Конституция 1977 г кратко: Принята «Брежневская» конституция | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

7 октября 1977 года в СССР принята «брежневская» Конституция

08:32 Окт. 7, 2015 31661 0

Она заменила так называемую «Сталинскую» конституцию 1936 года.

Этот документ вошёл в историю как «конституция развитого социализма», поскольку констатировал построение в СССР «развитого социалистического общества».  В качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении”. Адепты предыдущего варианта Основного закона страны критиковали Брежнева за исключение из Конституции понятия «диктатуры пролетариата» и переименования   СССР  из государства рабочих и крестьян   в общенародное государство. Юристы же увидели в принятии Конституции СССР 1977 года стимул дальнейшего развития права и существенного обновления советского законодательства.

Основной закон 77-го года закреплял за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций. О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации». 

В документе были прописаны новые формы «непосредственной демократии» — всенародное обсуждение и референдум, — а также новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т.д.

Право на труд теперь дополнялось правом на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием гражданина, а также с учётом общественных потребностей.

Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей.

К сожалению, многие права, узаконенные Конституцией 77-го года, например, свобода слова и печати, в условиях существовавшего тогда государственного строя и однопартийной политической системы   так и остались лишь декларацией. Не реализована была в полной мере и жилищная программа. Тем не менее, «конституция развитого социализма» приблизила закон к правовой практике своей эпохи.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Версия для печати

Все новости

  • 17:21 Март 1, 2021 2381

    Глава ВЦИОМ рассказал о желании россиян жить в восстановленном СССР без «железного занавеса»

  • 17:50 Июль 5, 2020 2945

    Зюганов защитил право на выход из СССР в советской Конституции

  • 14:25 Сен. 12, 2019 2588

    Познер раскритиковал законодательную инициативу Союза журналистов

  • 23:49 Фев. 25, 2019 1487

    Кубинцы одобрили на референдуме принятие новой конституции страны

  • 11:53 Дек. 12, 2015 2863

    Зюганов связал экономические проблемы в стране с «либеральной Конституцией»

  • 08:34 Окт. 14, 2015 2803

    14 октября 1934 года был пущен первый пробный поезд московского метро

  • 09:05 Окт. 13, 2015 2775

    13 октября 1944 года Красная Армия освободила Ригу

  • 08:08 Окт. 12, 2015 6355

    12 октября 1964 года состоялся первый в мире полёт трёхместного космического корабля «Восход-1»

  • 08:30 Окт. 9, 2015 3204

    9 октября 1708 года в битве при Лесной русские разгромили шведские войска

  • 08:27 Окт. 8, 2015 2163

    8 октября 1823 года родился Иван Аксаков, русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства

  • 08:28 Окт. 6, 2015 2313

    6 октября 1920 года Владимир Ленин встретился с писателем Гербертом Уэллсом в Кремле

  • 08:28 Окт. 5, 2015 4067

    5 октября 1918 года был образован уголовный розыск

  • 09:07 Окт. 2, 2015 4494

    2 октября 1552 года войска Ивана Грозного штурмом взяли Казань

  • 09:21 Окт. 1, 2015 21456

    1 октября 1653 года Земский собор в Москве постановил принять Войско Запорожское в состав России

  • 10:14 Сен. 30, 2015 2386

    30 сентября 1933 года стратостат «СССР-1» поставил мировой рекорд, поднявшись в небо на 19 километров

Связь с эфиром


Как появилась на свет Конституция СССР 1977 года. Новости политики

Сталинская, хрущёвская, брежневская

— Павел Юрьевич, вначале о предыстории. Несмотря на то что Конституция 1936 года была лишь парадным фасадом советского режима и её положения не всегда исполнялись в действительности (например, в части реального соблюдения прав и свобод граждан), этот документ был в силе достаточно долго – 41 год. В чём причина долголетия?

— Во‑первых, Конституция 1936 года во многом была продуктом и символом эпохи Иосифа Сталина, он был инициатором её и председателем комиссии по разработке. Не случайно в народе и в печати тех лет за ней прочно закрепилось название «сталинская». Однако говорить, что она все эти годы оставалась неизменной, было бы неправильно – изменения в её текст вносились неоднократно, а в 1947 году даже утвердили новую редакцию. Продолжалось внесение изменений и после смерти Сталина, уже при Никите Хрущёве, например в 1957 году. Зачастую это было связано с перераспределением полномочий и компетенций между союзными и республиканскими органами власти.

— Чем была обусловлена необходимость принятия брежневской Конституции?

— Для начала уточним, что необходимость подготовки новой Конституции озвучил в конце 1961 года именно Хрущёв. Он же после постановления Верховного Совета в 1962 году стал председателем Конституционной комиссии. Под его руководством были определены задачи и сформированы подкомиссии для их проработки, а первый проект документа был готов к августу 1964 года.

 

Два председателя комиссии по разработке Конституции – Леонид Брежнев и Никита Хрущёв / Фото: скриншот

Читайте также

Почти 82 % проголосовавших белгородцев одобрили поправки в Конституцию 02 Июл 2020 08:32


Почти 65 % белгородцев уже проголосовали по поправкам в Конституцию 01 Июл 2020 09:44
Третий день в Белгородской области проходит голосование по поправкам в Конституцию 27 Июн 2020 17:13
Почти 260 тысяч белгородцев проголосовали за два дня 27 Июн 2020 17:06
Как на белгородских участках для голосования соблюдают безопасность 27 Июн 2020 15:36

Но в октябре 1964-го Никиту Сергеевича сняли с поста. В декабре того же года председателем Конституционной комиссии стал Леонид Брежнев. Об этом часто забывают, но изначально брежневская Конституция инициировалась и разрабатывалась как хрущёвская.

Примечательно, что Сталин и Хрущёв выдвигали инициативы о новых конституциях после завершения своей внутрипартийной борьбы за власть. Их проекты Основного Закона отражали их собственный взгляд на то, как устроены общество и государственный аппарат, на каком этапе развития они находятся и в каком направлении должны развиваться дальше. В некотором роде это и закрепление достигнутого, и задел на будущее. Исходя из этой же логики, впоследствии к идее Конституции вернулся и Леонид Брежнев.

Фото: Юрий Коренько
Село сказало нет. Как белгородцы в 1993 году голосовали за Конституцию

Новая метла метёт по‑новому

— Почему процесс разработки и принятия Конституци так растянулся – с 1962-го по 1977-й?

— Период нахождения Никиты Сергеевича у власти был отмечен масштабными реформами партии, госаппарата и системы хозяйствования на всех уровнях. Чем больше реформ проводилось, тем дальше страна уходила от того общества, в условиях которого принималась Конституция 1936 года, тем меньше прежний документ соответствовал реалиям.

В начале работы над новым проектом Конституции Хрущёв обозначил важными роль общественных организаций, новый перечень прав граждан, усиление Советов всех уровней, расширение прав союзных республик, а также проработку вопросов хозяйственно-экономического развития, социалистической собственности, планирования, управления, распределения материальных благ. Работа в 1962–1964 годах была проведена колоссальная, но после отставки Никиты Хрущёва весь проект надолго встал на паузу.

— Что же изменилось спустя десятилетие и привело к реанимации проекта?

— Во‑первых, к 1970-м годам сталинская Конституция объективно не отвечала ни духу времени, ни состоянию советского общества и государства, ни сложившимся экономическим отношениям.

Во‑вторых, в 1971 году Леонид Ильич был повторно избран на пост генерального секретаря, его противники были побеждены.

Наконец, минувшая восьмая пятилетка 1966–1970 годов была признана самой успешной за всю историю СССР и улучшила благосостояние советских граждан. Налицо были и необходимость нового Основного Закона страны, и возможность утвердить его в самый благоприятный момент, в том числе лично для Брежнева.

Поэтому работа была возобновлена с новой силой. Как и его предшественники, Леонид Ильич внёс в проект свои собственные идеи и мысли, например концепцию «развитого социализма», сформулированную им ещё в 1967 году.
 

В день принятия Конституции на площади Революции в Белгороде / Фото: «Белгородская правда», 1977 год

Брежнев как реформатор

— Какие ещё новшества принесла нашим людям брежневская Конституция-1977?

— В значительной степени она учитывала те наработки, предложения и идеи, которые готовились ещё для хрущёвской. В политической сфере подчёркивалась роль профсоюзов и массовых общественных организаций. В экономике – государственная и колхозно-кооперативная собственность на средства производства. В государственном планировании сочеталось централизованное управление с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий и колхозов, использование ими хозрасчёта.

Поскольку многое из наследия хрущёвского периода было пересмотрено, то и в текст 1977 года вошло далеко не всё. Были отброшены упоминания об общенародном государстве, о передаче функций госуправления общественным организациям, о коммунистическом самоуправлении.

Брежнев отменил ограничения на число избраний в органы госвласти, основательно урезал разработанные ранее функции и полномочия Верховного Совета. Неизменной осталась статья о руководящей и направляющей силе советского общества – Коммунистической партии.

Новости ВРФ

Конституция 1977 года | Encyclopedia.com

Конституция СССР 1977 года представляла собой любопытную смесь фактов и вымысла. В нем дано правильное описание формального государственного устройства СССР и правильно отмечено в статье шестой: «Руководящая и направляющая сила советского общества, ядро ​​его политического строя, государственных и общественных организаций — Коммунистическая партия Советского Союза. .» В то же время она содержала чисто иллюзорный набор обещаний основных прав человека и в корне ложное утверждение о том, что Коммунистическая партия «существует для народа и служит народу». Эта «брежневская» Конституция, принятая в бытность Леонида Брежнева Генеральным секретарем Коммунистической партии, заменила собой Конституцию 19-го века.36 «Сталинской» Конституции. Никаких существенных немедленных изменений в советской системе это не принесло. Однако при Михаиле Горбачеве в 1980-х годах в СССР стали происходить радикальные изменения, и в Конституцию 1977 года были внесены поправки, продвигающие эти изменения. После распада СССР в 1990 и 1991 годах конституция утратила свое практическое значение. 25 декабря 1991 года СССР был официально распущен, что положило конец истории Конституции 1977 года.

Первая глава конституции была посвящена политической системе. Он точно подтвердил превосходство Коммунистической партии. Но неверно утверждалось, что «все органы государственной власти выборны от низшего до высшего». Фактически все важные должности заполнялись по приказу Коммунистической партии. И вводило в заблуждение, когда говорило, что Советское государство защищает «права и свободы граждан». В следующей главе дано в целом точное описание экономической системы, основанной на государственной собственности и государственном планировании. В следующей главе, посвященной социальному развитию и культуре, верно отмечена роль государства в предоставлении услуг в области здравоохранения и образования. Однако он не заметил, что экономическая система предусматривала исключительные привилегии для членов элиты Коммунистической партии. Глава дезинформировал, говоря, что «всемерно поощряется развитие профессионального искусства и художественного творчества народа», так как на самом деле поощрялись только творческие работы, отвечающие узким вкусам партийного руководства.

В главе об основных правах указывались экономические права, которые в значительной степени были реализованы, и гражданские права, существовавшие только на бумаге. Экономические права включали права на полную занятость, образование, медицинское обслуживание, жилье и пенсии. Политические права включали в себя право голоса, которое на самом деле было бессмысленным, поскольку Коммунистическая партия допускала только одного кандидата на каждую должность, и право на свободу слова, которое на практике высмеивалось отправкой диссидентов в трудовые лагеря и психиатрические лечебницы. Остальные главы давали относительно точное описание формальных государственных структур СССР, хотя, конечно, все эти структуры подчинялись ведущей роли Коммунистической партии, как указано в статье шестой Конституции. Даже эти главы содержали грубые упущения и откровенную ложь. В положениях о выборах не упоминалось, что партия разрешила баллотироваться только одному кандидату на каждую должность. В положениях о Верховном Совете не упоминалось, что он контролировался, чтобы, как всегда, единогласно проштамповать все, что имело партийное одобрение. В положениях о судах не упоминалось, что судьи должны подчиняться указаниям партийных чиновников по телефону.

Михаил Горбачев внес важные поправки в 1988, 1989 и 1990 годах, которые отразили и ускорили закат диктатуры Коммунистической партии. Поправки 1988 г. предусматривали относительно свободные выборы во вновь созданный Съезд народных депутатов, хотя избирательные округа были структурированы в пользу Коммунистической партии. Дальнейшие поправки в 1989 и 1990 годах отменили особое конституционное положение Коммунистической партии, легализовали конкурирующие политические партии, реструктурировали избирательную систему, сделав ее полностью демократической, и учредили пост президента. Михаил Горбачев был избран президентом советским парламентом. Поправка к конституции предусматривала, что будущие президенты должны избираться всенародными выборами, но Советский Союз распался до того, как такие выборы могли быть проведены. Также в период 1988-1990, под руководством Горбачева, ограничения для частного бизнеса были быстро отменены. В конституцию были внесены поправки, легализовавшие частный бизнес. В области гражданских прав и прав человека Горбачев значительно либерализовал советскую систему. Поправка к конституции создала Комитет по пересмотру конституции, уполномоченный проверять законодательство на соответствие конституции. За время своего недолгого существования комитет признал неконституционными ряд худших черт советской системы, таких как секретное законодательство и ограничения свободы передвижения.

См. также: статья 6 Конституции 1977 года; Брежнев, Леонид Ильич

Алдиех, Роберт Б. (1997). Конституционная революция в России: правосознание и переход к демократии, 1995-1996 гг. Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета.

Батлер, Уильям Э. (1988). Советское право, 2-е изд. Лондон: Баттервортс.

Feldbrugge, FJM, изд. (1979). Конституции СССР и союзных республик. Альфен-ан-ден-Рейн, Нидерланды: Sijthoff & Noordhoff.

Скарлок, Джон. (1980). «Конституционализм в советском стиле». University of Missouri at Kansas City Law Review 48:167-215.

Унгер, Арье Л. (1981). Конституционное развитие в СССР Лондон: Метуэн.

Яковлев, Александр, и Гибсон, Дейл. (1992). Медведь, который не хотел танцевать: неудачные попытки реформировать Конституцию бывшего Советского Союза. Виннепег: Институт юридических исследований Университета Манитобы.

Питер Б. Мэггс

Конституция СССР 1977 г., часть III

Конституция СССР 1977 г., часть III

ИЗ

Принята на седьмой (специальной) сессии
года. Верховный Совет СССР
Девятый созыв
7 октября 1977 г.


III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
СССР

Глава 8: СССР — ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья 70. Союз Советских Социалистических Республик — целостное, федеративное, многонациональное государство, образованное на принципах социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.

СССР олицетворяет государственное единство советского народа и объединяет все его нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.

Статья 71. Союз Советских Социалистических Республик объединяет:

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
Украинская Советская Социалистическая Республика,
Белорусская Советская Социалистическая Республика,
Узбекская ССР,
Казахская ССР,
Грузинская ССР,
Азербайджанская ССР,
Литовская ССР,
Молдавская Советская Социалистическая Республика,
Латвийская Советская Социалистическая Республика,
Киргизская ССР,
Таджикская ССР,
Армянская ССР,
Туркменская ССР,
Эстонская ССР.

Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из состава СССР.

Статья 73. К ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления относятся:

  1. о приеме новых республик в состав СССР; одобрение образование новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик;
  2. определение государственных границ Союза ССР и утверждение изменения границ между союзными республиками;
  3. установление общих принципов организации и функционирование республиканских и местных органов государственной власти и администрация;
  4. обеспечение единства законодательных норм на всей территории СССР и установление основ законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик;
  5. проведение единой социально-экономической политики; направление экономики страны; определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР и утверждение отчетов об их выполнении;
  6. составление и утверждение сводного бюджета СССР и утверждение отчета о его исполнении; управление единой денежно-кредитной системой; определение налогов и доходов, образующих бюджет СССР; и разработка политики в области цен и заработной платы;
  7. руководство отраслями экономики, предприятиями и объединения под юрисдикцией Союза и общее руководство отраслями под юрисдикцией Союза и Республики;
  8. вопросы войны и мира, защиты суверенитета СССР и охраны его границ и территории, организации обороны; направление Вооруженных Сил СССР;
  9. госбезопасность;
  10. представительство СССР в международных отношениях; отношения СССР с другими государствами и международными организациями; установление общего порядка и согласование отношения союзных республик с другими государствами и с международными организации; внешняя торговля и иные формы внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии;
  11. контроль за соблюдением Конституции СССР, и обеспечение соответствия Конституций союзных республик Конституции СССР;
  12. и решение других вопросов общесоюзного значения.

Статья 74. Законы СССР имеют одинаковую силу во всех союзных республиках. В случае противоречия между законом союзной республики и общесоюзным законом применяется право Союза ССР.

Статья 75. Территория Союза Советских Социалистических Республик является единым целым и включает в себя территории союзных республик.

Суверенитет СССР распространяется на всю его территорию.

Глава 9: СОЮЗ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья 76. Союзная республика — суверенное советское социалистическое государство, объединившееся с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик.

Вне сфер, перечисленных в статье 73 Конституции СССР, союзная республика осуществляет самостоятельную власть на своей территории.
. Союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР с учетом особенностей республики.

Статья 77. Союзные республики принимают участие в принятии решений в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза Советских Социалистических Республик.

Союзная республика обеспечивает всестороннее экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению полномочий Союза ССР на своей территории, выполняет решения высших органов государственной власти и управления Союза ССР.
Союзная республика по вопросам, отнесенным к ее ведению, координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций, подчиненных Союзу.

Статья 78. Территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между союзными республиками могут быть изменены по взаимному согласию заинтересованных республик при условии ратификации Союзом Советских Социалистических Республик.

Статья 79. Союзная республика определяет свое деление на края, области, районы и районы, решает иные вопросы административно-территориального устройства.

Статья 80. Союзная республика вправе вступать в сношения с другими государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, принимать участие в работе международных организаций.

Статья 81. Суверенные права союзных республик охраняет СССР.

Глава 10: АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья 82. Автономная республика является составной частью союзной республики.

В областях, не отнесенных к ведению Союза Советских Социалистических Республик и Союзной Республики, Автономная Республика самостоятельно решает вопросы, отнесенные к ее ведению.
. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции Союза ССР и союзной республики с учетом особенностей автономной республики.

Статья 83. Автономная республика принимает участие в принятии решений через высшие органы государственной власти и управления соответственно Союза ССР и Союзной республики по вопросам, отнесенным к ведению Союза ССР и Союзной республики.

Автономная республика обеспечивает всестороннее экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению полномочий Союза ССР и союзной республики на своей территории, выполняет решения высших органов государственной власти и управления Союза ССР и Союза Республика.
Автономная Республика по вопросам, отнесенным к ее ведению, координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организации союзного или союзного подчинения.

Статья 84. Территория автономной республики не может быть изменена без ее согласия.

Статья 85. В состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики входят Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, и Якутской АССР.

В состав Узбекской ССР входит Кара-Калпакская АССР.
В состав Грузинской ССР входят Абхазская и Аджарская АССР.
В состав Азербайджанской ССР входит Нахчыванская АССР.

Глава 11: АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ И АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Статья 86. Автономная область является составной частью союзной республики или края. Закон об автономной области по представлению Совета народных депутатов соответствующей автономной области принимается Верховным Советом союзной республики.

Статья 87. В состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики входят Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская и Хакасская автономные области.

В состав Грузинской Советской Социалистической Республики входит Юго-Осетинская автономная область.
В состав Азербайджанской ССР входит Нагорно-Карабахская Автономная Область.
В состав Таджикской ССР входит Горно-Бадахшанская автономная область.

Статья 88. Автономная область является составной частью территории или области. Закон об автономном округе принимается Верховным Советом соответствующей союзной республики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *