Комедия аристофана: Комедии Аристофана — Русская историческая библиотека

Что смешного в «Лягушках» Аристофана • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЧто такое Древняя ГрецияЛекцииМатериалы

Содержание третьей лекции из курса Николая Гринцера «Театр Древней Греции»

Поговорим про одну конкретную комедию, чтобы смешное так или иначе проявилось в конкретном тексте. Это комедия «Лягушки», одна из самых знаменитых комедий Аристофана.

Знаменита она, в частности, потому, что это редчайший случай, когда одна и та же комедия ставилась два раза. Не следует забывать, что все великие произведения античной литературы, которые читают уже две с половиной тысячи лет, вообще-то предназначались для однократной постановки: они происходили здесь и сейчас. Это касается и трагедий, и, в первую очередь, комедий. А комедия «Лягушки» ставилась два раза — потому что первый раз она была поставлена с таким невероятным успехом, что сам город решил поставить ее еще раз, причем очень быстро.

Второй раз ее поставили чуть ли не в том же году или на следующий год на другом празднике.

Почему? Прежде всего, как обычно считается, благодаря ее политическому сообщению: комедия не только смешила, но и несла некоторые политические идеи. Аристофан пишет ее в 405 году до нашей эры. Это конец Пелопонесской войны между Афинами и Спартой, которую Афины все время проигрывали, но незадолго перед постановкой этой комедии одержали морскую победу — и появились некоторые надежды на успех.

Именно с этим связано важное политическое сообщение комедии. По тексту бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вернуть в город трагика: все великие трагики умерли, а чтобы город победил в войне, нужен великий поэт. В подземном царстве соперничают два великих трагика — Эсхил и Еврипид, и выбор определяется тем, кто из них даст лучший совет городу. И хотя Дионис изначально отправился в подземное царство за Еврипидом, обратно он приводит Эсхила, потому что тот дает самый замечательный совет: с одной стороны, вернуть изгнанников в город, а с другой — уповать на флот.

Это вызывает большое одобрение в обществе, и нам объясняют, что именно политическая составляющая комедии является залогом ее успеха. Парадокс, правда, заключается в том, что второй раз эта комедия, главная идея которой — уповать на флот, была поставлена, по всей видимости, после того, как афин­ский флот потерпел сокрушительное поражение в битве при Эгоспотамах, после чего Пелопонесская война закончилась. Политическая идея комедии оказалась абсолютно неправильной — и тем не менее пьеса ставится второй раз. Этого никто никак не может объяснить.

Одно из возможных объяснений заключается в том, что эта политическая идея правильная, потому что она соответствует тому, что думает народ. И ее окон­чательная неправильность не является упреком комедии. В комедии все было сказано хорошо, а то, что получилось на деле, — ну, не получилось. К комедии это не имеет прямого отношения. Политика в комедии присутствует, но, по всей видимости, главное — не само ее наличие, а то, как она вплетена в общую структуру.

Оказывается, что политическое содержание имело сиюминутный смысл, но «Лягушки» ценны для нас и, судя по этой второй постановке, для афинской аудитории не только и не столько этим.

Чем же? По всей видимости, тем, что в этом произведении разные уровни, разные смыслы комедии были сплетены, быть может, самым замечательным образом. И это как раз к вопросу о том, над чем смеялись и как смеялись в афинской комедии.

Смеяться зритель начинал, прямо когда герои выходили на сцену. В первой сцене бог Дионис появляется вместе со своим рабом и они разговаривают друг с другом. Раб говорит Дионису: «Вот шуточка отличная!» Дионис отвечает: «Скажи смелей! Не говори лишь одного». — «Чего еще?» — «Что, но́шу перекладывая, треснешь ты». — «А это: издыхаю я под тяжестью. Снимите, а не то в штаны…» — «Прошу тебя, не продолжай! Давно уже тошнит меня».

С нашей точки зрения, это что-то странное. Афинские же зрители, по всей видимости, в этот момент заливались смехом: здесь содержится намек на традиционную для начала комедии сцену, когда появляется раб, который что-то тащит и говорит, как ему плохо, плачет, даже исполняет жалобную песнь. Соответственно, существуют слова, которые обязательно надо в этой сцене употреблять.

Аристофан запрещает рабу это говорить, потому что он — Аристофан, это не простая комедия. Тем не менее раб, как вы понимаете, все равно это произносит. И все страшно довольны. Это означает, что в комедии существовали узнаваемые сцены, в которых зритель заранее знал, что здесь надо смеяться, — почти как если бы поднимали табличку со словом «Смех». В дальнейшем комедия будет развиваться именно по этим сценам — сюжет и все сцены уже начиная с IV века до нашей эры будут стандартными. И все равно все будут смеяться — смеяться узнаванию смешного. И это уже само по себе интересно и показательно.

Дальше комедия идет своим чередом, и всю ее первую часть бог Дионис предстает чрезвычайно трусливым, постоянно врущим безобразным богом. В конце же он судит о том, кто лучший трагический поэт. Замечательно, что вопрос о том, кто лучший поэт трагедии, решает бог в комической ипостаси, бог как комический актер. Оказывается, что комичный бог — это то, каким он и должен быть.

Эта комедия уникальна еще и потому, что в ней два хора. Название «Лягушки» — это название одного из них. Дионис переправляется в царство мертвых, как и положено, в лодке Харона по страшной реке Стикс, которая в комедии превращается в болото или в озеро, и в нем квакают лягушки. Это замечательное сценическое действо: квакал красивый хор, видимо, выряженный в лягушек. Благодаря этому мы примерно знаем, как, с точки зрения греков, квакали лягушки. Это кваканье изображается как поэтическая песнь, и оно тоже чрезвычайно смешное.

До своего путешествия в подземное царство Дионис встречается с другим хором — хором мистов, людей, посвященных в афинский культ Элевсинских мистерий, праздника в честь Деметры и Персефоны — богинь плодородия — и Диониса. Этот хор мистов тоже присутствует на сцене.

Вообще, одна из главных проблем с интерпретацией этой комедии — было там фактически два хора или один? То есть были ли там разные актеры в разных костюмах или одни и те же актеры переодевались за сценой? Это вопрос не только сценографический, но и экономический, потому что два хора тренировать было очень дорого, и в конце Пелопонесской войны на это, по всей видимости, не было денег.

Элевсинские мистерии — это тайный культ Афин, который нельзя было разглашать. Обвинение в разглашении культа Элевсинских мистерий было одним из самых страшных, наряду с изменой родине. Оно предъявлялось многим известным людям. И тем не менее этот неразглашаемый культ присутствует на сцене, причем в самом комическом образе. Например, говорится, что хористы одеты в чрезвычайную рванину, и это всячески обыгрывается. С одной стороны, это просто смешно. С другой стороны — это один из способов решения экономической проблемы: просто у них были плохие, дешевые костюмы. И с третьей стороны — это шутка над тем, что в действительности одежды, в которых посвящались в Элевсинские мистерии, потом надо было носить, не снимая. Говорили, что люди посвящались в самой рванине, чтобы она поскорее пришла в полную негодность — и ее все-таки можно было снять. То есть это шутки над самым святым — что само по себе чрезвычайно показательно. Кроме того, это еще и радость узнавания самого тайного, в том числе и в смешной форме.

Ну и наконец, это комедия литературная. Она говорит о статусе, который литература имела в Афинах: для спасения города нужен поэт. Вся вторая часть комедии — это соревнование между Эсхилом и Еврипидом. В ходе соревно­вания видно, что Еврипид как поэт гораздо лучше. Но он проигрывает. И это замечательно сделано комедийно, чисто технически: на сцену вывозятся огромные весы, на которых взвешиваются стихи. Это одновременно пародия на один из самых важных текстов, на «Илиаду» Гомера, в которой взвеши­вается жребий героев, в частности Ахилла и Гектора. Тот герой, чей жребий перевесил, погибает. В комедии все наоборот: чьи стихи перевесили, то есть чья чаша пошла вниз, тот и побеждает. Вниз идут стихи Эсхила. Почему? Потому что у Еврипида легкие, изящные стихи, а Эсхил пишет про серьезное, и поэтому его стихи тяжелее. То есть получается, что поэт-то он хуже, но пишет про серьезное, а раз нам нужно про серьезное, выигрывает он — а не Еврипид, которого так любит Дионис. Все снова переворачивается с ног на голову.

Главная сцена, которая всех чрезвычайно занимает, для нас, может быть, не до конца понятна, зато является замечательной демонстрацией всего механизма комедии. В ней Еврипид читает свои стихи, а Эсхил все время туда вставляет фразу «Потерял бутылочку».

Ну, например: «Эней однажды, сноп колосьев жертвенных c земли поднявши…» — читает Еврипид. И Эсхил добавляет: «Потерял бутылочку». Фраза становится идиотической. И таких фраз там очень много.

В чем смысл? Самое простое объяснение — что у Еврипида однообразные стихи, в которые всюду можно поставить «Потерял бутылочку». Это, безусловно, правда. Замечательно, что Дионис прерывает процесс, когда Еврипид наконец читает стихи, в которые невозможно вставить «Потерял бутылочку». Дионис говорит Еврипиду: остановись, потому что Эсхил снова скажет: «Потерял бутылочку».

С другой стороны, бутылочка носит очевидный сексуальный, даже похабный характер, потому что это не просто бутылочка, а лекиф — такой сосудик с узким горлышком и широким туловищем. Это обсценный символ: «потерял бутылочку» означает «потерял мужскую силу». Это страшно смешно. И одновременно оказывается, что Еврипид лишается самого главного, что есть в комедии, — силы плодородия и потому проигрывает.

Наконец, из того, как дальше обыгрывался этот литературный текст, мы узнаем про третье измерение этой шутки. Эта бутылочка, такая дутая, большая, пухлая, означала возвышенный, раздутый стиль (в хорошем смысле слова). Благодаря этому стилю побеждает Эсхил, потому что сейчас нужна возвышенность и раздутость.

Тем самым оказывается, что даже одно слово в комедии несет сразу несколько смыслов. Смысл сексуальный, исконный для комедии; смысл буквального, нарочитого юмора; смысл литературный; смысл игровой — и одновременно яркий, наглядный, чисто сценический образ, потому что бутылочка, возможно, в этой сцене физически присутствовала, Эсхил ее отбрасывал.

Вот в этом соединении в одном слове различных уровней — от политического до религиозного, комического, поэтического, сексуального — и есть главный смысл смеха античной комедии.

Туппи тос и румоли пулакчи: что вы знаете об одежде бухарских евреев?

Что такое каллапуш и кулох? Из чего шили чакман? Как носили серьгу арабак? Разбираемся в новом тесте, который мы подготовили вместе с Еврейским музеем и Всемирным конгрессом бухарских евреев к выставке «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

15 минут

1/6

Как устроена греческая комедия

Почему ругать людей хорошо, кто платил за постановки и что происходило на сцене во время комедии

Читает Николай Гринцер

Почему ругать людей хорошо, кто платил за постановки и что происходило на сцене во время комедии

17 минут

2/6

Над кем смеется греческая комедия

Почему комедиографы не боялись высмеивать политиков, что смешного в Дионисе и зачем Аристофан потешался над своим другом Сократом

Читает Николай Гринцер

Почему комедиографы не боялись высмеивать политиков, что смешного в Дионисе и зачем Аристофан потешался над своим другом Сократом

16 минут

3/6

Что смешного в «Лягушках» Аристофана

Кваканье лягушек, лохмотья участников тайного культа, «потерял бутылочку» и другие шутки на все времена

Читает Николай Гринцер

Кваканье лягушек, лохмотья участников тайного культа, «потерял бутылочку» и другие шутки на все времена

16 минут

4/6

Как устроена греческая трагедия

Откуда взялась трагедия, как выглядели трагические состязания, кто платил за постановки, а также при чем тут козел

Читает Николай Гринцер

Откуда взялась трагедия, как выглядели трагические состязания, кто платил за постановки, а также при чем тут козел

17 минут

5/6

Почему на трагедии не надо плакать

Детектив, в котором все заранее знают убийцу, трагедии, которые хорошо заканчиваются, и театр как обучение демократии

Читает Николай Гринцер

Детектив, в котором все заранее знают убийцу, трагедии, которые хорошо заканчиваются, и театр как обучение демократии

16 минут

6/6

Главная греческая трагедия

Преступником или спасителем города был царь Эдип, что с ним на самом деле произошло и почему сочинение Софокла не очень понравилось афинянам

Читает Николай Гринцер

Преступником или спасителем города был царь Эдип, что с ним на самом деле произошло и почему сочинение Софокла не очень понравилось афинянам

Материалы

Древняя Греция за 18 минут

Раскладываем всё по полочкам в одном коротком видео

Словарь древнегреческой культуры

58 важных слов, которые помогут понять древних греков

Хорошо ли вы знаете греческую мифологию?

Что происходило с древнегреческими богами, героями и чудовищами

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

7 мифов об античности

Ящик Пандоры, 300 спартанцев, белый Парфенон и другие заблуждения

5 книг о древних греках

Что читать, чтобы понять античного человека

Николай Гринцер: «Если латынь — это игра в шахматы, то греческий — игра в карты»

Как найти античность в Москве

Экскурсия историка Античности Сергея Карпюка

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Над кем смеется греческая комедия • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЧто такое Древняя ГрецияЛекцииМатериалы

Содержание второй лекции из курса Николая Гринцера «Театр Древней Греции»

Античная комедия смеялась над разным. И прежде всего над современным, то есть над политиками. Комедия V века до нашей эры, то есть комедия демократических Афин, — это политическая комедия. В дальнейшем постепенно, как это часто бывает, политика из комедии уходит. Но в V веке это чуть ли не главное, что бросается в глаза.

Парадокс заключается в том, что мы воспринимаем это как сатиру: народу всегда приятно посмеяться над властью. Это правда. Но заметим, что этот смех — особый: это смех над властью в присутствии власти. На всех праздниках, где представлялась комедия, первые люди города обязаны были присутствовать, потому что это были важнейшие торжества — ну, как праздник 7 Ноября или 1 Мая, когда первые лица города должны сидеть в президиуме, в первых рядах. И, сидя в этом самом президиуме, они слышат, как их ругают. А комедия всегда ругает первых лиц — по всей видимости, вне зависимости от того, как конкретный автор к ним относился. 

Про Аристофана постоянно говорят, что он был очень консервативен и очень не любил демократическое устройство государства, потому что ругал всех лидеров демократии: сначала Перикла, а после того, как он умер, — всех, кто пришел ему на смену.

В действительности тут есть некоторый парадокс. Политиком, которого особенно любил ругать Аристофан, был некий Клеон, который, кстати, главным образом благодаря Аристофану дошел до нас в столь живом и непосредствен­ном виде. Это был известный оратор, политический деятель, пользовавшийся огромной популярностью в Афинах. И вот он сидит в первых рядах (не бук­вально, потому что это не совсем верно с точки зрения античного театра), и Аристофан со сцены устами своих актеров рассказывает, что он вор, взя­точник, прелюбодей, лжец и прочее и прочее. Как это могло происходить — для нас некоторая загадка. Представим себе, например, передачу «Куклы» в 1990-е годы, только президент страны сидит прямо в студии и на все это смотрит. Но это не означает, что Аристофан плохо относился к Клеону, и тем более не означает, что Аристофан следовал мнению народа, который не любил Клеона. Я сейчас объясню почему.

Есть комедия, в которой Аристофан кроет Клеона последними словами. Эта комедия выигрывает первый приз. Казалось бы, совершенно понятно, что народу просто нравится, что ругают первое лицо. Но замечательно, что этот же народ, после того как он сам присудил победу этой комедии, с огромным перевесом выбирает Клеона первым стратегом. Оказывается, что народ страшно любит Клеона — и одновременно любит, чтобы его ругали.

Комедия основана на очень древнем представлении о том, что людей надо ругать. Соответственно, в городе надо ругать тех, кто за него отвечает, тогда городу будет хорошо.  

Это, кстати, не означает, что сам Клеон хорошо относился к тому, что его ругают со сцены. Он, конечно, понимал, что так положено, но ему все равно было неприятно. Мы это знаем, потому что в какой-то момент Клеон выразил свое неодобрение демократическим способом, а именно подал на Аристофана в суд. Причем замечательна его аргументация: он подает в суд, потому что Аристофан представил его таким, каким он его представляет — лжецом, прелюбодеем, взяточником, вором и вообще редкостным мерзавцем (а надо сказать, что герои комедии по большей части мерзавцы), на празднике, где были не только афиняне, но и приезжие союзники Афин. И у союзников Афин может создаться превратное впечатление о том, как в Афинах обстоят дела. Значит, если бы там были только афиняне, можно было бы ругать последними словами, а при союзниках нельзя. Суд был, и замечательно постановление этого суда: можно ругать и при союзниках. Клеон проиграл процесс. Ему ничего не оставалось, кроме как поступить уже не совсем демокра­тическим способом: как сообщают нам некоторые комментарии, он решил просто Аристофана побить, и то ли побил сам, то ли нанял кого-то. Так или иначе, в следующей своей комедии Аристофан рассказывал про то, что вот, он на меня в суд подавал, а сейчас мы на празднике, где иностранцев нет, и вот уж сейчас я про него расскажу все как есть.

Так устроена политическая составляющая комедии. И это действительно чрезвычайно интересно. С одной стороны, это нормальная сатира, которая не нравится тем, кто становится ее объектом. С другой стороны, это неотъ­емлемая часть политической жизни города, для нас не очень понятная. В частности, нам трудно понять, что ругают далеко не тех, кого не любят.

Это становится еще более очевидно, когда в комедии на сцене появляются боги.

На празднике в честь Диониса, то есть на религиозном празднике, тот же Дионис и другие боги довольно часто представлены весьма непотребным образом, как и положено представлять персонажей комедии. 

Например, у Аристофана есть комедия «Птицы», суть которой заключается в том, что два довольно больших проходимца, убежавших из Афин, приходят в мир птиц и вместе с птицами строят некий идеальный город, который перекрывает пространство между небом и землей. В результате к богам перестает поступать дым от жертвенных костров. Согласно архаическим представлениям, дым от жертвенных костров — это то, чем боги кормятся. Иными словами, полу­чается блокада. Тогда боги приходят к птицам на поклон и просят поесть. Им дают, и в результате один из этих проходимцев, который теперь является царем птиц, становится царем Олимпа.

Во-первых, на сцене показывается, что низвергаются привычные боги, Зевс уступает место проходимцу. Во-вторых, например, Геракл, чей офици­альный культ в этот момент установлен в Афинах, представлен как страш­ный обжора, которого надо только накормить — и он сразу сдаст все боже­ственные привилегии. Одновременно по сцене бегает хитрован Прометей  Прометей — двоюродный брат Зевса, по некоторым версиям создатель рода людей и их защитник. В частности, похитил у богов огонь и дал его людям, научил их строить дома и корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, писать, читать, считать, приносить жертвы богам и гадать. , который, как ему и положено, доносит на богов и переметывается на сторону людей. И все это смотрят во время религиозного праздника — причем смотрят те самые люди, которые в Афинах нередко участвуют в процессах по поводу, так скажем, религиозных преступлений.

Оказывается, в комедии это тоже можно. Можно представлять Диониса как труса, хвастуна и, в общем, идиота. Постоянно обыгрывается, что он не свой, не греческий бог, а восточный. В «Лягушках» Аристофана Дионис идет в подземное царство и перед этим переодевается в Геракла — потому что Геракл, согласно мифу, там уже был. По дороге Дионис заходит к Гераклу узнать, как ходят в подземное царство, где там правильные трактиры и бордели и как вообще там надо передвигаться. Геракл при виде Диониса начинает страшно смеяться и говорит: «Что это за львиная шкура, надетая на…» — это слово сложно перевести. Традиционное одеяние Диониса — это такая женская ночная рубашка, длинное платье желтого цвета, которое мужчины вообще не носят; как мы бы сейчас сказали, что-то вроде сарафанчика. Женоподобное мужское божество, надевшее львиную шкуру, — это страшно смешно, и Гераклу, и всей публике. Почему? Потому что Дионис — божество, пришедшее с Востока. А согласно традици­онному представлению афинян, на Востоке всё не как у людей. Там женщины ведут себя как мужчины, а мужчины страшно женоподобные и трусливые — в отличие от нас, замечательных афинян.

Таким предстает в комедии Дионис. Повторяю, это происходит на празднике в честь Диониса, то есть, согласно религиозным представлениям, Дионис там тоже присутствует: точно так же, как Клеон, сидит и слушает, как его поносят. И это опять-таки смешно.

Эта важнейшая составляющая смеха как некоторой неотъемлемой оборотной части жизни проявляется в том числе в жизни религиозной. И оказывается, что то, что категорически запрещено во всех остальных сферах, внутри комедии совершенно естественно.

Комедия смеется над политиками типа Перикла или Клеона, комедия смеется над богами —  Дионисом или даже Зевсом, и, помимо них, комедия смеется, как мы бы сейчас сказали, над интеллектуалами, потому что они тоже играют важнейшую роль: в Афинах все знают умных людей.  И если ныне в Афинах умнейшим человеком является Сократ, то осмеивать будут Сократа. Этому Аристофан посвящает специальную комедию под названием «Облака».

В этой комедии, как все признают, Сократ выведен абсолютно не таким, каким он вроде бы был на самом деле. Ему приписаны мнения, которые совершенно ему не свойственны. Это философ, который говорит о непонятном и очень непо­нятном и, как и всякий интеллектуал, дурит людей. Соответственно, одна из обычных интерпретаций заключается в том, что Аристофан, выразитель афинского консервативного, так скажем, среднего класса или даже ниже, не любил высокоумных людей и издевался над Сократом и над многими другими интеллектуалами, придерживавшимися разнообразных философских взглядов.

Но при этом мы знаем, что Аристофан дружил с Сократом, присутствовал на его беседах и участвовал в них. И уж никак не мог не знать, что Сократ говорил или не говорил.  То есть оказывается, что он смеется если не над самым важным, что есть в городе, то над самым дорогим. И Сократ самим фактом того, что его осмеивают, получает определенный вес.

Другой любимый адресат Аристофановой сатиры — Еврипид, над которым он тоже бесконечно смеется как над первым трагиком Афин. В тот момент никто не сомневается, что Еврипид — это первый поэт, и комедия «Лягушки», посвященная, в частности, осмеянию Еврипида, осмеивает в том числе и первого поэта.

Иными словами, античная комедия смеется над самым существенным. Самое существенное даже получает дополнительную важность благодаря тому, что над ним смеются. Это тоже некоторый парадокс: все, что говорят герои античной комедии, направлено на то, чтобы вызвать смех по отношению к ним самим, в том числе и для того, чтобы лишний раз показать, насколько они важны.

В начале комедии «Облака» Сократ появляется перед лицом героя, который пришел к нему учиться, как-то сверху — по всей видимости, так же, как боги в древнегреческой трагедии появлялись на так называемой машине, то есть на кране, подвешенном вверху. И в ответ на вопрос «Чем ты занимаешься?» Сократ произносит загадочную фразу: «Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил». Это изображение философа, человека не от мира сего. 

Кончается комедия тем, что тот самый герой, который в начале явился к Сократу, приходит в ужас от его учения, залезает на школу, в которой Сократ преподает и которая именуется «мыслильней», и поджигает ее. Поджигает ее сверху, то есть теперь он сидит на этом кране, как бог, и Сократ снизу ему говорит: «Что ты делаешь?» И естественно, герой комедии отвечает: «Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил».

Это одновременно и картина низвергнутого философа, и картина обычного человека, зрителя, поднятого до уровня философа и бога, пусть и в некотором перевернутом мире, и шутка над современной интеллектуальной жизнью, и замечательный литературный прием. Заметьте, тем самым вся комедия замыкается в некоторые общие рамки, в том числе и чисто сценографические: тот, кто был вначале вверху, оказывается внизу, а тот, кто был внизу, поднимается наверх.  При этом «Облака» — комедия абсурдная, потому что финал заключается еще и в том, что человек поджигает здание, находясь на его крыше.

В итоге появляется абсолютно перевернутая картина мира. Тем не менее внутри этой картины важнейшие места занимают те люди и боги, которые занимают эти важнейшие места в повседневной жизни.

Комедия — это способ все время думать о том, что происходит здесь и сейчас, но благодаря этим многослойным смыслам то, что происходило здесь и сейчас в Афинах V века, остается в дальнейшей судьбе литературы и куль­туры.  

Туппи тос и румоли пулакчи: что вы знаете об одежде бухарских евреев?

Что такое каллапуш и кулох? Из чего шили чакман? Как носили серьгу арабак? Разбираемся в новом тесте, который мы подготовили вместе с Еврейским музеем и Всемирным конгрессом бухарских евреев к выставке «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

15 минут

1/6

Как устроена греческая комедия

Почему ругать людей хорошо, кто платил за постановки и что происходило на сцене во время комедии

Читает Николай Гринцер

Почему ругать людей хорошо, кто платил за постановки и что происходило на сцене во время комедии

17 минут

2/6

Над кем смеется греческая комедия

Почему комедиографы не боялись высмеивать политиков, что смешного в Дионисе и зачем Аристофан потешался над своим другом Сократом

Читает Николай Гринцер

Почему комедиографы не боялись высмеивать политиков, что смешного в Дионисе и зачем Аристофан потешался над своим другом Сократом

16 минут

3/6

Что смешного в «Лягушках» Аристофана

Кваканье лягушек, лохмотья участников тайного культа, «потерял бутылочку» и другие шутки на все времена

Читает Николай Гринцер

Кваканье лягушек, лохмотья участников тайного культа, «потерял бутылочку» и другие шутки на все времена

16 минут

4/6

Как устроена греческая трагедия

Откуда взялась трагедия, как выглядели трагические состязания, кто платил за постановки, а также при чем тут козел

Читает Николай Гринцер

Откуда взялась трагедия, как выглядели трагические состязания, кто платил за постановки, а также при чем тут козел

17 минут

5/6

Почему на трагедии не надо плакать

Детектив, в котором все заранее знают убийцу, трагедии, которые хорошо заканчиваются, и театр как обучение демократии

Читает Николай Гринцер

Детектив, в котором все заранее знают убийцу, трагедии, которые хорошо заканчиваются, и театр как обучение демократии

16 минут

6/6

Главная греческая трагедия

Преступником или спасителем города был царь Эдип, что с ним на самом деле произошло и почему сочинение Софокла не очень понравилось афинянам

Читает Николай Гринцер

Преступником или спасителем города был царь Эдип, что с ним на самом деле произошло и почему сочинение Софокла не очень понравилось афинянам

Материалы

Древняя Греция за 18 минут

Раскладываем всё по полочкам в одном коротком видео

Словарь древнегреческой культуры

58 важных слов, которые помогут понять древних греков

Хорошо ли вы знаете греческую мифологию?

Что происходило с древнегреческими богами, героями и чудовищами

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

7 мифов об античности

Ящик Пандоры, 300 спартанцев, белый Парфенон и другие заблуждения

5 книг о древних греках

Что читать, чтобы понять античного человека

Николай Гринцер: «Если латынь — это игра в шахматы, то греческий — игра в карты»

Как найти античность в Москве

Экскурсия историка Античности Сергея Карпюка

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Аристофан | Биография, пьесы и факты

Аристофан

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
около 450 г. до н.э. древняя Греция
Умер:
ок. 388 г. до н.э.
г.
Известные работы:
«Ахарнийцы» «Птицы» «Облака» «Лягушки» «Лисистрата» «Мир» «Вавилоняне» «Банкетеры» «Осы» «Женщины в Экклесии» «Женщины в Фесмофории»
Механизм/стиль:
Средняя комедия Старая комедия

Просмотреть весь связанный контент →

Аристофан (род. ок. 450 г. до н. э. — умер ок. 388 г. до н. э.), величайший представитель древнегреческой комедии, произведения которого сохранились в наибольшем количестве. Он единственный дошедший до нас представитель Старой комедии, т. е. фазы комической драматургии ( с. 9).V век до н. Но Аристофан принадлежит к концу этой фазы, и действительно, его последняя дошедшая до нас пьеса, в которой вообще нет хорового элемента, вполне может считаться единственным дошедшим до нас образцом недолговечной Средней комедии, которая до конца IV век до н. э., в свою очередь, должен был быть вытеснен более мягкой и реалистичной социальной сатирой Новой комедии.

Жизнь и карьера

О жизни Аристофана известно немного, и большинство известных фактов получено из ссылок в его собственных пьесах. Он был афинским гражданином, принадлежащим к клану по имени Пандионис, но фактическое место его рождения неизвестно. (Тот факт, что он или его отец, Филипп, владел недвижимостью на острове Эгина, мог быть причиной обвинений его сограждан в том, что он не был афинянином по происхождению.) Он начал свою драматическую карьеру в 427 г. до н. э. с пьесы , Daitaleis ( The Banqueters ), который, судя по сохранившимся фрагментам, был сатирой на образовательные и моральные теории его современников. Считается, что всего он написал около 40 пьес. Большая часть его работ посвящена общественной, литературной и философской жизни самих Афин, а также темам, спровоцированным Пелопоннесской войной (431–404 гг. до н. э.). Эта война была, по сути, конфликтом между империалистическими Афинами и консервативной Спартой, и поэтому долгое время была доминирующим вопросом в афинской политике. Аристофан был противником более или менее воинственных государственных деятелей, которые контролировали правительство Афин на протяжении большей части его зрелости, и он дожил до возрождения Афин после поражения от Спарты.

Драматические и литературные достижения

Репутация Аристофана выдержала испытание временем; его пьесы до сих пор часто публикуются и производятся в многочисленных переводах, которым удается с разной степенью успеха передать аромат аристофановских каламбуров, острот и злободневных аллюзий. Но нелегко сказать, почему его комедии до сих пор нравятся зрителям спустя более двух тысячелетий после того, как они были написаны. Что касается построения сюжета, то комедии Аристофана часто скомпонованы небрежно, полны до странности непоследовательных эпизодов и нередко вырождаются в конце в серию разрозненных и шумных эпизодов. Величие Аристофана заключается в остроумии его диалога; в его обычно добродушной, хотя иногда и злобной сатире; в блеске его пародии, особенно когда он высмеивает противоречивого трагика Еврипида; в изобретательности и изобретательности, если не сказать смехотворной нелепости, его комических сцен, рожденных фантазией; в своеобразном очаровании его хоровых песен, свежесть которых еще можно передать на других языках, кроме греческого; и в распутной откровенности многих сцен и аллюзий в его комедиях.

Пьесы

Вавилоняне

Эта комедия, дошедшая до нас лишь фрагментами, была поставлена ​​на празднике Великих Дионисий. На фестивале присутствовали делегаты городов-государств, которые теоретически были «союзниками», но на практике были сателлитами Афин. Потому что вавилонян (426 г. до н. э.; греч. Babylōnioi ) не только яростно атаковали Клеона, демагога, находившегося тогда у власти в Афинах, но и представили «союзников» как рабов афинского Демоса (олицетворение афинского гражданского электората) , Аристофан был подвергнут импичменту Клеоном. Хотя подробности неизвестны, похоже, он легко отделался.

Викторина «Британника»

Литературный мир

Это самая ранняя из 11 дошедших до нас комедий Аристофана. Acharnians (425 г. до н. э.; греческое Acharneis ) представляет собой прямое нападение на безрассудство войны. Его герой-фермер Дикеополис устал от Пелопоннесской войны и поэтому заключает для себя частный мирный договор со спартанцами, несмотря на яростное сопротивление хора озлобленных и воинственных старых угольщиков Ахарн. Дикеополис использует свой частный договор для торговли с союзниками спартанцев. Афинский полководец Ламах пытается остановить его, но к концу пьесы Ламах падает раненый и удрученный, в то время как Дикеополис наслаждается мирной жизнью, состоящей из еды, вина и секса.

Рыцари

Эта пьеса показывает, как мало на Аристофана повлияло судебное преследование, которое он понес за вавилонян . Рыцари (424 г. до н.э.; греческое Гиппеис ) состоит из жестокого нападения на того же самого демагога, Клеона, который изображается как любимый раб глупого и вспыльчивого Демоса, пока он, наконец, не вытеснен со своего влиятельного положения. и авторитет Агоракрита, торговца колбасой, еще более подлого и нахального, чем Клеон.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Облака

Эта пьеса представляет собой нападение на «современное» образование и мораль, которые прививаются и преподаются радикальными интеллектуалами, известными как софисты. Главной жертвой Облаков (423 г. до н. э.; греч. Нефелай ) является ведущий афинский мыслитель и учитель Сократ, которому преднамеренно (и несправедливо) приписывают многие стандартные характеристики софистов. В пьесе Сократа консультирует старый мошенник Стрепсиад («Твистерсон»), который хочет уклониться от уплаты долгов. Обучение в академии Сократа, Фронтистерион («Мастерская размышлений»), которое состоит в том, чтобы заставить неверный аргумент звучать правильно, позволяет сыну Стрепсиада защищать избиение собственного отца. В конце пьесы Фронтистерион сгорает дотла.

Эта комедия высмеивала сутяжничество афинян в лице подлого и язвительного старца Филоклеона («Любовь-Клеон»), имеющего страсть служить присяжным. В г. Осы г. (422 г. до н. э.; греч. Сфекес г.) сын Филоклеона, Бделиклеон («Ненависть-Клеон»), принимает меры к тому, чтобы его отец провел «суд» дома, но, поскольку первое «дело», которое будет слушаться, в случае с домашней собакой, обвиняемой в краже сыра, Филоклеон, наконец, излечивается от своей страсти к судам и вместо этого становится хвастливым и шумным пьяницей. Основной политической целью пьесы является использование Клеоном афинской системы крупных субсидируемых присяжных.

АРИСТОФАН — ОТЕЦ КОМЕДИИ

(комический драматург, греч., ок. 446 – ок. 386 до н. э.)
Введение | Биография | Письма | Основные произведения

Аристофан был плодовитым и очень известным комическим драматургом Древней Греции , иногда называемым отцом комедии . Одиннадцать из сорока его пьес дошли до нас почти полностью (вместе с 1000 краткими фрагментами других произведений) и являются единственными реальными образцами жанра комической драмы, известного как Старая комедия. Произведения Аристофана воссоздают жизнь древних Афин, быть может, более убедительно, чем работы любого другого автора, хотя его острая сатира и насмешки над современниками часто доходили до клеветы.

К сожалению, об Аристофане-человеке мы знаем меньше, чем о его пьесах, и большую часть того, что мы знаем о нем, мы знаем из самих пьес. Косвенные ссылки в более поздних пьесах предполагают, что он был 90 033, вероятно, родившимся около 446 или 448 г.

Он писал в период после эйфории военных побед Греции над персами , когда Пелопоннесская война в значительной степени подорвала амбиции Афин как имперской державы. Однако, хотя Афинская империя была в значительной степени разрушена, она тем не менее стала интеллектуальным центром Греции, и Аристофан был важной фигурой в этом изменении интеллектуальной моды.

Из его карикатур на ведущих деятелей искусства (в частности  Еврипида ), в политике (особенно диктатор Клеон), в философии и религии (Сократ) он часто производит впечатление своего рода старомодного консерватора , и его пьесы часто выступают против радикально новых влияний в Афинское общество.

Однако он не боялся рисковать. Его первая пьеса, 90 139 «Банкетеры»  (теперь утраченная), получила второй приз на ежегодном конкурсе драмы «Город Дионисия» в 427 г. 0140 (теперь тоже утерян), выиграл первый приз. Его полемические сатиры в этих популярных пьесах вызвали некоторое замешательство у афинских властей, и некоторые влиятельные граждане (особенно Клеон) впоследствии пытались привлечь молодого драматурга к уголовной ответственности по обвинению в клевете на афинский полис. Однако вскоре стало очевидно, что (в отличие от нечестия) не было никакого юридического возмещения за клевету в пьесе, и судебное дело, конечно же, не помешало Аристофану неоднократно издеваться над Клеоном и изображать его карикатурно в своих более поздних пьесах.

Несмотря на высокополитическую направленность своих пьес, Аристофану удалось пережить Пелопоннесскую войну, две олигархические революции и две демократические реставрации, поэтому можно предположить, что он не принимал активного участия в политике. Вероятно, он был назначен в Совет пятисот на год в начале 4 века до н.э., что было обычным назначением в демократических Афинах. Гениальная характеристика Аристофана в «Пире» Платона была истолкована как свидетельство собственной дружбы Платона с ним, несмотря на жестокую карикатуру Аристофана на учителя Платона Сократа в «Облака» .

Насколько нам известно, Аристофан побеждал только один раз в Городе Дионисий, хотя он также выигрывал менее престижные соревнования Ленеи не менее трех раз. Очевидно, он дожил до глубокой старости, и, по нашему мнению, дата его смерти — около 386 или 385 г. до н. э., а возможно, и 380 г. до н. э. По крайней мере, трое его сыновей (Арарос, Филипп и третий сын по имени Никострат или Филетер) сами были комическими поэтами и позже победителями Ленеи, а также постановщиками пьес своего отца.

Сохранившиеся пьесы Аристофана , в хронологическом порядке, охватывающие период с 425 по 388 г. 40 , «Облака» «Осы» «Мир» «Птицы» «Лисистрата» «Thesmophoriazusae» «Лягушки» , «Ecclesiazusae»   и «Плутос (Богатство)» . Из них, пожалуй, самыми известными являются «Лисистрата» , «Осы» и «Птицы» .

Комическая драма (то, что сейчас известно как Старая комедия) была уже хорошо зарекомендовала себя во времена Аристофана, хотя первая официальная комедия не была поставлена ​​в Городе Дионисия до 487 г. до н.э., к тому времени трагедия уже давно утвердилась там. Именно при комическом гении Аристофана старая комедия получила свое наиболее полное развитие, и он сумел противопоставить бесконечно изящный поэтический язык вульгарным и оскорбительным шуткам, приспособив к своим целям те же стихотворные формы трагиков.

Во времена Аристофана , тем не менее, была заметна тенденция от Старой комедии к Новой комедии (возможно, лучшим примером является реальных людей и местные проблемы старой комедии, в сторону более космополитического акцента на обобщенных ситуациях и стандартных персонажах, повышении уровня сложности и более реалистичных сюжетах.

  • «Ахарнийцы»
  • «Рыцари»
  • «Облака»
  • 90 033 «Осы»
  • «Мир»
  • «Птицы»
  • «Лисистраты»
  • «Thesmophoriazusae»
  • «Лягушки»
  • «Ecclesiazusae»
  • «Плутус (Богатство)»
APAMLAHarvardVancouverChicagoIEEE

Древняя литература (2 июня 2023 г.) Аристофан – отец комедии | Пьесы, биографии и факты . Получено с https://ancient-literature.com/greece_aristophanes/.

» Аристофан — отец комедии | Пьесы, биографии и факты. » Древняя литература — 2 июня 2023 г., https://ancient-literature.com/greece_aristophanes/

Древняя литература 11 января 2022 г. Аристофан – отец комедии | Пьесы, биография и факты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *