Конституция РСФСР 1978 г.
После принятия Конституции РСФСР в 1937 году шло время, менялась экономическая и социальная ситуация СССР (чьим субъектом являлась РСФСР), а также его международное положение. Все это послужило причиной появления новой Конституции СССР (это событие произошло 07.10.1977), которая послужила базой для Конституции РСФСР, принятой в 1978 году.
Новая структура Конституции РСФСР 1978 года
Структура Конституции стала ее новеллой.
Определение 1Новеллой в праве называют изменение, вносимое новым нормативным правовым актом в уже действующий.
Эта структура содержала 11 разделов, которые были разделены на 22 главы. Конституция подчеркивала преемственность идей/принципов трех предыдущих конституций, а также их развитие, протекающее на новом этапе истории государства. В ней нашли свое развитие черты социалистического типа и принципы построения государства, которые были разработаны В. И. Лениным.
Замечание 1Наиболее значимым было закрепление политической основы РСФСР — Советов.
В Конституции РСФСР 1978 года они именовались Советы народных депутатов, которые подразумевались как символ построения общенародного социалистического государства, а также развития коммунизма. Еще в этом документе утверждалась социальная однородность, а также укрепление морально-политического единства общества.
Статья 6 Конституции выражала классовый характер демократии и закрепляла за КПСС руководящую роль в политической структуре государства.
Отличия Конституции РСФСР 1978 от предыдущих
В ходе разработки Конституции был учтен опыт иных социалистических стран, причем некоторые положения из их конституций вошли в структуру Конституции РСФСР.
Также Конституция РСФСР расширила круг прав/обязанностей граждан государства. Статус личности в этот период развивался в двух направлениях.
- В Конституции 1978 года прописали достаточно большое количество новых прав/свобод. Так, в их число входили права на: охрану здоровья, жилище, использование культурных достижений, свободу творчества, внесение предложений в госорганы и много другое.
- В Конституции укрепили связь прав/свобод с обязанностями граждан. Обеспечение широкого диапазона гражданских прав/свобод подразумевало уважение каждым из них общественных интересов и прав всех остальных граждан. В ней впервые были закреплены такие гражданские обязанности, как: оберегание природы, обязательное среднее образование, сохранение исторических памятников, уважение национального достоинства, укрепление дружбы между нациями/народностями и народами иных стран.
Последующие изменения Конституции 1978 года
После 1989 года в нее внесли более 300 поправок. Этому послужило причиной изменение политической системы общества и экономической ситуации в стране в период перестройки. Так, были учреждены:
- Президент РФ;
- Конституционный суд;
- Съезд народных депутатов;
- Верховный Совет.
Также были осуществлены реформы в сфере судебной власти. Из официальных названий страны/республик были удалены такие понятия, как «советская» и «социалистическая», что подразумевало отход от модели социалистического развития государства, а также политической монополии КПСС.
Помимо этого в нее вошли Декларация гражданских и человеческих прав/свобод, что позволило расширить диапазон этих прав/свобод, а также предоставило гарантии их реализации.
Также сильно изменилось федеративное устройство страны. Часть автономных республик/областей получили статус республик, которые вошли в состав РФ, у части повысился имеющийся статус. Также изменилась государственная символика.
После внесения изменений, объем Конституции стал больше примерно в два раза и она стала представлять собой непоследовательный и противоречивый документ. Например, она закрепляла разделение власти и одновременно признавала Совет народных депутатов как основу госаппарата, в чьем подчинении находились органы исполнительной власти государства. Что по сути определенно является противоречием конституционным принципам.
Автор: Екатерина Свеклова-Богданова
Преподаватель гражданского права
Особенности Конституции РСФСР 1978 года
Рассмотрим содержание и особенности Конституции РСФСР 1978 года.
Принятие новой Конституции СССР в 1977 года отражало непрерывность развития конституционной системы бывшего СССР. На её базе в 1978 году был принят Основной закон РСФСР.
На протяжении срока своего действия Конституция 1978 года подвергалась значительным изменениям. Эти изменения затрагивали не только содержание конкретных норм, но и саму сущность Основного закона. В ней утверждался
Поэтому данная Конституция на последних этапах своего существования была самой нестабильной, причем изменения имели существенный характер. По этой причине характеристика Конституция РСФСР 1978 года имеет различное содержание в зависимости от периода действия, что является её особенностью.
В первые 10 лет (до начала периода, который известен как «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 года (как и Основные законы остальных республик СССР), характеризовалась следующими чертами и особенностями.
Во-первых, принятие конституций данного периода должно было отражать новый этап
, в который (как утверждалось) вступило советское общество – этап развитого социализма. Это означало превращение СССР из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство.Несмотря на провозглашение общенародного характера государства, конституции сохранили классовые признаки и особенности. Подобное понимание сущности конституции было общепринятым в политической и правовой литературе, так как идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса.
Во-вторых, Конституция РСФСР 1978 года ещё более откровенно подчеркивала роль коммунистической партии, которая провозглашалась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы».
В-третьих, в Конституции РСФСР 1978 года сохранялась классовая ориентированность демократии, которая называлась «
Впервые закреплялось положение, согласно которому наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни выносились на всенародное обсуждение и голосование.
В Конституции РСФСР 1978 года впервые в преамбуле указывалось, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации.
В-четвертых, особенностью Конституции РСФСР 1978 года является то, что в ней заметно изменилась структура. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Это указывало на значительное расширение предмета конституционной регламентации, более совершенный уровень формирования государственных и правовых институтов.
В-пятых, в положения Конституции РСФСР о её федеративном устройстве были внесены изменения. В Конституции национальные округа были преобразованы в автономные, возрос уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (отныне их статус определялся законом РСФСР, а не Положением о них).
В-шестых, Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.
Рассмотренные особенности Конституции РСФСР 1978 года выделяют её среди остальных Конституций российского государства.
- Назад
- Вперёд
Ла Монклоа. Конституция [Испания]
Конституция Испании 1978 года является основой политической и правовой системы Испании. Он является основой для других правил, основных прав и общественных свобод, принципов деятельности органов государственной власти и институциональной и территориальной организации испанского государства.
Высшими ценностями Испании как социального и демократического правового государства являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Политическая форма – парламентская монархия.
Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации и признает право на автономию объединенных в нее национальностей и регионов, а также солидарность между ними.
Официальным языком государства является испанский. Другие испанские языки также могут быть официальными в автономных сообществах в соответствии с их статутами. Это конституционное положение, включенное в Статут Страны Басков в отношении басков; в Каталонии в отношении каталонцев и аранцев; в Галиции по отношению к галисийцам; в Валенсийском сообществе по отношению к валенсийцам; в Наварре, в отношении басков в географической области, ограниченной соответствующим законом; и на Балеарских островах по отношению к каталанскому.
Утверждение
Конституция является консенсусным текстом, окончательным результатом дебатов и согласия между парламентскими силами, демократически избранными на выборах 15 июня 1977 года.
Нижняя палата парламента назначила семь депутатов, представляющих все парламентские фракции, составить первоначальное предложение. Впоследствии, в ходе его обработки, в него были внесены поправки и дополнения, и 31 октября 1978 года суды общей юрисдикции утвердили окончательный текст.
Граждане Испании были вызваны на референдум для голосования по Конституции 6 декабря 1978. После ратификации он вступил в силу 29 декабря того же года.
Конституционный суд
Конституционный суд является высшим органом по толкованию Конституции. Он гарантирует его первенство и судит о соответствии или несоответствии оспариваемым законам, положениям и актам.
Декларация неконституционности может быть обеспечена путем обжалования неконституционности, которое может быть подано только председателем правительства Испании, омбудсменом, пятьюдесятью депутатами или пятьюдесятью членами парламента, или посредством поднятия вопроса о неконституционности судьями и судами.
Конституционный суд также разрешает конфликты компетенции, возникающие между испанским государством и автономными сообществами или между самими автономными сообществами, и рассматривает конфликты в защиту местной автономии.
Он также уполномочен защищать основные права граждан посредством обращения за защитой, что позволяет защищать предполагаемое нарушение этих прав после исчерпания возможностей обычных судебных инстанций. Граждане, омбудсмен и прокуратура имеют право подать жалобу.
Государственные символы Испании
Флаг
В соответствии с положениями статьи 4.1 Конституции «Испанский флаг состоит из трех горизонтальных полос красного, желтого и красного цвета, причем желтая полоса в два раза шире как каждая из красных полос».
Происхождение нынешнего флага восходит к правлению Карла III (1759-1788) и претерпело несколько исторических вариаций до текущей версии, регламентированной Конституцией Испании 1978 и, впоследствии, в Законе 39/1981 от 28 октября, который регулирует использование испанского флага и других флагов и прапорщиков.
Испанский герб
Геральдический процесс испанского герба претерпел несколько изменений до его нынешней конфигурации, как указано в Законе 33/1981 от 5 октября 1981 года о испанском гербе.
Государственный гимн Испании
Государственный гимн Испании традиционно известен как Marcha Granadera или Marcha Real Española и регулируется Королевским указом 1560/19.97 от 10 октября, регулирующий национальный гимн.
В нем нет слов, только музыка. Есть две версии: полная версия и короткая версия, обе из которых всегда должны исполняться полностью и за один присест.
Испания Содержание Конституция провозглашает Испанию социальным и демократическим государством. регулируется законом и провозглашает свободу, справедливость, равенство и политическое плюрализм как главные ценности страны. Национальный суверенитет принадлежит народу, от которого исходит вся власть государства. Конституция определяет роль политических партий и требует, чтобы они придерживались демократических структур и процедур. Это предусматривает всеобщее избирательное право в возрасте восемнадцати лет и отменяет Смертная казнь, за исключением случаев военного права во время войны. Самый длинный раздел Конституции устанавливает основные гражданские, политические и социально-экономические права граждан, все они равны перед законом, независимо от происхождения, расы, пола или религии. Они есть защищены от незаконных арестов, обысков, выемок и других вторжения в частную жизнь. Если их обвиняют в совершении преступления, они считаются невиновными пока их вина не будет доказана, и они имеют право на законно назначенное судью, адвоката и открытый суд без промедления. Конституция гарантирует свободу религии, собраний и ассоциаций, а также предусматривает, что граждане могут подавать индивидуальные или коллективные обращения в письмо в правительство.Индивидуальные свободы дополнительно укрепляются конституционными положения, признающие право на организацию профсоюзов, вступление в них или воздержаться от присоединения к ним и нанести удар. Конституция связывает право на труд с обязанностью работать, и требует достаточного вознаграждение для удовлетворения индивидуальных и семейных потребностей без дискриминации как к сексу. Он также гарантирует адекватные пенсии для пожилых людей, защита инвалидов и достойное жилье, и это приписывает государство играет фундаментальную роль в отношении организации и защита здоровья и благосостояния. Конституция провозглашает, что описанные права и свободы в нем являются обязательными для всех органов государственной власти. Положение существует (статья 55) о приостановлении этих прав и свобод, но это могут быть использованы только в строго регламентированных условиях. Конституция включает важные положения, касающиеся вооруженным силам и Римско-католической церкви, двум учреждениям, которые играли доминирующую роль в политической истории Испании. Создатели новый документ стремился уменьшить влияние этих исторически влиятельные институты, и в то же время старались не отчуждать их до такой степени, что они могут стать источниками оппозиции. Роль каждый из этих традиционных институтов четко определен и строго ограничены новой Конституцией. При назначении в армию роль защиты суверенитета и независимости Испании и защиты своей территориальной целостности и конституционного строя, Конституция подчеркивает, что высшая ответственность за оборону Испании лежит на его всенародно избранном правительстве, а не на вооруженных силах. Роль Римско-католической церкви также снижается в 1978 г. Конституция, которая лишает католицизм статуса государственной религии. положения новой Конституции в отношении церкви: однако не столь ярко светские, как конституция 1931 г., что так противодействовало консервативным элементам испанского общества. Документ 1978 года гарантирует полную свободу вероисповедания и заявляет, что государственной религии не будет, но он также утверждает, что общественное власти должны учитывать религиозные убеждения испанцев общества и что они должны поддерживать отношения сотрудничества с Римско-католическая церковь и с другими религиями. Религия также была фактором в формулировании конституционных положения об образовании. Были серьезные разногласия по поводу вопрос обеспечения частных школ за счет государственных средств, поскольку в В Испании большинство частных школ находятся в ведении церкви или религиозного заказы. Конституция гарантирует свободу образования и призывает к правительству оказать некоторую финансовую помощь частным школам. Он также предусматривает, что дети в государственных школах могут получать религиозное учение, если того желают их родители. В то же время Конституция наделяет правительство полномочиями проверять и лицензировать школы, тем самым предоставляя ему некоторый контроль над учреждениями он субсидирует. Конфликты по этому вопросу государственного контроля привели к проход в 1984 Органического закона о праве на образование (Ley Organica del Derecho a la Educacion — LODE), которая установила три категории школ и изложены условия, которым должны соответствовать частные учреждений, получающих финансовую помощь от государства. Наряду с конституционными положениями, касающимися образования и церкви, те, кто занимался региональными вопросами, были источниками ожесточенных полемика. |