Конституция франции 1791: 3 сентября 1791 года Национальное собрание Франции приняло первую конституцию

3 сентября 1791 года Национальное собрание Франции приняло первую конституцию

К моменту, когда Людовик XVI присягнул на конституции, уже произошло взятие Бастилии, восстали города и крестьяне, прошли первые большие реформы. Революция шла полным ходом, так что документ быстро устарел.

Работа над конституцией началась 5 мая 1789 года, когда в Версале король Людовик XVI открыл Генеральные штаты, от которых предреволюционная страна ждала перемен. Сословия в собрании быстро разделились на знать и простых и переругались. Буржуазии было больше, и ее представители создали новый орган – Национальное собрание. 11 июля знаменитый революционер Жильбер Лафайет представил собранию проект «Декларации прав человека и гражданина». На ее основе депутаты собирались написать Конституцию. Декларация провозглашала ликвидацию всего, что причиняло ущерб свободе и равенству прав.

Нет более ни дворянства, ни пэрства, ни наследственных, ни сословных отличий, ни феодального порядка, ни вотчинной юстиции, никаких титулов, званий и преимуществ и никаких иных преимуществ, кроме отличий, присвоенных общественным должностным лицам при исполнении их обязанностей.

Жильбер Лафайет, «Декларация прав человека и гражданина»

Услышав такое, король приготовился подавить свободомыслие в Национальном собрании. К Версалю стянули войска. «Если нужно будет сжечь Париж, мы сожжем Париж», – заявил тогда первый министр Луи Огюст де Бретейль. 

Тут-то и началась собственно революция. О Конституции пришлось надолго забыть. По мере революционных событий конституционалисты, которых король собрался подавить, стали самой умеренной частью оппозиции. Именно они, опять во главе с Лафайетом, встали на защиту Людовика, когда его задержали при попытке бежать из страны 20 июня 1791 года.

3 сентября Национальное собрание экстренно приняло Конституцию. Она по сути была республиканской, хотя и оставляла короля на троне. Проблема была также в том, что в ней вопреки «Декларации прав человека и гражданина» люди делились на активных и пассивных. Голосовать могли активные: оседлые французы не моложе 25 лет, которые платят прямой налог в размере трехдневной зарплаты в месяц, не состоят ни у кого в услужении.

Таких было 4,3 млн. Они избирали еще более богатых выборщиков – 50 000 человек, а те – уже депутатов. Бедняки в избирательном процессе не участвовали.

Король присягнул новой конституции и был восстановлен в своих функциях, но революцию было уже не остановить. Реакционеры – дворяне хотели вернуть былое величие, а левые в законодательном собрании, напротив, предлагали развивать революционные достижения. Первая конституция продержалась до Первой Французской республики, которая была провозглашена 21 сентября 1792 года, когда свергли Людовика XVI и отменили власть короля.

Свобода личности, вероисповедания, мысли, слова, избирательные права остались с тех пор практически неизменными во всех конституциях Франции вплоть до ныне действующей.

  • Интерправо

Конституция Франции 1791 – кратко

В начале Французской революции при созыве генеральных штатов в 1789 г. со стороны и привилегированных классов, и буржуазии раздавались голоса за ограничение королевской власти. 9 июля Национальное собрание, принявшее название Учредительного, приступило к рассмотрению вопросов относительно будущей конституции Франции.

 

Конституционный период Великой Французской революции. Видеоурок

 

Несмотря на то, что большинство членов было на стороне конституционной монархии, выработанная собранием конституция лишь по форме была монархической, по существу же – республиканской: тогдашние политические теории (Руссо и Мабли), недоверие к королевской власти, неуверенность в окончательном падении абсолютизма заставляли Учредительное собрание всячески урезать королевские права. Большое влияние в этом смысле имело также бегство короля – оно побудило собрание внести в конституцию статьи, в силу которых король в некоторых случаях должен был считаться отказавшимся от престола. 3 сентября 1791 г. конституционный акт был предложен Людовику XVI, который, после долгих колебаний и совещаний, дал 14 сентября присягу в верности нации и закону.

Во главе этой конституции стояла «Декларация прав человека и гражданина». Верховная власть, «единая, нераздельная, неотчуждаемая и неотъемлемая», принадлежит нации: все власти делегируются нацией; представители ее – Законодательное собрание и король.

Но, вопреки «декларации», признавшей общее равенство в правах, граждане делились на активных и пассивных: активными могли быть только те природные и натурализованные французы, которые достигли 25-летнего возраста, имели оседлость в городе или кантоне в течение известного времени, платили прямой налог в сумме не менее трехдневной заработной платы, ни у кого не состояли в услужении и принесли гражданскую присягу. Беднейшая часть нации лишалась, таким образом, политических прав.

Активные граждане, на своих «первичных» собраниях, избирали, кроме муниципальных властей, «выборщиков», уже с бόльшим имущественным цензом. В каждом департаменте выборщики образовали избирательное собрание, которое, кроме департаментской администрации, избирало представителей в законодательное собрание из среды всех активных граждан. Члены собрания избирались на два года и считались представителями не отдельного департамента, а целой нации.

Законодательный корпус, согласно конституции 1791, обновлялся на основании закона, без созыва королем; он предлагал и декретировал законы, заведовал финансами, национальными имуществами, сухопутными и морскими силами; ему же принадлежало, совместно с королем, право войны и мира. В руках короля находилась исполнительная власть, которой, однако, он мог пользоваться только через ответственных министров; последними не могли быть члены собрания, что уничтожало единственное связующее звено между королевской властью и народным представительством. Король не мог распускать законодательное собрание, не имел законодательной инициативы и имел право лишь приостанавливающего «veto». Личность его объявлялась священной и неприкосновенной. Он должен был считаться отказавшимся от престола в трех случаях: если не присягнет конституции или возьмет назад данную присягу; если станет во главе армии против нации или формальным актом не воспротивится восстанию, задуманному во имя короля; если, удалившись из королевства, не вернется в назначенный срок, по приглашению законодательного корпуса.

Ни король, ни министры не участвовали в замещении административных должностей и не могли смещать чиновников: вся администрация была построена на начале народного избрания в первичных и департаментских собраниях, причем в ведении местных выборных властей находились и общегосударственные дела.

Хотя Учредительное собрание определило, что конституция 1791 должна оставаться неизменной в течение, по крайней мере, десяти лет, она на деле просуществовала менее года – до низвержения королевской власти в августе 1792. Причины этого лежали в ней самой. Во-первых, разделяя граждан на активных и пассивных, она противоречила декларации прав, объявлявшей равенство всех граждан, а в вопросе о пересмотре связывала национальную волю. Вторым внутренним противоречием было несоответствие ее монархической формы с республиканским содержанием. Наконец, сделав местные выборные власти почти независимыми, она тем самым разрушала почти всякую возможность управления Францией законной центральной властью.

Главные принципы конституции 1791 г. – индивидуальная свобода, в смысле личной неприкосновенности и независимого проявления личности в области веры, мысли, слова, и свобода политическая, в смысле народного участия через представителей в законодательстве и управлении – легли, однако, в основу последующих французских конституций.

(См. также Конституция Франции 1793.)

 

Конституция 1791 года | Французская история

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Конституция 1791 года

Конституция 1791 г.
, первая попытка Франции издать письменную конституцию

Конституция 1791 г. была первой попыткой революционного правительства издать письменный конституционный документ. Мотивированный идеями Просвещения и Американской революцией, он был призван определить границы власти нового правительства. Однако к моменту ее принятия ситуация во Франции существенно изменилась, и Конституция 179 г.1 больше не подходил для этой цели.

Желание создать основу

Путь к конституции начался 20 июня 1789 года, когда вновь сформированное Национальное собрание собралось на теннисном корте в Версале и пообещало не распускаться до тех пор, пока во Франции не будет действующей конституции.

Их стремление к конституции было продуктом Просвещения и американской революции. Депутаты Третьего сословия считали, что любые реформы Ancien Régime должны быть изложены и гарантированы письменными рамками. Конституция будет определять полномочия, структуру и полномочия нового правительства. Это предотвратило бы или ограничило бы злоупотребления и несправедливости старого порядка.

Национальная ассамблея почти сразу приступила к разработке национальной конституции. Процесс был долгим и трудным, ему мешали разногласия, растущий радикализм и события 1789-91 гг.

В результате их обсуждений была принята Конституция 1791 года, которая была ратифицирована в сентябре того же года. Этот документ устанавливал конституционную монархию и включал в себя несколько политических идей эпохи Просвещения. Однако судьба Конституции 1791 года зависела от позиции и действий короля Людовика XVI.

Почему письменная конституция?

Увлечение конституциями и конституционным правительством было порождением Просвещения. До 18 века монархические и абсолютистские правительства действовали без письменной конституции. Структуры и власть правительства были сформированы и ограничены внутренними силами и событиями, если они вообще были ограничены.

Например, в Британии не было писаной конституции. Власть британской монархии была ограничена британской знатью, ее парламентом, Гражданской войной (1642–1651 гг.), Славной революцией (1688 г.) и другими факторами, но эти ограничения были скорее согласованы, чем предписаны. Со временем в британской системе установился баланс сил между монархом, парламентом, аристократией и судебной властью.

Но эта идея о том, что политическая власть со временем рассосется сама собой, была неприемлема для философов Просвещения. Такие люди, как Джон Локк, барон де Монтескье и Томас Пейн, считали, что правительство должно быть основано на рациональных принципах и организовано таким образом, чтобы наилучшим образом служить людям. Лучшим средством для обеспечения этого была писаная конституция, основной закон, определяющий структуру и полномочия правительства, а также правила и инструкции по его функционированию.

Американская модель

Перед французскими революционерами была рабочая модель национальной конституции. Конституция Соединенных Штатов была разработана в 1787 году и ратифицирована американскими штатами в следующем году. Американская конституция охватила и кодифицировала несколько идей Просвещения, таких как народный суверенитет Жан-Жака Руссо и разделение властей Монтескье.

Было одно существенное отличие: американская конституция установила республиканскую политическую систему с избираемым президентом в качестве главы исполнительной власти. Во Франции в 1789 г.В 1990 году Национальное учредительное собрание оставалось верным идее конституционной монархии. Собрание хотело сохранить короля, но обеспечить подчинение его исполнительной власти как закону, так и общественному благу.

Это вызвало у Ассамблеи две озабоченности. Во-первых, им нужно было определить конституционную роль короля и определить, какие политические полномочия, если таковые имеются, он должен сохранить. Во-вторых, конституционная монархия полностью зависела бы от короля, верного конституции. В последующие годы и то, и другое вызовет проблемы у национального правительства.

Разработка конституции

На этом изображении три сословия работают вместе над созданием конституции

Подготовка и разработка конституции началась 6 июля 1789 года, когда Национальное Учредительное собрание назначило предварительный конституционный комитет. Этот комитет стал постоянным и расширился до 12 человек 14 июля, в день взятия Бастилии (эти два события не были связаны).

Среди членов конституционного комитета были Шарль де Талейран, епископ Отенский; радикальный бретонист Исаак ле Шапелье; консервативный юрист Жан-Жозеф Мунье; и Эммануэль Сийес, автор Что такое третье сословие?

Почти сразу конституционный комитет раскололся на две фракции. Одна фракция выступала за двухпалатный (двухпалатный) законодательный орган и сохранение сильной исполнительной власти за королем, включая абсолютное право вето. Эта группа, в которую входили Мунье и маркиз де Лафайет, получила название Monarchiens или «английская фракция». Вторая группа хотела сильной однопалатной (однопалатной) законодательной власти и монархии с очень ограниченной властью. Эта группа, возглавляемая Сийесом и Талейраном, победила в Национальном учредительном собрании.

Кто избирает правительство?

Людовик XVI приносит присягу соблюдать и уважать Конституцию 1791 года

К октябрю 1789 года комитет боролся с вопросом, кто именно будет избирать правительство. Они решили разделить население на два класса: «активные граждане» (те, кто имеет право голосовать и баллотироваться) и «пассивные граждане» (те, кто им не обладает). «Активными гражданами» были мужчины старше 25 лет, которые платили ежегодные налоги, эквивалентные как минимум трехдневной заработной плате. По сути, это был имущественный ценз на право голоса.

В современном мире, где всеобщее избирательное право является нормой, это кажется крайне несправедливым, но имущественные ограничения на голосование были довольно распространены в Европе 18-го века. Голосование не было естественным правом, дарованным всем: это была привилегия, доступная тем, кто владел собственностью и платил налоги. Для сравнения, в 1780 году в Англии проживало около восьми миллионов человек, но только 214 000 человек имели право голоса.

Имущественные цензы Национального учредительного собрания были значительно более щедрыми. Они предоставят право голоса примерно 4,3 миллионам французов. Несмотря на это, радикалы в политических клубах и секциях требовали предоставить право голоса всем мужчинам, независимо от заработка или имущества.

Королевские прерогативы

Другой особенностью Конституции 1791 года была пересмотренная роль короля.

Конституция изменила титул Людовика XVI с «Король Франции» на «Король Франции». Это означало, что власть короля исходила от народа и закона, а не от божественного права или национального суверенитета. Королю был предоставлен гражданский список на 25 миллионов ливров, что примерно на 20 миллионов ливров уменьшило его расходы до революции.

Что касается исполнительной власти, за королем сохранялось право формировать кабинет, выбирать и назначать министров. Более насущный вопрос заключался в том, будет ли он иметь право блокировать законы, принятые законодательным органом. Опять же, это было решено путем дебатов и компромисса. Monarchiens , в первую очередь Оноре Мирабо, выступал за предоставление королю абсолютного вето, права исполнительной власти блокировать любой закон. Депутаты-демократы выступали за более ограниченное право вето, а некоторые вообще за его отсутствие.

В конце концов было решено дать королю отлагательное вето. Он мог отказать в одобрении законопроектов и задержать это согласие на срок до пяти лет. По истечении этого времени, если король не дал согласия, Собрание могло принять законопроект без его одобрения.

Саботаж Конституции

«Король Янус, человек с двумя лицами», изображение раздвоения лояльности Людовика

Даже когда конституция находилась в стадии завершения, события революции настигли ее. В июне 1791 года король и его семья украли из Тюильри и бежали из Парижа; на следующее утро они были задержаны в Варенне.

Попытка короля бежать из Парижа и революции вызвала кипение антироялистских и республиканских настроений. Национальное учредительное собрание попыталось переждать бурю, заявив, что королевская семья была похищена, и восстановив короля, но кордельеры, радикальные якобинцы и

санкюлотов Парижа на это не купились.

Конституция 1791 года была принята в сентябре, но она была фатально скомпрометирована предательством короля. Теперь во Франции была конституционная монархия, но монарх своими действиями не продемонстрировал веры в конституцию. В беседе с консервативным политиком Бертраном де Молвилем Людовик XVI предположил, что он внесет изменения, сделав новую конституцию неработоспособной:

«Я далек от того, чтобы считать конституцию шедевром. Я думаю, что у него очень много недостатков. Если бы мне позволили сделать некоторые наблюдения, можно было бы внести некоторые полезные изменения. Но сейчас для этого слишком поздно. Я поклялся соблюдать конституцию, войны и все такое, и я полон решимости сдержать свою клятву. Я считаю, что выполнение конституции — лучший способ заставить людей увидеть необходимые изменения».

Взгляд историка:
«Когда Конституция 1791 г. была окончательно принята, она заключала в себе коренное противоречие и рецепт конституционного тупика. Чтобы оградить национальный суверенитет от опасностей представительства, он позволил монарху наложить вето на законодательные декреты — и тем самым парализовать Собрание… В результате вето Конституция 1791 года, как заметил Бриссо, могла действовать только при «революционном короле»… Когда-то оказалось, весной 179 г. 2, что применение Людовиком XVI права вето скорее мешало, чем поддерживало волю нации, монарх и сама Конституция находились в осаде».
Гэри Кейтс

1. Конституция 1791 года была разработана Национальным учредительным собранием и принята в сентябре 1791 года. Это была первая попытка Франции написать национальную конституцию.

2. Ассамблея делегировала задачу разработки конституции специальному конституционному комитету. Он начался в июле 1789 г.путем обсуждения структуры, которую должна иметь новая политическая система.

3. В конце концов Ассамблея пришла к выводу, что Франция должна быть конституционной монархией с однопалатным (одна палата) законодательным органом. Право голоса было ограничено «активными гражданами», то есть теми, кто платил минимальную сумму налогов.

4. Конституция переименовала Людовика XVI в «Короля Франции», предоставила ему сокращенный гражданский список, позволила ему выбирать и назначать министров и дала ему отлагательное право вето.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *