Конспект по ивану андреевичу крылову – Краткая биография Крылова творчество баснописца Ивана Андреевича – самое главное и важное для детей

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Иван Андреевич Крылов. Басни

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока по литературному чтению

«Жизнь и творчество И.А.Крылова»

Провела

учитель начальных классов

 Степанова Наталья Анатольевна

2017 год

Цель урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова;
  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, инсценировать басню (навык выразительного и осознанного чтения),

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и
  • организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
  • Развитие речи, эмоций, логического мышления учащихся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной
  • познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, маска для инсценирования басни, ЦОР — презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Наших гостей поприветствует ….

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

2. Речевая разминка.

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

Разбор текста:

— почему слова Осип и Архип написаны с заглавной буквой? (русские старинные имена)

— как вы понимаете понятия: охрип и осип? (потеряли голос)

-можно ли их назвать синонимами? (какое по значимости сильнее?)

-Определите литературный  жанр текста (скороговорка)

Прочитайте скороговорку

медленно,

с ускорением,

в быстром темпе,

хитрым, льстивым голосом

с огорчением

— Как вы думаете, что высмеивает народ этой скороговоркой? (неумение слушать друг друга)

— Как вы считаете, хорошо это или плохо, и почему? ( не услышишь мнение собеседника, не можем его понять, что приводит к ссоре)

— В каком литературном жанре мы можем встретить приём, когда высмеиваются плохие поступки, недостатки людей? (басня). Я помогу вам в этом. Отгадайте ребус( БАСНЯ)

— Как вы думаете , какая у нас с вами сегодня тема урока, о чем мы будем говорить?. (Басня)  Кого из  автора басен вы знаете?

 Сформулируйте тему урока: И.А.Крылов. Басни.

цель : познакомить с автобиографией Крылова,

— Давайте вспомним, что такое басня? Для этого предлагаю вам ответить на вопросы теста

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы

Б) волшебство

Г) мораль, сатира, диалог ( что такое МОРАЛЬ?- краткое нравоучительное заключение. )

— Прочитайте что вы выбрали. — Молодцы с заданием справились хорошо! А теперь соединим всё воедино и дадим определение – что такое басня.

Басня (по С. И. Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Мы определились, что такое басня, а теперь послушайте небольшой рассказ о баснописце И.А.Крылове, который приготовили несколько ребят нашего класса. (рассказ учеников с презентацией)

Откроем учебник на стр 30 и прочитаем , что нам расскажут авторы учебника о Крылове, может мы найдём в тексте то, о чём ребята нам не рассказали.(чтение текста)

— А теперь прочитайте ещё раз этот текст и составьте по нему, а также сообщение  одноклассников вопросы, записывая их в рабочую тетрадь. Даю на это 3 мин (проверка вопросов и ответов)

_ Ребята, а вы знаете, что первым баснописцем был Эзоп. Он жил в др.  Греции около 3.000 лет тому назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзоп в том, что он показывает пороки человека.

— Перед вами лежит текст с басней Эзопа. Я предлагаю вам прочитать название («Муравей и цикада») (чтение басни хорошо читающим учеником)

-На какую басню похожа? ( «Стрекоза и муравей»)

— Кто может вспомнить басню «Стрекоза и Муравей»? ( чтение басни)

 — Иван Крылов заимствовал у Эзопа сюжеты басен и писал свои. Только у Крылова басни в стихах, а у Эзопа в прозе, в виде рассказа.

Закончить наш урок хочется стихотворением Вяземского

Забавой он людей исправил,
 Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
 Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Продолжите строчки:

Сегодня на уроке я узнал….

Мне понравилось……

Я хотел бы себя похвалить за…..

Приложение

И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера, в городе Москва. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, используя  большую библиотеку книг своего отца.

 А позже, семья Крыловых  переехала в город Тверь и   Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми  богатого помещика Львова.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, его отец умер. Семья лишилась последних средств  к  существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд — канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма.

Позже, в 1783 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет.. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочитать это имя справа налево, сразу все станет ясно.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками , которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были  басни. . Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях

Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.

Муравей и цикада.

Нёс муравей сушить за свой порог зёрна, которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко и спросила, что не умереть, корму.

— Но чем же занималась ты, скажи, летом?

— Я, не ленясь, всё лето напролёт пела.

Расхохотался муравей и хлеб спрятал:

— Ты летом пела, так зимой в стужу пляши.

Муравей и цикада.

Нёс муравей сушить за свой порог зёрна, которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко и спросила корму, чтобы не умереть с голоду.

— Но чем же занималась ты, скажи, летом?

— Я, не ленясь, всё лето напролёт пела.

Расхохотался муравей и хлеб спрятал:

— Ты летом пела, так зимой в стужу пляши.

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы Г) мораль, сатира, диалог

Б) волшебство

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы             Г) мораль, сатира, диалог

Б) волшебство

Басня Стрекоза и муравей читать

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты…

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

nsportal.ru

План-конспект занятия по литературе на тему: Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова

Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова

Цель: сформировать представление о личности И. А. Крылова; расширить знания о басне как жанре литературного чтения.

Задачи:

  1.Образовательная: обобщать  знания об изученных  баснях И.А. Крылова; углубить нравственное воздействие басен на детей; совершенствовать  умение определять произведение по строчкам;

  2. Развивающая: развивать и обогащать речь, художественный вкус воспитанников; развивать творческий потенциал и логическое мышление детей; расширять кругозор, развивать познавательный интерес к изучению литературы; развивать артистические способности детей;

  3. Воспитательная: воспитывать у детей эстетические, морально-нравственные  качества, формировать;  воспитывать интерес и любовь к литературному чтению и к художественной литературе в целом.

Оборудование: портрет автора, книги с баснями, иллюстрации к басням, карточки со строками из басен, кроссворд на ватмане, костюмы для инсценирования басни,  DVD-плейер с видеофильмом о жизни Крылова.

Ход занятия:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о творчестве замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Личность И. А. Крылова до сих пор недостаточно известна, не очень много дошло до нас сведений об этой широкой, необычайно своеобразной, неординарной личности баснописца, образованнейшего человека, автора ряда пьес.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм о жизни И. А. Крылова, после чего мы продолжим нашу беседу. (Показ видеофильма)

Чинов я пышных не искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе, —

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, —

Чин человека; — в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой;

Его достойно сохранить

Считал одной неложной славой…

Народная мудрость передалась нам через басни  Ивана Андреевича Крылова. А что же означает само понятие «Басня»? (Ответы детей)

Басня – это короткий занимательный, поучительный рассказ в стихах или прозе, в котором заключён скрытый смысл (аллегория). В баснях обычно действуют не люди, а звери, но ведут они себя по-человечески: спорят, ссорятся, мирятся. Традицию отождествления людей с животными  Крылов заимствовал у своих предшественников. Оказывается, басни писали ещё в глубокой древности и родоначальником басенного жанра считается древнегреческий поэт и мудрец Эзоп.

А что же нам известно об Эзопе? (Дети рассказывают об Эзопе.)

«Эзоп — один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но все-таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням.

     Мы расскажем вам басню, она немного похожа на басню Крылова, которую все мы знаем. Сравните ее с басней Крылова. В чем сходство, в чем разница?

Рассказывает ребёнок:

      Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: „Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать“.

Какую черту характера людей высмеивает автор? (Лицемерие, лесть, глупость.)

С баснями Ивана Андреевича Крылова вы хорошо знакомы по урокам чтения и нашим воспитательским часам. И перед тем как продолжить наше занятие, я предлагаю вам небольшую разминку:

Когда я буду называть басню, вы поднимаете руки вверх, когда говорю название сказки – приседаете, а когда название песни – кружитесь вокруг себя. Итак…

«Квартет»; «В лесу родилась ёлочка»; «Свинья под дубом»; «Репка»; «Чунга-чанга»; «Три белых коня»; «Морозко»; «Кот и повар»; «Волк и журавль»; «Теремок»; «Кабы не было зимы»; «Антошка»; «Маша и медведь»; «Чиж и голубь»; «Дюймовочка», «Тришкин кафтан».

Я подготовила для вас такие интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями и отрывками из них! Но пока готовилась к занятию, какой- то озорник всё перемешал у меня на столе. Я даже теперь не могу разобраться, где какие басни. Поможете мне?

Я буду показывать иллюстрации к басням, а карточки с названиями басен и отрывками из них я раздам вам. А вы определите, к какой басне они относятся.

Названия басен на карточках

1.«Лебедь, Щука и Рак»,

2. «Квартет»,

3. « Стрекоза и Муравей»,

4.«Мартышка и очки»,

5.«Свинья под дубом»,

6.«Чиж и голубь»,

7.«Лисица и виноград»,

8.«Волк и ягнёнок»,

9.«Зеркало и обезьяна»,

10.«Осёл и соловей»,

11.«Петух и жемчужное зерно»,

12.«Демьянова уха»

13.«Кот и повар».

Карточки со строчками из басен:

1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

(«Лебедь, Щука и Рак»)

2. А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

(«Квартет»)

3. Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

(«Стрекоза и Муравей»)

4. Как не полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит.

(«Мартышка и очки»)

5.Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут.

(«Свинья под дубом»)

6.Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело! Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

(«Чиж и Голубь»)

7.А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко.

(«Лисица и виноград»)

8.У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

(«Волк и ягнёнок»)

9.Мартышка, в зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой.

(«Зеркало и обезьяна»)

10. Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул – и полетел за тридевять земель.

(«Осёл и соловей»)

11.А я бы, право, был гораздо боле рад

Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,

Да сытно.

(«Петух и жемчужное зерно»)

У нас осталось несколько рисунков, к которым мы не нашли карточки со строками из басен. Но я думаю, вы догадались какие это басни. (Ответы детей)

Одну иллюстрацию мы с вами сейчас инсценируем. Итак, басня «Демьянова уха». (Инсценировка)

«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай».—

«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —

«Я три тарелки съел».— «И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,—

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»

Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

И — очищает всю. «Вот друга я люблю!»

Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой —

И с той поры к Демьяну ни ногой.

———————————————

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Ребята, давайте разберём с вами эту басню вместе.

Чтобы осмыслить басню, надо понять характеры действующих лиц, их отношения, их стремления и цели в конкретной ситуации.

Что мы узнали о Демьяне из басни? (Ответы)

-Гостеприимный, но назойливый, надоедливый, навязчивый Демьян старается заставить Фоку съесть как можно больше. Посмотрим, как уговаривает Демьян Фоку съесть еще «ушицы». Здесь и ласковое обращение к «соседушке»: «мой свет», «миленький дружочек» — называет его Демьян, — и уменьшительно-ласкательные суффиксы в его речи; он расхваливает уху, заставляет жену кланяться; хвалит Фоку, когда тот съедает четвертую тарелку. Для чего он заставляет Фоку столько есть? Может, потому, что хочет показать себя хлебосольным хозяином? А может быть, и потому, что сам очень любит уху, радуется, что она удалась, и хочет искренне доставить удовольствие «соседушке» — и не замечает, как теряет чувство меры.

А каким мы представляем себе Фоку? (Ответы)

Живот Фоки раздут. Он весь в поту. Отдувается, вздыхает, снимает кушак. Он любезен, терпелив, уступчив. Хочет отказаться от ухи и при этом не обидеть Демьяна. У него всего две реплики, и не случайно: от сытости он и говорить не может. Автор явно сочувствует персонажу: «бедный Фока мой!».

Навязчивость, докучливость Демьяна, как показывает баснописец, привели к обратным результатам. Вместо удовольствия Фока испытывает страдания. Назойливое гостеприимство кончилось разрывом дружеских отношений.

Рассказанной историей автор предупреждает, что чрезмерное навязывание чего-то неприятно и просто вредно. Этот обобщающий смысл басни становится ясным из морали, где содержится наставление писателю — любителю всем докучать чтением своих произведений.

А теперь, ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд по басням И. А. Крылова. (Кроссворд на доске)

Отвечаем на вопросы кроссворда поднятием руки.

  1. У кого к зиме  под листом «был готов и стол и дом»? (Муравей)
  2. Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон)
  3. Кому Осёл  посоветовал поучиться петь у Петуха? (Соловей)
  4. Кто «кажется, из кожи рвётся, да только всё вперёд не подаётся»? (Белка)
  5. Кто смеялся «вперёд чужой беде»? (Голубь)
  6. Кто, воспользовавшись своей силой, обвинил более слабого и съел его? (Волк)
  7. Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись»? (Рак)
  8. Мастерица говорить лестные речи, чтобы добиться своего. (Лисица)
  9. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)

Разгадав кроссворд, у нас появилось ключевое слово – АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегория – это иносказание. В баснях Крылова  мы постоянно видим, что под видом животных автор изображает определённых людей и разоблачает их пороки: лень, зависть, жадность, невежествое, глупость и т.д.

Аллегорию ещё называют  по имени её «изобретателя», Эзопа — эзоповым языком.

Давайте ещё раз посмотрим на наш кроссворд  и постараемся определить по строкам из басен, по которым составлен кроссворд, что высмеивал, осуждал Иван Андреевич Крылов.

1.«Стрекоза и муравей»

«Как под каждым ей листком был готов и стол и дом».

Высмеиваются легкомыслие, беспечность (надо думать о завтрашнем дне).

2.«Слон и Моська»

«Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона!».

Высмеивается хитрость.

Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она  хитрая, понимает, что не представляет для Слона никакой опасности, что великан не опасен — он даже не замечает ее, и он не будет с ней сражаться.

3.«Осёл и Соловей»

«А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

В образе осла осуждаются невежество, глупость, недоброжелательная, непрофессиональная критика; ложный  авторитет.

4.«Белка»

«Он кажется, из кожи рвётся,

Да только всё вперёд не подаётся,

Как белка в колесе»

Высмеивается бесполезная суета, никчемные хлопоты.

5. «Чиж и Голубь»

«Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

Высмеивается неразумность, высокомерие, глупость.

Мораль: — Не смейся над чужой бедой – сам можешь попасть в неё.

6.«Волк и Ягнёнок»

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

В образе Волка осуждаются циничность, жестокость, властность, наглость, нахальство, лицемерие.

Ягненок олицетворяет беззащитность, Волк — силу. Мораль выплывающая отсюда: справедливая защита не имеет силы для тех, кто намеревается делать несправедливость.

7.«Лебедь, Рак и Щука»

Высмеивается неумение работать сообща,

«Да только воз и ныне там»

Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, нужно хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих сообщников. Иначе выйдет из того дела «только мука».

Дело не двигается, стоит на месте

8.«Ворона и Лисица»

«Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица»

Высмеивается лесть, глупость, лицемерие.

Басня осуждает подхалимство и тех, кто верит любым словам, чтобы только они были приятными.

9.«Зеркало и Обезьяна» —

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Высмеивается глупость.

Сначала обрати внимание на себя, а уж потом суди о других.

Сегодня мы с вами вспомнили творчество великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Какие моменты его биографии вам показались наиболее интересными, запомнились чем-то? (Ответы)

Чему учат нас басни Крылова? (Ответы)

— Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела..

Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Приложение 1.

Биография И. А. Крылова

Родился Иван Андреевич Крылов 13 февраля 1769 года в семье военного капитана Андрея Прохоровича

Крылова. Детство маленького Вани прошло на Урале, в Оренбургской области. Несмотря на

то, что отец его был армейским офицером, семья жила в бедности. Из-за этого Иван Крылов не мог

регулярно учиться. Но у него была большая тяга к учёбе. Крылов много читал, самостоятельно изучал

литературу, математику, итальянский и французский языки и другие науки.

Когда Ване было всего 10 лет, умер его отец. В пенсии Крыловым было отказано, поэтому ещё подростком Иван Андреевич вынужден был поступить на службу. В конце 1782 года 13-и летний Крылов поехал в Петербург с матерью, которой удалось определить его на службу в Петербургскую казенную палату помощником младшего чиновника. Что же он там делает? Переписывает документы, разносит пакеты, чинит гусиные перья и потихоньку читает книги, за что грубый начальник не раз бьет его.

В 14 лет Иван Андреевич написал свою первую комическую оперу под названием «Кофейница»,

в которой высмеял нравы провинциальных помещиков.

В 1789 году Крыловым было основан журнал «ПОЧТА ДУХОВ», где он печатал свои произведения,

(среди них комедии «Бешеная семья», «Проказники», «Модная лавка» и др.). В произведениях  Иваном

Андреевичем высмеивались злоупотребления государственных чиновников, дворянские нравы, их

увлечение иностранщиной.

В 1812г. Иван Андреевич Крылов становится библиотекарем в только что открывшейся Публичной

библиотеке, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841г. Крылов не только оказался хорошим

собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению

библиографических указателей и славянорусского словаря. Работая в Императорской публичной

библиотеке в Санкт Петербурге, Крылов неоднократно получал увеличивавшуюся пенсию, был избран

членом Российской Академии (16 декабря 1811г.), награжден золотой медалью за литературные заслуги

и получил много других наград и почестей. Но настоящую славу принесли Крылову его БАСНИ. Басни

впервые появились в печати в 1809 году, когда Крылову было уже 40 лет.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер в 1844 г., на 76 году. По его завещанию друзья и знакомые получили экземпляры нового издания басен. В 1855 г. скульптором Клодтом был воздвигнут памятник Крылову в Летнем саду в Петербурге. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив, читает книгу. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

«Дедушкой Крыловым» назвал русский народ знаменитого баснописца, выразив этим своё уважение и

любовь к нему. Почему же народ высоко чтит память о Иване Андреевиче Крылове? Почему около

памятника «дедушки Крылова» всегда цветы?

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны его мышления.

Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Мы хорошо понимаем, что Крылов в своих баснях, в образах животных, высмеивает и разоблачает человеческие пороки: лень, зависть, жадность, лицемерие, невежество, глупость…

Басни Крылова знают не только у нас России. Они переведены более, чем на 50 языков мира. Их любят

и читают во многих странах. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился

необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство

Крылова.

 Приложение 2.

Кроссворд.

 у  

р

а

в

е

й

л

о

н

о

л

о

в

е

й

е

л

к

а

о

л

у

б

ь

о

л

к

а

к

и

с

и

ц

а

б

е

з

ь

я

н

а

nsportal.ru

Конспект по Ивану Андреевичу Крылову (баснописцу). Пр… -anti-school.ru

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.СодержаниеДетство и юностьРанее творчество. ДраматургияИздательская деятельностьПоследние годыТест по биографииДетство и юностьИван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.Ранее творчество. ДраматургияЕще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, втолпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости иискрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А.О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.Современные автору критики, хотя и не выказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М.Е. Лобанова, сам И.А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я.Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.Издательская деятельностьНеудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов». Но после произведенного обыскаон был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.Последние годыВ краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

anti-school.ru

«ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ. БАСНЯ. ИСТОРИЯ ЖАНРА»

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ.
БАСНЯ. ИСТОРИЯ ЖАНРА.

Цель:

Повторить сведения о басне, полученные на предыдущем уроке.

Познакомиться с представителями жанра басни.

Развивать навык выразительного чтения по ролям.

ХОД УРОКА:

  1. Проверка домашнего задания.

1слайд

Разбор следующих понятий и терминов:

— Что такое басня?

— Как называют человека, который пишет басни?

— С помощью каких средств художественной выразительности создаются басни?

— Что такое мораль?

— Как звали первого баснописца?

— Самый известный русский баснописец.

— Кто из наших соотечественников писал басни?

2. Работа по теме урока.

2-7 слайд(информация о жанре басни и её компонентах)

Обсуждение представленной на слайдах информации, записи в тетрадь.

8-17(представители жанра басни. Обсуждение творчества баснописцев в общем и Крылова в частности. Выборочная запись в тетрадь)

Несколько слов о молодости Крылова(сообщение ученика, подготовленное заранее).

Пример сообщения о Крылове:

И.А.Крылов родился в Москве, в семье военного. Но жила семья в Твери. Детство мальчика было нелёгким. Воспитывался дома, был обучен грамоте, четырём правилам арифметики и молитвам. Подростком начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бил его по голове и плечам и жаловался отцу, за что тот тоже его наказывал. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке.

В 1778 году ( Крылову было 9 лет) умер отец, семья осталась без средств к существованию. Будущему писателю пришлось идти в услужение, а платой за работу была учёба. Крылов занимается самообразованием. Много читает. Постепенно становится начитанным человеком. Выработал в себе ценные качества – самостоятельность, практичность.

Первое произведение.

Первым произведением Крылова была басня Лафонтена, которую он перевёл на русский язык с французского. Ему было 11 лет.

— какие выводы можно сделать о личности молодого писателя, анализируя данную информацию?(ответы учеников, обсуждение)
О жизни и творчестве писателя

За свою жизнь Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений. Но известным он стал как баснописец. Он выпустил 9 книг, в которых было напечатано более 200 басен.

Последний слайд.

Памятник Крылову в Летнем саду.

Рефлексия

Давайте вспомним, что такое аллегория? (пороки людей маскируются за образами животных)

Басня «Волк и ягнёнок»

Волк – злой человек

Ягнёнок – беззащитный человек

Давайте познакомимся с этой басней.

Беседа:

  1. Какая картина рисуется в начале басни? (солнечный летний день, журчание ручья, маленький беззащитный ягнёнок подходит к ручью)

  2. Какая строчка говорит о том, что солнечный день будет омрачён какой-то трагедией? (И надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк)

  3. Почему волк стал придумывать причины, по которым ягнёнок был виноват? В чём он его обвинял? Оправданы ли его обвинения?

  4. Как бы охарактеризовали волка? А ягнёнка?

  5. Найдите и прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете? Чему учит басня?

  6. Встречались ли вы с такими случаями в жизни?

Чтение басни по ролям.

Итоги урока.

Домашнее задание:

Выучить наизусть любую басню Крылова.

infourok.ru

Конспект по Ивану Андреевичу Крылову (баснописцу). Прошу, помогите!

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.СодержаниеДетство и юностьРанее творчество. ДраматургияИздательская деятельностьПоследние годыТест по биографииДетство и юностьИван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.Ранее творчество. ДраматургияЕще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, втолпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости иискрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А.О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.Современные автору критики, хотя и не выказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М.Е. Лобанова, сам И.А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я.Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.Издательская деятельностьНеудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов». Но после произведенного обыскаон был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.Последние годыВ краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

shpora.org

Конспект по Ивану Андреевичу Крылову (баснописцу). Прошу, помогите!…

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.СодержаниеДетство и юностьРанее творчество. ДраматургияИздательская деятельностьПоследние годыТест по биографииДетство и юность

Иван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.

В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.

Ранее творчество. Драматургия

Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, втолпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости иискрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.

В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А.О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.

Современные автору критики, хотя и не выказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М.Е. Лобанова, сам И.А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я.Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.

Издательская деятельность

Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов». Но после произведенного обыскаон был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.

Последние годы

В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

online-otvet.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему: «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?»

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Когда, в какой семье родился И.А. Крылов?
  • В чем проявилась одаренность будущего баснописца?
  • В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню?
  • Как будущий писатель работал над собой?
  • В каких сферах творческой деятельности проявил себя?
  • Что принесло ему прижизненную славу и популярность?

2.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского О И.А.Крылове и ответьте на вопросы:

К.П. Брюллов. Портрет И.А. Крылова

 «Личность Крылова вся отразилась в его баснях…Человек, живой по натуре, умный,  знавший людей, – Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности…Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца…Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его».(В.Г. Белинский)

  • Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или ум, живость натуры – подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения.
  • Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова «стариком-младенцем»?
  • О чем говорит спокойное лицо баснописца?

II. Задания для создания эвристической ситуации:

1.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о произведениях И.А.Крылова:

«Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». (В.Г. Белинский)

2.Выпишите из басен И.А. Крылова слова, ставшие пословицами и поговорками.

3.Подберите к рассказам подходящую пословицу из басен И.А. Крылова.

1) Учитель географии вызвал к доске Костю и попросил рассказать о населении США. Костя, неплохой ученик, переминался с ноги на ногу у карты, но так ничего и не произнес. «Садись, плохо!» – сказал учитель. В классе все удивились, почему Костя не ответил. Один говорит: «У него книги не было». Другой говорит: «Материал очень трудный, легко ли – целая Америка!» Третий говорит: «У него температура, он болен». А сосед спрашивает: «Костя, почему ты не смог ответить?». «Да не выучил, на катке был», – ответил Костя.

2) Идут по коридору два мальчика – Саша из 5 «А» и Витя из 5 «Б». Оба они были участниками редколлегии и выпустили к Новому году стенгазеты. Подошли к Петиной – буквы кривые, рисунки неаккуратные, а Витя хвалит друга: «Хороша газета!» Потом Витя показал свою работу: на стенгазете пятна разлитой краски и поздравления сухие, казенные. А друг хвалит: «Здорово получилось!»

3) На уроке математики Вова списывал у соседа задачу. Учитель заметил это и стал стыдить нерадивого ученика, а тот дождался, когда учитель отвернулся, и продолжал списывать.

Справка. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». «А Васька слушает да ест». «А ларчик просто открывался».

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

  • Из какой басни И.А. Крылова эти пословицы?

– Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.

– Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

– Слона-то я и не приметил.

– А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

– Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на слона.

– У сильного всегда бессильный виноват.

– А воз и ныне там.

– Демьянова уха.

– А ларчик просто открывался.

– Сильнее кошки зверя нет.

– А Васька слушает да ест.

– Беда, коль пироги начнет печи сапожник.

IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

1.Прочитайте высказывание В.А.Жуковского и Ж.Н. Критаровой об И.А.Крылове и ответьте на вопросы:

 «Мы позволяем себе утверждать, что Крылов может быть причислен к переводчикам искусным и потому точно заслуживает имя стихотворца оригинального. Слог басен его легок, чист и всегда приятен». (В.А. Жуковский)

«Крылов в басенном творчестве, безусловно, опирался на опыт всей предшествующей литературы от Эзопа и Лафонтена до своих предшественников в России. Однако ему удалось создать совершенно оригинальные, истинно русские басни. Это дало право Пушкину назвать Крылова “представителем духа народа”». (Ж.Н. Критарова)

  • Почему И.А.Крылова назвали стихотворцем оригинальным»?
  • За что Пушкин назвал И.А. Крылова «представителем духа народа»?

2.Сравните басню Эзопа и басню И.А. Крылова.

Эзоп «Лисица и виноград»

И.А. Крылов «Лисица и виноград»

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Голодная кума Лиса залезла в сад,

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

  • Согласны ли вы с тем, что, опираясь на опыт предшественников, И.А. Крылов создал «совершенно оригинальные басни»?

3.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о стиле баснописца И.А.Крылова и ответьте на вопросы:

«Иван Андреевич любил делать первые накидки своих басен на лоскутках, с которых переписывал на листочки, поправлял и снова переписывал… На одну из его басен есть у меня три экземпляра: самый первый, разумеется, более перемаран: следующие, постепенно, один чище другого. В каждом из них есть изменения; в печатных изданиях нахожу новые улучшения; следовательно, труд был вторым его гением: ум был изобретателем, а труд усовершителем… “Я до тех пор читал мои новые стихи, – говорил мне Иван Андреевич, – пока некоторые из них мне не причитаются, т. е. перестанут нравиться; тогда их поправляю или вовсе переменяю”». (М.Е. Лобанов)

  • Как работал над своими баснями И.А. Крылов?
  • Как вы понимаете выражение «ум его был изобретателем, а труд усовершителем…»?

4.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о главных мотивах басен И.А.крылова и ответьте на вопросы:

«Особенно острую критику в баснях И.А. Крылова вызывает невежество». (М.Е. Лобанов)

  • Какие пороки общества и человека предает осмеянию И.А. Крылов?
  • Как вы понимаете значение слова «невежество»?

5.Назовите басни И.А. Крылова, где главной темой является критика невежества.

6. Прочитайте высказывание Т.П.Буслаковой о композиции басни и ответьте на вопросы:

«Композиция басни дает возможность сочетать комизм сказочной сценки с серьезным, обличительным тоном заключительного морального вывода.

“Свинья под Дубом” – одна из тех редких басен Крылова, в которых сказочный сюжет не имеет комического смысла. Свинья – откровенно отрицательный образ. В моральном выводе, завершающем басню, вековой Дуб ассоциируется с науками и ученьем, которые “бранит” невежда».

(Т. П. Буслакова)

  • Чем басня «Свинья под Дубом» отличается от других басен Крылова?
  • Какие чувства вызывает у вас образ Свиньи: улыбку или резкое неприятие?
  • Случайно ли, на ваш взгляд, баснописец ассоциирует невежество со свиньей, а науки и ученье – с дубом?
  • Как вы понимаете мораль басни? Приведите примеры из жизни, характеризующие этот случай.

Коллективное выполнение задачи:

1.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни «Волк на псарне» и ответьте на влопросы:

 «Басня “Волк на псарне” представляет собой сказочную сценку, политический смысл которой восстанавливается из конкретных исторических событий». (И.И. Срезневский)

  • Какие исторические события отражены в басне «Волк на псарне»?
  • Согласны ли вы с тем, что басня представляет собой сказочную сценку? Докажите свою точку зрения.

2.Прочитайте другое высказывание И.И.Срезневского – о герое басни «Волк и ягненок» и ответьте на вопросы:

«Сквозной персонаж, олицетворяющий у Крылова, так же как в русских сказках, злую силу, оказывается перед теми, кто способен на драку с ним. Зло сильно перед слабым ягненком (басня “Волк и ягненок”), а на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца. Он пускается в переговоры, давая волчью клятву быть верным “общему ладу”».

 (И.И. Срезневский)

  • Почему на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца?
  • Как вы думаете, можно ли верить волчьей клятве? Почему?

3.Докажите, что образы И.А. Крылова перекликаются с фольклорными.

4.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни и ответьте на вопросы:

«На вопрос, возможно ли примирение между добром и злом, в басне отвечает ловчий. В этом образе воплощена вековая народная мудрость: зло должно быть наказано…»

 (И.И. Срезневский)

  • Найдите в басне характеристику ловчего.
  • Кто является прототипом этого персонажа?
  • В каких словах ловчего воплощена «вековая народная мудрость»?

5.Критик В.Г. Белинский писал: «Басни И.А. Крылова – не просто басни: это повесть, композиция, юмористический очерк, злая сатира».

  • Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно найти и искусное повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами.

6. Пользуясь словарем литературоведческих терминов, выясните, чем отличаются юмор и сатира.

7.Ответьте на вопросы викторины«Герои басен И.А. Крылова: о ком идет речь?»:

  • Она «наелась желудей досыта, до отвала».
  • Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать».
  • Она хотела сжечь море.
  • Он вернулся из путешествия «с разбитой головою, с попорченным крылом, с повихнутой ногою».
  • Он обещал стать охранником овечьих стад.
  • Она «без души лето целое все пела».
  • Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана.
  • Она попала «в большие забияки».
  • Он «обжора и злодей», по словам его хозяина.
  • Она пыталась руководить квартетом.
  • У него на локтях продрался кафтан.
  • Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона.
  • Его «захлопнула злодейка-западня».
  • У нее есть 5–6 кривляк-кумушек.
  • Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным.
  • Ее служба – ходить на задних лапах перед хозяевами.
  • Он решил «с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой».
  • Он кормил своими плодами неблагодарную свинью.
  • Он был перекормлен рыбным супом.
  • У него все вокруг только «мое».

8.Напишите сочинение на тему «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?». Используйте в сочинении строки стихотворения П.А. Вяземского о И.А. Крылове «На радость полувековую…».

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *