Жизнь и творчество Лермонтова, материалы к реферату или сочинению по теме
Жизнь писателя в большей или в меньшей степени определяет его творчество. Однако, этот тезис нельзя в полной мере отнести к одному из известнейших русских поэтов эпохи романтизма. Можно сказать, что само творчество Лермонтова определило его биографию.
Детство и юность
Как известно, на формирование мировоззрения влияет множество факторов, например, воспитание, круг общения, общественно-политическая обстановка, интересы. Михаил Юрьевич Лермонтов воспитывался своей бабушкой: ранняя смерть матери, ссора отца с другими родственниками были сильным ударом для юного поэта. Лермонтов получил прекрасное домашнее образование: обучался иностранным языкам, в частности английскому, немецкому и французскому, рисованию и музыке. На формирование личности поэта сильно повлияли семейные конфликты, легенда о предках из Шотландии и путешествия на Кавказ.
С 1828 года Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, а затем в Университете на политическом и словесных отделениях.
«Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье;Счастливцы, мнил я, не поймут
Умру я, сердцем не познав
Того, что сам не разберу я,
И чёрных дум не унесут
Ни радость дружеских минут,
Ни страстный пламень поцелуя.
Но пылкий, но суровый нрав
Меня грызёт от колыбели….
И в жизни зло лишь испытав,
Печальных дум печальной цели».
«Н.Ф. И….вой», 1830.
Уже в ранней поэзии можно заметить «эскизы» мотивов, которые будут звучать и в дальнейших произведениях писателя: одиночество и непримиримый конфликт. В приведённом выше стихотворении интересно то, что о самой любви говориться мало. Поднимается тема противостояния героя толпе, говорится о богатстве внутреннего мира лирического героя. Финальные строки, оканчивая одно стихотворение, задают настроение последующим текстам.
Жизнь Лермонтова была полна неожиданных поворотов. Так, в 1832 году, бросив учёбу в университете, он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эти годы принято условно называть «юнкерским периодом».
Лёгкость, ирония и бытовые подробности – вот, что было в поэзии того времени.«Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь».
«Юнкерская молитва», 1833.
Однако Лермонтов не был бы собой, если бы вовсе забросил образ демона, появившийся в его поэзии в стихотворении «Демон» (1828).
Эта линия продолжается в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и драме «Маскарад». На этом стоит остановиться подробнее, так как при анализе жизни и творчества Лермонтова этим произведениям не уделяется достаточно внимания.«Княгиня Лиговская» (1836) – роман, конфликт которого состоит в несоответствии реальной жизни и идеалов. Впервые в этом тексте появляется Печорин, но здесь он лишён каких-либо иллюзий. Другой герой, Красинский, хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но вовсе не хочет рисковать жизнью. В этих двух образах Лермонтов воплотил раздвоенность романтической личности, что было характерно для второй волны романтизма.Драма «Маскарад» подвергалась двум существенным правкам, но трижды не прошла цензуру. Главный герой – Арбенин, одновременно связан с Отелло, но в отличие от последнего наделён аналитическим умом и уверен в своей правоте. С Чацким из «Горя от ума» Арбенина связывает странность и безумие, которое проявляется в результате столкновения героя с миром и разоблачения общественных пороков.
Герой не того времени
Слава пришла к Лермонтову в 1837 году после стихотворения «Смерть поэта», которое появилось как отклик на гибель Пушкина.
Произведение было хорошо принято и критиками, и поэтами пушкинского круга. Но финальные строки не пришлись по нраву Николаю I, за что Лермонтов был сослан на Кавказ.
«Пятою рабскою поправшие обломки
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Игрою счастия обиженных родов!
Свободы, Гения и Славы палачи!Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!….
Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!»
Тут Лермонтов знакомится с декабристами, которые так же, как и он, были сосланы на Кавказ. Тогда же, в 1837 году, печатается «Бородино», и слава поэта окончательно закрепляется за Лермонтовым.
Основной темой творчества Лермонтова, если рассматривать зрелую лирику поэта, становится тема общества, влачащего жалкое, бесцельное существование. Лирический герой постепенно теряет романтические черты, а сама лирика наполняется реалистическими тенденциями. Он больше не противостоит поколению, а является его частью (например, в «думе», 1838, где на место «я» приходит всеобъемлющее «мы»).
Само существование творчества и поэзии ставится под сомнение («Пророк», «Журналист, читатель и писатель») – не нужно больше публике пространных размышлений о горестях и страданиях, о личных драмах и философских размышлениях. Поэт должен лишь потакать требованиям общества, прекращая быть Поэтом – избранником Небес. В стихотворении «Не верь себе» автор и вовсе уговаривает поэта отказаться от вдохновения, называя дар сочинительства ненужной глупостью:
«Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы бойся вдохновенья…
Оно – тяжёлый бред души твоей больной,
Иль пленной мысли раздраженье.В нём признака небес напрасно не ищи:
– То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!»
«Не верь себе», 1838.
Получилось так, что у Лермонтова биография и творчество тесно взаимосвязаны. Это видно и в этом стихотворении: ирония автора направлена не только на тех, кто пытается сочинять, но и на самого себя.
«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
…
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно-холодные, вечно-свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания».
«Тучи», 1839.
«И скучно и грустно! – и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка!»
«И скучно и грустно», 1840.
Лермонтов пытается найти спокойствие в различных сферах. В поршлом – « Песня про купца Калашникова». В этом произведении отражён интерес Лермонтова к фольклору (написано в форме исторической песни с балладными элементами).
«Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю».
«Казачья колыбельная песня», 1838.
В дружбе («Памяти А. И. Одоевского»), в мировоззрении человека, который сохранил детский взгляд на мир («М. А. Щербатовой»). Но поиски Лермонтова не увенчались успехом. Писатель колеблется от любви ко всему земному и одновременно отрицанием жизни, его лирический герой постоянно мечется меж двух огней, и ни один из вариантов решения его не устраивает.
Мотив вечной свободы прослеживается в поэме «Мцыри». В поэме «Демон» роковая обречённость демона оборачивается ненавистью к Небесам, открытием зла и добра в Боге. Любовь Демона к Тамаре – единственная связь героя-бунтаря с миром. В образе Демона отражен процесс становления личности, которая переходит от гармонии к разладу с миром, а ранее утверждённое торжество индивидуализма перерастает в эгоизм.
В 1840 годах появляется итоговый роман лермонтовского творчества – «Герой нашего времени». Романтизм в этом романе представляется не методом, а объектом изображения (отражено в образе Грушницкого). Сам текст представляет собой цикл новелл, расставленных, на первый взгляд, в случайном, не хронологическом порядке. Это история о человеке, который обречён на бездействие, хоть и пытается противостоять предначертанной ему участи. Жизнь Печорина дана фрагментарно. Каждый шаг Печорина – будто издевательская насмешка судьбы, доказательство того, что свобода человека невозможна без полноты чувства.
Жизнь и творчество Лермонтова кратко описать невозможно. Он слишком многогранная и сложная личность, опередившее своё время.
Описанная история жизни и творчества поэта может быть полезна ученикам 9-10 классов при подготовке реферата или сочинения на тему «Жизнь и творчество Лермонтова».
Краткая биография М.
Ю. Лермонтова | ЛитреконМногомудрый Литрекон расскажет Вам про жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, известного поэта, писателя и художника, который своим творчеством покорил сердца многих людей и до сих пор является одним из символов культуры 19 века.
Содержание:
- 1 Происхождение и детство
- 2 Юность и образование
- 3 Творческий путь
- 4 Личная жизнь
- 5 Отношения с властью
- 6 Смерть
Происхождение и детство
Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Марья Михайловна (его мать) принадлежала к богатому и знатному роду, поэтому в то время брак между отцом и матерью Лермонтова считался неравным. В раннем детстве маленького Михаила перевезли к бабушке в имение Тарханы. Это место сыграло важную роль в воспитании и формировании мировоззрения юного поэта, он проникся деревенским бытом, полюбил народные предания и скромную красоту природы.
После смерти матери, в 1817 году, бабушка Лермонтова, Елизавета Арсеньева потребовала от отца мальчика отказаться от Михаила, чтобы сохранить ему наследство.
Считалось, что отношения между бабушкой Лермонтова и его отцом всегда были очень напряженными, а такое событие, как ранняя смерть матери, только обострило их еще больше. Но юный поэт любил и бабушку, и отца поэтому, оставшись с бабушкой, он не переставал думать и вспоминать о родном отце.
В детстве Лермонтов был небольшого роста, но сильным и ловким, многие говорили, что уже в те времена у него был умный и пронзительный взгляд, который приводил людей в смущение. Как и было принято во многих дворянских семьях того времени, мальчик получал образование на дому. Его обучили французскому и немецкому языкам, поэтому он владел ими также свободно, как и русским.
Юность и образование
Бабушка возила слабого и болезненного внука лечиться на Кавказ, где будущему поэту удавалось наблюдать за нравами и мужеством жителей. Он присутствовал на праздниках горцев и вникал в их культуру и обычаи. Как он сам потом писал, влюбился он впервые тоже на Кавказе.
С 1828 года он переехал с бабушкой в Москву, поступать в пансион.
Там и началось его осознанное творчество. К 1830 году Лермонтов оставил пансион и в тот же год без памяти влюбился в Екатерину Александровну Сушкову. Но гордая женщина ответила ему отказом, что очень задело юного поэта.
Молодой Лермонтов поступил в Московский университет, где обрел дружбу, любовь и начал свою плодотворную творческую деятельность. Там же он и познакомился со значимыми людьми того времени, но по итогу очередной сессии был вынужден покинуть университет. В 1834 году он оканчивает школу гвардейских прапорщиков и входит в общество.
Творческий путь
Поэма М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», написанная в 1828 году, которую принято относить к раннему творчеству автора, была создана под сильным впечатлением от творчества Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение считается этапом, когда юный поэт начинал изучать основы мастерства, опираясь на мысли и чувства людей, которые его вдохновляли.
В Петербурге Лермонтов узнал о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», это послужило вдохновением для создания произведения, в котором бы содержалась резкая критика современных нравов.
В результате к 1835 году Лермонтов написал драму «Маскарад», появившуюся на сцене только после смерти автора. Михаила Юрьевича Лермонтова очень увлекал характер русской былины и средства выражения, которыми пользовались люди, это и стало очередным вдохновением для создания произведения в 1837 году («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
Известность, пришедшая к Лермонтову в конце 1830-х годов, не радовала его. В обществе светских людей недолюбливали Лермонтова за его дерзкий, наблюдательный и пытливый ум, гордость и независимость от масс. Михаил Юрьевич Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его будут обсуждать и осуждать. Роман Лермонтова «Герой нашего времени», написанный в 1839 году, стал исследованием современного общества, существующих на том этапе норм морали, общей атмосферы и восприятия отдельных личностей друг друга. Печорина, как героя, Лермонтов наделил отличительной способностью судить не только окружающих, но и быть критичным по отношению к себе.
В своем произведении автор предоставил возможность читателю изучить различные стороны жизни отдельного человека. Более того, он показал, как складывается судьба конкретного человека на фоне изменений в общественно-исторических обстоятельствах.
В 1840 году в Петербурге готовилось к изданию 28 лирических произведений, которые выбирал сам Михаил Юрьевич Лермонтов, в то время как автор проживал свою жизнь, наполненную тревогами и приключениями. Он служил на передовой и сражался храбро.
Личная жизнь
Мрачность и нелюдимость Лермонтова отталкивали женщин. Они не хотели связывать свою судьбу с человеком, который высмеивал все и вся, а то и вовсе просто молчал с презрительным видом. Три главные музы Лермонтова нашли другие партии: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конца жизни.
Интересно, что отвергнутый Лермонтов даже отомстил даме своего сердца. Разыграв страстного влюбленного, он расстроил свадьбу Екатерины Сушковой и скомпрометировал ее в свете.
Отношения с властью
Широкую известность Михаил Лермонтов приобрел благодаря произведению «Смерть поэта». Никакого конкретного бунта и призыва к перевороту в нем не было, но стихотворение вызвало явное негодование в высших слоях власти. Поэта понизили в чине и отправили служить на Кавказ, ссылка продолжалась полгода. Вскоре Михаил Юрьевич Лермонтов вернулся в Петербург, но оказался в немилости у Николая I.
Вторая ссылка произошла весной 1840 года и была более суровой. Причиной стало участие поэта-офицера в дуэли и попытки скрыть этот факт. Вторая дуэль, которая произошла в Пятигорске, оборвала жизнь поэта. Исследователи часто утверждают, что, узнав о смерти Михаила Юрьевича Лермонтова, государь бросил фразу: «Собаке собачья смерть». Однако эта информация не являлась полностью достоверной и до сих пор вызывает серьезные сомнения, многие придворные утверждали, что Николай Павлович произнес совершенно другую фразу: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Смерть
Он очень хотел уйти в отставку и всерьез заняться литературой, но его жизнь прервала дуэль с Н. Мартыновым 15 июня 1841 года. Великий русский поэт ушел из жизни в возрасте 27 лет.
Лермонтов не был женат, но, как известно, был трижды влюблен, и каждый раз безответно: «Любил я трижды – трижды безнадежно». Эти переживания во многом помогали ему и вдохновляли на творчество. Но семьи и наследников он не оставил, поэтому прямых потомков поэта нет.
Автор: Майя Лаошвили
Меган Керр В двадцатом веке искусство работало против. Поэзия работала против рифмы и метра. Изобразительное искусство работало против живописи и репрезентации. Романы работали против повествования. Музыка работала против тональности. И все же настроение двадцать первого века, похоже, не против работать, а с умом. Тональная музыка, утверждает Александр Фехт, не должна быть оставлена на попсу, как не следует оставлять рифму только на поздравительных открытках. Так и есть. Дело не в том, что слушать музыку Фехта легко – скорее, не слушать невозможно. Точно так же невозможно думать ни о чем другом, пока разыгрываются его сложные, тонкие и мощные структуры. Любой, кто когда-либо был охвачен страстными эмоциями или застыл в моменте гипнотического безмолвного осознания, не может не замереть — жадный, внимательный, слушающий. Это открытие было сделано с его первым альбомом Demon. Его семнадцать песен погружаются в различные циклы обширного творчества Фехта, с текстами, взятыми, среди прочего, из Пушкина, Шелли, Лермонтова и По. Ар И Демон, и Арион исполняют тенор Николай Дорожкин и пианист Сергей Чечетко. С какой бы легкостью ни погружался в музыку Фехта, ее исполнение технически требовательно. В течение многих лет композитор искал исполнителей, которые не только уловили бы характер музыки, но и соответствовали бы ее требованиям. Блестящий голос и редкое мастерство Дорожкина, обширные знания и виртуозность Чечетко позволили, наконец, воплотить в жизнь сложные композиции. Неудивительно, что те же двое исполняют следующий сборник Фехта, Th Аналогичная нота содержится в названии первого сборника Фехта. «Демон» по-русски — это и привычный демон богословия, и точный литературный троп — озлобленный человек, недовольный миром. И Пушкин, и Лермонтов написали в этом смысле стихи под названием «Демон», а Рубинштейн дал то же название опере « В Сибири, на пике СССР, Александр Фехт был первым ребенком, родившимся в новом Академгородке – «академгородке». Его суровый климат и удаленность обескуражили авторитетных ученых. Вместо этого прибыла удивительная смесь новых выпускников и вольнодумцев, привлеченных возможностями, которых им не давали в городах. Среди них был отец Александра Фехта, математик, известный своей антисоветской деятельностью. В короткий оттепель, или оттепель, после смерти Сталина в новом городе процветала некогда немыслимая свободная дискуссия. Свобода не могла длиться долго: полиция мыслей вернулась. В музыкальном училище Фехта ожидалось, что он сочинит произведения, прославляющие партию и правительство. Он отказался. Подобно послушнику Лермонтова в поэме «Мцыри», он предпочитал опасную свободу рабству. Он получил высшее образование, несмотря на этот отказ, завоевав награды в конкурсах, в которых он участвовал анонимно. Победа была за Фирриком. Квалифицированный, но непослушный, Фехт не мог работать музыкантом. Он занимался строительными работами. Он был ночным сторожем. Он писал стихи наедине без надежды на публикацию и сочинял музыку без надежды на исполнение — обо всем этом знали даже самые близкие друзья. Насколько легче присоединиться к старикам, чем настаивать на видении истины и справедливости! Но советские компромиссы вызывали у него отвращение. Однако, будучи женат и имея ребенка, ему нужно было пополнить свой доход землекопа, и перевод восполнил этот пробел. В США Фехт работал переводчиком, чтобы прокормить свою семью, и, наконец, смог создать себе репутацию композитора. Наконец-то он выносит на свет то, над чем так тайно работал все эти годы, музыку, интенсивность которой говорит о тяжелом опыте, но преобладает красота. |
Лермонтов Михаил – Мира хватит
Роща Когер
Каким был первый русский роман? Возможно, это был Иван Выжигин Фаддея Булгарина, который был опубликован в 1829 году и в английском переводе Джорджа Росса двумя годами позже. Я ее не читал и подозреваю, что мало кто из ныне живущих читал либо на языке оригинала, либо на английском языке. Но вскоре после его публикации стали появляться более известные романы крупных русских писателей.
Николай Гоголь опубликовал краткую версию « Тарас Бульба » в 1835 году, а роман Александра Пушкина «Капитанская дочка » последовал за ним в 1836 году. Помимо исторической важности, эти два произведения остаются вполне читаемыми и сегодня. Но более длинному роману, датированному 1840 годом, суждено было превзойти их по психологической проницательности и техническим новшествам. Произведение называлось Герой нашего времени, , а его автором был молодой армейский офицер Михаил Лермонтов.
Родившийся в 1814 году, Лермонтов был болезненным ребенком, бабушка возила его на курорты на Северный Кавказ в надежде поправить здоровье. Лечение, похоже, подействовало, но как непослушный военный у него было две возможности познакомиться с более гористыми районами на юге, и дважды он оказывался там сосланным — в 1837 и 1840 годах.
На протяжении большей Лермонтова Россия вела то, что историки называют Кавказской войной, затяжной серией конфликтов, в которых соотечественники Лермонтова сражались с различными коренными народами, включая черкесов и чеченцев.
Россия аннексировала Грузию, лежащую к югу от гор Большого Кавказа, в 1801 году, но территория между югом России и Грузией осталась непокоренной. Стремясь умиротворить регион, Россия построила ряд фортов по грубой линии — Северо-Кавказской линии, — протянувшейся от северных берегов Черного моря на западе до Каспийского моря на востоке. А для облегчения переброски войск было улучшено покрытие Военно-Грузинской дороги протяженностью 132 мили, древней дороги, связывающей южнорусский город Владикавказ с грузинским городом Тбилиси.
Молодой Лермонтов начал публиковать романтические стихи, многие из которых отражали «экзотическое» очарование Кавказа, в конце 1820-х годов, а свой роман, действие которого происходило в том же регионе, начал писать в 1837 или начале 1838 года. Три его раздела появились в журнале «Отечественные записки» в 1839 и 1840 годах, а вскоре последовало и книжное издание.
Роман состоит из шести разделов разной длины.
Они рассказаны тремя разными рассказчиками, расположены не в хронологическом порядке и даже представлены в разных режимах. Однако они связаны кавказской обстановкой и повторяющимися персонажами. А на заднем плане вездесущая Кавказская война.
В первом разделе «Бела» неназванный рассказчик рассказывает о своей встрече на Военной дороге из Тбилиси с стареющим офицером по имени Максим Максимыч. Вынужденные укрыться в родной хижине во время метели, они обмениваются репликами, и Максимыч рассказывает трагическую историю с участием другого офицера, Григория Александровича Печорина, и молодой черкешенки.
Разделенные на несколько дней пути, два путешественника снова встречаются во второй части романа. Действие происходит во Владикавказе, где они случайно встречают самого Печорина. Максимыч очень рад видеть своего старого товарища по оружию, но Печорин делает вид, что ему безразлично, и говорит им двоим, что едет в Персию. Он также призывает разочарованного Максимыча делать все, что он пожелает, с личными бумагами, которые он оставил у него.
Рассказчик тут же просит бумаги, которые, как мы впоследствии узнаем, являются страницами из журнала Печорина.
В следующем, кратком разделе, действие которого происходит чуть позже, рассказчик объясняет, что он узнал о смерти Печорина в Персии и поэтому публикует три выписки из своего журнала. «Тамань» находится в одноименном порту на продолжении Черного моря, известного как Азовское море, а «Княжна Мария» — в курортном городе Пятигорске. Действие третьего отрывка, «Фаталист», происходит в деревне на восточном фланге Линии и драматизирует вопрос о том, что правит нашей жизнью — судьба или случайность. Хотя они иллюстрируют различные аспекты характера Печорина, возникает картина окончательного байронического героя — задумчивого, циничного, высокомерного и саморазрушительного.
Эти черты были присущи Лермонтову, и они проявились в конце его короткой жизни, когда судьба (или случайность?) тоже приложила руку. В конце июля 1841 года он так непрестанно высмеивал своего товарища-офицера, что тот вызвал его на дуэль.

Ф. И….вой», 1830.
Здесь есть и сила, и удовольствие. Естественные математические соотношения частот, осмысленные символы, найденные деловито соединяющим человеческим мозгом, оригинальные и гармоничные: они остаются.
Однако музыка дает то, чего никогда не может дать транслитерация английских слов: музыкальность и сложное богатство пушкинского стиха.
И трехлетний ребенок начал учиться игре на скрипке.
Без диплома переводчика он мог работать только нелегально через посредников. Однажды ему передали секретный документ ВМС США — молодой поэт-антисоветчик и уклонист от призыва переводил военные документы США для советских властей. Он намеренно неправильно перевел критическую информацию.