Корабль петр первый: Именем царя: какие корабли и суда называли в честь Петра I

Как Петр I взял шведов на абордаж: первый триумф русского флота

7 августа (27 июля по ст. ст.) 1714 года в Гангутском сражении русский флот одержал первую в своей истории морскую победу.

Среди героических свершений нашего оружия в эпоху Петра Великого особое место занимают успехи русского флота, созданного при непосредственном участии царя. Важнейшее значение для успешного завершения долгой Северной войны имела самая первая в славной истории нашего флота великая победа на Балтийском море.

К тому моменту Северная война длилась уже более 14 лет. Инициатива в военных действиях давно принадлежала России, позади были яркие виктории при Лесной и Полтаве. Шведы, если вспомнить Пушкина, гнулись по всем направлениям, кроме морского.

Пора выходить в море

Созданию флота Пётр I в годы той войны придавал первостепенное значение. Ещё до Гангута Россия захватила ключевые порты Эстляндии, Лифляндии, большую часть Финляндии, тем самым лишив шведов опорных баз за пределами их собственной территории.

Тем не менее полноценного выхода к морю Россия не получила, поскольку на Балтике господствовали шведские корабли. Русский флот свою мощь пока не подтвердил. Нужна была серьёзная и беспрекословная победа над шведами на море. И она пришла летом 1714 года.

Накануне Гангута балтийские верфи работали денно и нощно, на Балтику работал Архангельск, Пётр закупал военные суда за границей. Однако русские корабли все еще уступали шведским и по числу, и по качеству, и по уровню подготовки экипажей. Это делало недавно захваченные крепости и порты очень уязвимыми. Важнейшим из таких пунктов был взятый русским десантом в августе 1713 года город-крепость Або (Турку) на восточном берегу Ботнического залива напротив Стокгольма. Здешний гарнизон нуждался в поддержке с моря.

Галеры – шведу смерть

Важную часть русского флота на Балтике составляли галеры и скампавеи – небольшие гребные суда, вооруженные одной-двумя пушками и обладавшие высокой маневренностью. Если бы флотилия подобных кораблей сумела прорваться в Аландский архипелаг, изобилующий крохотными островами и кривыми узкими проливами, парусному шведскому флоту пришлось бы покорно оставить этот важнейший район. И шведы это хорошо понимали.

Ещё в марте 1714 года из Стокгольма вышла эскадра под командованием адмирала Густава Ватранга, задачей которой было не выпустить русских из Финского залива. Эскадра состояла из 15 линкоров, 3 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей и 9 галер. Если учесть, что весь Балтийский флот России насчитывал всего лишь не самых выдающихся 16 линейных кораблей, а также около 150 галер и скампавей, которые в серьёзном бою никто не учитывал, шансы совладать со шведской стеной были призрачными.

Но в июне адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин с 15 тысячами солдат на 99 галерах, скампавеях и транспортах перешёл из Петербурга в Гельсингфорс (ныне Хельсинки). Предназначались эти силы для возвращения Або, а если повезёт – и для высадки в Швеции. Для прикрытия Апраксина все наличные линкоры Пётр сосредоточил у Ревеля (ныне Таллин). Этим он заставил шведскую эскадру Ватранга метаться и подготовил успех у Гангута.

Дальнейшие действия русских адмиралов превосходят все похвалы. Столь чёткой слаженности действий и быстроты в истории надо поискать.

Отряды Ватранга заняли позицию у южной оконечности полуострова Гангут (Ханко), но затем сместились ближе к бухте Тверминне, где ширина перешейка, соединяющего полуостров с материком, составляет около 2,5 км. Это позволяло построить волок, по которому небольшие гребные суда русских могли быть легко перетащены в тыл шведам.

Однако вскоре шведский адмирал узнал о том, что корабли Петра начали движение от Ревеля к Гангуту. Ватранг узнал и о том, что за зиму в состав русского флота влились 5 купленных в Англии и Голландии линкоров, а также построенные в Архангельске 52-пушечные «Гавриил» и «Рафаил».

Тем временем солдаты Апраксина начали сооружать тот самый деревянный помост через перешеек, а также полевые укрепления на случай высадки шведского десанта. За 48 часов до битвы Ватрангу сообщили об этом местные жители. Шведам пришлось разделить свой флот. Половина его (7 кораблей, включая флагман «Бремен», и два фрегата) осталась у мыса Гангут, чтобы остановить главные силы русских, которые на самом деле спокойно вернулись в Ревель.

8 линкоров и 2 бомбардировочных корабля под началом вице-адмирала Эрика Юхана Лиллье направились к бухте Тверминне. Силы контр-адмирала Нильса Эреншёльда (6 галер и 3 шхербота) были посланы к северо-западной оконечности полуострова Гангут, где заканчивался волок. Этой промашкой шведов русские незамедлительно воспользовались.

Царский абордаж

День 6 августа 1714 года (по н. ст.) был безветренным. Полный штиль не давал шведским кораблям маневрировать. У русского командования возникла мысль проскочить мимо шведов. И вскоре отряд из 20 галер командора Матвея Христофоровича Змаевича рванул на вёслах через шхеры под самым носом Ватранга.

Шведский адмирал приказал немедленно спустить на воду шлюпки, чтобы отбуксировать корабли ближе к берегу, поскольку ядра его пушек до русских не долетали. Пока шлюпки тащили тяжёлые линкоры, вдоль берега проскочил ещё один отряд из 15 галер. Шведы подошли ближе к берегу и полностью перекрыли прибрежный фарватер своим огнём.

В ночь на 7 августа Ватранг отошёл в море, чтобы избежать внезапного абордажа русских. Однако те и не собирались никого атаковать. Вместо этого оставшиеся 64 судна Апраксина с находившимися на борту войсками преспокойно прошли по освободившемуся фарватеру в шхеры близ Або. Спохватившиеся шведы смогли выпустить вослед лишь несколько ядер. Одно из них (весом в 24 фунта) оторвало каблуки и подмётки у сапог поручика Нижегородского полка де Колера. Это были самые серьёзные повреждения у русского флота.

Эти 64 корабля полностью отрезали отряд Эреншёльда от главных сил. Тот пытался уклониться от боя, однако заблудился в лабиринте Аланд и оказался запертым в Рилаксфьорде. К шведскому контр-адмиралу для переговоров о сдаче был отправлен парламентёром Павел Иванович Ягужинский, который в 1722 году станет первым в русской истории генерал-прокурором.

Потомок викингов отверг предложение, и в два часа дня Апраксин отдал приказ об атаке. Рилаксфьорд очень тесен, поэтому в бой ушли лишь 35 русских галер, из которых 23 смогли поучаствовать в столкновении.

Шведские галеры были не чета русским – на каждой стояло по 14 пушек. Они выстроились полумесяцем и открывали огонь только при приближении на убойное расстояние – 300-400 метров. Но все силы русских были брошены на левый фланг шведов, там удалось пробиться через линию огня, и в дело вступила пехота. Первой жертвой её абордажа стала галера «Транан». Участвовал в абордаже и сам царь Пётр, именовавшийся во флоте шаутбенахтом (контр-адмиралом) Петром Михайловым.

Один за другим шведские корабли сдавались. Последним под натиском 11 русских галер пал шведский флагман «Элефант». Бой был стремительным и ожесточённым. Под конец шведы даже не заряжали пушки ядрами, стреляли чистым порохом, поражая наступавших пороховыми газами. Команда флагмана усилилась за счёт спасшихся с других судов, и потери здесь были особенно велики. В первом ряду сражался сам Эреншёльд. Он был ранен и упал за борт, однако его вытащили.

Всего из 941 члена шведских экипажей 361 человек погиб, остальные попали в плен. Потери русских составили 127 убитыми и 342 ранеными. Потопленных кораблей за русскими не числится, все шведские, естественно, были захвачены. Шведы, впрочем, впоследствии сочинили миф о своей героической битве при Гангуте, чего на самом деле не было.

Что для нас Гангут

Особого ущерба от потери отряда Эреншёльда Швеция не понесла. Её преимущество на Балтике осталось, и русскому флоту по-прежнему приходилось действовать с оглядкой. Однако Пётр I использовал Гангутскую победу максимально эффективно.

После поражения Ватранг тут же отдал приказ об уходе к Стокгольму, опасаясь русского десанта в Швецию, который стал более чем реальным. И уже в сентябре 1714 года такой десант высадился около города Умео и взял его без боя. Стало ясно, что теперь флот Швеции не способен защитить страну от вторжения.

Царь Пётр лично правил победные статьи о Гангуте, направленные в германские и голландские газеты. Был устроен торжественный въезд победителей в Санкт-Петербург. Но главное, что негромкая в военно-морском плане победа (захвачены один плавучий бастион и несколько галер) стала знаком того, что Россия может одолеть шведов на море. Другими словами, отсталая в глазах Европы страна, не имевшая ничего более серьезного, чем парковые лодочки для катания барышень, этими лодочками укатала великую морскую державу.

Для России бой при Гангуте стал первой крупной морской победой в её истории, при том, что соперник был куда как непрост и наводил страх на северные моря в течение веков. Тем не менее противник был повержен.

И Россия по достоинству оценила это событие. Все участники боя получили отчеканенную в честь Гангута медаль. Царь Пётр Алексеевич получил звание вице-адмирала. В Санкт-Петербурге была построена церковь святого Пантелеймона, в день которого была одержана победа. Пять российских и советских кораблей носили гордое имя «Гангут».

Летом 1714 года Россия поняла, что может никого не опасаться не только на суше, но и на море. И это приятное ощущение с тех пор наполняет гордостью и согревает вот уже 305 лет.

Обложка: pinterest.ru

Империя парусов и мачт. Построив флот в краткие сроки, Россия удивила весь мир

30 октября 1696 года первому в истории России общенациональному строительству был дан старт: Московское государство создало гигантское предприятие в складчину. Царь Петр Великий, убежденный, что без регулярного морского флота удержание уже занятых рубежей на Азовском море невозможно, поделил жителей страны на кумпанства. Каждым 10 тыс. частных крестьян и их владельцам вменили в обязанность строительство одного корабля. Государственных землепашцев, горожан, купцов и духовенство не оставили в стороне — для них образовали собственные кумпанства. В работе принял участие сам царь: возвратившись из Нидерландов мастером-плотником, он руководил постройкой корабля «Гото Предестинация». Средства, потребовавшиеся на создание флота, оказались настолько значительны, что юный Петр не осмелился объявить о повышении налогов лично и обратился к авторитету Боярской думы. Историки считают, что вложенные в морские суда государственные рубли равнялись по сумме 20% собиравшихся в России податей. От страны потребовалось усилие.

Морская картина, замри

В огромной сухопутной стране создать морской флот — с чего начинать? Одна из возможностей — идти от малого к большему.

Предшественники Петра Великого приобретали и сами строили небольшие суда, не имевшие военного назначения. Задача их виделась в защите от разбоя на море. Таков был «Орел», построенный в 1667 году близ Коломны. Корабль успели доставить к Каспийскому морю, но в 1670-м с судном произошло несчастье: его захватили и (по одной из версий) сожгли участники восстания Степана Разина. Когда порядок был восстановлен, пострадавший корабль на воду спускать не стали: простояв без дела в одном из протоков Волги, он пришел в негодность и был разобран на части. Предшественником «Орла» иногда называют голштинский «Фредерик», чье назначение также не было военным. Построенный в России, хоть и ходивший под иностранным флагом, он сел на мель уже во время своей первой экспедиции по Каспийскому морю в 1636 году.

Применить отечественные корабли не для охраны, а на войне — идея, пришедшая Петру Великому во время походов на Азов, владение которым Россия и османская Турция оспаривали с начала XVII века. В 1695 году Петр обратил внимание, что блокировать крепость, не имея морских судов, невозможно. Попытка добиться успеха другими средствами завершилась неудачей. Вернувшийся домой Петр принял решение о создании флота — сначала еще нерегулярного, а для ведения однократной кампании на воде. Но это было только начало.

Гравюра «Азовский флот под Азовом». Художник Адриана Шконебек, 1700 год

© Адриан Шконебек/Public domain/wikimedia commons

Петру помогал приобретенный им опыт. Ранее царь уже ходил на корабле «Святой Петр» к Соловецкому монастырю. А в 1693 году основал судостроительную верфь в Архангельске, где заложили фрегат «Апостол Павел». Но начатое в 1695 году строительство стало предприятием иного рода. За несколько месяцев были сооружены свыше тысячи примитивно устроенных кораблей — стругов (крупных весельных лодок), ординарных лодок и просто плотов. Для победы в новой войне за Азов этого оказалось достаточно. Но Петр был уверен: удержать занятые территории без создания другого — современного — флота невозможно.

Царь-корабельщик

Местом его строительства определили Воронеж. В конце XIX века власти этого города обратились к императору Александру III с просьбой закрепить за их губернией право называться родиной русского флота. Но император отказал, предпочтя Архангельскую, где корабли стали закладывать раньше. И все же именно Воронеж выиграл от развернутого Петром строительства больше всех в России. Положение города необратимо изменилось из-за прибытия тысяч мастеровых, присланных только что созданными кумпанствами. Многие из этих людей остались на новом месте, обеспечив неожиданное возвышение Воронежа: превращение из деревянной крепости в один из самых быстро растущих городов Московского государства.

Петр Великий лично инспектировал гигантское строительство, требуя превзойти результат, достигнутый в 1695 году, — построить линейные корабли, вооруженные пушками и годные для ведения боевых действий с противником мирового класса. С самого начала стало ясно, что к этой задаче Россия не готова: располагает только простыми плотниками. Поэтому мастеров-корабельщиков русскому царю пришлось нанимать за рубежом, соглашаясь брать на службу всех, кто изъявлял желание: британцев, голландцев, датчан, немцев. Их принимали на службу почти без разбору, не исключая тех, чьи профессиональные качества можно было поставить под сомнение.

Случившиеся из-за этого трудности не смущали царя, хотя зачастую ставили в тупик его подчиненных. Европейский интернационал, собравшийся под Воронежем, включал моряков разной выучки, не ладивших друг с другом. Единых стандартов корабельного дела не было. Скандинавы, нидерландцы, англичане строили у себя суда по-разному и, вынужденные сойтись на одной площадке, искренне не понимали друг друга. За всеми ними требовался контроль. Очень скоро у Петра появляется замысел отправить в Европу русских мастеров на обучение, а затем и, не теряя времени, направиться туда самому.

К матросам есть вопросы

«Великое посольство» Петра Первого (1697–1698) — дипломатическая миссия, в которой государь всея Руси принял участие под чужим именем, — ставила себе задачей знакомство с морским делом в странах Западной Европы, которым его развитие позволило утвердиться на побережьях отдаленных материков.  Четыре месяца, прожитых в Амстердаме, Петр провел почти исключительно на судостроительной верфи, обучаясь плотницкому ремеслу, а доехав до Великобритании, поступил в ученики к корабелам и там.

Петр Великий на верфи Дептфорд в Англии, 1698 год

© Universal History Archive/Universal Images Group via Getty Images

Царь, называвший себя бомбардиром (пушкарем) Петром Михайловым, уделял время личному общению с моряками, принимая их как равных себе. Это панибратство было не без задней мысли. Царь видел свою задачу в найме технических специалистов. С одних только английских берегов в Россию отправились 60 человек, а общее число рекрутированных по всей Европе превысило шесть сотен. Петру требовались любые кадры: корабелы, и плотники, и офицеры, и ученые и матросы — для будущего флота. Некоторых из них ожидала головокружительная карьера. В Амстердаме Петр Великий близко сошелся с матросом португальского происхождения Антоном Девиером и не забыл его в России. Став моряком русской службы, иностранец поднялся по карьерной лестнице до генерал-аншефа (выше только фельдмаршал), а затем сделался и генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга.

Один из тех, кто помогал Петру находить себе сотрудников потолковее, — норвежец, служивший в Нидерландах, Корнелиус Крюйс, сам записавшийся на русскую службу. Другие сподвижники Петра Великого ценили моряка за добросовестность, умение разбираться в людях… и уговаривать их с выгодой для России.

Благодаря Крюйсу русскую службу пополнили десятки высококвалифицированных голландских специалистов. Но, вопреки сложившемуся стереотипу, голландским ранний русский флот не был. Среди 672 иностранцев, прибывших в Архангельск летом 1698 года по найму, шире прочих были представлены датчане и шведы — их брали на службу матросами. Нидерландцы, следовавшие за Крюйсом, преобладали среди рекрутированных только в составе офицерского корпуса.

Начало русскому флоту положено

После возвращения из Великого посольства в 1698 году (часть времени у Петра ушло на решение судьбы мятежных стрельцов) царь отправился в Воронеж, вооруженный новыми знаниями и в сопровождении специалистов по морскому делу. Итог первых лет строительства мог вызывать сомнения. Тем более что инспекция началась скверно. Царский кортеж буквально застрял в непролазной октябрьской грязи. «Мы в сем пути несказанную нужу приняли от непогодья», — писал об этом сам Петр Первый.

На месте царь столкнулся со спешкой корабелов, стремившихся сдать суда слишком быстро, не считаясь с явными техническими промахами. Самыми досадными из них были использование непросушенной древесины и попытка обойтись без железа, которого не хватало: металлические крепления заменяли деревянными. Некоторые из дефектов Петр обнаружил сам. Для остального у него нашлись эксперты. Рожденная в спорах и компромиссах мастеров разных стран планировка кораблей была признана неоптимальной. Некоторые из них по этой причине требовали перестройки.

Корабль «Гото Предестинация». Художник Адриан Шхонебек, 1700-1701 год

© Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Петр подал пример в корабельном деле лично. Под его руководством на воронежской верфи возвели «Гото Предестинацию». Царь выступил одновременно и в роли конструктора, и работая топором. «Мы здесь зачали корабль, который может носить 60 пушек от 12 до 6 фунтов», — известил царь своих приближенных.

Когда судно было готово к спуску на воду, внимание Петра переключилось на пушки. Их литье или покупка за рубежом становится его задачей — после того, как первая версия русского флота уже создана.

Игорь Гашков 

Теги:

РоссияИстория

Почему линейный крейсер «Петр Великий» — самый впечатляющий военный корабль России

Статьи

Команда Могучая

HMS Dragon (на переднем плане) с российским линейным крейсером класса «Киров» «Петр Великий». (Королевский флот).

Теперь, когда украинские войска насильно переоборудовали российский ракетный крейсер «Москва» в подводную лодку, остается вопрос, что станет новой жемчужиной ВМФ России.

Есть пара основных кандидатов, за которыми стоит следить, например, фрегат класса «Адмирал Григорович» «Адмирал Макаров». «Макаров» принимал участие во вторжении России в Украину в 2022 году и считается главным претендентом на замену «Москвы» в качестве флагмана Черноморского флота России.

Худший соперник — склонный к авариям российский авианосец «Адмирал Кузнецов». Едва способный двигаться своим ходом, «Кузнецов» был описан как «сущий ад» для людей, которые служат в его команде.

Русский боевой поход Петр Великий 099 (Петр Великий).

Остается линейный крейсер Петр Великий , или Петр Великий. Первоначально заложенный в 1986 году, корабль должен был быть назван в честь Юрия Андропова, бывшего главы Коммунистической партии СССР. Когда СССР распался, его сменили на другую российскую историческую фигуру из давно минувших дней славы страны.

«Петр Великий» — российский атомный ракетный крейсер, настолько большой и боеспособный, что военные планировщики НАТО и США возродили термин «линейный крейсер» только для описания его и его класса военных кораблей.

После более чем 12-летней постройки корабль был наконец готов к эксплуатации в 1998 году, когда он был спущен на воду в Северном Ледовитом море и назван флагманом Северного флота России. С тех пор корабль является частью исторической демонстрации возможностей российского военно-морского флота. Если когда-либо на русской службе был корабль, который можно было бы считать впечатляющим, то это был бы «Петр Великий».

Учения по радиационной, химической и биологической защите атомного крейсера «Петр Великий».

В 2000 году линейный крейсер стал головным кораблём первых российских военно-морских учений после распада Советского Союза в 1991 году, которые проходили в Баренцевом море. Когда эти учения превратились в спасательную операцию по поиску и подъему подводной лодки «Курск» после аварии, потопившей подводную лодку, линейный крейсер взял на себя ведущую роль в обеспечении безопасности района.

Петр Великий также возглавил ВМФ России в 2004 году, когда большая часть флота страны отправилась в Среднюю Атлантику, чтобы провести крупнейшую военную игру со времен распада СССР. Там он встретился с другими важными кораблями ВМФ России, в том числе с «Кузнецовым». Путешествие из Арктики в Атлантику было его первым в истории дальним плаванием.

Четыре года спустя линейный крейсер снова покинул российские воды и впервые вошел в Карибское море — и впервые со времен холодной войны русский корабль сделал это. Его целью были совместные учения с кораблями ВМС Венесуэлы. Русские заходили в порты по всему региону, включая остановку в Гаване, Куба.

Оттуда «Петр Великий» отплыл в Турцию, Кейптаун и Индию, направляясь для участия в военно-морских учениях разных стран, что делает его, вероятно, одним из наиболее подготовленных кораблей России. Эта подготовка прошла проверку у берегов Восточной Африки, где было захвачено несколько пиратских судов.

Его подготовка и репутация сделали его естественным эскортом, когда «Адмирал Кузнецов» был отправлен на Ближний Восток для поддержки сирийского правительства в его продолжающейся гражданской войне и борьбе с ИГИЛ в 2016 году.

С тех пор он вернулся в свой порт приписки и в Баренцево море. , где он регулярно проводит учения – пожалуй, единственный корабль, которым Россия может гордиться.

ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ, НАЗВАННЫЙ ИМЕНЕМ ЦАРЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СТОЙКОСТЬ РОССИИ ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ, НЕСМОТРЯ НА РАЗНООБРАЗИЕ

Комментарий by Иэн Баллантайн — РЕДАКТОР

Флагманский корабль Северного флота России и атомный линейный крейсер РФС «Петр Великий» (РФС «Петр Великий») на Балтике в 2016 году. Фото: Майкл Нитц.

К концу 1992 года казалось, что новый мировой порядок установлен вместе с прекращением баланса террора. Западные страны и Советский Союз больше не будут огрызаться друг на друга, угрожая взаимно гарантированным уничтожением.

Российская империя рухнула, и теперь демократия западного образца, свободы и гражданские права будут распространяться по всему миру – коммунизм умер, да здравствует капитализм и самоопределение!

Фрэнсис Фукуяма в своей книге «Конец истории и последний человек» предположил, что распад Советского Союза на самом деле был не только «уходом определенного периода послевоенной истории, но и концом истории как таковой». в котором он пообещал, что «западная либеральная демократия как окончательная форма правления» будет безраздельно господствовать.

Для простых россиян это действительно были худшие времена, с пьяным президентом Борисом Ельциным у руля, когда-то подвластные территории (вроде Украины) отрывались, экономика в сортире, анархия на улицах. Некогда могущественный СССР был разгромлен и крайне унижен, истощенный рыцарь умирал в своих потускневших, ржавых доспехах.

Летя в Санкт-Петербург, чтобы сообщить о визите разведывательного корабля Королевского флота HMS Herald в целях оборонной дипломатии, я каким-то образом поселился с моим сопровождающим из Министерства обороны Великобритании в ветхом отеле с табличкой: «Закрыто навсегда». Оно казалось весьма подходящим для описания судьбы всего Советского Союза.

Моряки на борту HMS Herald осматривают Финский залив во время визита своего судна в Санкт-Петербург в конце 1992 года. Фото: Иэн Баллантайн.

Позже, после прогулки на подводных крыльях ВМФ России по замерзшему Финскому заливу до острова Котлин и Кронштадтской военно-морской базы, я побывал на пришвартованном в котловине военном корабле. Во время светского мероприятия на борту я выпил 16 тостов с водкой за русского адмирала и его помощников, к большому ужасу официальных лиц британской делегации, которую я сопровождал. Каждый тост сопровождался закусками – «мало еды» – чтобы впитать его, и не раз русский адмирал предлагал нам отдать честь «прекрасным женщинам мира!»

Младший офицер Балтийского флота беседовал со мной наедине, размышляя о печальной судьбе когда-то могучего российского флота, который, по его словам, порет свои подводные лодки иранцам, а его моряки продают с плеч обмундирование, чтобы прокормить свои семьи . Он вздохнул, что теперь он больше конторский служащий, чем моряк.

Во время той же поездки я посетил в мэрии политика, отвечающего за управление одной из петербургских военно-морских верфей. Он задавался вопросом, что делать с тысячами рабочих, занятых строительством нового линейного крейсера с ядерной силовой установкой. Это был корабль, который будет назван в честь царя Петра Великого, грозного правителя, основавшего город и флот в начале 1700-х годов. Но теперь российский флот казался лишним, и поэтому, естественно, возникали опасения, что рабочие верфи тоже… но как справятся их семьи?

Однако, посетив Санкт-Петербург три года спустя по случаю превращения фрегата HMS Chatham в флагман Великобритании на мероприятиях, посвященных 50-летию Победы, я обнаружил, что линейный крейсер каким-то образом все еще строится, хотя и не очень быстро.

Чтобы посмотреть на судно, я взял такси через город, которое стоило 20 долларов США в одну сторону, что, как я подумал, было довольно необычно, тем более, что накануне я посетил городскую больницу и встретился с педиатром.

который зарабатывал всего 30 долларов в месяц.

Таксист согласился подождать, пока я подошел к месту, где действительно можно было увидеть возвышающееся над верфью здание «Петра Великого». Я сделал несколько скрытых снимков, которые оказались не очень удачными.

Спустя три года этот боевой корабль был введен в строй и стал флагманом базирующегося в Арктике Северного флота. В 2014 и 2016 годах 28 000-тонный РФС «Петр Великий» (или «Петр Великий», если использовать правильное русское имя) находился у берегов Великобритании, сопровождая единственный авианосец бывшего советского флота, РФС «Адмирал Кузнецов». В 2016 году и линейный крейсер, и авианосец направились в восточное Средиземноморье, чтобы поддержать режим Асада в гражданской войне в Сирии.

Все это было частью стремления президента Владимира Путина возродить военно-морскую мощь России и защитить южный фланг своей страны. Во время обоих развертываний за Петром Великим в непосредственной близости от Великобритании следовал британский эсминец Type 45 HMS Dragon .

Британский эсминец HMS Dragon в тени RFS Peter the Great в 2014 году в море у берегов Великобритании. Фото: Королевский флот.

Сегодня РФС «Петр Великий» снова в море, хорошо вооруженный различными ракетами, и ведет боевые учения, которые проводятся одновременно с многочисленными другими развертываниями ВМФ России, некоторые из которых могут превратиться в боевые задачи против Украины.

RFS «Петр Великий» и примерно два десятка других российских военных кораблей, которые сейчас также проходят учения в Баренцевом море, — это средство занять НАТО на своем северном фланге, пока президент Владимир Путин решает, стоит ли ему войска должны ворваться в Украину.

Еще в начале 1990-х годов никто и подумать не мог, что русские когда-либо достроят военный корабль такой же массы, как «Петр Великий», или введут в эксплуатацию гиганта, не говоря уже о том, чтобы оставить этот корабль в строю спустя 30 лет после того, как санкт-петербургский судостроительный босс возмутился, что это мертвый проект.

В настоящее время Западу необходимо присматривать не столько за РФС «Петр Великий», сколько за подводными лодками нового поколения, такими как «Белгород» — атомоход водоизмещением 30 000 тонн (погружаемый) многоцелевого назначения. Вариант ракетного катера (ПЛАРК) «Оскар II» «Белгород» предназначен для запуска межконтинентальных торпед «Посейдон» с ядерной боеголовкой, каждая из которых имеет двухмегатонную боеголовку. Белгород заработает в этом году.

Впечатление художника времен холодной войны о подводной лодке класса «Оскар» ВМФ России, запускающей ракету. Сегодня новая версия подводной лодки класса «Оскар II» может стрелять мощными торпедами с ядерными боеголовками. Изображение: Министерство обороны США.

«Белгород» даже служит базой для 90-футовой подводной лодки, которую можно использовать для выполнения специальных задач. В 1992 году сама идея такого судна казалась несбыточной мечтой для якобы обанкротившихся россиян. Сегодня такие корабли являются настоящим кошмаром для Запада, поскольку Путин ясно заявляет о своей решимости выставить на море целое новое поколение чудо-оружия, одновременно угрожая ближайшему соседу огромными вооруженными силами на суше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *