Краткий конспект отцы и дети: ТУРГЕНЕВ И. С ОТЦЫ И ДЕТИ САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ, ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ

конспект урока по литературе «Идейные споры в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева»

 

«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

цель:

·         Образовательная: создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.

·         Развивающая: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.

·         Воспитательная: способствовать  приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию  коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

 Ход урока.

1.      Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Анализируя первые главы романа вы пришли к выводу, что произведение построено на конфликте.

Давайте подберем синонимы к этому слову. (Поединок, дуэль, столкновение) Проблема противоречий, конфликтов между поколениями и различными социальными группами общества была, есть и будет актуальна во все времена. В середине 19 века, в канун отмены крепостного права в России, резко обострились идеологические споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает Тургенев в своем романе.

Фронтальный опрос

 — Так кто же из героев романа противостоит друг другу? (Базаров и П.П.Кирсанов)

— Как называют таких людей? (антиподы)

— Дайте определение этому термину.

 

Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,с.26)

— Назовите самых известных антиподов в русской литературе (Чацкий и Молчалин из комедии Грибоедова «Горе от ума», Гринев и Швабрин из романа Пушкина «Капитанская дочка», Обломов и Штольц из романа Гончарова «Обломов»)

Учитель: Чаще всего, познавая типологию таких людей, мы проводим сравнительный анализ их образов, т. е. даем им сравнительную характеристику. Давайте вспомним, по какой схеме строится сравнительная характеристика.

(схема сравнительной характеристики)

Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе – Е.Базарова и П.Кирсанова, работая в четырех группах и заполняя предложенную таблицу.

 

 

Сравнительная характеристика героев романа

 

Е.Базаров

П.П.Кирсанов

1. Происхождение, социальная принадлежность

 

 

2.  Портрет

 

 

3. Речь

 

 

4. Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция

 

 

5. Отношение к любви

 

 

6. Образ жизни, интересы

 

 

7. Отношение друг к другу

 

 

 

Ответ первой группы, которая находила общие черты у героев.

1.Сильные личности: всегда уверены в своей правоте, оба не поддаются чужому влиянию, способны подчинить себе других.

2.Безграничное самолюбие, неумение в спорах прислушиваться к мнению оппонентов.

3.Взаимная вражда: полное неприятие взглядов и поступков соперника.

Ответ второй группы о происхождении и социальной принадлежности героев.

1.П.П.Кирсанов – дворянин, аристократ, сын генерала, гвардейский офицер в отставке, либерал-консерватор.

2.Е.Базаров – сын военного лекаря, имевшего крестьянские корни (« мой дед землю пахал» и мелкопоместной дворянки, студент медицинского факультета Петербургского университета, разночинец, демократ-нигилист.

Ответ третьей группы о внешности героев.

1.Базаров – человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». У него «обнаженные красные руки».

2.П.П.Кирсанов —  во внешнем виде его -лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лако­вые полусапожки». Облик Павла Петровича, как под­черкивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынима­ет из кармана панталон свою красивую руку с длин­ными розовыми ногтями.

Ответ четвертой группы об особенностях речи героев.

1.Важной для раскрытия образов героев романа яв­ляется их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские вы­ражения, речь его строго изысканна, однако режет слух то, что он часто искажает русские слова на иностранный манер (принсИпы и др.примеры). Евгений же го­ворит просто и бесхитростно, не задумываясь о прида­нии своей речи стройности и изящества, его речь простонародна, с частым употреблением поговорок и афоризмов (примеры).

Учитель: Да, много различий между героями, но, пожалуй, самое главное, что делает их непримиримыми противниками — это идеологические, мировоззренческие позиции каждого. В сравнительной характеристике мы подошли к четвертому пункту, прочитайте его (Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция).

 Когда ярко  проявляется различие этих взглядов? (в спорах).

 «Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И. С.Тургенева «Отцы и дети».

Учитель: Эпиграфом предлагаю взять слова литературного критика  Воровского Вацлава Вацлавовича. Как вы его понимаете? Поможет ли он нам сформулировать цели и задачи урока? (читают эпиграф и комментируют). Цель — выявление основных «точек» идеологического спора между героями романа.

  (эпиграф) Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие — «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.

В.В.Воровский

 

2.Осмысление.

Б)Таблица, которая заполняется по ходу урока.

Слайд №10   

Линии спора

Позиция Кирсанова П. П.

Позиция Базарова.

Кто прав?

Об отношении к дворянству

 

 

 

О принципе деятельности нигилистов

 

 

 

Об отношении к народу

 

 

 

О взглядах на искусство

 

 

 

 

 

 (о дворянстве)

Первая линия спора.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах. Глава 8 – зачитайте отрывок, прокомментируйте, кто победил в споре?

Предполагаемый результат

Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему  Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы – основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой  болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

Каков итог этого спора?

Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме. — Тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение  Павла Петровича в этом споре.

Вторая линия спора.

Вторая линия спора о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович ещё не сложил оружия и не хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?»- спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

Предполагаемый результат

Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.

Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

Позднее в этом споре Павел Петрович  стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.

 

Третья линия спора о русском народе.

Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитать и прокомментировать.

Предполагаемый результат

По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии). Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.

Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу.

Павел Петрович считает, что нигилизм захватил область искусства. Зачитайте этот эпизод. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках – шестидесятниках?

Предполагаемый результат

И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав в том, что художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Учитель:Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович.

Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение  органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Учитель:Как же смотрит Базаров на природу?

Он не отрицает её вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь.

Учитель:Эта линия спора решается уже в 11-й главе, в которой появляются пейзажи.

Г) Подведение итогов урока.

         — Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

Слово учителя:  

— Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные  представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.

Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная противоположность им. )

— Как вы считаете, на чьей стороне автор?

         —   Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

 3. Рефлексия.

 

Роль отцов в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Автор Лариса Зотова На чтение 5 мин Просмотров 3.9к. Обновлено

Название произведения подразумевает конфликт между старшим и младшим поколениями, в этом сочинении мы предлагаем рассмотреть роль отцов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Роман И. С. Тургенева поднимает «вечную» проблему «отцов и детей». Дети стремятся к новому неизведанному, отцы ратуют за проверенное старое. Так было всегда. Критики склонны поделить героев на отцов и детей по политическим убеждениям, я не могу с этим согласиться.

Лагерь «отцов» в романе представлен братьями Кирсановыми и супругами Базаровыми. Николай Петрович Кирсанов живет в деревне, занимается сельским хозяйством. Жена его давно умерла, он один воспитал и вырастил сына. Какое-то время он жил с ним в Петербурге, старался быть в курсе событий общественной жизни. Отец беседовал с друзьями Аркадия, чтобы знать, чем живет его сын. Теперь он собирается жениться во второй раз, у него родился еще один сын.

Жизнь в имении идет неспешно, своим чередом. Николай Петрович занимается не только хозяйственными делами, он увлекается чтением, ему близка поэзия Пушкина, иногда играет на виолончели. Это насмешило друга Аркадия Евгения Базарова, приехавшего погостить к Кирсановым. Николай Петрович восхищается природой, деревенская размеренная жизнь научила его мечтать. Иногда у него наворачиваются на глаза слезы от тихих прочувствованных мыслей.

Николай Петрович добрый человек, чем пользуются его крестьяне, поэтому хозяйство приносит не такой доход, как хотелось бы. Впрочем, он не сильно расстраивается из-за этого. Он со всеми старается найти общий язык, так как  неконфликтный, необидчивый человек. Для него семья – это главное в жизни. Он мало интересуется политикой, в отличие от своего брата.

Павел Петрович когда-то блистал в высшем свете. Несчастная любовь заставила его разочароваться в женщинах  и в жизни вообще. Он отказался от блестящей карьеры военного, оставил свет и приехал к брату в деревню. Даже, находясь вдали от света, он не оставляет своих аристократических привычек. Он элегантно одевается, следит за новостями, у него есть свои принципы. По политическим взглядам он ближе к либералам.

Тургенев подробно рассказывает историю жизни обоих братьев. Они росли в одной семье и воспитывались одинаково, но жизненный путь у каждого сложился по-своему. Николай Петрович не стал военным из-за травмы. Он окончил университет, женился на хорошей девушке и уехал в деревню, став помещиком. Павел Петрович пошел по военной стезе и добился бы высоких чинов, но проявил душевную слабость. В итоге два брата оказались в родительском имении. Примечательно, что Аркадий повторяет судьбу отца. Он окончил университет, познакомился с Катей Одинцовой и собирается жениться.

Общественный конфликт в романе, о котором часто говорят критики, разворачивается только на уровне Евгения Базарова и Павла Петровича. Тургенев сталкивает их в спорах, которые проясняют их позиции, но не выявляют победителя. Они затрагивают вопросы человеческой личности, чувства самоуважения, русского народа. Автор старается быть объективным, он не поддерживает открыто ни одного из оппонентов. Но, судя по поведению во время дискуссии, когда Павел Петрович заметно раздражается, а Базаров спокоен, Тургенев симпатизирует последнему. Кто прав в этом споре, автор предоставляет право решать читателю.

Родители Базарова живут просто и скромно. Отец раньше служил полковым лекарем, теперь находится в отставке. Мать потомственная столбовая дворянка. Имение, в котором они живут, досталось ей в приданное. Василий Иванович по-прежнему интересуется медицинскими вопросами, он лечит деревенских мужиков. Похоже, любовь к естественным наукам передалась Евгению от отца. Мать – тихая, суеверная женщина. Она верила в бога и «строго постилась». Она знала много кулинарных рецептов, знала, что и как делается, хотя сама ничего руками не касалась. Арина Власьевна была барыней, не гнушалась земными поклонами, в то же время была добра к крестьянам. Старички очень симпатичны Тургеневу. Они простые люди, подобные Николаю Петровичу Кирсанову. Они добры и очень любят сына, радуются его успехам и гордятся им. Родители смогли дать Евгению достойное образование. Отец надеется, что сын многого добьется в жизни. Когда Базаров умирает, это становится для них большим ударом, от которого они не смогли оправиться.

Многие критики к лагерю отцов относят и сестер Одинцовых. Вероятно, это связано с тем, что они дворянки. Я не согласна с такой постановкой вопроса. Мне не кажется, что идейное содержание романа настолько политизировано. Я думаю, что деление на отцов и детей осуществляется по возрасту и роли, выполняемой в семье. В таком случае к «отцам» можно отнести Анну Сергеевну, так как она старшая и несет ответственность за Катю. О политике девушки мало разговаривают, но нельзя не сказать, что они умны, образованны, энергичны. Тургенев делает намек, что после смерти Базарова Анна Сергеевна вышла замуж за прогрессивного человека.

Таким образом, роль отцов в романе неоднозначна. Они представляют один из социальных классов, дворян. С их помощью Тургенев пытается показать, что дворяне сдают свои позиции в общественной и политической жизни. В то же время он не говорит точно, какой класс придет им на смену. Разночинец-нигилист Базаров только в начале романа уверен в своих убеждениях, в середине он уже колеблется, а в конце и вовсе умирает. Другая функция, которую выполняют «отцы» — это их прямая обязанность как родителей. Тема семьи раскрыта Тургеневым, на мой взгляд, достаточно подробно. Отцы, представленные в романе, вырастили хороших детей, честно выполнив свой отцовский долг.

отцов и детей | произведение Тургенева

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британика представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Читать далее

  • 12 романов, которые считаются «величайшей книгой из когда-либо написанных»

Викторины

  • Известные романы, викторина «Первые строчки»

Краткий обзор отцов и детей — eNotes.

com

На провинциальной почтовой станции Кирсанов с нетерпением ждет своего сына Аркадия, окончившего университет в Петербурге. Кирсанов размышляет, что Аркадий, вероятно, изменился, но надеется, что его сын не вырос из него совсем. Мать Аркадия умерла, и вдовец сильно привязан к сыну.

Наконец появляется карета, катящаяся по пыльной дороге. Выскакивает Аркадий, но он не один. За спиной высокомерно ленится незнакомец, которого Аркадий представляет как Базарова, сокурсника. Что-то в манере Аркадия подсказывает Кирсанову, что здесь особая привязанность. В тишине Аркадий умоляет отца быть милостивым к гостю.

Испытывая некоторые опасения по поводу неожиданного гостя, Кирсанов беспокоится по дороге домой. Он сомневается в своих новостях, но в конце концов сообщает Аркадию, что завел любовницу Фенечку и поселил ее в своем доме. К своему огромному облегчению, Аркадий спокойно относится к известию и даже поздравляет отца с выходом на пенсию. Позже Аркадий с радостью узнает, что у него даже есть младший сводный брат.

Вскоре Кирсанов обнаруживает, что у него есть все основания не доверять Базарову, врачу и умному биологу. Аркадий, кажется, слишком сильно зависит от него. Хуже того, Базаров — нигилист. В университете либеральные мыслители сознательно решили бросить вызов или игнорировать всякую власть — государственную, церковную, домашнюю, панрусизм. Базаров раздражает в общении, решает Кирсанов, потому что он так много знает и у него такой язвительный язык.

Особенно раздражает Базаров Павел, старший брат Кирсанова. Павел — настоящий аристократ, связанный традициями, который приезжает жить на пенсию со своим младшим братом после неудачной карьеры армейского офицера и любовника знаменитой красавицы княгини Р——. По своему происхождению и жестким представлениям о приличиях Павел часто расходится с Базаровым.

К счастью, Базаров большую часть времени занят. Он собирает лягушек и инфузорий и всегда препарирует и всматривается в микроскоп. Он был бы идеальным гостем, если бы не его спокойно-высокомерный вид принадлежности к поколению, намного превосходящему поколение Павла. Кирсанов, так любящий своего сына, всеми силами старается сохранить мир, но все время сожалеет о нигилизме, так сильно действующем на Аркадия.

Кирсанова беспокоят другие неприятности. Скоро, по закону, крепостные будут освобождены. Кирсанов решительно одобряет это изменение и предвосхищает новый порядок, разделив свое хозяйство на более мелкие участки, которые крестьяне арендуют на основе издольщины. Однако с обретением новой независимости крестьяне обманывают его больше, чем когда-либо, и медленно платят арендную плату.

Аркадий и Базаров, которым наскучила тихая крестьянская жизнь, едут в гости в губернский город, где их представляют губернатору. В городе они сталкиваются с Ситниковым, этаким лощеным шакалом, который чувствует себя важным, потому что принадлежит к кругу нигилистов. Ситников вводит их в провинциальное общество.

На балу друзья встречаются, и молодая вдова, мадам Одинцова, их очень увлекает. Аркадий не танцует, но мазурку с ней отсиживает. Они сразу становятся друзьями, особенно когда она узнает, что мать Аркадия была близкой подругой ее собственной матери. После бала мадам Одинцова приглашает двоих мужчин в свое имение.

Аркадий и Базаров немедленно принимают приглашение. Через несколько дней они привыкают к легкой рутине избранных гостей в богатом доме. Особенно влечет к Аркадию Катю, младшую сестру мадам Одинцовой. Базаров, постарше и пожитевнее, становится добрым другом вдовы. Хотя Базаров, как хороший нигилист, презирает дом и семейную жизнь, он прилагает реальные усилия, чтобы преодолеть свои сомнения. Однако когда он наконец начинает говорить о любви и женитьбе на мадам Одинцовой, ему вежливо отказывают. Огорченный своим отказом, он уговаривает Аркадия немедленно уйти с ним. Затем двое друзей отправляются в дом Базарова.

Василий, отец Базарова, рад видеть сына, которого и боится, и восхищается. Он и его жена делают все возможное, чтобы молодые люди чувствовали себя комфортно. Наконец Аркадий и Базаров ссорятся, главным образом от скуки. Внезапно они уходят и импульсивно заходят снова к мадам Одинцовой. Она принимает их хладнокровно. Почувствовав, что им не рады, они возвращаются в имение Кирсановых.

Поскольку Базаров убежден, что Аркадий тоже влюблен в мадам Одинцову, его дружба с Аркадием сильно напрягается. Аркадий, постоянно думая о Кате, возвращается один в имение Одинцовых, чтобы погладить костюм младшей сестры. В доме Кирсановых Базаров сближается с Фенечкой. Он прописывает ее больному ребенку и даже ей. По дружбе Фенечка много времени проводит с Базаровым. Однажды утром, когда они сидят в саду, Базаров неожиданно целует ее, к ее огорчению и смущению. Павел случайно становится свидетелем этой сцены и все больше злится на странного нигилиста.

Хотя Павел не считает Базарова джентльменом, он вызывает его на дуэль на пистолетах. В столкновении Павел ранен в ногу, и Базаров поспешно уходит из дома, чтобы никогда не вернуться. Павел выздоравливает от раны, но ему нескончаемо стыдно за то, что его ранил низкий нигилист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *