Кратко что такое вече: Новгородское вече (кратко)

Вечевой Новгородский колокол

О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В его судьбе кроме явно вымышленного, фантазийного или сильно переосмысленного с течением веков, много и реального, исторически оправданного. В1478 году, желая лишить Новгород самостоятельности и стремясь присоединить его огромные владения к Москве, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе: “вечю колоколу… не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати”…И если “черные люди” встали на защиту вечевого строя, то бояре стремились “жалобниками” прийти к царю. Как писал Н.М.Карамзин: “Бояре не стояли ни за вечевой колокол, ни за посадника, но стояли за свои вотчины”.

Миниатюра Лицевого летописного свода. ХVI век

События этого времени в летописях описаны буквально по дням.

14 декабря, как сообщает Софийская вторая летопись, “новгородские послы учали бити челом, а вечей колокол отложили, чтобы государь сердце сложил и нелюбия отдал, и вывода бы не ученил, и во вотчины бы их в земли и в воды не всупился и в животы их”.

Летописец указывает и ту цену, которую запросили новгородские бояре за отказ от вечевого колокола – неприкосновенность вотчин, отказ от “вывода” из новгородской земли, освобождение от пограничной службы.

10 января 1478 года, приняв это “жалование” Иван III потребовал освобождения новгородцами Ярославова Двора, на котором находилось вече и вечевые учреждения.

18 января верхи били челом о службе московскому государю, и документ, подтверждающий это, принимается уже не на вече, а на совете господ, на Владычном дворе. Летописец замечает: “По той бо день веча не бысть в Новгороде”.

29 января в Новгород вошел Иван III.

8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити.”

“Марта 5 на Москву прииде князь велики… А после себя повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити”.

Но с таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда (вернее множество легенд) о том, что вечник новгородский, отправленный в Москву, туда, вопреки государевой воле, так и не явился – разбился на кручах валдайских и дал жизнь знаменитым колокольчикам Валдая, которым с момента их чудесного рождения суждено вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, то, тревожа души людей, то, утешая, и ждать, когда настанет время вернуться им в Новгород (а они вернуться только тогда, когда не Руси наступит воля), чтобы вновь слиться воедино, в вечевой колокол. Тогда и поплывет над Россией вольный звон, и кончатся все неустройства наши и неурядицы.

Какой он легендарный вечевой колокол?

Миниатюра Лицевого летописного свода. ХVI век

На миниатюре из Лицевого летописного свода изображен связанный веревками (как узник) вечевой колокол, погруженный на сани и подготовленный к отправке в Москву. А выше – панорама Новгорода с Софийским собором и Софийской звонницей, колокола которой осенены главой с крестом. Рядом изображена звонница с единственным колоколом – вечевым Софийским, над которым нет креста, так как он был гражданским, светским, а не церковным. На миниатюре изображены два вечевых колокола. И в этом нет ничего странного, ведь в Новгороде существовали два веча: на Ярославовом дворище и на Софийской стороне.

На другом изображении из Древнего летописца Лицевого летописного свода можно видеть одновременный созыв двух вечевых собраний, на каждом из которых звучит свой вечевой колокол. При всей условности рисунка все же видна особенность звона в качающийся, очапной колокол. Оба вечевых новгородских колокола были качающимися.

В принципе, мало что внешне отличало эти два колокола. Правда, дворищенский колокол был, видимо, более ранним и наиболее популярным – летописные известия о нем встречаются постоянно с XII по XV в. и значительно чаще, чем о Софийском.

Исследователи XIX века называли вечевой колокол “корсунским вечником”, подчеркивая тем самым не только то, что он был отлит европейским мастером, но и то, что приемы звона были теми же что и в Европе. Да и сама традиция использования наряду с церковными гражданских колоколов – европейская. Постепенно она ослабевала на Руси в связи с уничтожением системы вечевого управления, усилением единой централизованной государственной власти и особой роли в ней православной церкви, но главное в связи с развитием собственного своеобразного взгляда на природу колокола.

Звон в вечевой колокол производился с земли, что было очень удобно во время вечевого собрания.

Подниматься на звонницу не было необходимости, достаточно было дергать за веревку, одним концом опущенную почти до земли, другим привязанную к рычагу, вмонтированному в балку, которая, приходя в движение раскачивала колокол.

Звон “по старине” в вечевой колокол на Ярославовом дворе можно видеть и на миниатюре Голицинского тома Лицевого летописного свода.

Этот-то вечник, видимо, и был отправлен в Москву, но “в плен московский на позорище” не пошел, как говорит легенда, но, добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче (а самые крутые они на Валдае), покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки, о которые убилась последняя русская вольность. Ударились осколки вечника о землю и превратились в маленькие колокольчики. Ямщики, случившиеся на дороге, быстро расхватали их, и весть о вольности разнесли по всему миру.

Брал каждый из них колокольчиков помногу. И сколько взял, столько и подвешивал в упряжи. С тех пор считается ненормальным если в упряжи звучит один колокольчик (валдайские колокольчики по одиночке не звучат, звучат только в наборе). В этом великий урок соборности и единению: мы ничто по одному, какими бы ни были гордыми, богатыми, властными — стоит подняться на жизненную “гору” тот час же “скатят”, как вечевой колокол, вниз. В России можно выжить только в единении…

Легенд о вечевом колоколе много, но летописи говорят о том, что колокол на Валдае не разбивался, а благополучно добрался до Москвы, был вознесен на колокольню, “с прочими колоколы звонити”, т.е., забыв о гордости, стал петь в один голос с другими русскими колоколами.

Однако единого взгляда на то, как сложилась его дальнейшая (московская) судьба тоже нет. Разные исследователи приводят разные версии.

Н.М.Карамзин в “Истории государства Российского” говорит о том, что в Москве Новгородский вечевой колокол повесили на колокольне Успенского собора.

Исследователь новгородской старины А.А.Навроцкий сообщает, что колокол висел в кремле, в настенном шатре, справа от Спасских ворот. Сюда входили русские цари после коронования показаться народу, собравшемуся на Красной площади. В 1583 году колокол был перелит и сделан московским набатным или всполошным. В 1681 году испугав неожиданным полуночным звоном царя Федора Алексеевича, был сослан в Николаевский Корельский монастырь в 34-х верстах от Архангельска.

М. И. Полянский, занимавшийся историей вечевого колокола в начале XX века, утверждал, что этот колокол два столетия служил всполошным в Московском Кремле у Спасских ворот. В 1713 году во время пожара он разбился.

Петр I, учитывая его большую историческую ценность, велел собрать осколки колокола и отлить его заново по старой форме, и хранить в Московской Большой казне (Оружейной палате), где колокол находится до сих пор. Имеется в виду колокол И. Моторина 1714г. весом в 108 пудов. Полянский приводит надпись, сделанную на нем в XVIII веке: “1714 года июля в 30 день вылит, сей набатный колокол из старого набатного же колокола, который разбило Кремля города ко Спасским воротам…”. Речи о вечевом колоколе нет, таких размеров вечевой колокол вряд ли мог быть, такой формы и декора точно быть у него не могло (а речь шла о точном повторении разбившегося колокола)…

Правда, в 1917 году на запрос Новгородской городской управы относительно судьбы вечевого колокола и возможности его возвращения в Новгород, московское археологическое общество отвечало, что колокол перелит в XVIII веке и хранится в Оружейной палате, имея в виду колокол И. Моторина.

М. И. Пыляев в “Старых годах”, рассказывая о судьбе этого колокола, добавляет, что во время бунта 1771 года, бунтовщики звонили в него, созывая на Красную площадь народ, за что Екатерина II повелела снять с него язык. Через 32 года Александр I вернул язык на место.

В 1812 году Колокол в числе главных реликвий был вывезен из Москвы, а по возвращении навечно поставлен в Оружейной палате.

Одно из народных преданий говорит о том, что вечевой колокол был брошен в реку Тверцу, на берегу которой в Млевско-Троицком монастыре была похоронена легендарная защитница вечевого Новгорода Марфа Борецкая.

В разнообразии представлений о вечевом колоколе и его роли в жизни не только новгородцев, но и россиян, говорит о том, что Крушение Новгорода, как ни одно другое событие русской истории XV века, породило огромное множество откликов и глубоких раздумий.

Новгородское вече и 300 золотых поясов : philologist — LiveJournal

Текст приводится по изданию: Коваленко Г. М., Смирнов В.Г. Легенды и загадки земли Новгородской. — М.: Вече, 2007.

В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит. Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам. Кто же были эти люди, именуемые «золотыми поясами»?

В.О. Ключевский считал, что 300 золотых поясов — это вся правительствующая знать города: от уличанских старост до бояр, не заседавших в Совете господ. С великим русским историком не согласен академик В.Л. Янин, который считает, что 300 золотых поясов — это и есть новгородское вече, на которое собирались владельцы 300—400 усадеб. В качестве доказательства Валентин Лаврентьевич приводит ограниченные размеры вечевой площади, которая не вместила бы большое число людей. Датский историк Кнуд Расмуссен посвятил этой проблеме специальное исследование, в котором доказывает, что вече и 300 золотых поясов — это разные органы власти, поскольку каждый из них выдвинул немцам разные требования. Итак, однозначного ответа нет. И не только на этот вопрос. Хотя о знаменитом новгородском вече написано множество книг и статей, ученые продолжают спорить о его действительной роли в жизни новгородского государства.

Было ли вече органом народоправства или послушной марионеткой в руках нескольких знатных семей? Где собиралось вече? Кто и в каком количестве принимал в нем участие? И даже такая, казалось бы, второстепенная деталь: сидели или стояли участники вечевых собраний, тоже остается предметом острых дискуссий. Не претендуя на истину в последней инстанции, коротко напомним историю вопроса. Слово «вече», вероятно, происходит от глагола «вещать». Веча существовали и в других русских городах. Но только в Новгороде эти сохранившиеся от родового строя стихийные народные собрания постепенно стали приобретать значение верховного органа целого государства. Хотя вече не имело четкого регламента и собиралось по необходимости, с годами сложились вечевые традиции, которые прочно зацепились в сознании новгородцев. О месторасположении вечевой плошади ученые спорят до сих пор, но, по мнению большинства, городское вече собиралось рядом с Ярославовым дворищем возле Никольского собора.

Право участвовать в вече имели все свободные граждане, независимо от звания и состояния. Это право составляло предмет законной гордости граждан Новгородской республики. Созвать вече мог каждый новгородец. Для этого достаточно было позвонить в вечевой колокол, голос которого чуткое новгородское ухо легко выделяло в хоре других колоколов. Однако этим правом никто не злоупотреблял, так как самочинный созыв веча по недостойному поводу грозил виновнику суровой карой. Посреди вечевой площади возвышался помост, на который поднимались ораторы. Помост назывался «степенью», вероятно, отсюда пошло название «степенный посадник», то есть посадник, который вел народное собрание. Городское вече принимало законы, приглашало князя или изгоняло его, решало вопрос о войне и мире, вершило суд по важнейшим преступлениям, связанным с лишением жизни и конфискацией имущества, избирало посадника. Выражаясь современным языком, вече соединяло в себе сразу две ветви власти — законодательную и судебную.

Решения веча назывались приговором, все они протоколировались вечевым дьяком, который затем скреплял документ свинцовой печатью. Приговор определялся на слух, по силе криков. Когда мнения расходились, консенсус достигался кулаками и кольями. В отличие от современных демократий, когда избранный чиновник выходит из-под контроля избирателей вплоть до следующих выборов, вече могло в любой момент изгнать плохого управленца. Нередко отстранение от власти сопровождалось побоями, конфискацией имущества, а для некоторых коррупционеров карьера и вовсе завершалась падением с Волховского моста. Не этим ли объясняется почти образцовое состояние городского хозяйства Новгорода? Сравнительной чистотой и опрятностью Новгород выгодно отличался от утопавших в нечистотах европейских городов, включая Париж и Лондон.

Город состоял из пяти концов (Плотницкий, Славенский, Людин, Загородский и Неревский). Все концы имели свои веча, которые представляли их интересы на общем вече. Свои уличанские веча имели городские улицы. В деятельности кончанских и уличанских вечевых собраний было гораздо меньше политики, на них обсуждались те вопросы, которые сейчас принято называть «коммуналкой» — состояние мостовых, распределение повинностей, улаживание споров между соседями и т.д. Но именно на этом уровне закладывались основы местного самоуправления — корневая система любой демократии. Для отправления текущих дел кончанское вече выбирало старосту. Староста правил не один, а при содействии наиболее именитых граждан, которые составляли кончанскую управу.

Власть веча не ограничивалась городской чертой. Она простиралась на огромные земли республики, делившиеся на пятины и области. В них были свои малые столицы: Псков, Изборск, Великие Луки, Старая Русса, Ладога, имевшие свои веча, но в общих делах они подчинялись приговору новгородского веча. «На чем старшие сдумают, на том и пригороды станут». За пять веков роль веча менялась, и сам этот институт власти тоже менялся. Были спокойные веча, решавшие рутинные вопросы, но были и веча бурные. Историки нередко сравнивают вече со спектаклем, поставленным кучкой новгородской знати. Разумеется, бояре стремились управлять народным собранием. Но нередко в самой элите возникал раскол, и тогда народная стихия выходила из-под контроля, страсти выплескивались наружу, в ход шли кулаки и колья, и только вмешательство духовенства могло остановить кровопролитие. Вечевая традиция не прервалась даже после присоединения Новгорода к Москве. Хотя городские веча больше не собирались, но многие «жилищно-коммунальные» вопросы горожане по-прежнему решали сообща. В этом смысле уличанские веча можно считать предшественниками современной системы местного самоуправления.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

апрель-июль 1974 г. (32.13) – Хроника текущих событий

появился журнал Вече [Сбор или Собрание]. Главный редактор не В.Н. Осипов , под подписью которого вышли девять предыдущих выпусков, но И.В. Овчинников .

Насколько можно судить из ряда заявлений редактора журнала (некоторые из них представлены в № 10),[1] причиной смены редколлегии стали непреодолимые разногласия между ее членами. Хроника не может, да и не видит необходимости заниматься анализом тех взаимных обвинений, которыми изобилуют эти не все опубликованные заявления: к ним относится «Острое заявление для печати» Осипова (от 7 марта), в котором он сообщает о своем решении закрыть журнал и заявлениях новой редакции, опубликованных в № 10, о своем намерении продолжать издание, сохраняя направленность журнала.

1 апреля Ленинградский КГБ провел обыски в домах Г.Н. Бочеваров и П.М. Горячев , сотрудники Вече , а также В.Х.Конкин . Обыски проводились по делу № 15 (подробности этого дела см. в этом же выпуске 32.14 «В Московской писательской организации»). Как сообщает 10-й номер «Вече » в своем хроникальном разделе, все выпуски «Вече », пишущая машинка Горячева и «Памятник жертвам культа личности Сталина», составленный Бочеваровым, были конфискованы. Мемориал представляет собой список из 1500 видных советских партийных, государственных и деятелей науки, литературы и искусства, погибших в результате сталинского произвола или покончивших жизнь самоубийством; фамилия каждого погибшего сопровождается краткими биографическими данными и фотографией. Литературные приложения к «Мемориалу», составленные Горячевым, также были конфискованы.

На следующий день всех троих вызвали на допрос в Ленинградское КГБ. Допросы велись в основном по поводу Вече . Следователь заявил одному из допрашиваемых, что к ним (имеется в виду, видимо, КГБ) поступили сотни писем с требованием реабилитации Сталина.

Г.Н. Бочеваров был осужден в 1968 году по делу Всероссийского социал-христианского союза (ХСЕ 1.6). пополудни Горячев также отбывал наказание по политической статье[2].

В июне 1974 года стало известно, что владимирское КГБ расследует дело, связанное с журналом «Вече ». Майор П.И. Об этом сообщил ведущий дело Плешков на допросе Ю.А. Гастев 8 июля. Номер дела 38.

Примерно 10 июля по делу Вече во Владимирской области в домах И.В. Овчинникова (г. Александров) и В.А. Репникова (в Струнино).

Среди допрошенных по делу Вече в июле были Рогачев М.П., ​​Репников В.А., Иванов А.М., Бочеваров Г.Н., Горячев П.М., Конкин В.Е. Каждый раз следствие проявляло интерес к личности Осипова В. ; однако сведений о каких-либо попытках допроса или обвинения его лично по делу нет.

«Новая редакция» Вече ответил на дело № 38 объявлением от 14 июля о закрытии журнала. С. Мельникова и И. Овчинников также устно заявили (последний П. Плешкову, производившему у него обыск), что издание Вече прекращено.

============================

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Эти противоречивые утверждения были опубликованы на Западе весной и лето 1974 г.

[2] См. CCE 11 и 24. Горячев эмигрировал в 1975 г.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Рубрика: Допросы, Обыски, Сталинизм | Метки: «Вече», Дело №15*, Дело №38*, Осипов В.*, Овчинников И.*

Hora Veche (1* & 2*) – seuRomanian – Народный танец Сноски

* 2nd G танец энергии. Танец, который развивался и распространялся нетрадиционным способом. 2G танцы являются специфическими – имеют фиксированный формат, предназначенный для соответствия аранжировке конкретной записи., тогда как 1G танцы являются общими — имеют более короткую последовательность, которая работает с живой музыкой — где исполняется много разных песен, а аранжировки варьируются в зависимости от вкусов музыкантов и танцоров. Для получения дополнительной информации о различиях между танцами 1st и 2nd G нажмите здесь.

Хора Вече (произносится ХОХ-рах ВЭХ-кех) означает «старый танец». Это может охватывать множество основ, и в Румынии, кажется, есть много художественных творений под названием 9.0011 Гора Вече . Для ок. Музыка 1850 года, иногда называемая Hora Veche , но более известная как Până când nu te iubeam (Dorule, dorule) , см. https://folkdancefootnotes.org/music/pana-cand-nu-te-iubeam -hora-veche-ca-1850-румыния/. Ниже приведен единственный YouTube, который я смог найти, на котором румыны танцуют что-то под названием Hora Veche .

https://www.youtube.com/watch?v=Q2tc35oAIKs

Есть много румынских музыкальных YouTube под названием Гора Вече .

https://www.youtube.com/watch?v=NoeFpTgoAdY https://www.youtube.com/watch?v=d0G4TFYUE6o https://www.youtube.com/watch?v =O8qZuVpT5-4 https://www.youtube.com/watch?v=PcKDP1RF_T0 https://www.youtube.com/watch?v=gkyBp1N-VWI https://www.youtube.com. com/watch?v=75vtbGFaskk https://www.youtube.com/watch?v=78yrgzabGwM

Однако среди исполнителей народных танцев во всем мире ( , кроме в Румынии) есть два Hora Veche .

Гора Вече 1 (Хора Антон Панн)

Вызывается некоторыми Гора Вече 1 , также Хора Антон Панн . Смотрите демонстрацию здесь: http://www.folkdance.com/video/hora-anton-pann/ Подпись к этому YouTube гласит: Hora Anton Pann, Румынский народный танец под управлением Стива С. в CHIFDC 27 февраля 13 . Красивый румынский хоровод, транскрипция Антона Панна в 19го века, реконструированный Теодором Василеску.
Музыка и хореография были обнаружены в сборнике 1852 года под названием «Больница любви», написанном этнографом Антоном Панном; Антон Панн был румынским собирателем фольклора 19 века, который записывал песни и описывал танцы своего времени; используя его описание танца хора из Мунтении; песня, записанная известной певицей Марией Тэнасе.
Эту песню можно послушать по ссылке вверху этой страницы (также здесь https://folkdancefootnotes.org/music/2-genres/pana-cand-nu-te-iubeam-hora-veche-ca-1850- румыния/)

Я называю этот танец 1st G из-за его древности и «румынского» происхождения, хотя его сложность и музыкальное сопровождение кажутся ближе к придворным, чем к крестьянским традициям.

Письменное описание Hora Anton Pann можно найти здесь http://duramecho.com/Dance/BEECIIFolkDance/Hora_Veche.html Я не пробовал сравнивать письменную версию с версией на YouTube.

Гора Веке 2G (Флореску и Дион)

В 2012 году Соня Дион и Кристиан Флореску представили в Стоктоне танец, который они назвали Hora Veche , используя музыку, отредактированную из этой записи:

Оригинальное название În amintirea lăutarilor 4 .

Айра Вайсбруд говорит, что Соня и Кристиан поставили танец. В нем есть все признаки танца, созданного для рекреационного рынка – красивая музыка, несколько плавно перетекающих фигур, повторяющихся, соответствующих музыкальным фразам – специально для записи. Я люблю это! Но пожалуйста не называйте это румынским танцем — его не танцуют в Румынии. Я отношу его к румынскому материалу 2-го поколения.

Танцевальные заметки Дона с сайта folkdancefootnotes.org

Hora Veche мгновенно стали хитом. Я насчитал 16 ютубов рекреационных групп, занимающихся Гора Вече .

Мотти Котцер занимается репетиторством в Бейт-Йехудит в Иерусалиме https://www.youtube.com/watch?v=6z0G9W9sgZo https://www. youtube.com/watch?v=Y7cLj47jhnA Ира Вейсбруд преподает в Суррее, Британская Колумбия, Канада Калиспелл, Монтана Израиль Вена, Австрия Капитола, Калифорния. https://www.youtube.com/watch?v=pbdSN_uUkEo Где-нибудь, где говорят по-французски. https://www.youtube.com/watch?v=Ttp55QSv1PI