Краткий пересказ толстой: Толстой «Детство» краткое содержание по главам – читать пересказ повести онлайн

Содержание

Тест Детство (7 класс) с ответами на знание текста повести Толстого

Последний раз тест пройден 27 минут назад.

Для учителя

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

  1. Вопрос 1 из 14

    В каком году было впервые издано произведение Льва Толстого «Детство»?

    • 1846;

    • 1847;

    • 1850;

    • 1852.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Первая часть трилогии Л. Н. Толстого — «Детство» — была написана в 1852 году и в том же году опубликована в 9-м выпуске журнала «Современник».

    В вопросе ошибка?

  2. Вопрос 2 из 14

    К какому литературному жанру относится произведение Л. Толстого «Детство»?

    • Историческая повесть;

    • Автобиографическая повесть;

    • Сентиментальная повесть;

    • Роман-мемуары.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Произведение «Детство» написано в жанре автобиографической повести, поскольку писатель вложил в нее собственные детские впечатления, передал атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос.

    В вопросе ошибка?

  3. Вопрос 3 из 14

    Какой является основная идея произведения «Детство»?

    • Основа характера человека закладывается в детстве;

    • Человек всегда должен стремиться к идеалу;

    • Самое важное в жизни человека – это свобода;

    • Без хорошего образования человек не сможет ничего добиться в жизни.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Своим произведением Лев Николаевич хотел показать, насколько важное значение в жизни каждого человека играет период детства, когда происходит формирование личности, закладываются важные нравственные основы и жизненные принципы.

    В вопросе ошибка?

  4. Вопрос 4 из 14

    От чьего лица ведется повествование в произведении «Детство»?

    • От лица Николеньки Иртеньева;

    • От лица Володи Иртеньева;

    • От лица Натальи Савишны;

    • От лица Сонечки Валахиной.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Повествование ведется от лица мальчика Николеньки Иртеньева, юного дворянина.

    В вопросе ошибка?

  5. Вопрос 5 из 14

    Сколько лет было Николеньке Иртеньеву в начале произведения?

    • Шесть;

    • Девять;

    • Десять;

    • Двенадцать.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    «…12-го августа 18…, ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет…»

    В вопросе ошибка?

  6. Вопрос 6 из 14

    Почему маленькому Николеньке пришлось уехать из деревни в Москву?

    • Семья Иртеньевых переезжала в Москву, так как отца перевели туда по службе;

    • Отец решил забрать его с собой в столицу учиться;

    • Николенька поехал туда с матерью, чтобы познакомиться с высшим обществом;

    • Николенька заболел, а хорошие врачи были только в столице.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    «…Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться.
    — Вы уже знаете, я думаю, что я нынче в ночь еду в Москву и беру вас с собою…»

    В вопросе ошибка?

  7. Вопрос 7 из 14

    После какого события на охоте Николенька переживал?

    • Николеньку взволновала сцена убийства животного;

    • Мальчик упустил зайца;

    • Николенька увидел дикого медведя;

    • Мальчику впервые доверили личную лошадь.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    «. ..не успел я этого сделать, как уже стал раскаиваться: заяц присел, сделал прыжок, и больше я его не видал. Но каков был мой стыд, когда вслед за гончими, которые в голос вывели на опушку, из-за кустов показался Турка! Он видел мою ошибку (которая состояла в том, что я не выдержал) и, презрительно взглянув на меня, сказал только: «Эх, барин!» Но надо знать, как это было сказано! ..»

    В вопросе ошибка?

  8. Вопрос 8 из 14

    О ком из героев произведения идет речь в цитате: «имел неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула»?

    • О Николае Иртеньеве;

    • О Владимире Иртеньеве;

    • Об отце Николая Иртеньева;

    • О Карле Ивановиче.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    «. ..Глава X. ЧТО ЗА ЧЕЛОВЕК БЫЛ МОЙ ОТЕЦ?
    Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула…»

    В вопросе ошибка?

  9. Вопрос 9 из 14

    Что поразило Николеньку, когда он тайно с другими детьми пробрался в комнату юродивого Гриши?

    • Искренность молитв странника;

    • Странный интерьер комнаты Гриши;

    • То, что странник якобы общался с соловьем в клетке;

    • То, что Гриша наедине с собой не выглядел безумным.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    «…Гриша молча стоял перед иконами, потом с трудом опустился на колени и стал молиться…»
    «…впечатление, которое он произвел на меня, и чувство, которое возбудил, никогда не умрут в моей памяти. ..»

    В вопросе ошибка?

  10. Вопрос 10 из 14

    О ком из героинь произведения Иртеньев вспоминал, что вся ее жизнь «была любовь и самопожертвование»?

    • О матери;

    • О сестре Любочке;

    • О Сонечке;

    • О Наталье Савишне.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    «…помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование..»

    В вопросе ошибка?

  11. Вопрос 11 из 14

    В честь какого события Николенька написал свои первые стихи?

    • В честь бабушкиных именин;

    • В честь рождения императора;

    • Чтобы признаться Соне в чувствах;

    • В день поступления в университет.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    «…Когда нам объявили, что скоро будут именины бабушки и что нам должно приготовить к этому дню подарки, мне пришло в голову написать ей стихи на этот случай…»

    В вопросе ошибка?

  12. Вопрос 12 из 14

    О каком из событий Николай Иртеньев вспоминает: «Я сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость»?

    • О первой охоте;

    • О танце с Сонечкой;

    • О первом публичном выступлении в институте;

    • О споре со взрослыми на именинах бабушки.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    «. ..Когда кадриль кончилась, Сонечка сказала мне «merci» с таким милым выражением, как будто я действительно заслужил ее благодарность. Я был в восторге, не помнил себя от радости и сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость?..»

    В вопросе ошибка?

  13. Вопрос 13 из 14

    От чего умерла мать Николая Иртеньева?

    • С ней случился несчастный случай на реке;

    • Женщина не вынесла трагедии – смерти своего брата;

    • Мать Николая случайно ранили на охоте;

    • Женщина была тяжело больна.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    «…Не верь тому, что я писала тебе о моей болезни; никто не подозревает, до какой степени она серьезна. Я одна знаю, что мне больше не вставать с постели. …»
    «…Тут уж боль подступила ей под самое сердце, по глазам видно было, что ужасно мучилась бедняжка… Maman скончалась в ужасных страданиях…»

    В вопросе ошибка?

  14. Вопрос 14 из 14

    После какого эпизода из жизни Николая Иртеньева закончилась его «счастливая пора детства»?

    • После смерти матери;

    • После разлуки с Сонечкой;

    • После расставания с семьей и переезда в другой город;

    • После первой дуэли.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    «…Со смертью матери окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха — эпоха отрочества…»

    В вопросе ошибка?

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Pivniuk Rostislav

    13/14

  • Данил Ким

    12/14

  • Алексей Спасский

    14/14

  • Артём Тонконогов

    13/14

  • Артём Елееев

    10/14

  • Ай-Хаан Ооржак

    9/14

  • Оксана Краюхина

    7/14

  • Анна Пархоменко

    12/14

  • Алишер Азбергенов

    14/14

  • 蒂莫菲 瓦西里耶夫

    14/14

Лев Николаевич Толстой написал много прекрасных произведений, одним из которых является  первая часть его трилогии – повесть «Детство». Писатель очень хотел отобразить жизнь человека в разные периоды его жизни, а именно: в детстве, отрочестве и юности. После того, как учащиеся прочитают произведение Толстого «Детство» тест (7 класс) с ответами может помочь понять, насколько твёрдо ученики усвоили эту тему и нет ли необходимости поработать над произведением ещё раз.

Вопросы, подобранные в тесте по повести «Детство» могут пригодиться ученикам в будущем при подготовке к выпускному экзамену по литературе. А знания текста и дополнительная литература являются хорошим способом для учащихся по результатам работ провести самоконтроль и определить уровень своих знаний. Также, подобные виды проверочных работ помогают учителю контролировать эффективность своей работы, намечать пути её улучшения и воспитывают у ребят умение анализировать художественное произведение, развивают эстетический вкус и любовь к литературе.

Рейтинг теста

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 25016.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Краткое содержание После бала, Толстой читать или смотреть видео

Главная>Краткие содержания>Произведения Толстого

После бала, Толстой

Быстрый переход:

Очень краткое содержание (в двух словах)

Краткое содержание (подробно)

Видео краткого содержания (для тех, кто предпочитает слушать)

Очень краткое содержание (в двух словах)

Главный герой Иван Васильевич решил рассказать историю, случившуюся с ним в молодости. Он был влюблён в Вареньку Б. Однажды он посетил бал у губернского предводителя, где много с ней танцевал. На этом балу был и её отец, полковник Пётр Владиславич. Он красиво станцевал с дочкой мазурку, и весь бал ими восторгался.­ Полковник производил на всех очень приятное впечатление. Ночью Ивану Васильевичу не спалось, и под утро он пошёл прогуляться. На улице он встретил солдат, которые вели дезертира и били его по очереди. Тот, кто бил его слабо, то тут же получал от командира по лицу. Этим командиром оказался отец Вареньки, полковник. После этого его любовь к Вареньке прошла, а от военной службы он отказался.

Краткое содержание (подробно)

Когда разговор зашел о том, что нужно для личного совершенствования, Иван Васильевич решил рассказать историю, которая произошла с ним в юности и кардинально изменила его жизнь. Собеседники считали, что для совершенствования стоило изменить условия, в которых люди живут, а Иван Васильевич был убежден, что всё дело в случае. Так и его жизнь переменилась после одного случая.

Был он тогда молод и красив, учился в провинциальном университете. Влюбился в одну восемнадцатилетнюю девушку – Вареньку Б. Как он говорил, она и в пятьдесят замечательная красавица, а тогда была просто загляденье: высокая, грациозная и самое главное, держалась величественно. Также Варенька всегда улыбалась, как и улыбались и её прелестные глаза. Как говорил Иван Васильевич, он был не раз влюблен, но так сильно, как в неё, больше никогда.

Будучи молодым и беспечным студентом, он любил посещать балы и любые увеселительные мероприятия. Однажды, в последний день масленицы, он был приглашен на бал у губернского предводителя. Там была и Варенька. Он, словно опьяненный любовью, весь вечер танцевал только с ней. Там же был и ее отец, полковник Пётр Владиславич. Это был статный и красивый старик с белыми бакенбардами и подвитыми усами. Его просили станцевать с дочкой один тур мазурки. Весь зал любовался этой красивой парой, а Иван Васильевич даже проникся каким-то восторженно-нежным чувством к Варенькиному отцу.

Когда он вернулся домой, его брат, прилежный студент уже спал. Иван Васильевич всё не мог уснуть и решил прогуляться по городу. Уже светало, и рассеивался утренний туман. Он был счастлив от осознания того, что она танцевала весь вечер с ним, радостно смотрела на него, а уезжая, отдала свою перчатку. Ноги сами незаметно привели его к дому Вареньки. Там на поле виднелись какие-то люди в черном и доносилась заунывная дробь барабана.

Подойдя поближе, он увидел, что это солдаты. Как сказал один кузнец, они прогоняли татарина-дезертира. Рядом шествовал высокий и статный полковник и следил, чтобы исправно били наказуемого. Если кто-то из солдат слабо опускал палку на раскрасневшуюся спину татарина, то он бил его по лицу своей замшевой перчаткой. Этим полковником оказался отец Вареньки, Пётр Владиславич. Заметив Ивана Васильевича в толпе, полковник сделал вид, будто его не знает.

После этого утра Иван Васильевич никак не мог понять хорошо ли то, что он видел, или дурно, но любовь к Вареньке быстро сошла на нет. Он думал, возможно, это нормально, раз это делалось с такой уверенностью. Может, он чего-то не понимал в этой жизни, но он так этого и не узнал. На военную или на какую-либо другую службу рассказчик поступать отказался.

­

Объяснение трудных слов из текста

Провинциальный — находящийся в провинции, не в центре.
Грациозный — обладающий изящной, утончённой формой.
Масленица — праздник проводов зимы, с гуляньями и поеданием блинов.
Губернский предводитель — выборный глава дворян в губернии.
Мазурка — польский парный народный танец.
Прогонять — проводить сквозь строй провинившегося солдата, при этом другие солдаты бьют его палками.
Дезертир — солдат, совершивший побег с военной службы.
­

Видео краткого содержания (для тех, кто предпочитает слушать)

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения После бала, Толстой

Сочинения по произведению После бала, Толстой

Краткая биография Льва Толстого

Литературные учебные пособия и резюме

Благодарим вас за изучение этого краткого изложения сюжета «Толстой: биография» А. Н. Уилсона. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.

In Толстой: Биография (1988), британский писатель и биограф А.Н. Уилсон рассказывает о жизни великого русского писателя и активиста, уделяя особое внимание тому, что Уилсон считает источником творчества Толстого: поразительной самосознательности и желанию переосмыслить себя как бесконечную череду разных персонажей. Уилсона Tolstoy получил в 1988 году премию Whitbread Prize за биографию и был назван «лучшей жизнеописанием Толстого на английском языке, по крайней мере, со времен новаторской «Жизни Толстого» Эйлмера Мод, написанной из первых рук, и лучшим критическим взвешиванием со времен книги Джорджа Штайнера « Толстой или Достоевский: An Эссе на контрасте » ( Киркус Отзывы ).

Уилсон начинает свой рассказ с момента 25 марта 1850 года, когда молодой дворянин, двадцати двух лет от роду, пьяный, развратный и без призвания, сел за написание своего первого художественного произведения. Названная «История вчерашнего дня», она была в значительной степени производной от A Сентиментальное путешествие английского писателя Лоуренса Стерна. Молодой человек не удосужился его закончить. Момент — и произведение — не имели бы никакого значения, если бы не начало писательской карьеры Льва Толстого.

Толстой уже был заядлым дневниководом. Уилсон прослеживает развитие художественной литературы Толстого по его дневникам. Если в своих дневниках Толстой записывал свои разочарования и раскаяния, то в своих произведениях он воображал, как он мог бы поступить иначе в прошлом и как он мог бы быть другим в будущем.

Рано осиротев, Толстой воспитывался в непостоянной череде теток, большинство из которых были эксцентричными. Уилсон подчеркивает, что в молодости он играл роли в поисках личности, которая могла бы ему подойти. В Казани он был прилежным студентом-юристом, в Петербурге — модником. В Москве он играл в азартные игры, посещал публичные дома и много пил. В своих родовых поместьях он играл деревенского джентльмена-фермера. Все это время его дневники фиксируют кипящую самокритику, отчаянное желание взять под контроль свою жизнь и стать лучше.

Уилсон вводит идею о том, что Толстой обладал особым даром: потрясающей эмоциональной чувствительностью или «чувствительностью». Уилсон сравнивает это с абсолютным слухом, неспособностью выносить фальшь. В этой чувствительности Уилсон прослеживает хаос ранней жизни писателя: его сексуальную ненасытность, насилие, отсутствие дисциплины, а также его вину и раскаяние по поводу всего этого. Короче говоря: «история этой чувствительности — беспорядок». Его впечатлительность заставляла Толстого чувствовать себя одиноким, исключительным: «Я должен раз навсегда приучить себя к мысли, что я — существо исключительное, опережающее свое время и по темпераменту вздорное, нелюдимое и вечно недовольное». написал. «Я никогда не встречал ни одного человека, который был бы нравственно так же хорош, как я, который всегда в любой ситуации тянулся бы, как и я, к добру. Который, как и я, всегда готов пожертвовать всем ради этого идеала. Именно поэтому я не нахожу общества, в котором чувствую себя как дома».

Уилсон утверждает, что первая законченная работа Толстого «Детство» была попыткой автора изобрести детские воспоминания, которые он хотел бы иметь, вместо пустых переживаний, обнаруженных в его дневниках. Уилсон опирается на свой собственный опыт писателя, чтобы проследить, как Толстой превращает свой опыт (и тоску по другому опыту) в искусство.

Толстой сделал предложение Софии Берс, когда ему было тридцать четыре года, а ей восемнадцать. «Он нашел ее странной и очаровательной. Она нашла его чудовищным и пугающим. Между ними было сильное сексуальное влечение». Он потребовал, чтобы свадьба состоялась в течение недели, потому что его желание невесты было очень сильным. Однако перед свадьбой он настоял на том, чтобы он и София читали дневники друг друга, чтобы между ними не было секретов. Дневник Толстого содержал подробные сведения о его сексуальной истории: посещения публичных домов, нападения на крестьянок и гомосексуальное любопытство. София так и не поправилась. Уилсон называет их брак «одним из самых тщательно задокументированных и одним из самых несчастных браков в истории». София родила семерых детей за семь лет, а затем еще шестерых до конца их брака (выжили только восемь детей). Толстой был эгоистичен, отстаивая свое право на тело жены: однажды, вскоре после родов, у нее случилось почти смертельное кровотечение. Однако Уилсон не возлагает вину за несчастье пары только на Льва: «Оба Толстых были вспыльчивыми, самовлюбленными, капризными и экстравагантно властными». Толстые продолжали читать дневники друг друга на протяжении всего брака.

Уилсон утверждает, что романы Толстого развились из неразрешимых конфликтов писателя: с Богом, женщинами и Россией. Он указывает, что проза Толстого менее буквально автобиографична, чем предполагали многие предыдущие биографы, но он также прослеживает многочисленные связи между жизнью и творчеством Толстого. По словам Уилсона, такие разные персонажи, как Пьер Безухов, Николай Ростов и Анна Каренина, дают Толстому возможность исследовать свои внутренние конфликты.

К тому времени, когда он закончил свои шедевры Война и мир и Анна Каренина Уилсон предполагает, что Толстой «проглотил» всю свою жизнь: «часть его самого перестала существовать».

Таким образом, Уилсон объясняет драматический отказ Толстого от художественной литературы в пользу религии и активизма. Уилсон мало симпатизирует этому периоду жизни Толстого: «Без художественной литературы, — говорит он, — автор начал «делать из себя вымышленного персонажа». Уилсон приберег свои самые резкие слова для обращения Толстого в религию: «Религия Толстого — это, в конечном счете, самая тщательная критика христианства, какая только существует. Он показывает, что это не работает».

Помимо христианской веры, Толстой проповедовал ненасилие, вегетарианство и половое воздержание. Уилсон изображает его «тратящим впустую время в дурацких попытках быть похожим на крестьян». Однажды Толстой увольняет своего свинопаса (за то, что он был пьян), берет на себя заботу о свиньях и лечит их окорока так плохо, что они гниют.

Все более одержимый идеей отречения, Толстой навсегда покинул дом и жену в возрасте восьмидесяти двух лет, уехав на рассвете с несколькими рублями. На провинциальном вокзале всего в 150 км от своего дома Толстой умер. Его последние слова были обращены к сыну Сергею: «Я люблю Правду. . . очень много . . . Я люблю Истину».

Краткое содержание книги

 

Книга I

Нас знакомят с большими семьями через повозку званого вечера в доме Анны Павловны, именины у Ростовых и описание уединенного существования Болконских в их загородной усадьбе. Князь Андрей и Пьер обсуждают свое будущее и то, что они ищут в жизни, оба молодых человека идеализируют «человека судьбы», который вскоре должен вторгнуться в Россию. Старый граф Безухов умирает, оставив Пьера богатым, титулованным и самым завидным холостяком Петербурга.

Книга II

Николай Ростов и князь Андрей получают первый боевой опыт в битве при Шенграбене. Каждый из них обнаруживает неэффективность индивидуума в массовой ситуации. Николай соглашается быть «винтиком в машине», а Андрей отказывается быть частью управляющих сил, предпочитая вместо этого воевать на фронте.

Книга III

Пьер женится на Эллен; Анатоль безуспешно ухаживает за Марией. Андрей посещает военный совет накануне Аустерлица и желает быть героем.

Он ранен во время боя. По сравнению с бескрайним небом, символизирующим смерть, Наполеон кажется Андрею мелким и ничтожным.

Книга IV

Николай с Денисовым в отпуске дома и игнорирует свою возлюбленную Соню. Пьер ранит Долохова на дуэли из-за предполагаемой неверности Эллен. Лиза Болконская умирает, родив сына, оставив у Андрея глубокое чувство непреодолимой вины. Долохов влюбляется в Соню и мстит за ее отказ от него, обдирая Николая во время карточной игры. «Напряженность» — лейтмотив этого раздела, показанный случаями любви и ненависти, жизни и смерти.

Книга V

Разлучившись с женой, Пьер посвящает себя «добру», примкнув к каменщикам и неумелым реформированием своих поместий. Он и пенсионер Андрей обсуждают смысл жизни и смерти, и Андрей озаряется новой надеждой. Значение их обмена указывает на контраст между Пьером и Андреем. Тем временем Николай вернулся в свой голодающий полк, а Денисов предстанет перед военным трибуналом за кражу еды для своих людей. Николай просит у царя помилования Денисова и становится свидетелем встречи Наполеона и Александра, встречи старого и нового порядков правления. Его прошение отклонено, Николай решает, что государю виднее, и подчиняется «высшей власти».

Книга VI

Это описание «реальной жизни», в отличие от политики, где «внутренний человек» важнее, чем «внешний человек». Андрей вовлекается в кружок реформаторов Сперанского, но когда он влюбляется в Наташу, эта деятельность ему приедается. Пьер разочаровывается в каменной кладке, а княгиня Марья становится еще более несчастной из-за своего отца. Финансовые проблемы Ростовых нарастают, и Андрей уезжает в Швейцарию.

Книга VII

С охотой на волков, катанием на санях, празднованием Рождества и семейной гармонией Ростовы наслаждаются последним периодом своей «молодости». Неугомонность Наташи возрастает в отсутствие Андрея, семья находится на грани банкротства, и есть предчувствие тяжелых времен, когда дети вступят во взрослую жизнь.

Книга VIII

Наташа встречает Анатоля во время оперы и чуть не похищается им. Во время ее почти нервного срыва Пьер становится ее утешителем, и подразумевается их любовь.

Книга IX

Начинается борьба не на жизнь, а на смерть против Франции, когда Наполеон изображается как ищущий славы дурак. Андрей отворачивается от своего прошлого и посвящает себя солдатам своего полка, которые его обожают. Николай воздерживается от убийства француза и награжден за храбрость за то, что взял в плен. Наташа медленно выздоравливает, чему помогает религиозная вера. Петя идет в армию из-за юношеского патриотизма, который разделяет и Пьер. Русские массово реагируют на национальную угрозу, и Пьер чувствует в себе «высшую миссию», связанную с его любовью, кометой, Наполеоном и самой войной.

Книга X

Французы, проникающие в Россию, идут навстречу своей гибели в «неудержимом приливе» судьбы. Старый князь умирает, и Марья переезжает со своим хозяйством в Москву, но война все ближе. Несмотря на национальные потрясения, петербургские салоны остались прежними. У Марьи и Николая романтическая первая встреча, а Пьер навещает Андрея, отмеченного смертью, накануне Бородино. Битва описывается как смертельный поединок, в котором русские побеждают морально, если не физически. Это знаменует собой поворотный момент от поражения к победе для России.

Книга XI

Толстой рассматривает массовую деятельность как совокупность «бесконечно малых единиц деятельности» и дает краткий обзор прошлых и будущих событий. Брожение и сожжение Москвы — это великое дело, спасающее Россию, и обсуждаются поминутные подробности этого события, в том числе ставка Растопчина на славу в последнюю минуту за счет дела, которое он якобы продвигает. Ростовы покидают Москву, в их караване находится смертельно раненый князь Андрей. Он воссоединяется с Наташей, которая его кормит. Так близко к смерти Андрей понимает качество божественной любви. Истина является результатом противостояния жизни и смерти. Пьер вынашивает план убийства Наполеона, но другие инциденты показывают, что ему суждено потерпеть неудачу.

Книга XII

Николай и Марья снова встречаются в провинции, и Марья едет к своему брату. Она и Наташа с ним, когда он умирает. Пьер чуть не казнен французами, обвиняющими его в поджогах. Он переживает «перерождение» в тюрьме через Каратаева, почти мифическую фигуру, символизирующую единство любви и ненависти, жизни и смерти.

Книга XIII

Конец войны не за горами, поскольку французы отступают все быстрее и быстрее. Их отступление — «плод» «бессознательной деятельности», а не воли Наполеона. Пьер открывает для себя интенсивную свободу в тюрьме.

Книга XIV

В этот период партизанской борьбы Денисов, Долохов и Петя погибают. Внезапная атака под предводительством Денисова и Долохова освобождает Пьера и других заключенных. В воспоминаниях мы узнаем, как погиб Каратаев, и что Пьер страдал и преодолел во время марша смерти. Смерть и разложение являются частью процессов жизни и роста.

Книга XV

Наташа и Марья возвращаются из траура к активной жизни: Марья – своими домашними обязанностями, Наташа – любовью, чтобы утешить свою скорбящую мать. Поскольку военная история закончилась, карьера Кутузова заканчивается. Новая эра начинает открываться с выходом России на международное лидерство. Толстой обожествляет Кутузова. Пьер и Наташа снова встречаются.

Первый эпилог

Толстой подробно описывает «счастливый конец» жизней своих вымышленных персонажей в сценах домашнего счастья Николая и Марьи Ростовых, Наташи и Пьера Безуховых. Цикл жизни начинается заново, когда Николинка, сын Андрея, достигает совершеннолетия и желает быть похожим на Пьера и на своего отца.

Второй эпилог

Это философская экзегеза, в которой Толстой показывает, что «свобода воли» — это просто конструкция, которую историки используют для объяснения движений наций и людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *