Краткая биография Сергия Радонежского | Биографии известных людей
ФИО: | Сергий (Варфоломей) Радонежский |
Дата рождения: | примерно май 1322 г. |
Место рождения: | Ростовское княжество |
Знак зодиака: | Неизвестно |
Деятельность: | Игумен, иеромонах, святой |
Дата смерти: | 25.09.1392 (≈70 лет) |
Содержание:
- Детство и юность
- Основные факты биографии
- Личная жизнь
- Выводы
Считается, что Сергий Радонежский имел непосредственное отношение к череде важнейших событий в формировании истории Руси. Его земная жизнь протекала во время восстановления территорий после опустошения в результате нападений татарского ига.
Детство и юность
По свидетельству писания Епифания Премудрого — “Житие Сергия Радонежского”, родился он в 1322 г. в семье некогда богатой, но затем обедневшей, Кирилла и его жены Марии, в деревне Ростовского княжества. При рождении Сергий был назван Варфоломеем.
С семилетнего возраста мальчика учили церковному писанию, которое давалось ему с большим трудом. Сверстники высмеивали его неспособность к грамматике, что очень сильно расстраивало мальчика, но несмотря на это к нему постепенно пришло осознание, что он хочет свою жизнь посвятить служению Богу. Он искренне просил создателя помочь ему в преодолении трудностей с учебой. И однажды Всевышний послал ему старца, которого Варфоломей попросил помолиться за него Богу, чтобы он мог одолеть грамоту.
Этот факт из Жития был отражен на холсте “Видение отроку Варфоломею” (находится в Третьяковской галерее) М.В Нестерова — русского художника-живописца.
“Видение отроку Варфоломею”
Основные факты биографии
Уже в возрасте 12 лет Варфоломей начал соблюдать строгие посты: ел только хлеб и воду, а в среду и пятницу — вовсе ничего, что вызывало разногласия с матерью.
Итак, начинается тяжелый этап жизни, полный лишений и самоотверженной работы.
- После смерти родителей, Сергий отдал все свои сбережения младшему брату Петру и вместе со Стефаном покинул монастырь, чтобы разместить в пустынном месте леса келью и стать отшельниками. На этом месте впоследствии была срублена церковь. Первоначально постройка использовалась как часовня, а освящение во имя Пресвятой Троицы состоялось позже, после ухода Стефана.
- Согласно одному из писаний, в 1335 году он оставил Сергия, не выдержав тягот жизни в таких условиях. Стефан решил перейти в Московский Богоявленский монастырь , где позже стал игуменом.
- Оставшись в одиночестве, Сергий днем занимался огородом, рубил дрова, читал Святые писания, а ночью — молился. В такой обстановке, в холоде, голоде и безмолвии Сергию хорошо думалось и не смущали его ни соседство с дикими зверями, ни отсутствие самого необходимого. Постепенно он стал известен своими деяниями и спустя пару лет к нему отовсюду стали стекаться люди, также принявшие обет отречения от мира — иноки. Вместе они построили 12 келий и огородили территорию оградами.
- В результате, в 1337 году появился Троице-Сергиевский монастырь, где Варфоломей стал игуменом. Несмотря на это Сергий по-прежнему выполнял тяжелую работу, рубил кельи и между иноками сохранялось абсолютное равенство. Согласно сведениям Жития, Сергий выделялся среди них своей особой духовностью, бы способен действовать примиряюще на самые жестокие сердца.
- В период 1364-1376 гг., обитель росла как и слава её настоятеля, из самого Царьграда владыка Филофей прислал преподобному Сергию параман, грамоту, схиму и крест, советуя ввести в монастыре систему общежития вместо особножития (жизни исключительно за счет плодов своего смиренного труда).
- Помимо работы во благо монастыря, преподобный Сергий занимается миротворческой деятельностью. В 1365 году, по просьбе Дмитрия Донского, Сергий отправляется в нижний Новгород, чтобы примирить враждующие стороны, так он призывает русских князей объединиться и покориться власти московского князя. По пути, на болотной глуши Гороховецкого уезда, Сергий воздвигает храм святой Троицы, где селятся странники-отшельники.
- Происходят значительные перемены в жизни общины, она становится более благоустроенной: появляются трапезные, пекарня, мастерские. Теперь вся собственность монастыря признается общей и позднее такой устав принимают во многих монастырях Руси.
- Чтобы избежать конфронтации, в связи с изменениями, Сергию приходится приложить большие усилия, так как многие не желают переходить на новые условия объединенного существования. Однако возмущения части жителей вынудили его в 1376 году все-таки покинуть основанную им обитель и построить Благовещенский монастырь на Киржаче.
- Духовное влияние Сергия было чрезвычайно высоко, он был достоин высокого священнического сана. В 1378 году митрополит Алексий на смертном одре уговаривает его принять Русскую митрополию, но Преподобный смиренно отказывается от предложения, несмотря на то, что их связывают тесные братские узы.
- В 1385 г. преподобный выступает в роли посла Дмитрия Донского к его заклятому врагу — рязанскому князю Олегу Ивановичу. В результате этой миссии дочь Дмитрия вышла замуж за сына Олега, что погасило кровопролитную вражду.
- Игумен Сергий имел славу великого настоятеля , в Житие описано огромное количество его чудесных деяний. Например, как он однажды воскресил мальчика, умершего на руках отца, когда тот нес его для исцеления.
- При жизни им были воздвигнуты храмы: Георгиевский на Клязьме, Старо-Голутвинский вблизи Коломны, Дубенский Успенский монастырь, Московский-Симонов, Серпуховской-Высоцкий, Московский- Андроников и Борисоглебский-Устьинский монастыри. Более 40 обителей было постороено также его воспитанниками, например, Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Сильвестром (Воскресенский Обнорский).
- Умер преподобный в 1392 году, предположительно 25 сентября, после продолжительной болезни, похоронен, по его просьбе, вне церкви на кладбище. Перед смертью, которую Сергий сам предвидел за полгода, в глубокой старости, он благословил на игуменство своего лучшего ученика
Никона. - Спустя 30 лет были обретены его мощи и в годах 1449-1452 преподобный Сергий был причислен к лику общерусских святых митрополитом Ионой.
- В 1463 году был построен первый храм в его честь в Новгороде.
Личная жизнь
В ранней юности Сергий принял решение отдать себя служению Богу, постричься в монахи. Он не имел семьи, однако, можно сказать, что имел потомство, духовное потомство, которое было одной из главных его сил.
Руками учеников на Руси было воздвигнуто более 70 монастырей, своим крепким духом он напитал целые поколения монашествующих и людей, которые когда-либо близко с ним соприкасались.
Выводы
Образ Сергия Радонежского воплощает в себе святость православия. Уход от общественной жизни, воздержание душевное и телесное, строгость к себе, посты, смирение — это путь всех великих святых, который повторяет Преподобный, мы видим, как он боролся с монашеской обеспеченностью и зажиточностью, руководствуясь самыми высокими помыслами, что делает его средоточием православия и Русской Церкви. В настоящее время Сергия чтят как покровителя воинских сил России, вдов, сирот, опекуном учащихся и людей несправедливо обвиняемых.
Читательский дневник по летописи «Житие Сергия Радонежского»
Автор: народ
Число страниц: 6
Жанр произведения: житие
Главные герои: Сергий.
Второстепенные герои: мать, отец, братья.
Характеристика главных героев:
Сергий — он же Варфоломей.
Был любознательны, добрым и мудрым.
Стремился к высшему промыслу.
Характеристика второстепенных героев:
Кирилл и Мария — родители Варфоломея. Люди богобоязненные и трудолюбивые.
Стефан и Пётр — братья Варфоломея.
Добрые, правильные и трудолюбивые.
Грамотные.
Краткое содержание летописи «Житие Сергия Радонежского»
В этом произведении повествуется жизнь святого начиная с самого младенчества.
Автор рассказывает, что будучи ещё младенцем Варфоломей, не пил материнское молоко, если его мать ела мясо.
Также ещё в утробе он заплакал, когда мать была в церкви.
Два его брата быстро и хорошо учились, а Варфоломей никак не мог.
Но после встречи со святым старцем он научился грамоте и стал лучше всех понимать в церковных книгах.
Братья его женились, а Сергий хотел уйти в монастырь.
Но родители просили не покидать их, и Сергий жил с ними, пока они не умерли.
Только после этого Сергий и Стефан поселились в лесу близ Радонежа.
Но Стефан вскоре ушёл.
Сергий некоторое время жил один, потом к нему стали приходить монахи.
Постепенно возникла монашеская обитель, а Сергий стал её игуменом.
Он совершал множество чудес, оживлял умерших, изгонял бедных, проявляя при этом смирение и скромность.
Когда Руси угрожал хан Мамай, преподобный Сергий благословил Дмитрия Московского на битву и послал с ним двух монахов.
Благодаря этому русские победили.
Слава о святом наставнике распространилась по всей земле.
Даже из Царьграда приезжали посмотреть на святого.
Сергий всю жизнь служил Богу и помогал людям.
После смерти его тело распространяло благоухание.
План летописи:
- Детство Варфоломея
- Встреча со святым странником.
- Жизнь с родителями.
- В лесу со Стефаном.
- Начало обители.
- Первые чудеса.
- Настоятель монастыря.
- Расширение монастыря.
- Скромность Сергия.
- Князь Дмитрий.
- Почёт.
- Смерть святого.
Основная мысль «Жития Сергия Радонежского»
Главная мысль этой летописи в том, что достичь совершенства человек может лишь служа Богу.
Основной идеей летописи оказывается мысль о том, что настоящая святость не терпит мирской суеты.
Святой человек помогает другим людям найти свой путь к Богу.
Он не стремится к славе и богатству, он думает о своей душе.
Нужно быть чистым в своих мыслях и поступках.
Чему учит произведение
Летопись учит быть скромными, смиренными, стойко переносить выпавшие на вашу долю страдания.
Учит не делать и не желать зла, думать о своей душе, верить в Бога.
Учит быть честным перед собой и другими людьми. Учит патриотизму.
Краткий отзыв по «Житию Сергия Радонежского» для читательского дневника
Прочитав это произведение, я была поражена величием личности православного святого преподобного отца Сергия.
Это был великий человек, творивший немыслимые для нашего времени чудеса одной лишь силой своей веры.
Жизнь отца Сергия нельзя назвать простой и лишённой страданий.
Он не желал богатства, всегда был скромным и отзывчивым.
По мере сил он помогал всем, кто к нему обращался.
Количество добра, принесённое Сергием людям, не поддаётся исчислению.
Автору летописи удалось создать образ святого, лишённого любых человеческих недостатков.
И таким стать святому удалось потому, что он истово верил в Бога и жил руководствуясь высшими законами.
Я всем советую прочитать это произведение и задуматься о том, какое место добро занимает в вашем сердце.
Невозможно стать вторым Сергием Радонежским, но стремиться быть лучше, чем ты есть нужно обязательно.
Пословицы к произведению:
- Отыди от зла и сотвори благо.
- Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
- Нужный путь Бог правит.
- Бог пути кажет.
- Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.
- Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Отец и мать рассказали иерею, как их сын, ещё в утробе матери, в церкви три раза прокричал: «Не знаем, что означает это».
Иерей сказал: «Радуйтесь, ибо будет ребёнок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
Словарь неизвестных слов:
Житие — повествование о жизни;
Преподобный — святой, монах;
Просфора — круглый хлебец для обрядов;
Игумен — настоятель в мужском монастыре.
Сергий Радонежский — биография, факты, фото * Интересное
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) — иеромонах Русской Церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой Лавры. С его именем связано зарождение русской духовной культуры. Он считается величайшим православным подвижником земли русской.
Предлагаем вашему вниманию биографию Сергия Радонежского, в которой будут представлены самые интересные факты из его жизни.
Итак, перед вами краткая биография Сергия Радонежского.
Биография Сергия Радонежского
Точная дата рождения Сергия Радонежского до сих пор неизвестна. Одни историки склоняются к тому, что он родился в 1314 году, другие – в 1319, а третьи – в 1322.
Все, что мы знаем о «святом старце», написано его учеником, монахом Епифанием Премудрым.
Детство и юность
По преданию, родителями Радонежа были боярин Кирилл и его жена Мария, жившие в селе Варница недалеко от Ростова.
У родителей Сергия было еще 2 сына — Стефан и Петр.
Когда будущему иеромонаху было 7 лет, он начал учиться грамоте, но учился довольно плохо. В то же время его братья, наоборот, делали успехи.
Мать и отец часто ругали Сергия за то, что он ничему не научился. Мальчик ничего не мог сделать, но продолжал упорно стремиться получить образование.
Сергий Радонежский был в молитве, в которой просил Всевышнего научиться грамоте и обрести мудрость.
Если верить легенде, однажды юноше было видение, в котором он увидел некоего старика в черной мантии. Незнакомец пообещал Сергию, что отныне он научится не только писать и читать, но и превзойдет своих собратьев в знаниях.
В итоге все так и случилось, по крайней мере, так гласит легенда.
С того времени Радонежский легко изучал любые книги, в том числе и Священное Писание. С каждым годом он все больше и больше интересовался традиционными учениями церкви.
Подросток постоянно пребывал в молитве, посте и стремлении к праведности. По средам и пятницам он не ел, а в остальные дни употреблял только хлеб и воду.
В период 1328-1330 гг. семья Радонежских столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. Это привело к переселению всей семьи в слободу Радонеж, расположенную на окраине Московского княжества.
Это были непростые времена для Руси, так как она находилась под игом Золотой Орды. Русские подвергались частым набегам и грабежам, что делало их жизнь невыносимой.
Монашество
Когда юноше было 12 лет, он захотел постричься. Родители не стали с ним спорить, но предупредили, что он сможет принять монашеский постриг только после их смерти.
Долго ждать не пришлось, так как вскоре умерли отец и мать Сергия.
Не теряя времени, Радонеж отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где находился его брат Стефан. Последний овдовел и постригся перед Сергием.
Братья так стремились к праведности и монашеской жизни, что решили поселиться на тихом берегу реки Кончуры, где позже основали пустыню.
В глухом лесу Радонежские воздвигли келью и маленькую церковь. Однако вскоре Стефан, не выдержав такого аскетического образа жизни, ушел в Богоявленский монастырь.
После того как 23-летний Радонежский принял постриг, он стал отцом Сергия. Сам он продолжал жить в урочище в пустыне.
Через некоторое время о праведном отце узнали многие. Монахи тянулись к нему с разных концов. В результате был основан монастырь, на месте которого позже была построена Троице-Сергиева Лавра.
Ни Радонеж, ни его последователи не брали платы с верующих, предпочитая самостоятельно возделывать землю и питаться ее плодами.
С каждым днем община росла, в результате чего некогда дикая местность превратилась в обитаемую территорию. Слухи о Сергии Радонежском дошли до Константинополя.
По приказу Патриарха Филофея Сергию вручили крест, схиму, параман и грамоту. Он же рекомендовал святому отцу ввести в монастыре — киновию, что предполагало имущественное и социальное равенство, а также послушание игумену.
Этот образ жизни стал прекрасным примером взаимоотношений между единоверцами. Позднее Сергий Радонежский стал практиковать этот распорядок «общежития» и в других основанных им монастырях.
Ученики Сергия Радонежского построили на территории России около 40 храмов. В основном они возводились в отдаленной местности, после чего вокруг монастырей появлялись мелкие и крупные поселения.
Это привело к образованию многих поселений и освоению Русского Севера и Поволжья.
Куликовская битва
На протяжении всей своей биографии Сергий Радонежский проповедовал мир и единство, а также призывал к воссоединению всех русских земель. В дальнейшем это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монгольского ига.
Особую роль святой отец сыграл накануне знаменитой Куликовской битвы. Он благословил Дмитрия Донского и всю его многотысячную дружину на войну с захватчиками, сказав, что русское войско непременно выиграет это сражение.
Интересный факт, что с Донского Радонеж отправил также 2 своих монахов, тем самым нарушив церковные устои, запрещавшие монахам брать в руки оружие.
Как и предполагал Сергий, Куликовская битва закончилась победой русской армии, хотя и ценой серьезных потерь.
Чудеса
В православии Сергию Радонежскому приписывают множество чудес. По одной из легенд, однажды ему явилась Богородица, от которой исходило ослепительное сияние.
После того, как старец поклонился ей, она сказала, что и дальше будет помогать ему в жизни.
Когда Радонежский рассказал об этом случае соотечественникам, они воспряли духом. Это было связано с тем, что русским людям приходилось воевать с татаро-монголами, которые угнетали их долгие годы.
Эпизод с Богородицей – один из самых популярных в православной иконописи.
Смерть
Сергий Радонежский прожил долгую и насыщенную жизнь. Он пользовался большим уважением в народе и имел много последователей.
За несколько дней до кончины преподобный передал игумению своему ученику Никону, а сам стал готовиться к смерти. Накануне своей смерти он призывал людей иметь богобоязненность и стремиться к праведности.
Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 года.
Со временем старец был возведен в лики святых, назвав его чудотворцем. Троицкий собор был построен над могилой Радонежского, где сегодня находятся его мощи.
Смотреть видео: Сергий Радонежский (январь 2023).
Сергий Радонежский | Encyclopedia.com
гейл
просмотров обновлено
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1322?–139)2) русский православный монашествующий святой, основатель Троице-Сергиевского монастыря (современный Сергиев Посад). Жизнь Сергия известна в основном из двух агиографических свидетельств XV века, дополненных русскими средневековыми летописями. Сам Сергей ничего не писал.
Сергий (в светской жизни известный как Варфоломей) родился в Ростовском княжестве, но рано переехал с семьей в московское село Радонеж. В поисках подвижнической жизни он уговорил своего уже постриженного брата Стефана отправиться с ним в окрестные леса. Тяжесть их отшельнической жизни заставила Стивена уйти в течение года. Последующие два-три года (ок.
Вскоре Сергий получил грамоту Константинопольского патриарха с призывом установить общинное правило и таким образом преобразовать идиоритмический монастырь в общежительный. Хотя монастырь Сергия, возможно, не был первым русским монастырем раннемосковского периода, принявшим такое преобразование (ок. 1356 г.), он должен был оказать на это наибольшее влияние. Он послужил образцом (и отцами-основателями) для тридцати таких монастырей при жизни Сергия и, возможно, в пять раз больше к середине следующего века.
Создание общинной жизни в Троицком монастыре способствовало не только его духовному, но и хозяйственному развитию; быть может, поэтому Московское государство выступало и покровителем Сергия, и его клиентом. Считалось, что духовный авторитет Сергия подходит для выполнения нескольких сложных дипломатических задач. Благословение, которое он дал великому князю Дмитрию (1380 г.) на выступление против монгольской орды, послужило жизненно важным толчком для московских войск и помогло обеспечить их победу в Куликовской битве, переломном моменте в русской истории.
Но Сергия нельзя назвать просто политическим святым. Когда ему предложили возведение в архиерейские (а со временем и в митрополичьи) кафедры, он решительно отказался. Независимо от должности, которую он занимал или предлагал, он продолжал одеваться в самые грубые одежды и усердно выполнял самую черную работу. Его смирение было глубоко укоренено: оно наполняло его молитвы и предрасполагало к видениям. Эти видения были многочисленны и разнообразны. Некоторые из них были сосредоточены на свете или огне, и два из них были связаны с празднованием Евхаристии. Но самым тщательно описанным в житиях Сергия было явление Богородицы, заверившей Сергия, что его обитель находится под Ее непосредственным покровительством.
Подобные видения не имели прецедентов в русской агиографии, и даже где-либо точные параллели найти трудно. Может быть, они являются одними из первых плодов той школы мистической (исихастской) молитвы, которая начинала проникать в Россию с Афонской горы в Греции.
Сергий скончался в 1392 году. Его мощи были выставлены на почитание в 1422 году. Монастырь (вскоре переименованный в Троице-Сергиев монастырь) расширялся и к 1561 году был признан первым среди всех русских монашеских общин. Екатерина Великая конфисковала большую часть его крупных земельных владений, но это была большевистская революция 1917, что бросило вызов самому его существованию. Однако оживление церковной жизни в годы войны (1941–1945 гг.) в конечном итоге способствовало открытию монастыря и возвращению мощей в храм (1946 г.). Гробница преподобного Сергия из года в год вновь привлекает к себе бесчисленное количество паломников.
Житийное повествование о жизни Сергия бережно, если не с изяществом переведено Михаилом Клименко: Житие преподобного Сергия Радонежского (Хьюстон, 1980).