Константинополь при юстиниане: История Константинополя кратко, от основания до наших дней (Стамбул)

Византийский период в Греции

Византия, Византийская империя — название этого прославленного государства традиционно ассоциируется с греческой культурой, хотя возникло оно, как восточная часть Римской империи и первоначально ее официальным языком была латынь, а этнический состав был более, чем разнообразен — греки, италийцы, копты, сирийцы, персы, евреи, армяне, малоазийские народности. Все они называли свое государство Ромейским, то есть Римским, а себя — ромеями, римлянами.

Несмотря на то, что основателем Византии считается император Константин Великий, государство это начало формироваться через 60 лет после его смерти. Император Константин, прекративший гонения на христиан, положил основание христианской империи, а период ее становления растянулся почти на два века.

Именно Константин перенес столицу империи из Рима в древний город Византий, по названию которого много веков спустя империя стала называться Византийской. Собственно, в течение более, чем тысячи лет своего существования она носила название Восточной Римской империи, а в XV веке историки переименовали ее в Византийскую, чтобы отличать от первой Римской империи, прекратившей свое существование в 480 году. Так название «Византия» возникло и прочно закрепилось, как термин, обозначающий великое христианское государство, просуществовавшее с 395 по 1453 год.

Византия оказала огромное, фундаментальное влияние на формирование европейской культуры, на просвещение славянских народов. Невозможно забыть, что Православные традиции, какими мы их знаем сейчас, с красотой богослужений, великолепием храмов, гармонией песнопений — все это дар Византии. Но религиозным мироощущением византийская культура не ограничена, хотя вся пропитана христианским духом. Одной из ее ярких особенностей было преломление всего богатства знаний, накопленных человечеством в античные времена, через призму Христианства.

Кроме Теологической Школы в Константинополе действовали два Университета и Юридическая Школа. Из стен этих учебных заведений выходили видные философы, писатели, ученые, врачи, астрономы, географы. Значительны открытия и изобретения византийцев в разных прикладных сферах. Например, Лев Философ создал оптический телеграф, с помощью которого можно было обмениваться информацией и предупреждать об опасностях.

Из Византии вышли святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, благодаря просветительской деятельности которых славянские народы обрели свой алфавит и письменность, получили переводы Священного Писания и богослужебных книг на родной язык. То есть вся славянская, в том числе — русская, культура с ее всемирно известными литературой и искусством, имеет византийские корни.

Попытки решить внутригосударственные проблемы посредством принятия новых законов и правовых норм развило Византийскую юриспруденцию, в основе которой лежало Римское право. Именно этот свод законов до сих пор является основным в большинстве Европейских государств.

Обогатив весь мир своим культурным наследием, достигнув небывалого расцвета, Византия пала, исчезнув, как государство, но оставшись в истории, как неповторимая и незабываемая цивилизация.

Золотой век Византии

Становление Восточной Римской империи началось еще в правление императора Константина Великого, который перенес столицу в маленький город Византий, назвав его «Новый Рим». Константинополем город звал простой народ, а официально он не носил этого названия.

Император Константин, устав от постоянных династийных войн за трон, которые велись в Риме, решил сделать столицу, подвластную только ему. Он выбрал Византий, стоящий на перекрестке важных торговых путей, проходивших из Черного в Средиземное море, который как всякий портовый город был богат, развит и независим. Константин Великий объявил христианство одной из разрешенных государственных религий, чем вписал себя в историю, как христианский император. Но интересен тот факт, что при жизни, собственно, христианином он не был. Император Константин, причисленный Церковью к лику святых, принял крещение только на смертном одре незадолго до кончины.

После смерти Константина Великого, в 337 году, в течение двухсот лет молодое государство было раздираемо войнами, смутами, ересями и расколами. Требовалась сильная рука, чтобы навести порядок и укрепить Византию. Таким сильным правителем оказался Юстиниан I, вступивший на трон в 527 году, но и целое десятилетие до этого он, фактически, стоял у власти, будучи ключевой фигурой при своем дяде императоре Юстине.

Проведя ряд победоносных войн, император Юстиниан увеличил территорию страны почти вдвое, он распространял христианскую веру, умело вел внешнюю и внутреннюю политику, принимая меры к борьбе с экономическим кризисом, возникшим вследствие тотальной коррупции.

Византийский историк Прокопий Кесарийский свидетельствует, что Юстиниан «приняв власть над государством, потрясаемом и доведенным до позорной слабости, увеличил его размеры и привел в блестящее состояние». Примечательно, что супруга императора Юстиниана Феодора, которую историки называют «самой замечательной женщиной византийской эпохи», была ему верным другом, помощником и советчиком, часто брала на себя трудные государственные дела.

Феодора происходила из семьи бедного циркового смотрителя и в юности, отличаясь яркой красотой, была куртизанкой. Раскаявшись в своей греховной жизни, она пережила духовное перерождение и начала проводить строгую подвижническую жизнь. Тогда-то с Феодорой познакомился молодой Юстиниан и, полюбив, вступил с ней в брак. Этот счастливый союз оказал большое влияние на Византийскую империю, начав ее Золотой век.

При Юстиниане и Феодоре Византия становится центром культуры, «палладиумом наук и искусств». Императорская чета строит монастыри и храмы, в том числе Константинопольский собор Святой Софии Премудрости Божией.

Храм Святой Софии до сих пор остается одним из самых величественных произведений зодчества на земле. Поражают сами его размеры: 77 метров в длину и почти 72 — в ширину, высота храма — чуть менее 56 метров, а диаметр купола — около 33 метров. Под куполом по всей окружности расположены сорок окон, проникая через которые солнечный свет как бы отделяет купол, и создается ощущение, что он стоит на солнечных лучах. В связи с этим существовало поверье, что купол Святой Софии на золотых цепях спускается с неба.

Даже превращенный в мечеть, храм Святой Софии поражает своей грандиозной мощью и красотой. «Здесь все приведено в такую дивную гармонию, торжественную, простую, великолепную», — писал русский художник Михаил Нестеров, посетивший Константинополь, или как его называли в России — Царьград — в 1893 году.

Возведение такого здания, уже не говоря о внутреннем убранстве, в оформлении которого использовались мрамор, слоновая кость, золото и драгоценные камни, имело очень высокую стоимость. Все доходы Византийской империи за пять лет строительства не покрыли стоимости Святой Софии.

При этом роль Церкви как таковой рассматривалась Юстинианом больше как инструмент укрепления империи, он вмешивался в церковные дела, назначал и смещал епископов. Таким образом, роль Церкви сводилась к обслуживанию государственных интересов, она теряла свой духовный авторитет среди людей, что вместо укрепления вело к ослаблению государства.

С одной стороны — в Византии процветала святость. Достаточно назвать просиявших на заре Византийской империи трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, а также Григория Никомидийского, Марка Эфесского, Иоанна Постника, Филарета Милостивого из сонма прославленных и не столь известных святых Византии, чтобы утверждать — духовная жизнь Византии не угасала и рождала святость. Но святость, как и во все времена, в Византийской империи тоже была явлением исключительным.

Нищета, духовное и культурное убожество большинства населения, утопавшего в грубом разврате и пошлости, проводившего время в праздности — в кабаках и цирках, чрезмерное богатство власть придержащих, утопавших в роскоши и в том же разврате, все это напоминало грубое язычество. В то же время и те, и другие именовали себя христианами, ходили в церковь и богословствовали. Как сказал русский философ Владимир Соловьев, «в Византии было больше богословов, чем христиан». Двуличие, ложь и святотатство, естественно, не могли привести ни к чему хорошему. Византию должна была постигнуть Божия кара.

Падения и взлеты

Преемникам императора Юстиниана I, умершего в 565 году, пришлось вести постоянные войны на Западе и Востоке, чтобы сохранить границы Византийской империи. Германцы, персы, славяне, арабы — это далеко неполный список тех, кто покушался на византийские земли.

К концу VII века Византия занимала около трети своих земель по сравнению с империей Юстиниана. Тем не менее, Константинополь не был сдан, народ за время испытаний стал более сплоченным и этнически определенным. Теперь большинство населения Византийской империи составляли греки, греческий язык стал государственным. Продолжало развиваться право, по-прежнему расцветали науки и искусства.

Лев Исавр, основатель исаврийской династии, который правил под именем Льва III, сделал государство богатым и могущественным. Однако, при нем возникла и развилась ересь иконоборчества, которую поддержал и сам император. Множество святых, жертвенно защищавших святые иконы, просияли в Византии в это время. Знаменитый гимнограф, философ и богослов Иоанн Дамаскин за защиту икон был наказан отсечением руки. Но сама Богородица явилась ему и вернула отсеченную кисть. Таким образом, в православной традиции появилась икона Богородицы Троеручица, на которой изображена и возвращенная Иоанну Дамаскину рука.

Иконопочитание ненадолго восстановилось в конце VIII века при Ирине, первой женщине-императрице. Но впоследствии вновь началось гонение на святые иконы, продолжавшееся до 843 года, когда догмат иконопочитания был окончательно утвержден при императрице Феодоре. Императрица Феодора, чьи мощи ныне почивают на греческом острове Керкира (Корфу), была супругой императора-иконоборца Феофила, но сама тайно чтила святые иконы. Заняв трон после смерти мужа, она покровительствовала созыву VII Вселенского Собора, восстановившего почитание икон. Впервые при Феодоре в храме Софии в Константинополе в первое воскресенье Великого поста был совершен чин Торжества Православия, который и сейчас ежегодно совершается во всех Православных Церквах.

В начале IX века, при продолжавшемся иконоборчестве, вновь начались сокрушительные войны — с арабами и болгарами, которые лишили империю многих земель и чуть не завоевали Константинополь. Но тогда беда миновала, византийцы отстояли свою столицу.

В 867 году к власти в Византии пришла македонская династия, при которой Золотой век империи продлился еще более, чем на полтора столетия. Императоры Василий I, Роман, Никифор Фока, Иоанн Цимисхий, Василий II вернули потерянные земли и расширили границы империи до Тигра и Евфрата.

Именно в период правления македонцев в Константинополь пришли послы князя Владимира, о чем Повесть временных лет рассказывает так: ««Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах». Сказали же бояре Владимиру князю: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»». Так началась история нового могущественного христианского государства — России, которую впоследствии назовут приемницей Византии или Третьим Римом.

В 1019 году византийский император Василий II завоевал Болгарию. Одновременно он укрепил экономику и дал новый толчок развитию науки и культуры. В период его правления Византийская империя достигла большого расцвета. Известно, что Василий, получивший прозвище Болгаробойца за победы над болгарами, вел аскетическую жизнь. Он не был женат, история не сохранила сведений о каких-либо его любовных похождениях. Он не оставил потомства, и после его смерти началась ожесточенная борьба за трон. Правители, которые один за другим сменяли друг друга, не смогли достойно управлять огромной империей, началась феодальная раздробленность, центральная власть стремительно ослабевала.

В 1057 году, свергнув македонскую династию, на трон взошел Исаак Комнин, но и он не долго продержался во главе государства. Правители продолжали сменять один другого, не пренебрегая подлостями, предательствами, убийствами. Возрастала анархия, государство слабело.

Византийская империя была в критическом состоянии, когда в 1081 году к власти пришел Алексей Комнин. Молодой военачальник силой захватил Константинополь и императорский трон. Он успешно вел внешнюю и внутреннюю политику. На все ключевые государственные посты он назначил либо родственников, либо друзей. Таким образом, власть стала более централизованной, что способствовало укреплению империи.

Правление династии Комниных, которое историки назвали Комниновским возрождением, имело целью захват Рима и низложение Западной империи, существование которой уязвляло самолюбие византийских императоров. При сыне Алексия Комнина Иоанне и, особенно, при внуке Мануиле Константинополь стал центром европейской политики, с которым вынуждены были считаться все остальные государства.

Но после смерти Мануила оказалось, что кроме ненависти к Византии никто из соседей, готовых в любой момент напасть на нее, не питает никаких чувств. Глубокий внутренний кризис, вызванный большой бедностью населения, социальной несправедливостью, политикой ущемления собственного народа в угоду иноземным купцам, разразился восстанием и резней.

Менее чем через год после смерти Мануила Комнина, в столице вспыхнуло восстание, залившее город кровью. В 1087 году от Византии отделилась Болгария, а в 1090 — Сербия. Империя ослабела как никогда ранее, и в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, город был разграблен, многие памятники византийской культуры погибли безвозвратно. Под контролем византийцев оставались всего несколько областей — Никея, Трапезунд и Эпир. На всех остальных территориях грубо насаждался католицизм и истреблялась греческая культура.

Никейский император Михаил Палеолог, заключив несколько политических дружественных союзов, сумел собрать силы и вернуть Константинополь. 15 августа 1261 года, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, он торжественно вошел в столицу и объявил о возрождении Византийской империи. Два десятилетия правления Михаила стали для государства годами относительного благоденствия, а самого этого императора историки называют последним значительным правителем Византии.

Внешнеполитическая обстановка оставалась неспокойной, и перед лицом постоянной опасности необходимо было укреплять империю изнутри, но эпоха правления династии Палеологов, наоборот, изобиловала смутами, внутренними конфликтами и восстаниями.

Закат и гибель империи

Постоянная борьба за трон, а главное — духовный кризис общества, именовавшего себя христианским и проводившего далекую от христианских идеалов жизнь, окончательно ослабили Византийскую империю.

Мусульмане-османы всего за двенадцать лет завоевали Бурсу, Никею, Никомедию и дошли до Босфора. Падение Галлиполи под натиском османов в 1354 году положил начало их завоеваниям во всей Европе.

Византийским императорам пришлось искать поддержку в Риме, их заискивание перед Западом дошло до того, что они отвергли Православие, подписав с католиками унию, что не только не послужило во благо государству, но только ослабило его, и духовно, и нравственно. Большинство населения не приняло католицизм, и внутренний кризис дошел до предела.

В течение последующих ста лет османы завладели почти всей территорией империи, и Византия теперь была крошечной провинцией на окраине Европы.

В 1453 году, 5 апреля турки подступили к Константинополю и начали его осаду, а уже 30 мая султан Мехмед II победоносно вошел в город. Так закончилось существование первой христианской, некогда могущественной, Византийской империи.

Удивительно, что не только расцвет, но и падение великой Византии, еще раз доказавшее, что земля и все дела на ней сгорят (2 Послание апостола Петра, 3, 10), продолжает учить человечество многому. Попытка построить на грешной земле общество «единства в свободе по закону Любви», как говорил русский философ Алексей Хомяков, до сих пор остается одним из благороднейших начинаний, вдохновивших многих великих людей — политиков, философов, поэтов, писателей, художников. Осуществим ли этот идеал в падшем мире? Скорее всего, нет. Но он продолжает жить в умах, как высокая идея, как вершина духовных устремлений человечества.

А также почитайте:

Раннехристианские церкви города Салоники

София Палеолог — Великая княгиня московская

Падение Константинополя

Константинополь при Юстиниане. — История и этнология. Факты. События. Вымысел. — LiveJournal

Константинополь при Юстиниане.

В 527 году на императорский престол взошёл племянник Юстина I Старшего, уроженец Македонии Юстиниан I. К тому времени особый вес в столице приобрели димы — массовые «спортивные» (или «цирковые») партии, первоначально возникшие во время состязаний на ипподроме, а затем постепенно превратившиеся в политические организации горожан, отстаивавшие интересы различных сословий и слоёв общества. Ипподром играл большую роль в политической жизни города и империи, народ пользовался им как местом собраний, где можно высказать своё недовольство действиями властей. В Константинополе существовали четыре главных дима — венеты («голубые»), прасины («зелёные»), левки («белые») и русии («красные»), названные так по цветам одежды возничих колесниц. Наиболее влиятельными среди них были венеты и прасины, имевшие выборных руководителей — димархов и димократов, свою казну, недвижимость и вооружённые отряды городской молодёжи, оказывавшие давление на императорскую власть. Венетов возглавляли крупные землевладельцы и сенаторы из числа аристократов (они выступали за укрепление рабовладельческих отношений, имели крупные интересы в западной части империи и тесные связи с духовенством), прасинов — богатые торговцы, откупщики и ростовщики (имевшие тесные связи с восточными провинциями империи и покровительствовавшие монофизитам), но рядовыми членами обеих партий были выходцы из средних и низших слоёв Константинополя. Правящие верхушки димов боролись между собой за власть, доходы и влияние при императорском дворе. Масса рядовых димотов нередко участвовала в городских волнениях, вызванных налоговым бременем и притеснениями властей, но руководителям димов до поры до времени удавалось сдерживать недовольство толпы.
Главным проектом императора, стремившегося увековечить своё имя и славу Константинополя, стало строительство нового кафедрального собора Святой Софии, который своими размерами и великолепием должен был затмить всё, что было построено в столице до этого. Согласно легендам, уступить некоторые участки земли под будущий собор Юстиниан лично просил у их владельцев, план собора был указан императору во сне ангелом, а некоторые споры между Юстинианом и архитекторами также решались с помощью вмешательства небесных сил. Закладка фундамента началась утром 23 февраля 532 года, на сороковой день после грандиозного пожара, уничтожившего прежнюю церковь. Для сооружения храма в Константинополь были приглашены архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, на строительстве было занято около 10 тыс. мастеров и чернорабочих. Юстиниан почти каждый день лично наблюдал за ходом работ, приезжая на стройку после обеда. В 534 году был издан новый кодекс Юстиниана, регламентировавший все стороны жизни византийского общества.
Строительство собора длилось около шести лет и потребляло огромные средства, равные почти всем доходам Византийской империи. Например, только на амвон и хоры был истрачен годовой доход, поступивший в казну из такой богатой провинции, как Египет[комм. 28]. В Константинополь со всех уголков империи свозились дорогие строительные материалы (мрамор, гранит и порфир), а также уцелевшие фрагменты античных строений — мраморные колонны из Рима, Афин и Эфеса, белоснежный мрамор из Проконеза, светло-зелёный мрамор с Каристоса, бело-красный мрамор с Ясоса, розовый с прожилками мрамор из Фригии. В определённый момент Юстиниан даже захотел весь собор вымостить золотыми плитками, но его сумели отговорить от этой расточительной идеи. Когда император вошёл в храм в день его освящения (27 декабря 537 года), он воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошёл тебя, Соломон!» Празднества по случаю освящения собора продолжались 15 дней, на улицах населению от имени Юстиниана раздавали монеты и хлеб. В царствование Юстиниана были также перестроены церкви Святой Ирины (536) и Святых Апостолов (549), построены церковь Святого Полиевкта (527), церковь Святых Сергия и Вакха (536) и уникальный акведук, доставлявший в Константинополь воду из реки Кидарис (его четыре двухэтажные арки высотой 36 м были перекинуты через поток шириной 140 м). Возле собора Святой Софии была установлена огромная колонна, которую венчала бронзовая конная статуя Юстиниана.
В первой половине VI века большое значение в ремесленном секторе Константинополя имели государственные мастерские по производству тканей из льна, шерсти и шёлка, красильные и швейные мастерские, мастерские по производству предметов роскоши (особенно драгоценностей) и оружия, чеканке монет, хлебопекарни, использовавшие египетское зерно, судоверфи, вёсельные мастерские и артели ловцов пурпурных раковин. Часть ремёсел была запрещена частным лицам и входила в сферу интересов императорских монополий. Попасть в число членов государственных корпораций (цехов) было непросто; кроме наличия нужных возраста и навыков, необходимо было происходить из семьи члена корпорации. В городе имелось также несколько тысяч мастерских свободных ремесленников, объединённых в свои торгово-ремесленные корпорации (почти 1,7 тыс. мастерских и лавок были освобождены от государственных податей, взамен они финансировали нужды собора Святой Софии и обеспечивали пожарную охрану Константинополя). Среди частных предприятий выделялись кузницы, ткацкие, гончарные, кожевенные, обувные, меховые и ювелирные мастерские, мастерские по производству ножей, сельскохозяйственного инвентаря, свечей и мыла, а также артели каменщиков, плотников, маляров, землекопов, камнерезов и садовников. Большинство мастерских и лавок одного профиля образовывали специализированные кварталы, например, аргиропраты обосновывались на Месе. Немалая часть рабочих Константинополя была занята в обслуживании проастрий — земельных владений, которые представляли собой поместья императора, аристократов, монастырей и церквей с обширным подсобным хозяйством.
На период правления Юстиниана пришлось восстановление разрушенных в эпоху великого переселения народов торговых связей с Причерноморьем и превращение Константинополя в важный центр транзитной торговли. Византия добилась неограниченного господства в проливах и бассейне Чёрного моря, что позволило Юстиниану взимать высокие таможенные пошлины со всех проходящих мимо столицы судов. Торговля находилась под неусыпным контролем императорских чиновников, которые тщательно осматривали суда и сухопутные караваны, прибывавшие в город, определяли размер пошлины, устанавливали допустимые сроки пребывания приезжих купцов в Константинополе и контролировали наличие имущества и товаров в момент их отъезда. Желая увеличить торговую роль столицы, византийские власти запрещали транзит через проливы целого ряда товаров (в том числе зерна, вина, оливкового масла и некоторых сортов шёлковых тканей), вынуждая иностранных купцов совершать закупки в самом Константинополе. Эти ограничения, с одной стороны, способствовали процветанию торговых корпораций столицы, а с другой — стимулировали образование в городе кварталов иностранных купцов. На рейдах константинопольских гаваней стояли суда из Египта, Ханаана, Крыма, Италии и Испании, на постоялые дворы стекались караваны из Месопотамии, Персии, Аравии, Кавказа и Индии.
Розничная торговля была сосредоточена в лавках и портиках вдоль Месы (от Милия до Форума Константина) и Артополия. Существовали специальные рынки, например, для импортных товаров (у гавани Юлиана) и скотный рынок. Оживлённая торговля велась в гавани Иерон на азиатском берегу Босфора, где Юстиниан повелел обустроить постоянную таможню. Торговые агенты императора и других влиятельных лиц, а также купцы-оптовики и различные посредники скупали здесь привезённые товары и на своих судах перевозили их в Константинополь. В городе имелось множество лавок, в которых торговали дорогими тканями и готовой одеждой, ювелирными украшениями и драгоценными камнями, воском, свечами, мылом и благовониями, вином, оливковым маслом, пряностями и специями, мясом, рыбой, овощами и фруктами. Рядом с торговцами складывалась прослойка чиновников, оформлявших сделки, менял и ростовщиков, которые принимали деньги под проценты, а также золото и серебро на хранение, уплачивали залог, оценивали имущество, выступали посредниками при совершении сделок или гарантами при уплате долга, ссужали деньги под проценты или залог, распродавали имущество с торгов (в том числе имущество конфискованное, умерших без завещания или разорившихся людей) и даже пробировали монеты. Активное участие в финансовых сделках принимали сенаторы, другие аристократы или их доверенные лица.
К концу правления императора Юстиниана Византийская империя достигла максимального расцвета, включив в свой состав большую часть Северной Африки и Италии, часть Испании и Армении, Далмацию, а также территорию бывшего Боспорского царства. Контролируя такие богатые области, как Балканы, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина и Египет, Византия играла первостепенную роль в международных отношениях эпохи раннего Средневековья, а Константинополь был тем центром, куда стекались собранные налоги и военная добыча огромной державы. В столице оседали славяне и фракийцы, арабы и евреи, армяне и копты, готы и другие варвары, выходцы из Италии и Испании, большинство из которых переходило на греческий язык, принимало православие и быстро усваивало византийские традиции. Юстиниан утвердил неограниченную власть императоров, обеспечил Церковь значительными привилегиями и гарантировал права частной собственности, именно при нём произошёл переход от римских традиций к византийскому стилю правления. Этот период процветания омрачила так называемая «Юстинианова чума» 541—542 годов, занесённая в Константинополь на судах с зерном из Египта (по разным оценкам, на пике пандемия убивала от 5 до 10 тыс. горожан в день и таким образом уничтожила от 40 до 50 % населения столицы). В 553 году по инициативе Юстиниана в столице прошёл Второй Константинопольский собор, повторно осудивший несторианство как ересь. В 557 и 558 годах Константинополь пострадал от мощных землетрясений, многие строения города, в том числе собор Святой Софии и монастырь Святого Михаила с древней церковью Хора (церковью Христа Спасителя «в деревне» или «в полях»), получили значительные повреждения.
В VI веке в Константинополе, переживавшем в правление династии Юстиниана бурный культурный и научный подъём, жили и работали философы Стефан Византийский и Иоанн Филопон, богослов Иоанн Эфесский, архитекторы-математики Анфимий из Тралл и Исидор Милетский, историки Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский (был также известным поэтом), Иоанн Малала, Исихий Милетский, Пётр Патрикий, Менандр Протектор и Иоанн Лид, географ Козьма Индикоплов, поэт Павел Силенциарий.
В период правления династии Юстиниана в Константинополе стала складываться влиятельная армянская диаспора, в дальнейшем сыгравшая огромную роль в жизни Византийской империи. При императорском дворе армяне занимали посты полководцев и советников, дипломатов и казначеев.
С момента возникновения Константинополя здесь существовали многочисленные гостиницы, постоялые дворы и приюты для паломников, которые принимали на постой как гостей города, так и пилигримов, следовавших из Европы в Иерусалим (пандохейоны и митаты делали это на коммерческой основе, а ксенодохии были благотворительными учреждениями, дававшими кров неимущим). В правление Юстиниана и его наследников ксенодохии стали превращаться в лечебные заведения, в которых оказывалась медицинская помощь беднякам. Многие ксенодохии имели в городе и пригородах земельные наделы (проастии) с мастерскими, садами и огородами, которые сдавали в долгосрочную аренду (эмфитевзис), а полученные доходы направляли на содержание зданий и врачей. В дальнейшем при финансовой поддержке императоров, богатых горожан и монастырей ксенодохии как богадельни с медицинским уклоном стали в Константинополе распространённым явлением. На азиатском берегу Босфора располагался находившийся в ведении Церкви лепрозорий Аргироний. В городе имелось немало врачей, как получавших жалованье от государства (среди них выделялась привилегированная группа придворных лекарей), так и живших исключительно на те средства, которые они получали от больных.
источник  https://cont.ws/@sugochka/1132308

Tags: искусство и культура, история, люди и этносы

Юстиниан — Православная Вики

Святой Юстиниан, император Рима и Византии в шестом веке.

Святой и благоверный император Юстиниан I (11 мая 483 г. — 13/14 ноября 565 г.), был императором Восточной Римской империи с 1 августа 527 г. до своей смерти. Его супругой была императрица Феодора. Помимо того, что Юстиниан был одним из самых важных правителей поздней античности и крупной фигурой в истории Византийского государства, он был также великим поборником Православия, строителем церквей и церковным писателем. В его царствование Византия прославилась военными победами в Персии, Африке и Италии, в результате которых было решительно разгромлено язычество среди германских вандалов и вестготов. Он также известен как «последний римский император» и был императором, отвоевавшим город Рим у остготов. 14 ноября Церковь празднует день его памяти.

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Юридические и военные достижения
  • 3 Юстиниан и Православие
  • 4 Источники и внешние ссылки

Лайф

Полное имя Юстиниана было Флавий Петрус Саббатиус Юстиниан. Говорят, что он славянского происхождения, вероятно, родился в маленькой деревне под названием Таурезиум в Иллирике, недалеко от Скупи (современный Скопье, Македония), 11 мая 483 года в Виджилантии. Его мать Виджилантия была сестрой уважаемого генерала Юстина, который поднялся из рядов армии, чтобы стать императором. Его дядя усыновил его и обеспечил образование мальчика. Юстиниан был прекрасно образован в области юриспруденции, богословия и римской истории.

Его военная карьера отличалась быстрым продвижением по службе, и большое будущее открылось ему, когда в 518 году Юстин стал императором. Юстиниан был назначен консулом в 521 году, а затем командующим восточной армией. Он был виртуальным регентом задолго до того, как Юстин сделал его помощником императора 1 апреля 527 года.

Четыре месяца спустя Юстиниан стал единоличным правителем после смерти Юстина I. Его правление имело всемирное влияние, составив отдельную эпоху в истории Византийской империи и Православной церкви. Он был человеком необычайной работоспособности (иногда его называли «господином, который никогда не спит») и обладал сдержанным, приветливым и бойким характером, но в то же время беспринципным и лукавым, когда это ему служило. Он был последним императором, пытавшимся восстановить Римскую империю на территориях, которыми она владела при Феодосии I.

Он окружил себя мужчинами и женщинами необычайного таланта, «новыми мужчинами», отобранными не из аристократических рядов, а назначенными на основе заслуг.

В 523 году он женился на Феодоре, которая по профессии была куртизанкой (или актрисой, или артисткой цирка, согласно одному из источников), примерно на 20 лет моложе его. По словам историка Прокопия, печально известного своей клеветнической неприязнью к царской чете, Юстиниан, как говорят, встретил ее на представлении, где она и дрессированный гусь исполняли 90 029Леда и лебедь , пьеса, в которой одновременно удалось высмеять греческую мифологию и христианскую мораль. В прежние времена Юстиниан не смог бы жениться на ней из-за ее класса, но его дядя император Юстин I принял закон, разрешающий смешанные браки между социальными классами. Феодора стала очень влиятельной в политике империи, а более поздние императоры последовали примеру Юстиниана и женились вне аристократического класса. Брак стал источником скандала, но Феодора оказалась очень умной, «уличной сообразительностью», хорошим знатоком характера и самым большим сторонником Юстиниана.

Феодора умерла в 548 году; Юстиниан пережил ее почти на двадцать лет, умер 13 или 14 ноября 565 года.

Юридические и военные достижения

Юстиниан добился прочного влияния своими судебными реформами, в частности суммированием всего римского права, чего раньше никогда не было. Юстиниан поручил выполнить эту задачу квестору Трибониану, и 7 апреля 529 г. он выпустил первый проект Corpus Juris Civilis , состоящий из трех частей: Digesta (или Digest или Pandectae ), Institutiones (или Institutes ) и Кодекс . Корпус составляет основу латинской юриспруденции (включая церковное каноническое право: « ecclesia vivit lege romana », «Церковь живет по римскому праву»). Это обеспечило выживание римского права, которое в XII веке перешло на Запад, а затем и на Восточную Европу, включая Россию. Он остается влиятельным и по сей день.

Просторы Византийской империи в 550 г. при Юстиниане.

Что касается военных кампаний, то Юстиниан в целом был успешен; он был последним византийским императором, контролировавшим Рим и некоторые части Запада. Как и его римские предшественники и византийские преемники, Юстиниан первоначально участвовал в войне против Сасанидской Персии в римско-персидских войнах. Однако его основные военные амбиции были сосредоточены на западном Средиземноморье, где его генерал Велизарий возглавил отвоевание частей территории старой Римской империи. Велизарий получил это задание в награду за успешное подавление беспорядков Ники в Константинополе, из-за которых Юстиниан подумывал о бегстве из столицы, но остался в городе только по совету Феодоры (согласно Прокопию). В 533 г. Велизарий отвоевал Северную Африку у вандалов, затем продвинулся на Сицилию и Италию, отвоевав Рим (536 г.) и столицу остготов Равенну (540 г.) в ходе так называемой Готской войны.

Юстиниан и Православие

Юстиниан был горячим сторонником Православия.

Юстиниан считал себя новым Константином Великим. Он верил в общесредиземноморский христианский порядок в политическом, религиозном и экономическом плане, объединенный и правивший из Константинополя под единым христианским императором. С этой целью он направил свои великие войны и свою колоссальную деятельность по отвоеванию западных провинций у германских племен.

Пожалуй, самое примечательное событие произошло в 529 г.когда Академия в Афинах (известная тем, что была основана столетиями ранее Платоном) была передана под контроль государства по приказу Юстиниана, что фактически задушило эту школу подготовки эллинизма. Язычество активно подавлялось. Поклонение Аммону в Авгиле в Ливийской пустыне было упразднено, как и остатки поклонения Исиде на острове Филе в Египте, а нераскаявшиеся манихеи были казнены в Константинополе. Юстиниан часто отправлял миссионеров и обращал многочисленные племена. Только в Малой Азии Иоанн, епископ Эфесский, обратил 70 000 язычников.

Юстиниан также занял очень твердую позицию в своей поддержке Православия; он боролся с разными ересями на протяжении всего своего правления. В начале своего правления он законодательно провозгласил веру в Святую Троицу и Воплощение, а впоследствии заявил, что лишит всех нарушителей ортодоксальности надлежащей правовой процедуры.

Он сделал Никео-Константинопольский Символ веры единственным символом Церкви и придал юридическую силу канонам четырех Вселенских соборов. По повелению государя был созван Пятый Вселенский Собор в 553 году, порицавший учение Оригена и утвердивший определения Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне. Он также пытался обеспечить религиозное единство в Империи посредством своих (безуспешных) диалогов с нехалкидонцами. Он назначил Феодору, дочь восточного православного священника, своим специальным посланником для борьбы с теми, кто отверг Халкидон. Помимо монофизитства и миафизитства, между Востоком и Западом начали возникать и другие церковные трения; Споры о «трех главах» обострили все это (см. Внешние ссылки).

Собор Святой Софии, каким он был, без минаретов.

Император сыграл важную роль в строительстве многочисленных церквей. Он приказал построить 90 церквей для новообращенных и щедро поддержанных церквей в Империи.

Лучшими сооружениями того времени считаются монастырь на Синае и собор Святой Софии в Константинополе. При святом Юстиниане было построено много церквей, посвященных Богородице. Получив широкое образование, святой Юстиниан усердно заботился о воспитании духовенства и монахов, повелевая обучать их риторике, философии и богословию. Он не упускал возможности для обеспечения прав Церкви и духовенства, для защиты и расширения монашества: его своды законов содержат множество постановлений о пожертвованиях, фондах и управлении церковным имуществом; избрание и права епископов, священников и аббатов; монашеская жизнь, жилищные обязанности духовенства, ведение богослужений и архиерейская юрисдикция.

Стандартизация Юстинианом Божественной литургии включала введение Херувимского гимна и два часто используемых тропаря Церкви,

Единородный Сын и О Свет Радостный , традиционно приписанные ему.

В личной жизни святой Юстиниан был строго благочестив, часто постился. Во время Великого поста он не ел хлеба и не пил вина, а питался только водой и овощами. Его также помнят за продвижение идеи «симфонии» между церковью и государством.

Однако светские источники часто критикуют Юстиниана как деспота. Даже в православном Священном Предании встречаются некоторые разногласия. Например, агиография св. Евтихия рисует более сложный портрет императора:

«По кончине святого патриарха Мины апостол Петр явился в видении императору Юстиниану и, указывая рукой на Евтихия, сказал: «Да будет он твоим епископом». В самом начале своего патриаршего служения святитель Евтихий [не сам Юстиниан] созвал Пятый Вселенский Собор (553 г.), на котором отцы осудили возникающие ереси и предали их анафеме, однако через несколько лет в Церкви возникла новая ересь. : Афтартодокетизм [asartodoketai] или «нетление», которое учило, что плоть Христова… [была] неспособна страдать. Св. Евтихий решительно обличал эту ересь, но император
Сам Юстиниан
склонился к этому и обратил свой гнев на святого. По приказу императора воины схватили святого в храме, сняли с него патриаршие облачения и отправили в ссылку в Амасийский монастырь (565 г. )». [1]

Юстиниан Великий: Император и святой , опровергает утверждение о том, что Юстиниан в последние годы своей жизни поддался ереси афтартодокетизма.Принято считать, что после длительного правления, когда Юстиниан не жалел усилий, чтобы попытаться вернуть монофизитов в В лоне Православной Церкви люди устали от престарелого императора, поэтому принято утверждать, что Юстиниан придерживался афтартодокетской ереси, являвшейся, по существу, крайней формой монофизитства, и низложил патриарха Константинопольского Евтихия за его якобы отказ подчиняться к этому учению.

Предполагаемый указ Юстиниана о наложении афтартодокетизма не сохранился, и единственный современный источник, упоминающий о нем, — свидетельство историка Евагрия. Большинство историков приняли информацию Евагрия за истину, полагая, что Юстиниан либо обратился в ересь в конце жизни, либо впал в маразм. Таким образом, эти ученые связывают указ со низложениями как Евтихия, так и Анастасия, патриарха Антиохийского. Отец Геростергиос утверждает:

То, что они были низложены из-за отказа принять указ, мы не считаем верным по следующим причинам:
1. Епископ Северной Африки Виктор, враг Императора, упоминает о низложение Евтихия в своей Хронике , но не приводит никаких оснований для низложения. Если бы он действительно знал что-либо о новом эдикте, и если бы, далее, он знал о принятии Юстинианом афтартодокетской ереси, то он непременно не только упомянул бы об этом, но и подчеркнул бы это событие, чтобы опорочить изгнание Юстиниана и заключая его в тюрьму.
2. Если бы Евтихий был низложен по этой причине, его преемник Иоанн Схоластик должен был бы принять такой указ. У нас нет абсолютно никаких сведений о принятии им указа, ни каких-либо свидетельств о том, что он принял афтартодокетизм. Напротив, папа [святой] Григорий Великий, который был тогда папским представителем в Константинополе, хвалит нового патриарха Иоанна за его святость и православие.
3. Тот же папа Григорий хвалит Юстиниана за его православие и не упоминает об указе. Он говорит, что патриарх Евтихий был оригенистом. По этой причине У. Х. Хаттон и А. Кнехт заявили: это было причиной низложения Евтихия.
4. Когда Патриарх Евтихий вернулся на Константинопольский престол в 577 г., он не упомянул о причинах своего свержения.
5. Епископ Иоанн Эфесский, в отличие от Евагрия, не упоминает о том, что произошло в Антиохии по поводу низложения Анастасия. …
По всем вышеперечисленным причинам мы можем только заключить, что Юстиниан никогда не издавал и не планировал издавать указ о наложении афтардокетизма. Такой поступок противоречил бы всей его предыдущей богословской работе, и ясно, что он не способствовал бы общей цели объединения. Более того, такое полное изменение в столь преклонном возрасте мы считаем совершенно неестественным. Что касается низложения двух упомянутых Патриархов, то мы полагаем, что оно не было связано с таким указом, поскольку для такого вывода из современных источников нет оснований. Мы придерживаемся мнения, что их низложение произошло по другим причинам, вероятно, из-за их неподчинения старому императору. [2]
Ящик наследства:
Юстиниан
Предшественник:
Джастин I
Восточно-римский (византийский) император
527-565
Преемник:
Джастин II
Помощь с ящиком

Источники и внешние ссылки

  • Юстиниан I в Википедии
  • Святой Юстиниан Император (OCA)
  • Споры из трех глав в Википедии
  • Университет Канзаса Средневековая история: правление Юстиниана, 527-565
  • Православная Америка: Юстиниан Великий, император и святой (РПЦЗ)
  • Римские императоры: Юстиниан (Очень подробная история.)
  • Средневековый справочник: выдержки из Тайной истории Прокопия Юстиниана и его двора (Здесь Прокопий злобно клевещет на Юстиниана и Феодору. )
  • Иди и смотри иконы: Юстиниан
  • Earlychurch.org: Юстиниан I (Очень сторонник Юстиниана и Церкви.)
  • Юстиниан Великий и его преемники (518-610). Александр Александрович Васильев, из «История Византийской империи» . (Отвергает теорию славянского происхождения Юстиниана; утверждает, что Юстин и Юстиниан, вероятно, были иллирийцами или римскими колонистами Дардании) .

Рим Византийская империя — ИСТОРИИ ИСТОРИИТы — история. Мы будущее.

Основные темы
География: как люди взаимодействуют с окружающей средой?

Убеждения: Почему люди живут так, как живут?

Правительство: Как люди организуют свои общества и почему они организуют их именно так?  

Экономика. Как поиск ресурсов и торговля повлияли на историю человечества?

Культура. Откуда мы знаем то, что знаем об истории человечества?


Понимая, что Римская империя стала слишком большой, чтобы ею мог управлять только один человек, император Диоклетиан разделил империю на западную и восточную части в 285 году н. э. После раскола Диоклетиан объявил, что империей должны править четыре человека. Никогда не очень любивший Рим, Диоклетиан решил править из восточной половины империи. Он назначил своего зятя одним из правителей на западе. Однако вместо того, чтобы привести к более эффективному правительству, разделение территорий почти сразу же привело к борьбе за власть между разными правителями.

После долгих лет борьбы Константин, сын одного из первых четырех правителей, назначенных Диоклетианом, в 325 г. н.э. взял на себя единоличное управление империей. Став императором, Константин воссоединил Римскую империю под своим правлением и в 330 г. н.э. построил новую столицу в Византии, город стратегического значения, расположенный на территории современной Турции. Вскоре после этого он изменил название города на Константинополь. На греческом Константинополь означает «Город Константина». Сегодня мы знаем город Константина как Стамбул.


Современный Стамбул сочетает в себе культуру востока и запада, а также древность и современность, что делает его уникальным городом.

Географически Константинополь/Стамбул занимает очень интересное положение в мире. Массив суши, которым является Турция, действует как своего рода сухопутный мост, соединяющий континенты Европы и Азии. В четвертом веке это был перекресток культур и центр Византийской империи. В каждой половине Империи возникали разные представления о религии и разное смешение культур. В результате восточная половина Римской империи сильно отличалась от западной. Когда в 476 г. н.э. западная половина Римской империи попала в руки вождя германских племен Одоакра, восточная половина осталась нетронутой. Восточная половина древней Римской империи стала Византийской империей.

Какие преимущества сделали Константинополь идеальным местом для столицы?

​Новый Рим
Известная как Византийская империя, Восточная Римская империя была самой могущественной в 500-х годах нашей эры. В то время империя простиралась на восток до Аравии, на юг до Египта и на запад до Италии.

Константинополь был столицей империи. Расположение города давало ему особые преимущества. Город располагался на полуострове между Черным и Эгейским морями. Он был окружен с трех сторон водой. Это облегчило оборону города. Поскольку город находился между Европой и Азией, он стал перекрестком торговых путей. Торговцы издалека вели там дела, и торговля росла. С середины V века до начала XIII века Константинополь был самым большим и богатым городом во всей Европе.

Что сделало Византийскую империю одной из самых развитых цивилизаций в мире?

Место, Место, Место. Преимущества Константинополя:

  • Рыбацкие, торговые и военные корабли могли пользоваться его гаванями.
  • Моря вокруг облегчали оборону.
  • Через него пересекались два крупных торговых пути, поэтому торговцы из Азии в Европу продавали там товары.

Константинополь называли «Новым Римом». Состоятельные римляне собрали свои вещи и переехали туда. В городе было много зданий в римском стиле, в том числе открытая арена для спортивных мероприятий. Он назывался Ипподром, и именно здесь проводились гонки на колесницах. Точно так же, как чиновники в Риме, чиновники в Константинополе раздавали беднякам бесплатную еду и развлечения. Привлеченные обещанием лучшей жизни, люди из многих стран поселились в Византийской империи.


Находясь на перекрестке разных культур, Византийская империя была чем-то большим, чем Римская империя. Различные культуры смешались вместе, чтобы сформировать новую культуру. Сегодня мы называем эту культуру греко-римской. Греко-римская культура представляет собой смешение древнегреческих и римских традиций. Например, византийцы любили общественные бани, бассейны и гонки на колесницах, как и древние римляне, а латынь была официальным языком правительства. Однако большинство византийцев говорили по-гречески, поэтому греческий язык был повседневным языком. Из-за этого даже императоры учили греческий язык. Со временем Империя стала менее римской и более греческой. Это богатое смешение культур привело к тому, что византийцы создали одну из самых развитых цивилизаций в мире между 500 и 1200 годами нашей эры.

Почему императрица Феодора была так важна для правления Юстиниана?


Правление Юстиниана
Юстиниан стал императором Византийской империи в 527 г. н.э. Он правил Византийской империей, когда она была на пике своего могущества. Юстиниан был опытным полководцем и сильным лидером. Он контролировал армию и издавал законы.

Юстиниан был женат на императрице Феодоре. Она помогала Юстиниану править империей. Феодора помогала мужу выбирать государственных чиновников. Она помогла женщинам получить больше законных прав. Она призвала Юстиниана предоставить женщинам право владеть землей. Эта реформа помогла овдовевшим женщинам зарабатывать деньги, чтобы заботиться о своих детях.

Brain Box:  Что сделало роль императрицы Феодоры такой уникальной для раннего средневековья?

После восстания разгневанных налогоплательщиков в 532 г. н.э. мудрость императрицы Феодоры помогла остановить кризис. Когда люди пригрозили правительству беспорядками, советники Юстиниана сказали ему, что он должен покинуть город, чтобы быть в безопасности. Однако Феодора сказала ему, что ему не понравится его жизнь, если он сбежит. Она сказала, что он должен остаться и сражаться, чтобы защитить Империю. Он последовал ее совету и остался. Армия Юстиниана остановила бунт и вернула порядок в столицу. Победа Юстиниана сделала его еще более могущественным правителем.


Какова была цель кодекса Юстиниана?
Одно из самых важных дел Юстиниана было в области права. Как император, Юстиниан установил то, что стало называться Кодексом Юстиниана. Кодекс Юстиниана состоял из законов и юридических решений римлян еще во времена императора Адриана в 117 г. н.э. Юстиниан попросил ученых систематизировать древние законы, упростить их и улучшить. Это был первый раз, когда кто-то пытался это сделать. Людям было легче понять и соблюдать новые законы.

Император Юстиниан также добавил новые законы в кодекс и попросил ученых предоставить рекомендации для судей и студентов-юристов. Кодекс Юстиниана был важен не только во времена Юстиниана, но и для последующих цивилизаций и культур. Кодекс Юстиниана до сих пор является основой правовых систем во многих странах и служит основой

многих демократических правовых систем мира. Например, Кодекс Юстиниана гласит, что человек невиновен, пока его вина не доказана.

Однако не все в Кодексе Юстиниана было демократичным. Были законы, которые дискриминировали евреев и других лиц, исповедовавших веру, отличную от официальной религии Византийской империи.


Византийские достижения с 500 по 1200 г. н.э.

  • Передали греческую культуру и римское право другим народам
  • Принесли христианство людям в Восточной Европе

Пожертвования Юстиниана

  • Улучшение прав женщин
  • Создание Кодекса Юстиниана
  • Строительство собора Святой Софии

Поистине произведение искусства и чудо архитектурной инженерии, огромный купол собора Святой Софии не имел себе равных по размеру на протяжении более 800 лет.

Мозаика, изображающая Константина (справа) с моделью своего города и Юстиниана (слева) с моделью собора Святой Софии.

Какие три вещи делают собор Святой Софии особенным?

Собор Святой Софии
Многие византийские императоры поддерживали работу художников и архитекторов и заказывали рабочим строить форты, правительственные здания и церкви по всей империи. В 537 г. н.э. Юстиниан приказал построить церковь под названием Айя-София, или «Святая Мудрость».

У Юстиниана были материалы для строительства церкви, присланные из многих уголков мира, включая Египет и Сирию. Около 10 000 человек помогали строить церковь. В свое время он считался шедевром архитектуры и до сих пор считается чудом инженерной мысли. Он настолько велик, что собор Нотр-Дам в Париже может поместиться в его ступица . Она настолько высока, что Статуя Свободы могла бы прыгать, не касаясь ее огромного купола. Внутри Айя-София украшена золотыми и серебряными украшениями. Его также украшают мозаикой, рисунками или узорами из мелких кусочков цветного стекла или камня. Византийцы прославились своими мозаиками, на которых обычно изображались фигуры святых. Святые — христианские святые люди.

На протяжении веков собор Святой Софии выполнял множество функций. Служив религиозным центром империи Юстиниана, он стал ключом к Восточной православной церкви. Во время османского владычества он был превращен в исламский мечеть . На протяжении десятилетий в течение 20-го века собор Святой Софии служил музеем, и его посещали миллионы людей со всего мира. Однако в 2020 году турецкое правительство снова превратило его в мечеть.


Почему Юстиниан построил сильную армию?  

Военные завоевания Юстиниана

  • Начало использования кавалерии в армии
  • Завоевание Италии, части Испании и Северной Африки
  • Защитил восточную границу от Персии

Юстиниан знал, что когда-то империя была намного больше. Он хотел, чтобы его армия была сильной, чтобы они могли вернуть земли, которые когда-то были частью империи. Он также хотел, чтобы его армия защищала границы империи.

Генерал по имени Велизарий реорганизовал византийскую армию и сделал ее сильнее. Он создал кавалерию — группы воинов на лошадях. Кавалерия была в доспехах и вооружена луками и длинными копьями. Армия Юстиниана сражалась в Италии, Испании и Северной Африке. Его покорили захватчики, отнявшие земли у Западной Римской империи. Победив персов, армия также смогла снова обезопасить восточную границу.

Однако эти завоевания длились недолго. Смертельная болезнь, известная как «чума Юстиниана», распространилась по Азии и Европе. Чума унесла жизни миллионов людей, в том числе римских солдат. Поскольку чума уничтожила войска Юстиниана, солдат не хватило для защиты большой империи. Денег на их оплату тоже не хватило. После смерти Юстиниана империя снова потеряла контроль над большей частью своих западных земель.

Чем отличалась христианская церковь в западной и восточной частях Римской империи?  


НАЖМИТЕ выше, чтобы узнать больше об архитектурных элементах византийской церкви.

Две христианские церкви
Несмотря на то, что они говорили в основном на греческом, а не на латыни, люди, жившие в Восточной Римской империи, считали себя римлянами. Однако разделения в Империи были не только географическими. Помимо наличия отдельных столиц — Рима на западе и Константинополя на востоке — существовало еще одно важное различие между восточной и западной частями Римской империи. Это различие произошло внутри христианской церкви.

Христианство стало официальной религией Рима в 380 г. н.э., но практика христианства развивалась по-разному в западной и восточной частях Империи. В восточной половине глава церкви именовался патриархом. Патриарх назначался императором. Следовательно, действительно император был главой церкви. В западной половине христиане считали папу главой церкви.

В Византийской империи император имел власть над церковью и правительством. На Западе, где после падения Рима в 476 г. н.э. императора больше не было, Папа в конце концов взял на себя власть над всеми правительствами и церквями в Европе. Различия между двумя церквями продолжались веками и были настолько серьезными, что в 1054 году н. э. их лидеры отлучили или изгнали друг друга. Это привело к расколу или разделению между двумя церквями, который сохраняется и сегодня.

Какое событие привело к окончательному краху Римской империи?  


Конец Империи

На протяжении столетий, предшествовавших своему концу, Византийская империя со столицей в Константинополе находилась в упадке и находилась под угрозой со стороны восходящих держав на востоке. Этими державами управляли султаны. В середине XV века, когда в Европе начала приподниматься завеса средневековья, Константинополь оказался полностью окруженным Османской империей, стремившейся расширить свои домен . Окончательный удар был нанесен весной 1453 года, когда турки-османы во главе с султаном Мехмедом II осаждали город в течение пятидесяти семи дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *