Композитор гайдн биография: Йозеф Гайдн: биография, интересные факты, творчество

Йозеф Гайдн: биография, интересные факты, творчество

Йозеф Гайдн

 

Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет — впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор.

Краткую биографию Йозефа Гайдна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

 

Краткая биография Гайдна

Биография Гайдна началась 31 марта 1732 года, когда  маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне.

Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф из-за переезда будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.

Из-за упрямости шестнадцатилетний Йозеф потерял свою работу — место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.

Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу — стать его личным компаньоном-камердинером.

На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.

Несмотря на то, что в те времена это считалось уже «поздно», Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел не пристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. С учетом всех этих неприятностей, музыкальный гений 20 лет был верным мужем. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет.

Их постигла страстная любовь, и композитор дал обещание жениться на ней. Но страсть довольно быстро угасла, и обещание он не сдержал. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу — второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази (Австрия). На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний — 104.

 

Близких друзей у Гайдна было не много, но один из них был — Амадей Моцарт. Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя — Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн — уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших работодателей.

Последним произведением композитора считается оратория «Времена года». Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.

Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.

 

 

Интересные факты

  • Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата — 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в «день дурака».
  • Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.
  • Певческий голос молодого Гайдна был столь впечатляющим, что его попросили присоединиться к школе церковно-хорового пения Собора Св. Стефана в Вене, когда мальчику было всего пять лет.
  • Хормейстер Собора Св. Стефана предложил подвергнуть Гайдна определенной операции, чтобы воспрепятствовать ломке голоса, но к счастью отец будущего композитора вступился и предотвратил это.
  • Когда в 47 лет умерла мама композитора, отец довольно быстро взял в жены молоденькую служанку, которой было 19 лет. Разница между возрастом Гайдна и мачехи была всего 3 года, причем «сын» оказался старше.
  • Гайдн любил девушку, которая почему-то решила, что жизнь в монастыре лучше, чем семейная жизнь. Тогда музыкальный гений позвал замуж старшую сестру возлюбленной — Анну Марию. Но это необдуманное решение ни к чему хорошему не привело. Жена оказалась сварливой и не понимающей музыкальные увлечения супруга. Гайдн писал, что Анна Мария его нотными рукописями пользовалась в качестве кухонной утвари.

  • В биографии Гайдна есть интересная легенда про название Струнного квартета f-moll «Бритвенный». Однажды утром Гайдн брился затупившейся бритвой, и когда терпение лопнуло, он прокричал, что если бы ему сейчас дали нормальную бритву, он бы подарил за это свое замечательное произведение. В этот момент неподалеку был Джон Бленд, человек желающий издать рукописи композитора, которые еще никто не видел. После услышанного, издатель не раздумывая вручил свои английские стальные бритвы композитору. Гайдн сдержал свое слово, и презентовал новую работу гостю. Так, Струнный квартет получил такое необыкновенное название.
  • Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте.
    Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.
  • «Чудо» — именно такое название приписывают симфониям №96 D-dur и №102 B-dur. Все это из-за одной истории, которая произошла после того, как завершился концерт этого произведения. Люди поспешили к сцене, для того чтобы поблагодарить композитора и преклониться перед ним за красивейшую музыку. Как только слушатели оказались в передней части зала позади них с грохотом упала люстра. Пострадавших не оказалось — и это было Чудо. Мнения расходятся на премьере какой именно симфонии произошел этот удивительный случай.
  • Композитор больше половины жизни мучился с полипами в носу. Это стало известно хирургу, а по совместительству хорошему другу Йозефа Джону Хёнтеру. Врач порекомендовал прийти к нему на операцию, на что Гайдн сначала решился. Но, когда он пришел в кабинет, где должна была проходить операция и увидел 4 больших помощника хирурга, задача которых была удерживать пациента во время болезненной процедуры, гениальный музыкант испугался, вырывался и громко кричал.
    В общем, идея избавления от полипов канула в лета. В детстве Йозеф перенес оспу.

  • У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют «Сюрприз». Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.
  • Когда композитор умер, его похоронили Вене. Но позднее было принято решение останки гения музыки перезахоронить в Эйзенштадте. При вскрытии могилы было обнаружено, что у Йозефа пропал череп. Это была проделка двух друзей композитора, которые забрали голову себе, подкупив людей на кладбище. Почти 60 лет (1895-1954 гг.) череп венского классика располагался в музее (г. Вена). Только в 1954 году останки были воссоединены и захоронены вместе.

  • Моцарт был в восторге от Гайдна и часто приглашал его на свои концерты и Йозеф отвечал взаимностью молодому вундеркинду и часто играл с ним в квартете. Примечательно, что на похоронах Гайдна звучал
    «Реквием» Моцарта
    , который умер на 18 лет раньше своего друга и учителя.
  • Портрет Гайдна можно найти на немецкой и советской почтовых марках, выпущенных в 1959 к 150-ти летию смерти композитора, и на австрийской монете в 5 евро. 
  • Гимн Германии и старый Австро-Венгенский гимн своей музыкой обязаны Гайдну. Ведь именно его музыка стала основой этих патриотических песен.

 

Фильмы о Йозефе Гайдне

По биографии Гайдна снято много познавательных  документальных фильмов. Все эти кинокартины интересны и увлекательны. Какие-то из них больше повествуют о музыкальных достижениях и открытиях композитора, а какие-то рассказывают различные факты из личной жизни венского классика. Если у вас есть желание ближе познакомиться с этим музыкальным деятелем, то предоставляем вашему вниманию небольшой список документальных фильмов:

  • Кинокомпания «Academy media» сняла 25 минутный документальный фильм «Гайдн» из серии «Знаменитые композиторы».
  • В просторах интернета можно найти два интересных фильма «В поисках Гайдна». Первая часть длиться чуть больше 53 минут, вторая 50 минут.
  • О Гайдне рассказывается в некоторых серий из документальной рубрики «История по нотам». С 19 по 25 серии, каждая из которых длиться менее 10 минут, можно изучить интересные биографические данные великого композитора.
  • Есть короткометражный документальный фильм от «Энциклопедии Шанель» о Йозефе Гайдне, который идет всего 12 минут.
  • Интересный 11 минутный фильм об абсолютном слухе Гайдна тоже без труда можно отыскать в интернет-сети «Абсолютный слух — Франц Йозеф Гайдн».

 

 

Фильмы, в которых звучит музыка Гайдна

  • В «Шерлоке Холмсе» Гайя Ричи 2009 года звучит адажио из струнного квартета №3 D-dur во время сцены , где Уотсон и его невеста  Мэри обедают с Холмсом в ресторане под названием «The Royal».
  • 3я часть концерта для виолончели используется в английском фильме «Хилари и Джеки» 1998г.
  • Концерт для фортепиано с оркестром звучит в киноленте Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь».
  • Менуэт из 33й сонаты  вставлен в музыкальное сопровождение фильма «Сбежавшая невеста» (продолжение известного фильма «Красотка»).
  • Adagio e cantibile из сонаты № 59 используется в «Дневниках вампира» 1994 года с Бредом Питтом в главной роли.
  • Звуки струнного квартета B-dur «Восход солнца» раздаются в фильме ужасов «Реликт» 1997 года.
  • В великолепном фильме «Пианист», который получил 3 оскара, звучит квартет №5 Гайдна.
  • Также струнный квартет №5 доносится из музыки к кинолентам «Звёздный путь: Восстание» 1998 года и «Форт 
  • Симфонии №101 и №104 можно найти в фильме «Повелитель приливов» 1991 года.
  • 33-й струнный квартет используется в комедии «Джордж из джунглей» 1997 года.
  • 3ю часть струнного квартета №76 «Император» можно найти в кинолентах «Касабланка» 1941г., «Булворт» 1998г., «Дешёвый детектив» 1978г, и «Грязная дюжина».
  • Концерт для трубы с оркестром звучит в «Большое дело» с Марком Уолбергом.
  • В «Двухсотлетнем человеке» по книге гениального писателя-фантаста Айзека Азимова можно услышать симфонию Гайдна №73 «Охота».

 

Дом-музей Гайдна

В 1889 году был открыт музей Гайдна в Вене, который находится в доме композитора. Целых 4 года Йозеф не спеша строил свой «уголок» с денег, заработанных во время гастролей. Первоначально там был низкий домик, который по велению композитора перестроили, надстроив этажи. Второй этаж был местом проживания самого музыканта, а ниже он поселил своего помощника Эльспера, который копировал ноты Гайдна.

Практически все экспонаты в музее — личная собственность композитора при жизни. Рукописные ноты, нарисованные портреты, инструмент, за которым трудился Гайдн, и другие интересные вещи. Необычно, что в здании есть небольшое помещение предназначенное Иоганнесу Брамсу. Иоганнес очень уважал и почтил творчество венского классика. Этот зал наполнен его личными вещами, мебелью и инструментами.

 

 

К сожалению, когда говорят о венских классиках, в первую очередь вспоминают Людвига Ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта. Но многие музыковеды уверены, что если бы не было такого гениального композитора как Франц Йозеф Гайдн, мы бы не узнали о других величайших талантах эпохи классицизма. Сочинения и композиции Гайдна стояли у истоков всей классической музыки и дали ей возможность развиваться и совершенствоваться до нынешних дней.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Фильм о Йозефе Гайдне

Йозеф Гайдн — биография, жизнь и произведения композитора

Фото Все
Видео Все

Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, представлявший венскую классическую школу. Автор мелодий, на основе которых впоследствии написали гимны Германии и Австро-Венгрии.

Мир классической музыки настолько сложен, что его невозможно охватить с одного взгляда. Он условно делится на стили и эпохи, центральной из которых принято считать эпоху музыкального классицизма. С этим периодом связано три имени, которые известны каждому человеку, не зависимо от того, любит ли он классику или абсолютно к ней равнодушен. Гайдн, Моцарт, Бетховен – их творчество было связано с Веной 18-го века, поэтому стиль их музыки принято называть венским классицизмом, а их самих считают венскими классиками.

Йозеф Гайдн был самым старшим среди них, даже Моцарт звал его «папаша Гайдн». Еще говорят, что он «отец симфонии». Нельзя сказать, что до него никто не писал симфоний, писали, но только Гайдн довел ее до логического завершения, до классического совершенства. Благодаря ему симфония приобрела то звучание, которое очаровывает слушателей уже не одно столетие. Гайдн стал первым, кто усовершенствовал струнный квартет и клавирную сонату.

Детство

Родился Франц Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в небольшой деревушке Рорау (Австрия), практически на границе с Венгрией. Родители мальчика не имели никакого отношения к музыке. Отец трудился каретным мастером, мама была кухаркой. Но они очень любили музыку, отец в молодости сам научился играть на арфе, мама хорошо пела. Франц (хотя он сам себя никогда не называл этим именем) рос в многодетной семье. Всего у родителей было семнадцать детей. Жили бедно, но дружно. В их доме любили собираться соседи, попеть, поплясать, послушать игру на арфе хозяина дома.

Маленький Йозеф больше всех унаследовал отцовские способности к музыке. В возрасте 5-ти лет он имел красивый звонкий голосок и отличное чувство ритма, охотно подпевал папе. Вскоре он самостоятельно научился играть на скрипке, а немного погодя пел в церковном хоре.

Родители мальчика проявили небывалую для их положения дальновидность. Они поняли, что у сына талант, и отправили мальчишку в соседний город, где проживал их родственник – Иоганн Матиас Франк. Он работал директором школы, и преподавал своим ученикам не только математику и грамматику, но и учил их играть на скрипке и петь. Именно там Йозеф научился играть на духовых и струнных инструментах, за что был благодарен своему наставнику до самой смерти.

Йозеф рос трудолюбивым и упорным, а к тому же имел врожденный звонкий голос, по которому его узнавали в родном краю. Однажды их деревню посетил Георг фон Рейтер, известный композитор из Вены. Он приехал специально, чтобы отобрать лучших певцов для своей капеллы. Гайдн очень понравился именитому композитору, и он взял восьмилетнего мальчишку с собой. Два года Йозеф пел в крупнейшем соборе Вены, а кроме этого знакомился с тонкостями композиции и пробовал сочинять собственные духовные композиции.

Самым сложным периодом в биографии молодого музыканта стал 1749 год. Йозефу пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, он давал уроки, пел в церковном хоре, играл на струнных инструментах в составе разных ансамблей. Сложностей оказалось немало, но Гайдн никогда не впадал в уныние и стремился научиться чему-то новому.

Йозеф Гайдн в юности

Все, что удавалось заработать, молодой человек тратил на оплату уроков Николо Порпоры, известного композитора. Когда деньги заканчивались, Йозеф выступал аккомпаниатором других учеников композитора. Он был одержим музыкой, ему нравилось изучать книги по композиции, разбирать клавирные сонаты, сочинять разножанровую музыку. Йозеф мог без усталости заниматься до глубокой ночи.

Первую оперу Гайдна – «Хромой бес», в 1751 году поставил один пригородный венский театр. Спустя четыре года композитор стал автором первого струнного квартета, а в 1759 году представил на суд слушателей  свою первую симфонию. Именно симфония стала самым важным жанром всего творчества Гайдна.

Творчество

Большие перемены в жизни ждали композитора в 1761 году. 1 мая того года он подписал договор с князем Эстергази, и все следующие тридцать лет служил у него в качестве придворного капельмейстера.

Князь Эстергази и его семья в Вене бывали только зимой, все остальное время проводили в своих основных резиденциях, расположенных в небольшом городишке Айзенштадт. На протяжении шести лет Йозеф жил в имении, ничуть не жалея за столичной суетой.

Йозеф Гайдн пишет музыку

Договор, подписанный Гайдном и Эстергази, имел одно условие – композитор должен был писать только ту музыку, которая требовалась для его сиятельства. Поэтому в ранних симфониях Йозефа участвует небольшой состав музыкантов, которых отдали ему в распоряжение. Но, по прошествии пары лет безупречной службы, князь пошел на уступки, и разрешил добавить в оркестр любые инструменты на усмотрение композитора.

Больше всего внимания Гайдн уделял своему любимому жанру – симфонии. В 60-70-е годы XVIII века он написал подряд несколько композиций — №44 (Траурная), №49 (Страсти), №45 (Прощальная).

Они стали отражением эмоционального отклика на новое литературное течение «Буря и натиск», зарождавшееся в те годы. Примечательно и то, что в эти годы Гайдн трудится и над созданием детских симфоний.

Вскоре имя австрийского композитора стало известным далеко за пределами австрийских границ, и парижское концертное общество заказало ему шесть симфоний. После того, как этот заказ был выполнен, он приступил к выполнению другого заказа, из Испании. Спустя некоторое время произведения Гайдна уже издавались в Лондоне и Неаполе.

Оркестр Йозефа Гайдна

Йозеф Гайдн был не только талантливым и популярным композитором, он умел дружить по-настоящему. Именно такая тесная дружба связывала его с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Они никогда не соперничали  между собой, не завидовали, а радовались успехам друг друга. Вольфганг всегда говорил, что именно Гайдн научил его методике создания струнных квартетов. Впоследствии благодарный ученик посвятил своему учителю два произведения. А Гайдн в свою очередь видел в Моцарте величайшего композитора-современника.

Привычный образ жизни композитора поменялся после достижения им 50-летнего возраста. Он обрел долгожданную свободу от обязательств князю Эстергази, хотя наследники и продолжали считать его придворным капельмейстером. Потомки знатного рода распустили капеллу, и Гайдн вернулся в Вену.

В 1791 году Йозеф получил приглашение из Англии, куда его звали на гастроли. По условиям договора композитор должен был написать шесть симфоний и исполнить их именно в Лондоне. Кроме этого, ему предстояло написать оперу и двадцать произведений в дополнение ко всему. В распоряжении Франца Йозефа теперь был оркестр из четырех десятков музыкантов. В общей сложности он провел в Лондоне полтора года, и это время стало наивысшим триумфом его карьеры. Гастроли в Англии имели невероятный успех. За это время Гайдн написал почти триста произведений, получил степень доктора Оксфордского университета.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Благодаря популярности, приобретенной Гайдном в Вене, его взял к себе на работу граф Морцин. Для его капеллы композитор написал пять своих первых симфоний. Йозеф отработал у графа чуть меньше двух лет, но этого хватило, чтобы улучшить свое материальное состояние и устроить личную жизнь.

Гайдну было 28, когда он влюбился в младшую дочь придворного парикмахера, но девушка, неожиданно для всех, приняла монашеский постриг. Йозефа поразило это решение любимой до глубины души, он в порыве то ли злости, то ли разочарования, решил сделать предложение руки и сердца ее родной сестре – Марии Келлер, хоть она и была старше его на четыре года.

Йозеф Гайдн и Мария Келлер

Семейная жизнь не принесла счастья композитору. Супруга музыканта отличалась сварливостью и расточительностью. Мало того, она не признавала в муже гениального композитора, не дорожила его творчеством. Бывало такое, что рукопись Гайдна она использовала как бумагу для выпечки. Но, несмотря на отсутствие взаимопонимания и детей, супруги прожили в браке сорок лет.

Из Йозефа так и не получился любящий муж и отец, поэтому все эти годы он посвятил делу всей своей жизни – симфониям. Гайдн стал автором сотен музыкальных произведений, театр князя Эстергази поставил девяносто его опер.

И все же в жизни музыкального гения случилась поздняя любовь, которую он встретил именно в том театре. Ее звали Луиджа Польцелли, она была молодой неаполитанской певицей, сумевшей очаровать пожилого композитора. Йозеф страстно влюбился в девушку, приложил массу усилий, чтобы продлить с ней контракт, специально для нее писал упрощенные вокальные партии, с учетом ее возможностей.

Но и эти отношения не сделали Гайдна счастливыми. Надменность и корыстолюбие девушки было видно, что называется, невооруженным взглядом. Поэтому, когда композитор овдовел, он так и не сделал предложение Луиджи. В конце жизни, когда Йозеф составлял последний вариант своего завещания, он оставил ей сумму, в два раза меньше первоначальной.

Смерть

Большое впечатление произвел на Гайдна фестиваль Генделя, который прошел в Вестминстерском соборе. С тех пор он серьезно заинтересовался хоровой музыкой. В конце своей жизни композитор написал шесть месс и две оратории – «Сотворение мира» и «Времена года».

Сердце великого композитора остановилось 31 мая 1809 года в Вене, которую на то время оккупировали наполеоновские войска. По приказу самого Наполеона, которому доложили о смерти величайшего из композиторов, возле его дома был выставлен почетный караул. Хоронили Йозефа Гайдна 1 июня.

Памятники и могила Йозефа Гайдна

В 1820 году по приказу князя Эстергази останки Гайдна должны были перезахоронить на территории церкви Эйзенштадта. Интересно то, что когда вскрыли гроб, то вместо черепа увидели лишь парик композитора. Оказалось, сам череп был похищен с целью изучения особенностей его строения и для предотвращения его разрушения. И только 5 июня 1954 года, спустя более ста лет, череп и останки воссоединили.

Избранные произведения

  • «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • «Ацис и Галатея»
  • «Мечта маркизы»
  • «La canterina»
  • «Аптекарь»
  • «Лунный мир»
  • «Армида»
  • «Времена года»
  • «Прощальная симфония»
  • 52 сонаты
Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Йозеф Гайдн | Биография, сочинения и факты

Йозеф Гайдн

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
31 марта 1732 г. Австрия
Умер:
31 мая 1809 г. (77 лет) Вена Австрия
Известные работы:
«Немецкая песня» «Императорская четверка» «Gott erhalte Franz den Kaiser» «Лондонские симфонии» «Военная симфония» «Парижские симфонии» «Реквием» «Сюрприз-симфония» «Сотворение» «Времена года»
Известные члены семьи:
брат Михаэль Гайдн

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Почему Йозеф Гайдн важен?

Йозеф Гайдн был австрийским композитором, который был одной из самых важных фигур в развитии классического стиля в музыке в 18 веке. Он помог установить формы и стили для струнного квартета и симфонии.

Чем известен Йозеф Гайдн?

Гайдн был чрезвычайно плодовитым композитором, и некоторые из его самых известных произведений включают Лондонские симфонии, The Creation , Концерт для трубы и Концерт для виолончели № 2 ре мажор . Его композиции часто характеризуют как легкие, остроумные и элегантные.

Какой была семья Йозефа Гайдна?

Гайдн был вторым сыном скромных родителей: его отец был колесным мастером, а мать до замужества была кухаркой. Его младший брат Михаил тоже стал композитором и пользовался большим уважением за свою церковную музыку. Гайдн женился на Марии Анне Келлер в 1760 году, но у пары не было детей.

Какое образование получил Йозеф Гайдн?

Когда Гайдн был ребенком, он получил базовое музыкальное образование у своего двоюродного брата. Позже он служил певчим в соборе Святого Стефана в Вене, где получил практические музыкальные навыки, но мало теоретических знаний. После того, как его исключили из-за того, что у него изменился голос, Гайдн в основном учился сам, изучая музыкальные произведения.

Как умер Йозеф Гайдн?

Гайдн мирно скончался в своем доме в Вене в 1809 году. в возрасте 77 лет.

Йозеф Гайдн , полностью Франц Йозеф Гайдн , (родился 31 марта 1732, Рорау, Австрия — умер 31 мая 1809, Вена), австрийский композитор, который был одним из самых важных фигуры в развитии классического стиля в музыке в 18 веке. Он помог установить формы и стили для струнного квартета и симфонии.

Ранние годы

Гайдн был вторым сыном скромных родителей. Его отец был колесным мастером, а мать до замужества работала кухаркой у помещиков. Гайдн рано обнаружил необычные музыкальные способности, и двоюродный брат, который был директором школы и хормейстером в соседнем городе Хайнбург, предложил взять его к себе домой и обучить. Гайдн, которому еще не исполнилось шести лет, ушел из дома, чтобы никогда не возвращаться в родительский коттедж, за исключением редких кратких визитов.

Молодой Гайдн пел в церковном хоре, научился играть на различных инструментах и ​​получил хорошие базовые музыкальные знания. Но его жизнь круто изменилась, когда ему исполнилось восемь лет. Музыкальный руководитель собора Святого Стефана в Вене заметил мальчика во время визита в Хайнбург и пригласил его служить певчим в самой важной церкви австрийской столицы. Родители Гайдна приняли предложение, и в 1740 году Гайдн переехал в Вену. Он оставался в хоровой школе девять лет, приобретая огромные практические знания в области музыки благодаря постоянным выступлениям, но, к его разочарованию, мало обучаясь теории музыки. Ему пришлось много работать, чтобы выполнять свои обязанности певчего, и когда у него изменился голос, его исключили и из соборного хора, и из хоровой школы.

Без денег и с небольшим имуществом Гайдн в 17 лет был предоставлен самому себе. На какое-то время он нашел убежище на чердаке у коллеги-музыканта и «мизерно» зарабатывал себе случайными музыкальными заработками. Тем временем он прошел трудный курс самообразования, изучая музыкальные произведения, особенно Карла Филиппа Эмануэля Баха, и ведущие руководства по теории музыки. По счастливой случайности на него обратил внимание итальянский композитор и педагог по пению Никола Порпора, который принял его аккомпаниатором на уроки пения и исправил сочинения Гайдна.

Викторина «Британника»

Викторина: Кто это написал?

С настойчивостью и энергией Гайдн добился прогресса. В конце концов его познакомили с любящим музыку австрийским дворянином Карлом Йозефом фон Фюрнбергом, в доме которого он играл камерную музыку. Для инструменталистов там он написал свои первые струнные квартет.

По рекомендации Фюрнберга в 1758 году Гайдн был назначен музыкальным руководителем и камерным композитором богемского графа Фердинанда Максимилиана фон Морцина. Гайдн был назначен руководителем оркестра из примерно 16 музыкантов, и для этого ансамбля он написал свою первую симфонию, а также многочисленные дивертисменты для духового оркестра или для духовых инструментов и струнных. Эти ранние музыкальные сочинения носили еще условный характер, но определенная свежесть мелодической изобретательности и искристость отмечали в них работу будущего мастера.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Гайдн пробыл у фон Морзина ненадолго, так как финансовые трудности вынудили его патрона уволить оркестр. Вскоре Гайдн был приглашен на службу к принцу Палу Анталу Эстерхази. Эстерхази были одной из самых богатых и влиятельных семей Австрийской империи и могли похвастаться выдающимся послужным списком поддержки музыки. У принца Пала Антала хорошо оборудованный оркестр регулярно выступал в его замке в Эйзенштадте, небольшом городке примерно в 30 милях (48 км) от Вены. Поскольку его престарелый музыкальный руководитель был болен, принц назначил относительно неизвестного Гайдна помощником дирижера в 1761 году. В то время как музыкальный руководитель курировал церковную музыку, Гайдн дирижировал оркестром и тренировал певцов на почти ежедневных репетициях, сочиняя большую часть необходимой музыки. и занимал должность начальника музыкального персонала. Гайдн прекрасно справлялся со своими обязанностями, проявляя такт, добродушие и умение обращаться с людьми. В своих первых симфониях, написанных для Эстерхази, Гайдн в полной мере продемонстрировал свой характерный добрый юмор и остроумие, а также надежную свежесть своих музыкальных идей, хотя полная зрелость наступила гораздо позже. Его работа в семье Эстерхази оказалась решающей для его карьеры, и он оставался у них на службе до самой смерти.

В 1766 году Гайдн стал музыкальным руководителем при дворе Эстерхази. Он повысил качество и увеличил размеры княжеских музыкальных ансамблей, назначив многих избранных инструменталистов и певцов. Его амбициозные планы поддержал князь Миклош, который после смерти своего брата в 1762 году стал главой семьи Эстерхази. Он смог оценить музыкальный вклад Гайдна и создал атмосферу, способствующую развитию и созреванию искусства Гайдна. Помимо сочинения опер для двора, Гайдн сочинял симфонии, струнные квартеты и другую камерную музыку. Принц был страстным исполнителем на баритоне, и Гайдн предоставил своему покровителю более 150 композиций с использованием этого ныне устаревшего виолончельного инструмента.

Гайдн служил князю Миклошу почти 30 лет. Он часто посещал Вену в свите принца, и во время этих визитов между ним и Вольфгангом Амадеем Моцартом завязалась тесная дружба. Два композитора были вдохновлены творчеством друг друга. Моцарт заявил, что научился у Гайдна сочинять квартеты, и посвятил превосходный набор из шести таких произведений своему «любимому другу». Музыка Гайдна также свидетельствует о влиянии его юного друга. Зрелый композитор ни в коем случае не был на своем пути; он был гибок и восприимчив к новым идеям.

В 1760-х годах слава Гайдна начала распространяться по всей Европе. Австрийские и чешские монастыри много сделали для распространения его церковной музыки, а также его симфоний, дивертисментов, сонат и концертов. Аристократические покровители в южной Германии, Италии и Австрийской империи усердно собирали его музыку, и их библиотеки в конечном итоге стали важными источниками копий его произведений.

Период с 1768 по 1774 год знаменует собой период зрелости Гайдна как композитора. Музыка написана тогда, с Stabat Mater (1767 г.) до крупномасштабного Missa Sancti Nicolai (1772 г.) было бы достаточно, чтобы поставить его в число главных композиторов той эпохи. Многие оперы, которые он написал за эти годы, во многом укрепили его собственную репутацию и репутацию двора Эстерхази. Среди других его важных произведений этого периода — струнные квартеты Opus 20, Соната для фортепиано до минор и симфонии в минорных тональностях, особенно так называемая Trauersymphonie in E Minor 9.0046, № 44 («Траурная симфония», названная так потому, что ее медленная часть, являвшаяся особой излюбленной композитором, исполнялась на панихиде по Гайдну) и «Прощальная» симфония , № 45. по причинам, не имеющим исторической основы, этот период стал известен как период Гайдна Sturm-und-Drang («буря и напряжение») в честь литературного движения, возникшего несколько позже; каким бы исторически неуместным ни был этот термин, он действительно описывает характер многих из этих работ и фактически стал обозначать напыщенный стиль, который они так часто демонстрируют.

Следующие полтора десятилетия принесли еще больше славы Гайдну. Его оперная деятельность продолжалась до 1785 года, несмотря на разрушение оперного театра Эстерхази пожаром в 1779 году. Однако его аудитория все чаще находилась за пределами двора его работодателя. В 1775 году он написал свою первую масштабную ораторию, Il ritorno di Tobia , для Общества музыкантов в Вене; по неизвестным причинам отношения между Гайдном и венскими музыкантами через несколько лет значительно охладились. Однако к началу 1780-х ситуация, казалось, значительно улучшилась, и венская фирма Artaria опубликовала шесть его квартетов Opus 33. Эти важные работы быстро установили новый стандарт для жанра, оставив многих его конкурентов на этом все более прибыльном рынке. (Моцарт был заметным исключением, но даже ему потребовалось несколько лет, чтобы закончить свой собственный сборник из шести квартетов.) В 1784 году Гайдн исправил 9 квартетов.0045 Tobia для другого венского выступления, с добавлением хоровых номеров и сокращением некоторых расширенных структур да капо, явный признак того, что он хорошо знал об изменении чувств. В середине десятилетия из Парижа также поступил заказ на сочинение ряда симфоний, и получившиеся в результате «Парижские» симфонии Гайдна стали вехой в жанре. Примерно в это же время он получил заказ на составление Семь последних слов нашего Спасителя на кресте ; для неисправимо жизнерадостного Гайдна написание семи последовательных суровых частей было особенно трудным делом, но результатом этих усилий стало одно из его самых любимых произведений.

Профессиональный успех Гайдна не имел себе равных в личной жизни. Его брак с Марией Анной Келлер в 1760 году не принес ни приятного, мирного дома, ни детей. Жена Гайдна не разбиралась в музыке и не проявляла интереса к творчеству мужа. Ее пренебрежение дошло до того, что она использовала его рукописи для прокладки сковородок или папильоток. Гайдн не был равнодушен к влечениям других женщин, и в течение многих лет у него был роман с Луиджией Полцелли, молодой итальянкой, меццо-сопрано, состоявшей на службе у принца.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и многое другое.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *