Конспект по гоголю: Краткий конспект по Н. В. Гоголю

Содержание

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве

Николай Васильевич Гоголь – величайший русский писатель, драматург, публицист, критик, классик русской литературы — появился на свет 1 апреля (20 марта по ст. ст.) 1809 г. Его родиной была Полтавская губерния, село Большие Сорочинцы Миргородского уезда.

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825),

служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868),

происходившей из помещичьей семьи. Детские годы Гоголь провёл в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина).

В 1818-19 Гоголь и его брат Иван обучались в Полтавском уездном училище, потом Николай брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине.

Здесь он занимался живописью, участвовал в спектаклях — как художник-декоратор и как актёр, причём с особенным успехом исполнял комические роли.

Будущий писатель пробовал свои силы в различных литературных жанрах: писал стихи, трагедии, историческую поэму, повесть.

После окончания Нежинской гимназии в декабре 1828 г. Гоголь приехал в Санкт-Петербург. В ноябре 1829 он получил место мелкого чиновника в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий и позднее - Департамента уделов.

Скучная, серая служба, безрадостная чиновничья жизнь все более подвигали Гоголя к идее посвятить себя литературному творчеству.

Канцелярская служба была полезна только одним: позволила изнутри познакомиться с жизнью и работой чиновников, и это впоследствии сослужило хорошую службу при написании произведений.

По вечерам Гоголь занимался живописью в вечерних классах Академии художеств.

В 1830 в журнале «

Отечественные записки» появилась первая повесть Гоголя «Басаврюк«, которую впоследствии автор переработал в повесть «Вечер накануне Ивана Купалы«.

В декабре в альманахе «Северные цветы» была напечатана глава из исторического романа «Гетьман«.

Гоголь сблизился с Антоном Антоновичем Дельвигом,

Василием Андреевичем Жуковским,

Александром Сергеевичем Пушкиным,

дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввёл его в свой круг, где бывали Иван Андреевич Крылов,

Пётр Андреевич Вяземский,

Владимир Фёдорович Одоевский,

художник Карл Павлович Брюллов.

«Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — я видел перед собой только Пушкина… Мне дорого было его вечное и непреложное слово».

Литературную известность Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки«,

повести «Сорочинская ярмарка«,

«Майская ночь«

и др. Показали Гоголя как блестящего писателя сборники «Арабески»

и «Миргород», опубликованные в 1835 г.

Знакомство с ними позволило Виссариону Григорьевичу Белинскому

присвоить Гоголю статус «главы литературы, главы поэтов». Литературное творчество становится главным и единственным занятием писателя с лета 1834 г.

Работая над повестями, Гоголь пробовал писать и пьесы. Он считал, что театр – это великая сила, имеющая исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан «

Ревизор» и уже в 1836 поставлен в Москве.

Вскоре после постановки «Ревизора«, затравленный реакционной печатью и «светской чернью«, Гоголь уехал за границу.

Около десяти лет он провёл в различных городах Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии.

Путешествия, с одной стороны, успокоило, дало новые впечатления и силы, но, с другой — вызвали  в его душе перемены, которые впоследствии стали роковыми.

Оказавшись весной 1837 г. в Риме, городе, который он полюбил, как свою вторую родину, Николай Васильевич начинает работать над поэмой «Мёртвые души», которую задумал в 1835 г. В 1841 г. работа над первым томом была закончена,

и осенью Гоголь возвращается в Россию, чтобы его опубликовать. С трудом, только благодаря помощи влиятельных знакомых, согласившись на требования петербургской цензуры исключить отдельные места, автор смог опубликовать своё произведение в Москве в 1842 г.

Летом автор поэмы снова уехал за границу, переезжая из страны в страну, из города в город.

Между тем в его внутреннем мире происходят серьёзные изменения. Гоголь считал себя мессией, призванным обличать пороки людей, но в то же время должен был совершенствоваться сам, а это, по его мнению, могла дать только религия.

Частые тяжёлые болезни способствовали усилению его религиозности и пророческих настроений. Все ранее им написанное он считал недостойным его высокого предназначения и греховным.

Весной 1848 г. Гоголь окончательно вернулся в Россию. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом «

Мёртвых душ«. Здоровье писателя с каждым днём ухудшалось.

Он все сильнее впадал в религиозно-мистические настроения. Смерть его доброй знакомой Хомяковой произвела на него крайне тягостное впечатление и усилила страх собственной близкой кончины.

11 февраля 1852, находясь в тяжёлом душевном состоянии, писатель сжёг рукопись второго тома поэмы.

18 февраля он окончательно слег и перестал принимать пищу, отказывался от предлагаемой помощи врачей и друзей, которые изо всех сил пытались исправить ситуацию. 21 февраля (4 марта по н. ст.) утром Николай Васильевич Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

Похороны писателя состоялись на кладбище Свято-Данилова монастыря.

Очень многие люди пришли проводить его в последний путь.  В 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Гоголь всегда живо интересовался историей родного края. “Всё, что ни является в истории: народы, события — должны быть непременно живы и как бы находиться перед глазами слушателей или читателей, чтоб каждый народ, каждое государство сохраняли свой мир, свои краски, чтобы народ со всеми своими подвигами и влиянием на мир проносился ярко, в таком же точно виде и костюме, в каком был он в минувшие времена. Для того нужно собрать не многие черты, но такие, которые бы высказывали много, черты самые оригинальные, самые редкие, какие только имел изображаемый народ.”  Так пишет сам Гоголь в статье «О преподавании общей истории».

Темы истории Украины занимали творческое воображение Гоголя уже в пору создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Отражение борьбы казачества с польской шляхтой дано в повести «Страшная месть

».

Тут образы казацкой старины тесно сплетены с фантастикой. Исторический элемент в этом произведении ещё довольно ограничен.

В тот же период Гоголь писал свой исторический роман «Гетьман». Главу из этого романа, рассказывавшую о казацком полковнике Глечике и польском посланнике Лапчинском, Гоголь опубликовал в литературном альманахе «Северные цветы» (1831). Позже глава эта была перепечатана в «Арабесках»,

где ещё был опубликован отрывок из романа под названием «Пленник». При опубликовании в «Арабесках» главы из исторического романа, посвящённой Глечику, Гоголь поместил примечание: «Из романа под заглавием «Гетьман».

Самое известное историческое произведение Гоголя, безусловно, «Тарас Бульба».

Работе Гоголя над повестью «

Тарас Бульба» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать знаменитую «Историю Русов» Григория Андреевича Полетики,

«Описание Украины» Гильома Левассера де Боплана,

«Историю о казаках запорожских» Семена Ивановича Мышецкого,

 рукописные списки украинских летописей — Самовидца, Величко, Грабянки и т. д.

Но эти источники не вполне удовлетворяли Гоголя. В них многого ему не хватало, и прежде всего – характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Научные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей.

 Гоголь был знатоком и ценителем народной песни.

Он считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих «выпытать дух минувшего века» и постигнуть «историю народа». Гоголь подчёркивает в статье, что украинская народная песня — «все: и поэзия, и история, и отцовская могила».

 

В повести «Тарас Бульба» с необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается народное освободительное движение против польских панов, захватывающих исконно украинские земли, превращающих вольных людей в подневольных холопов.

Свободно распоряжаясь историческим материалом, не описывая ни одного конкретного исторического события, почти ни одного реального деятеля, Гоголь создал произведение искусства, в котором, как говорил Виссарион Григорьевич Белинский, исчерпал “

всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ”.

Не следует искать конкретный исторический прототип Тараса Бульбы. Писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа.

В изображении Запорожской Сечи и её героев Гоголь сочетает историзм и высокую лирическую фантазию.

В гоголевской повести показана вся жизнь казачества — его административный уклад, его частный и общественный быт, его жизнь в мирное и военное время, повседневные обычаи. Глубина содержания повести, поразительная ёмкость её, композиционный размах — вот что делает произведение одним из ярчайших событий в мировой исторической прозе.

«Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя», — писал Николай Гаврилович Чернышевский.

«Одним из великих вождей на пути сознания, развития и прогресса» называет Гоголя Виссарион Григорьевич Белинский.

Конспект урока | План-конспект урока по литературе (7 класс):

План урока Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Цели урока:

1) обучающая: познакомить учащихся с человеческим и творческим обликом Гоголя.

2) развивающая: развитие аналитического и абстрактного мышления, способности аргументированно отвечать на вопрос учителя.

3) воспитывающая: воспитание уважительного отношения к истории русской литературы.

Тип урока: вводный урок

Оборудование: портрет писателя, презентация, медиа файлы.

Методы и приемы работы: лекция учителя, аналитическая беседа.

ХОД УРОКА:

  1. Слово учителя

Николай Васильевич Гоголь — одна из ключевых и самых необычных фигур в литературном процессе девятнадцатого века. Воздействие писателя на несколько поколений прозаиков оказалось несравненно глубже пушкинского, хотя своей «школы» и учеников в точном смысле слова у него не было.

Гоголь — это неповторимая писательская индивидуальность. Облик Гоголя как человека и творца  очень сложен, поэтому вот уже на протяжении почти двух столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его творчества, «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.

Фигура Гоголя до сих пор вызывает споры исследователей, имеющие не только академическое, но и общественное и нравственное значение. Его творчество, воодушевленное жаждой познания сути русского человека, — живое явление современности. «Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему — «заколдованному месту» русской литературы — может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги».

— Что известно из произведений Гоголя? Что понравилось?

(«Ночь перед Рождеством». Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

  1. Доклады.

Заранее подготовленные ученики рассказывают об отдельных эпизодах биографии Гоголя по ходу работы над статьей учебника. Ученики читают учебник на стр. 95—96 (1-113-116, НИ). Примерный план статьи учебника.

1. Родина и родители Н.В. Гоголя. Сообщение учащегося.

Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воо-бражение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей («Вечера на хуторе…»). Здесь, в Диканьке, пока-зывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Матреной. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, — все это содействовало развитию литературных интересов буду-щего писателя.

2. Нежинская гимназия высших наук. Сообщение учащегося. Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одарен-ность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» также пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он пока связывает с государственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о писательстве.

3. Встреча с Пушкиным. Сообщение учащегося.

По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831г. у Плетнева он был пред-ставлен Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе…»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия. ..!» — пишет он. В 1833-34 гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими. Гоголь делится и обсуждает с поэтом свои твор-ческие планы, пишет статью о Пушкине, где опре-деляет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в своею очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывает темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подал Гоголю Пушкин.

4. Повесть «Тарас Бульба». Сообщение учащегося.

Повесть «Тарас Бульба» — результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя историей. В начале 30-х гг. он был адъюнкт профес-сором в Петербургском университете. Занятия историей шли параллельно возникновению художественных замыслов. В по-вести речь идет о борьбе Украины с иноземцами в период создания национальной государственности.

В 1835 г. он написал первый вариант повести, и она вошла в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести Гоголь подчеркнул мысль о единстве русского и украин-ского народов. (См. «Тарас Бульба», монолог Тараса о любви русского человека к своей земле.)

5. «Ревизор» — великая комедия Гоголя об общественных нравах и о чиновничьей России. Сообщение учащегося.

Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. «В «Ревизоре» я решился собрать с одну кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от чело-века справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». «Автор-ская исповедь».

6. Отъезд Гоголя за границу. «Мертвые души» — поэма в прозе. Поэма «Мертвые души» стала главным делом в жизни Гоголя.

7. Возвращение на родину. Творческий кризис. Смерть Гоголя. Художественное своеобразие Гоголя — в мастерстве языка и создании художествен=ной детали. Сообщение учащегося.

Смерть Гоголя вызвала потрясение в русском обществе. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии. От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Дон-ском монастыре его несли на руках профессора и студенты университета. После революции 1917 г. останки писа-теля были перенесены на Новодевичье кладбище. Гоголь оказал исключи-тельно сильное влияние на русскую литературу. Его называли основателем «натуральной школы», позднее другой писатель, Ф. М. Достоевский, скажет о «двух направле-ниях в русской литературе: пушкинском и гоголевском».

III. Словарная работа.

Запись в тетрадь понятия «художественная деталь».

Художественная деталь — деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.

В качестве иллюстрации приводится отрывок из сцены борьбы и пленения Тараса, когда он поднимает люльку.

— Какое значение для характеристики Тара-са имеет люлька? (Люлька для Тараса — часть его жизни, его свободы, его веры, поэтому он рискует свободой и поднимает люльку, чтобы она не досталась врагу).

— Найдите примеры художе-ственных деталей, которые помо-гают глубже понять характер других персонажей повести: сыновей Тараса. Какие детали их облика, их поведения характеризуют их ярко и лако-нично?

Ученикам предлагается перечитать следующие отрывки повести: приезд Остапа и Андрия к отцу, рассказ об их жизни в бурсе, их взаимоотношениях с товарищами.

Нередко художественная деталь полностью исчер-пывает характеристику образа, однако, мы должны научиться давать по произведению полную характеристику персонажа.

— Найдите план характе-ристики героя произведения в справочном разделе учебника. Какое из значений слова «герой» мы можем применить к Тарасу, Остапу, Андрию и другим персонажам?

IV. Характеристика героя.

Учащиеся с помощью учителя пытаются устно по данному плану охарактеризовать одного их героев повести.

Домашнее задание.

1. Подготовить художественный пересказ одной из глав повести Гоголя «Тарас Бульба».

2. По плану характеристики героя литератур-ного произведения написать краткий рассказ об одном из персонажей повести. Отрывок о степи.

3. Прочитав повесть, рас-скажите о том, что мы узнаем о герое по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), а что из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств созда-ния образа героя (сопоставление с другими героями).

Бытие (и чувство) Гоголя: чтение и узнавание в «Тезке» Джумпы Лахири | МЕЛУС

Фильтр поиска панели навигации MELUSЭтот выпускЛитератураКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации MELUSЭтот выпускЛитератураКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Тамара Бхалла

Тамара Бхалла

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

MELUS , том 37, выпуск 1, март 2012 г. , страницы 105–129, https://doi.org/10.1353/mel.2012.0013

Опубликовано:

01 марта 2012 г.

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Процитируйте

    Тамара Бхалла, Бытие (и чувство) Гоголя: чтение и узнавание в книге Джумпа Лахири Тезка , МЕЛУС , том 37, выпуск 1, март 2012 г. , страницы 105–129, https://doi. org/10.1353/mel.2012.0013

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Facebook
    • Подробнее

Фильтр поиска панели навигации MELUSЭтот выпускЛитератураКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации MELUSЭтот выпускЛитератураКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

Закрыть

Этот контент доступен только в формате PDF.

MELUS, Общество изучения полиэтнической литературы США

Раздел выпуска:

Статьи

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Кратковременный доступ

Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

У вас еще нет личного кабинета? регистр

Бытие (и чувство) Гоголя: чтение и узнавание в романе Джумпа Лахири «Тёзка » — 24-часовой доступ

ЕВРО €36,00

32 фунта стерлингов

39 долларов США.

Реклама

Цитаты

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Предварительные уведомления о статьях

Оповещение о новой проблеме

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

О транскультурном присутствии и репаративной практике чтения: переосмысление принадлежности и транскультурной трансформации в книге Хулии Альварес «Как девочки Гарсия потеряли акцент»

Темное зеркало: афроамериканцы и проект федеральных писателей. Джей Джей Баттс

Еврейская культурология. Саймон Дж. Броннер

Семинары по постпамяти: вьетнамско-американские поэты, работа с памятью беженцев и творческое письмо

Вес прошлого: материальность смешанной расы в пострасовой азиатско-американской литературе

Реклама

Николай Гоголь как политический мыслитель

Скачать:

ПДФ

Ключевые слова: Гоголь, религиозная философия, славянофилы, декабристы, консерватизм, монархизм, Николай Карамзин, Александр Пушкин, Виссарион Белинский.
Для цитирования:

Воропаев В. А. Николай Гоголь как политический мыслитель // Два века русской классики, 2020, т. 1, с. 2, № 4, стр. 74–85. (на рус. языке) DOI https://doi.org/10.22455/2686-7494-2020-2-4-74-85

Автор: Владимир Александрович Воропаев
Информация об авторе:

Воропаев Владимир Александрович, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, 11999, Москва, Россия

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Получено: 22 октября 2020 г.
Опубликовано: 8 декабря 2020 г.
Выпуск: 2020 Том 2 №4
Отдел: Русская литература XVIII и XIX вв.
страниц: 74-85
ДОИ: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2020-2-4-74-85
УДК: 821.161.1.09″19″

Аннотация:  Политическая мысль Николая Гоголя была консервативной. Все вопросы жизни — бытовые, общественные, государственные, литературные — имели для него религиозно-нравственное значение. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился изменить общество через преобразование человека. Исторические и политические взгляды Николая Гоголя близки взглядам Николая Карамзина и славянофилов. В то же время он оставался непревзойденным в религиозном восприятии Запада. По словам Василия Зеньковского, ни у кого другого не было такого глубокого прямого ощущения религиозной неправды того времени. В трактовке России как теократического государства Николай Гоголь расходился с Николаем Карамзиным и Александром Пушкиным, но первый был солидарен с последними в симпатиях к дворянству как образованному классу. Николай Гоголь вплотную подошел к основным темам русской религиозной философии. Он стал первым представителем того глубокого и трагического религиозно-нравственного устремления, которым была пронизана русская литература в последующие десятилетия. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни имеет для России глубокое значение и по сей день. Такие творцы, как Николай Гоголь, по своему значению в истории, на словах подобны Святителям в Православии.

References

Vinogradov I. A. Gogol v vospominaniiakh , dnevnikakh , perepiske sovremennikov . Полный систематический свод документальных свидетельств: в 3 т. Т. 1. [Гоголь в воспоминаниях современников, дневниках и переписке. Полный систематизированный свод документальных свидетельств. В 3 тт. Москва: Изд-во Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 2011, т. 1, с. 1, 904 с. (In Russ.)

Восторгов И. И. Честный служитель слова / Речь на панихиде по Н. В. Гоголю по случаю открытия ему памятника в гор. Тифлис, сооруженного городским самоуправлением [Честный министр слова, Речь на панихиде по Николаю Гоголю по случаю открытия ему памятника в горах]. Полное собрание. соч.: в 5 т. Т. 2 [Полное собрание сочинений в 5 тт. Том. 2]. СПб.: Царское дело, 1995. С. 223–227. (на русск.)

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 томах (15 книгах) , сост., подгот. тексты и комментарии. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. [Полное собрание сочинений и писем: в 17 томах. (15 книг)]. Москва, Киев: Московская Патриархия, 2009–2010, т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *