Краткая биография жуковского а в: Жуковский биография кратко – самое важное из жизни русского поэта Василия Андреевича для детей (5 класс)

Василий Андреевич Жуковский — краткая биография

ФИО:Жуковский Василий Андреевич
Дата рождения:29 января (9 февраля) 1783 г.
Место рождения:Мишенское
Знак зодиака:Водолей
Деятельность:Поэт, переводчик
Дата смерти:12 (24) апреля 1852 г. (69 лет)

Содержание:

  • Детские годы
  • Юность
  • Даты жизни и события
  • Личная жизнь
  • Значение личности поэта

Детские годы

Основатель русского романтизма, поэт, переводчик Василий Андреевич Жуковский был уроженцем Тульской губернии. Место рождения – село Мишенское – вотчина его отца, помещика А.И. Бунина. Будущий литератор появился на свет 29 января 1783 года. Его родной матерью была турчанка Сальха, привезенная в Россию во время русско-турецкой войны.

Незаконнорожденный ребенок не имел права носить фамилию отца, не входил в дворянский семейный список и в завещание. Чтобы исправить это положение, мальчика усыновил обедневший белорусский дворянин Андрей Жуковский.

Портрет в детстве

Тем не менее, Василий рос в семье родного отца. Незадолго до его рождения А.И. Бунин со своей законной супругой Марией Григорьевной, одного за другим потеряли шестерых детей. После этой трагедии было принято решение взять новорожденного в семью.

В 1789 году Василию исполнилось 6 лет, его отдали на военную службу. В те времена так часто поступали ради получения чина. Ребенок рос, взрослел, и через определенное время достигал офицерского звания. После того как фамилия Жуковского была добавлена в родословную книгу, он мог легально поступать в образовательные заведения.

Для дальнейшего обучения Жуковский был отослан в коммерческий пансион. В 8 лет он стал учеником Главного народного училища, но был отчислен из-за отсутствия способностей. К тому времени отца Жуковского уже не стало, и мальчик остался на попечении сводной сестры Варвары Юшковой.

Юность

Поэтическая одаренность проснулась в юноше во время пребывания в доме сестры. В семье часто устраивали домашние представления, ставили самодеятельные спектакли. Это приводило в восторг будущего поэта. Он, мечтая приобщиться к искусству, написал первую пьесу «Камилл, или Освобожденный Рим». Зрители наградили его овациями и, вдохновленный успехом Жуковский, начал серьезно заниматься сочинительством.

Некоторое время молодой человек получал домашнее обучение, но понимал, что для развития таланта этого недостаточно. В 1797 году он поступает в университетский Московский пансион, где в течение трех лет получает образование. Он знакомится с произведениями классиков, и предпринимает попытки самостоятельного творчества.

Его первые работы публиковались в пансионатских периодических изданиях. Большую поддержку Жуковскому оказывал Николай Карамзин, отмечая слабые места и направляя молодого поэта к выработке высокого художественного мастерства. Благодаря ему, у Жуковского появился свой неповторимый слог и стиль написания.

Портрет в молодости

Даты жизни и события

  1. В 1800 году Жуковский становится чиновником. Его направляют служить в Соляную контору. Работа была чужда творческой натуре молодого человека и, получив первое порицание, он увольняется со службы.
  2. В 1802 году на время вернулся в родовое поместье, продолжает писать. Переводит элегию Грея «Сельское кладбище» на русский язык.
  3. 1804 год ознаменовался выходом первого тома «Дон Кихота», переведенного Жуковским. В этом же году начинает строить собственный дом в Белеве по разработанному им же проекту. Во время поездки в Москву, навещает своего друга Николая Карамзина в его усадьбе.
  4. В 1805 году поэт продолжает работу над переводом очередных томов «Дон Кихота». Знакомится с Александром Тургеневым, вместе они посещают Эрмитаж. Зимой переезжает в новый собственный дом в Белеве.
  5. 1806 и 1807 годы были посвящены многочисленным переводам басен, элегий и написанию стихотворений и эпиграмм. В это время были написаны стихи «Когда я был любим…», «К Эдвину», «Младенец», «Опять вы, птички, прилетели…» и многие другие. В 1807 году поэт оставляет Белево и перебирается в Москву.
  6. В 1808 году Жуковского назначают на должность редактора журнала
    «Вестник Европы»
    . В этом же году увидела свет его первая знаменитая баллада «Людмила», пронизанная мрачностью средневековья и страхом наказания за грехи. После публикации «Людмилы» поэт принимается за работу над балладой «Светлана».
  7. В 1810 году Жуковский встречает поэта К.Н. Батюшкова, и дарит ему записную книжку на темы морали «Разные замечания». Начинается период дружбы двух поэтов. Оставляет пост редактора «Вестника Европы» и едет в Мишенское. Все свободное время занимает творчество и хозяйственная деятельность в усадьбе.
  8. 1811 год был омрачен двумя смертями – мачехи М.Г. Буниной и родной матери, которая до последнего времени была прислугой в усадьбе. Во второй половине года поэт выпустил домашние журналы на юмористические темы: «Муратовский сморчок» и «Муратовская вошь»
    . Были написаны стихотворения «Певец», «Цветок», «Желание» и другие.
  9. В 1812 году во время наполеоновского нашествия Жуковский, побуждаемый гражданским долгом, поступает на службу поручиком. Ему довелось участвовать в ополчении и состоять в резерве частей, принимавших участие в Бородинском сражении. В 1813 году Жуковский после ранения заканчивает военную карьеру. Этим событиям посвящено стихотворение «Певец во стане русских воинов».
  10. В 1815 году Жуковский вступает в закрытый литературный кружок «Арзамас». В нем состояли литературные деятели, ставшие впоследствии самыми яркими представителями Золотого века русской литературы. Членом этого сообщества был и молодой А.С. Пушкин.
  11. В 1817 году Жуковский призывается к царскому двору в качестве чтеца императрицы Марии Федоровны. Также он обучал русской грамоте принцессу Шарлотту – будущую императрицу Александру Федоровну. В 1826 году он становится наставником цесаревича, будущего императора Александра II.
  12. В 1819 году поэт закончил работу над переводом «Слова о полку Игореве». Это был огромный труд практически точного перевода с древне-русского языка. Его текст до сих пор служит образцом и считается одним из лучших переводов этого произведения.
  13. С 1920 по 1935 годы Жуковский продолжает заниматься переводами. Особое внимание он уделяет поэмам Шиллера и Байрона. Увлечение жанром сказки вылилось в появление «Спящей царевны» и «Сказки о царе Берендее». В 1833 году Жуковский написал стихи, ставшие затем основой державного гимна «Молитва русского народа», известного как «Боже, царя храни»
    . Все эти годы он поддерживает тесную связь с Пушкиным.
  14. В 1841 году поэт отправляется в путешествие по Европе. Сначала как сопровождающий цесаревича, позже уезжает один. До конца жизни он прожил в Германии. Основным родом деятельности продолжали оставаться переводы. За границей началась большая работа по переводу «Одиссеи» Гомера. В 1848 году вышел первый, а в 1849 – второй том издания.
  15. 1952 год – последний в жизни литератора. Долгие годы он болел и ослеп на один глаз. Умер поэт 12 апреля в Баден-Бадене. Тело Жуковского было перевезено в Петербург. Местом его захоронения стал некрополь Александро-Невской лавры.

Василий Жуковский на портрете

Личная жизнь

Несмотря на литературную славу и признание, В.А. Жуковский почти всю жизнь оставался очень одиноким человеком. В его жизни была большая неразделенная любовь к своей молодой племяннице Машеньке Протасовой. Осмелившись просить руки, он был отвергнут ее матерью, да и сама девушка относилась к поэту чисто по-родственному.

Мария Протасова

Женился он, будучи уже пожилым человеком. Его супругой стала молодая девушка, дочь его друга Елизавета Рейтерн. В семье родилось двое детей – дочь Александра и сын Павел, потомки которых проживают в Америке. После смерти Жуковского, молодая жена пережила его всего на несколько лет, и скончалась от хронических болезней, преследовавших ее всю жизнь.

Елизавете Рейтерн

Значение личности поэта

В. А. Жуковский – известный поэт, педагог и переводчик. Он одним из первых приобщил русского читателя к произведениям мировой литературы. Его переводам из Шиллера, Байрона, Гете, Гомера до сих пор не нашлось аналогов. Его творчество в значительной степени обогатило русскую литературу.

Необычайно высоким был авторитет В.А. Жуковского для юного Пушкина. Долгие годы дружбы не могли не отразиться на творчестве гениального поэта, называвшего Жуковского «ангелом-хранителем». Жуковский был одним из первых, кто узнал о ранении великого поэта. Он поддерживал декабристов и всячески препятствовал приговору о смертной казни.

Имя В.А. Жуковского носят многие улицы российских городов и городов бывшего СССР. В Тульской области создан музей жизни и творчества В.А. Жуковского. В 1887 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник В.А. Жуковскому.


 

Василий Жуковский | биография и творчество

Роль и место в литературе

В. А. Жуковский – известный поэт, педагог и переводчик, одним из первых приобщивший русского читателя к произведениям мировой литературы. Его переводам из Шиллера, Байрона, Гете, Гомера до сих пор не нашлось аналогов.

Является автором многочисленных баллад, элегий, романсов. Совмещал писательскую деятельность с государственной службой, педагогикой и наставничеством.

Его творчество соединило в себе черты классицизма, романтизма и реализма, и в значительной степени обогатило русскую литературу. Необычайно высоким был авторитет В.А. Жуковского для юного Пушкина. Долгие годы дружбы не могли не отразиться на творчестве гениального поэта, называвшего Жуковского «ангелом-хранителем».

Происхождение и ранние годы

Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенское, Тульской губернии 9 февраля 1783 года.

Село Мишенское

Отцом его был помещик А.И. Бунин, а биологической матерью – плененная турчанка Сальха. При незаконном происхождении ребенок не мог наследовать титул своего отца, поэтому А.И. Бунин приложил все силы к тому, чтобы мальчик был усыновлен и узаконен дворянином А.Г. Жуковским, проживавшим в том время в усадьбе Буниных.

В 1789 году Василий, будучи шестилетним ребенком, уже был зачислен на военную службу. Такое в те годы практиковалось ради получения чина. По мере взросления ребенка подрастали и его звания. Не удивительно, что через какое-то время, по сути, еще дети становились офицерами.

Московский университетский пансион

После занесения его фамилии в дворянскую родословную книгу, он был отчислен из полка. Теперь он мог легально продолжать свое образование.

Для дальнейшего обучения Жуковский был определен в коммерческий пансион. В восьмилетнем возрасте он поступил в Главное народное училище, откуда был отчислен за отсутствие способностей. К тому времени отца Жуковского уже не было в живых, и мальчик остался на попечении своей сводной сестры Варвары Юшковой.

Здесь впервые проявились его литературные способности. В доме сестры был организован домашний театр, и очарованный им Василий захотел тут же приобщиться к этому искусству. Мальчик написал свою первую маленькую пьесу «Камилл, или Освобожденный Рим». Получив в награду овации, окрыленный успехом Жуковский с жаром принимается за сочинительство.

Образование

В годы учебы

Какое-то время Жуковский находился на домашнем обучении, но осознавал необходимость получения настоящего образования. В 1797 году он поступает в Московский университетский пансион, где проучился до 1800 года. В этот период он не только знакомится с классической литературой, но и предпринимает попытки к самостоятельному творчеству.

Он начинает публиковаться в периодических изданиях пансиона. Здесь он знакомится с Братьями Карамзиными, один из которых, Николай, станет для него большим другом. Если работа Жуковского по каким-то причинам не нравилась Карамзину, он детально подвергал ее справедливой критике, благодаря чему у писателя выработался высокий художественный уровень мастерства.

Творчество

После пансиона молодого человека отправили служить в Соляную контору. Провел он там менее двух лет и вернулся в Тульскую губернию, в дом сестры. В это время его литературная карьера строится в основном на переводах. Также в этот период им были написаны первые стихи в стиле романтизма и сентиментализма.

Иллюстрация к балладе “Светлана”

Его писательская карьера начинается в редакции журнала “Вестник Европы”, которым заведует Николай Карамзин. В этом журнале впервые публикуется элегия “Сельское кладбище” и повесть “Марьина роща”. Эти произведения обеспечивают ему определенную известность в литературном сообществе. Он также заканчивает балладу «Светлана», но главным источником дохода продолжают оставаться переводы.

Дом-музей в Орехово

Во время войны с Наполеоном Жуковский, побуждаемый гражданским долгом, поступает на службу поручиком. Ему довелось участвовать в ополчении и состоять в резерве частей, принимавших участие в Бородинском сражении. В 1813 году Жуковский после ранения заканчивает военную карьеру.

С 1815 по 1818 гг. Жуковский принимает участие в литературном обществе «Арзамас». В это время он тесно общается с К.Н. Батюшковым, И.А. Крыловым, Н.М. Карамзиным. К ним примыкают и молодые писатели – А.С. Пушкин, П.А. Плетнев и другие.

В 1816 году Жуковский был призван ко двору в качестве чтеца императрицы Марии Федоровны. Затем он обучал русскому языку принцессу Шарлотту – будущую императрицу Александру Федоровну. В 1826 году его назначают наставником цесаревича, ставшего впоследствии императором Александром II.

Обелиск в Мишенском

В этот период расцветает талант Жуковского-поэта. Им создаются знаменитые баллады «Вадим» и «Эолова арфа». Так же как и стихотворения «Море» и «Цветы завета», они написаны в жанре сентиментального романтизма.

В 30-е годы большое место в творчестве продолжают занимать переводы. Он работает над переводами поэм Шиллера и Байрона. В какое-то время его начинает привлекать жанр сказки, и он создает «Спящую царевну» и «Сказки о царе Берендее». В 1833 году им было написано произведение, которое легло в основу державного гимна – «Молитва русского народа».

Наиболее значительные произведения

Писать поэт начал, еще находясь в Благородном пансионе. Первые стихотворения созданы в духе классицизма. Примером может служить «Майское утро». Абстрактное описание картин природы, использование высокой лексики – это характерные приметы ранних произведений автора.

Произведения раннего периода часто писались им в жанре элегии. Таковым является стихотворение «Сельское кладбище», изданное в «Вестнике Европы». Главная тема – рассуждения на фоне кладбища о быстротечности жизни.

Памятник в Остафьево

Немного отходит от идеи классицизма элегия «Вечер». Дружба, любовь, красота, по мнению автора, являются лучшими вещами в жизни человека. Прославили Жуковского и две баллады, одна из которых «Людмила», представляла собой перевод Г. Бюргера, а другая – «Светлана», была оригиналом самого Жуковского.

Если «Людмила» пронизана средневековой мрачностью, страхом и наказанием в финале, то в «Светлане» звучат веселые, жизнеутверждающие ноты, выраженные автором при помощи народного фольклора. Свою героиню Светлану Жуковский воссоединяет с ее возлюбленным.

В балладе «Двенадцать спящих дев» поэт переносит действие из средневековой Германии в Древнюю Русь. Основная мысль произведения – искупление греха и духовное очищение. Состоит баллада из двух частей – «Громобой» и «Вадим».

В обеих частях мастерски описаны картины природы и человеческие эмоции – любовь, страх, прощение. Присутствуют и чудеса, фантастические явления. Все обилие разных стихий облечено у автора в изящную стихотворную форму.

Могила Жуковского в Санкт-Петербурге

В.А. Жуковский не был сторонним наблюдателем войны с Наполеоном, а принял в ней участие в звании поручика, сражался с врагом и получил ранение. Этой теме посвящено его патриотическое произведение «Певец во стане русских воинов».

Большая часть его была написана во время боевых действий. По жанру оно напоминает оду своим торжественным изложением, использованием восхваляющих эпитетов и старославянских слов. Поэт выражает восхищение доблестью русских воинов и их отвагой в борьбе с врагом.

Последние годы

В конце 30-х годов он сопровождает цесаревича в путешествиях по Европе. Вернувшись в Россию, он выходит в отставку и вновь уезжает за границу. Его деятельность состоит в основном из переводов. После огромной работы в 1849 году выходит перевод «Одиссеи» Гомера в двух томах.

Остаток жизни поэт провел в Германии. Он очень сильно болел и ослеп на один глаз. Умер в 1852 году в Баден-Бадене. Похоронен в России.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) Событие
1783 Год рождения поэта
1797 Поступление в Благородный пансион
1802 Начало творчества. Журнал «Вестник Европы»
1812 Служба в ополчении
1815 Участие в обществе «Арзамас»
1817 Служба при императорском дворе
1819 Перевод с древнерусского «Слова о полку Игореве»
1830 Переводы. Общение с Пушкиным. Стихи, баллады
1841 Женитьба. Путешествия по Европе
1848 Окончание перевода «Одиссеи»
1852 Смерть поэта в немецком Баден-Бадене
Интересные факты
  • Жуковский способствовал отмене смертной казни для декабристов;
  • Жуковский был наставником Александра II;
  • в совершенстве знал французский, немецкий и древнегреческий языки;
  • одним из первых узнал о ранении Пушкина на дуэли;
  • в 1812 году поэт переболел тифом;
  • кроме литературного таланта обладал даром художника;
  • с ранних лет интересовался политикой;
  • был наставником и учителем юного А. С. Пушкина
Увековечение памяти

Имя В.А. Жуковского носят многие улицы российских городов и городов СНГ.

В Тульской области создан музей жизни и творчества В.А. Жуковского. Расположен в г. Белев.

В 1887 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник В.А. Жуковскому.

Ссылки

Музей Жуковского в Тульской области

Познавательное видео на YouTube

Ирина Зарицкая | Просмотров: 22.7k

Каспар Давид Фридрих Биография со всеми подробностями

Первая крупная картина Фридриха была написана в возрасте 34 лет. «Крест в горах», ныне известный как Тетшенский алтарь (Gemäldegalerie, Дрезден), был алтарным панно, выставленным в 1808 году. вызвал споры, но это была его первая картина, получившая широкую оценку; впервые в христианском искусстве чистый пейзаж был панелью запрестольного образа. На ней изображен распятый Христос в профиль на вершине горы, в одиночестве, в окружении природы. Крест возвышается выше всего в композиции, но просматривается наискосок и издалека. Гора символизирует непоколебимую веру, а ели – надежду. Художник и критик Базилиус фон Рамдор опубликовал длинную статью, в которой отвергает использование Фридрихом пейзажа в таком контексте; он писал, что было бы «настоящей самонадеянностью, если бы пейзажная живопись прокралась в церковь и заползла на алтарь». Рамдор принципиально задавался вопросом, может ли чистая пейзажная живопись передавать явное значение.

Друзья Фридриха публично его защитили, и художник написал программу, в которой представил свою интерпретацию картины. В своем комментарии к картине 1809 года Фридрих сравнил лучи вечернего солнца со светом Святого Отца. То, что солнце садится, предполагает, что время, когда Бог открывался непосредственно человеку, прошло. Расширенная интерпретация Фридрихом его собственной работы была первой и последней в своем роде.

Его признание как художника началось с премии 1805 года на Веймарском конкурсе. В 1810 году Фридрих был избран членом Берлинской академии после покупки двух его картин прусским наследным принцем. Шесть лет спустя он был избран членом Дрезденской академии, и эта должность предусматривала ежегодную стипендию в размере 150 талеров. Заходящего солнца (ок. 1818 г.). 22 × 30 см. После женитьбы Фридрих включил в свои полотна более крупные фигуры.

21 января 1818 года Фридрих, которому тогда было 44 года, женился на Кэролайн Боммер. Боммер было двадцать пять лет, она была дочерью красильщика из Дрездена, нежной и скромной женщиной. У пары было трое детей, первая из которых, Эмма, родилась в 1820 году. Карус отметил, что брак не изменил жизнь или личность Фридриха, но его полотна того периода приобрели новое легкомыслие. В его работах появляются женские фигуры, палитра становится ярче, а господствующая симметрия и строгость ослабевают. Меловые скалы на Рюгене, нарисованные после его медового месяца, являются хорошим примером этого развития.

Художник нашел поддержку из двух источников в России. Великий князь Николай Павлович посетил мастерскую Фридриха в 1820 году, вернувшись в Петербург с картинами для своей жены Александры Федоровны. Поэт Василий Жуковский, воспитатель наследника престола Александра II, познакомился с Фридрихом в 1821 году и нашел в нем родственную душу. На протяжении многих лет Жуковский помогал Фридриху, покупая его работы и рекомендуя его искусство королевской семье, особенно в конце карьеры Фридриха, когда он был беден. Жуковский сказал, что картины его друга «радуют нас своей точностью, каждая из них пробуждает память в нашей памяти».

Фридрих был знаком с Филиппом Отто Рунге, другим выдающимся немецким художником эпохи романтизма, и снискал восхищение поэта Гёте. Он также был другом Георга Фридриха Керстинга, который рисовал его за работой в своей ничем не украшенной мастерской, и норвежского художника Иоганна Кристиана Даля. Даль был близок с Фридрихом в последние годы жизни художника и жаловался, что для публики, покупающей искусство, картины Фридриха были всего лишь «раритетом». В то время как поэт Жуковский ценил психологические темы Фридриха, Даль уделял внимание описательности пейзажей Фридриха. Даль сказал: «Художники и знатоки видели в искусстве Фридриха лишь своего рода мистику, потому что сами искали только мистику… Они не видели преданного и добросовестного изучения природы Фридрихом во всем, что он представлял».

В июне 1835 года Фридрих перенес инсульт, вызвавший паралич конечностей. Он прошел курс лечения в Теплице, но его способность рисовать сильно ухудшилась. Он работал только акварелью и сепией, и в его работах много символов смерти, таких как сепия с огромной совой, сидящей на могиле перед полной луной. К 1838 году он был почти неспособен к художественной работе, жил в бедности и все больше зависел от благотворительности друзей. Его творчество теперь считалось анахронизмом, а его смерть в мае 1840 года не вызвала особого волнения в художественном сообществе. (Из Википедии)

Биография Шевченко

Тарас Шевченко (25.02 (9.03) 1814 – 26.02 (10.03) 1861) – крупнейший украинский поэт, пророк новой украинской нации.

Тарас Шевченко родился в селе Моринцы Киевской области (ныне Звенигородский район Черкасской области) в семье крепостных крестьян. Вскоре он остался сиротой – его мать умерла, когда Тарасу было всего 9 лет.лет и полтора года спустя умер и его отец. Тарас учился грамоте у местных приказчиков. Примерно в это же время, в возрасте 10-12 лет, у него появилось желание рисовать.

В 1828 году помещик Пауль Энгельгардт решил, что Тарас должен быть слугой его двора. В этой роли он сопровождал мастера во время его пребывания в Вильнюсе (1828 – 1831 гг.) и Петербурге (с 1831 г.). В Петербурге помещик отдал Шевченко на обучение живописцу Василию Ширяеву, которое длилось 4 года. Позже Шевченко работал учеником Ширяева, в частности, в колорите Большого театра (эти картины не сохранились).

Затем в биографии Шевченко пришло время задуматься. Во время рисования скульптуры в Летнем саду он познакомился с украинским художником Иваном Сошенко, а через него познакомился с украинским поэтом Евгением Гребинкой, искусствоведом Василием Григоровичем, художником Алексеем Венециановым.

Важнейшим для Шевченко было знакомство с поэтом Василием Жуковским, который был в то время воспитателем наследника престола — цесаревича Александра (будущего императора Александра 2-го).

Все эти люди решили помочь освобожденному талантливому крепостному. Энгельгардт желал от Шевченко фантастически большой выкуп — 2500 рублей. За эту же сумму Карл Брюллов написал портрет В. Жуковского, сыгравшего в лотерею.

После освобождения из крепостного состояния Шевченко смог поступить в Академию художеств, где учился у Карла Брюллова. В Академии он учился с 1838 по 1845 год, когда окончил ее со званием внеклассного художника.

В то же время у Шевченко появилось новое творческое увлечение – поэзия. Его первое поэтическое произведение – баллада «Безумная девчонка» – была написана в 1837 году и впоследствии стала классикой украинской литературы. К числу этих классических произведений относятся также ранние поэмы «Екатерина» (1839) и «Гайдамаки» (1841).

В 1840 году в Петербурге был издан небольшой сборник стихов Шевченко под названием «Кобзарь». Эта книга положила начало новому – шевченковскому – этапу в развитии украинской литературы.

Если первая поэзия Шевченко вдохновлялась господствовавшим в 1830-х годах романтическим казачьим энтузиазмом, то начиная с 1843 года темы и тональность его стихов менялись. В 1843 году Шевченко после 15-летнего перерыва вновь посетил Украину. с новой силой он ощутил трагедию порабощения когда-то свободного украинского народа, утрату своих политических и национальных прав. Под влиянием этих впечатлений Шевченко превращается в выразителя нарушенных прав Украины. Его стихи были своего рода программным строительством новой украинской нации, оставаясь при этом весьма оригинальными литературными произведениями (не превращаясь в рифмованные манифесты или передовицы).

Переехав в 1845 году в Киев, Шевченко познакомился здесь с несколькими молодыми украинцами — писателем Пантелеймоном Кулишем, поэтом и историком Николаем Костомаровым, педагогами Николаем Гулаком и Василием Белозерским. На встречах читали стихи, говорили об Украине, а потом касались модной темы панславизма и места Украины среди славянских народов.

Для русских жандармов этого было достаточно, чтобы уличить их в создании «Украинско-славянского общества» (это название фигурирует в следствии, в историографии принято название «Кирилло-Мефодиевское общество»). В марте — апреле 1847 г. члены общества были арестованы и переведены в Петербург. 5 апреля 1847 г. на въезде в Киев Шевченко был арестован и лишен альбома «Три года» с окончательными вариантами его новых политических стихов.

Этот альбом, особенно стихотворение «Сон» с острым сатирическим изображением царской семьи, стали главными уликами против Шевченко. 30 мая 1847 г. Николай 1 утвердил приговоры для членов общества. Шевченко был приговорен к солдатам. В проекте приговора император лично добавил: «Под строгим надзором, с запрещением писать и рисовать».

Через 9 дней Шевченко был переправлен под жандармским конвоем из Петербурга в Оренбург, где определился на службу рядовым в Орскую крепость. Все время, пока он был солдатом, Шевченко был вынужден скитаться по зловонным казармам. Хотя в приговоре предусматривалось «право старшинства» и Шевченко неоднократно представляли к авансу в унтер-офицерах, этого так и не произошло — испуганные начальники боялись подписывать их прошения.

(Для сравнения, русский писатель Федор Достоевский в 1849 г. был приговорен к тюремному заключению, в 1854 г. переведен в армию рядовым, в 1855 г. произведён в унтер-офицеры, в 1856 г. – в поручики, а в 1859 г. освобожден от срочной военной службы. Те же 10 лет страданий, но для Достоевского как русского дворянина открылась дорога в старшинство, которая была закрыта для украинского крепостного Шевченко).

Сила сопротивления Шевченко возрастала пропорционально натиску российской правительственной машины: в 1847 – 1850 годах он, вопреки запрету, создал 145 стихотворений – почти половину своего поэтического наследия. Среди них – поэмы «Царевна», «Цари», «Сотник», «Петрус» и его поэтический отклик на суд императора – стихотворение «Н. Н.»: «Я наказан, мучим… но не сознаюсь!..»

В 1848 году судьба Шевченко несколько улучшилась – его назначили в экспедицию для обследования Аральского моря. Формально будучи рядовым, он делал зарисовки для экспедиции. Эти зарисовки людей, природы и памятников – первые изображения с территории современного Казахстана.

После завершения экспедиции в 1849 году Шевченко надеялся на вознаграждение и даже на разрешение писать картины. Но русское правительство «наградило» его весьма своеобразно, чисто по-русски: в 1850 г. Шевченко снова арестовали и привели на службу в Новопетровскую крепость (на полуострове Мангышлак в Каспийском море). Там он провел семь лет.

После смерти Николая I и прихода к власти Александра II многие политические заключенные, в том числе участники декабристов и участников польского восстания 1830–1831 гг., были амнистированы. Тех, кто противостоял царскому режиму с оружием в руках, увольняли, но продолжали держать в плену Шевченко, говорившего слово. Ходатайство об его освобождении длилось более двух лет, и только 24 июля 1857 г. он был освобожден.

«Воля» для Шевченко была ограничена, как оказалось, полицейским надзором и запрещением въезда в Москву и Петербург, после чего он всю зиму 1857–58 годов провел в Нижнем Новгороде. Лишь в марте 1858 г. запрет был снят, и 27 марта 1858 г. Шевченко вернулся в Петербург. Обратный путь занял целых девять месяцев — ровно в 30 раз медленнее пути в неволе.

В Петербурге Шевченко начал заниматься гравюрным искусством, а также заботился о переиздании своих поэтических произведений — даже тех, которые когда-то были разрешены цензурой. Новую, увеличенную редакцию «Кобзаря» удалось выпустить лишь в январе 1860 года. Разумеется, о печатании таких новых стихотворений, как «Неофиты» (1857) или «Мария» (1859) тогда нельзя было и мечтать (оба стихотворения были опубликованы только в 1876 г.).

После освобождения Шевченко лелеял две мечты – жениться и поселиться в собственной хате где-нибудь под Киевом, на Днепре. Эти его мечты аллегорически отразились в его гравюре с характерным названием «Сама в своем доме» (1859 г.). Он любовно рисовал разные проекты этой избы, мечтая, чтобы здесь была хорошая мастерская… В 1859 году он приехал в Каневский уезд, чтобы лично выбрать участок земли, но тут его постигла новая беда. Местные поляки-помещики, не желавшие иметь такого скверного соседа, спровоцировали Шевченко на «крамольные» разговоры, через которые тот снова – в третий раз! – арестован и должен был ехать в Петербург.

Просто провалились мечты Шевченко о замужестве. Его намерение жениться на Лыкере Полусмак закончилось полным разрывом (сентябрь 1860 г.), и вскоре после этого Шевченко заболел сердцем. Эта болезнь быстро прогрессировала и свела его в могилу.

Шевченко прожил всего 47 лет и написал мало по сравнению с современными ему писателями (для сравнения: произведения А. И. Герцена состоят из 30 томов, И. С. Тургенева — из 28 томов, а литературное наследие Шевченко не превышает 6 томов современной печати).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *