Косыгинская реформа кратко: Деятельность и реформы Косыгина — кратко.

Деятельность и реформы Косыгина — кратко.

История России кратко

Косыгинская реформа (экономическая реформа 1965 года) – комплекс преобразований, направленных на реформирование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Реформы проводились с 1965 по 1970 год, и получили свое название в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР, который занимался разработкой и контролировал проведение реформы в Советском Союзе. На Западе эта реформа также известна как «Реформа Либермана» — в честь советского экономиста Е.Г. Либермана, который стал еще одним автором основной концепции данной экономической реформы.

Основная суть Косыгинской реформы заключалась во внедрении новых экономических методов управления, расширении хозяйственной самостоятельности предприятий и широком использовании инновационных приемов материального стимулирования.

Краткая биография Косыгина

Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 года в Санкт-Петербурге в семье Николая Ильича и Матроны Александровны Косыгиных. С 1919 по 1921 год Алексей служил в 7-ой армии на военно-полевом строительстве участка Петроград-Мурманск, а затем стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома и поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого был отправлен в Новосибирск. В 1927 году был принят в члены ВКП(б), а с 1928 года работал заведующим плановым отделением Сибирского краевого союза потребкооперации. В 1930 году, после возвращения в Ленинград, поступил в Ленинградский текстильный институт, который окончил в 1935 году.

Карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 год он работал простым мастером, затем начальником смены, а потом и директором фабрики «Октябрьская». Сразу после этого в 1938 году назначен на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а в 1939 году был избран членом ЦК ВКП(б). Так началась его политическая деятельность.

До войны Косыгин занимал разные посты, а в 1941 году возглавил группу комиссаров Комитета по Гражданской Обороне. Группа занималась эвакуацией и снабжением продовольствием мирного населения в осажденном Ленинграде, сам Косыгин принял участие в создании знаменитой «Дороги жизни».

После войны Косыгин назначен на пост председателя Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 году стал Председателем Совета Министров СССР и членом политбюро ЦК КПСС. В эти годы начинается его активная политическая и экономическая деятельность, самое заметное место в которой занимает экономическая реформа 1965 года. Разработанная и проведенная Косыгиным и Либерманом, она существенно меняет экономику СССР и направляет ее в новое русло.

В 1980 году Косыгина освобождают от должности члена Политбюро ЦК КПСС и от должности Председателя Совета Министров СССР в связи со значительным ухудшением здоровья. Косыгин умирает 18 декабря 1980 года.

За год своей работы Косыгин внес значительный вклад не только в разработку новой экономики, но и во внешнюю политику СССР – благодаря его стараниям удалось нормализовать отношения между СССР и Китаем.

Косыгинская экономическая реформа

В октябре 1964 года происходит отставка Н.С. Хрущева с поста главы государства, а вместе с этим заканчивается и эпоха «хрущевской оттепели», характеризующаяся частыми и серьезными (но зачастую непродуманными) реформами всех сфер жизни. Наступает время более умеренных преобразований, возвращавших страну обратно к консерватизму.

Несмотря на то, что вместе с Хрущёвым ушла определенная свобода, возвращения к сталинизму не произошло – новое руководство страны во главе с Л. Брежневым решило продолжить курс умеренных, но все же преобразований, призванных и далее совершенствовать социализм. Для того, чтобы эти преобразования были возможны, а также для того, чтобы соответствовать резкому научно-техническому скачку, произошедшему в мире, было принято решение разработать и провести социально-экономическую реформу. Разработку и проведение поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Общая суть реформы состояла в том, чтобы дать различным предприятиям большую степень экономической свободы, а также в качестве основного движущего стимула выбрать материальные ценности и поощрения.

Основные положения реформы:

Восстановление системы отраслевого управления промышленностью, ликвидация органов территориального управления хозяйством;

Сокращение количества директивных плановых показателей с целью уменьшения бюрократизации;

Ключевыми показателями экономической состоятельности предприятия становились прибыль и рентабельность;

Новая ценовая политика.

Однако проведение реформы столкнулось с определенными трудностями. Прежде всего, необходимо было также реформировать аграрный сектор, чтобы он смог настроиться на работу в новой экономической системе – время проведения реформ было продлено и внедрение изменений заняло пять лет, с 1965 по 1970 год, после чего они были свернуты, так и не достигнув значительного успеха.

Итоги реформ

В ходе реформ была сделана попытка перейти к интенсивному качеству роста экономики СССР, был создан фундамент для дальнейшего развития постиндустриальной экономики, где важную часть занимали показатели эффективности. К сожалению, проведение Косыгинской реформы нельзя назвать удачным.

В современной исторической науке доминирует мнение о том, что реформы Косыгина были свернуты или просто провалились из-за большого количества нестыковок и проблем в административно-управленческом корпусе, который мешал внедрению новой экономической политики. Кроме того, на проведение реформ необходимы были деньги, которых у государства не было – в результате реформы постепенно пошли на убыль и были свернуты.

Результаты Косыгинской реформы были взяты за основу для проведения экономических реформ 1987-1988 годов.

Косыгинская реформа

Косыгинская реформа (Реформа Либермана) — экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 г., однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 г., после чего она была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А. Н. Косыгина, председателя Совета министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований. Кроме того, она известна как Реформа Либермана — в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Суть реформы заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась бы на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Краткая биография Косыгина

Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 г. в Санкт-Петербурге, получил хорошее образование. С 1919 по 1921 г. он служил в армии на военно-полевом строительстве участка дороги между Петроградом и Мурманском, после чего вернулся в город и стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома. В этом же году он поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого отправился в Новосибирск. В 1927 г. Косыгин стал членом ВКП(б), а в 1930 г. вернулся в Ленинград и поступил в Ленинградский текстильный институт.

После окончания института карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 г. он работал сначала простым мастером, затем начальником смены, а после и директором фабрики «Октябрьская». В 1938 г. его назначили на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а уже спустя год избрали членом ЦК ВКП(б). С этого момента началась политическая карьера Косыгина, который стремительно поднимался по карьерной лестнице в партии.

В начале войны его назначили во главу группы комиссаров Комитета по гражданской обороне. Комитет занимался эвакуацией и поставками пропитания для мирных жителей в осажденный Ленинград. В ходе своей работы Косыгин стал одним из участников группы, создавшей и распланировавшей знаменитую «Дорогу жизни», что во многом и способствовало его дальнейшим успехам в политической деятельности.

После войны Косыгина назначили председателем Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 г. он стал Председателем Совета министров СССР и членом политбюро ЦК КПССС. Именно на этих должностях и прошла его основная политическая и экономическая деятельность, одно из самых заметных мест в которой занимает экономическая реформа 1965 г.

Косыгинская экономическая реформа

После того как в октябре 1964 г. пост главы государства покинул Н.С. Хрущев, закончилась и знаменитая хрущевская оттепель, во время которой в СССР активно проводились разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. На смену им пришли уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не вернулась к сталинизму, начался ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Реформа предполагала:

  • ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;
  • сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;
  • переход на экономические стимулы;
  • ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;
  • новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями: аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 г. стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно-управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии). Кроме того, сказалась банальная нехватка денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 гг.

В 1980 г. Косыгина освободили от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 г., он умер. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но и внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.

Восьмая пятилетка — 1966-1970

Восьмая пятилетка (1966-70) под руководством преемника Хрущева на посту главы партии Брежнева записала на свой счет респектабельную статистику роста: национальный доход увеличился на 41 процент, промышленное производство 50 процентов, согласно государственной статистике. Рост производства товаров производственного назначения (51 процент) лишь немного опережал рост потребительских товаров (49 процентов), отражая растущую озабоченность плановиков бедственным положением потребителей. В конце 1960-х годов Брежнев повысил закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, сохранив при этом розничные цены для потребителей на неизменном уровне. Таким образом, сельское хозяйство стало чистым бременем для остальной экономики. Несмотря на рост производства, показатели сектора оставались неудовлетворительными. Стране приходилось импортировать все больше зерна с Запада.

Экономистом, наиболее широко отождествляемым на Западе с реформами, был Е. Г. Либерман, который не был ни математически ориентирован, ни радикален в своем подходе. Либерман был умеренным, чьи относительно скромные предложения в какой-то мере нашли отражение в реформах, проводившихся с 1965 года. не вызовет сильного сопротивления со стороны ортодоксальных экономистов. Однако представляется, что реальная интеллектуальная основа для реформы была создана крупными современными экономистами, такими как Немчинов, Новожилов и Канторович, для которых Либерман был приемлемым представителем.

В сентябре 1965 года Косыгин объявил о комплексной плановой реформе, реализовавшей некоторые идеи харьковского экономиста Евсея Либермана. При Хрущеве больше внимания уделялось потребительскому сектору, в том числе жилищному. Но изменения были проведены слишком стремительно, слишком односторонне и слишком «бесплатно» для партийцев, Хрущев был свергнут в 1964 году, и экономика вернулась к своему прежнему режиму работы, т. экстенсивный рост, а не интенсивный рост.

Был кратковременный всплеск активности с предложениями Либермана сделать рентабельность, т. е. норму прибыли (определяемую как отношение полученной прибыли к сумме оборотного и основного капитала, а вовсе не прибыль в западном понимании), принцип показатель экономической эффективности. Идеи советского экономиста Ю.Г. Либерманы были опубликованы в статье о роли рентабельности и прибыли вообще в советской экономике в «Правде» 9 сентября 1964 г. Реформы Либермана представляли собой строго числовую количественную меру нормы прибыли. Это была сумма прибыли, разделенная на основной и оборотный капитал. Это все, что было; это не была настоящая реформа. Это была строго статистическая мера. Хрущев пытался решить все экономические проблемы за счет организационных преобразований, но нужно было заняться существенными вопросами.

В связи с генезисом предложений по экономической реформе 1965 года советские планировщики пришли к убеждению, что ключ к улучшению экономических показателей лежит в разработке гораздо более «научных» основ и методологий централизованного планирования. Призыв к более «научно обоснованным» планам включал две основные идеи. Первый. долгосрочные прогнозы научно-технического развития должны быть выполнены достаточно подробно, а во-вторых, все части плана должны быть основаны на прогнозах (прогнозах) экономических и социальных переменных, сделанных с использованием современных математических и экономических моделей. Планировщики понимали, что советская экономика не участвует в происходящей мировой технологической революции, и, видимо, полагали, что если делать точные прогнозы техники, то планы могут их учитывать, и послужной список СССР в этой области улучшится.

Возникшее в результате увлечение прогнозированием, по-видимому, возникло в речи премьер-министра Косыгина перед чиновниками Госплана в 1965 году. Подчеркивая важность научно-технического прогресса, он сказал: «Можем ли мы в прогнозах народного хозяйства игнорировать обоснованные прогнозы, касающиеся будущее? Нет, мы не можем». Институционализация прогнозирования была обеспечена в рамках восьмой пятилетки «Госпланом важнейших научных исследований», включавшим комплексный план разработки социально-экономических прогнозов и прогнозов развития техники на 19 лет.71-75 и далее.15 Десятки институтов запустили прогностические программы, чему в значительной степени способствовала растущая доступность большего количества и более совершенных компьютеров.

В декабре 1966 г. под эгидой Госплана и Академии наук была проведена первая Научная конференция по народнохозяйственному прогнозированию. Активная поддержка прогнозирования на высоком уровне также вызвала оживленную теоретическую дискуссию о роли таких прогнозов в социалистическом планировании; эта тема была чувствительной, так как она возродила методологические и идеологические вопросы планирования, бездействовавшие с XIX века.

20-е годы. 7 Прагматики преодолели идеологические сомнения изречением: «План без прогноза так же невозможен при социализме, как прогноз без плана».

Восьмой пятилетний план (1966-70 гг.) разрабатывался на основе Директив 23-го съезда КПСС (1966 г.), а также решений октябрьского (1964 г.), мартовского и сентябрьского (1965 г.) пленумов ВКП(б). ЦК КПСС, на котором была разработана долгосрочная программа дальнейшего развития экономики страны. Важнейшим звеном этой программы является переход к отраслевому принципу управления народным хозяйством, широкое экономическое стимулирование роста и совершенствования производства. Основной экономической задачей пятилетки было обеспечение значительного роста промышленности, высоких устойчивых темпов развития сельского хозяйства и значительного повышения жизненного уровня народа за счет использования достижений науки и техники, промышленное развитие всего общественного производства, повышение его эффективности. Важнейшей особенностью этого плана является одновременное ускорение темпов экономического развития страны и повышение уровня жизни народа.

План разрабатывался и реализовывался в условиях развертывания экономической реформы, представляющей собой комплекс мер по совершенствованию планирования, управления и управления, что благоприятно сказалось на его реализации. Впервые сформулированная задача обеспечения индустриального развития всего общественного производства предусматривала его оптимальную концентрацию и экономически целесообразную специализацию, внедрение высокопроизводительных машин и прогрессивной техники, научную организацию производства и труда во всех отраслях промышленности. народное хозяйство. Была поставлена ​​задача — осуществить в основном переход на всеобщее среднее образование.

Сравнение с предыдущими планами осложнялось тем, что восьмая пятилетка была опубликована только в виде директив. Однако основные направления технического прогресса, предусмотренные в Плане, аналогичны тем, которые применялись в предыдущих планах. такие как акцент на электрификацию, механизацию и автоматизацию, а также на увеличение производственных единиц.

Основные задачи пятилетки выполнены, а по ряду важных показателей перевыполнены: национальный доход вырос на 41,5% вместо 38-41% по плану, реальные доходы на душу населения — на 33% по сравнению с 30%, промышленного производства — на 50,5% вместо 47-50% и т. д. Ускорились темпы роста сельскохозяйственного производства. Среднегодовая продукция этого сектора увеличилась на 21% против 12% в предыдущей пятилетке. За годы 8-й пятилетки значительно вырос экономический потенциал страны. Производственные основные фонды в народном хозяйстве увеличились на 48%. Коэффициент обновления этих фондов составил 44, а в сельском хозяйстве — 54%. По сравнению с 1961-65 объем средств, направляемых на капитальное строительство, увеличился на 43%, темпы роста производительности общественного труда ускорились на 37% против 29% в предыдущей пятилетке.

Построено более 1900 крупных промышленных предприятий и сооружений. Среди них — Приднепровская ГРЭС, Волжский трубный завод, домны объемом 2700-3000 м 2 , Донецкая камвольно-прядильная фабрика, трикотажные фабрики в Волгограде, Шахтерске и Лениногорске, обувные фабрики в Волгограде и Череповце и др.

Формирование Единая энергетическая система европейской части СССР завершена. Создана объединенная энергосистема Центральной Сибири. Возросла роль интенсивных факторов в росте национального дохода, что выражается в ускорении темпов роста производительности труда, снижении материалоемкости продукции, улучшении использования основных фондов во многих отраслях. Это дало возможность проводить различные мероприятия по улучшению жизненного уровня народа. Дальнейшее совершенствование территориальных пропорций способствовало развитию экономики союзных республик и экономических районов страны, ускорению темпов роста промышленности восточных и северных районов. Наряду с ускорением темпов экономического развития улучшились основные экономические показатели и пропорции. Важнейшим направлением этих изменений является увеличение доли ресурсов потребительского потребления.

Политбюро установило основные направления годового и пятилетнего планов, которые затем были составлены правительственной плановой организацией. Политбюро рассмотрело эти проекты и рекомендовало их к принятию ЦК партии, который, в свою очередь, утверждает их. Затем они были официально ратифицированы Верховным Советом СССР или законодательным органом правительства, тем самым придав им силу закона для всех форм советской деятельности. Единственное недавнее исключение из этой практики произошло, когда Верховный Совет СССР не ратифицировал проект директив 8-й пятилетки (1956-70), изданные XXIII съездом КПСС, — может быть, из-за конфузии, ибо они были изданы почти через два года после того, как план якобы вступил в силу.

Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) предусматривала строительство 52 млн кв.м. жилья, которое будет строить Coops. Вместо этого только 33,5 млн кв.м. были построены — менее двух третей от ожидаемого количества. По плану восьмой пятилетки число всех квалифицированных наемных рабочих в машиностроении должно было увеличиться в течение 19 лет.66-70 на 35,1%, в химической промышленности на 68,0%, в черной металлургии на 9,2%, в строительных материалах на 30,9%, на железнодорожном транспорте на 14,5%, в строительстве на 12,0%. В угольной промышленности их число должно было снизиться на 11,6 процента. Несмотря на расширение профессионально-технического школьная система в течение 1960-х годов, однако, поставки. вновь подготовленные рабочие, по-видимому, еще далеко не удовлетворяли спрос в различных отраслях промышленности. Таким образом, в 1970 ни одно из этих отделений не могло рассчитывать на то, что оно сможет заполнить более одной трети своих вакантных квалифицированных рабочих мест квалифицированными выпускниками профессионально-технических учебных заведений.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Распад СССР не был стихийным процессом — Клуб «Валдай»

Распад Советского Союза — это история распада бюрократического общества. Эксперты в России и на Западе опасаются того, что они могут обнаружить, изучая этот феномен. Возможно, им придется рассмотреть возможность того, что аналогичный процесс может возникнуть в других странах.

Valdaiclub.com интервью с Алексеем Фененко, ведущим научным сотрудником Института проблем международной безопасности РАН РАН.

Что послужило катализатором распада Советского Союза?

Я думаю, что распад Советского Союза был не спонтанным процессом, а скорее сознательным усилием Коммунистической партии и государственных аппаратчиков по демонтажу страны. Этот процесс происходил на фоне полной общественной апатии. Я не помню ни одного акта в защиту ни Советского Союза, ни его Коммунистической партии (КПСС).

История распада Советского Союза плохо изучена ни в России, ни на Западе. В большинстве публикаций на эту тему преобладают идеологически окрашенные мифы о «борьбе коммунистов и демократов». Я не думаю, что это случайность. Распад Советского Союза — это история краха бюрократического общества. Эксперты в России и на Западе опасаются того, что они могут обнаружить, изучая этот феномен. Возможно, им придется рассмотреть возможность того, что аналогичный процесс может возникнуть в других странах.

А что послужило причиной коллапса?

События 1991 года были порождены процессами, начавшимися еще в 1960-х и 1970-х годах. Через 15-20 лет эти процессы назрели и дали результаты.

Во-первых, Советский Союз достиг паритета ядерных вооружений с Соединенными Штатами. У советской элиты появилось беспрецедентное в истории России чувство внешней безопасности. Это чувство позволяло им подвергать страну экспериментам, не опасаясь иностранного вмешательства.

Во-вторых, советское руководство отказалось от реформы экономики. Реформа Алексея Косыгина 1965 года была последней попыткой изменить экономику. В случае успеха она нанесла бы серьезный удар по интересам госплана и госснаба. Они выиграли от Пражской весны 1968 года, которая была прервана, когда советские войска вошли в Чехословакию. Это заставило брежневское руководство опасаться перемен и заморозило реформы Косыгина. Первый скачок цен на нефть в 1973 усугубил ситуацию, позволив Москве увековечить системы управления экономикой 1940-х годов.

В-третьих, сформировался мощный сектор теневой экономики. Это была система производства и распределения товаров, которой официально не существовало. После 1968 г. руководители крупных предприятий пришли к выводу, что реформировать систему при жизни нынешнего поколения невозможно, а следует вносить фактические, т. е. незаконные, изменения. Они развернули активное сотрудничество со своими теневыми коллегами.

Первоначально советское руководство относилось к этой практике терпимо. Теневая экономика восполняла то, чего не хватало плановой экономике, прежде всего за счет производства дефицитных товаров. Но теневой экономике нужны были покровители, и элиты республики быстро слились с теневым сектором. Это подогревало их стремление к гарантиям от действий центральной власти.

В-четвертых, усилился сепаратизм региональных элит. В 1976 году Брежнев на какое-то время был объявлен клинически мертвым и потерял контроль над внутренней политикой. Руководители республик договорились с председателем Комитета государственной безопасности (КГБ) Юрием Андроповым о его реформе. До 1976 КГБ подчинялся Совету Министров. Реформа превратила агентство в «национально-республиканское» министерство, т.е. подчиненное как центру, так и республикам. В каждой республике появилось собственное КГБ, и контроль центра над республиками ослаб.

В-пятых, обострился конфликт между Коммунистической партией и органами власти. Отношения между ними были, мягко говоря, непростыми. Формально Коммунистическая партия не могла отдавать приказы Совету Министров. Он был в состоянии лишь апеллировать к своей «партийной совести». 1977 Конституции провозгласила КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества», то есть опорой власти в стране. Но если партия обладала верховной властью, то какую роль играли Верховный Совет, Совет Министров, госплан и продовольственные комитеты, облисполкомы? Именно поэтому в 1970-е годы происходили закулисные дебаты о снижении роли партии.

В-шестых, Конституция 1977 года отнесла принятие решений к компетенции Политбюро ЦК КПСС. Государственные учреждения отошли на второй план. Но члены Политбюро были слишком стары и больны, чтобы нести бремя такого стресса и ответственности.

В-седьмых, с середины 1970-х страна жила без настоящего лидера. И снова Брежнев сохранил небольшой контроль после того, как в 1976 году его ненадолго объявили клинически мертвым. Андропов и Константин Черненко были слабыми, когда их избрали, а Михаил Горбачев считался слабым политиком без команды, прежде чем он пришел к власти. Без действительно компетентного лидера система может функционировать 10-12 лет. Через десять лет после 1976 года мы подошли к 1986 году, когда советская система начала рушиться.

Все эти процессы еще более усугубились с приходом Андропова к власти. Тогда же были возбуждены уголовные дела против высокопоставленных чиновников (дело Медунова, дело Чурбанова, дело Елисеевского гастронома и другие). Начался узбекский кейс, в котором рассматривались связи руководства республики с теневой экономикой. Республикам, в первую очередь прибалтийским, приходилось платить больше в союзный бюджет. Элиты, включая местную номенклатуру, были на тонком льду: уголовное дело могли возбудить против любого, учитывая теневую экономику. Страна оказалась под угрозой номенклатурной катастрофы.

Горбачев был серьезен, когда сказал, что история оставила нам мало времени. В середине 1980-х годов советское руководство опасалось, что события могут выйти из-под контроля. Все хотели перемен. Дебаты были сосредоточены на том, в какой степени следует реформировать советскую систему.
Хотело ли общество перемен? Было ли оно готово?

Партийная идеология уже рухнула к началу перестройки. Это была вина партии. В 1956 году КПСС осудила весь сталинский период. Китай унаследовал сталинский проект. В 1964 партия осудила весь хрущевский период. В 1983 году Андропов критиковал брежневский период за «нарастание застоя». В партийных уставах 1970-х ни Сталин, ни Хрущев почти не упоминались. Любой, у кого есть хоть пол-мозга, задавался двумя вопросами: Почему КПСС умалчивает о 80% своей истории? И что за система в Советском Союзе, если каждый новый лидер только вредит своей стране?

Андропов ухудшил ситуацию, когда объявил в 1983: «Мы плохо знаем общество, в котором живем». Это привело к следующему вопросу: «Кто мешал вам столько лет изучать собственное общество?» Если председатель КГБ не знал общества, то чего общественность могла ожидать от других? Подобные действия партии подрывали официальную идеологию больше, чем малодоступные сочинения советских диссидентов или полумифические подрывные действия ЦРУ.

Кто, на Ваш взгляд, из отечественных политиков сыграл решающую роль в распаде Советского Союза и почему?

Ни один крупный советский политик не призывал к возврату к брежневской эпохе в конце 1980-х. Конфликт разгорелся не между консерваторами и демократами, а между разными группами реформаторов.

Основной целью Горбачева было снижение роли партии. В течение первых двух лет своего пребывания в должности он поддерживал «стратегию акселерации» Совета Министров — запоздалую идею расширить права предприятий. Он также провозгласил курс партийной реформы, призванный уменьшить ее власть. Чтобы ускорить эту трансформацию, Горбачев искусственно создал в ЦК КПСС две платформы — консервативный проект Егора Лигачева и реформистский проект Александра Яковлева, хотя обе стороны выступали за перемены.

Все изменилось после пленума ЦК в январе 1987 года. Его повестка была изменена за день до открытия. Пленум раскритиковал стратегию акселерации, заявив: «Вам дали два года, и что мы должны за это показать? Чернобыльская катастрофа? Катастрофа «Адмирала Нахимова»? И так, стратегия была прекращена. На смену ей пришла гласность — сознательная попытка опубликовать антисталинские материалы в СМИ. Цель состояла не в том, чтобы критиковать Сталина, а в том, чтобы создать фон для делегитимации партии.

Этот пленум расколол советскую элиту. Между различными группами влияния вспыхнули боевые действия и фракционность. Совет министров Николая Рыжкова чувствовал, что играет в проигрышную игру. КПСС раскололась на несколько групп интересов. Группа Лигачева хотела умерить реформу в духе «ускорения». Группой Горбачева двигали идеалы Пражской весны. Группа Яковлева выступала за превращение партии в западноевропейскую социал-демократию. Четвертая группа призывала к ускоренной приватизации общественной собственности и, по сути, к демонтажу социального государства. Позже их лидером стал Борис Ельцин.

Руководители Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) всегда чувствовали себя в Советском Союзе ущемленными. Достаточно сказать, что Россия была единственной республикой в ​​Советском Союзе без собственной коммунистической партии и полноценного капитала. В 1970-е они поддерживали «правых диссидентов» — деревенских прозаиков, пытавшихся разжечь дебаты по «русскому вопросу». Таким образом номенклатура республики пыталась повысить свой статус в Советском Союзе. Риторика Ельцина оказалась выгодной для определенных слоев элиты.

Ельцин был партийным функционером еще с брежневских времен. В своем выступлении во Владивостоке в 1986 году Горбачев выступал за то, чтобы такие чиновники, как Ельцин, были смещены со своих государственных постов. Осенью 1987 года конфликт Ельцина с Горбачевым лишил его места первого секретаря Мосгоркома. На девятнадцатой партийной конференции Ельцин потребовал отмены партийных привилегий и приватизации государственной собственности. Но кто мог купить недвижимость в Советском Союзе в 1988? Всего три группы людей – высшие партийные функционеры, игроки теневой экономики и, возможно, КГБ. Они многое выиграли от подъема Ельцина.

Отсюда и последующий конфликт Ельцина с профсоюзными лидерами. Совет Министров Рыжкова предложил постепенную приватизацию через крупные кооперативы, то есть казенные организации. Руководство РСФСР выступало за ускоренную приватизацию, предусмотренную 500-дневным планом. Союзное руководство отказалось от этого плана, и Ельцин заявил о своем решении осуществить программу в РСФСР. Попытка Горбачева превратить Коммунистическую партию РСФСР в силу, противостоящую Ельцину, провалилась. Это привело к «войне законов» в 1990 и фактическое разрушение советской экономики.

И каково было внешнее влияние на этот процесс?

Соединенные Штаты объективно выиграют от распада Советского Союза. В 1948 году Вашингтон поставил перед собой цель сузить советскую сферу влияния и уменьшить (в идеале — демонтировать) боевой потенциал Советского Союза. Еще в конце 1970-х аналитические центры США предсказывали нарастание кризиса в Советском Союзе. В 1981 году Вашингтон ужесточил свою внешнюю политику во многом благодаря этим ожиданиям. Судя по документам, администрация Рейгана была удивлена, увидев, что к 1919 году в Советском Союзе не разразился серьезный кризис.84.

Во время перестройки администрации Рейгана и Буша сохраняли профессиональную позицию по отношению к Советскому Союзу. Они не вмешивались во внутренние процессы, но говорили об окончании «холодной войны», о начале «новой эры» и подписывали соглашения о сокращении своих арсеналов вооружений. Тем самым американцы усиливали чувство внешней безопасности советской элиты и позволяли ее группировкам расплачиваться друг с другом по своему усмотрению. Ни Горбачев, ни любой другой политик не смогли консолидировать советскую элиту вокруг антиамериканской повестки. При отсутствии внешней угрозы элита распадалась на конфликтующие группировки.

И все же, почему не удалось предотвратить распад Советского Союза? Почему попытки, подобные августовскому перевороту, провалились?

Главной причиной этих неудач была психология элиты в последние годы Советского Союза. Она формировалась не в сталинскую эпоху, а в бюрократические эпохи Хрущева и Брежнева. Одна лишь одаренность не гарантировала политическому деятелю блестящей карьеры. Способность маневрировать и приспосабливаться ценилась выше. Но это была не та среда, в которой просто борьба за выживание представляла собой какую-либо трудность. В брежневское время проигравших отправляли за границу в качестве послов или, в худшем случае, «делать ответственную партийную работу» в провинции. Эта элита была неспособна сопротивляться.

Возможность смещения Горбачева была главной интригой конца 1980-х. Дискуссия о его смещении началась в кулуарах КПСС в конце 1986 года. Накануне девятнадцатой партконференции в СМИ появилась информация о том, что такая дискуссия имела место. Но Горбачева не сняли, опасаясь усиления влияния других групп. Несмотря на это, Горбачев не рискнул пойти на прямые выборы президента СССР в 1990 году. Вместо этого он был избран третьим съездом народных депутатов. Президенты союзных республик, в том числе Ельцин, избирались на прямых выборах.

Поражение ГКЧП было предопределено балтийскими событиями в январе 1991 года. По словам очевидцев, Горбачев устно приказал военным штурмовать телецентр в Вильнюсе, но позже отказался признать, что сделал это. После этого военные заявили, что не будут принимать никаких приказов, кроме как в письменной форме. Так, министр обороны Дмитрий Язов потребовал от ГКЧП письменного приказа о штурме Белого дома, но так его и не получил. Помня об опыте Вильнюса и Риги, он отказался атаковать Белый дом.

Как распад Советского Союза повлиял на ситуацию и стабильность в регионах?

Союзный договор 1922 г. был противоречивым. Договор закреплял право республик на выход из состава Советского Союза, но не определял никаких процедур, по которым это могло бы произойти. Ни о праве автономных республик на выход из союза, ни о праве автономных краев и областей на изменение своего статуса не упоминалось. Именно вокруг статуса возникло большинство конфликтов и разногласий в Советском Союзе.

Отношения Горбачева с руководителями союзных республик никогда не были легкими. В марте 1985 года против его выдвижения выступили три первых секретаря республиканских компартий — Владимир Щербицкий из Украины, Гейдар Алиев из Азербайджана и Динмухамед Кунаев из Казахстана. Вскоре в их республиках вспыхнули межэтнические конфликты. Кунаев был снят со своего поста в 1986 году. В 1987 году разгорелись споры о возвращении крымских татар. В 1988 году в Нагорном Карабахе разгорелся конфликт. Руководители республики обвинили Горбачева в создании напряженности для устранения неугодных лидеров.

Ситуация ухудшилась в 1990 году, когда была отменена статья 6 Конституции. Лидеры коммунистических партий в республиках искали новый источник легитимности. В 1990 г. большинство советских республик приняли декларации о суверенитете, провозгласившие верховенство местных законов этих республик над союзным законодательством. Профсоюзный центр не признал эти декларации. Более того, 26 апреля 1990 г. Верховный Совет принял инициированный Горбачевым закон о праве автономных республик участвовать в обсуждении Союзного договора. Эта акция разожгла сепаратизм в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Крыму, Чечено-Ингушетии и Татарстане.

Августовский переворот 1991 года сорвал подписание Союзного договора. Республики начали принимать декларации о независимости, а не о суверенитете. Не признал их и профсоюзный центр. Но на этот раз автономные республики начали принимать эти декларации. Достаточно упомянуть Нагорный Карабах и Приднестровье, а также Чечню и Татарстан в составе РСФСР. Эти игры в итоге привели к подписанию Беловежских соглашений.

А в более широком смысле, как распад Советского Союза повлиял на систему международных отношений?

Его крах до сих пор определяет характер и тональность международных отношений. Декларации о суверенитете и независимости были основаны на шатком правовом основании. Все бывшие республики, включая Россию, требовали иностранного признания своих границ 1991 года, а также легитимности своих лидеров. Именно поэтому все они сразу заявили о своем намерении развивать партнерские отношения с Соединенными Штатами. Российское руководство также нуждалось в помощи Вашингтона в выводе ядерного оружия из бывших союзных республик. Ельцин хотел, чтобы его признали законным лидером в его борьбе с Верховным Советом.

США помогали в этом Ельцину, но взамен администрации Буша и Клинтона надеялись получить уступки по стратегическим вопросам, таким как быстрое сокращение стратегического потенциала России. Однако Россия не пошла на одностороннее разоружение. Он сохранил свой военно-промышленный комплекс и ядерный потенциал, сравнимый с потенциалом США.

Возник потенциальный конфликт. Ялтинско-Потсдамская система была ликвидирована, но ее физическая основа, представленная паритетом ядерных вооружений Москвы и Вашингтона, осталась нетронутой. Этим объясняются многочисленные заявления американских экспертов о том, что холодная война закончилась для США не лучшим образом. Отношение Вашингтона к Ельцину изменилось в 1919 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *