Кожемяка повесть временных лет – Сказание о Никите Кожемяке ~ Поэзия (Поэмы и циклы стихов)

Содержание

Сказание о Никите Кожемяке ~ Поэзия (Поэмы и циклы стихов)



СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ

"Повесть временных лет"

История эта случилась в 992 году. Пошёл князь Владимир на хорватов, а когда воротился на берегу Великого Днепра стояли несметные полчища степняков-печенегов. Князь Владимир со своею дружиною тут же выступил против неприятелей. А печенеги-то стояли на одном берегу Днепра, а русичи – на другом, и никто не начинал битвы первым. И подъехал тогда печенежский хан на вороном коне к реке, и вызвал князя Владимира, и предложил, чтобы самые сильные воины померились силою: победит русич – три года печенеги не будут нападать, победит печенег – три года будут они разорять землю русскую.
Согласился тогда Владимир. Выставили печенеги тут же своего батура-силача. Кликнул тогда князь Владимир: «А есть ли среди русских людей добрый богатырь, способный одолеть ворога?» И тогда один из воинов привёл своего младшего, четвёртого сына по прозвищу Никита Кожемяка. А славен был Никита своей силушкой богатырскою. И попросил Никита, чтобы привели ему тура-быка свирепого. Разъярил быка Никита, и схватил быка за рога крутые, да и вырвал их с мясом.
В ту же ночь облачился он в кольчугу кованую, взял в могучие руки меч кладенец, а как только озарилось поле русское лучами первыми, так начался жестокий бой промеж Никитой и печенежским батыром. Долго бились-сражались бойцы. И настал тот заветный миг, когда бросил обессиленного печенега русский боец на сыру землю.
И раздался крик! И побежали тогда печенеги.
И гнали их русские воины, пока не прогнали на веки вечные.



iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii

СКАЗАНИЕ О НИКИТЕ КОЖЕМЯКЕ
Предание – около 992 г.

Ночь темна и злобна тишина,
Всхрапывают кони из тумана.
Мирно дремлет в звёздах вышина,
Спят полки из княжеского стана.
Спит в шатре и печенежский хан;
Рог во мгле пророкотал надменно;

Крепким сном опутан русский стан;
 Речка Трубеж плещется степенно.
Князь не спит, дозоры стерегут…
В душах зреет ворогу отмщенье –
Войску Русь дала благословенье
На нелёгкий и кровавый труд.
Завтра, нет, уж нынче протрубят
Справедливой мести трубы сложно;
Вороны над сечей полетят,
Лебеди вскричат с озёр тревожно.
Встанут рати, шлёмы осенят;
Конь о конь, плечо к плечу – величье!
Стрелы засвистают не по-птичьи,
Вздрогнут долы, кости захрустят…

Вспыхнув, солнце всплыло на бугор.
Ждут полки: Ну, где же ты зачинщик?
Всколыхнулись копья – что за вздор!
Проскакал по долу поединщик.
Злобный вид – немалый печенег!
Конь под ним каурый – бесподобен.
- Есть ли в русской рати человек,
Кто с батыром ратовать способен?
- Есть такой! – и выехал на круг,
Как медведь, не менее, однако;
Ясным взглядом вскинулся округ –
То был шорник бравый Кожемяка.
Не ко времени ликует басурман,

Угрожая дланью с бычьей силой;
Бег… удар! И рухнул тур в бурьян…
Есть и среди нас ребята с жил
ой!
Грянул бой! и вздыбленная месть
Смяла ворога разящей силой…
Приходящий с миром – ему честь,
Если меч в руке, то враг постылый.

vvvvvvv

www.chitalnya.ru

Повесть о Никите Кожемяке Из «Повести временных лет» В год 992

^

Из «Повести временных лет»

В год 992. Пришли печенеги по той стороне Дне­пра от Сулы; Владимир же выступил против них и встре­тил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не реша­лись наши перейти на ту сторону, ни те на эту [сторону].

И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Влади­мира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего -пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твое­го оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись.

Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашата­ев по лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» И не сыскался нигде. На сле­дующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посы­лая по всему войску своему, и пришёл к князю один ста­рый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын мень шой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С са­мого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу (бычью), так он рассердился на меня и разодрал кожу руками».

Услышав об этом, князь обрадовался, и послал за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь всё. Тот отве­чал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, - испы­тай меня: нет ли большого и сильного быка?» И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскалённое железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним (с печенегом) бороться».

На следующее утро пришли печенеги и стали вызы­вать: «Где же муж? Вот наш готов!» Печенеги выпус­тили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посме­ялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали.

Владимир же обрадовался и заложил город у брода то­го и назвал его Переяславлем, ибо переял (перенял) сла­ву отрок (юноша) тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победой и со славой великой.

«Повесть о Никите Кожемяке».

(вопросы составлены детьми)

Фамилия, имя: Время:


1.

Почему главного героя назвали Кожемякой?

2.

Которым по счёту сыном он был в семье?

3.

С каким народом князь Владимир послал на бой Никиту Кожемяку?

4.

Зачем печенеги напали на Киев?

5.

Каким был печенежский воин?

6.

Как испытывали силу Никиты Кожемяки?

7.

Как Никита Кожемяка победил Печенега?

8.

Почему печенеги испугались?

^

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё, и не ленитесь, но усердно трудитесь.

В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагай­тесь на тиуна или на отрока, чтобы приходящие к вам не посмея­лись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавай­тесь, ни спанью. Сторожей сами наряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте пора Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; ведь бывает, что из-за лености человек внезапно погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте. Гордости не имейте в сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём: ибо он, проходя, про­славит вас по всем землям или добрым, или злым человеком.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему мол­вите.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же тво­ря, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой покойный и все добрые мужи.

^

Легенда

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в тем­ноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моря­ки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня сруб­ленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.

Мне представляется: наша жизнь - это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кру­гом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топо­ром, ждём - побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хле­стать красная, горячая кровь... Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

^ .

(вопросы составлены детьми)

Фамилия, имя: Время:


1.

Какое произведение по жанру?

2.

Кто рассказал легенду?

3.

Почему моряков взяла жуть?

4.

Что увидели, когда рассвело?

5.

Почему этот лес был священным?

6.

Почему автор сравнивает лес с нашей жизнью?

7.

Чему учит эта легенда?

^

Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и тёмную пору по улицам брела ма­ленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде но­сила её мать - вот какие они были большие, - и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через доро­гу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил ка­кой-то мальчишка, заявив, что из неё выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки её покраснели и посинели от холода. В кармане её старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, а одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не прода­ла ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на её длинные белокурые локо­ны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Из всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чём она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съёжилась, поджав под себя ножки. Но ей стало ещё холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьёт её; к том}' же. думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и за­ткнуты соломой и тряпками.

Ручонки её совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонёк маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и... чирк! Как спич­ка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикры­ла её рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пла­менем, точно крохотная свечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Де­вочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг... пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгоревшая спичка.

Она чиркнула ещё одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и, когда её отблеск упал на стену, стена ста­ла прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распрост­раняя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начинённым черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по пол). Он шёл прямо к бедной девочке, но... спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холод­ная, сырая стена.

Девочка зажгла ещё одну спичку. Теперь она сидела пе­ред роскошной Рождественской ёлкой. Эта ёлка была го­раздо выше и нарядней той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и за­глянув в окно. Тысячи свечей горели на её зелёных вет­ках, а разноцветные картинки, какими украшают витри­ны магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но... спичка погасла. Огоньки стали уходить всё выше и выше и вскоре превратились в ясные звёздоч­ки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

«Кто-то умер», - подумала девочка, потому что её не­давно умершая бабушка, которая одна во всём мире лю­била её, не раз говорила ей: «Когда падает звёздочка, чья-то душа отлетает к Богу».

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда всё кругом осветилось, увидела в этом сиянии свою старень­кую бабушку, такую тихую и просветлённую, такую доб­рую и ласковую.

- Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдёшь, когда погаснет спич­ка, исчезнешь, как тёплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая ёлка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставши­мися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало свет­лее, чем днём. Бабушка при жизни никогда не была та­кой красивой, такой величавой. Она взяла девочку за ру­ки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни страха, - они вознеслись к Богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щёчках её играл румянец, на губах - улыбка, но она была мертва; она замёрзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мёртвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

- Девочка хотела погреться, - говорили люди.

И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

^


  1. Определите жанр произведения.

  1. Где жила семья девочки?

  1. Какое чудо случилось с девочкой?

  1. Что увидела девочка, зажгла первый раз?

  1. Какой по характеру была девочка?

  1. Где девочка зажигала спички?

  1. Почему девочке не удалось продать ни одной спички?

  1. Какие чувства вызвало у вас это произведение?

Фамилия, имя: Время:

bigpo.ru

«Повесть временных лет» - первая русская летопись. «Сказание о Кожемяке». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя (патриотизм, богатырская сила). Видеоурок. Литература 6 Класс

История возникновения русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских ученых, так как главный источник наших знаний о древней Руси – именно средневековые летописи.

Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?

Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ.

Вот и вам, уважаемые шестиклассники,  мы предлагаем «окунуться» в историю, взглянуть на неё глазами предков, ощутить себя участником той жизни и тех событий, чтобы постичь духовное богатство древней русской литературы.

ПИСЬМЕННОСТЬ – совокупность письменных средств общения, включающих понятия системы графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединённых одной системой письма или одним алфавитом. (Большая советская энциклопедия, 1969–1978).

Письменность – это великое изобретение человека. Каждый народ стремился к формированию и развитию своего родного языка, к созданию письменности.

Доказано, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства, но это было примитивное письмо: вырезали знаки на дереве, а также пользовались греческими и латинскими буквами. Но это было не очень удобно, так как эти буквы и знаки не передавали особенности речи славян (рис. 1).

Рис. 1. Письменность славян. «Гороушна» – амфора с древнейшей русской надписью (Источник)

После принятия христианства (а это произошло в 988 году во время правления в Киеве князя Владимира Святославовича) необходимо было проводить богослужение по священным книгам, но все они были либо на греческом, либо на латинском или болгарском языках. Эти языки были непонятны большинству славян, что вызывало трудности во время проведения церковной службы.

На Русь были призваны братья Кирилл и Мефодий, происходившие из знатной греческой семьи, проживавшей в Македонии в городе Салоники. И вот в 863 году Кирилл с помощью своего брата Мефодия, а также учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтирь. Братья монахи причислены к лику святых, а в Болгарии даже есть орден их имени. 24 мая считается днем святых Кирилла и Мефодия и в нашей стране празднуется как День славянской письменности и культуры. С 1991 года этому празднику придан статус государственного. В 1992 году в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию на славянской площади у подножия его установлена неугасимая лампада &n

interneturok.ru

Сказание о юноше-кожемяке.

В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?". И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж, и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, но испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?". И нашли быка, большого и сильного, и приказал он разъярить быка; возложили на него раскаленное железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться". На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Где же муж? Вот наш готов!". Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули наши, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.

В год 6502 (994). В год 6503 (995).

Комментарии:

 ... на Трубеже у брода, где ныне Переяславль:

  Трубеж - левый приток Днепра, южнее Киева;

  Переславль - Переславль Русский или Южный, будущий центр Переславского княжества; на Руси было несколько Трубежей и Переславлей;

В год 6504 (996). Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: "Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, - новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы". И, помолившись Богу, сказал он так: "Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов". И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: "Если кто отменит это, - да будет проклят". И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства.

После этого пришли печенеги к Василеву, и вышел против них Владимир с небольшою дружиною. И сошлись, и не смог устоять против них Владимир, побежал и стал под мостом, едва укрывшись от врагов. И дал тогда Владимир обещание поставить церковь в Василеве во имя святого Преображения, ибо было в тот день, когда произошла та сеча, Преображение Господне. Избегнув опасности, Владимир построил церковь и устроил великое празднование, наварив меду 300 мер. И созвал бояр своих, посадников и старейшин из всех городов и всяких людей много, и роздал бедным 300 гривен. Праздновал князь восемь дней, и возвратился в Киев в день Успенья святой Богородицы, и здесь вновь устроил великое празднование, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди его - христиане, радовался душой и телом. И так делал постоянно. И так как любил книжное чтение, то услышал он однажды Евангелие: "Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут"; и еще: "Продайте именья ваши и раздайте нищим"; и еще: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль не истребляет, ни воры не крадут"; и слова Давида: "Благословен человек, который милует и взаймы дает"; слышал он и слова Соломона: "Дающий нищему дает взаймы Богу". Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить?". И раздавали тем все необходимое. И еще нечто большее сделал он для людей своих: каждое воскресенье решил он на дворе своем в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и лучшим мужам - и при князе и без князя. Бывало там множество мяса - говядины и дичины, - было все в изобилии. Когда же, бывало, подопьются, то начнут роптать на князя, говоря: "Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными". Услышав это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: "Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра". Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны, и жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь. Владимир же жил в страхе Божьем. И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: "Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?". Он же ответил: "Боюсь греха". Они же сказали ему: "Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав". Владимир же отверг виры и начал казнить разбойников, и сказали епископы и старцы: "Войн много у нас; если бы была у нас вира, то пошла бы она на оружие и на коней". И сказал Владимир: "Пусть так". И жил Владимир по заветам отца и деда.

studfiles.net

СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ - ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Короткий пересказ и изложение произведений литературы - краткое содержание книг - комментарий - сокращенное изложение школьных произведений - Краткое содержание произведений - биография авторов - краткий пересказ произведений

Все произведения школьной программы в кратком изложении по русской литературе 5-11 классы

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Русская литература возникла около тысячи лет назад, когда появились первые рукописные книги. Эти книги писали обычно в монастырях, и рассказывалось в них о событиях из года в год (из лета в лето), поэтому они и называются летописями.

Одна из самых известных летописей — «Повесть временных лет», автор которой — ученый монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

В этой книге летописец не только подробно излагает историю славянских племен, но и связывает ее с историей всего человечества.

Одно из сказаний, которое входило в «Повесть временных лет», — это «Сказание о Кожемяке».

 

СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ

Это было в 992 году. Пошел князь Владимир на хорватов. А когда вернулся — на берегу Днепра стояли полчища печенегов.

Князь Владимир со своею дружиною тут же выступил против врагов. Так печенеги стояли на одном берегу Днепра, а русичи — на другом, и никто не начинал битвы первым.

И подъехал печенежский князь к реке, вызвал Владимира и предложил, чтобы самые сильные мужи померились силою: победит русич — три года печенеги не будут нападать, победит печенег — три года они будут разорять Русскую землю.

Согласился Владимир. Печенеги тут же выставили богатыря. Кликнул клич князь Владимир — и вот один воин предложил привести своего младшего, пятого сына, который славился силою великою.

Пришел юноша и попросил испытать его перед боем. Для этого привели большого и сильного быка, разъярили его и пустили на Кожемяку. Схватил тот быка за бок — и вырвал кожу с мясом.

В ту же ночь надели на юношу вооружение, и начался бой с печенегом.

Долго бойцы бились-сражались. Наконец, Кожемяка бросил печенега оземь.

Раздался клич — и побежали печенеги. И гнали их русские, пока не прогнали совсем.

 

Комментарий. В этом сказании, как и в других, входящих в «Повесть временных лет», летописец не высказывает своего явного отношения к происходящему. Но уже сам выбор героев сказаний говорит о многом. Нестор высоко ценит силу и смелость людей, для которых самое главное в жизни — защита отечества.

 



scribble.su

Летопись «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке». «Сказание о белгородском киселе»

«Повесть временных лет» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: летописи, поучения, притчи, жития, предания, повести, сказания.

В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год.

Хождения описывали различные путешествия и приключения в иных землях. Например, «Хождение Богородицы по мукам».

В житиях описывалась жизнь святых людей.

Поучение рассказывает о неких правилах, которые хотел донести до читателей автор.

Продолжим знакомство с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере двух преданий из этой летописи «Сказание о Кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе».

Изучение этих произведений поможет понять исторические события того времени, а также рассмотрим, как в древнерусских преданиях отображались качества идеального народного героя.

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования.

Кульминацией сказаний являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью.

Сюжет «Сказания о Кожемяке» близок сюжетам героических народных былин, а «Сказание о белгородском киселе» — народным сказкам.

Не только князья, но и простые люди славятся в летописи «Повесть временных лет».

В «Сказании о Кожемяке» оживают под пером летописца события далеких лет.

В предании говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки ТрубЕж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и «не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу».

И предложил печенежский князь Владимиру:

«Выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».

И послал Владимир глашатаев со словами:

«Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?», но никого не нашлось.

Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень «велик и страшен».

В сказании повествуется, как вызванные на единоборство воины князя Владимира тщЕтно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю. Видя, что достойного противника печенежскому воину не находится, начал «тужить» Владимир. Наконец, объявился некий «старый муж» и рассказал Владимиру о своём оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном.

Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей.

Это был Никита Кожемяка.

«И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста».

Летописец рассказывает, как «схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их».

Ремесленник-кожемяка спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, на который не был способен никто из дружинников князя Владимира.

Летописец прославляет величие простого русского человека-труженика, его любовь к родной земле. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нём воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации, враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

«Сказание о белгородском киселе» — это типичный народный рассказ о победе над врагом хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля.

Прежде поясним некоторые слова:

вече, печенеги, корчага, восвояси.

Вече — это собрание горожан, на котором они решали важнейшие вопросы организации жизни города.

Печенеги — это объединенные тюркские и другие племена, проживавшие в VII–IX веке в заволжских степях.

Печенеги занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Они часто совершали набеги на Русь и только в 1036 году были разбиты киевским князем Ярославом Мудрым.

Корчага — небольшой глиняный сосуд.

Восвояси означает вернуться к себе домой.

Содержание сказания напоминает сказку, но и сам летописец, и читатели не сомневаются в реальности описываемого события.

Подошли печенеги к Белгороду и «не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города».

Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам.

«И собрали вече в городе, и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; всё равно помираем уже от голода».

Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, затем выкопали колодец, поставили в него корчагу, и налили её болтушкой».

На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля.

«Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то, что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане».

И враги ушли от города восвояси.

Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Почему жители города хотели сдаться?

Они осознавали, что могут все умереть от голода и поэтому хотели спасти хоть кого-нибудь.

Также они понимали, что сдаться врагу — это большой позор, и готовы были использовать любую ситуацию, чтобы сохранить свою честь и не покрыть позором имя города.

Именно поэтому они доверились старцу.

Как можно объяснить фразу «Мы имеем питание от земли»?

Кроме прямого значения, о получении пищи от земли, что дало горожанам возможность спастись, фраза имеет глубокий смысл: наша земля нас питает силой, она нас защищает. Такой народ непобедим.

А пословица «Хитрость силу берёт» очень точно формулирует основную мысль сказания.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, освобождающий русскую землю от врагов.

Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории.

По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Чем яснее мы видим прошлое, тем чётче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».

infourok.ru

"Сказание о Кожемяке": краткое содержание :: SYL.ru

Сказание о простом сыне ратника, который смог победить страшного печенежского воина, входит в состав «Повести временных лет». В нем речь идет о молодом юноше, который сумел победить печенежского силача. В сказании богатырь доказывает свою силу тем, что одерживает победу над страшным врагом, однако есть и другие варианты сюжета, описанного в «Повести».

Завязка

Время действия «Сказания о Кожемяке» – 992 год. Князь Владимир возвращается после победы над хазарами, однако внезапно с другой стороны реки Днепр объявляется войско ненавистных ему печенегов. Прежде чем вступить в бой, было решено провести схватку один на один. Если победит русский воин, то сражение будет отменено. Однако если победу одержит представитель печенежского войска, то противостояние будет длиться три года. По обоим берегам реки Трубеж встали противники.

Все ждали, когда же состоится этот решающий поединок, однако в войске князя Владимира не было ни одного подходящего молодца, который мог бы дать решительный отпор неприятелю. Князь начал глубоко горевать, однако к нему подошел ратник и сказал, что у них дома остался один младший сын, и он до такой степени силен и могуч, что как-то раз от ярости разорвал кожу, которую в тот момент мял.

Необычный сын ратника

«Сказание о Кожемяке» продолжается испытанием доброго молодца. Чтобы проверить его силы, устраивается бой удальца с яростным быком. Молодца доставляют в полк, и напускают на него животное, которого предварительно разъярили раскаленным железом. Сын ратника решил подпустить быка немного поближе к себе и разорвал его кожу по бокам вместе с кусками мяса. И вот начинается бой молодца с воином из войска печенегов. Русский молодец на вид серьезно проигрывал печенегу.

Но в тот момент, когда началась схватка, юноша удавил противника насмерть. Враги очень перепугались и разбежались в разные стороны. На том месте, где произошел главный поединок «Сказания о Кожемяке», князь Владимир решил основать город под названием Переяславль – именно так упоминается в бессмертной «Повести временных лет». И с той самой поры основным персонажем многих сказаний становится Никита Кожемяка, который, доказывая свою мощь и богатырскую удаль, разрывает одновременно несколько бычьих кож, сложенных в одну стопку.

Еще один вариант сказания

Со временем «Сказание о Кожемяке» было мифологизировано, и появился еще один его вариант – теперь уже с участием страшного Змея. Недалеко от Киева поселилось злое чудище. Оно перетаскало немало простого народу в свою берлогу, чтобы затем съесть. Оно также утащило и царевну, но поедать ее Змей не стал, а запер в своей берлоге. За царевной увязалась ее собачка. Когда Змей улетал, то пленница привязывала к ней маленькую записочку к отцу и матери. Собачка относила это послание и приносила на него ответ. Как-то раз родители написали царевне, чтобы она узнала у Змея, кто превосходит его по силе. Пленница стала допытываться у него, кто же сумеет его победить. Змей раскрыл тайну – это Никита Кожемяка. Сказание продолжается тем, что царевна привязывает к собачке записку с этой информацией и просит мать с отцом прислать богатыря на выручку.

Царь с царицей и богатырь

На поиски добра молодца царь с царицей отправились сами. Когда они его нашли, тот как раз мял 12 воловьих кож. Когда он увидел правителей, то испугался, и руки у него задрожали. От страха богатырь разорвал разом эти кожи. После этого Никита осерчал на то, что царь с царицей наделали ему столько убытку, и ни в какую не захотел идти спасать царевну. Тогда правители собрали 5 тысяч маленьких сирот, родители которых были съедены страшным змеем, и послали их умолять Кожемяку спасти народ. Тот сжалился и согласился.

Концовка

Этот вариант повести «Сказание о Кожемяке» продолжается тем, что Змей выходит на поединок с богатырем, однако, когда тот его почти что удушил, начинает просить пощады. Никита жалеет чудище, но сначала решает проложить границу: одной половиной будет владеть богатырь, а другой – Змей. Молодец мастерит соху, в которую запрягает Змея, и тот пропахивает гигантскую борозду. После того, как была разделена земля, решили делить и морские просторы. Никита загоняет Змея в глубокое Черное море, да там его и топит.

Текст «Сказания о Кожемяке» завершается тем, что богатырь возвращается, но ничего не просит у царя и царицы в качестве награды. Дочь возвращается к своим родителям. Говорят, что до сих пор та борозда, которую прокопал Змей, стоит валом огромной высоты. Вокруг нее пашут крестьяне, однако ее саму не трогают в память о богатырском подвиге.

Герои «Сказания о Кожемяке»: Змей и Никита

Нужно отметить, что даже мифологизированный вариант этого сказания отражает реальную жизнь славян того времени. Ведь набеги хазар с захватом пленников (а также дальнейшей перепродажей их в качестве рабов) были достаточно частым явлением. И поэтому Змей, хотя и является фантастическим существом, в то же время представляет собой собирательный образ врага. Он напоминает о реальных неприятелях. Разделение земли и воды, которое происходило между богатырем и Змеем является символом границы того времени, пролегавшей через Каспийское море. Исторически войны с хазарами закончились победой славян, поэтому сказание и имеет счастливый конец.

Богатыри стали упоминаться в летописях после того, как князь Владимир начал привлекать молодых воинов для охраны северных границ государства. Поначалу их насчитывалось порядка 2-3 тыс. чел. Но воспевать мощь богатырскую стали позднее, во времена монголо-татарского ига. Никита Кожемяка – это герой не только летописей, но и многих народных сказок. В «Сказании о Кожемяке» дается его описание. Он обладает невероятной силой. У доброго молодца мужественный характер, он способен постоять за свою родину, защитить слабых и спасти пленников. Только у него есть возможность справиться со страшным врагом, дать ему достойный отпор. Богатырь одет в белую рубаху с красной вышивкой. За плечами у него висят куски воловьих кож.

Отличия между былинами и летописями

В истории было немало переработок «Сказания о Кожемяке», краткое содержание которого было рассмотрено. Например, в бессарабском варианте также встречается силач Стефан Водэ, который вступает в поединок со злым и страшным Змеем. Однако между былиной и летописью существуют важные различия:

  • Герой былины – это обученный воин, а основной персонаж летописи – ремесленник из простого народа. Он одерживает победу над врагом лишь благодаря своим рукам, натруженным в течение долгих часов работы. Вспомним, что Никита Кожемяка был сыном простого ратника.
  • Летопись всегда привязывает разворачивающиеся события к определенному историческому событию (в данном случае, к конфликту славян с печенегами). В былинах такое не встречается. В летописи всегда указаны реалистичные факты, былина же наполнена волшебством.

www.syl.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о