§ 12. Рыцарство. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс
§ 12. Рыцарство
От пажа до рыцаря
Феодалы составляли сословие «воюющих». Они были конными воинами, поэтому их стали именовать всадниками – по-немецки рыцарями. Главной обязанностью рыцарей считалась военная служба. Едва сыну феодала исполнялось семь лет, его сразу отдавали в обучение к знатному рыцарю, в доме которого мальчик исполнял роль пажа: прислуживал хозяину за столом, обучался правилам поведения – этикету. Через семь лет воспитанник становился оруженосцем – сопровождал рыцаря в походах и помогал в битвах.
Вспомните, кого называли феодалами.
За время обучения мальчик должен был овладеть «семью рыцарскими добродетелями» – научиться ездить верхом, владеть мечом, копьём, уметь плавать, охотиться, играть в шашки, сочинять стихи и петь. При успешном прохождении испытания и по достижении 21 года оруженосец посвящался в рыцари. В белой одежде и красном плаще всю ночь он молился в церкви, а наутро знатные рыцари надевали юноше шпоры и опоясывали его мечом.
Сражение рыцарских отрядов. Средневековая миниатюра
Вооружение рыцаря составляли копьё, меч и щит. Меч был особенно дорог воину. Он имел прозвище, передавался по наследству, его рукоять украшали драгоценные камни, на оружии клялись и молились перед боем. Рыцарские доспехи сначала состояли из стёганой куртки, поверх которой надевали длинную рубаху из металлических колец – кольчугу, и шлема с пластинами, защищавшими нос и щёки от ударов. Постепенно кольчугу сменили сплошные металлические доспехи – латы, а шлем стал закрывать всю голову, скрывая лицо за решётчатой пластиной – забралом. Такое снаряжение было очень тяжёлым (его общий вес достигал нескольких десятков килограммов), но оно почти полностью защищало рыцаря в бою. Однако тяжёлые доспехи имели и свои недостатки: воин, выбитый из седла, не мог подняться без помощи оруженосца, и его могли захватить в плен враги или раздавить лошади.
Рыцарь в доспехах
Сеньоры и вассалы
Знатные рыцари – герцоги и графы – были военными слугами короля – вассалами. За свою службу они получали от правителя государства, которого называли сеньором, то есть «старшим», большие территории с сотнями деревень. Часть из них графы и герцоги отдавали во владение баронам, а бароны могли уступить долю своей земли простым рыцарям. Таким образом, являясь вассалами короля, графы и герцоги обзаводились собственными вассалами.
Вспомните, как назывался участок земли, данный феодалу за военную службу.
Образовывалась своеобразная феодальная лестница. На её верхней ступеньке находился король. Он не подчинялся никому и считался вассалом самого Бога. На ступеньке ниже располагались графы и герцоги – вассалы короля. Они были сеньорами баронов, занимавших третью ступеньку феодальной лестницы. На самой нижней ступени стояли вассалы баронов – простые рыцари. У них не было вассалов, в их подчинении находились только оруженосцы.
Феодальная лестница имела военное и политическое значение. В случае войны по призыву короля графы и герцоги созывали баронов, те – рыцарей и отправлялись в поход. Единого командования в такой армии не было, каждый отряд слушал приказы только своего герцога или графа. Кроме военных дел, вассалы короля помогали своему сеньору в управлении государством. Не все феодалы были вассалами короля. Во Франции и в Германии действовало правило: «вассал моего вассала – не мой вассал». Это означало, что король, например, не мог повелевать бароном или рыцарем, поскольку не был их сеньором. Отдать приказ барону мог только наделивший его феодом граф или герцог, а рыцарю приказывал барон. Лишь в Англии все вассалы были подданными короля.
Феодальная лестница
Чтобы стать вассалом и получить поместье, феодал должен был встать перед сеньором на колени и дать ему клятву в том, что никогда не обманет, не лишит жизни и имущества, не захватит в плен ни сеньора, ни его родственников. В ответ на эти обещания сеньор целовал вассала и говорил: «Принимаю вас в вассальную зависимость с соблюдением верности Богу и мне при условии ненарушения прав моих». Затем феодалу вручали символ новой собственности – горсть земли или веточку дерева. Став вассалом, феодал обязан был выкупать сеньора из плена, служить при его дворе, участвовать в суде сеньора. При этом сеньор мог лишить вассала поместья, если тот нарушил клятву верности.
Знатные рыцари. Средневековая миниатюра
Какие обязанности принимал на себя вассал, получая от сеньора поместье?
Образ жизни рыцарей
У сословия рыцарей существовали особые правила поведения – кодекс чести. Главными достоинствами считались верность сеньору, смелость, защита обиженных и слабых, уважение к противнику и щедрость. Вскоре к этим качествам прибавилась преданность Прекрасной Даме: знатной особе, супруге сеньора, королеве или возлюбленной рыцаря. Рыцарь прославлял имя этой дамы, совершал в честь неё боевые подвиги. Кодекс рыцарской чести не распространялся на крестьян, по отношению к которым феодалы были грубы и заносчивы.
Заботу о хозяйственных делах своего поместья феодалы не считали достойным делом. Единственным «благородным» занятием рыцари называли войну и ценили только то, что с ней связано. Как подготовку к бою они рассматривали, например, охоту. Считалось, что преследование зверя не менее опасно, чем борьба с вооружённым врагом.
Рыцарский турнир. Средневековый рисунок
Другим испытанием для рыцарей были устраивавшиеся королём или крупными сеньорами турниры, на которые съезжались воины со всех уголков страны. У каждого участника состязания был свой знак – герб, который символизировал доблесть рыцаря и заслуги его рода. Гербы составлялись по специальным правилам: форма должна была напоминать щит, на котором помещались изображения людей, зверей, птиц или растений; в гербе разрешалось использовать только несколько красок – золотую, серебряную, красную, синюю, зелёную, фиолетовую и чёрную.
Каждый цвет, так же как и символ, означал определённое качество рыцаря – смелость, верность, отвагу и другие. Под гербом на ленте помещался девиз – краткое изречение, выражающее важную черту в характере обладателя герба. Девизы могли быть разными, например: «Иду своей дорогой», «Другим не стану», «Королём быть не могу, герцогом не соблаговолю; я – Роган». Специальные люди – герольды – определяли по гербам имена рыцарей, прославляли их подвиги и приглашали воинов на поле битвы – ристалище. Там на глазах многочисленных зрителей происходил поединок. Вот как описывается он в средневековой поэме:
Широкий круг расчищен там,
Народ стоит по сторонам.
Участники игры лихой,
Яря коней, стремятся в бой,
Сшибаясь, копья их сверкают.
Щиты с размаху пробивают
И сами зубрятся и гнутся —
Упорно всадники дерутся,
Сломала сёдла их игра,
Обоим спешиться пора.
Вот падают они с коней,
И мчатся те в простор полей.
Но снова оба на ногах.
Нет пользы в копьях, стременах.
Нужны помощники иные —
В руках у них мечи стальные,
И пыл в сердцах всё столь же ярый;
По шлемам сыпятся удары,
И не жалеет сталь меча
Ни шеи крепкой, ни плеча…
Используя фрагмент средневековой поэмы и рисунок, опишите рыцарский поединок.
В рыцарском замке
Лишь король и знатные феодалы могли позволить себе возведение каменной твердыни – замка. Простые рыцари обитали в укреплённых домах своего поместья. Замок старались строить в выгодном для обороны месте – на возвышенности или посередине озера, а если природных преград не было – рыли глубокий ров и наполняли его водой. Через ров перебрасывался подъёмный мост, который вёл к обитым железом мощным дубовым воротам и кованой металлической решётке. В случае опасности мост поднимался на цепях. За рвом возвышались мощные укрепления. Напротив главной крепостной стены располагалась другая, более высокая, а за ней, в центре замка, – донжон. Он разделялся перекрытиями на несколько этажей, попасть на которые можно было только по специальным лестницам, которые в случае опасности убирались через люки в потолках. Жилище феодала размещалось на третьем этаже, а на первом располагались колодец, склад продовольствия и оружия, а также темница, где феодал держал своих пленников.
Рыцарский замок. Средневековый рисунок
Подведём итоги
Рыцарское сословие занимало господствующее положение в средневековом обществе и было организовано в виде феодальной лестницы. Своим главным занятием феодалы считали войну, что нашло отражение в их мировоззрении и образе жизни.
Турнир – боевое соревнование рыцарей.
Замок– жилище рыцаря, каменная крепость.
Донжон – самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады.
«Кто до двенадцати лет остаётся в школе, не садясь верхом, годится только на то, чтобы стать священником».
Рыцарская пословица
Вопросы
1. Кого в Средние века называли рыцарями и как ими становились? Как был вооружён рыцарь?
2. Какие занятия рыцари считали самыми важными в своей жизни и почему?
3. Как образовалась феодальная лестница? Кто находился на её ступенях?
4. Кто такие сеньоры и вассалы? Какие у них существовали обязанности друг перед другом? Что означал принцип «вассал моего вассала – не мой вассал»?
5. Для чего служил рыцарский замок? Как он был устроен?
Задания
1*. Феодал XIII века описывал, как два его вассала захватили владенье сеньора и его самого в плен и продержали там год и три недели. Нарушили ли вассалы свои обязанности перед сеньором? Предполагал ли этот поступок вассалов какое-нибудь наказание?
2. Используя материалы этого параграфа и § 10, дайте характеристику рыцарского сословия (план характеристики см.: задание в § 11).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ГЛАВА 3 РЫЦАРСТВО
ГЛАВА 3 РЫЦАРСТВО Ангерран VII, продолжатель династии де Куси и первенец у родителей, был, несомненно, им дорог, но, вероятно, все-таки не был объектом трогательной заботы и обожания, что обычно проявляется в наше время по отношению к новорожденным. Из всех отличий
Рыцарство и куртуазность
Рыцарство и куртуазность Также приблизительно к тысячному году, но в более распространенном и более определенном виде появляется и другой социальный тип — рыцарь. Он вырастает из miles (что означает «солдат»), функции которого были вполне определенными и в Римской империи,
Рыцарство
Рыцарство Рыцарство представляло собой общественный институт, появившийся в феодальной системе примерно в 1000 году. В строгом смысле слова, рыцарь – это любой мужчина, владеющий оружием и прошедший церемонию специального посвящения. Но быть лишь посвященным –
«Рыцарство против якобинства»
«Рыцарство против якобинства» «Никогда не было при дворе такого великолепия, такой пышности и строгости в обряде» (позднейшая и достаточно объективная оценка писателя-министра И. И. Дмитриева).26 февраля 1797 года в Петербурге на месте снесенного Летнего дворца Павел
3. НОВОЕ РЫЦАРСТВО
3. НОВОЕ РЫЦАРСТВО Белый цвет орденского облачения членов ордена Храма указывал на тесную связь тамплиеров с монашеским орденом цистерцианцев (носивших белые рясы), устав которых был заимствован рыцарями Храма (в то время как черное облачение иоаннитов-госпитальеров
21. ЕВРОПЕЙСКОЕ РЫЦАРСТВО
21. ЕВРОПЕЙСКОЕ РЫЦАРСТВО На эту тему было написано много художественных произведений и научных исследований. В советской историографии чаще придерживались мнения о почти полной несостоятельности рыцарства. Главным доводом автором обычно была «чудовищная тяжесть
21. ЕВРОПЕЙСКОЕ РЫЦАРСТВО
21. ЕВРОПЕЙСКОЕ РЫЦАРСТВО На эту тему было написано много художественных произведений и научных исследований. В советской историографии чаще придерживались мнения о почти полной несостоятельности рыцарства. Главным доводом автором обычно была «чудовищная тяжесть
Кто такие европейские рыцари. Рыцари
Рыцарь
Ры́царь
сущ. , м. , употр. сравн. часто
Морфология: (нет) кого? ры́царя , кому? ры́царю , (вижу) кого? ры́царя , кем? ры́царем , о ком? о ры́царе ; мн. кто? ры́цари , (нет) кого? ры́царей , кому? ры́царям , (вижу) кого? ры́царей , кем? ры́царями , о ком? о ры́царях
воин
1. В Западной Европе в средние века рыцарем называли служащего на военной службе дворянина, феодала.
Доблестный, отважный, могучий рыцарь. | Бедный, странствующий рыцарь. | Железный рыцарь. | Мальтийский рыцарь. | Турнир рыцарей. | Шлем, латы, кольчуга рыцаря. | Возвести кого-либо в рыцари. | Рыцарь приветствует противника.
2. Рыцарем называли монаха, который жил в монастырях-крепостях, а также участника крестовых походов.
Рыцари-храмовники. | Рыцари-госпитальеры предпочитали иметь на мечах вставки из красного камня.
благородный человек, деятель
3. Рыцарем называют человека, который имеет благородные манеры.
Преданный, воплощенный рыцарь. | Вы храбрый, сильный, великодушный рыцарь. | Вы настоящий рыцарь!
4. Рыцарем называют человека, который преданно служит кому-либо, чему-либо, увлечённо занимается чем-либо одним.
Рыцарь науки, просвещения. | Рыцарь правды и справедливости. | Он — рыцарь порядка и свободы.
5. Рыцарем без страха и упрёка называют человека большого мужества, безупречного во всех отношениях.
6. Рыцарем печального образа называют наивного, романтического мечтателя.
7. Рыцарем на час называют человека, который способен лишь на кратковременные благородные порывы.
8. Скупым рыцарем называют человека, который тщательно оберегает своё богатство, наслаждается им.
ры́царский прил.
Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .
Синонимы :Смотреть что такое «рыцарь» в других словарях:
— (нем. Ritter). В средние века, конный латник, витязь высшего сословия: в рыцари посвящали после победы на ноле сражения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЫЦАРЬ средневековой воин благородного… … Словарь иностранных слов русского языка
Рыцаря, м. [от нем. Ritter, букв. всадник]. 1. В феодальной Европе лицо, принадлежавшее к военно–дворянскому сословию (истор.). Маркс в “Хронологических выписках” писал, что Александр Невский, выступив против немецких рыцарей и разбив их на льду… … Толковый словарь Ушакова
См. мещанин… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рыцарь аристократ, мещанин; воин, идеал, джентльмен, кавалер, крестоносец, паладин, миннезингер, идальго, кабальеро … Словарь синонимов
— (нем. Ritter первоначально всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда в… … Большой Энциклопедический словарь
РЫЦАРЬ, я, муж. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон Кихоте, герое… … Толковый словарь Ожегова
Муж. вообще, конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело; конный латник дворянского сословия; | член рыцарского ордена, братства; | * честный и твердый ратователь за какое либо дело, самоотверженный заступник. Он рыцарь в душе … Толковый словарь Даля
— (иноск. иронич.) аферистъ, пройдоха, ловкій плутъ, искатель наживы; страствый приверженецъ, любитель чего либо. Ср. «Рыцари зеленаго поля» (иноск.) любители карточной игры. Ср. Серебряная плоская ваза… была переполнена визитными карточками… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
РЫЦАРЬ — (нем. Ritter от старонем. riter всадник), в феодал. Европе тяжело вооруженный кон. воин, принадлежащий к военно дворянскому сословию рыцарству. Металлич. доспехи, защищавшие Р. и их массивных неповоротливых коней от холодного оружия, не могли… … Справочник по коневодству
РЫЦАРЬ — мастер, дух, Логос, управляющий своим конем, т. е. материей. Рыцарская символика, включающая коня как знак материальности и всадника как принцип духовности, соотносится с алхимической символикой, представляющей собой системы спиритуализации.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Белый рыцарь. Жарг. бизн. Альтернативный контрагент, покупающий предприятие по просьбе руководства вместо враждебно настроенного покупателя. БС, 17. Рыцарь Арктики. Публ. Высок. И. Д. Папанин, полярный исследователь, руководитель первой советской … Большой словарь русских поговорок
Рыцарь — в гендерной системе особый тип маскулинности, обладающий рыцарским этосом. Само понятие рыцарь приходит к нам из Средних веков и из социальной истории: рыцарем являлся тот мужчина, который был возведен в рыцарское достоинство своим сюзереном,… … Термины гендерных исследований
Рыцари — аристократия средневековья. В конце X века появился данный титул. Честь, свободолюбие, мужество, верность, отвага – такими были рыцарские доблести.
Изначально, рыцарями становились мужчины, чье материальное благополучие могло вызывать только зависть. Облачение рыцарей представляли тяжелые доспехи. Стоимость доспехов составляла 45 коров либо 15 кобылиц. Не каждое хозяйство могло похвастаться таким достатком.
Имелись у рыцарей оруженосцы, коими являлись или их сыновья, или люди из низших слоев «знати». Разница в том, что дети рыцарей в последующем проходили обряд посвящения и становились ровней своему отцу, в то время как несвободные(те, кто не могут получить звание рыцарей и, соответственно, считаться свободными), теми и оставались, то есть перспектив развития не было.
У каждого рыцаря был конь — его верный спутник в сражениях, который служил не только способом передвижения, но и военной мощью. В начале XI века, хороших лучников было очень мало, оружие у пехоты достаточно примитивное, об огнестрельном и вовсе никто не слышал, поэтому противодействовать хорошо оснащенным господам оказалось достаточно сложно. Существуют военные построения, где рыцарей ставили во главе колонны, чтобы пехота вражеских войск получала урон от лошадей.
Рыцарями признавались официально после ритуала посвящения. В него входило благословение меча католической церковью и опоясывание им будущего защитника короля. Есть понятие colee — удар по задней части шеи, также являющийся один из этапов посвящения.
Титул можно было легко потерять за измену государственную, несоблюдение заповедей рыцаря, которые гласили: «быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать слово».
При лишении звания возможно простое снятие титула или казнь палачом. В последнем случае это поддавалось народному осмеянию. Сын «раститулованного рыцаря» стать одним из привилегированного общества не мог более.
Некоторые рыцари(предатели господ) в своих замках устраивали гнезда, чье предназначение было в грабежах мимо проезжающих или соседей.
История рыцарей многогранна и интересна. Турниры, крестовые походы и многое другое из их культуры представляет немалый интерес для общественности по сей день.
Доклад 2
Рыцарство – это почетный титул, выдаваемый только дворянам. В качестве военного сословия рыцарство образовалось в 8 столетий у франков, при переходе с пешего войска к конной армии. Под влиянием поэзии и церкви в понятии «рыцарство» сформировался в нравственный идеал настоящего воина. При Крестовых походах рыцарство стало наследственной аристократией. Благодаря усилению государственной власти и созданию войск, феодальное рыцарство в эпоху Средневековья преобразовалось в политическое сословие.
В Средневековье рыцари олицетворяли несокрушимую и могущественную силу. Благодаря оружиям воины были непобедимыми. Рубашка, изготовленная из металла с капюшоном и рукавами, в длину достигала до колен, при этом плотно облегала тело. Ноги воинов закрывали длинные чулки из кольчуги со шпорами. Поверх капюшона рыцари надевали остроконечный шлем. Железный головной убор защищал воина от удара во время сражений. Обрамление на шлеме защищало лицо воина. Для отражения вражеских нападений и ударов воины пользовались щитом из дерева, покрытым кожей. Кроме щита на поясе был прикреплен широкий меч с тонкой рукояткой. Рыцарство требовало финансовой обеспеченности. За службу воинам выдавалось земельное жалование. Снаряжения и оружия рыцарь покупал за собственные средства. Снаряжения имели до 200 деталей. Общая масса доспехов могла достигать до 50кг. Подготовка рыцарей включала обучение и воспитание. До 7 лет мальчики жили в своей семье. Дальше начиналось воспитание будущих рыцарей. Обучение не было основано на изучении науки. Не все воины Средневековья могли читать и писать.
Не всякий дворянин мог стать рыцарем. За некоторые заслуги простолюдины могли стать воинами. При посвящении рыцари входили в определенное сословие с приобщением к долгу и правам. Во время обряда посвящения посвященный приносит клятву преданности соблюдения кодекса чести. К рыцарским добродетелям относились презрение к опасности, воинская отвага, уважение к женщине, гордость. Скаредность и жадность, предательство рыцаря не прощались.
Походы и рыцарские подвиги приносили только бесчестье и разорение простого народа. Захват добычи во время войны, жестокое обращение с крестьянами, грабеж купцов считались основным видом дохода рыцарей. В Средневековье рыцарство сформировало международный орден. Несмотря на титул и богатство, члены ордена считались равными.
- Жизнь и творчество Аркадия Аверченко
Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель сатиры и юмора, родился в Севастополе, 15 марта 1880 года. Отец Аркадия, Тимофей Петрович, являлся продолжателем купеческого рода, а мама, Сусанна Павловна, была дочерью отставного офицера.
Глина представляет собой ископаемое, которое образуется из твердых горных пород. Части таких пород постепенно разрушаются, а затем выветриваются, превращаясь в маленькие частицы примерно
Первые рыцари появились ещё в варварских государствах: известны предания о короле кельтов Артуре, жившем в VI веке, и его рыцарях круглого стола. Но именно с расцветом феодальных отношений к X-XI в. они превращаются в некое привилегированное сословие — касту рыцарей. Посвящение в рыцари уже требует благородного происхождения, подтвержденного грамотами, соответствующего воспитания, закалки, тренировки и способности обеспечить себя рыцарской амуницией и экипировкой. Основную массу рыцарей составляли средние и мелкие феодалы, обязанные за пожалованную им землю давать клятву верности сеньору и служить ему верой и правдой. Рыцари являлись ударной силой феодального воинства, против которой не могло устоять ни пешее войско, набираемое из крестьян, ни легковооруженная конница.
Отряды рыцарей легко сминали врага, неспособного соперничать с тяжеловооруженными, хорошо натренированными и проникнутыми чувством собственного величия и исключительности рыцарями. Однако и им были присущи недостатки, которыми умело пользовались их противники. Никакой воинской дисциплины и порядка рыцарь не признавал, ибо каждый из них был индивидуальным профессиональным бойцом с чрезвычайно высоким чувством собственного достоинства, считающим себя равным в воинском деле любому представителю своего сословия, не исключая и короля. В бою он рассчитывал только на свои силы и искусство, всячески демонстрируя свою храбрость и мужество.
Главным для рыцаря было умение выделиться, стать первым среди равных, проявив исключительную доблесть, ловкость, искусство владеть оружием и конём, а также добротность своих доспехов и стати коня. Именно личная доблесть и воинское мастерство становилось во многом основой репутации рыцаря, и всякое сомнение в них рассматривалось как страшное оскорбление его чести и достоинства, подлежащее отмщению в поединке. Эта рыцарская горячность и склонность к своеволию, неспособность к дисциплине ослабляли воинский потенциал рыцарского войска, что потребовало от церкви и государства для осуществления своих завоевательных походов создать духовно-рыцарские ордена с уставом и дисциплиной. Такие ордена появились в XII-XIV в., однако судьба их оказалась весьма различной. Будучи созданы вокруг идеи обеспечения защиты и оказания помощи христианским паломникам, путешествующим к «святым местам» в Палестину, они очень скоро превратились в самостоятельную военно-политическую силу. Одни из них, как орден тамплиеров (храмовников), набравшись сил под покровительством католической церкви и европейских правителей, вступили с теми в открытое противостояние, продолжавшееся несколько столетий и закончившееся их разгромом.
Другие, как орден госпитальеров, дожили до Нового времени, утратив свое значение и превратившись в разновидность закрытого аристократического сообщества, занимающегося духовно-благотворительной деятельностью — в настоящее время это Мальтийский орден. Третьи, как Тевтонский и Ливонский ордены, очень быстро оставили палестинских паломников и занялись «богоугодной деятельностью» на северо-востоке Священной Римской империи — стали огнём и мечом нести язычникам слово Божье, основав на территории современной Прибалтики государство Тевтонского ордена и участвуя в военных набегах на земли восточных славян. Тевтонский орден в качестве закрытой элитарной организации аристократов существует в Германии и поныне. Духовную жизнь становящегося средневекового общества во многом определяла христианская религия и церковь, стремившаяся вытеснить или преобразовать языческие верования германских народов и утвердить свои представления о Боге, сотворении мира и человека, о его призвании и будущем спасении.
Возникнув в дальней провинции Римской империи, Палестине, среди беднейших и подвергавшихся угнетению слоев населения, христианство за короткий промежуток времени превратилось из гонимой и презираемой римлянами секты в господствующую религию Священной римской империи. Это стало возможно вследствие ее универсального характера, как нельзя лучше соответствующего вызову времени — объяснить все бедствия и страдания в человеческой жизни, все её тяготы и несправедливость, и дать человеку надежду на будущее избавление и спасение. Это спасение для вечной жизни не требовало от человека ничего, кроме веры, которая в условиях полной безысходности и трагизма человеческого бытия и так являлась единственной надеждой на некое чудесное избавление.
Какая же девушка не мечтает о прекрасном рыцаре? И я не исключение. Я представляла, как сильный, храбрый и мужественный принц на коне приедет к моему дому и сделает дамой своего сердца. И мой рыцарь меня нашел, правда, коня не было. Но разве это важно?
Кто такие рыцари
При слове рыцарь все представляют отважного всадника с мечом в руке. И это действительно так, хотя настоящие рыцари были далеки от идеала . Рыцарство начало образовываться примерно в VIII веке в эпоху Карла Великого . Это были герои своего времени, но рыцарем мог стать только человек знатного рода. Идеализированный рыцарский кодекс звучал так:
- обороняй убогих и немощных;
- будь всегда готов к бою;
- помогай тем, кто не может себя защитить;
- не ломай обещания;
- Родина важнее жизни.
Но на самом деле все было не так красиво. Рыцари владели замками и прилегающими территориями и сами устанавливали законы . Они постоянно вели войны с соседями и иногда были ничем не лучше грабителей и воров. Кодекс чести требовал, чтобы рыцарь постоянно совершал подвиги. Но крестовые походы происходили не так часто, поэтому хорошей заменой стали турниры . Здесь рыцари показывали свои умения.
У каждого рыцаря был свой девиз и дама сердца , необязательно свободная. Впоследствии рыцарство начало крепнуть и стало неконтролируемой силой . Но разгром ордена тамплиеров практически уничтожил эту элитную военную силу, и рыцарство потеряло свою былую мощь.
Украинские рыцари
Видимо никто не будет спорить, что казаки — очень интересное явление не только в украинской, но и в мировой истории. Это были талантливые воины , защищавшие не только свои земли, но и земли других стран. Их главный закон — честь и справедливость . Казаки любили развлечения и горилку. Но пьянство во время походов каралось смертью.
На Сечи жили не только украинцы, но и поляки, белорусы, молдаване и русские. Казаки путешествовали по миру , интересовались культурой других стран и заимствовали различные боевые приемы. Казаки , как и европейские рыцари, имели свой кодекс . Главными принципами в нем была любовь к Родине, забота о женщинах, детях, пожилых людях, благородство, благотворительность и свобода.
А еще среди казаков жили так называемые характерники , которые, как говорят, владели магическими способностями . Их не брала ни пуля, ни сабля, ни огонь. Они могли дышать под водой, видеть будущее и превращаться в животных. Кто знает, правда это или вымысел. Но то, что к азаки были настоящими рыцарями не подлежит сомнению.
Интересный рассказ о рыцарях, о рыцарских качествах и традициях рыцарского движения. История возникновения рыцарей
Этический кодекс современного молодого человека формировался не одно столетие. Постепенно вырабатывались нормы и правила поведения мужчины, складывалось представление об определенных чертах характера, которые надлежит развивать в себе с детства, и о недопустимых недостатках, от которых нужно стойко избавляться, упрочивалось мнение о необходимых моральных качествах и нравственных устоях сильного пола.
Формирование этого кодекса началось в период перехода от античного мира к Средневековью, на рубеже VI—VII вв. н. э., когда обширная территория некогда могущественной Римской империи подверглась нападению варварской конницы готов с севера и вместе с огромной армией пала власть сурового и беспощадного римского закона, уступив место анархии и произволу. В этих условиях только воин, сильный и бесстрашный человек, способный преодолевать на своем верном боевом коне огромные расстояния, облаченный в блестевшие на солнце доспехи (кстати, весившие не один десяток килограммов), мог навести порядок, наказать обидчиков и покарать провинившихся. Не удивительно, что такой человек внушал благоговейный трепет нищему крестьянину средневековой Европы, нередко подвергавшемуся жестоким притеснениям со стороны местных феодалов.
Первые обряды торжественного посвящения в воины существовали уже в эпоху Карла Великого (VIII в. н. э.), хотя само понятие рыцарства, неразрывно связанное с определенным, уже сложившимся к тому времени обрядом посвящения, возникло значительно позже — в XI в.
❧ В эпоху Карла Великого молодого человека, решившего избрать славный путь воина, в торжественной обстановке перепоясывали мечом и облачали в воинские доспехи, с этого момента он становился не только защитником страны, но и хранителем веры и королевского закона.
С большим воодушевлением молодые рыцари вели борьбу с бесчинствами, многочисленными грабежами и разбойными нападениями, творимыми местными баронами, восстанавливали законность королевского права.
В рыцарях превыше всего ценились качества истинного воина: мужество, храбрость, способность противостоять невзгодам в тяжелых походах, умение принимать решение и даже в самом пылу сражения оставаться хладнокровным и рассудительным. Но не менее значимы были верность своему сюзерену и умение держать слово: договоры чаще всего скреплялись только нерушимой клятвой, предать которую значило стать клятвопреступником и изгоем в рыцарском обществе.
Первый крестовый поход произошел в 1095 г., инициатором его являлся Папа Римский Урбан II, который желал освобождения города Иерусалима от мусульман и провозглашения на Святой земле (ныне Палестина) христианства.
На начальном этапе своего формирования рыцарство противостояло анархии, беззаконию, притеснениям, чинимым в раздробленной и пораженной тяжелым недугом междоусобиц Европе. Но постепенно возраставшая сила рыцарей сама по себе требовала управления, становилась неподвластной, они стали осознавать свою избранность. И тогда католическая церковь решила повернуть эту силу во благо религии, объявила рыцарей истинными покровителями веры, чье призвание — защита всех бесправно униженных, несчастных, оскорбленных, осиротевших. За славные подвиги во имя веры, за благочестие рыцарям была гарантирована счастливая загробная жизнь, а на земле обряд посвящения наполнялся многочисленными сакральными смыслами и приобретал все большую внешнюю пышность, что накладывало на каждого члена образовывавшихся рыцарских орденов покров таинственности и загадочности.
Рыцарям XI века уже было недостаточно обладать простой грубой силой, решимостью, смелостью и верностью, от них требовалось умение усмирять свой дух волей, подчинять свою жизнь служению великой цели, чаще всего — религиозного характера.
Один за другим устраивались Крестовые походы в защиту Гроба Господня, в которых воины долгие месяцы сражались бок о бок с другими против сарацин. Борьба в тяжелых условиях пустыни, под палящими лучами солнца, при частых пыльных бурях, в совершенно непривычной для молодых юношей обстановке требовала неимоверной выдержки и крепкой мужской дружбы. Со временем поддерживавшие друг друга рыцари начали организовывать свои монашеские ордена, самым знаменитым из которых стал орден тамплиеров.
❧ Рыцарский орден тамплиеров (существовал с 1119 по 1312 г.) считается самым первым среди религиозных военных орденов. Эта организация была очень богата и влиятельна и даже выполняла функции банка, хотя основной ее деятельностью являлась защита христиан на Востоке после Крестовых походов.
Постепенно рыцари перестают быть просто воинами и становятся настоящей элитой светского общества средневековой Европы, у них вырабатывается полноценный свод правил и норм поведения, кодекс взаимоотношений с прекрасным полом. Надо сказать, что образование, умение красиво говорить и слагать стихи не ценились среди мужественных и очерствевших в постоянных походах рыцарей. Для этого существовали трубадуры — свободные певцы, которые сопровождали воинов и слагали о них романтические поэмы, полные красивых преувеличений. Благодаря таким песням слава рыцарей росла, а желавших примкнуть к отважным сердцем воинам становилось все больше.
Кодекс чести истинного рыцаря требовал, чтобы воин постоянно совершал подвиги, но Крестовые походы совершались далеко не каждый год. Для демонстрации своего умения рыцари устраивали турниры, на которые собирался весь цвет рыцарства. В бою демонстрировались умение мастерски владеть оружием, ловкость, храбрость, находчивость и, разумеется, удачливость.
Турниры чередовались с веселыми пирами, прославлявшими силу и смелость.
Рыцарская любовь так же отличалась от чувств обычного человека, как и сам рыцарь был не похож на крестьянина, и, несомненно, подчинялась суровым законам кодекса чести. Прежде всего любовь рыцаря не имела ничего общего с грубой страстью, она была очищена высоким религиозным чувством, полна беззаветной верности и совершенно не предполагала взаимности.
Дама могла быть замужней или между влюбленными могли стоять другие столь же непреодолимые препятствия — это не гасило чувств, а напротив, придавало им новую окраску.
В любви рыцаря ценились великодушие, самоотречение, обеспечение постоянной защиты и покровительства выбранной даме сердца, а также непреодолимое желание прославить ее имя по всей земле, где ступала нога воина.
У каждого рыцаря были свой девиз, нанесенный на щит. Конь и оруженосец, а кроме всего этого, у него должна была быть своя дама сердца, — девушка, во имя которой рыцарь проявлял свою доблесть.
Разумеется, незамужняя дама могла стать со временем женой рыцаря, но ее свобода от других обязательств не была для него непременным условием.
Самыми страшными пороками рыцаря были ложь, неумение держать свое слово, лицемерие и вероломство.
Соответственно высоко ценились противоположные качества — правдивость при любых обстоятельствах, крепкое и нерушимое слово, уважительное отношение к своим товарищам и почтительное обращение с дамами, откровенность и благородство.
За верную службу рыцари получали много привилегий: они могли сидеть в присутствии короля, им давались титулы и земельные наделы. Только рыцари могли иметь на вооружении копья, грудь воина защищала двойная кольчуга — все это было недоступно остальным сословиям.
Со временем рыцари начали осознавать полноту своей власти, а интенсивный рост числа монашеских воинствующих орденов сделал рыцарство опасной и неподдающейся контролю силой, угрожавшей укреплявшейся королевской власти. Удар, нанесенный ордену тамплиеров, а затем и остальным главным оплотам рыцарства, надломил эту силу, и постепенно социальная прослойка элитарного войска сошла на нет, оставив о себе только многочисленные песни и полные волшебных чудес и славных подвигов легенды.
Само же понятие «рыцарь» трансформировалось из обозначения социального слоя в синоним благородного и великодушного человека, встающего на защиту всех слабых и обиженных.
Рыцарь | История, заказы и факты
рыцарь в готических доспехах
Все медиа
- Похожие темы:
- монашество оруженосец камердинер министериале донзель
См. весь связанный контент →
6 мая 2023 г., 23:30 по восточноевропейскому времени (AP)
«Эдмонтон» сыграл вничью с «Найтс» после победы в Вегасе со счетом 5: 1На вопрос, не повредит ли дополнительный выходной день в дороге его «Эдмонтон Ойлерз» , после того как изменение расписания перенесло 2-й матч полуфинальной серии Западной конференции с пятницы на субботу, тренер Джей Вудкрофт усмехнулся и уверенно ответил:
рыцарь , французский шевалье , немецкий Риттер , теперь почетный титул, присуждаемый за различные заслуги, как в британской системе дворянства и пэрства, но первоначально в европейском средневековье формально назывался кавалеристом.
Первые средневековые рыцари были профессиональными воинами-кавалеристами, некоторые из которых были вассалами, владевшими землями в качестве феодальных владений от лордов, в чьих армиях они служили, в то время как другие не были наделены землей. ( См. также рыцарская служба.) Процесс вступления в рыцари часто становился формализованным. Юноша, предназначенный для военной профессии, мог с 7-летнего возраста или около того служить своему отцу в качестве пажа, прежде чем присоединиться к дому сюзерена своего отца, возможно, в возрасте 12 лет, для более углубленного обучения не только военным предметам, но и пути мира. В этот период своего ученичества он будет известен как дамуазо (буквально «лорд»), или варлет, или камердинер (немецкий: Knappe ), пока он не последовал за своим покровителем в походе в качестве его щитоносца, écuyer, или оруженосца, или в качестве носителя его оружия (armiger). Когда его признают опытным и поступят деньги на покупку его рыцарского снаряжения, его назовут рыцарем. Церемониал дубляжа значительно различался: он мог быть очень сложным в день большого праздника или по королевскому случаю; или его можно было просто исполнить на поле боя; и рыцарь дубляжа мог использовать любую подходящую формулу, которая ему нравилась. Общим элементом, однако, было использование плоского лезвия меча для прикосновения к плечу, т. Е. Почести рыцарства, сохранившиеся в наше время.
Еще из Britannica
тактика: конный рыцарь
По мере развития рыцарства стали приниматься христианские идеалы рыцарского поведения и рыцарства, подразумевающие уважение к церкви, защиту бедных и слабых, верность своему феодальному или военному начальству и сохранение личной чести.
(Читайте эссе сэра Вальтера Скотта «Британика» 1824 года о рыцарстве.) Европа вместе в общем предприятии под эгидой церкви. Рыцари, прозванные у Гроба Господня, были известны как рыцари Гроба Господня. Во время крестовых походов возникли первые рыцарские ордена: госпитальеры св. Иоанна Иерусалимского (впоследствии мальтийские рыцари), Орден Храма Соломона (тамплиеры) и, несколько позже, Орден св. Лазаря. , у которого была особая обязанность защищать больницы для прокаженных. Они были подлинно интернациональными и носили подчеркнуто религиозный характер как по своему назначению, так и по форме, с безбрачием для их членов и иерархической структурой (великий магистр; «столпы» земель, или провинциальные господа; великие приоры; полководцы; что самой церкви. Но вскоре их религиозные цели уступили место политической деятельности по мере роста числа и богатства орденов.
В то же время возникли крестовые походы с гораздо более национальным уклоном. В Испании для борьбы с находящимися там мусульманами или для защиты паломников в Кастилии между 1156 и 1171 годами были основаны ордена Калатравы, Алькантары и Сантьяго (Святого Иакова); В Португалии был Орден Ависа, основанный примерно в то же время; но Орден Монтесы в Арагоне (1317 г.) и Орден Христа в Португалии были основаны только после роспуска тамплиеров. Величайшим орденом немецких рыцарей был Тевтонский орден. Эти «национальные» ордена крестоносцев шли по пути мирского возвышения, как и международные ордена; но крестовые походы в Европу, которые они предприняли, не меньше, чем международные предприятия в Палестине, долгое время привлекали отдельных рыцарей из-за границы или не из их рядов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
ПодписатьсяМежду концом XI и серединой XIII века произошли изменения в отношении рыцарства к феодализму. Феодальное войско, рыцари которого были enfeoffed землевладельцами, обязанными обычно служить 40 дней в году, было достаточно для обороны и службы внутри королевства; но это вряд ли подходило для более частых дальних экспедиций того времени, будь то крестовые походы или длительные вторжения, подобные тем, которые были предприняты во время англо-французских войн. Результат был двояким: с одной стороны, короли часто прибегали к лишению рыцарского звания, т. е. к принуждению держателей земли выше определенной стоимости приходить и нарекаться рыцарями; с другой стороны, армии стали все больше и больше состоять из наемных солдат, а рыцари, которые когда-то составляли основную часть сражающихся, низводились до меньшинства — как бы до класса офицеров.
Постепенное прекращение крестовых походов, катастрофические поражения рыцарских армий пехотой и лучниками, развитие артиллерии, неуклонное размывание феодального строя королевской властью в пользу централизованной монархии — все эти факторы привели к распаду традиционного рыцарства. в 14 и 15 вв. Рыцарство потеряло свое военное назначение и к 16 веку было низведено до почетного статуса, который правители могли даровать по своему усмотрению. Это стало модой на модную элегантность для утонченной знати из княжеского окружения.
Большое количество светских рыцарских орденов было учреждено начиная с позднего Средневековья: например (и это лишь некоторые из них), Благороднейший Орден Подвязки, Орден Золотого Руна, Выдающийся Орден Святого Михаила и Святой Георгий, Древнейший Благороднейший Орден Чертополоха и Почетнейший Орден Бани. Эти почести предназначались для лиц, отличившихся в дворянстве или на государственной службе, или, в более общем смысле, для лиц, выдающихся в различных профессиях и искусствах. В Соединенном Королевстве рыцарство сегодня является единственным титулом, который до сих пор присуждается на церемонии, в которой суверен и подданный принимают личное участие. В его современной форме подданный становится на колени, и государь касается его или ее обнаженным мечом (обычно государственным мечом) сначала по правому плечу, затем по левому. Рыцарь-мужчина использует приставку сэр перед своим личным именем; женщина-рыцарь приставка Дама.
См. также Бат, Самый почетный орден; Британская Империя, Самый Превосходный Орден; Хризантема, Орден; Товарищи Почета, Орден; Подвязка, Самый Благородный Орден; Золотое руно, Орден; Рыцари Мальты; Почетный легион, Орден; Заслуги, Орден; Павлония Солнце, Орден; За заслуги; Восходящего Солнца, Орден; Королевский Викторианский орден; Святой Михаил и Святой Георгий, Самый выдающийся орден; тамплиер; Чертополох, Древнейший и Благороднейший Орден.
Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.Средневековые рыцари и рыцарство — английская история
Рыцари в средние века были всадниками, которые владели землей в обмен на военную службу.
Первоначально звание рыцаря можно было получить только за военные заслуги, и некоторые рыцари происходили из низших слоев средневекового общества. Однако рыцари в конечном итоге стали только потомками мужского пола посвященных в рыцари мужчин, в то время как рыцарские семьи считались дворянами. Несмотря на это, титул рыцаря не мог быть унаследован, и каждый дворянин должен был пройти длительный процесс, прежде чем стать рыцарем.
Процесс становления рыцарем начался в раннем детстве, обычно в возрасте 7 или 8 лет, когда мальчика отправляли в дом своего лорда, чтобы он начал свое обучение, чтобы стать рыцарем. С 7 до 14 лет мальчик работал пажом, типа официантом, личным слугой у старших. Пажа также обучали рыцарским добродетелям и поведению, а также тактике боя. Когда пажу исполнялось 14 лет, он становился оруженосцем, личным слугой рыцаря, а когда достигал достаточного возраста, присоединялся к рыцарю в бою. Некоторые оруженосцы были посвящены в рыцари за выдающиеся боевые действия, но обычно их посвящал в рыцари их лорд, когда последний считал обучение завершенным, что обычно происходило в возрасте 21 года.0003
Рыцарское звание было официально присвоено через церемонию, известную как награда, которая совершалась королем или сюзереном путем удара плоскостью меча по шее или плечу будущего рыцаря. После XII века прославлению обычно предшествовала религиозная церемония, которая включала молитву, пост, благословение оружия, бад очищения и бдение.
После формального посвящения в рыцари рыцари либо служили, либо нанимались более могущественными лордами. Одни рыцари владели землей и замками, другие были безземельными и принадлежали к разным военным орденам. Однако правила часто нарушались, а некоторые рыцари даже ввязывались в организованную преступность. Помимо так называемых рыцарей-разбойников или баронов-разбойников, некоторые рыцари отказывались присягать на верность сюзерену или военному ордену. Они были известны как странствующие рыцари, потому что они бродили по земле в поисках приключений, чтобы доказать свою ценность как рыцарей.
Рыцари играли решающую роль в средневековых войнах и часто оказывали решающее влияние на исход средневековых сражений. Обычно они были частью тяжелой кавалерии, которая превратилась в элитную касту воинов Средневековья. Рыцари должны были в любой момент откликнуться на призыв своего сюзерена или короля отправиться на войну, что требовало от них регулярного обслуживания своего военного снаряжения. Рыцари иногда могли избежать войны, заплатив щиток, но в конечном итоге каждый рыцарь был вынужден участвовать в военной кампании. В этом случае рыцаря обычно сопровождал вооруженный эскорт, состоящий из его вассалов, личных слуг (оруженосцев и пажей) и слуг. Рыцарь мог либо вести свои войска под своим знаменем, либо присоединиться к войскам под чужим знаменем. Рыцарь, сражающийся под своим собственным знаменем, был известен как рыцарь-баннерет или просто баннерет, тогда как рыцарь, сражающийся под чужим знаменем, был известен как рыцарь-холостяк.
По ряду причин к концу Средневековья значение рыцарей как профессионального боевого класса начало снижаться. Феодалы стали считать рыцарские повинности обременительными, а монархи стали предпочитать постоянные армии во главе с офицерами рыцарям. В результате этого развития средневековый институт рыцарства был еще больше разрушен из-за введения регулярной выплаты щита, денежной выплаты вместо действительной военной службы.
Рыцарство
Рыцарство более или менее связано со средневековым институтом рыцарства и было известно своим господством на полях сражений еще в Средние века. После IX века кавалерия или рыцари считались особыми элитными силами, состоящими из богатых рыцарей и дворян, которые могли позволить себе дорогие доспехи, лошадей и оружие.
Термин рыцарство происходит от французского слова chevalier, что означает «тот, кто скачет и сражается на лошади». В средние века этот термин также относился к набору этнических идеалов, связанных с рыцарскими добродетелями, поведением и куртуазной любовью. Сегодня термины «рыцарство» и «рыцарство» часто используются для описания поведения мужчин по отношению к женщинам.
Ссылка/цитирование этой страницы
Если вы используете какой-либо контент на этой странице в своей работе, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу в качестве источника контента.
Хэнсон, Мэрили. «Средневековые рыцари и рыцарство» https://englishhistory.net/middle-ages/medieval-knights/, 12 января 2022 г.Линк появится как Хэнсон, Мэрили.