Фонвизин – краткая биография — Русская историческая библиотека
Самым замечательным русским комедиографом 18 века был Денис Иванович Фонвизин.
Он родился в 1744 г. в Москве, в дворянской семье, получил хорошее образование в Московском университете и очень рано начал писать и переводить. Закончив курс, он поступил на государственную службу, стал секретарем графа Панина, одного из крупнейших вельмож екатерининского царствования, и в 1766 г. написал первую из двух своих знаменитых комедий – Бригадир. Будучи человеком со средствами, вращаясь в лучшем обществе столицы, он всегда был более дилетантом, чем профессиональным писателем, хотя в литературных кругах вскоре стал выдающейся фигурой.
Д. И. Фонвизин. Краткая биография. Видеоверсия этой статьи
В 1777–1778 годах Фонвизин путешествовал за границей; целью путешествия был медицинский факультет в Монпелье.
Свою поездку он описал в Письмах из Франции; это самая изящная проза той эпохи и одновременно – поразительный документ антифранцузского национализма, уживавшегося у русской элиты екатерининского времени с полнейшей зависимостью от французского литературного вкуса. В 1782 г. появилась вторая и лучшая комедия Фонвизина Недоросль (см. на нашем сайте краткое содержание, полный текст и анализ этой пьесы), которая определила его место как самого выдающегося русского драматурга. Последние годы Фонвизина прошли в постоянных болезнях и заграничных путешествиях в поисках исцеления. Он умер в 1792 году.
Репутация Фонвизина почти полностью основывается на двух его пьесах, которые, несомненно, лучшие русские пьесы до Грибоедова. Обе они написаны прозой и отвечают канонам классической комедии. Но основным образцом для Фонвизина был не Мольер, а великий датский драматург Хольберг, которого он прочел по-немецки и с перевода пьес которого начал свою литературную деятельность. Обе пьесы – социальная сатира на вполне определенных людей.
Бригадир – сатира на модную французскую полуобразованность «петиметров» (молодых дворян). Она полна неподдельной веселости, и хотя менее серьезна, чем Недоросль, построена лучше. Но Недоросль, хотя и несовершенен по построению, замечателен и справедливо считается фонвизинским шедевром. Как всегда в русских классических комедиях, тут есть пара добродетельных влюбленных, Милон и Софья, которые неинтересны и условны. Весь интерес сосредоточен на отрицательных персонажах: это семья Простаковых и их окружение. Острие сатиры направлено против тупого, эгоистичного и грубого варварства необразованных помещиков. Эти персонажи великолепно обрисованы. Госпожа Простакова – деспотка и драчунья, у которой всего и есть одно человеческое чувство – любовь к шестнадцатилетнему сыну Митрофану, которого она зовет только «дитятком».
Материнские чувства ее – чисто животного и материального свойства: она хочет только, чтобы ее Митрофанушка ел сколько влезет, не простужался, не думал о долге и обязанностях и женился на богатой наследнице.
За ней следует ее брат Скотинин, который признается, что больше любит свиней, нежели людей; ее глуповатый муж Простаков; мамка, обожающая своего питомца, который только и делает, что поносит ее, – и, наконец, сам герой, знаменитый Митрофан. Это олицетворение вульгарного и грубого эгоизма, без единой человеческой черты – даже его безумно любящая мать не получает от него никакого ответа на свое чувство.
Все эти характеры написаны мастерски и великолепно вводят в замечательную портретную галерею русской литературы. Диалоги отрицательных персонажей изумительны по жизненности и характерности. Но положительные герои, Милон и Софья, со своими положительными дядюшками – просто марионетки из назидательных сказок; все четверо – воплощенная добродетель и честь; все четверо выражаются напыщенным книжным языком, который не способствует нашему сочувствию к добродетели, когда мы слышим его рядом с блистательно реальными речами Простаковых. В искусстве создания характеров и комического диалога Фонвизин превосходит всех своих современников.
Если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите статью Фонвизин, Денис Иванович – биография и творчество
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. И. ФОНВИЗИНА. Фонвизин
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. И. ФОНВИЗИНА. ФонвизинВикиЧтение
Фонвизин
Люстров Михаил Юрьевич
Содержание
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. И. ФОНВИЗИНА
1745, 3 апреля — в Москве родился Денис Фонвизин.
1755 — Фонвизин поступает в дворянскую гимназию при Московском университете.
1758, декабрь — Фонвизин переводится в высшие классы гимназии.
1759, декабрь — братья Денис и Павел Фонвизины посещают Петербург (по январь 1760 года). Первое впечатление от театра.
1760(?) — братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.
1761 — издание перевода «Нравоучительных басен» Л. Хольберга. Публикация в журнале «Полезное увеселение». Работа над переводом трагедии Вольтера «Альзира».
1762, июнь — братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.
Октябрь — Фонвизин оставляет университет и переходит на службу в Коллегию иностранных дел.
Зима (1762/63) — поездка в Мекленбург-Шверин. Переводы для журнала «Собрание лучших сочинений». Выход первого тома перевода романа Ж. Террассона «Сиф».
1763 — переезд в Санкт-Петербург. Служба под руководством И. П. Елагина. Перевод романа Ж. Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора». Первые оригинальные стихотворения Фонвизина: «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Послание к Ямщикову», «К уму своему».
1764 — Фонвизин производится в титулярные советники. Постановка первой комедии «Корион».
1768 — окончание перевода и издание книги «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа».
1769 — производство в чин надворного советника и назначение секретарем министра иностранных дел России Н. И. Панина. Переводы «Сиднея и Силли» Д’Арно и «Иосифа» Ж. Битобе. Начало сотрудничества с Н. И. Новиковым. Окончание работы над «Бригадиром».
1771 — создание «Слова на выздоровление его императорского высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича».
1772, август — первая постановка «Бригадира» в придворном театре в Царском Селе.
1773 — Н. И. Панин награждает Фонвизина поместьем в Белоруссии.
1774 — женитьба на Екатерине Ивановне Хлоповой.
Л. Тома.
1779 — назначение на должность «канцелярии советника» при Секретной экспедиции. Перевод с французского книги «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию».
1780 — постановка комедии «Бригадир» в Петербурге.
1781 — занимает место статского советника, члена Публичной экспедиции для почтовых дел.
1782 — производится в статские советники и выходит в отставку.
Сентябрь — премьера «Недоросля» в Петербурге.
1783 — публикации в журнале «Собеседник любителей российского слова». Работа над «Словарем Академии Российской».
14 мая — московская постановка «Недоросля».
1784 — путешествие в Италию. Издание «Жития графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке.
1785 — продолжение путешествия в Италию, первый апоплексический удар.
Посещение Австрии, Германии. Перевод с немецкого «Рассуждение о национальном любочестии» И. Г. Циммермана. Возвращение в Москву.
1786 — создание повести «Каллисфен».
Июнь — путешествие в Австрию.
1787 — публикация басни «Лисица-казнодей».
Август — возвращение в Россию.
1788 — подготовка статей для журнала «Друг честных людей, или Стародум». Написание статьи «Мнение об избрании пиес в „Московские сочинения“».
1789, июнь — сентябрь —
1790, ноябрь — декабрь — приезд из Санкт-Петербурга в Москву.
1791 — создание «Рассуждения о суетной жизни человеческой», посвященного кончине князя Г. А. Потемкина-Таврического. Незаконченное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Поездка в Полоцк.
Лето — пребывание в Москве (по июнь 1792-го).
1792 — поездка в Шклов.
30 ноября — представление в петербургском доме Державина комедии «Выбор гувернера» («Гофмейстер»).
1 декабря — Денис Иванович Фонвизин скончался в Петербурге.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА • 1853 — родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина.• 1896 — участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.• 1900 — участие во Всемирной выставке в Париже.• 1908 — знакомство с А. И. Деньшиным.• 1917 — выходОсновные даты жизни и творчества
Основные даты жизни и творчества
1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2.
Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА 1891, январь 3 (15) – родился в Варшаве в семье Эмиля Вениаминовича Мандельштама и Флоры Осиповны, урожденной Вербловской. «Я рожден в ночь с второго на третье / Января – в девяносто одном / Ненадежном году».1892 – семья
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) — родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство — в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.
Т. АВЕРЧЕНКООСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Т. АВЕРЧЕНКО 1880, 15 (27) марта — в Севастополе в семье купца 2-й гильдии Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны (в девичестве — Софроновой) родился сын Аркадий.18 (30) марта — крещен в Петро-Павловской церкви на Большой Морской
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта —В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель — 1492 — Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год
Основные даты жизни и творчества
Основные даты жизни и творчества
1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 — Первые живописные опыты в имении Пичотов.
1918 — Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 — Первые
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в
Основные даты жизни и творчества
Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля — в Праге родился Ярослав Гашек.1893 — принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля — оставляет гимназию.1899 — поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето — странствие по Словакии.1901, 26 января — в газете «Пародии листы»
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1930, 15 сентября — в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.
1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 —
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 — Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 — семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева — главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын — Константин.1949. Семья
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.
А. ЛАБАСАОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. ЛАБАСА 1900, 19 февраля — родился в Смоленске, в семье дантиста Аарона Айзека Гиршовича (Аркадия Григорьевича) Лабаса и его жены Хаи Шауловны.1903 — смерть матери.1907 — поступил в подготовительный класс частной мужской гимназии
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа[23] — В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 — Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной — Умер
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. КЛЮЕВА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. КЛЮЕВА
1884, 10 октября <22 октября н. с.) — в одной из деревень (предположительно, в деревне Андоме) в семье Алексея Тимофеевича и Параскевы Дмитриевны Клюевых родился сын Николай.
1893(?)—1895(?) — Николай Клюев учится в Вытегорском
Материалы Президентской библиотеки рассказывают о судьбе Дениса Фонвизина
14 апреля 1745 года в Москве родился Денис Иванович Фонвизин, будущий классик русской литературы XVIII века, создатель жанра русской бытовой комедии. В электронных коллекциях Президентской библиотеки представлено как «Полное собрание оригинальных произведений» писателя-сатирика, изданное в 1902 году, так и исследования его жизни и творчества.
В той же книге Дениса Ивановича Фонвизина рассказывается, что род Фонвизиных ведет свое начало от барона Петра фон Визена, попавшего в плен во время Ливонской войны при Иване Грозном и поселившегося в России, и что его внук, при царе Алексее Михайловиче , стал православным. Как и многие их соотечественники, фон Визен стал настоящим русским человеком. Даже фамилию свою стали писать не по-немецки, то есть отдельно фон и отдельно Wiesen, а русским твердым словом: Фонвизин».
«К тому же Фонвизины были для своего времени образованны, отличались большой честностью и добрыми семейными нравами», — продолжает автор рассказ о семье драматурга.
В книге отмечаются и ранние способности будущего писателя: «Четырехлетний мальчик умел читать, и отец следил за тем, чтобы смысл прочитанного всегда был понятен ребенку: останавливал его словами, которые казались ему непонятные маленькому мальчику и объяснили их значение. Воспитание Дениса Ивановича, как видим, поначалу давалось правильно и толково, — подчеркивает автор вышеупомянутой работы.
После окончания полного курса университета Фонвизин был призван на военную службу, но вскоре его пригласили в Иностранное училище. С этого момента и началась его жизнь в Петербурге, где он входит в литературные круги, где расцветает его талант.
Образованный, легкий в общении молодой человек был любим в обществе; всегда находились влиятельные меценаты, готовые продвинуть его по служебной лестнице, создать условия для литературной деятельности.
Сначала это был кабинет-министр Елагин, страстный театрал, при его протекции Фонвизин успел написать комедию «Бригадир», о которой вскоре заговорила вся столица. В фондах Президентской библиотеки хранится оцифрованная книга «Фон-Визин: его жизнь и литературная деятельность» (1892).
Императрица Екатерина II сама пожелала услышать новую русскую комедию. «Фонвизин читал «Бригадира» императрице в Эрмитаже, и читал он превосходно», — говорится в предисловии к изданию «Сочинения Д. И. Фонвизина: Полное собрание подлинных сочинений» (1902 г.), электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки – и тогда все дворяне возжелали увидеть автора и услышать пьесу».
Благоприятное положение Никиты Панина, бывшего воспитателем царевича Павла Петровича и заведовавшего иностранными делами, также способствовало тому, что молодой писатель развернул бурную деятельность, «полностью раскрыв свои таланты». Когда Панин получил от императрицы награду за воспитание цесаревича — поместье с девятью тысячами крестьянских душ, — он раздал своим лучшим коллегам царский подарок.
На долю Дениса Ивановича пришлось около тысячи двухсот душ крепостных. Он стал богатым человеком. Словом, Фонвизину не пришлось роптать на всю жизнь.
Основные черты своего таланта — «наблюдательность, живой ум и сатирический талант» драматург развил в комедии «Недоросль», укрупняя характеры и подчеркивая главные пороки русского общества, которые можно обнаружить и сегодня.
По другой версии, которая приводится в кратком биографическом очерке к «Сочинениям Д. И. Фонвизина: Полное собрание подлинных произведений», 1902 г., электронная копия которого находится в открытом доступе на портале Президентской библиотеки, после При просмотре спектакля подобные слова сказал Фонвизину князь Григорий Потемкин. Они были: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши»…
Но, несмотря ни на что, по воспоминаниям современников «Фонвизин везде был желанным гостем».
Денис Иванович оставался веселым и легким нравом, даже когда в 1785 году произошла трагедия — случился инсульт и паралич, обездвижившие всю левую сторону его тела.
Фонвизин стал часто уезжать на лечение в Европу, но не получалось.
Поэт И. И. Дмитриев, встретившийся с писателем накануне его смерти, рассказал о последних часах и несгибаемом характере Д. И. Фонвизина. Его слова приводятся в упомянутой работе Д. Д. Благого: Фонвизин «вошел в кабинет Державина, поддерживаемый двумя молодыми офицерами…» В одиннадцать часов вечера Фонвизин отправился домой, а на следующее утро, 12 декабря 179 г.2 он скончался. Похоронен писатель в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Project MUSE — Breaking Ground: путешествия и национальная культура в России от Петра I до эпохи Пушкина, Сара Дикинсон (обзор)
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
552 SEER, 86, 3, ИЮЛЬ 2008 г., большинство из них слишком общие, чтобы их можно было использовать на практике. Любое будущее издание должно содержать карты театров с указанием мест, упомянутых в тексте, передвижений войск и т.
д., а также регулярную библиографию вместо краткого списка книг на английском языке. Тем не менее этот учебник? первый появится за сорок лет? должны оказаться бесценными для студентов, а специалисты тоже многому научатся. Берн, Швейцария Джон Кип Дикинсон, Сара. BreakingGround: Путешествия и национальная культура в России от Петра I до эпохи Пушкина. Исследования славянской литературы и поэтики, 45. Родопи, Амстердам и Нью-Йорк, 2006. 291 стр. Примечания. Библиография. Индекс. 60.00: 75 долларов (мягкая обложка). В этом хорошо написанном исследовании рассматриваются литературные записи, созданные русскими путешественниками в стране и за границей. В начале восемнадцатого века петровские придворные рассматривали путешествия в основном как образовательный и ознакомительный опыт. В первой главе рассматриваются отчеты в дневниковой и эпистолярной форме Бориса Куракина и его более позднего тезки Александра Куракина. Он переходит к анализу общеизвестной скупости Фонвизина в его «Письмах из Франции».
С точки зрения Дикинсона, их тон и точка зрения являются характеристиками литературного персонажа, созданного опытным комиком. Это спорно, так как более поздние письма и спа-дневники Фонвизина, также с пользой рассмотренные здесь, носят якобы менее литературный характер и все же не менее желчно относятся к Франции, предполагая, что в его образе меньше выдумки и больше достоверности. Во второй главе Радищев рассматривается в контексте других рассказов о путешествиях по России и исследуется баланс между сантиментами и социальной критикой. Вывод Дикинсона о «Путешествии из Петербурга в Москву» состоит в том, что отчаяние путешественника от того, что он видит, есть процесс просветления, превращающий его из простого сентиментального чувствительного человека в беспристрастного наблюдателя внешнего мира, приверженного решению проблем, вызванных крепостничеством и коррупцией. В заключительном подразделе дается беглый взгляд на замечательные письма Радищева из Сибири, объясняя проблемы, связанные с отсутствием традиции литературного описания Сибири.
Его решение состояло в том, чтобы напичкать эти письма данными, описывающими все, от геологии до кустарного промысла. Этот нелитературный акцент сам по себе придавал письмам подлинное ощущение русскости по сравнению с литературными письмами, уже связанными с поездками в Западную Европу. Глава третья переходит к знаменитому тексту Карамзина, в котором она исследует, как Карамзин ведет переговоры между русскими и европейскими культурными рамками, уделяя особое внимание русским моделям Карамзина, включая Фонвизина? как признает Дикинсон, путевые заметки которых Карамзин, возможно, не знал. Особое внимание в этой главе уделяется сентиментальной риторике Карамзина и его склонности к бытовым сценам. Дикинсон довольствуется повторением стандартного утверждения о влиянии Лоуренса Стерна на Карамзина, но связь очевидна лишь поверхностно и к настоящему времени нуждается либо в объяснении, либо в отбрасывании. Последние две главы продлевают повествование до конца 1830-х гг., охватывая произведения, написанные во время наполеоновских походов Федором Глинкой и Константином Батюшковым, а также критически переписанный Пушкиным основной труд Радищева; он заканчивается рассмотрением сибирского дневника Жуковского.
Эта книга берет свое начало в 1995 докторских диссертаций. Может быть, жаль, что при пересмотре автор не смог принять во внимание более поздние работы, поскольку это область, в которой были достигнуты успехи и ведутся достойные рассуждения об облике русского Просвещения. В частности, отказ от рассмотрения одного и того же корпуса текстов Андреасом Шонле («Подлинность и художественная литература в русском литературном путешествии», iygo-1840, Кембридж, Массачусетс, 2000) кажется упущенной возможностью подчеркнуть разницу в этих двух дополняющих друг друга исследованиях. Но его ценность заключается, прежде всего, в том, что он дает исчерпывающее освещение канонических текстов русских путевых заметок и более малоизвестных произведений. На протяжении всего Дикинсон внимательно следит за противоречием между предписывающим характером путевых заметок, сочетающим в себе утилитарную функцию путеводителя, и другими его функциями как рассказа о личностном росте и, что наиболее важно для Дикинсон, как заявления о национальной гордости за достижение Россией паритета с западными странами, с которыми столкнулись эти писатели.
