Константин Великий (27 февраля 272
Флавий Валерий Аврелий Константин (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus), будущий император Константин Великий, родился 27 февраля 272 года (по одной из версий) в римской провинции Наисс, которая находилась на территории современной Сербии. Отцом Константина стал Констанций I Хлор, впоследствии провозглашенный правителем одной из областей римской империи, а матерью – его сожительница Елена, происходившая из простой семьи. Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и Елена.
После смерти отца в 306 году войска провозгласили Константина правителем. В это время империя находилась под властью сразу четырех властителей, которые фактически разорили страну. Почти десять лет шла гражданская война между правителями областей. Благодаря своей репутации и результатам правления Констанция, а также уважению граждан и армии, Константину удалось выйти победителем в этой борьбе. После победы над Лицинием в 323 году он стал единственным полновластным правителем римского государства.
Император продолжил реформы по централизации распадающейся империи, начатые предшественниками. Однако его имя в истории прочно связано с тем, что в его правление произошла идеологическая революция: христианство было признано господствующим вероисповеданием и за удивительно короткий срок – всего несколько десятилетий – из религии преследуемой превратилось в религию государственную.
Нужно напомнить, что с конца 3 века в Римской империи шли жестокие гонения на христиан. Император Диоклетиан считал, что новая вера наносит вред идее централизации государства. Последовали сначала социальные репрессии, а затем и массовые пытки и казни христиан. Это вероисповедание было официально запрещено, священники убиты, храмы разрушены.
Однако полвека спустя император Константин, отчасти под влиянием своей матери-христианки Елены, изменил ситуацию. В 313 году он принял Миланский эдикт, который утвердил веротерпимость на территории империи. Затем последовали законы, которые освобождали христианские общины от налогов и общественных повинностей, то есть, по сути, ставили их в привилегированное положение. Считается, что таким образом император Константин закреплял христианство в качестве государственной религии многоконфессионального Рима.
Кроме того, Константину принадлежала инициатива знаменитого Никейского собора, который, осудив ересь Ария, способную расколоть сообщество христиан, принял «Символ веры» – основополагающий догмат формирующейся религии.
В 330 году Константин перенес столицу в город Византию, более удобный с точки зрения управления империей. Город получил название Новый Рим, однако уже при жизни императора его стали называть Константинополем. Сегодня он известен как Стамбул.
Сам император Константин большую часть жизни оставался язычником и принял крещение только перед самой смертью. Это произошло в Аквирионском дворце в Никомедии, где правитель и скончался 21 мая 337 года.
История присвоила ему имя Великого, а церковь за великие заслуги именует его равноапостольным. В православии день его памяти — 3 июня.
равноапостольный Константин Великий
День памяти: 21 мая (3 июня)
Жизнь Константина Великого до провозглашения им Миланского эдикта
Константин, названный Великим за выдающиеся исторические заслуги, родился в эпоху гонений на Церковь Христову (предположительно около 280-285 годов). Его отец, цезарь Констанций Хлор, был властителем в Галлии и Британии. Мать, Елена, вела христианскую жизнь (впоследствии она была прославлена в лике святых).
В отличие от других представителей высшей титулованной знати, отец Константина относился к христианам более чем сдержанно. В той части империи, которой он руководил, не осуществлялось гонений на Церковь, как в прочих областях.
После смерти Констанция Хлора, в 306 году Константин, при содействии армии, был провозглашен императором. Ко христианам он относился не менее терпимо, чем его отец. По свойственному ему складу мышления он хорошо понимал, что среди них есть честные и доблестные люди, и что принадлежность ко христианству не означает враждебности по отношению к властям.
Взойдя на престол, Константин столкнулся с противодействием могущественных противников: Максимиана и Максентия. Руководствуясь личными и политическими интересами, он вынужден был вести с ними брань.
Став единовластным правителем Западной части империи, в 313 году Константин издал эдикт о веротерпимости, вошедший в историю под названием «Миланский». Согласно этому (исключительному по важности) документу, деятельность Церкви переставала артикулироваться как противозаконная и больше не подлежала преследованию. Разумеется это не значило, что христианство тут же переходило в статус государственной религии. Вместе с тем это факт ознаменовал торжество высшей справедливости: христиане получили выстраданное право исповедовать свою веру открыто. Кроме того Константин запретил своей властью казнь через распятие и наделил Церковь особыми гражданскими правами.
После того как он окончательно одержал верх над враждовавшим против него Ликинием, в 324 году, его власть распространилась по всей территории Римской империи. Тогда же по всей территории распространилось и действие Миланского эдикта.
Согласно твёрдому преданию, перед одним из решающих сражений Константин увидел на небе знамение Креста и вместе с тем надпись: «сим побеждай». После этого случая, ночью, в сонном видении, Господь явился ему и открыл, что через сие знамение тот сокрушит неприятеля. На следующий день, по приказу Константина, увиденный символ был изображен на воинских знаменах (по некоторым данным, на щитах). И действительно, Промыслом Божьим армия Константина Великого одолела врага. С тех пор это изображение стало одним из наиболее ярких символов Христа и Его Крестной Жертвы.
Дальнейшая деятельность
Став полновластным монархом, Константин провел ряд важных преобразований. Избавив империю от преобладания языческих культов, он перенес столицу с Запада на Восток. Это соответствовало стратегическим замыслам. Кроме того, образование новой столицы символизировало начало нового исторического этапа в жизни империи. Местом был выбран древний город Византий, располагавшийся на побережье Босфора. Он был серьёзно расширен и укреплен. Новая столица получила название «Константинополь». Со временем Константинополь превратился и в центр Православной культуры.
Несмотря на то, что сам Константин не торопился с принятием Святого Крещения, он всячески покровительствовал Церкви. Можно сказать, что при нём христианство стало играть приоритетную роль не только в религиозной сфере, но и на политической арене, например, сплачивая и объединяя народ.
По инициативе императора Константина и его матери, царицы Елены, последняя лично отправилась в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Отправляя царицу в дорогу, Константин наделил её необходимыми полномочиями и материальными средствами. При содействии Божьем в 326 году Крест Господень был обнаружен.
Вообще же стараниями Константина и Елены святые места, связанные с жизнью и деятельностью Спасителя, освобождались от следов идолопоклонства, а на наиболее памятных из них возводились христианские храмы.
Роль императора Константина в созыве и организации Первого Вселенского Собора
Распространение ересей, начавшееся с первых времен существования Церкви, в эпоху гонений, не прекратилось и после того, как христианство вздохнуло свободно. Особую значимость в царствование императора Константина приобрела ересь Ария, александрийского пресвитера.
В своё время этот пастырь, побуждаемый честолюбием, вступил в спор с епископом Александром и оклеветал его, обвинив, будто он извращает учение о Боге. Очень быстро из клеветнической критики сформировалось ложное учение, согласно которому отрицалось единосущие Сына Отцу, причём Сын признавался не порождением, а творением Бога Отца.
Несмотря на кажущуюся очевидность нелепости нового учения вскоре оно распространилось и за пределами Александрии. Вокруг Ария стали собираться сторонники, в том числе девы, диаконы, священники, архиереи. Ситуация становилась тем напряжённей, чем сильнее множились проповедники этой хулы. Помимо прочего резкому увеличению числа еретиков способствовало отсутствие чётко выработанной богословской терминологии.
На созванный в Александрии Поместный Собор, осудивший Ария, обличивший его лжеучение, еретики ответили Собором в Вифинии, признавшим Ария осужденным безвинно.
Император Константин, получив весть о нарастании споров, сильно опечалился и счёл своим долгом вмешаться в ситуацию лично. Волнения в Церкви беспокоили его и как государя, и как сочувствующего христианству. И он послал в Александрию Осию Кордубского с увещевательным письмом. Однако данная мера не вразумила еретиков. В добавление к этим внутренним трудностям прибавились другие.
И тогда движимый желанием разрешить нарастающие в Церкви проблемы царь, по совету епископов, принял решение созвать Собор. Предстоятелям всех Церквей было предписано прибыть в Никею.
Таким образом, в 325 году состоялся Первый Вселенский Собор. Он объединил 318 архиереев. После продолжительных дискуссий Собор подтвердил единосущность Отца и Сына, сформулировал Символ веры (которой был дополнен и доработан на Втором Вселенском Соборе) и осудил учение о творении Сына Отцом.
Арий и епископы, отказавшиеся подписаться под соборным определением, были отправлены в ссылку.
Деятельность императора Константина после Вселенского Собора
Несмотря на принятые отцами Собора решения, арианские брожения не прекратились. Причем на почве этого учения определились различные направления ереси: радикальные и более умеренные.
В 328 году умер Александр Александрийский и Александрийскую кафедру занял Афанасий Великий. Верный сторонник чистоты Православных идей, человек святой жизни, он вел с арианством непримиримую борьбу. Не имея возможности остановить Афанасия с помощью догматических аргументов, поборники еретиков воспользовались старым проверенным средством и начали строить интриги. Святителя стали обвинять: то якобы, ворвавшись в храм, он опрокинул чашу со Святой Кровью; то будто бы отправил ящик с золотом некоему узурпатору Филумену.
В 332 году Афанасий был вызван к императору. Однако после беседы со святителем Константин отозвался о нём добрым словом.
В 335 году, связанным с приближеннием тридцатилетия царствования Константина и завершением строительства над Гробом Господним базилики, император созывал епископов в Иерусалим. Однако перед этим им предстояло собраться в Тире на Собор. Царь желал, чтобы на этом Соборе установилось, наконец, умиротворение. Туда же, по внушению Константина, надлежало явиться и Афанасию Великому.
На этом Соборе против него было выдвинуто новое обвинение, несколько странное, будто бы он, убив епископа Арсения, оставил его руку для волхвования. Удалившись из Тира, Афанасий добрался до Константинополя, добился встречи с Константином и указал ему на ничтожность возводимых обвинений.
К сожалению, во время правления Константина арианство так и не было истреблено.
В конце земной жизни император принял Святое Крещение. В 337 году, в день Пятидесятницы, он тихо отошёл ко Господу.
От него до нас дошли: Миланский эдикт о свободе христианской веры, Послание к епископу Александру и пресвитеру Арию, Послание к Александрийской церкви против Ария, Речь Императора Константина святому собору, Речь вторая Императора Константина святому собору, Отрывок из увещательной речи к епископам пред отправлением их из Никеи после собора, Послание из Никеи к епископам, не присутствовавшим на соборе, Послание к никодимийцам против Евсевия и Феогниса и пр.
Тропарь равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 8
Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.
Кондак равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 3
Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.
Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Викторина «Больше искусства и цветов»
6 быстрых фактов об Александре Грэме Белле
Споры по поводу обрезания женских половых органов
Константин I — Энциклопедия всемирной истории
Константин I, он же Константин Великий, был римским императором с 306 по 337 год нашей эры. Понимая, что Римская империя слишком велика, чтобы один человек мог адекватно править, император Диоклетиан (284–305 гг. Н. Э.) Разделил империю на две части, создав тетрахию или правило четырех. В то время как он правил востоком из Никомедии как «август» с Галерием как его «цезарем», Максимиан и Констанций Бледный правили западом. Это был сын Констанция, Константин, который однажды поднимется, чтобы победить всех претендентов на престол и воссоединить расколотую империю, перенеся столицу из Старого Рима и построив новую восточную столицу, столицу, которая однажды будет носить его имя. , Константинополь.
Ранняя жизнь
Удалить рекламу
Реклама
В мае 305 г. н.э. старшие императоры Диоклетиан и Максимиан отреклись от своих престолов в пользу Галерия на востоке (с Максимином Дайей в качестве цезаря) и Констанция на западе (с Фальвием Валерием Сервием в качестве цезаря). Эти назначения понравились не всем. Максенций, сын Максимиана, и Константин чувствовали себя преданными, каждый считал, что заслуживает назначения цезарем. Это упущение не будет забыто и в конечном итоге приведет к долгой и ожесточенной битве за контроль над обеими половинами империи. После того, как Диоклетиан отрекся от престола, Галерий (в попытке унять горькие чувства) позволил разочарованному Константину вернуться на запад в 306 г.
н.э., чтобы служить под началом своего отца. Прежде чем Констанций скончался от лейкемии (по этой причине его называли «бледным») в июле 306 г. н. э. в Йорке, у Константина была возможность вместе со своим отцом вести кампанию против пиктов в Британии. Именно в Британии новоназначенный август во второй раз получил титул «Британник Максимус».После смерти отца Константин продолжал строить репутацию человека, способного на быстрые и решительные действия.
После смерти отца Константин продолжал завоевывать репутацию человека, способного к быстрым и решительным действиям, когда в 307 г. н.э. он напал на франков. Именно здесь он доказал, что может действовать без пощады, когда убил двух франкских королей, бросив их зверям в амфитеатре в Трире (Augusta Treverorum). Однако он мог также проявить сострадание, например, когда восстанавливал церковное имущество, которое ранее было конфисковано. Постепенно он завоевал уважение армии, продемонстрировав своим людям, даже тем, кто старше и опытнее, что они могут доверять ему.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Со смертью Констанция и успехом войны в Британии многие ожидали, что Константин будет назван новым западным императором; однако Северус (Цезарь и близкий друг Галерия) был назначен на эту должность, несмотря на утверждение, что Констанций назвал своего сына Августом на смертном одре. Несмотря на официальный указ, Константин был объявлен своими людьми августом. Однако Галерий отказался признать это заявление, вместо этого назвав себя Цезарем. Не следует упускать из виду, что Максенций, которого также не замечали в 305 г. н.э., проигнорировал и Галерия, и Константина и объявил себя августом в октябре 307 г. н.э. При поддержке народа Рима и преторианской гвардии он контролировал Сицилию, Корсику, Сардинию и часть Северной Африки. В конце концов, целых шесть разных людей в конечном итоге претендуют на контроль на западе.
Из-за его дружбы с Галерием Северусу не доверяли как Константин, так и шурин Константина Максенций, и, чтобы победить нового августа, они объединились с бывшим августом Максимианом и объединили силы против Северуса.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Тем временем срок пребывания Максенция в Риме шел на убыль. Он потерял свою популярность среди граждан Рима, перегружая их, чтобы построить новую базилику и большую статую самого себя. Его презрение к народу привело к серии беспорядков, закончившихся лишь резней нескольких тысяч римлян. Константин терпеливо ждал и наблюдал, как империя на западе начала самоуничтожаться, после чего, собрав сорокатысячную армию, перешел Альпы и вторгся в Италию.
Арка Константина I
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Константин становится императором
Не имея большой поддержки в городе, Максенций покинул Рим, чтобы встретиться с Константином в последней решающей битве — битве при Мильвийском мосту в 312 году н. э. Сообщается, что за день до начала битвы Константин посмотрел на небо, где увидел светящийся крест. Под ним была надпись
Удалить рекламу
Реклама
Галерий служил восточным императором, а Максимин Дайя — цезарем. После того, как Галерий умер от рака (на смертном одре он отменил все антихристианские указы), Максимин и Лициний боролись за контроль над востоком, в конечном итоге разделив эту часть империи между собой: Лицинию достались Балканы, а Максимину – Малая Азия и восток. провинции. Эта договоренность была недолгой, и в 313 году н.э. они сразились на равнинах Фракии. Подобно Константину на Мильвийском мосту, Лициний сражался под крестным знамением; однако он сделал это не из-за своей веры, а только для того, чтобы заручиться поддержкой христиан; его противник Максимин пообещал уничтожить их. Несмотря на меньшую численность, Лициний победил и после самоубийства Максимина захватил контроль над востоком. Чтобы быть в безопасности и закрепить свое право на престол, он немедленно казнил сыновей Галерия и Севера, семью Максимина и даже дочь Диоклетиана.
Между Лицинием и Константином существовало непростое перемирие, отчасти потому, что Лициний женился на сводной сестре Константина Констанции. В их первой встрече на поле битвы в октябре 316 г. н.э. Константин победил его при Кибалах. Вторая битва под Адрианополем закончилась уступкой земель на Балканах Константину. В течение следующих нескольких лет отношение Лициния к христианам изменилось как после казней, так и после разрушения нескольких христианских церквей. Этого было достаточно, чтобы побудить Константина собрать армию и победить Лициния во второй битве при Адрианополе. Разбитый полководец бежал с поля боя, убегая на Боспор. В сентябре 324 г. н. э. Лициний потерпел окончательное поражение при Хрисополе и сдался. Лициний надеялся вернуться к жизни в качестве частного гражданина, что первоначально дал Константин, но он отказался от своего слова, и Лициний был повешен в 325 г. н.э. — даже его девятилетний сын был убит. Победа Константина воссоединит империю.
Византия
52-летний Константин стал теперь единственным императором империи, а с ним вернулось чувство стабильности. Константин понял, что Старый Рим был не тем городом, который он хотел сделать столицей, и, несмотря на несколько начатых им строительных проектов, он приходил в упадок. Рим больше не был практичным (Константин даже распустил преторианскую гвардию), а Никомидия никогда не рассматривалась, поскольку она была столицей Диоклетиана. Нужна была новая столица, и хотя он думал о месте древней Трои, Константин, наконец, увидел то, что хотел — Византию. Древний город был стратегически расположен на европейской стороне пролива Босфор, поэтому он контролировал движение к Черному морю и обратно. Он также служил отличной гаванью (Золотой Рог) и, следовательно, мог быть легко защищен.
Удалить рекламу
Реклама
Чтобы восстановить город в соответствии с его видением, он привлек ремесленников и ресурсы со всей империи. Были широкие проспекты со статуями Александра, Цезаря, Августа, Диоклетиана и, конечно же, Константина. Он перестроил стены, построил цистерны, христианские церкви (Святой Ирины) и языческие капища. Это была христианская столица, но в то же время оставшаяся классической. В 330 г. н.э. город был окончательно посвящен.
Карта византийского Константинополя
Cplakidas (CC BY-SA)
Константин и христианство
За годы войны на западе он всегда демонстрировал религиозную терпимость как к язычникам, так и к христианам (он утверждал, что является христианином с 312 г. н.э.). Его мать Елена была набожной христианкой, и после того, как Константин стал императором, он отправил ее в паломничество в Святую Землю, где она построила церковь Рождества Христова в Вифлееме. Хотя в юности он поклонялся богу солнца и хотя некоторые утверждают, что он не крестился до смертного одра, он показывал все признаки того, что был преданным христианином. Многие историки даже приписывают ему то, что он сделал христианство официальной религией империи (хотя другие приписывают императору Феодосию), несмотря на то, что на его монетах появлялись языческие символы Sol Invictus и Марса. В то время как он терпел определенные языческие религиозные практики, религиозная свобода имела свои ограничения, языческие жертвоприношения были запрещены, храмовые сокровища конфискованы, гладиаторские бои прекратились (христиане их не любили), распятия были отменены, и были приняты законы против сексуальной безнравственности и ритуальной проституции.
В 325 г. н.э. Константин пригласил священнослужителей со всей империи на Никейский собор, где призвал к единству. Результатом конференции стало не только осуждение арианства, но и Никейский символ веры, определение того, что значит быть христианином. Год спустя, в 326 г. н.э., Константин подвергся испытанию своей религиозной веры, когда его собственный сын Крисп (от его первой жены Минервины) был убит — ложно обвинен в прелюбодеянии. Согласно источникам, вторая жена Константина Фауста выдвинула обвинения против Криспа, который сражался вместе с его отцом и управлял западными провинциями, потому что она была влюблена в него, но он отверг ее. Позже она покончила жизнь самоубийством, когда было доказано, что обвинения были ложными. Константин сожалел об этом поступке до конца своей жизни.
Удалить рекламу
Реклама
Смерть
Константин Великий сохранил свою роль военачальника, сражаясь с алеманнами в 328 г. н.э. с помощью своего сына Констанция II, победив готов в 332 г. н.э., заставив их подчиниться голодом, и, наконец, захватив потерянные территории у даков (территории которые впоследствии были утеряны после его смерти).