Краткая биография дмитрий кантемир: Кантемир Дмитрий Константинович

Кантемир, Антиох Дмитриевич – краткая биография

Новая, отличная от древней, русская литература начинается с создания постоянной светской художественной традиции во второй половине XVIII века. Отправной точкой всего дальнейшего литературного развития является усвоение правил французского классицизма четырьмя людьми, родившимися при Петре I, и их более или менее успешные старания перенести эти правила и нормы на русскую литературную почву, создавая соответствующие им оригинальные произведения. Эти четыре человека – Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков.

Князь Антиох Кантемир (1709–1744) был сыном Дмитрия Кантемира, молдавского господаря,  низложенного турками за то, что в войну 1711 года он был на стороне русских. Он уехал в Россию, где ему были дарованы большие имения, и стал одним из богатейших русских дворян. Это был человек большой культуры, автор многих книг, написанных по-латыни, в том числе истории турок, которая более ста лет оставалась лучшей из имеющихся по этому вопросу.

Антиох Дмитриевич Кантемир

 

Его сын, Антиох Кантемир, получил блестящее образование и в возрасте 22 лет был, вероятно, одним из культурнейших людей России. Во время политического кризиса 1730 года он был одним из предводителей антиолигархической партии и вместе с Феофаном Прокоповичем и историком Татищевым убедил Анну Иоанновну отменить «кондиции» (условия) верховников, которые она перед тем приняла. В том же году Антиох Кантемир был назначен послом в Лондон. В 1736 г. он был переведен в Париж, где и оставался русским послом до самой своей смерти в 1744 г. Живя в Париже, он поддерживал близкие отношения со многими выдающимися французскими литераторами, в том числе с Фонтенелем и Монтескье.

Его литературное творчество – это сатиры, написанные между 1729 и 1739 годами. (См. Кантемир, Сатиры — анализ, Сатира 1 — полный текст и краткое содержание, Сатира 2 — полный текст и краткое содержание, Сатира 3 — полный текст и краткое содержание, Кантемир, Сатира 4 — полный текст, Кантемир, Сатира 5 — полный текст, Кантемир, Сатира 6 — полный текст, Кантемир, Сатира 7 — полный текст. )

Они оставались в рукописи еще долгое время после его смерти, и когда наконец были напечатаны (1762), то было слишком поздно: они уже не могли оказать никакого влияния на развитие русской литературы, потому что силлабический стих, которым они были написаны, да и самый их язык безнадежно устарели из-за новых норм, установленных Ломоносовым.

Стиль Кантемира скорее латинский, чем французский. Несмотря на наличие рифмы, его стих очень напоминает гекзаметры Горация. Язык его – колоритный и разговорный, гораздо менее книжный и славянизированный, чем тот, который восторжествовал благодаря Ломоносову. В изображении жизни он по-настоящему силен, и хотя примыкает к главному направлению классической традиции, его персонажи – живые люди, выхваченные из глубины тогдашнего русского быта.

Кантемир с полным правом может рассматриваться как первый сознательный и художественно чувствующий реалист в русской литературе. Острие его сатиры направлено против врагов просвещения, против наследников Петра, ему изменивших, против старых московских предрассудков и против фатоватой пустоты полуобразованных европеизированных молодых дворян.

Подробнее — см. в статьях Жизнь и творчество Кантемира, Философские и эстетические взгляды Кантемира, Вклад Кантемира в стихосложение.

 

Господари — Дмитрий Кантемир

Дмитрий Кантемир – господарь Молдовы в период с марта по апрель 1693 года и с 23 ноября 1710 по 11 июля 1711 года. Родился 26 октября/6 ноября 1673 года в Яссах в семье Константина Кантемира. Короткое правление не позволило ему проявиться как господар, но блестящее образование и сочинения принесли ему бессмертную славу.

Учился на протяжении многих лет по настоянию своего отца, который умел только ставить подпись, не обладая  другими знаниями. Первым наставником Дмитрия Кантемира был Иеремия Какавелла, грек с Крита, получивший образование в знаменитых европейских университетах и призванный Константином Кантемиром в Яссы в 1688 году. Он обучил будущего господаря языкам: греческому, латинскому и старославянскому, и передал ему начатки философских знаний. Дмитрий Кантемир был отправлен заложником в Стамбул, где он пробыл с 1689 по1691 год, воспользовавшись этим временем для обучения в Академии Православной Патриархии («Великая школа нации») Фанара у знаменитых профессоров, изучая языки: турецкий, арабский и персидский, но и культуру, литературу, религию и турецкую музыку. Продолжил изучение философии, в то же время установил отношения с известными дипломатами, культурными и религиозными деятелями столицы Османской империи.

Вернулся в Молдову в 1691 году и оставался в стране до смерти отца (март, 1693). Незадолго до этого бояре избрали его господарем, но пробыл на троне всего 20 дней, потому что турки не признали его правителем, предпочитая видеть в этом качестве Константина Дука, которого поддерживал Константин Брынковяну, господарь Валахии. Кантемир был вынужден уехать в Стамбул, где он продолжил обучение, купив и дворец, в котором он стал жить. Когда его брат стал господарем Молдовы (январь, 1696), Дмитрий Кантемир стал его дипломатическим представителем при Порте.

Помимо учения, он интересовался военным искусством и сопровождал османское войско во время осады сербской крепости (1697). В 1700-1710 гг. он находился в Стамбуле, где занимался исследованиями, писательством и музыкой. Дмитрий Кантемир сочинил несколько музыкальных пьес и играл на тамбурине (вид гитары) на пирах высоких османских сановников. Признанный турками великим музыкантом, он был среди первых, кто стал собирать турецкий фольклор, записывая его по системе нотной грамоты собственного изобретения.

Интересы Порты в северной части империи привели к его назначению на трон Молдовы в ноябре 1710 года. Выбор его кандидатуры был обусловлен и соперничеством Дмитрия Кантемира с господарем Валахии Константином Брынковяну, за которым он должен был присматривать. В плане внутренней политики был сформирован Господарский совет из бояр, верных его семье, среди которых были летописец Ион Некулче, великий спэтар, и Николай Костин, великий логофэт, сын Мирона Костина. Господарь существенно сократил размер податей, которые должны были выплатить разные социальные категории, особенно мелкие и средние бояре.

Его политической целью было установление авторитарного наследственного правления. Он стремился занять и трон Валахии, считая это оправданным в результате его брака с дочерью бывшего господаря Шербана Кантакузино. Этим объясняется присутствие на его личной печати тура Молдовы вместе с орлом Валахии.

Во внешней политике он сблизился с Россией, считая, что таким образом Молдова будет лучше защищена, и восхищался царем Петром Великим. В апреле 1711 года в Луцке доверенное лицо господаря подписало договор о союзе с Россией против Османской империи. Вскоре после этого разгорелся русско-турецкий вооруженный конфликт, и в решающем сражении у Стэнилешть на Пруте (июль, 1711) турки одержали победу. Кантемир уехал в Россию, живя в Харькове, Москве (1713), затем в Санкт-Петербурге (1719), где он выстроил красивый дворец. Благосклонность Петра Великого принесло ему в 1721 году назначение личным советником царя и членом российского правительства. Несколькими годами раньше, в июле 1714 года он был принят в члены Берлинской академии в знак признания его научных заслуг

На протяжении своей жизни он издал целый ряд значимых сочинений: «Диван, или спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Логика» (1701), «Универсальная физика Ван Гельмонта» (1701), «Трактат о турецкой музыке» (1704), «Иероглифическая история» (1705), «Естественная история монархий» (1714), «Descriptio Moldaviae» (1716), «История возвышения и упадка Османской империи» (1716), «Жизнь Константина Кантемира» (1718), «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов» (1718), «О сознании» (1722), «Система или состояние мухамеданской религии» (1722), «Хроника давности румыно-молдо-влахов» (1723).

Умер 21 августа 1723 года и был похоронен в храме Св. Константина и Елены в Москве. В 1935 году его останки были доставлены в Ясскую церковь Трех Иерархов. На могильной мраморной плите высечена надпись: «Здесь, вернувшись после долгих и трудных скитаний, выдержанных ради свободы своей страны, покоится Дмитрий Кантемир, господарь Молдовы».

Среди его потомков приобрел известность Антиох Кантемир, младший сын, поэт, посол России в Англии и Франции (1733-1744). Георге Кэлинеску выразительно описал качества Дмитрия Кантемира: «Просвещенный господарь, честолюбивый и высокомерный, книжник и библиотечный аскет, интриган и отшельник, манипулятор людьми и мизантроп, любящий свою Молдову, по которой он тоскует, и авантюрист, […] берлинский академик, русский князь, летописец, […] Дмитрий Кантемир – это наш Лоренцо де Медичи».

Кантемировка — Оксфорд Референс

Показать сводную информацию

  • Публикация информации
  • Общие ссылки для этой работы
  • Предисловие к первому изданию
  • Предисловие ко второму изданию
  • Предисловие к третьему изданию
  • Общее примечание
  • Введение
  • Сокращения
  • Глоссарий
  • Примечание о языках
  • Личности
  • Выберите библиографию
  • Дальнейшее чтение
Источник:
Краткий словарь топонимов мира
Автор(ы):

Джон Эверетт-Хит

Назван в честь Дмитрия Кантемира (1673–1723), родившегося в Молдавии и стал князем Молдавия в 1710 году . ..

Для доступа к полному содержанию Oxford Reference требуется подписка или покупка. Публичные пользователи могут выполнять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы без подписки.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому контенту.

Если вы приобрели печатное издание, содержащее токен доступа, см. токен для получения информации о том, как зарегистрировать свой код.

Если у вас есть вопросы о доступе или устранении неполадок, ознакомьтесь с нашими часто задаваемыми вопросами, а если вы не найдете там ответа, свяжитесь с нами.

Дмитрий Кантемир – биография — Кантемир

Перейти к содержимому

Поиск

биография —

Дмитрий Кантемир

ДМИТРИЕ КАНТЕМИР

Димитрие Кантемир (1673 – 1723) является одним из самых важных представителей румынской истории и культуры.

Покровитель и защитник учебного заведения Дмитрий Кантемир был выбран учредителями в качестве покровителя и духовной эмблемы в связи с очень сложной деятельностью во всей сфере познания культурных и духовных ценностей, в связи с его ролью постоянного и усердного посланника румынской культуры и ценностей.

 

Ученый-энциклопедист Димитрие Кантемир является самым важным пропагандистом румынского гуманизма и допросвещения 17-18 веков.

Родился 26 октября 1673 г. , сын Аны Банташ и Константина Кантемира, владыка Молдавии между 1685 и 1693 гг., молодой князь получил комплексное и полное образование под руководством Иеремии Какавелас – греческого ученого. , философ и писатель – первый учитель, посеявший зерно знания в душу своего ученика. За это время он изучил латынь, греческий и славянский языки (приходя освоить 14 языков одновременно), понятия «гуманитарных наук», богословие, военную стратегию и историю. Демонстрирует сильную склонность к синтезу и интерпретации накопленных знаний; поэтому он не откладывает разработку своих первых письменных произведений: «Диванул», «Метафизика» и «Логика».

Находясь в Константинополе, как залог Молдовы у Высоких ворот, продолжает обучение в «Греческой Академии Патриархата», зная мусульманский мир, арабскую мудрость, верования и восточные языки; таким образом, став нашим первым востоковедом.

Войдя в среду посольств великих европейских держав, Кантемир получил возможность продвигать румынскую культуру и пространство. В Европе Дмитрий Кантемир был быстро и окончательно признан самым важным знатоком османской истории, занимая более века привилегированное место в рядах ученых.

Дмитрий Кантемир стал сеньором Молдавии в 1710 году , и во время своего недолгого правления он пытался создать централизованное королевское государство, заключив «Союзный договор» с Петром Великим и, таким образом, будучи вынужденным вмешаться на стороне царя в Русско-турецкая война.

После поражения под Станилешть ученый вынужден укрыться при дворе Петра Великого. В России Дмитрий Кантемир становится близким соратником царя, поддерживая его в его политических действиях.

Он написал под руководством Лейбнца «Descriptio Moldaviae» — работу, в которой он развил ту же политическую концепцию, которую продвигал с позиции монарха. В знак признания ценности этой работы по предложению немецкого философа Димитрие Кантемир избирается членом Королевской академии в Берлине.

Идеальный советник, учитывая единство государственной концепции двух монархов, инициирует ряд радикальных реформ, направленных на быстрое развитие государства. Включенный в эту жизнь экономических и военных преобразований России, Кантемир продолжает свое литературное творчество: «История подъема и падения Османской империи» — произведение, переведенное с латыни на все широко распространенные европейские языки, — и «Хроника римского -Молдавско-влахская древность».

Участие князя Кантемира в политической жизни России усилилось после его назначения «Тайным советником и членом Сената».

Последнее крупное политическое действие, в котором он участвовал — поход царя Петра I на Персию (1722) — является источником последних исследований и сочинений Кантемира: «Collectanea Orientalia. Princips Demetrii Cantemiri variae schedae et excerpta e autographo descripta» — том картографических и археологических заметок, заметок о восточном фольклоре и нравах, интерпретаций и комментариев к ним.

21 августа 1723 выдающийся ученый скончался в Дмитриевке , имении, подаренном русским царем за его заслуги.

Творчество Дмитрия Кантемира сегодня уникально благодаря сложности, вытекающей из его энциклопедического оформления: наука переплетается с философией, история и география подвергаются научному анализу, а этика, литература и музыка дополняются изучением морали и фольклора; далеко от всякого дилетантства, все это носит на себе печать научного метода и реального знания.

Мощи Димитрия Кантемира, привезенные в Румынию в 1935 году , находятся в Княжеской церкви «Трех Святителей» в Яссах.

На плите его скребка написано: «Здесь, вернувшись из долгого и трудного скитания за свободу своей страны, покоится Дмитрий Кантемир, владыка Молдовы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *