Колонии испании в африке: Колонии Испании — Информационный сайт об Испании

Колонии Испанской империи

Испанцы рано утвердились в колониальном мире, быстро став самой мощной европейской державой в Новом Свете.

С конца 15 до середины 20 веков Испания царствовала на нескольких территориях в Европе, Африке, Океании, Америке и на Филиппинском архипелаге. Между 15 и началом 19 веков эти колонии считались частью Испанской империи. Это была первая империя, известная как «империя, на которой никогда не заходит солнце», потому что она была настолько географически обширна, что по крайней мере одна часть империи была в дневном свете в любой момент времени. Большинство бывших испанских колоний продолжают использовать испанский язык в качестве официального языка, за исключением Белиза, Ямайки, Филиппин и Тринидада и Тобаго, где испанский язык был заменен английским, а в Марокко — испанский, на арабский.

Тордесильский договор

Колонизация Атлантического острова Колумбом положила начало эпохе агрессивной испанской экспансии через Атлантику.

Испанская колонизация после Колумба ускорила соперничество между Испанией и Португалией до беспрецедентного уровня. Две державы боролись за господство за счет приобретения новых земель.

В 1480-х годах папа Сикст IV предоставил Португалии право на все земли к югу от островов Кабо-Верде, заставив португальского короля утверждать, что земли, обнаруженные Колумбом, принадлежали Португалии, а не Испании. Но в 1493 году папа Александр VI, родившийся в Испании, издал два папских указа, в которых легитимно отражались претензии Испании на Атлантику в отношении владений Португалии. В надежде спасти владения Португалии король Жуан II заключил договор с Испанией. Тордесильский договор 1494 года провел линию с севера на юг через Южную Америку. Испания получила территорию к западу от линии, в то время как Португалия сохранила земли к востоку от этого разделения, включая восточное побережье Бразилии.

Конкистадоры и испанская колонизация

Открытие Колумба дало начало для испанской разведки. Вдохновленные рассказами о золотых реках и робких, податливых местных народах, более поздние испанские исследователи были неустанными в поисках земли и золота. Испанские исследователи с надеждами на завоевание в Новом Свете были известны как конкистадоры. Эрнан Кортес прибыл на Эспаньолу в 1504 году и участвовал в завоевании острова. Затем Кортес возглавил исследование полуострова Юкатан в надежде обрести славу.

В 1519 году Кортес вошел в Теночтитлан, столицу империи ацтеков и мешиков(ныне Мексика). Он и его люди были поражены изощренными садами и храмами города, но они были в ужасе от практики человеческих жертвоприношений. Прежде всего, богатство ацтеков в золоте очаровывало испанских исследователей.

В надежде захватить власть над городом Кортес взял в заложники Мотесуму, правителя ацтеков. Испанцы тогда убили сотни высокопоставленных ацтеков во время религиозного праздника, но жители Теночтитлана быстро нанесли ответный удар. Кортес и его люди бежали перед страхом за свою жизнь.

После своего поражения Кортес медленно создавал альянсы и набирал десятки тысяч местных жителей, которые возмущались правлением ацтеков. Только играя на разобщенности среди различных групп в империи ацтеков, испанцы смогли захватить Теночтитлан. В августе 1521 года Кортес потребовал Теночтитлан для Испании и переименовал ее в Мехико. Испанцы также принесли оспу, которая нанесла тяжелый урон людям в Теночтитлане. Болезнь сыграла гораздо бо́льшую роль в разрушении города, чем насилие.

Испанские колонии в Америке

Испанская империя начала интересоваться Америкой после прибытия Христофора Колумба в Карибское море в 1492 году. Империя простиралась на Карибские острова, Северную Америку, Центральную Америку и половину Южной Америки. В течение испанского колониального периода в Северной и Южной Америке (1492–1832 гг.) около двух миллионов испанских поселенцев мигрировали на вновь приобретенную территорию, а еще 3,5 миллиона человек мигрировали в Америку в период между 1850 и 1950 гг.

В течение 16-го и 17-го века колонии обеспечивали золото и серебро, которые финансировали колониальные войны в Северной Африке и Европе. В начале 19-го века испанско-американские войны за независимость привели к потере испанских колоний. После испано-американской войны 1898 года Испания сдала Пуэрто-Рико, Кубу, Гуам и Филиппины (Азия), что ознаменовало конец испанской колонизации Америки.

Испания основала постоянную колонию на месте Буэнос-Айреса в 1580 году, хотя первоначальное поселение было преимущественно сухопутным из Перу. Испанцы еще больше интегрировали Аргентину в свою обширную империю, учредив в 1776 году вице-королевство Рио-де-ла-Плата, и Буэнос-Айрес стал процветающим портом.

Испанский золотой век

К 1600 году Испания получила значительные денежные выгоды от ресурсов Нового Света. Золото и серебро стали связывать европейские нации через торговлю, а испанская денежная масса резко возросла, что означало начало экономической системы, известной как капитализм. Новые богатства в конечном итоге создали массовую инфляцию и экономические проблемы. Однако Испания приобрела творческий капитал благодаря своему новому глобальному охвату. Эти события отправили Испанию в Золотой Век, или Сигло де Оро.

Из колоний вливаются богатства, а из других стран и новых стран вливаются новые идеи. Династия Габсбургов(*одна из наиболее могущественных монарших династий Европы на протяжении Средневековья и Нового времени), которая управляла территориями Австрии, Нидерландов, Неаполя, Сицилии и Испании, поощряла и финансировала процветающую культуру испанского Ренессанса, как в колониях, так и в Испании.

Одним из самых известных произведений этого периода является роман Мигеля де Сервантеса «Гениальный джентльмен Дон Кихот из Ла-Манча». Эта двухтомная книга — 1605 и 1618 гг. — рассказывает красочную историю о идальго или джентльмене, который читает столько историй о рыцарстве и рыцарстве, что он не может отличить реальность от вымысла. Со своим верным помощником Санчо Панса Дон Кихот оставляет реальность позади и намеревается возродить рыцарство, сражаясь с тем, кого он считает врагами Испании.

Испания также произвела впечатляющее искусство в это время. «Леди Менинас», «Девы чести», написанная Диего Веласкесом в 1656 году, является одной из самых известных картин в истории. Веласкес вписался в этот внушительно большой королевский портрет — он показа слева с кистью и мольбертом слева.

Испанские колонии в Африке

Испания не имела такого влияния в Африке, как французы, англичане, португальцы и немцы. Испанское влияние на континенте было ограничено североафриканским регионом Марокко, Западной Сахарой и современной Экваториальной Гвинеей. Испанское завоевание в Северной Африке началось с приобретения автономных городов Сеута и Мелилья до того, как вся марокканская территория была захвачена в 1913 году и сдана в 1956 году. В 1968 году Испания отказалась от контроля над Экваториальной Гвинеей, за которой последовала Западная Сахара в 1975 году. Однако Канарские острова, Сеута и Мелилья по-прежнему являются территорией Испании.

Испанские колонии в Европе

Бельгия, Италия, Нидерланды и Португалия были бывшими испанскими колониями в Европе.

Все страны были частью Испанской империи. Европейские колонии управлялись с определенной степенью автономии, но верховная власть была возложена на короля Испании. В результате серии войн и соглашений между 17 и 19 веками Испания потеряла эти европейские колонии.

Эффекты испанской колонизации

Испанская колонизация привела к распространению испанской культуры и языка по всему миру. Такие страны, как Мексика и Аргентина, демонстрируют сильное испанское влияние в культуре и языке. Испанский колониализм также привел к изменению границ между странами после обретения независимости. Испанские исследователи распространяют христианство по всем колониям, и большинство бывших колоний являются преимущественно христианскими странами, за исключением Марокко.​

Вас также может заинтересовать история других колоний:

  • Колонии Великобритании
  • Колонии Франции
  • Колонии Португалии
  • Колонии Германии
  • Колонии Нидерландов
  • Колонии Италии

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте актуальную информацию из мира новостей еще быстрее.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Закат испанской колониальной империи в Африке. Пролог – Испанская Гвинея

Закат испанской колониальной империи в Африке. Пролог – Испанская Гвинея
antinormanist
10 марта, 2015
Обычно концом Испанской колониальной империи принято считать войну 1898 года с США, лишившую Испанию Филиппин, Кубы и Пуэрто-Рико. Однако поражение в той войне не затронудо африканские владения Испании. Так что в следующий век испанцы успели поэкспериментировать с «просвещённым колониализмом» и даже повоевать в парочке полноценных колониальных войн и нескольких конфликтах поменьше размахом.
В данном рассказе не буду касаться испанских протекторатов в Марокко, речь пойдёт только о полноценных колониях – Ифни, Сахаре и Гвинеи.

Земли будущей Испанской (ныне – Экваториальной) Гвинеи были открыты португальским мореплавателем Фернанду По в 1470-х годах и достались Испании по договору Эль-Пардо 1778-го (тому самому, что подвёл итог войн за Восточные миссии).
Формально территория подчинялась вице-королю Ла-Платы, но после провала из-за мятежа в 1780-м первой экспедиции Хоакина Примо де Риверы, никаких испанцев в тех краях не наблюдалось более полувека. Зато через несколько десятилетий там объявились вездесущие британцы.

В 1827-м британский капитан Уильям Оуэн перенёс базу по борьбе с работорговцами из Сьерра-Леоне на Фернандо-По, основав Порт-Кларенс. Борьба с работорговцами преимущественно португальского происхождения продолжалась до 1835 года.

В 1839-1841-м британцы вели с испанцами переговоры о продаже территории, законопроект об этом даже был внесён в испанские кортесы, но продажу заблокировал регент Испании генерал Бальдомеро Эспартеро.
После чего испанцы наконец-то озаботились тем, чтобы добраться до своей земли. В марте 1843-го на Фернандо-По прибыла испанская бригантина «Нервио», чей капитан Хуан Хосе Лерена-и-Барри провозгласил испанский суверенитет и переименовал Порт-Кларенс в Санта-Исабель. Колония получила официальное название «Испанская территория в экваториальной части Гвинейского залива».

Данное событие не сильно изменило обстановку на месте, ибо «Нервио» как приплыла, так и уплыла, живший на острове британский торговец и предприниматель Джон Бикрофт, имевший должность британского консула в регионе Бенин/Биафра, получил ещё и должность испанского губернатора.

Ещё при основании Порт-Кларенса капитан Оуэн привёз группу свободных образованных африканцев из Сьерра-Леоне для создания постоянной колонии. Несколько лет спустя британское миссионерское общество привезло группу англоговорящих негров с Ямайки. Именно они заняли привилегированное положение в обществе Фернандо-По, являясь посредниками между местными жителями и европейцами.
Вальмаседа, посетивший остров вскоре после того как Порт-Кларенс стал Санта-Исабелем, нашёл там процветающую африканскую аристократию, говорившую на английском, занятую торговлей с Нигерией и посылавшую своих детей учиться в Англию. Гуемар де Арагон, посетивший остров в конце 1840-х, написал, что в Санта-Исабеле живёт «900 цивилизованных негров (негрос сивилизадос) и только 15 европейцев. Они (т.е. негры) сочетаются браком в протестантской церкви, называют себя англичанами и все говорят по-английски».

Первые десятилетия продвижение Испании в новой колонии было преимущественно частным делом миссионеров и путешественников. В 1848-м на Фернандо-По появились миссионеры-иезуиты, основавшие первые школы. Правда в 1872 году иезуитов из Испании опять изгнали, но их дело в Гвинее продолжили кларетины.
В 1884-м гамбургский коммерсант так описал ситуацию в этих землях: «Испания не имеет никаких колоний на этой земле, не ведёт никакую торговлю. Только на Фернандо-По живёт губернатор и несколько чиновников… Страна не приносит никакой выгоды Испании, одни убытки «.

Первый настоящий испанский губернатор (Карлос Чакон) в этих краях наконец-то появился в 1858-м, в 1861 году на острове появился испанский гарнизон – с Кубы была переброшена рота колониальной (ныне — морской) пехоты.
С 1862-го испанская администрация на Кубе стала высылать проштрафившихся (в том числе по политическим мотивам) чернокожих на Фернандо-По. Именно несколько тысяч афро-кубинцев, слившись с потомками колонистов из Сьерра-Леоне и Ямайки, в итоге сформировали господствующую чернокожую прослойку общества Фернандо-По – «фернандиньо».

В 1885-1887 годах испанский путешественник Мануэль Ирадьер фактически присоединил земли на континенте напротив Фернандо-По (Рио-Муни) к Испании, подписав договоры с сотнями туземных вождей. Официально Рио-Муни стал испанской колонией в 1900 году, когда был подписан договор с Францией, определивший границы испанских и французских колониальных владений в Африке.

Только в самом конце XIX века, после потери Кубы и Филиппин, испанское правительство обратило внимание на африканские колонии. 11 июля 1904-го издаются первые два королевских указа, регламентирующих управление колонией.
26 февраля 1907-го генерал-губернатор Анхель Баррера-и-Луандо издаёт первый регламент о развитии колонии. Заявлены три цели: образование, испанизация и евангелизация. Введено обязательное обучение местного населения на испанском. В том числе регламент предписал англоязычным протестантским миссионерам вести проповеди исключительно на испанском языке.

В первые десятилетия XX столетия в Испанской Гвинее (официально колония под таким названием, объединившая все испанские владения в экваториальной Африке была создана 11 августа 1926 года) происходит глубокая трансформация. Под руководством белым землевладельцев создаются обширные плантации какао (на Фернандо-По) и кофе (в Рио-Муни), активно развивается лесозаготовка. Продукция колонии ориентирована на экспорт, поэтому интенсивно строятся дороги и порты.
В 1908-м формируется колониальная гвардия (гуардия колониал) из чернокожих солдат во главе с офицерами-испанцами. С 1923-го местные жители вербуются и в испанский Легион.

В 1914 году принят новый регламент об образовании, устанавливавший трёхступенчатую систему образования на испанском. Несмотря на протесты местного населения, введено обязательное образование всех детей (как мальчиков так и девочек) от 8 до 14 лет.
Всего созданы 20 полных средних школ: 10 – в Рио-Муни, 7 – на Фернандо-По, по одной – на остальных островах. Наиболее способные продолжали обучение в училище в Санта-Исабеле, готовившем учителей и чиновников из местного населения.
В 1901-м в Санта-Исабеле начинает издаваться первая местная газета, «Эль Эхо де Фернадо-По».
17 июля 1928-го создаётся институт патроната над местным населением (Патронато де Индигенос), призванный продвигать гвинейцев к цивилизации.
В это же время произошло одно малозначительное событие – в 1927-м несколько месяцев в Гвинее провёл молодой флотский офицер Луис Карреро Бланко. На следующие полвека будущий «серый кардинал» Франко станет одним из немногих (если не единственным) испанских деятелей, реально интересовавшихся колониальными вопросами.

Установление Республики заметно ухудшило положение местного населения. С мая 1931-го под руководством генерал-губернаторов Гвинея была превращена в громадную плантацию какао и лесопилку, с бесправными местными, вкалывающими на них 12-14 часов в сутки. Система патроната и образования местных была заброшена. При этом республиканцы ещё преследовали монахов-кларетинов, традиционно защитников местного населения, особенно когда в 1935-м генерал-губернатором стал социалист Луис Санчес Гуэрра. Единственной дозволенной политической партией в колонии в те годы был Народный фронт.

В результате Испанская Гвинея (с 1935-го официально именовавшаяся «Испанские территории в Гвинейском заливе») стала ареной Гражданской войны.
19 сентября 1936-го командир колониальной гвардии подполковник Серрано поднял восстание на Фернандо-По, арестовал Санчеса Гуэрру и от имени Франко провозгласил себя генерал-губернатором. Вице-губернатор Мигель Эрнандес Порсель, находившийся на материке в столице Рио-Муни, Бата, отказался признать переворот.

23 сентября 1936 года франкисты организовали наступление на Бата, Порсель со своими войсками выступил навстречу. Встретились они около Командочины, на речке Экуку. С обеих сторон были чернокожие солдаты во главе с белыми офицерами. Только одни кричали «Альто эн номбре де ла Република!», а другие – «Арриба Эспанья!» В коротком бою победили республиканцы, 2 туземных солдата убиты, франкисты бежали на французскую территорию, в Габон.
В Бата победившие республиканцы арестовали всех священников, монахинь и сторонники Франко, которых они называли «клерикалами», устроив из единственного имевшегося в колонии корабля «Фернандо-По» плавучую тюрьму.
В октябре 1936-го в Санта-Исабель прибыл корабль националистов «Сьюдад-де-Майюн» с мавретанским подразделением Легиона. С его помощью Серрано смог переправится в Рио-Муни и разгромить республиканцев в Бата. Теперь их черёд был бежать на французскую территорию, в Габон.

Переход колонии к франкистам привёл к существенному улучшению положения местного населения. В 1937-м подтверждаются полномочия туземных вождей.
29 сентября 1938 года Франко реформирует институт патроната. Новый Статут называет целью патроната «улучшения плачевного состояния туземного населения». Патронат определён как «общественный институт, призванный продвигать, развивать и защищать моральные и материальные интересов туземцев, которые не могут постоять за себя». Заявленной цели патронат добивается через строительство школ, больниц, приютов, лепрозориев, создание кооперативов и кредитных товариществ.
Строительство данных заведений активизируется, в 1943-м в Санта-Исабеле основана старшая школа (бачилерато) Св. Фомы Аквинского, готовящий туземные кадры для местной администрации.
С целью освобождения местных негров от трудовой повинности на плантациях, организована контрактация и завоз на Фернандо-По сельскохозяйственных рабочих из Нигерии.

Серия реформ завершается принятием 30 сентября 1944 года Закона об эмансипации местного населения колоний. Согласно нему, всё местное население колонии делилось на «эмансепадос» и «цветных».
Первые (а так же их жёны и дети) полностью приравнивались к белым испанцам, имели испанское гражданство, и соответственно все права и обязанности гражданина Испании. Для перехода в данную категорию местный житель должен быть старше 21 года, иметь испанское среднее образования, жить в городе и не менее 2 лет вести испанский образ жизни.
Не эмансипированные негры жили обычной жизнью, подчиняясь колониальным законам и традиционному праву, если оно не противоречило колониальным законам, общественному порядку и католической морали.

Всего население Испанской Гвинеи составляло около 300 тысяч человек, из которых европейцев было чуть более 3 тысяч.

Закон 1944-го распространялся и на расположенную севернее Испанскую Сахару – в следующий раз поговорим о ней.

Метки: Африка, Испания, империализм

Испанское колониальное правление — Африканские исследования

Введение

Исторически испанское присутствие в Африке характеризовалось взаимосвязью конвергенций и дивергенций — особенно интенсивно в северо-западной части континента, особенно в северном регионе начала 21-го века. Марокко века и внутренние районы испанских городов Сеута и Мелилья, а также традиционные контакты, поддерживаемые с атлантическими рыболовными угодьями вблизи испанского архипелага Канарских островов. В течение 19го века интерес Испании распространился на другие регионы, такие как Западная Сахара и Гвинейский залив. После того, как Испания потеряла свои последние колонии на Кубе и Филиппинах в 1898 году, ее интерес к африканскому континенту возрос. Эффективная испанская колонизация Африки окончательно установилась в первой трети 20 века. Северное Марокко, Ифни, регион Тарфая, Западная Сахара и территории Экваториальной Гвинеи начала 21 века включали то, что в широком смысле можно было бы определить как испанскую колониальную Африку. Колониальное присутствие Испании в Африке — с его разными периодами колонизации, различными связями между колонией и метрополиями, множеством правовых форм (протекторат или колония) и разнообразными региональными контекстами (арабский мир или регион южнее Сахары) — породило географическое и административное деление колоний. Существовало различие между Северным Марокко, чья колонизация сопровождалась серией ожесточенных столкновений, имевших немедленные последствия в Испании, и испанской Западной Африкой, составлявшей другое африканское колониальное пространство. В начале 21 века это разделение, проведенное испанской администрацией, нашло отражение в академических исследованиях, но в немногих публикациях было проведено всестороннее исследование испанской колонизации Африки. Хотя количество публикаций об испанской колониальной политике в Африке в последние годы увеличилось, по состоянию на середину 2010-х годов многие темы не затрагивались. Политические исследования лишь постепенно уступают место исследованиям в области истории, экономики, антропологии, литературы, здравоохранения, образования и религии. Благодаря этому исследованию теперь можно получить более широкое понимание этой темы с дополнительными взглядами на испанскую колонизацию Африки. Исследования испанской колониальной политики на континенте не выделены в отдельную область; скорее, эти исследования включены в тематические области или географические области. Тематические области включают современную историю, политологию, антропологию и географию. К географическим областям относятся исследования Северной Африки, исследования Северной Африки и Ближнего Востока, а также исследования Африки (если речь идет о Северном Марокко, Западной Сахаре или Экваториальной Гвинее). Это демонстрирует сложность испанских колониальных исследований, отсутствие взаимосвязи в этой области и нехватку всесторонних исследований африканского контекста.

Общие обзоры

Сравнительные исследования испанского колониализма в Африке немногочисленны (Aixelà Cabré 2017). Анализ конкретных случаев доминировал в академическом интересе, что затрудняет оценку конкретных особенностей и общей динамики испанского колониализма. Salafranca Ortega 2001, описательная работа, представляет собой первую попытку подготовить общую публикацию о политических аспектах испанской колониальной политики в Африке. Наиболее заметными всесторонними исследованиями в этой области являются Pardo Sanz 2010, Torre del Rio 2007 и Vilar 2010. Вместе эти ссылки дают различные рабочие точки зрения и взгляды на испанский колониализм в Африке. Темы, связанные с идентичностью, фильмами и литературой в Мартин-Маркес 2008, Карраско Гонсалес 2000 и Елена 2010, представляют собой первые попытки анализа испанской африканской колонизации в целом с использованием сквозного подхода.

  • Айшела Кабре, Иоланда. «Изучение евроафриканского прошлого посредством анализа испанской колониальной практики в Африке (Марокко и Испанская Гвинея)». Канадский журнал африканских исследований 51.1 (2017): 23–42.

    Испанское название: Revue canadienne des études africaines . Сравнительный анализ испанского колониализма в Северном Марокко и Гвинее с указанием корреляций и различий. Доступен онлайн по подписке.

  • Карраско Гонсалес, Антонио М. Испанская колониальная новелла: Африканские колонии Испании и путешествия по истории новелл . Casa de África 7. Madrid: SIAL Ediciones, 2000.

    Обширное исследование испанской колониальной литературы с середины 19-го до середины 20-го века, в котором анализируются такие авторы, как Бенито Перес Гальдос и Рамон Х. Сендер, литературные жанры, такие как миссионерский роман и темы, получившие особое литературное внимание, такие как Ежегодная битва 1921 года в Северном Марокко.

  • Елена, Альберто. La llamada de África: Estudios sobre el cine колониальный испанский . Barcelona: Bellaterra, 2010.

    Подробное исследование испанских колониальных фильмов с обширной библиографией и полным каталогом испанских художественных и документальных фильмов на колониальные темы.

  • Мартин-Маркес, Сьюзан. Дезориентация: испанский колониализм в Африке и перформанс идентичности . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2008.

    DOI: 10.12987/yale/9780300125207.001.0001

    Диссертационный анализ концепции испанской национальной идентичности в соответствии с присутствием испанского колониализма в Африке. Включает библиографию и визуальный материал. Опубликовано на испанском языке под номером .

  • Пардо Санс, Роза Мария. «Фернандо Мария Кастиэлла, испанская политика, hacia el mundo árabe, 19 лет.57–1969». In España, el Mediterráneo y el mundo arabomusulmán: Diplomacia e historia . Под редакцией Бернабе Лопеса Гарсии и Мигеля Эрнандо де Ларраменди, 117–145. Barcelona: Icaria, 2010.

    Анализ арабской политики министра иностранных дел Испании Фернандо Марии Кастильи, назначенного после обретения Северным Марокко независимости в 1956 году, и его влияние на испанскую колониальную политику в Ифни, Сахаре и Гвинее.

  • Salafranca Ortega, Jesús F. El sistema colonial español en África . Малага, Испания: Algazara, 2001.

    Исследование испанской колониальной географической политики в Африке.

  • Торре-дель-Рио, Росарио-де-ла. «De ultramar a la frontera meridional: Iniciativas en busca de una garantía internacional para España, 1898–1907». In Modernizar España: Proyectos de Reforma y Apertura internacional (1898–1914) . Под редакцией Гваделупе Гомес-Феррер и Ракель Санчес, 153–175. Мадрид: Biblioteca Nueva, 2007.

    Синтез испанского позиционирования в международном контексте и европейской колониальной политики в Марокко.

  • Вилар, Хуан Баутиста. «La proyección española en África». In La politica external de España de 1800 hasta hoy . Под редакцией Хуана Карлоса Перейры, 459–485. Barcelona: Ariel, 2010.

    В главе 20 представлен обзор испанского колониализма в Африке с момента его зарождения до завершения процессов деколонизации. Включает в себя список рекомендуемой литературы по географическим регионам.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Сеута и Мелилья: анклавы Испании в Северной Африке

  • Опубликовано

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *