствовал непонятный страх, который исходил от портрета.
Мастер не выдержал такого напряжения и решил отказаться от заказа. Но старик умолял закончить портрет, говорил, что будет жить в нем после смерти. Это еще больше напугало художника. Он убежал, а ростовщик умер на следующий день.
Вскоре художник заметил в себе перемены: он стал завидовать и вредить своим ученикам, а в его картинах начали появляться глаза азиата-ростовщика. Поэтому отец художника Б. решил сжечь страшный портрет. Но в последний момент это полотно выпросил приятель, который подарил картину племяннику. Тот вскоре тоже избавился от портрета.
Автор злосчастной картины начал понимать, что каким-то непостижимым образом ростовщик-азиат вселился в портрет. Смерть родных окончательно убедила в этом. Художник ушел в монастырь, а старшего сына отдал в Академию художеств.
Когда отец художника Б. вновь взялся за кисть, то целый год писал одну работу – «Рождество Иисуса», которая была полна святости и света. Он хотел искупить вину за роковой портрет.
Художник Б. окончил Академию художеств и перед путешествием в Италию заехал в гости к отцу. Тот рассказал сыну страшную историю про ростовщика. Он попросил наследника найти и уничтожить портрет.
На поиски смертельного полотна ушло пятнадцать лет. Художник Б. попросил отдать ему портрет, чтобы уничтожить его навсегда. Люди, выслушав эту жуткую историю, согласились.
Когда же все повернулись к стене, где висел портрет, то с ужасом увидели, что картина исчезла. Может, ее просто украли. Но кто знает…
- «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
- «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
- «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
- «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
- «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
- «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
- «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
- «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Женитьба», анализ комедии Гоголя
По произведению: «Портрет»
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Краткое содержание Портрет, Гоголь читать по частям
Главная>Краткие содержания>Произведения Гоголя
Портрет, ГогольБыстрый переход:
Очень краткое содержание (в двух словах)
Краткое содержание (подробно по частям)
Очень краткое содержание (в двух словах)Бедный, но талантливый художник Андрей Чартков случайно купил портрет старика со злым, и как будто живым взглядом. Ночью ему приснился сон, что старик вышел из картины, достал свёртки с золотыми червонцами, один уронил, а Чартков его подобрал. Утром пришёл хозяин квартиры с квартальным за долгом по аренде. Осматривая картины, квартальный нажал на раму с портретом, и оттуда вывалился мешочек с червонцами, такой же, как во сне. Чартков расплатился с долгами, переехал в дорогую квартиру, стал модным, но безвкусным художником. Вскоре он это понял, и его начала сжигать зависть. Тогда он стал скупать талантливейшие картины и уничтожать их. Вскоре безумство его стало столь сильным, что он умер. Через какое-то время, на аукционе появилась его картина со стариком. Все хотели её купить, но вперёд вышел мужчина, и объявил, что он более достоин их всех, чтобы купить этот портрет. Он рассказал, что он художник, и уже 15 лет ищет эту картину, которую написал его отец. На картине изображён ростовщик, который при жизни давал людям деньги, а потом с ними происходили разные ужасные вещи. Эту картину отец не смог сжечь и, умирая, он просил сына найти и уничтожить её, так как она причиняет зло владельцу. Пока он это рассказывал, портрет пропал.
Краткое содержание (подробно)Часть I
С молодым художником Андреем Чартковым произошла странная история. Заглянув в картинную галерею на Щукином дворе, среди множества картин его взгляд приковал один портрет, на котором был изображен старик с лицом бронзового цвета в азиатских одеждах. Глаза у него смотрели так живо, что, казалось, портрет вот-вот оживет. Отдав за него последний двугривенный, он выкупил картину и отнес ее домой. Там его ждала весть от хозяина оплатить квартплату, отчего он тут же пожалел, что потратил последние деньги на картину, и стал размышлять о своей бедной участи.
У Чарткова, молодого и талантливого художника, не было денег даже на свечу, чтобы не сидеть в темноте. В свою очередь, заезжие художники «одной только привычной замашкой» могли заработать целое состояние и произвести вокруг себя светскую шумиху. Все это время, пока он размышляет, на него безжалостно глядят глаза с портрета, который, как ему кажется, написан известным художником и оставлен незавершенным. Отправившись в постель, он оставил портрет за ширмой, но и сквозь нее пробивался этот испепеляющий взгляд, производя какое-то неприятное чувство.
В страхе художник занавешивает простыней, но это его не спасает от ночного кошмара. Вдруг Чарткову почудилось, что материя зашевелилась. В следующую минуту она уже была на полу, а старик, выйдя из рамы, присел к нему на кровать. В руке у него был мешочек с тысячей червонцев, который он как бы невзначай уронил на пол. Чартков попытался поднять этот мешочек и в этот миг проснулся от странного сна, а в руке еще долго ощущал приятную тяжесть от денежного мешочка. На следующий день к нему пришел хозяин забрать долг. Услышав, что денег нет, он пожелал взять плату работами.
Хозяина заинтересовала картина старика. Когда они ее рассматривали, из-под рамы вдруг выкатился тот самый мешочек с червонцами и художник смог расплатиться по всем платежам. Тысяча червонцев настолько его обогатили, что он смог в тот же день съехать с убогой квартиры и снять для себя роскошные апартаменты на Невском. Первым делом он накупил красок, добротной щегольской одежды и дал объявление в местную газету. В его мастерскую стали приходить первые заказчики. За короткий период он стал популярным у местного бомонда. Более того, Чарткова стали принимать в богатых домах.
Знавшие его раньше художники, заметили, что он растратил свой талант. Теперь его интересовала только нажива. Сам он высказывался довольно резко и категорично о других художниках. Однажды в Академии художество он увидел полотно из Италии, нарисованное его старым другом. Оно было настолько красиво и идеально, что Чартков впал в глубокую депрессию. Он осознал, насколько ничтожны были его работы, в сравнении со многими другими художниками. Тогда он заперся в своей мастерской и старался наверстать упущенное, много работая.
От зависти он скупает лучшие полотна со всего мира, но вскоре умирает от чахотки. Перед смертью ему повсюду мерещатся глаза старика с того портрета, который позволил ему разбогатеть. Все шедевры, которые он скупал в последнее время, он предусмотрительно уничтожил.
Часть II
Вскоре после этого на одном из аукционов Петербурга появился некий художник, который прояснил ситуацию с портретом старика-азиата. К тому времени, за портретом уже закрепилась определенная слава и на фоне всяких китайских ваз и мебели цена его была вчетверо выше. Однако художник во время аукциона заявлял о своих особенных правах на этот портрет и в доказательство решил рассказать историю из жизни своего отца, который тоже был преуспевающим художником и жил в Коломне.
По соседству с ними жил огромный и страшный ростовщик с безжалостными глазами. Поначалу тем, кто занимал у него деньги, условия казались выгодными, но какими-то хитрыми арифметическими вычетами, его проценты в итоге вырастали во много раз. При этом все знали, что старик-азиат может ссудить любую сумму с кого пожелает. Хуже всего, что судьбы людей, бравших у него взаймы денег, страшным образом менялись. Так, например, один молодой и преуспевающий вельможа после сделки с ним приобрел ужасный характер и закончил жизнь безумцем.
Другой молодой человек, который занимал у него денег, чтобы жениться на любимой девушке, стал жутко ревнивым. Дело дошло до того, что он чуть было не убил молодую жену, а потом покончил жизнь самоубийством. Отец художника зарабатывал на жизнь росписью храмов, но мечтал как-нибудь нарисовать духа тьмы. Долго ему просить желаемого не пришлось, так как вскоре к нему обратился тот самый ростовщик с просьбой запечатлеть его на портрете. Он хотел выглядеть на нем как живой, чтобы влиять на людей даже после смерти.
Ничего не подозревающий художник с радостью согласился нарисовать соседа, но чем лучше получался этот портрет, тем страшнее ему было. Глаза натурщика и впрямь глядели как живые. Мастер так и не смог дорисовать портрет из-за возросшего страха, а ростовщик вскоре умер. С отцом художника стали происходить странные вещи. Он стал невероятно злым и завистливым, стал вредить своим ученикам, а на портретах других людей изображать глаза ростовщика. Тогда он решил сжечь свой шедевр, но в последний момент его выпросил друг для своего племянника.
Несчастия не прекращались. Смерть родных людей окончательно убедила мастера, что старик остался жить в картине. Тогда он сам ушел в монастырь, а единственного сына отдал на обучение в художественную академию. Дабы искупить свою вину за этот страшный портрет, он взялся за создание картины «Рождество Иисуса». В этой работе он старался изобразить как можно больше святости и света. Перед поездкой в Италию сын художника заглянул к нему в гости. Вот тогда отец и рассказал ему эту страшную историю и просил, во что бы то ни стало найти его злосчастную работу и уничтожить.
С тех пор прошло пятнадцать долгих лет и вот, наконец, он его обнаружил. Теперь всем было понятно, почему он считал, что имеет на него больше прав, чем кто-либо из присутствующих на аукционе. Никто препятствовать не стал, но когда художник повернулся к стене, где висел этот портрет, то ничего не обнаружил. Толпа слушателей обомлела. Кто-то сказал: «Украден», но кто знает…
см. также:
Краткие содержания других произведений
Характеристики главных героев произведения Портрет, Гоголь
Сочинения по произведению Портрет, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
Характеристики главных героев Портрет, Гоголь. Их образы и описание
Главная>Характеристики героев
Характеристики главных героевЧартков
Главный герой повести, молодой и подающий надежды художник; житель Петербурга. Полное имя — Андрей Петрович Чартков. Это обедневший дворянин, у которого в услужении всего один крепостной — слуга Никита. У него нет денег даже на лишнюю свечу, чтобы не сидеть в потемках. По сюжету Чартков снимает комнату на Васильевском острове и еле сводит концы с концами. Подробнее>>>
Отец художника
Один из персонажей повести, отец одного из двух художников, описанных в произведении. Этот человек проживал в Коломне и занимался росписью храмов. Однажды ему в голову пришла идея написать портрет духа тьмы. Долго уговаривать судьбу не пришлось, потому что к нему пожаловал сосед-ростовщик, от которого у окружающих были одни беды. Подробнее>>>
Ростовщик
Один из персонажей повести, человек, чей портрет приносил наряду с деньгами несчастья его владельцам. Ростовщик был пожилым человеком крупных размеров с азиатской внешностью. Он жил по соседству с талантливым художником-самоучкой, которого попросил нарисовать свой портрет. Слава о старике-азиате ходила не лучшая. Все, кто брали у него в долг деньги, обязательно переживали какие-то трагедии. Подробнее>>>
Художник
Один из персонажей повести, сын известного живописца из Коломны; рассказчик истории о страшном ростовщике и его портрете. Все, что нам о нем известно, так это то, что он по настоянию отца учился в Академии художеств. Затем путешествовал в Италию совершенствовать свое мастерство и знал о страшном воздействии портрета старика-азиата на окружающих. Подробнее>>>
Никита
Эпизодический персонаж, помощник и слуга Чарткова.
Хозяин квартиры
Эпизодический персонаж, требовал с квартальным долг с Чарткова.
Варух Кузьмич
Эпизодический персонаж, квартальный, который по просьбе хозяина квартиры, требовал деньги за её оплату с Чарткова. Случайно обнаружил свёрток с деньгами в его квартире.
Продавец
Эпизодический персонаж, продал картину с портретом старика Чарткову.
Приятель отца художника
Эпизодический персонаж, живописец, который выпросил портрет ростовщика у отца художника, когда тот хотел его сжечь. После покупки, он стал чувствовать себя плохо и подарил его своему племяннику.
Аристократическая дама
Эпизодический персонаж, первый клиент Чарткова после покупки портрета.
Lise
Эпизодический персонаж, дочь аристократической дамы.
см. также:
Краткое содержание Портрет, Гоголь
Сочинения по произведению Портрет, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
Характеристики героев и персонажей других литературных произведений
Краткое описание портрета | GradeSaver
Эти заметки предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас сделать свой собственный.
Трагическая история художника Чарткова началась перед магазином на Щукинском дворе, где среди множества картин с изображением крестьян он увидел одну и, отдав за нее последние двадцать копеек, принес картину домой. Это был портрет старика в азиатской одежде, и он казался незаконченным, но был схвачен такой сильной кистью, что глаза на портрете казались живыми.Дома Чартков узнает, что хозяин пришел с унтер-офицером, требуя оплату за квартиру. Раздражение Чарткова о том, что он сожалеет о двадцати копейках и сидит в нищете без свечей, множилось.
Ложась спать за ширмой, он видит сквозь трещины, освещенные лунным портретом, и его пристальный взгляд. В страхе Чартков ставит на нее занавеску, но тут он видит глаза, полупрозрачные сквозь ширму, кажется, что простыня оторвана, наконец, он видит, что простыни на самом деле больше нет, и старик двинулся и вылез из кадра.Старик подходит к нему за ширмой, садится на ноги и начинает считать деньги, вынутые из принесенной с собой сумки. Свёрток с надписью «1000 золотых» откатился в сторону, и Чартков тайком выхватил его. Отчаянно сжимая деньги, он просыпается; рука ощущает тяжесть, которая была в ней секунду назад. После серии кошмаров он просыпается поздно. Приехавший снова с хозяином милиционер узнал, что денег нет, предложил расплатиться его работами.
Портрет старика привлекает его внимание, и, глядя на холст, он нечаянно сжимает раму — на пол падает знакомый сверток с названием «1000 золотых монет».«
В тот же день Чартков платит хозяину и утешается сокровищами, заглушив первое желание купить краску и запереться на три года в студии, снимает шикарную квартиру на Невском, дает объявление в ходячей газете — и уже на следующий день принимает покупателя. Важная дама, описывая детали будущего портрета дочери, берет ее, когда Чартков, казалось, только схватил ей в лицо что-то важное. В следующий раз она остаётся недовольной сходством желтого лица и теней под глазами и, наконец, берёт на себя старую работу Чарткова — Психею, слегка отреставрированную раздражённым художником.
За короткое время Чартков становится популярным: схватив одно общее выражение, он написал множество портретов, чтобы удовлетворить самые разные требования. О богатых, допущенных в аристократические дома художниках отзываются резко и высокомерно. Многие, кто знал Чарткова раньше, удивляются тому, как талант мог исчезнуть так заметно поначалу. Он важен, упрекает молодежь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, приехал посмотреть на картину из Италии, присланную одним из старых товарищей, видит совершенство и понимает бездна его падения.Он заперся в студии и погружен в работу, но вынужден останавливаться каждую минуту из-за незнания элементарных истин, изучение которых он не принимал во внимание в начале своей карьеры.
Вскоре он одержим страшной завистью, он начинает покупать лучшие произведения искусства, и только после его смерти из-за лихорадки, связанной с чахоткой, становится ясно, что шедевры, на приобретение которых он потратил свое огромное состояние, были зверски уничтожен им. Его смерть ужасна: повсюду показались старые страшные глаза.
История Чарткова нашла свое объяснение спустя короткое время на одном из петербургских аукционов. Среди китайских ваз, мебели и картин внимание привлек удивительный портрет человека, глаза которого были нарисованы с таким мастерством, что кажутся живыми. Цена повышается в четыре раза, и появляется художник Б., претендующий на особые права на эту картину. В подтверждение этих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Обозначив начало части города под названием Коломна, он описывает великана азиата, который когда-то жил здесь и мог ссудить любую сумму денег.Его проценты казались небольшими, а условия погашения были очень благоприятными, но странные арифметические вычисления суммы, подлежащей возмещению, сильно увеличились. Зловещей была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиата.
Отец рассказчика, художник-самоучка, намереваясь изобразить дух тьмы, часто думал о своем страшном соседе, и однажды он сам пришел и потребовал нарисовать свой портрет, дабы остаться в картине «совсем» как живой «.Отцу было приятно взять дело в свои руки, но лучше ему удавалось уловить внешность старика, живее выступали глаза на полотне, им овладевали более болезненные ощущения.
Не имея больше сил переносить растущее отвращение к работе, он отказался продолжать, и мольба старика, объясняющая, что его жизнь продолжится после смерти в портрете сверхъестественной силы, полностью его напугала. На следующий день ростовщик скончался. Со временем художник заметил в себе перемены и решил уничтожить портрет, но его друг попросил картину, и художник дал ему эту ужасную работу.Каждый, кому достался этот портрет, старался как можно скорее избавиться от него.
Художник понимает, что часть души ростовщика переместилась в ужасный портрет, и смерть его жены, дочери и маленького сына окончательно убедила его в этом. Он поставил старшего сына в Академию художеств, а сам отправился в монастырь, где вел строгую жизнь, ища всевозможные способы самопожертвования. Наконец, он взял кисть и целый год писал картину Рождества.Работа была чудом, исполнена святости. Своему сыну, который приехал попрощаться перед поездкой в Италию, он поделился своими мыслями об искусстве, включая некоторые инструкции. Рассказав историю ростовщика, он умолял сына найти идущий на руках портрет и уничтожить его. И вот, после пятнадцати лет бесплодных поисков, рассказчик наконец нашел портрет, — а когда он, а вместе с ним и вся толпа студентов повернулись к стене, портрета как бы там не было. Кто-то говорит: «Украдено».
Обновите этот раздел!
Вы можете помочь нам, пересматривая, улучшая и обновляя эта секция.
Обновить этот разделПосле того, как вы запросите раздел, у вас будет 24 часа , чтобы отправить черновик. Редактор рассмотрит заявку и либо опубликует ее, либо оставит отзыв.
Краткое содержание «Портрет» Гоголя №
Повесть «Портрет» Гоголя написана в 1833 — 1834 гг. И вошла в цикл «Петербургские рассказы». Работа состоит из двух частей, в которых рассказывается о двух разных судьбах художников.Связующим звеном между рассказами является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизнь обоих героев.
Краткое содержание
Часть 1
В картинной мастерской на Щукинском дворе молодой художник Чартков на последние двадцать пять купил портрет «работы высокого художника». На картине изображен «старик с лицом бронзового цвета, костлявый, низкорослый». его глаза были особенно заметны.
Дома Чартков кажется, будто глаза старика смотрят прямо на него с картинки.В какой-то момент старик на портрете
ожил и «выпрыгнул из рамок». Сидя возле Чарткова, он вытащил из складок своей одежды мешок и высыпал из него связки червонцев. Пока старик считал деньги, Чартков незаметно взял один из убранных свертков. Рассказав о своем богатстве, старик вернулся к картине. Всю ночь юноше снились кошмары.Утром в Чартков приехали хозяин дома с квартирным надзирателем, чтобы узнать, когда молодой человек отдаст деньги на жилье.Во время разговора ежеквартальный обозреватель, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и один из узелков, который приснился художнику, упал на пол.
На чудом вырученные деньги Чартков покупает обновку, снимает красивую квартиру и объявляет в газете, что готов писать картины на заказ. Первой к нему пришла богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и, в конце концов, довольная покупает незаконченный набросок лица Психеи, принимая его за портрет Лизы.
Чартков становится известным в городе как художник, его любят в высшем обществе. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а нестандартные маски.
Однажды
на выставке Академии художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего друга. Герой хотел сделать критические замечания, но картина была написана так искусно, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, как плохо он пишет картины.Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не получается. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.Завидуя другим художникам, герой потратил все свое состояние на покупку картин, а дома резал их и топал ногами, смеясь. «Казалось, что в нем воплотился тот ужасный демон, которого идеально представлял Пушкин». Постепенно художник впал в безумие — глаза старика с портрета были повсюду, и он умер.
Часть 2
Сама жара аукциона. На кону портрет «азиатки» с «необычайной жизненной силой». Неожиданно в аукцион вмешивается один из посетителей — молодой художник Б. Янг говорит, что имеет особое право на эту картину, и рассказывает историю, которая произошла с его отцом.
Однажды в Коломне жил ростовщик, который всегда мог предоставить нужную сумму денег любому человеку в городе. Казалось бы, он предлагал выгодные условия, но в итоге людям пришлось платить «непомерные проценты».Однако самым странным было то, что все, кто брал у него ссуды, «кончали жизнь несчастным случаем» — молодой дворянин сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.
Как-то отец художника Б. приказал изобразить «дух тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом будет ростовщик, и вскоре сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше рисовал человек, тем большее отвращение вызывала его работа.Когда художник заявил о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился на ноги и умолял закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он на свете. В испуге мужчина побежал домой.
Утром служанка ростовщика принесла художнику незаконченный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик умер. С тех пор характер мужчины изменился, ему стали завидовать молодые артисты. Каким-то образом, соревнуясь со своим учеником, художник нарисовал картину, на которой «почти все фигуры были глазами ростовщика.В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его друг забрал его у него. Сразу после этого жизнь художника стала нормальной. Вскоре он узнал, что портрет не приносит счастья его другу, и отдал его племяннику, который, в свою очередь, продал полотно какому-то коллекционеру картин.
Художник понял, какую ужасную вещь он сделал, когда умерли его жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию художеств, мужчина уходит в монастырь. Многие годы он не писал картин, умоляя свой грех, но в конце концов его уговорили написать Рождество Иисуса.Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кисть — «святая высшая сила».
После окончания Академии художник Б. навещает отца. Он благословляет и наставляет своего сына, говоря, что художник-творец должен уметь находить во всем внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.
Когда художник Б. заканчивает свой рассказ, оказывается, что картины нет.Судя по всему, его кто-то украл.
Заключение
В рассказе «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судьбы двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и творческий. Автор показал, насколько разрушительным для художника может быть отказ от дара в обмен на деньги и непонимание того, что «талант — самый ценный дар Бога».
Пересказ портрета Гоголя будет интересен студентам, студентам и всем, кто интересуется классической русской литературой.
رتره Николая Гоголя
«Таинственный портрет» Гоголя является наиболее важным для исследования дьявола в портретной живописи. Гоголь строит свой рассказ на многих почти универсальных топосах, найденных в связанных произведениях, таких как «Картина Дориана Грея» Уайльда, «Неоконченный шедевр» Бальзака, «Овальный портрет» По, «Дом семи фронтонов» Хоторна, «Маркхейм» Стивенсона. , »и даже« Евангелина »Фолкнера (чтобы назвать лишь небольшую горстку, которая приходит на ум).Прелесть портрета в том, что автор / художник может п.
«Таинственный портрет» Гоголя считает наиболее важным для исследования дьявола в портретной живописи.Гоголь строит свой рассказ на многих почти универсальных топосах, найденных в связанных произведениях, таких как «Картина Дориана Грея» Уайльда, «Неоконченный шедевр» Бальзака, «Овальный портрет» По, «Дом семи фронтонов» Хоторна, «Маркхейм» Стивенсона. , »и даже« Евангелина »Фолкнера (чтобы назвать лишь небольшую горстку, которая приходит на ум).Прелесть портрета в том, что автор / художник может спроектировать, как объект хочет выглядеть или как он смотрит на объект, и не обязательно как этот объект выглядел.Это добавляет слои к сказке, усложняя состояние реальности, открывая, конечно, дверь сверхъестественному.
Гоголь легко вызывает сверхъестественное во вступительной сцене «Таинственного портрета», когда молодой «талантливый художник» Чартков находит редкую работу среди других «чудовищ в форме картин» в магазине, который «скорее относится к производственному. автомат, чем мужчине «. Уже все готово. Чарткова привлекает грязный портрет:
старика с худым, бронзовым лицом и высокими скулами; черты лица, казалось бы, изображены в момент судорожного возбуждения.На нем был струящийся азиатский костюм. Каким бы пыльным и испорченным ни был портрет, Чартков увидел, когда ему удалось стереть грязь с лица, следы работы великого художника. Портрет выглядел незаконченным, но мощь обработки поражала. Глаза были самой замечательной картиной из всех: казалось, что вся мощь кисти художника была пролита на них. Они честно выглядывали из портрета, нарушая его гармонию своей странной живостью.
Мы все без лишних слов знаем, что именно это означает.Это означает, что, как бедный эксперт по оружию Космо фон Вершталь в «Фантастах Макдональда», которого тянет купить старое зеркало, которое он не может себе позволить, и который обнаруживает в нем душу женщины, главный герой Гоголя сталкивается лицом к лицу с искушением чего он хочет больше всего. Для Чарткова это деньги и слава. Он покупает своенравную картину, потому что влюбляется в нее, в ее неоспоримое выражение таланта и кое-что еще: это воскрешение женского дьявольского. Что делает этого дьявола — как и многих дьяволов до и после него в литературе — «женственным» — это его азиатская одежда: эстетика, которую Гоголь не хочет, чтобы его читатели упускали из виду.Эдвард Саид мог бы многое сказать по этому поводу. И я тоже, но это для более длинной части.
Гоголевский портрет азиатского дьявола имеет глаза, подобные тем, что на портрете тезки Джона Мельмота в «Мельмоте Страннике» Матурина. Они живы. Как бы он ни сжигал портрет, Мельмот не может избавиться от этого вездесущего путешественника и его искушений. Точно так же, несмотря на попытку племянника художника купить портрет и сжечь его после смерти Чарткова, кто-то крадет его с аукциона; дьявол продолжает жить.Его душа была запечатлена в картине его глаз.
Подобно тому, как Калвина преследуют глаза Алисы Ньюэлл в рассказе Уортона «Глаза», Чарткова преследуют «два ужасных глаза», устремленные на его лицо; «Это выглядит человеческими глазами!» — восклицает он. Глаза мучают юного художника до такой степени, что он страдает серией снов-внутри-снов, в которых он никогда не уверен, бодрствует он или спит. (Опять же, история Гоголя может служить прототипом топоев девятнадцатого века — на этот раз очарование «мечта во сне», примером которого являются такие авторы, как По, Малларме, Бодлер, Шелли или Грильпарцер.)
Мечта Чарткова становится реальностью, когда мертвец поднимается из могилы, выпрыгивает из картины и гладит свой свиток с золотом, что, конечно же, вызывает у бедного художника слюноотделение. С этим золотом художник фантазирует о своей жизни. Вот! и вот! рулон падает на пол, когда отвлеченный дьявол возвращается в кадр. На деньги дьявола Чартков покупает и пишет в газете рекламу, хвастаясь своими талантами (Джеффри Темпест намеревается сделать то же самое в «Печали Сатаны» Корелли).На пороге его дома появляется аристократка со своей болезненной болезненной дочерью. Впервые Чарткова просят лгать кистью. Мать хочет, чтобы ее дочь изобразили крепкой и здоровой: очень Психейкой. Чартков взвешивает варианты.
Он лежит со своим искусством. Дьявол победил.
Чартков продолжает жить богатой и несчастной жизнью. Несчастье приводит к паранойе. Паранойя ведет к безумию. Безумие приводит к смерти, когда он делает последнюю, тщетную попытку вернуть свои забытые настоящие таланты.Он умирает, допивая последнюю каплю крови, чтобы создать настоящее произведение искусства.
Во второй части сказки Гоголь рассказывает, как появился портрет. Талантливому художнику было предложено написать портрет странного умирающего человека за несколько дней до его последнего вздоха. Художник с сомнением относился к глазам своего объекта. Покрасив их, он осознал их сверхъестественные способности — он отказался рисовать больше. Без проблем; ущерб уже был нанесен. Дьявол был увековечен.Бедного художника преследовали демоны, пока, наконец, много лет спустя он, наконец, не создал ангельское произведение, вдохновленное Иисусом, и искупил себя. Чтобы спасти остальных членов его семьи, портрет необходимо найти и сжечь. Нет никогда!
Портрет, как черт, живет.
Прочитать Загадочный портрет онлайн Николая Гоголя
978-963-525-701-0
Часть 1Нигде так много людей не останавливались, как перед картинным магазином в Щукином дворе.В этом маленьком магазине действительно была самая разнообразная коллекция диковинок. Картины представляли собой преимущественно масляные картины, покрытые темным лаком, в тускло-желтых рамах. Зимние сцены с белыми деревьями; очень красные закаты, похожие на бушующие пожары, фламандский хам, больше похожий на индюка в наручниках, чем на человека, были преобладающими сюжетами. К этому следует добавить несколько гравюр, таких как портрет Хозрефф-Мирзы в овчинной шапке и некоторых генералов в треугольных шляпах и крючковатых носах.Более того, двери таких магазинов обычно увешаны пачками этих изданий, напечатанных на больших листах коры, а затем раскрашенных вручную, что свидетельствует о исконном таланте русских.
На одной была Царевна Миликтриса Кирбитиевна; на другом город Иерусалим. Покупателей такой продукции обычно мало, а вот наблюдателей много. Какой-то прогульщик, вероятно, зевает перед ними, держа в руке посуду с обедом из кулинарной для своего хозяина, который не хочет сильно разогреть свой суп.Перед ними, скорее всего, тоже будет солдат, закутанный в плащ, торговец с лавки старой одежды с парой складных ножей на продажу и хозяйка с корзиной обуви. Каждый по-своему выражает восхищение. Мужики обычно трогают их пальцами; дилеры серьезно смотрят на них; обслуживающие мальчики и ученики смеются и дразнят друг друга цветными карикатурами; старые лакеи в фризовых плащах смотрят на них только ради того, чтобы где-то зевать; а торгаши, молодые русские женщины, инстинктивно останавливаются, чтобы услышать, о чем люди сплетничают, и посмотреть, на что они смотрят.
Когда начинается наша история, молодой художник Чартков невольно остановился, проходя мимо магазина. Его старый плащ и простая одежда показывали, что он был человеком, преданным своему искусству с самоотверженным рвением, и у которого не было времени беспокоиться о своей одежде. Он остановился перед магазинчиком и сначала наслаждался внутренним смехом над чудовищами в форме картинок.
В конце концов он бессознательно погрузился в задумчивость и начал размышлять, кому нужны эти постановки? Ему не показалось удивительным, что русское население с восторгом взирало на Ерусланов Лазаревич,
на Обжора,
и Карусель,
на Тома и Ерема.
Очертания этих предметов были легко понятны массам. Но где можно было купить эти потрепанные грязные картины маслом? Кому были нужны эти фламандские хамы, эти красно-синие пейзажи, претендующие на более высокую ступень искусства, но действительно выражающие глубину его деградации? Это не были работы ребенка-самоучки. В этом случае, несмотря на карикатуру рисунка, резкое различие проявилось бы. Но здесь была видна только простая тупость, упорная неспособность, которая по своеволию стояла в рядах искусства, в то время как его истинное место было среди низших профессий.Те же цвета, та же манера, та же отработанная рука, принадлежащая скорее производственному автомату, чем человеку!
Некоторое время он простоял перед грязными картинками, в конце концов его мысли отвлеклись на другие дела. Тем временем хозяин лавки, невысокий седой человечек в фризовом плаще, с бородой, не сбриваемой с воскресенья, уже некоторое время уговаривает его покупать, называя цены, даже не зная, что ему нравится и что ему нравится. в розыске. Вот, я возьму серебрянку для этих мужиков и этого маленького пейзажа.Какая картина! это изрядно завораживает; только что получил с завода; лак еще не высох. Или вот зимняя сцена — возьмите зимнюю сцену; пятнадцать рублей; одна только рамка того стоит. Какая зимняя сцена!
Здесь купец дал холсту легкую нотку, как бы демонстрируя все достоинства зимней сцены. Помолитесь, чтобы они сложили и отправили в ваш дом. Где вы живете? Вот, мальчик, дай мне веревочку!
Держите, не так быстро!
сказал художник, придя в себя и заметив, что бойкий торговец начал всерьез паковать какие-то картины.Ему было довольно стыдно ничего не брать после того, как так долго простоял перед магазином; так сказать, Вот, стой! Я посмотрю, есть ли здесь что-нибудь, что мне нужно!
он нагнулся и начал поднимать с пола, где в кучу были брошены какие-то изношенные, пыльные старые картины. Были старые семейные портреты, потомков которых, вероятно, не было на земле; с рваным полотном и рамками без золочения; короче хлам. Но художник начал поиски, подумав про себя: Может, найду что-нибудь.
Он слышал рассказы о картинах великих мастеров, которые были найдены среди мусора в лавках дешевых продавцов гравюр.
Торговец, поняв, о чем идет речь, прекратил свои назойливости и снова занял свой пост у двери, приветствуя прохожих словами: Сюда, друзья, вот картины; войти, войти; только что получил от производителей!
Он кричал досыта и вообще напрасно долго разговаривал с торговцем тряпьем, стоявшим напротив, у дверей своей лавки; и наконец, вспомнив, что в его магазине был покупатель, отвернулся от публики и вошел внутрь. Ну что, друг, ты что-нибудь выбрал?
сказал он. Но живописец уже некоторое время неподвижно стоял перед портретом в большой и первоначально великолепной раме, на которой, однако, почти не осталось и следа позолоты.
Изображал старика с худым, бронзовым лицом и высокими скулами; черты лица, казалось бы, изображены в момент судорожного возбуждения. На нем был струящийся азиатский костюм. Каким бы пыльным и испорченным ни был портрет, Чартков увидел, когда ему удалось стереть грязь с лица, следы работы великого художника.Портрет выглядел незаконченным, но мощь обработки поражала. Глаза были самой замечательной картиной из всех: казалось, что вся мощь кисти художника была пролита на них. Они честно выглядывали из портрета, нарушая его гармонию своей странной живостью. Когда он отнес портрет к двери, глаза загорелись еще проницательнее. На публику они произвели примерно такое же впечатление. Женщина, стоявшая позади него, воскликнула: Он смотрит, он смотрит!
и отскочил назад.Чартков испытал неприятное чувство, необъяснимое даже ему самому, и положил портрет на пол.
Ну портрет возьмешь?
сказал дилер.
Сколько это стоит?
сказал художник.
Зачем возиться? дайте мне семьдесят пять копеек.
№
Ну сколько дашь?
Двадцать копеек,
Рассказ «Портрет» (Гоголь).Краткое содержание и анализ произведений
Николай Васильевич Гоголь — известный писатель, творчество которого весьма неоднозначно. Склонный к мистицизму, автор умеет вносить в свои произведения некое нечто запоминающееся и не оставляющее равнодушным никого. Какую работу нужно проделать, везде чувствуешь себя недосказанным, незаконченным, загадочным. Между строк всегда можно прочесть то, что передаёт глубину души Маэстро.
Например, произведение, проникнутое фатализмом, страхом перед неизвестным и потусторонними силами, — это «Портрет» (Гоголь).Краткое содержание может передать только основные моменты сюжета. Но только полная версия сможет погрузить вас в мир иллюзий, в мир прекрасного стиля и передать то настроение, которое хотел передать Николай.
«Портрет» (Гоголь). Краткое содержание
Работа начинается с описания бедственного положения молодого и талантливого художника. У него нет денег на оплату жилья, нет денег на еду и даже свечи. каждую ночь сидит без работы, завидуя тем, у кого есть заказы и популярность.Однако на последние деньги он покупает портрет азиатского мужчины с необычайно живыми глазами. А потом из-за этого чуть не сходит с ума. Чартков везде видит эти глаза: они видят реальность, они мечтают о нем каждую ночь, они смотрят прямо в его душу. Но за картину выставлен счет в тысячу дукатов. Кажется, жизнь художника налаживается.
Роман «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которого призвано заинтересовать читателя и побудить к прочтению полной версии, — это рассказ о будущей Кардове.Он — востребованный художник, но со временем стал прожорливым, но его талант деградировал. От зависти герой начинает приобретать прекрасные работы других живописцев, он тратит все свое состояние. Однако в конце концов картины жестоко уничтожаются, и персонаж умирает, в бреду вспоминая все эти азиатские глаза.
Произведение «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которого трудно описать в нескольких предложениях, продолжает объяснение всей этой загадочной истории. После смерти Черткова портрет китайца с мастерски выполненным нарисованные глаза попадают на один из петербургских аукционов.Там он находит человека, отец которого и нарисовал картину. Оказывается, на нем изображен ростовщик, который одолжил деньги. Однако эти средства никогда не принесут удачи всем, кто взял азиатку из Коломны наличными, умер страшной смертью, сошел с ума.
Продолжить сводку. Портрет Гоголя назвал изображением духа тьмы, а нарисовал его художник с заимодателем. Но в процессе автор преодолевает болезненное чувство и не хочет продолжать писать. Китаец попросил завершить портрет, чтобы остаться «живым» после смерти, но умереть, не увидев работы.Автор хочет сжечь, но дает по просьбе другого. Тогда портрет начинает негативно влиять на своего владельца. Рассказчик ищет картинку, чтобы остановить поток зла, но таинственным образом исчезает.
«Портрет» (Гоголь). Анализ рассказа
Роман — глубокий философский труд, затрагивающий тему влияния сверхъестественных сил на судьбы человека. Власть над судьбами не только людей, но и людей. другие обстоятельства, другие люди и даже мистика.Хотите верьте, хотите нет — решать каждому читателю. Читая произведение, хочется просто насладиться интересным сюжетом и мелодичным языком его Создателя.
Краткий обзор рассказа часть 20: Николай Гоголь | Николай Гоголь
В 1820-е годы, когда Гоголь был уединенным, довольно непопулярным гимназистом на своей родной Украине, одноклассник прочитал его прозу. «Из вас никогда не получится стать писателем-фантаст, это очевидно прямо сейчас», — сказал мальчик, который, скорее всего, сделал блестящую карьеру рецензента.Реакция Гоголя — он сразу же сжег оскорбительное произведение — повторялась на протяжении всей его карьеры.
Великим предметом Гоголя, как и большинства русских писателей его периода, была сама Россия. Его цель, которая в конечном итоге разрослась до навязчивых размеров, заключалась в создании идеализированной России, в которой его соотечественники могли бы быть вдохновлены на прогресс. Проблема заключалась в том, что Гоголь, искусный ловец человеческих недостатков, не мог изобразить этот идеал, потому что он оставался неспособным вообразить, на что он будет похож; «Боже, что такое наша жизнь? Только вечный разлад между мечтой и реальностью!» как плачет художник Пискарев на Невском проспекте (1835 г.).
Гоголь был слишком проницательным наблюдателем за своими собратьями (его женщины, к сожалению, поверхностны и маргинальны), чтобы выполнить эту самозваную задачу; он был слишком одарен в превращении своих несовершенных персонажей в выдающиеся, глубоко запоминающиеся гротески. По сути, Гоголь был слишком забавным, чтобы стать пророком, хотя это была шутка, которую он, по понятным причинам, не мог оценить.
Вслед за Гансом Кюхельгартеном (1830), самоизданным стихотворением в немецком романтическом стиле, получившим два отрицательных отзыва (Гоголь отыскал столько копий, сколько смог найти, и, верный форме, сжег их), его следующая книга, «Вечера» на хуторе близ Диданки (1831–1823), получивший почти всеобщее признание.
Сосредоточенный на жизни Малороссии, как тогда называлась Украина, коллекция уже обнаруживает несколько ключевых стилистических черт Гоголя. Вслед за Пушкиным, которого он боготворил и сблизился (хотя письма говорят о несоразмерности их привязанностей), эти рассказы богаты народными идиомами. В них также отражена любовь Гоголя к мрачному, смешение фантастического с обыденным и ярко выраженная метафизическая полоса: причина того, почему Иван Федорович Шпонька и его тётя — самый психологически сложный рассказ сборника — заканчивается словами: «… Тетя вылупилась. новый план, о котором вы узнаете больше в следующей главе, «потому что, как рассказчик объясняет вначале, его экономка использовала страницы рукописи как бумагу для выпечки.
Такие прикосновения делают чтение Гоголя очень непосредственным, стимулирующим опытом. Его воспоминания о пейзажах и местах — не в последнюю очередь о грозном, почти демоническом Санкт-Петербурге — по праву считаются одними из лучших примеров описательного письма в русской литературе. Дистанционирование его повествований, посредством которого передается ощущение, что рассказчик истории и ее автор не одно и то же, является искусным и на протяжении всей его карьеры становилось только более изощренным.
Также примечателен тот факт, что ему пришлось бороться с государственной цензурой.Чтение отреставрированных аннотированных версий его работ проясняет пережитые им разочарования. Как он писал в письме к Пушкину о «Дневнике сумасшедшего» (1835), его единственный рассказ от первого лица: «вчера встретился с довольно неприятной загвоздкой с цензором. Но, слава Богу, сегодня дела обстоят немного лучше. По крайней мере, все, что мне нужно сделать, это выбросить лучшие части «.
Этот рассказ, действие которого происходит рядом с произведениями «Нос» (1836) и «Шинель» (1842), представляет собой высшую точку карьеры Гоголя как писателя короткометражных произведений.Этот триумвират, содержащий резкое осуждение бесчеловечного воздействия бюрократии, также наиболее ясно указывает на более поздние работы Достоевского и Кафки. Фраза, которую часто приписывают Достоевскому или Тургеневу — «Мы все вышли из шинели Гоголя» — скорее была сказана о них, но независимо от происхождения она остается уместной. Что касается связи между Гоголем и Кафкой, то Набоков четко и очень экономно выразил ее в своей знаменитой лекции «Метаморфозы:
» «У Гоголя и Кафки абсурдный центральный персонаж принадлежит абсурдному миру вокруг него, но, как ни печально, но трагично, попытки вырваться из него в мир людей — и умирает в отчаянии.»
Нигде эта траектория не прослеживается более четко и увлекательно, чем в» Шинели «. Ее жалкий герой Акакий Акакиевич возглавляет разношерстную группу вымышленных переписчиков, в которую входят Бартлби Мелвилла, Бувар Флобера, а также клерки Пекюше и Кафки.
Высмеивают и высмеивают, среди прочего, его потрепанное пальто, когда Акакиевич сшивает новое, его на короткое время принимают до того, как с ним постигает беда. Сразу смешно, едко, сюрреалистично и почти невыносимо грустно, история действует дальше множество уровней и открыто для интерпретации.Это работа выдающегося художника, работающего с лихорадочным напряжением, и она предлагает доказательство того, что, снова уступив проницательности Набокова, когда Гоголь «действительно позволил себе пойти и возиться на грани своей личной пропасти, он стал величайшим художником. что Россия еще не произвела «.
Далее: Саки
Николай Гоголь: Книги и рассказы
Украинские сказки
В 1828 году Николай Гоголь сделал шаг, который изменил его жизнь. Он вырос в Украине, но после окончания школы решил отправиться в шумный мегаполис Санкт-Петербург.Петербург, Россия. Молодой амбициозный Гоголь был очарован тем, что он там увидел, и со знаменитыми писателями, с которыми он начал общаться, например, с великим поэтом Александром Пушкиным.
В то время Украина была провинцией Российской империи. Многие люди в российской столице (Санкт-Петербурге) и в других местах называли Украину «Малороссией» и считали ее отсталой, чем-то вроде деревенской мыши или городской мыши России.Но Гоголь был очарован украинской народной культурой. Поэтому вместо того, чтобы стать еще одним членом петербургских литераторов, он принял смелое решение «заразить» русскую литературу элементами украинской культуры. Первые рассказы, которые он написал, рассказывали истории украинской крестьянской жизни, ссылались на традиционные народные верования и суеверия и включали персонажей, представляющих различные этнические группы, такие как казаки.
Эти украинских сказок стали неожиданным хитом. Гоголь издал их сборник « Вечера на хуторе близ Диканьки, ».В этот сборник вошли такие истории, как «Ужасная месть», в которых рассказывается история группы казаков, столкнувшихся с колдуном, некоторых зомбиоподобных фигур и некоторых убийц. Другой рассказ из коллекции Диканька «Иван Федорович Шпонька и его тетя» дает некоторую предысторию жизни в сонном украинском селе. Главный герой, Иван, так нервничает, разговаривая с молодой женщиной, с которой его пытается подстроить тетя, что ему, как известно, не о чем поговорить, кроме гудящих вокруг мух.
Гоголевские сказки гротеска
Как видно из описания «Ужасной мести», Гоголь любил гротеск , рассказы странного, сюрреалистического и ужасного. По этой причине Гоголя иногда называют русским Эдгаром Алланом По. В другом сборнике украинских сказок Миргород (1835 г.) Гоголь опубликовал рассказы о крестьянской жизни и казаках (например, «Тарас Бульба»), а также сказку под названием «Вий». Главный герой, Хома Брут, имеет с ведьмами и демоном.Позже эта история легла в основу самого первого фильма ужасов, созданного в Советском Союзе, который также назывался Вий (1967). Критики иногда сбивались с толку необычными рассказами Гоголя, но их гротескность — часть того, что восхищало поколения читателей.
Петербургские сказки
Прожив некоторое время в Санкт-Петербурге, Гоголь все же обратил внимание на написание рассказов, действие которых происходит в столице. Эта вторая большая группа его работ называется его St.Петербургские сказки , чтобы отличить их от украинских. В некоторых из этих историй использовались гротескные, сюрреалистические образы. Главный сюжет гоголевского «Носа» (1836), например, состоит в том, что нос человека по имени Ковалев сошел с лица и теперь марширует по Санкт-Петербургу, работая государственным чиновником.
Другие истории, такие как «Шинель» (1842 г.), похоже, высмеивают бюрократию Российской империи. Главный герой, Акакий Акакиевич, бедный чиновник низкого ранга, высмеянный за то, что у него рваное пальто.