Композиция поэмы демон лермонтов: Особенности композиция образа Демона в поэме М. Лермонтова как способ отражения православного сознания автора

Полный анализ стихотворения «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

Автор Дарина Донецкая На чтение 7 мин Просмотров 4.5к. Обновлено

Делая полный анализ стихотворения «Демон», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, стоит вспомнить о том, что оно занимало особое место в творчестве поэта.

Содержание

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Темы и проблемы произведения
  4. Композиция
  5. Средства выразительности
  6. Смысл произведения

История создания

Поэма «Демон» не просто так занимает особое место в жизни и творчестве автора. Начало её создания было положено ещё юным четырнадцатилетним юношей, который на протяжении всей своей жизни вносил в неё коррективы и дополнения. Но он так и не успел самостоятельно опубликовать её. Без изменения осталась самая первая строчка, которую Михаил Юрьевич написал в 1829 году.

Сама поэма имеет очень интересную историю создания, которая заслуживает отдельного внимания.

Данное творение поэт посвятил своей любимой женщине. В 1838 году Михаил Юрьевич презентовал его Варваре Лопухиной, но поскольку он постоянно сомневался в качестве своего произведения – то вносил постоянно какие-то изменения и доработки.

Так же поэма «Демон» подверглась острой критике со стороны органа, который заведовал церковными делами. Они были возмущены содержанием поэмы, признавали его опасным. Именно это повлияло на то, что автору не удалось при жизни опубликовать данный текст.

Уже после смерти поэта в 1842 году впервые публикуются отрывки «Демона». И, лишь, в 1856 году она выходит полностью в Германии, не вошли в печать только диалоги героев. Полное же издание появилось только в 1857 году.

Но запреты на печать произведения не сильно повлияли на распространение текста. Текст неоднократно переписывался дворянами, и передавался приближенным. Это так же сыграло большую роль на интерес народа к данной поэме.

Так же данная история не обошлась и без мистических моментов. Люди, которые подробно изучали текст данного произведения, жаловались на появление странного поведения. Так же были замечены случаи того, когда люди сходили с ума от навязчивых, и преследующих их галлюцинаций. Например, художник Врубель, занимающийся иллюстрациями к произведению, так и не смог закончить свою работу. Его начали преследовать видения, которые он никак не мог объяснить. В итоге его психическое здоровье ухудшилось, поэтому закончить начатое ему так и не удалось.

Жанр, размер

Жанр данного произведения – поэма. Размер, к которому обратился автор для написания, четырехстопный ямб. Что же касается направления, то это романтизм, чему есть неопровержимые доказательства. Как и в других романтических произведениях, здесь присутствует герой, который отличается бунтарским характером.

Мы видим главного героя произведения – бунтарь по натуре, который был изгнан за неповиновение. Внутри него продолжается постоянная борьба. Ему приходится расплачиваться за свой взрывной характер. Тема борьбы так же присутствует на протяжении всего произведения. Мы видим противостояние Демона и Бога, а так же борьбу Демона, наверное, самую сложную из всех. Это борьба с самим собой, и своими желаниями, которые порой становятся сильнее.

Действие поэмы происходит в Грузии. Это так же является одной из особенностей романтизма, поскольку, таким образом, поэты пытаются подчеркнуть особенность и не типичность.

Михаил Юрьевич затрагивает религиозную тематику. Так же присутствуют ноты мифологии.

Поэма пропитана одиночеством, борьбой, любовью, а так же жаждой свободы. Совокупность всех этих особенностей указывает именно на романтизм.

Темы и проблемы произведения

Тема данной поэмы не типична для авторов русской литературы. Здесь затрагиваются проблемы любви, одиночества, борьбы.

Любовь была воспета многими авторами, которые показывали то, что она способна излечить даже самые очерствевшие и раненые души. Она способна развеять одиночество, дать силы и смысл. Именно таким предстает перед читателем Демон, который ищет свое спасение в любви. Но его отверженный дух не намерен искать пути спасения. Выбор им был сделан давно. Он сам выбрал свой путь, вступив в противостояние с Богом. Поэтому даже любовь не в силах помочь Демону, который выбрал свою непростую дорогу.

Многие авторы показывали любовь – как вершину, идеал. Но достичь её было очень не просто, и дано далеко не всем. Лермонтов так же показывает картину любви, которая так и не имела счастливого конца.

Тема веры так же имеет огромное значение в этом произведении. Благодаря своей вере Тамара спасается от вечных мучений в Аду. Сила её веры огромна, она продолжает верить в то, что Бог ей поможет. Поэтому она совершенно не поддается искушению Демона. Благодаря тому, что она осталась в монастыре и выбрала религию, полностью отрекшись от страсти, ей на помощь приходит Ангел.

Основной темой произведения можно назвать тему борьбы. Борьба добра со злом была представлена многими поэтами и до сих пор является актуальной. В душе каждого человека есть свой Демон и Ангел. Каждый день они ведут свою борьбу, искушая человека. Благодаря аллегории Михаил Юрьевич описывает человеческую душу с двух противоположных сторон. Постоянная борьба противоречий как нельзя лучше представлена в образе Тамары.

Так же поэме «Демон» затрагивается тема мистики. Данный прием так же достаточно часто встречается у представителей романтизма. Благодаря мистическим явлениям, поэты показывают недостижимость идеала, уводя читателя далеко вверх, подальше от земных проблем. Автор показывает параллельно существование двух миров – реальный, в котором мы проживаем всю свою жизнь, и мифический – в котором так часто борются наши души.

Композиция

Композиционно поэма «Демон» делится на две части, каждая из которых тесно переплетается. Одна из частей показывает нам возможность духовного возрождения. Вторая же часть рассказывает о соблазнении.

В завязке произведения автор показывает клятву Демона, которая так покорила Тамару. Далее действия развиваются, более подробно описываются взаимоотношения Тамары и Демона.


Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока,
Властитель Персии златой
И ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан!
Еще ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела;
С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

Драматической сценой представляется убийство возлюбленного Тамары, и её последующие мучения. Раскрывается тема спасения Тамары в монастыре, а так же её идейный поединок с Демоном.

Кто этот всадник бездыханный?
Хранили след тревоги бранной
Морщины смуглого чела.
В крови оружие и платье;
В последнем бешеном пожатье
Рука на гриве замерла.
Недолго жениха младого,
Невеста, взор твой ожидал:

Кульминацией же является встреча с Тамарой.

Тамара

О! кто ты? речь твоя опасна!
Тебя послал мне ад иль рай?
Чего ты хочешь?..

Демон

                              Ты прекрасна!

Тамара

Но молви, кто ты? отвечай…

Развязка – это смерть Тамары и поражение Демона.

И Ангел строгими очами
На искусителя взглянул
И, радостно взмахнув крылами,
В сиянье неба потонул.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..

Весь сюжет данного произведения построен на страданиях главного героя, которые возникают в результате его прошлых поступков. Автор умело использует антитезу, противопоставляя Демона всему миру, и Ангела – посланника с небес. Благодаря данному приему, читателю намного проще понять основную идею произведения.

Средства выразительности

Одним из главных средств выразительности, которые использует автор в данной поэме – это антитеза. Именно на ней строится вся композиция данного произведения. Так же в поэме большое количество эпитетов, которые автор использует очень умело и тем самым придает яркости произведению. Использование сравнений, метафор и олицетворений так же активно встречается в поэме «Демон». Можно сказать, что в данном тексте Михаил Юрьевич использовал огромное множество средств художественной выразительности.

Смысл произведения

В данной поэме автор пытается показать в первую очередь, что в душе каждого человека живут как Ангел, так и Демон. Они находятся в состоянии постоянного противостояния и борьбы, пытаясь склонить человека в свою сторону. Ангел помогает найти человеку правильный путь и избежать необдуманных поступков и решений. Демон же, постоянно лукавит и искушает неокрепшую душу. Но лишь от человека зависит к кому из них он прислушается, и какой путь выберет.

46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».

Поэт использовал библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а также фольклор кавказских народов, что придает сюжету иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета скрывается глубокий психологический, философский, социальный смысл. В поэме современники почувствовали огромную силу отрицания старого мира, всего отживающего феодально-авторитарного миропонимания. Если протест против условий, подавляющих человеческую личность, составлял пафос романтического утверждения личности, то в поэме это выражено предельной глубиной. Герой справедливо осудил «ничтожную землю», где «нет истинного счастья», «долговечной красоты», «где преступленья лишь да казни», «где не умеют без боязни ни ненавидеть, ни любить». Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицаемому миропорядку, звучит в словах Демона : «Я царь познанья и свободы». На этой почве складывается отношение к действительности: « Все …презирал иль ненавидел». Став на путь абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. Это привело к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплодности, одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. Идеал достойного человека прекрасной, свободной жизни находит он в Тамаре.

Демон остро ощутил пленительность высокого идеала и устремился к нему. Это попытка возрождения Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах. Но развязка трагична: он признал свои мечты «безумными» и проклял их. Продолжая анализ романтического индивидуализма, автор показывает, что в развитии переживаний и событий благородный общественный идеал подменяется индивидуалистическим. Соблазняя Тамару, Демон забывает идеал любви, добра и красоты. Он зовет к уходу от мира, от людей. Одну минуту своих «непризнанных мучений» он ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской». Пытаясь возродиться, Демон готов отказаться если не от зла вообще, то хотя бы от «умысла жестокого» — обольщения Тамары. Постепенно чувство, которому он пытался поначалу сопротивляться, достигает апогея: «Тоску любви, ее волненье, постигнул Демон в первый раз». Он полон решимости начать жизнь иную. Именно в этот момент между Демоном и Тамарой становится Бог в лице Ангела — «хранителя грешницы прекрасной».
Устами Ангела Бог напоминает Демону о тяготеющем над ним проклятии: «К моей любви, к моей святыне не пролагай преступный след». Это один из существенных моментов сюжета, отчасти объясняющий вспыхнувшее в Демоне желание любой ценой удержать Тамару, не уступить ее Богу. Поэт создает сложнейшую психологическую ситуацию: в душе героя сосуществуют сразу несколько взаимоисключающих чувств и волевых импульсов. В последующих словах монолога Демона — кипение любви к Тамаре и «яда» жгучей, «старинной ненависти» к Богу, непреклонность и смятение, злоба и коварство, предчувствие катастрофы дерзкое стремление к ней. Когда Тамара обращается к злому духу с просьбой дать клятву-отречение от борьбы с Богом, Демон дает ее. Знаменитое: «Хочу я с небом примириться, хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру».

Демон не смог преодолеть в себе романтического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона. В судьбе Демона проявились противоречия романтизма. Поражение романтического героя есть признание недостаточности одного отрицания и утверждение положительных начал жизни. Демон видит мир сквозь призму собственной власти над ним. Но иначе видит мир повествователь. Его восхищенной интонацией сопровождаются не только описания природы (простодушный восторг перед «твореньем бога своего», контрастирующий с высокомерной невозмутимостью Демона), но — и даже в первую очередь — весь обильно включенный в поэму «этнографический» материал; он любуется ловкостью благородного всадника и блеском его оружия, а от созерцания алмазных граней Казбека и извивов Дарьяльского ущелья не колеблясь переходит к «высокому дому» и «широкому двору» как к предметам равноценным. И хотя повествователю не чужда та горькая оценка человеческой жизни — подневольного тягла, на которой настаивает Демон (замечания о трудах и слезах рабов Гудала, о женской доле в патриархальной семье) — все-таки на человеческое бытие он смотрит с позитивной точки зрения: жизнь — дар и благо, отнятие жизни — безусловное зло. Творя над жертвами разбойничьего набега надгробное рыдание, где вопль ужаса разрешается словами утешения, сострадая «прощанью с жизнью молодой» в предсмертном крике Тамары и с грустным вниманием склоняясь над ее застывшей гробовой красотой, — везде повествователь свидетельствует против губительного демонического своеволия и противополагает опоэтизированной «муке демонизма» поэзию доброжелательного обживания мира и сочувственной человечности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *