Краткая биография ломоносова михаила васильевича для детей: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

Содержание

Краткая биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов — «универсальный человек», обладавший многими талантами. Это физик и химик, астроном и геолог, поэт и филолог. Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, расположенной в Архангелогородской губернии. Мальчик проживал в зажиточной семье. В девятилетнем возрасте у него умерла мать.

Начальное образование Михаил получил у дьячка местной церкви. В 14 лет юноша уже хорошо писал и читал. Жизнь с мачехой для Михаила была невыносимой. Когда отец в 1730 году захотел его женить, Ломоносов ушел в Москву. Через три недели юноша достиг цели.

Михаил хотел поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого он подделал документы и выдал себя за сына дворянина. Ломоносов был прилежным учеником. Он с удовольствием читал летописи, богословские книги, математические сочинения. В 1734 году Михаил отправился в Киев. Здесь он обучался в Киево-Могилянской академии.

В 1735 году Ломоносов уехал в Петербург. Его зачислили в университет при Академии Наук. Студент изучал математику, знакомился с экспериментальной физикой, изучал стихосложение. В 1736 году русский дипломат Иоганн Корф предложил послать пару учеников за границу. На протяжении нескольких лет Ломоносов обучался в Марбурге и во Фрайберге. Здесь студент усовершенствовал знания по химии, металлургии, немецкому языку, рисованию, фехтованию. Он начал собирать собственную библиотеку.

В 1739 году Ломоносов, пребывая в Германии, женился на Елизавете-Христине Цильх. У ученого было несколько детей. Сын и дочь умерли в раннем возрасте. В 1749 году в семье появилась дочь Елена.

В 1740 году Михаил решил возвратиться в Россию по морю. В это время его завербовали в прусскую армию. Через несколько недель он сбежал из казармы. Михаил отправился в Марбург и поселился в доме тещи. В 1741 году он вернулся в Петербург без жены. Через два года супруга нашла его через посольство и приехала в Россию.

В 1742 году Ломоносова назначили адъюнктом физического класса, а в 1745 году — профессором химии. В 1748 году Михаил Васильевич создал научно-исследовательскую и химическую лабораторию. Здесь он проводил опыты по изготовлению краски, цветного стекла. В 1753 году основали стекольную фабрику в Усть-Рудице. В 1755 году Ломоносов способствовал тому, чтобы был учрежден Московский университет. Для этого ученый составил первоначальный проект.

В 1757 году Михаила Васильевича назначили советником Канцелярии Академии наук и художеств. Он покинул казенную квартиру и переехал в собственный дом. В 1759 году Ломоносов занимался устройством Академической гимназии. В 1760 году ученый стал почетным членом Шведской королевской академии наук, а через четыре года — Академии наук Болонского института.

Ломоносов — талантливый человек, который внес существенный вклад в развитие химии, геологии, астрономии, метеорологии и искусства. Его выдающимся достижением считается молекулярно-кинетическая теория тепла.

Ученый создал циркумполярную карту, написал руководство к риторике и определил, что вещества состоят из корпускул. Михаил Васильевич заложил основы физической химии, разработал технологию цветных стекол, вместе с Брауном получил ртуть в твердом состоянии.

Михаил Васильевич Ломоносов скончался 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге. Причина смерти — воспаление легких. Ученого похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Позже на могиле установили стелу из каррарского мрамора.

Краткая биография Михаила Ломоносова краткая – ученого, поэта, художника

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звёзды украшали русское небо XVIII столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» (Б. Шергин).

« Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С. Пушкин).

Ломоносов Михаил Васильевич родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовке Архангельской губернии, вблизи города Холмогоры, который в те времена был экономическим и географическим центром Поморья.

   

Детство

Отец будущего учёного, Василий Дорофеевич Ломоносов, с успехом занимался зверобойным и рыбным промыслом, являлся владельцем собственного судна. Детские годы Михайло Ломоносова прошли в труде не только нелёгком, но иногда и опасном. Михаил Ломоносов вместе с отцом «ходил» по Белому морю, ему приходилось посещать Соловецкие острова и достигать Новой Земли. В этих странствиях крепло мужество завтрашнего учёного, развивалась выносливость, трудолюбие, отвага, наблюдательность, воля, уверенность в себе.

Отрочество

Михайло Ломоносов рано выучился грамоте. Сохранилась легенда о том, что дьячок, обучавший мальчика, вскорости признался: «Не мне отрока, но отроку меня учить подобает». Все свободные время Михаил Ломоносов читал. В 1725 году в руки любознательного подростка попадают «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. «Грамматика» описывала правила «говорения и письма» и даже некоторые рекомендации по сочинению стихотворений. «Арифметика» была не только учебником по математике, но и популярным изложением основных положений физики, геометрии, астрономии, механики. Обе книги произвели серьёзное впечатление на Ломоносова: «То были врата учёности моей», — признаётся он впоследствии. Василий Дорофеевич сначала одобрял «книжное прилежание» единственного наследника, радовалась и маменька, глядя на смышлёное дитя. Однако после смерти матери Михаилу стало трудно. Отец вновь женился, и мачеха препятствовала пасынку в занятиях. Она «всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами», — с сожалением вспоминал Ломоносов Михаил Васильевич. В душе юноши крепло желание посвятить жизнь наукам.

Юность

В декабре 1730 года, морозной ночью, девятнадцатилетний юноша Михаил Ломоносов оставил родительский дом. В столицу отправился рыбный обоз, и Михайло Ломоносов прибился к нему. Он хотел добраться до Славяно-греко–латинской академии, где «учёности заморской преизбытно». Сейчас может показаться невероятным то, что деревенский юноша пешком ушёл в Москву, чтобы попасть в учебное заведение, куда принимались исключительно «дети дворянского и духовного звания». Но недаром Северное море закаляло характер смелого отрока!

Благодаря тому, что Михаил Ломоносов скрыл своё крестьянское происхождение, он был принят в Спасские школы (так называли в Москве Славяно — греко – латинскую академию). «Великовозрастный» ученик начинал с младших классов, где занимались ребята 8-10 лет. Михайло Ломоносов стоически сносил «несказанную бедность» своего быта и насмешки одноклассников. Одаренный юноша добился поразительные достижений: за первый год обучения он прошёл три класса, в свободное от занятий время усердно посещал библиотеку и постоянным чтением книг расширял свой запас знаний и кругозор. За пять лет он прошёл двенадцатилетнюю программу академии.

Будущий ученый

Преподаватели не могли не обратить внимания на способного школяра. Из Сената в это время пришло предписание отправить «в науках достойных учеников» в гимназию при академии наук в Санкт-Петербуг. Среди них оказался и Михайло Ломоносов. В январе 1736 года вместе с одиннадцатью воспитанниками академии Михаил Ломоносов приехал в Петербург.
Начался новый, весьма важный этап его жизни. Именно здесь определились его научные интересы и склонности.

Не прошло и года, как студент Михаил Ломоносов оказался в Европе, где «новые науки давно пришли в явленье». России были необходимы горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправили в Германию для изучения химии и горного дела. Ломоносов Михаил Васильевич направился в Марбург, чтобы там прослушать лекции профессора Христиана Вольфа, чьи заслуги признавал ещё Пётр I и по работам которого философию изучала вся Европа. Там он посещал лекции, работал в лабораториях, читал книги – всё это окрыляло юношу. Профессор Вольф был очень доволен достижениями русского студента и в 1738 году докладывал руководству из Петербурга о своих воспитанников учениках: « У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова среди них; при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться».

Рождение поэта и знатока русского языка

В Марбурге Михаил Ломоносов создаёт своё «Письмо о правилах российского стихотворства».

Он утвердил в русской культуре силлабо-тоническое стихосложение, построенное на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Примером является ода поэта Михайло Ломоносова «На взятие Хотина», посвящённая взятию русскими войсками неприступной турецкой крепости на Балканах. Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верьх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишины глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

Им с шумом вниз с холмов стремится.

С этой оды, по словам Виссариона Григорьевича Белинского, «должно считать начало русской литературы». Александр Сергеевич Пушкин называл Ломоносова «отцом русской поэзии».

 Велики заслуги Ломоносова в развитии русского литературного языка. Ломоносов Михаил Васильевич боролся за культуру русской речи, он написал первый подлинно научный труд по русскому языку — «Российскую грамматику». Этот ученый труд выдержал больше десяти изданий и стал фундаментом для грядущих учебников, на «теории трёх штилей» получило образование не одно поколение русских писателей.

Созданный Ломоносовым Михаилом Васильевичем учебник «Риторика» — первый русский печатный курс словесности и красноречия. Книга учит строить речь, пользуясь неисчерпаемыми богатствами родного языка.

Закончив обучение в Марбурге, в июле 1739 года будущий великий учёный перебрался в небольшой городок Фрейбург, где изучал горное дело, посещал рудники и шахты.

8 июня 1741 года Ломоносов Михаил Васильевич, полный сил и энергии, возвращается в Россию. Михаил Ломоносов сразу отправился в Академию наук, чтобы узнать о дальнейшем своём устройстве. Но советник академической канцелярии Иоганн Шумахер холодно встретил Ломоносова и отправил его к академику Аману изучать отечественную историю до дальнейшего распоряжения. Беспредельно было разочарование молодого учёного…

 Ломоносов Михаил Васильевич использовал любую возможность для пропаганды научных и общественно-политических идей. Как талантливый художник, он внёс огромный вклад в дело прославления Отечества. Об этом свидетельствуют его мозаичные работы.   Учёный – художник возродил древнее искусство мозаичной техники, к тому времени забытое в России, используя новейшие достижения естественных наук. В Эрмитаже хранится собственноручно набранная Ломоносовым мозаика. Это портрет Петра 1.

«Полтавская баталия» — ещё один мозаичный шедевр Михаила Ломоносова – художника, находится в здании Академии наук в Петербурге. Всего он является автором сорока мозаичных картин. Ломоносов был избран членом Петербургской Академии художеств.

 Ломоносов Михаил Васильевич стал инициатором создания первого русского университета, открытого в 1755 году в Москве. Так в России возник ещё один научный центр, просветительская роль которого была чрезвычайна велика. Учёный не только составил программу университета, но и добился того, чтобы право обучения было дано представителям всех сословий.  За полгода до смерти Ломоносов писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». Ломоносов Михаил Васильевич скончался в 1765 году, и был погребен в Александро-Невской лавре. Тот, кто не ищет личной славы – к тому она приходит сама. И мы, его потомки, по истечении двух с половиной веков, видим, что слава Ломоносова не отделима от славы нашего отечества.
19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения Ломоносова Михаила Васильевича. Отделом обслуживания Кстовской центральной библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина была проведена викторина, посвящённая жизни, творчеству и научному наследию М. В. Ломоносова. В викторине участвовали учащиеся 10 «А» класса средней школы № 7 города Кстово Нижегородской области. Вели викторину сотрудники отдела обслуживания Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина Москвина Галина Анатольевна – заведующая сектором юношеского абонемента и Серова Екатерина Александровна, ведущий библиотекарь абонемента.    

Ведущие рассказали о том, как начиналась биография Ломоносова, его жизни и научных достижениях Михаила Васильевича Ломоносова. Повествование сопровождалось показом фото – слайдов, отрывков из фильмов. В исполнении ведущих прозвучали отрывки из оды Михаила Ломоносова «На взятие Хотина», посвящённой взятию русскими войсками неприступной турецкой крепости на Балканах.

По окончании повествования о Ломоносове Михаиле Васильевиче была проведена викторина. Ребята активно отвечали на вопросы ведущих о жизни и научном наследии великого учёного. Викторина проходила эмоционально и увлекательно. На большинство вопросов о биографии Ломоносова учащиеся ответили правильно, что свидетельствует об интересе подрастающего поколения к  нашему гениальному соотечественнику — Михаилу Ломоносову. Победители были награждены призами.

 

В заключении мероприятия ведущие обратили внимание школьников на книжную выставку, посвящённую жизни, творчеству и научным достижениям М. В. Ломоносова. Многие ребята выразили желание прочесть книги, подробно рассказывающие о Ломоносове-учёном, Ломоносове-художнике, Ломоносове-поэте… Было понятно, что Ломоносов Михаил Васильевич вызывает у нового поколения неподдельный, живой интерес.



Следующая статья: Музыкальный ретро — вечер

История Московского университета

Образование и становление Московского университета

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

Подробнее об истории МГУ

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И.  Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е. Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В. К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.


Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича 👍

Великий русский ученый, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рожден 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту.

Будущий великий ученый и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка.

Когда юный Ломоносов узнает, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идет пешком в Москву, чтобы продолжить свое дальнейшее образование. Придя

в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.

Он живет очень бедно, голодает, мерзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удается преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет.

И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить свое образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова. Годы обучения

в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведенный за границей, был очень насыщенным.

Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга.

И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук.

Невозможно оценить тот вклад, который внес Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения. В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя.

Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.

Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича > 6 пчел


Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его хаpaктер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Cмepть и наследие

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Cмepть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография Ломоносова по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Ломоносова.

Другие варианты биографии

Интересные факты

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Ломоносова

Краткая биография Ломоносова

Ломоносов знаком практически всем жителям России. Почитают его творчество и за границей. Он одновременно был ученым-энциклопедистом, художником, поэтом, естествоиспытателем, филологом, философом естествознания, организатором отечественной науки. По инициативе Михаила Васильевича был создан известный Московский университет. Датой его открытия считается 1755 год.

Биография Ломоносова ярка и интересна. Родился он в деревне Денисовка, которая находилась в Архангельской губернии. Семья его была бедной, отец – обычный крестьянин, мать – дочка деревенского дьякона.

Мальчик с 10 лет уже помогал отцу. Они вместе ходили на рыбную ловлю. Более того, совершали дальние переходы к Новой земле, а также плавали по Северному Ледовитому океану. Мальчик рано познакомился с промыслами Поморья: охота на тюленя, морского зайца, моржа, выварка соли, резьба по кости, добыча раковин с жемчугом.

В 1720 г. умерла мать Ломоносова. После отец женился на другой женщине, но она была для него лишь злой мачехой. Биография Ломоносова для детей рассказывает, что мальчик с ранних лет тянулся к знаниям и всему новому.

Юноша понимал, что если он останется в деревне, то сможет лишь продолжить судьбу отца. Поэтому Михаил Васильевич в 19 лет отправляется в Москву пешком. В 18 веке в академии мог учиться только дворянин. Поэтому Ломоносов идет на хитрость. Он выдумывает себе престижное дворянское имя. Его Михаил Васильевич использует для поступления Славяно-Греко-Латинскую академию. Биография Ломоносова рассказывает, что он был одним из лучших учеников. Поэтому его отсылают в университет в Петербурге, который располагался при академии наук. Далее Ломоносов отправляется за границу, чтобы совершенствовать себя в области физики, химии и металлургии. Благодаря этому к 34 годам он становится академиком. Михаил Васильевич специализировался, главным образом, на естествознании. Эта наука охватывает такие направления, как астрономия, химия, физика, геология, география, металлургия. Ломоносов рассматривал природу с чисто материальной ее стороны. Он развивал и продвигал такие взгляды, как закономерность законов природы, принципы познаваемости, закон сохранения материи, а также движения.

Биография Ломоносова говорит о том, что Михаил Васильевич сделал в области астрономии ряд важных достижений и выводов. Например, он изучил явление атмосферного электричества и дал миру целый ряд важных выводов о природе некоторых космических объектов. В 1762 г. Михаил Васильевич изобрел специальный телескоп – рефлектор, который имеет наклонное зеркало. Этот аппарат помогает получить яркое изображение рассматриваемого объекта. Биография Ломоносова рассказывает о том, что этот великий человек изучал Солнце. Он предположил, что поверхность этого светила напоминает океан огня.

Ломоносов – патриот своей страны. Он старался развивать астрономию, так как считал, что это будет способствовать большому скачку в науке и поможет повысить уровень знаний русского народа.

Краткая биография Ломоносова рассказывает о том, что он проявлял огромный интерес именно к практической астрономии. Особенно к созданию специальных приборов, которые будут помогать путешественникам и морякам ориентироваться по звездам. Михаил Васильевич всю жизнь старался дать людям больше знаний и открытий. Он не терпел невежества. С уверенностью говорил о том, что каждое небесное тело постоянно изменяется, в том числе и наша планета. А Вселенная необъятна и не имеет границ.

В старости Михаил Васильевич жил один в своем большом доме. Не стало его в пять часов дня 4 апреля 1765 года. Он сделал для российского народа много важных открытий, но, как многие великие люди, ушел из жизни в полном одиночестве.

Краткая биография Михаила Васильевича Ломоносова для детей 

Ломоносов — это самая загадочная и необычная личность в истории России. Несмотря на огромное количество открытий и сочинений, о нем известно немного, и литературы для детей о нем почти нет. Он опередил свое время, совершая открытия, непонятые современникам, которые стали нужны людям лишь через несколько десятков лет. Ломоносов был одним из самых образованных людей своего времени и самым смелым естествоиспытателем. Чем бы он ни занимался, все он делал с интересом и добивался выдающихся успехов. Его энциклопедические знания поражают даже современных людей, а в то время его просто не понимали. Для современных детей очень интересно будет изучать жизнь Михаила Васильевича Ломоносова.

Родился Михаил Васильевич Ломоносов 8 ноября 1711 года на острове около Холмогор в Архангельской губернии. Куростров, где прошло все детство будущего ученого, был неприглядным местом с суровым климатом. Местные жители занимались не только рыбной ловлей и ведением хозяйства, они много общались с прибывающими моряками и обладали обширным кругозором. Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, по его словам, был человеком необразованным, хотя умел читать и писать, но считал, что сыну нужна не книжная премудрость, а реальные знания жизни. Сам он первым из местных жителей построил себе большое двухмачтовое судно, на котором занимался не только рыбной ловлей, но и грузоперевозками. Учила Михаила грамоте его мать, Елена Ивановна, которая была дочерью дьякона. Но мать умерла, когда Ломоносову было 9 лет. После этого Михаил учился у соседа Ивана Шубина, сын которого впоследствии стал известным скульптором.

В детстве Ломоносов был рослым, сильным и очень любознательным. Отец брал его с собой на промысел, и он интересовался всем, что видел: откуда берется соль, как появляется северное сияние — уже тогда такие вопросы интересовали будущего ученого. В 12 лет он читал лучше сверстников: с выражением и бегло, а писал без ошибок. Любимыми его книгами были «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого. Мачеха не поощряла занятия пасынка, считала, что он должен помогать по хозяйству. Михаил читал тайком, а в 19 лет сбежал из дома и ушел с караваном в Москву.

Несмотря на его бедность и незнатное происхождение, его приняли в Славяно-греко-латинскую академию, которая была предназначена только для детей дворян. За три года Ломоносов прошел шесть классов. И его, как лучшего ученика, отправляют в Петербургскую академию наук, а потом — в Марбургский университет, где он изучал металлургию и минералогию, физику и химию, начал писать оды. Учился Ломоносов охотно и успешно, несмотря на бедность.

После конфликта с профессором, Ломоносов покинул университет и своим ходом добрался в Россию. В пути он увидел вещий сон о смерти отца, а прибыв в Петербург, узнал, что отец пропал без вести. С 1742 года Ломоносов работал в Петербургской академии наук, а в 1745 году получил должность профессора химии.

Ломоносова характеризовали в то время как смутьяна и конфликтного человека, но был он таким от того, что был обижен на академиков, ведь все основные должности были заняты иностранцами. Ломоносов же и в науке, и стихосложении был новатором. Кроме того, ученый изучал богословие, ставил химические и физические опыты. У него было собственное мнение о сути тепла и горения. Ученый сформулировал закон постоянства количества вещества, изучал атмосферное электричество. Перу Ломоносова принадлежат, кроме множества од и поэм, «Трактат о красноречии» и  «Изложение правил российского стихотворства». Под его руководством была создана первая химическая лаборатория.

Ломоносов серьезно иучает русскую историю и протестует против изложения ее немцем Миллером. Не понимали его и в том, что он хотел добиться просвещения русского народа, читал публичные лекции по физике и химии для детей из народа.

Ломоносов был еще и изобретателем. Он изобрел прибор, сквозь который лучше видно в темноте, машину из множества зеркал и линз, которая фокусировала солнечные лучи, прибор для изучения вязкости жидкостей. Он впервые использовал микроскоп в химии и усовершенствовал его. Изобрел громоотвод, впервые стал изучать строение атмосферы и причины погодных аномалий. Для Ломоносова природа была живой, и он изучал ее. Ученый впервые открыл морозную атмосферу земли — криосферу.

Ломоносов также занимался творчеством. Кроме стихосложения, он выкладывал из мозаики картины и открыл мозаичную мастерскую. Изучал свойства стекла, создавал навигационные приборы. Ломоносов исследовал не только земную атмосферу, но и космос, и впервые открыл существование на Венере атмосферы. Изучал землетрясения и пытался определить возраст Земли.

Ни одна из его идей и изобретений правильно не была понята современниками. Говорят, что он предвидел будущее, так как сделал много открытий, которые признали только через много лет, но не под его именем. Умер Ломоносов 4 апреля 1766 года. До конца своих дней он работал над воплощением своих многочисленных идей, он любил Россию и трудился для ее детей.

О жизни и творчестве Михаила Ломоносова — в электронной коллекции Президентской библиотеки

19 ноября 2017 г. исполняется 306 лет со дня рождения гениального русского ученого и энциклопедиста мирового значения Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765 гг.). На портале Президентской библиотеки размещена посвященная ему коллекция, в которую входят научные труды, исследования, очерки и архивные материалы о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, его собственные труды по физической химии, истории и металлургии, а также эпистолярное наследие.В ряде старинных книг ученый фигурирует как писатель и реформатор русского языка.

Исследователи отмечают в своих трудах, что сама родина — Архангельская область, село Холмогоры — сыграла значительную роль в судьбе Ломоносова. Б. Меншуткин в электронной копии книги «Михайло Васильевич Ломоносов. Биография» (1911 г.) пишет: «Поморы — особый, самобытный класс населения, и хотя обычно их считают крестьянами, но по смекалке, энергии, предприимчивости, общее развитие резко отличается от крестьян, занятых только земледелием ».Далее автор сообщает, что Ломоносов до 19 лет ходил на морскую рыбалку. «Позднее Ломоносов часто использовал свои впечатления, наблюдения и выводы в своих научных трудах», — отмечает Б. Меншуткин.

Подробная биография великого ученого представлена ​​в нескольких книгах из Электронного фонда Президентской библиотеки. Из них, в частности, можно узнать, что только к 20 годам Ломоносов овладел чтением и письмом; Сначала его настольные книги были только духовными церковными трудами.Позже познакомился с «Арифметикой» Л. Ф. Магнитского и «Грамматикой» М. Г. Смотрицкого (1648 г.).

В 1731 году Михаил Ломоносов был принят в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, иначе известную как Спасское училище. Мера таланта померанца-самоучки открылась уже на первом курсе, когда его дважды переводили на более высокую ступень образования. Уже в 1735 году Михаил Ломоносов по просьбе Синода вошел в число лучших учеников, посланных в Петербург.Петербургской Академии наук, а в 1736 г. — в Германию для изучения металлургии, химии и наук, не преподававшихся в России. Европейские профессора внимательно следили за ее успехами, отмечая живой ум, высокую способность осваивать новый материал и неослабевающее стремление к получению знаний.

Электронная копия книги Ж. Грота «Очерк академической деятельности Ломоносова» описывает повседневные невзгоды, с которыми Ломоносов сталкивался по возвращении на родину: «С самого приезда из-за границы он находился в чрезвычайно тесном положении.<...> Мизерная зарплата академика задерживалась на несколько месяцев, а он, по его словам, не только не мог покупать инструменты, но и с большой потребностью в еде. «Стоит отметить, что у Михаила Васильевича к тому времени была семья, у него родилась дочь.

Но ученый продолжил работу по академическому строительству в России, а затем приступил к реализации собственных представлений о том, как создать университет в Москве.

Электронная копия юбилейного издания «К 200-летию со дня рождения М.Рождение В. Ломоносова Императорским Московским университетом »в 1912 году цитирует высказывание российского государственного деятеля Михаила Сперанского, которое полностью отражает роль Ломоносова в создании университета:« С первого дня своего существования университет стал жить традицией, которую Ломоносовский всю жизнь работал над созиданием: университет стал не только местом науки, но и науки, открывшей свои двери обществу. <...> Свеча русской науки, зажженная в 1755 году гениальным Ломоносовым, не погасла. , несмотря ни на какие штормы, захлестнувшие российскую науку и жизнь, и не погаснет, пока мы не только не вспомним о великом творце русской науки, но и не вспомним его заветы и поучительную историю Московского университета — иначе — историю нашего научного и народного самосознания ».

Литература занимала особое место в жизни Ломоносова. Н. Прилуко-Прилуцкий исследует эту тему в необычном ракурсе в произведении «Корифей русского слова»: «Не будучи поэтом, Ломоносов берется за стихи, потому что эта форма речи была более привлекательной для тех, на чьих убеждениях он был вынужден действовать».

Стоит отметить, что ученый направил свою литературную деятельность на благо развития науки в России, отставшей по этому критерию от Европы.В свое время Ломоносов подарил императрице Елизавете Петровне оду, рассчитывая, что она решит ряд проблем в этой области. Расчет оправдался, что видно из электронной копии книги А. Кизеветтера «Ломоносов» (1914): «Шувалов был дворянином и всегда мог видеть императрицу. Он объяснил императрице, насколько важно и необходимо все, что пишет Ломоносов. об организации первого университета в Москве. Когда они открывали университет, Ломоносов был очень занят, пытаясь беспрепятственно принимать, без различия, дворян, самых простых людей, а также дворян, купцов и крестьян — всех, кто хотел ».

Сегодня МГУ носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. В 2014 году на юридическом факультете МГУ открылся электронный читальный зал Президентской библиотеки, где каждый желающий может воспользоваться средствами фонда библиотеки, в том числе ее «Ломоносовским» собранием.

Изобретение Михаила Ломоносова: Русский национальный миф (Императорская Россия) (9781618111739): Стивен А. Уситало: Книги

«Книга [Уситало] мастерски демонстрирует силу национального повествования и традиций в построении истории.- Филлип Велгач — Новые книги по истории

«Книга Стивена А. Уситало« Изобретение Михаила Ломоносова: русский национальный миф »- новаторское исследование научной репутации Михаила Ломоносова в культурном воображении россиян. Начиная с середины XIX века и до наших дней, Ломоносов был эрудитом, гением, которому русская культура обязана созданием не только поэзии, но и практически всех других научных и социальных дисциплин, включая химию, физику, географию и т. д. история и лингвистика.Автор убедительно демонстрирует мифологическую природу этой репутации и прослеживает ее возникновение от биографий Ломоносова XVIII века до творчества самого восторженного историка жизни и творчества Ломоносова XX века Бориса Меншуткина, чьи многочисленные статьи и книги укрепили и укрепили свои позиции. увековечил миф о Ломоносове как о величайшем национальном гении. Эрудированная и умело аргументированная, книга обязательно станет обязательным чтением для всех ломоносовских ученых, историков науки и литературы.»- Ирина Рейфман, Колумбийский университет

« Своей книгой Уситало доказал, что можно оригинально написать на старую тему и сделать ее увлекательной и актуальной. Автор не только разбирает и стирает старый миф, но и восстанавливает подлинную историю ученого Ломоносова. . . . В этой книге Уситало не только углубляет наше понимание Ломоносова, но и открывает окно для более широкого изучения роли мифотворчества в развитии национального самосознания ». — Марина Свобода — Канадские славянские документы, т.LVI, № 1-2, март-июнь 2014 г.

«Изобретение Михаила Ломоносова потенциально может заинтересовать ряд зрителей. Историкам науки это исследование дает представление об особенностях российской ситуации и ее отличиях от почитания и самовосприятия нерусских ученых, таких как Галилей в Европе раннего Нового времени или Бенджамина Франклина в эпоху Нового времени, и их сходство с ними. Соединенные Штаты. Историки России и Советского Союза также извлекут пользу из интригующих идей этой книги о «мифогенных» качествах русской культуры, где культы личности — начиная с политических деятелей и заканчивая пантеоном литературных, инженерных героев и героев-космонавтов — играют такую ​​роль. видная роль в политике и в распространении идей о том, что значит быть русским.»- Эндрю Дженкс — Isis, Vol. 105, No. 3 (сентябрь 2014 г.)

«Сущность и заслуга исследования Уситало — это его богато задокументированная и снабженная множеством сносков критическая реконструкция мифа о Ломоносове-ученом, его рост и реконфигурации с течением времени в более широком контексте общеевропейское восприятие научной биографии ». — Маркус К. Левитт, Университет Южной Калифорнии — Славянский и восточноевропейский журнал, 58,2 (лето 2014 г.)

Самая желанная монография Уситало прослеживает постоянно расширяющийся миф о Ломоносове от его истоков в восемнадцатом веке до его распада Советского Союза, попутно разъясняя роль, которую этот миф сыграл в модернизации русской национальной культуры.Беспрецедентная работа Уситало, плод многолетних исследований на родине Ломоносова, представляет собой хорошо исследованную, тонко аргументированную поправку к давнему взгляду на Ломоносова как на непревзойденного «отца русской науки».

Об авторе

Стивен Уситало (доктор философии Университета Макгилла) — доцент кафедры истории Северного государственного университета. Он является соредактором книги Уильяма Бентона Уизенханта книги «История России и СССР: от смутного времени до распада Советского Союза» (2008 г.).

Михаил Ломоносов: отец-основатель российской науки

19 ноября 1711 года в небольшой деревне на крайнем севере России родился Михаил Васильевич Ломоносов. Его жизнь была относительно короткой, но любовь к учебе завела его далеко и принесла ему репутацию отца-основателя русской науки. Читайте краткое изложение его жизненного пути и удивительные факты о самом человеке!

Скромное начало

Отец Ломоносова был крестьянином, хотя у него был успешный рыболовный бизнес, который, как он надеялся, возьмет на себя его сын.Но Ломоносов любил учиться, и, поскольку сосед научил его читать в детстве, он проводил время, читая все доступные ему книги.

Недостаточно книг

Разочарованный отсутствием разнообразия материалов для чтения дома (единственными книгами были религиозные тексты) и страстным желанием учиться в университете, Ломоносов решил, что пора переехать в Москву. В 1730 году он преодолел путь длиной 1170 км за 22–37 дней — большую часть его пешком!

Далее и выше

По прибытии в Москву Ломоносову удалось попасть в Славянско-греко-латинскую академию, сказав, что его отец был дворянином.Это, очевидно, была ложь, и хотя теперь он получал образование, которое так хотел, у него почти не было денег на жизнь, и он ел только квас и черный хлеб.

Несмотря на то, что Ломоносов едва не был исключен из школы, когда его ложь стала известна в 1734 году, учеба преуспевала. Он выучил несколько языков и закончил 12-летнюю программу обучения всего за пять лет!

Чистое бритье и счастливый конец

Из Москвы он путешествовал с места на место, чтобы продолжить свое образование, сначала в Киев, затем в Санкт-Петербург, затем в Марбург и Фрайбург в Германии (он получил грант на обучение там вместе с парой других российских студентов).Хотя он узнал много нового в Германии, он не всегда вел себя наилучшим образом и однажды был помещен в университетскую тюрьму после пьяной драки; однако, к его счастью, его наставник заплатил за его освобождение.

В Марбурге Ломоносов влюбился в дочь своей квартирной хозяйки, они поженились в 1740 году и создали семью. Его гранта от Академии наук (недавно открытой Петром Великим) ему было недостаточно для содержания семьи в Германии, и поэтому они решили вернуться в Санкт-Петербург в 1741 году.

Содействие образованию

Ломоносов начал исследования и преподавал в Академии наук и основал Московский государственный университет в 1755 году. В течение этого периода он неустанно работал над популяризацией науки и преподаванием естественных наук в России, настаивая на том, чтобы профессора академии регулярно читали лекции на русском языке, и увеличение количества научных журналов на русском языке (как правило, на латыни или на немецком языке). Кроме того, его способность писать оды и создавать мозаики, которые он посвящал различным царям, при которых он жил, снискали ему расположение двора и привлекли финансирование для научных учреждений.

Открытия, изобретения, одна небольшая отметка

Известный как отец русской науки, Ломоносов сделал много открытий, прогрессивных для своего времени. Он обнаружил, что масса всегда сохраняется в химических реакциях, разработал свой собственный телескоп и открыл атмосферу Венеры, объяснил, как образуются айсберги, и в основном предсказал существование Антарктиды (он сказал, что айсберги в Южном океане могут образовываться только на льду. покрытый сушей).Он также был одним из первых, кто понял принцип аэродинамической подъемной силы, построив вертолет, который мог летать (хотя и только с силой 0,1 Н).

Ломоносов, однако, отказался принять принцип гравитации, поскольку был убежден, что два тела могут оказывать силу друг на друга только посредством физического контакта. Да ладно, никто не идеален…

Мастер на все руки, мастер на все руки

Ломоносов был эрудитом, и его области знаний включали физику, химию, геологию, астрономию, литературу, поэзию и даже мозаику (он основал свой собственный завод, который и по сей день остается ключевым производителем фарфора в России).Также особую актуальность для этого блога: он составил первый учебник русской грамматики!

Перед своей смертью в 1765 году Ломоносов писал историю России. Несомненно, у него было еще много проектов, которые он хотел бы завершить!

Эту статью написала Оливия, студентка Liden & Denz Moscow

Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова — Б.Б. Кудрявцев

Без М.В. Ломоносова, наверное, не было бы русской литературы в том виде, в каком мы ее знаем сейчас.И вообще интеллектуальный ландшафт русской культуры, вероятно, был бы совсем другим. Очаровательная личность, Ломоносов на протяжении всей своей жизни неустанно трудился над воплощением новых идей по таким разнообразным предметам, как поэзия и флогистон.

В то же время его работы и идеи затмили более поздние писатели и ученые, которые взяли то, что он начал, и развили в искусство и науку, которые мы теперь признаем.

Без М.В. Ломоносова, вероятно, не было бы русской литературы, как мы знаем сейчас Это.И вообще интеллектуальный ландшафт русской культуры, вероятно, был бы совсем другим. Очаровательная личность, Ломоносов на протяжении всей своей жизни неустанно трудился над воплощением новых идей по таким разнообразным предметам, как поэзия и флогистон.

В то же время его работы и идеи затмили более поздние писатели и ученые, которые взяли то, что он начал, и развили в искусство и науку, которые мы теперь признаем и которыми мы восхищаемся. Ломоносов в свое время опередил свое время, но это время давно прошло.К лучшему или худшему, но вкус к праздничным одам и назидательным посланиям сейчас приостановлен, а это значит, что мало кто будет читать литературные произведения Ломоносова для удовольствия. Итак, Ломоносов томится в том особом аду, предназначенном для настоящих первопроходцев, где их гений признается, когда о нем вспоминают, но в целом они остаются призрачными, полузабытыми фигурами.

Но если вы действительно хотите узнать больше о Ломоносове, а я рекомендую вам это сделать, даже если вы на самом деле не читаете ни одной из работ, которые он написал сам, так как его жизнь была своего рода шумным приключением, к которому люди стремились Чтобы жить в 18 веке, есть пара англоязычных биографий на выбор.Этот короткий, тонкий и отчетливо советский, но все же лучше, чем ничего.

Как это принято в определенных русских / советских биографиях, она движется вперед и назад между фактической информацией и предположениями о том, что Ломоносов думал и чувствовал в различные моменты своей жизни. Это напоминает мне серию книг «Жизни известных американцев» (или как бы ее там называли), которые я читал в детстве, которые в детстве я находил очень интересными, но, став взрослым, я узнал, что они наполовину выдуманы, вычищены … рассказы.Но вы знаете, что? Я все еще изучал много истории и много читал, так что эти книги работали лучше, чем многие более строгие работы.

Итак, эту биографию тоже интересно читать, и она даст вам более или менее правильный обзор жизни и творчества Ломоносова. Он был опубликован в 1954 году и, как и многие советские биографии того времени, имеет сильные агиографические тенденции, а также умудряется проработать, часто весьма творчески, обязательные цитаты из Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса и Белинского, а также с различными лауреатами Сталинской премии.Хотя современный ученый может счесть некоторые аспекты биографии сомнительными, она восхитительно винтажна и дает читателю представление о том, кем был Ломоносов и чем он занимался. Я бы не стал использовать его как единственный источник о Ломоносове, но это занимательное чтение по-своему, глубоко советское, а также одна из немногих биографий о нем, доступных на английском языке. Так что, если вы ищете что-то немного необычное, чтобы почитать, или просто хотите узнать больше о России 18-го века, вы могли бы сделать хуже, чем взять это.

Краткая биография. Ломоносов как многосторонняя личность

В 1711 году, 19 ноября, в селе Денисовка Архангельской губернии родился известный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Как следует из краткой биографии, Ломоносов был химиком, поэтом, физиком и художником.

Детство

Детство будущего поэта проходит с отцом Василием Дорофеевичем и мачехой, любви которой он никогда не испытывал.Они жили бедно, как обычные крестьяне, Михаил был единственным сыном в семье. Практически все жители этого села, в том числе и Василий, занимались морскими промыслами. Чтобы унаследовать все, чем занимался его отец, ему нужно было получить образование. Поэтому мальчика отправляют в приходскую церковь учить грамоте.

Как повествует краткая биография, Ломоносов был очень целеустремленным ребенком, в раннем возрасте научился читать и писать. После того, как молодой Майкл узнал о намерениях своего отца жениться на нем, он украл его паспорт и сбежал.Тяга к знаниям у мальчика была настолько велика, что он пешком отправился в Москву в конце 1730 года.

Учебный год

В столице он пять лет (вместо положенных двенадцати) учится на славяно-греческом языке. — Латинская академия, в которую поступает, скрывая свое крестьянское происхождение. Михаилу на тот момент исполняется 19 лет, а его одноклассники только что вышли из-за парт.

Как сообщает краткая биография Михаила Ломоносова, в столице он жил очень бедно, стипендия составляла 3 копейки в день, конечно, этих денег ни на что не хватало.

Настойчивость Михаила помогла ему стать лучшим учеником, которого с тремя успешными учениками отправили в Германию, где они позже изучали горное дело.

Жизнь за границей была очень насыщенной. Первый год ученик проходит за три, он изучает греческий и латынь (на латыни в то время было написано большое количество научных книг, которых в свое время он успел прочитать внушительное количество).

Михаил Васильевич успевает хорошо учиться и сочинять собственные стихи на разных языках, знакомиться с древнерусской и латинской поэзией.К сожалению, с естественными науками на первом этапе упражнения, как описано в краткой биографии, Ломоносову нелегко справиться, что вызывает у него еще больший интерес к ним. В будущем это станет серьезным толчком к его профессорской карьере.

Возвращение в Россию

В 1741 году ученый приезжает в Санкт-Петербург, где поступает в Академию наук в качестве адъюнкта физика. Михаил Ломоносов, краткая биография которого рассказывает об огромном вкладе этого уникального человека во многие науки, помогал в развитии астрономии, геологии, географии, метеорологии, картографии, почвоведения, геодезии.

В 1754 году Михаил работал над собственным проектом, в дальнейшем именуемым Ломоносовским университетом. Закон о сохранении материи, рассказывает краткая биография, Ломоносов написал лично. Он также исследовал большое количество оптических инструментов и работал над теорией цвета.

p>

М.В. Ломоносова (1711 — 1765).

Презентация на тему: «М.В. Ломоносов (1711 — 1765).» — стенограмма презентации:

ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]>

1 М.В. Ломоносов (1711 — 1765)

2 Содержание М. Ломоносов Ранние годы Образование Санкт-Петербург Физик
Астроном Химик Географ Художник Поэт Последние годы Великий сын России

3 М. Ломоносов Михаил Васильевич был первым русским естествоиспытателем мирового значения и «Звездой мировой науки».Он активно занимался физикой, химией, астрономией, геологией, метеорологией и навигацией. Он привез в Россию самые передовые научные теории и выдвинул оригинальные идеи.

4 Ранние годы Родился в 1711 году в селе Денисовка под Архангельском (позже в его честь переименовано в Ломоносово). Его отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, был зажиточным крестьянином-рыболовом.

5 Миша часто бывал с отцом на Белом море и в Северном Ледовитом океане.В раннем возрасте Ломоносов стремился выучить и прочитать каждую книгу, которую он мог найти.

6 Образование В 1730 году в возрасте 19 лет юноша покинул дом и пешком отправился в Москву, где ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ложно назвавшись сыном священника.

7 Его первые годы учебы были трудными.
Его первые годы учебы были трудными.Он жил на три копейки в день, питаясь только черным хлебом и квасом, но Михаил много работал и добился больших успехов. Он закончил двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет, получив высшее образование в своем классе.

8 В 1736 году Ломоносов был удостоен стипендии Петербургского государственного университета. Он был награжден двухлетним грантом на обучение за границей в Марбургском университете в Германии, где быстро овладел немецким языком и помимо философии серьезно изучал химию.

9 Санкт-Петербург. В 1745 году Ломоносов стал действительным членом Российской академии наук и получил звание профессора химии. Он основал первую химическую лабораторию. Он стремился улучшить образовательную систему России, и по его инициативе в 1755 году был основан Московский университет.

10 Физик сформулировал основные принципы одного из основных законов физики — закона сохранения материи и движения.Он также предложил волновую теорию света, внес вклад в формулировку кинетической теории газов.

11 Астроном изобрел телескоп-рефлектор. Однако это изобретение не было опубликовано до тех пор, пока Ломоносов не стал первым человеком, который выдвинул гипотезу о существовании атмосферы на Венере, основываясь на своих наблюдениях прохождения Венеры в 1761 году в небольшой обсерватории рядом с его домом в Петербурге.

12 Химик Ломоносов был первым, кто зафиксировал замерзание ртути. Полагая, что природа подвержена регулярной и непрерывной эволюции, он продемонстрировал органическое происхождение почвы, торфа, угля, нефти и янтаря.

13 Географ Он пытался найти короткий морской путь с запада на восток через Северный Ледовитый океан.Он теоретически предсказал существование Антарктиды, приблизился к теории дрейфа континентов и изобрел морские инструменты, которые упростили запись и вычисление направлений и расстояний.

14 Художник А.Н. Ломоносов с гордостью восстановил древнее искусство мозаики. В 1763 году он основал стекольный завод, который произвел первые витражные мозаики за пределами Италии. Он был талантливым художником. Среди лучших мозаичных картин — портрет Петра Великого и Полтавской битвы.

15 Поэт. Кроме того, М. Ломоносов писал стихи (оды и стихи). Им же была написана первая русская грамматика. Он опубликовал Историю России в 1760 году.

16 Последние годы В конце жизни в 1764 году Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий.

17 Ломоносов умер в 1765 году, когда ему было всего 54 года.
Ломоносов умер в 1765 году, когда ему было всего 54 года.Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

18 «Великий сын России»
Московский государственный университет был переименован в «МГУ». Московский государственный университет им. В. Ломоносова »в его честь в честь Ломоносова Золотая медаль была учреждена в 1959 году и ежегодно присуждается Российской академией наук российским и зарубежным ученым.

19 М.Ломоносов признан одним из выдающихся ученых мира, внесших значительный вклад в литературу, образование и науку. Он известен как «Отец русской науки» и «Великий сын России».

20 Спасибо за внимание!


Михаил Васильевич Ломоносов 19 ноября 1711 15 апреля

Михаил Васильевич Ломоносов 19 ноября 1711 — 15 апреля 1765

Кто он был? Ø Ø Ø певец ученый учитель эрудит матрос художник танцор почтальон химик минералог солдат Ø Ø Ø музыкант композитор писатель филолог физик строитель поэт историк рыбак математик портной

Сопоставьте слова и их определения: 1) эрудит а) человек, который пишет книги, статьи 2) ученый б) человек, который пишет или изучает историю 3) писатель в) человек с большим и разносторонним образованием 4) химик г) а человек, который пишет стихи 5) физик e) человек, изучающий, обучающийся или занимающийся химией 6) минералог f) человек, изучающий лингвистику 7) историк g) человек, который изучает или практикует любую из наук или использует научные методы 8) филолог h) ученый, имеющий образование в области минералогии 9) поэт i) человек, разбирающийся в физике или изучающий ее

Сферы интересов Русский эрудит, ученый и писатель.Его области науки — естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы. Ломоносов был также поэтом, создавшим основы современного русского литературного языка.

Место рождения село Денисовка, Архангельская губерния, Крайний Север России.

Страсть Ломоносова Учеба была страстью молодого Ломоносова. В детстве его учил читать Иван Шубный. Каждую свободную минуту он проводил со своими книгами.В течение многих лет единственными книгами, к которым он имел доступ, были религиозные тексты.

Ранние годы В 1730 г. Ломоносов присоединился к каравану, направлявшемуся в Москву. По прибытии он поступил в Славянско-греко-латинскую академию.

После трех лет в Москве его отправили в Киев учиться на год в Киево-Могилянской академии. Он быстро разочаровался в образовании и вернулся в Москву. Он закончил двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет, получив высшее образование в своем классе.В 1736 году Ломоносов был удостоен стипендии Петербургского государственного университета. Он с головой погрузился в учебу и получил двухлетний грант на обучение за границей в Марбургском университете в Германии.

Ломоносов быстро освоил немецкий язык, философию, серьезно изучил химию и даже начал писать стихи. Он также проявил интерес к немецкой литературе. Во время своего пребывания в Германии он влюбился в дочь Катарины Элизабет Кристин Зильх.Они поженились в июне 1740 года.

Ломоносов вернулся в Россию в 1741 году. Он был назначен адъютантом Российской академии наук по физическому факультету. В 1743 г. Ломоносов был обвинен, арестован и восемь месяцев содержался под домашним арестом. Он был освобожден и помилован в январе 1744 года.

В 1745 г. Ломоносов стал действительным членом Академии и получил звание профессора химии. Он основал первую в Академии химическую лабораторию. В 1755 году Ломоносов вместе со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский государственный университет.

Он сделал много открытий в: физике, астрономии, химии, географии, мозаицизме, поэзии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *