Краткий исторический портрет наполеона бонапарта: Наполеон I Бонапарт « Книжная лавка

образ и характеристика героя романа-эпопеи «Война и мир»

Образ Наполеона, созданный Львом Николаевичем Толстым в романе «Война и мир», показывает портрет этого исторического лица. Но не стоит воспринимать его как документальное изображение. Произведение великого писателя является художественным, и, значит, при изображении образов исторических личностей могла использоваться художественная выдумка либо субъективное мнение. Толстой постарался разносторонне раскрыть образ Наполеона и как человека, и как полководца. О нём говорится с первых строк романа и почти до последних.

Содержание

Портрет: описание внешности, речь, поведение

В романе Наполеон Бонапарт предстаёт как человек невысокого роста с моложавым, полным лицом с выступающим подбородком. Описывая, каков он был в 1812 году, Толстой отмечает, что лицо его было «опухшее и жёлтое», а потолстевшая «фигура с широкими, толстыми плечами и невольно выставленным вперёд животом и грудью» была осанистой и представительной. Глаза у Наполеона были большие, улыбался он неприятно-приторно или насмешливо. Когда был раздражён, делал быстрые, энергичные жесты своими маленькими пухлыми руками. Голос был резкий, все слова Бонапарт произносил точно и чётко.

Походка была решительная, ходил он «быстро, подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову».

Характер, поступки

Наполеон в романе «Война и мир» представлен как жестокий завоеватель и эгоистичный человек. Отличительной чертой его характера являлся эгоцентризм. Толстой отмечает, что «только то, что происходило в его душе, имело интерес для него», «всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли» (том 3, часть 1, глава 6).

Он нисколько не сомневался, стоя в 1812 году на Поклонной горе, что сейчас придут к нему русские «бояре» и с низким поклоном вручат ему ключи от Москвы. Толстой показал в этом эпизоде мнимое величие Наполеона.

Бонапарту неинтересны окружающие, он равнодушен к их судьбам, его заботит только, чтобы он выглядел в их глазах как великий человек, он любит внимание к своей персоне и власть.

Позёрство и фальшь Наполеона проявились в сцене, когда он накануне Бородинского сражения любовался портретом своего сына. «Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история» (том 3, часть 2, глава 26). Он «сделал вид задумчивой нежности», так как считал, что лучше всего сейчас выказать отеческую нежность.

Наполеону были свойственны такие черты характера как самовлюблённость, тщеславие, высокомерие, он всегда уверен в своей правоте и привык, что его слова и поведение вызывают у окружающих восхищение.

Наполеон как полководец. Отношение к солдатам

Бонапарт был целеустремлённым человеком и храбрым полководцем. Он считал своим ремеслом войну, но его распоряжения часто были неэффективными. Он был уверен, что знает, как правильно вести войну. Интересно, что в 1812 году Бонапарт жаловался императору Александру I и Кутузову на то, что русские ведут войну не по правилам («как будто существуют какие-то правила для того, чтоб убивать людей», — замечает Толстой). Но, несмотря на эти его жалобы, «дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой», не учитывая никаких правил.

Чтобы вселить боевой дух в своих воинов, Наполеон перед сражениями произносил пафосные, воинственные речи. От места сражения он предпочитал держаться подальше.

К своим солдатам Наполеон относился равнодушно, ему были безразличны не только судьбы простых солдат, но и армии в целом. Главным желанием Бонапарта было, чтобы он всегда выглядел величественно. Но из России ему пришлось бежать, забыв о своём величии и предав армию. Он уехал, закутавшись в прекрасную тёплую шубу, от своего гибнущего, замерзающего войска, а за ним поспешали короли и герцоги.

Отношение Толстого к Наполеону

Для Л. Н. Толстого Бонапарт — «палач народов», жестокий завоеватель. Он зациклен на своей военной славе, поэтому является ограниченным человеком, лишённым простоты, интереса и сочувствия к людям. Толстой своё отношение к Наполеону подробно изложил в 3 главе 1 части эпилога. Он подчёркивает, что Бонапарту дали власть «миллионы случайностей», случайности сопутствовали его успеху как военачальника.

По мнению Толстого, «Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон» (том 3, часть 2, глава 28). Писатель считал, что Бородинское сражение было дано не потому, что этого хотел Наполеон, а потому что солдаты его армии, измученные походом, хотели «найти пищу и отдых победителей в Москве».

Толстой уверен, что ходом этого сражения Наполеон не распоряжался, так как ничего из его диспозиции не было исполнено, и он не знал, что происходило в сражении впереди него. «Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его». Он просто «спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования» (том 3, часть 2, глава 28).

Вывод

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Наполеона показан с разных сторон: как полководца-стратега и как человека. Характеристика Наполеона неоднозначна: с одной стороны, это выдающийся полководец, который за несколько лет перекроил карту Европы, с другой — это человек, совершающий поступки, которые нельзя назвать великими. По мнению Толстого, Бонапарт — ограниченный человек, который обрёл успех благодаря случайностям. Андрей Болконский и Пьер Безухов в начале романа восхищались Наполеоном как великим человеком, но впоследствии поняли всю его ничтожность. В романе Наполеону противопоставлен М. И. Кутузов с его простотой и отсутствием кичливости прошлыми успехами.

Характеристика образа Наполеона, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир» Толстого – описание для сочинения по теме

Введение

Исторические личности всегда представляли особый интерес в русской литературе. Некоторым посвящены отдельные произведения, другие являются ключевыми образами в сюжетах романов. Таковым можно считать и образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого. С именем французского императора Наполеона Бонапарте (Толстой писал именно Бонапарте, да и многие герои называли его только Буонопарте) мы встречаемся уже на первых страницах романа, а расстаемся лишь в эпилоге.

У нас появилась новая характеристика Наполеона.

Герои романа о Наполеоне

В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…». Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону. Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался.

В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон. Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.

Андрей Болконский

В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя». На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть». Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.

Пьер Безухов

Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.

Николай Ростов

Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».

Борис Друбецкой

Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»

Граф Растопчин

Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».

Характеристика Наполеона

Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть. Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа. Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика». Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования. А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия».

Интересна и сцена награждения Наполеоном самого храброго русского солдата орденом. Что хотел показать Наполеон? Свое величие, унижение русской армии и самого императора, или преклонение перед храбростью и стойкостью солдат?

Портрет Наполеона

Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе. Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно. В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором. Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.

д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»

Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина-Львовна Фрол

    21/31

  • Яна Гулько

    21/31

  • Асыл Марат

    29/31

  • Марина Ставрогина

    31/31

  • Александр Матвеев

    24/31

  • Елена Наволокина

    27/31

  • Екатерина Славская

    13/31

  • Татьяна Габова

    21/31

  • Катя Иванова

    30/31

  • Михаил Палагин

    23/31

Жак-Луи Давид, Наполеон, пересекающий Альпы – Smarthistory

Жак-Луи Давид, Наполеон, пересекающий Альпы, или Бонапарт на перевале Сен-Бернар , 1800–01, холст, масло, 261 x 221 см (Замок Мальмезон, Rueil-Malmaison)

Некоторые находят его жестким и безжизненным, что свидетельствует о неумении Жака-Луи Давида запечатлеть движение. Некоторые видят в этом не искусство, а пропаганду, чистую и простую. Некоторые хихикают над его раздутой, насыщенной событиями, нависающей над скалой значимостью с оттенками «Привет, Сильвер, прочь!» Некоторые считают это своего рода началом конца карьеры Давида, прежде чем он официально стал художником-лакеем Наполеона. Хотя, что ни говори (а про Наполеон, пересекающий Альпы ), это до сих пор, возможно, самый успешный портрет Наполеона Бонапарта, который когда-либо был создан. Лично мне это нравится.

Фон

Завершенный за четыре месяца, с октября 1800 года по январь 1801 года, он знаменует начало нового века. После десятилетия террора и неопределенности после революции Франция снова стала великой державой. В основе этого возрождения, конечно же, стоял генерал Наполеон Бонапарт, который в 179 г.9, поднял восстание против революционного правительства (a c oup d’état ), провозгласил себя первым консулом и фактически стал самым могущественным человеком во Франции (несколько лет спустя он объявил себя императором).

В мае 1800 года он повел свои войска через Альпы в военную кампанию против австрийцев, закончившуюся их поражением в июне в битве при Маренго. Именно этому достижению посвящена картина. Портрет был заказан Карлом IV, тогдашним королем Испании, для размещения в галерее картин других великих военачальников в Королевском дворце в Мадриде.

Наполеон и его портрет

Известно, что Наполеон мало помогал Давиду в написании картины. Отказавшись позировать, он утверждал, что: «Никто не знает, похожи ли портреты великих людей на них, достаточно того, что там живет их гений». Все, что Дэвиду пришлось использовать, это более ранний портрет и униформа, которую Наполеон носил в Маренго. Его заменил один из сыновей Дэвида, одетый в униформу и взгромоздившийся на вершину лестницы. Это, вероятно, объясняет юношеское телосложение фигуры.

Однако Наполеон не был полностью оторван от процесса. Именно он остановился на идее конного портрета: «calme sur un cheval fougueux» (спокойствие на огненном коне) — таковы были его наставления художнику. И Дэвид должным образом обязан. В конце концов, что может быть лучше, чтобы продемонстрировать способность Наполеона владеть властью со здравым смыслом и хладнокровием? Дело не в том, что Наполеон фактически не вел свои войска через Альпы, а следовал за ними через пару дней, проезжая по узкой тропинке на спине мула!

Описание

Как и многие конные портреты, жанр, любимый королевской семьей, Наполеон, пересекающий Альпы , представляет собой портрет власти. Наполеон изображен верхом на вздыбившемся арабском жеребце. Перед ним слева от него мы видим гору, а на заднем плане, в значительной степени скрытую скалами, французские войска тянут большую пушку, а дальше по линии развевается триколор (национальный флаг Франции).

Наполеон (фрагмент), Жак-Луи Давид, Переход Наполеона через Альпы или Бонапарт на перевале Сен-Бернар , 1800–01, холст, масло, 261 x 221 см (Замок Мальмезон, Рюэй-Мальмезон)

Правая рука Бонапарта без перчатки указывает на невидимую вершину, больше для нам следовать, чувствуется, чем солдаты вдалеке. В работах Давида часто встречаются поднятые руки, хотя это физически связано с обстановкой, вторящей склону горного хребта. Вместе с линией его плаща они создают серию диагоналей, которые уравновешиваются облаками справа. Общий эффект заключается в стабилизации фигуры Наполеона.

Надписи «Бонапарт», «Ганнибал» и «Каролус Великий» (фрагмент), Жак-Луи Давид, Переход Наполеона через Альпы или Бонапарт на перевале Сен-Бернар , 1800–01, холст, масло, 261 x 221 см (Шато де Мальмезон, Рюэй-Мальмезон)

Пейзаж рассматривается как декорация для героя, а не как предмет сам по себе. Например, на скале внизу слева имя Наполеона высечено рядом с именами Ганнибала и Карла Великого — двух других известных фигур, которые вели свои войска через Альпы. Затем Дэвид использует пейзаж, чтобы усилить то, что он хочет передать о своем предмете. Только с точки зрения масштаба Наполеон и его лошадь доминируют в живописной плоскости. Далее, если с этой протянутой рукой и вздымающимся плащом его тело кажется эхом ландшафта, то в равной степени верно и обратное, что это ландшафт эхом отзывается на него и в конечном итоге подчиняется его воле. Дэвид, кажется, предполагает, что этот человек, чьи достижения будут прославляться в грядущие века, может сделать что угодно.

Жак-Луи Давид, Наполеон, пересекающий Альпы или Бонапарт на перевале Сен-Бернар , 1802 г., холст, масло, 273 x 234 см (первоначально в Доме инвалидов, Париж, 1802–1816 гг.; с 1834 г. во Дворце Версаль, Франция)

Наполеон был явно польщен. Он приказал нарисовать еще три версии; Также был спродюсирован пятый, который остался в студии Дэвида. Отражая широту европейских завоеваний Наполеона, один был повешен в Мадриде, два в Париже и один в Милане.

Дэвид подписал рисунок на нагруднике лошади. Жак-Луи Давид, Переход Наполеона через Альпы или Бонапарт на перевале Сен-Бернар , 1800–01, холст, масло, 261 x 221 см (Замок Мальмезон, Рюэй-Мальмезон)

Заключение

В 1801 Дэвид был удостоен звания премьер-министра Пейнтра (первого художника) Наполеона. Можно задаться вопросом, как он относился к этой новой роли. Несомненно, Дэвид боготворил этого человека. Voilà mon héros (вот мой герой), сказал он своим ученикам, когда генерал впервые посетил его в мастерской. И, возможно, для него было источником гордости помочь сохранить общественный имидж Наполеона. Примечательно, что он подписывает и датирует Наполеон, пересекающий Альпы на нагруднике лошади, приспособление, используемое для надежной фиксации седла. Однако нагрудник также служит ограничением, и, учитывая его более поздние огромные заказы, такие как Коронация Наполеона , возникает вопрос, не был ли творческий гений Дэвида подавлен в результате покровительства его героя.

Жак-Луи Давид, Коронация Наполеона , 1805–07, холст, масло, 621 x 979 см (Музей Лувр, Париж; фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)

В Наполеон пересекает Альпы , однако, искра, несомненно, все еще есть. Во многом в соответствии с направлением, которое брало его искусство в то время, «возвращением к чистому греческому», как он выразился. В нем он формирует образ архетипа, который можно найти на медалях и монетах, мгновенно узнаваемого и бесконечно воспроизводимого, героя на все времена.


Дополнительные ресурсы

Работа в замке Мальмезон, Рюэй-Мальмезон.

Прочтите главу учебника «Переосмысление истории искусства» об империях и их закатах в конце 18-го и 19-го веков.

Ключевые картины времен Первой империи из Фонда Наполеона.

Освящение императора Наполеона и коронация императрицы Жозефины 2 декабря 1804 года в Лувре.

Дэн Круикшенк, «Наполеон, Нельсон и французская угроза», BBC History (2011).

Наполеон Бонапарт на BBC History.

Цитируйте эту страницу как: Бен Поллитт, «Жак-Луи Давид, Наполеон пересекает Альпы », в Smarthistory , 7 января 2016 г., по состоянию на 19 мая 2023 г., https://smarthistory.org/jacques-louis-david-napoleon-crossing-the-alps/.

Почему Спрятал ли Наполеон свою руку в портретах Объяснение его пропавшей руки

Попросите группу людей описать внешний вид Наполеона Бонапарта, и, скорее всего, выяснится то же самое: он был невысоким — настолько низким, что современные британские карикатуристы восхищались им. изображая его как фигуру размером с пинту по имени «Маленький Бони», на самом деле — и что он всегда будет ходить, засунув правую руку между пуговицами рубашки, жилета или пиджака.Они могут добавить что-то о его шляпе и взгляде сварливый после своего поражения в битве при Ватерлоо.0005

Эта отличительная поза, несомненно, присутствовала на многочисленных портретах императора, независимо от того, что он делал, от стояния с тихим достоинством в своем кабинете до отступления после катастрофической русской кампании. Утверждалось, но без каких-либо доказательств, что Наполеон спрятал свою руку, потому что она была деформирована в бою. Есть еще одна версия, что он постоянно нажимал на живот, чтобы облегчить хроническую боль, что, по крайней мере, имеет больше смысла, поскольку считается, что в 1821 году он умер от рака желудка.

Наполеон потерял руку?

Но истина за взглядом имеет мало общего с Наполеоном вообще, а больше с портретной живописью 18-го и 19-го веков. Скрытие руки рубашкой стало обычной позой на картинах как символ государственного мужского благородства и сдержанности. Согласно книге по этикету 1737 года, The Rudiments of Genteel Behavior

Франсуа Нивелона, он символизировал «мужскую смелость, смешанную со скромностью». Эта идея может восходить к Древней Греции, когда выдающийся оратор Эсхин заявил, что говорить с рукой под плащом — это признак скромности.

Счастливые черпать вдохновение из античности, вскоре большинство мужчин той эпохи и некоторые женщины, включая Джорджа Вашингтона и Моцарта, позировали для своих портретов в позе с одной рукой. Также стоит отметить, что руки чертовски сложно хорошо рисовать, так что, возможно, их сокрытие облегчало нагрузку, скажем, на менее талантливых художников. Сокрытие руки на самом деле стало настолько распространенным явлением, что его символизм начал ослабевать, пока не появился Наполеон и не схватил ее… обеими руками.

Наполеон лучше других понимал важность имиджа – во время своей блистательной коронации в качестве императора в 1804 году он короновал себя в знак того, что возвысился благодаря своим собственным заслугам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *