Анализ «Демон» Лермонтов — LibAid.Ru
Анализ «Демон» Лермонтов
«Демон» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
ДЕМОН — герой «восточной повести» М.Ю.Лермонтова «Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.— персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием.
В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение «изгнанника рая». Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на скитания и вечное одиночество. Д., как «дух отрицанья», «дух сомненья», наделен исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру (до опыта), а в результате опыта (познания) разрушается целостность познаваемых явлений. Как некая мировая субстанция Д. выступает источником зла, но пребывает в постоянном взаимодействии с противоположным началом. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства. В сущности, представляемое Д. зло — это месть миру за его нетождественность идеалу красоты и совершенства. Следует добавить, что Д. Лермонтова не совпадает с христианско-библейскими источниками, не равен Люциферу или Сатане. Он — индивидуальный миф русского поэта.
В основу повести легла идея о возможной перемене участи отщепенца Д. К началу действия Д. не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью сеятеля зла, он утомлен и недоволен («зло наскучило ему»). Внезапно в его душе вспыхивает любовь к земной женщине — грузинке Тамаре. Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лиц — таинственного духа и обольщаемой человеческой души. Масштаб и напряженность чувств Д. соответствуют его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой.
Характеризуя личность Д., Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование, перед которым не может устоять земная женщина. «Материализация» Д., воплощение духа в реальное существо дается в восприятии Тамары. Вопрос о реальности Д.— важнейший. Несомненно, для самого Лермонтова Д.— не призрак, не болезненная фантазия, но воплощение духа в осязаемых и видимых формах.
Д. является земной Тамаре в ночное время, в ее снах. Он соотносится со стихией воздуха и проявляется как дыхание и «голос». Внешняя характеристика Д. отсутствует. Подобно фантому сновидений, он не только бесплотен, но и промежуточен по состоянию. В восприятии Тамары «ои… похож на вечер ясный: ни день, ни ночь,— ни мрак, ни свет!». В ее видениях Д. «скользит без звука и следа», «сияет тихо, как звезда», «зовет и манит». Тамару тревожит его «волшебный голос», «чудная нежность речей». Погубив своего соперника, жениха Тамары, Д. прилетает к ней навевать «сны золотые». Его песня (колыбельная по жанру) волшебным образом освобождает Тамару от земных тревог. Д. поет о жизни «неуловимых облаков», что в небе «ходят без следа». Отсутствие цели, безвольность движения, бесслед-ность исчезновения, безучастность ко всему пребывающему в мире — такие качества «облаков» моделируют своего рода идеальную форму существования. Эта жизнь без затрат, противоположная земному бытию, вызывает грезы о невозможном покое. Д.— ночное божество, магия которого связана именно с ночным временем. В его «колыбельной» присутствует эта распространенная в романтической традиции поэтизация ночного мира: «звуков» тишины, веянья ветерка, распускания ночного цветка. Таким образом, Д. предстает демиургом утопической вселенной, которая властно притягивает Тамару звуковой гармонией, чувственно-телесными ощущениями блаженства.
В чем же демонизм (убивающее действие) «песен» Д.? Д. заражает душу Тамары тоской по тому, чего не бывает в действительности, обезволивает и внушает равнодушие ко всему земному. В его речах значительное место занимает отрицание жалкой краткой человеческой жизни, в которой невозможны «ни истинное счастье, ни долговечная красота». Отказаться от «земли», чего требует Д. от Тамары, на языке человеческих представлений означает этическое безразличие, губительное в мире людей. Д. развращает сердце Тамары новой красотой, в которой примиряются в странном единстве все оппозиции человеческого понимания мира: добро и зло, небо и ад. Смерть Тамары, которая поверила Д., проявляет до конца индивидуалистическую природу героя, сосредоточенного исключительно на своем положении и на своих страданиях. Эта смерть является одновременно разоблачением несостоятельности Д. и высшей точкой его отчаяния. Попытка героя вернуться к миру добра и красоты трагически оборвалась, и вину за неудачу Д. не может принять на себя одного.
Авторское отношение к герою сложно. С одной стороны, в произведении имеется автор-повествователь, рассказывающий «восточную легенду» из давних времен, точка зрения которого не совпадает с индивидуальными позициями героев и отличается широтой и объективностью. На разных уровнях текста осуществляется авторский комментарий судьбы Д. , в том числе на уровне сюжетной организации. Развязка романтической истории — Д. убивает Тамару своей любовью — воспринимается как форма суда над героем.
С другой стороны, Д.— глубоко интимный образ поэта. Многие страстные медитации Д. перекликаются с лирикой Лермонтова и окрашиваются непосредственной авторской интонацией. Образ такого масштаба оказался созвучным исторической судьбе молодого поколения 30-х годов, к которому принадлежал Лермонтов. В Д. отразились неприкаянность этого поколения, его философские сомнения в правильности мироустройства, его искания абсолютной свободы, глубокая тоска по утраченным идеалам. В глубинах своего духа Лермонтов угадал и пережил многие стороны зла как определенного типа мировосприятия и поведения личности. Он угадал, например, демоническую природу мятежного отношения к миру при нравственной невозможности смириться с его неполноценностью. Лермонтов угадал также демонические опасности, таящиеся в творчестве, посредством которого человек может выйти из потока всего временного, преходящего, «мелкого», заплатив за это равнодушием к реальности. До конца жизни Лермонтов не смог освободиться от власти образа Д. над собой. Д. остался тайной. По мнению большинства исследователей, писавших о «восточной повести», Д. уходит из произведения таким же непроясненным, каким входит в него.
Страницы: 1 2
1 2Следующая »
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
1. История создания произведения.
Над поэмой «Демон» М.Ю. Лермонтов работал на протяжении 10 лет: с 1829 года, когда автору было всего лишь 14 лет, по 1839 год. Всего насчитывается 8 редакций поэмы, в ходе работы менялись детали и даже полностью сюжет.
Поэма «Демон» читалась императрице Александре Федоровне, которая дала М.Ю. Лермонтову цензурное разрешение. Однако поэт не спешил публиковать поэму, так как он не хотел, чтобы она выходила частями. При жизни М.Ю. Лермонтова «Демон» так и не был опубликован. В России полностью поэма вышла лишь в 1860 году.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Лермонтовский «Демон» по жанру является поэмой, главными признаками которой являются стихотворная форма, наличие сюжета и выраженная в повествовании авторская позиция.
Если быть точнее, то «Демон» является романтической поэмой, поскольку в центре внимания находится внутренний мир персонажа-бунтаря.
Сам автор определил свое произведение как «восточную повесть», подчеркивая тем самым, что в основе поэмы лежит древняя восточная легенда.
3. Название произведения и его смысл.
М.Ю. Лермонтов называет свою поэму «Демоном», поскольку центральным персонажем всего произведения является Демон. С помощью названия автор обращает читательское внимание на внутренний мир заглавного персонажа.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в поэме «Демон» ведется от 3-го лица, образ рассказчика отсутствует.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
В поэме М.Ю. Лермонтов поднимает следующие проблемы: любви, добра и зла, бунта и наказания, гармонии с мирозданием и с самим собой, гордыни, одиночества, неудоволетворения от деятельности, конфликта мечты и реальности.
Демонстрируя противоречивый и двойственный образ Демона, М.Ю. Лермонтов выражает мысль о том, что категории добра и зла не могут существовать отдельно, друг без друга, что одна категория перетекает в другую, что в каждом человеке есть и добро, и зло.
Финал поэмы подталкивает на мысль о том, что любовь к Богу и верность ему – важный элемент обретения гармонии с окружающим миром и с самим собой.
Гордыня, стремление противостоять самому Создателю и неосознание истинной любви мешают Демону получить прощение от Бога, которое получила Тамара после раскаяния в грехе и осознания необходимости верности Богу.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Сюжет поэмы основан на библейской легенде о падшем ангеле, который был обращен в демона в наказание за то, что он восстал против самого Бога.
Долгое время будучи демоном, равнодушно и негативно относясь к окружающему миру, главный герой «вновь постигнул святыню любви, добра и красоты», почувствовав любовь к Тамаре.
Центральным в поэме является внутренний конфликт: добро и зло внутри Демона борются между собой.
Ключевыми эпизодами является гибель жениха Тамары; общение Демона с Тамарой и ее искушение, уход Тамары в монастырь, чтобы скрыться от искушения «духа лукавого». Кульминационным является эпизод поцелуя Демона и Тамары, в результате чего Тамара погибает.
В финале показано, что душа Тамары получила прощение от Бога и что она отправилась в рай, а Демон остался в одиночестве, не имея возможности попасть в рай.
7. Система образов произведения.
В поэме «Демон» насчитывается небольшое количество персонажей.
Основное внимание уделяется образу центрального персонажа Демона.
Еще одним важным образом является образ Тамары, в которую влюбляется Демон.
Второстепенными персонажами являются отец Тамары – Гудал, жених Тамары – князь Синодала, ангел, сторож монастыря, гости на брачном пире.
Внесценическим персонажем, который не появляется в повествовании как действующее лицо, является Бог, которому пытается противостоять Демон.
8. Композиция произведения.
Поэма «Демон» не имеет особых композиционных особенностей.
Повествование ведется последовательно.
В начале поэмы рассказывается о том, что Демон до бунта против Бога был ангелом, живущим в рае.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
В поэме особое внимание уделяется внутреннему миру Демона, автор использует прием психологизма.
Также М.Ю. Лермонтов использует прием антитезы, чтобы показать двойственный характер Демона, имеющего как дьявольское, так и ангельское начала. Автору было важно показать сосуществование категорий добра и зла внутри одного человека.
Важные функции выполняют описания природы Кавказа: если Демон негативно относится к природе, то автор выражает восторженное отношение к ней.
10. Отзыв о произведении.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» – величайшее произведение величайшего поэта и писателя. В нем затрагиваются многие философские вопросы, которые принято называть вечными, поэтому поэма остается актуальной по сей день, несмотря на то что с момента завершения работы над ней прошло более 150 лет.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Анализ демонов — eNotes.com
Выберите раздел сайта для поискаИскать на этом сайте
Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Задайте вопросНачать бесплатную пробную версию
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой ДелитьсяПоследнее обновление: 28 мая 2020 г., редакция eNotes. Количество слов: 430
« Демон » Михаила Лермонтова, как полагают, был вдохновлен жизнью Лермонтова, а характер Демона отражает многие аспекты эмоционального и психологического состояния поэта. Склонность Лермонтова наполнять свои произведения событиями и переживаниями собственной жизни хорошо задокументирована литературными критиками, причем даже самые ранние его произведения, такие как драма «Мужчины и судьбы», явились явной данью семейному конфликту, из-за которого он жизнь характеризовалась.
Лермонтов запомнился сокурсникам во время учебы в Московском университете как сноб и отстраненный, но также отмечается, что он имел склонность вмешиваться в такие неприятности, как исключение студентами скандального профессора Малова в 1831 год. Такие характеристики ясно прослеживаются в фигуре Демона, который, изолированный и исключенный из-за своего соучастия в восстании Люцифера, посвящает свое время тому, чтобы портить, разрушать и вообще доставлять неудобства как людям, так и ангелам.
Несмотря на то, что он одинок, демон изображается могущественным, как в его способности совершать сверхъестественные злодеяния, так и в его красноречии при соблазнении принцессы. Такое представление согласуется с представлением Лермонтова о себе как о харизматике, обладающем острым умом и даром слова, впечатление, которое часто подтверждалось отзывами тех, с кем он общался.
Например, Николай Мартынов, его бывший друг и в конечном итоге убийца, описал его какнастолько далеко впереди всех, что не с чем сравнивать.
Романтические чувства Демона к Тамаре, похоже, также отражают предпочтения поэта. «Демон » можно рассматривать как дань уважения тому, что обычно считается первой любовью Лермонтова, его безответной привязанности к девушке в детстве. Такая интерпретация поддерживается его преувеличением невинности и юношеской привлекательности Тамары, а также тем, что она в конечном итоге находится вне досягаемости Демона. Лермонтова от первой любви удерживает преграда между прошлым и настоящим, как Демона удерживает от Тамары преграда между смертностью и бессмертием.
Подобно Демону, Лермонтов был странником как в физическом смысле, объезжая большую часть России за свою жизнь, так и в романтическом, поскольку он знал много близких отношений в течение своей жизни и находил большинство из них так или иначе неудовлетворенными.
Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Демон — Анализ» Публикация электронных заметок Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc. eNotes.com 6 апреля 2023 г.
Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.
- Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
- Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
См. eNotes без рекламы
Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.
Получите 48 часов бесплатного доступаПредыдущий
символов
Следующий
Цитаты
Исследовать учебные пособия
Дом с привидениями
Вирджиния Вульф
Сколько земли нужно человеку?
Льва Толстого
Просто намыльте, вот и все
Эрнандо Теллез
Леди или Тигр?
Фрэнсис Ричард Стоктон
Прыжок
Луизы Эрдрич
Человек, посылающий дождевые облака
Лесли Мармон Силко
Кусок нити
Ги де Мопассан
Выкуп Красного Вождя
О. Генри
Солдатский дом
Эрнест Хемингуэй
Блюз Сонни
Джеймс Болдуин
Резюме демона — eNotes.com
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой ДелитьсяПоследнее обновление: 28 мая 2020 г., редакция eNotes. Количество слов: 675
Будучи изгнанным с небес, Демон наблюдает за своим земным предназначением и размышляет о многих неудовлетворенных годах, которые его ждут. Во время своего падения на землю Демон преисполняется презрением при виде прекрасного божьего творения.
Внезапно Демон замечает Тамару, прекрасную юную дочь принца Гудала, в одном из замков среди гор. Замок оживает звуками веселья, потому что отец Тамары устраивает для нее свадебный пир. Тамара берет бубен и весело танцует по крыше среди гостей, раскрывая свою живую натуру. Говорящий замечает, что ни одна женщина не может сравниться с красотой Тамары, и что если Демон заметил ее, то отвернулся.
Однако в следующей части поэмы говорящий говорит, что Демон действительно увидел Тамару и был мгновенно поражен. Ее красота пробуждает в его сердце чувство волнения и надежды впервые с тех пор, как он был изгнан из рая.
Тем временем жених Тамары едет со своим караваном в замок Гудала. Демон очаровывает красивого молодого принца мыслями о заключении его предстоящей свадьбы, которые отвлекают мужчину от просьб о защите святого во время его путешествия. В результате на группу нападает лев, убивая всех мужчин и принца. Лошадь принца бешено мчится к замку Гудала, а на ее спине все еще сидит бездыханное тело принца. Подойдя к воротам замка, конь падает. Тамара опустошена при виде своего мертвого будущего мужа и уходит в спальню, чтобы поплакать. Находясь в своей траурной комнате, Тамара слышит шепот, умоляющий ее перестать плакать. Не в силах уснуть, Тамара видит, что голос принадлежит таинственному духу, и не может определить, добрый он или злой.
Тамара глубоко потрясена смертью жениха и клянется, что больше никогда не будет любить. Она говорит, что ее каждую ночь мучает шепот какой-то странной силы, не в силах даже молиться. Она умоляет отправить ее в монастырь и запереть от мира.
Тамара отправлена в монастырь по просьбе. Однако Тамару по-прежнему преследует тот же дух, который манит ее пойти с ним. Каждую ночь Тамара лежит у распятия, но не может поколебать «огонь» внутри себя, который, кажется, искушает ее ко греху.
Однажды ночью Демон отправляется в монастырь и находит ангела-хранителя Тамары, наблюдающего за ней. Демон чуть не уходит навсегда, сочувствуя отчаянному состоянию Тамары, но, услышав ее пение, проливает первую в жизни смертную слезу. В этот момент Демон изгоняет ангела-хранителя и требует Тамару для себя.
После этого Демон открывается Тамаре, заявляя о своей вечной любви к ней. Он раскрывает свою личность как злой дух, но клянется отказаться от своих путей, если она присягнет ему. В замешательстве Тамара обращается к Иисусу, прежде чем спросить, почему Демон так предан ей.
Чтобы объяснить себя, Демон рассказывает о своих безграничных страданиях как о бессмертном духе, которому поручено уничтожать человеческие души. Хотя Тамара ужасается его злодеяниям, ее одолевает жалость к печали Демона. Он объясняет, что если она решит полюбить его, он пожертвует своим бессмертием и даст ей все, что ее сердце пожелает. Тамара уступает Демону, и они обнимаются и целуются. Ночной сторож, обходящий монастырь, слышит звук поцелуев и избегает комнаты Тамары.
На следующее утро Тамару находят мертвой. Она похоронена с большой помпой и пышностью на семейном участке, расположенном на вершине горы в трех днях пути от замка Гудала. На месте захоронения появляются и ангел-хранитель, и Демон.
Поэма заканчивается размышлениями о том, как легенда о Тамаре и ее демоническом возлюбленном была утеряна для истории, однако паломники до сих пор приходят в часовню на вершине горы, где покоятся ее кости.
Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Демон — Краткое изложение» eNotes Publishing Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc. eNotes.com 6 апреля 2023 г.
Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.
- Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
- Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.