Кого называли плебеями в риме: «Кто такие плебеи в Древнем Риме?» — Яндекс Кью

Кто такие плебеи и почему это слово стало обидным?

«Плебейские замашки», «удел плебеев» и даже «плебейская морда», — раньше мне довольно часто доводилось слышать эти выражения. В Италии тоже попадается: «пить воду из крана — удел плебеев»,  «налоги пусть платят плебеи» или «получать зарплату — это для плебеев»…

И чем эти бедные плебеи так насолили обществу, что их поминают нехорошими словами во всех странах Европы?

Дело было еще в Древнем Риме…

Патриции, плебеи и прочие клиенты

Принято считать, что плебеи, plebs, это простой народ, который противостоял правящей верхушке — патрициям. Но это не совсем так.

В римском обществе было много социальных слоев. В самом низу находились рабы — у них вообще не было никаких прав и хозяин обращался с ними, как хотел. Разными способами раб мог выйти на свободу: заработав денег, сам себя покупал у хозяина; или владелец брал да отпускал его на волю — за какие-либо заслуги, например…

Верхушкой общества являлись патриции. Когда Ромул основал Рим, он плугом очертил пределы города и поселил внутри первых римских граждан. Как это было, можно прочитать в статье «Кто и когда основал Рим». Затем Ромул выбрал себе советников — это были пожилые, со нравственным весом, всеми уважаемые люди. Первый древнеримский «сенат» состоял из 100 человек. (Понятие «сенатор» произошло от слова senex — старый, зрелый.)

Первые сенаторы назывались «отцы», то есть patres. Потомство этих патрес носило название патрициев, то есть сыновей сенаторов. Дети патрициев сызмальства приучались к управлению государством. Вот что пишут древние летописцы: «Считалось одним из доказательств скромности и уважения к старшим обыкновение провожать молодым людям своих родственников в сенат, стоять у дверей, и затем снова отводить домой. А император Август разрешил совершеннолетним сыновьям сенаторов присутствовать в самой курии сената, чтобы тем облегчить им приготовление к государственной службе».

Еще один интересный вид граждан — это клиенты. Как правило, они жили за счет патрициев, — те их кормили, давали одежду, а взамен клиент обязан обрабатывать землю патрона, защищать его во время мятежей, ходить вместе с ним на войну, и голосовать на выборах за того, кого укажет «шеф». Патроны представляли интересы своих клиентов в судах. В те времена только патриции знали законы, поэтому могли толковать их так, как выгодно им. Писали законы тоже они. Без патрона клиент не смог бы сказать и слова в суде.

Плебеи в этой иерархии находились где-то между рабами и клиентами. Они не имели патронов и ни от кого не зависели, но зато их никто и не защищал. Сами они законов не знали. Права выдвигаться на выборах у них не было, — патриции не хотели подпускать их к управлению. Плебеи платили очень высокие налоги и подати в казну государства. Патриции от этой обязанности были избавлены. Плебеи обязаны были участвовать в войнах, чтобы защищать Рим. Но всю добычу делили между собой патриции.

Поначалу плебеи были мелкими земельными собственниками, которые работали сами на себя, иногда у них были один-два раба в услужении. Со временем плебеи стали заниматься также торговлей и ремеслами.

Патрициям домусы и сапоги, плебеям — сандалии с многоэтажками

В таких домусах жили патриции

Патриции и их клиенты жили в городе, который основал Ромул на холме.

Плебеи — на огороженной территории у подножия холма.

Патриции жили в особняках с мраморными колоннами, бассейнами, стены часто были расписаны фресками, а полы выложены мозаиками, окна прикрывали тонкие плитки алебастра.

А плебеи обитали в «многоквартирных» домах, подобных нашим многоэтажкам. Иногда снимали комнаты над лавкой мясника или других непрестижных местах. Чтобы помыться, за водой ходили к фонтанам, или посещали общественные бани. Окна прикрывали деревянными ставнями.

Плебеи жили в многоэтажках…

Дома для плебеев строились из материалов наихудшего качества, делалось это абы как. Поэтому они часто обваливались, или в них случались пожары, стоило хозяйке неосторожно обойтись с огнем…

Император Цезарь Август учредил первую в истории службу пожарников, которые тушили такие возгорания. ..

Есть данные, что плебеи и рабы обувались в сандалии, а патриции носили на ногах калиги и кальчеи (что-то вроде сапог и ботинок, на одевание некоторых из них уходило до 10 минут). Император Калигула получил свое прозвище именно потому, что в детстве бегал по военному лагерю отца в сапожках.

Мужская одежда как у патрициев, так и плебеев, состояла из туники, — рубашки длиной до колен, перепоясанной ремнем.

Патриции на тунику надевали тогу, — большой отрез материи в форме полукруга до 6 метров в диаметре, она укутывала все тело до ног. Надеть тогу было сложным делом, приходилось прибегать к помощи рабов. Тога взрослого гражданина была однотонной, с желтоватым

Рубашку носили и те, и другие, а вот тогу — лишь патриции

оттенком — такой цвет отличает полотно из натуральной шерсти.

Те, кто хотел пройти на выборах в магистрат, выбеливали ткань, наверное, чтобы быть более заметными в толпе. Такой цвет назывался candido, — отсюда и появилось слово «кандидат». Те, кто уже служил в магистрате, носили тогу с пурпурными полосами.

А тоги триумфаторов имели пурпурный цвет и окантовку из золота по краям.

Профессии патрициев и плебеев отличались, как небо и земля.

Патриции признавали достойным делом только войну и политику, а также работу на земле (разумеется, они не сами обрабатывали свои участки, — это делали клиенты и рабы).

Плебеи либо трудились на своих земельных наделах, выращивая урожай, либо торговали, либо занимались каким-либо ремеслом. В Древнем Риме было полно магазинов, лавок, где продавались горшки, мебель, зеркала из бронзы, обувь, ремни, ювелирные украшения, скульптуры, картины, ткани, цветы, освежители воздуха, косметика. Выйдя из дома, прохожий мог купить лепешку или пирожок, которые ему наперебой предлагала уйма торговцев, ходивших с товаром по улицам. Или зайти в тогдашнее ателье и пошить платье у портного-плебея, а потом перейти к обувщику и заказать у него сандалии или ботинки.

Плебеи и рабы носили сандалии, а патриции — сапоги

Но не стоит думать, что патриции были сплошь богатыми, а плебеи — бедными, существовало сколько угодно обнищавших патрициев и процветающих плебеев. Основное отличие в том, что патриции держали в руках управление государством, а у плебеев не было голоса. А если плебей влез в долги и не мог рассчитаться с ними, его продавали в рабство. Многие проводили остаток дней в цепях, посаженные в темницы. И однажды случилась…

Первая в мире забастовка

Плебеи устроили ее в тот момент, когда Риму с трех сторон угрожали враги. Они просто отказались воевать. О том, как это было, пишет Тит Ливий:

«Плебеи видели, что вне Рима они сражаются за свободу и римскую власть, а дома их угоняют в плен и глумятся над ними их же сограждане, что свобода плебеев в большей сохранности на войне, чем в мирное время, и на территории врагов, нежели в границах Рима. Общее недовольство подогрело зрелище бедствий одного человека. На форум прибежал старик, весь в рубцах, отмеченный знаками бесчисленных бед. Одежда его была покрыта грязью, еще ужаснее казалось лицо — истощенное и бледное, коему дикий вид придавали отросшая борода и космы. Но даже столь безобразного, узнали его; говорили, что он командовал центурией, и, сострадая ему, наперебой восхваляли его военные подвиги. Сам он показывал шрамы, полученные в битвах. Спросили его, отчего он так опустился, и, когда вокруг него собралась огромная толпа, поведал он, что воевал на сабинской войне, и поле его было опустошено врагами, и не только урожай у него пропал, но и дом сгорел, и добро разграблено, и скот угнан, но все же налог от него потребовали, и вот сделался он должником. Долг, возросший от процентов, сначала лишил его отцова и дедова поля, потом остального имущества, и наконец, как заразная болезнь, въелся в саму плоть его: не просто в рабство увел его ростовщик, но в колодки, в застенок. И он показал свою спину, изуродованную побоями…»

Было это в 495 году до нашей эры. С тех пор плебеи стали в открытую выступать против таких порядков, а патриции, чтобы только заставить их воевать, пообещали улучшить их положение, но, как вы догадываетесь, обманули. Тогда те ушли на Священную гору в нескольких километрах от Рима, обнесли свой лагерь валом, сделали оборонительный ров, и сидели, никого не трогая. Чтобы их оттуда снять, потребовалась хитрость.

«Было решено отправить к плебеям посредника Менения Агриппу, — пишет Тит Ливий, — человека красноречивого и плебеям приятного, поскольку сам был родом от них. Допущенный в лагерь, он рассказал им притчу. В те времена, когда не было, как теперь, в человеке все согласовано, но каждый член говорил и решал, как ему вздумается, возмутились другие члены, что все их старания идут на потребу желудку; а желудок, спокойно сидя в середке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда члены, чтобы ни рука не подносила пищу ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжевывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и все тело вконец исчахли. Открылось, что и желудок не нерадив, что не только он кормится, но и кормит, потому что от съеденной пищи возникает кровь, а желудок равномерно по жилам отдает ее всем частям тела. Так, уподобив возмущение плебеев сенаторами мятежу тела, он изменил настроение людей. «

В результате «забастовки» плебеи добились того, что их права стали защищать народные трибуны — появилась такая новая должность в государственной иерархии. Они проводили законы, угодные плебеям, и даже могли наложить вето на решения, принятые сенатом. Сначала народных трибунов было два, а потом стало десять. По инициативе плебеев появились законы 12 таблиц, которые, хоть и ущемляли некоторые их интересы, были доступны для обозрения всем людям, ибо их выгравировали на бронзовых табличках и поместили на видном месте, и открыли плебеям возможность обсуждать их и знать наравне с патрициями, так что произвола с их стороны больше быть не могло. Законы эти оговаривали и ставку, по которой ростовщики могли требовать процент по долгам — не более 8,3% годовых.

Слово плебей сегодня носит презрительный оттенок потому, что со временем этим понятием стали обозначать самые низы общества, «чернь», позабыв о том, что эти люди внесли огромный вклад в историю Европы. Среди плебеев многие были скульпторами и художниками, современные искусствоведы выделяют даже такое направление — «плебейское искусство». И летописцев тоже было немало среди плебеев. Именно благодаря им до нас дошли сведения о жизни древних римлян. Да что там, и открывший Америку Христофор Колумб был сыном ткача, и знаменитый Леонардо да Винчи — дитя нотариуса и крестьянки, и многие другие важные фигуры средневековья — тоже были родом из семей не самого высокого полета. 

Пожалуй, древние плебеи — это то же, что сегодняшние фермеры и мелкие предприниматели. В Италии именно на их плечах держится экономика, они поставляют на стол еду и вино, а в шкафы — обувь, одежду и сумки. Они исправнейше платят налоги, — потому кое-кто и говорит в Италии, что это удел плебеев…

После того, что я изложила, у меня уже язык не повернется сказать плохо о плебеях. Надеюсь, у вас тоже 🙂

Не забудьте порекомендовать эту статью друзьям и знакомым, поделившись ею в социальных сетях.

Для тех, кто хочет проследить за отношениями плебеи—патриции в деталях и узнать, к чему они в итоге пришли, рекомендую почитать «Как развивалась борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме».

Патриции и плебеи – кто такие в Древнем Риме

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 156.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 156.

Патриции и плебеи в Древнем Риме представляли собой два основных класса общества. Первые вели свою родословную от основателей города, а вторые получили статус граждан Римской республики после завоевания их государств или городов на территории Апеннинского полуострова.

Патриции

Этот термин происходит из латыни от корня “Pater”, то есть отец. Изначально римскими патрициями были все коренные жители, которые входили в родовую общину и составляли “римский народ”. По мере развития города, выделилась родовая аристократия, которая владела землей. Ее предки входили в состав царского сената.

Рис. 1. Патриции.

К концу VI века до н.э. произошло превращение патрициев в господствующий класс Рима, который к тому времени стал республикой. Они имели особо право на пользование общественной землей.

В таком статусе они находились свыше 200 лет и к началу III века до н.э. слились вместе с плебеями и сформировали нобилитет – правящее сословие рабовладельческого класса.

Значение термина изменилось в период ранней Империи, то есть в I веке н.э., когда появилась прослойка нового патрициата, она составила привилегированную часть сенаторского сословия. Одной из причин формирования нового патрициата стал факт вымирания старых патрицианских родов. Пополнение сословия происходило за счет тех, кого возводил в этот статус император за службу себе.

К патрицианским родам относились, например, такие: Нумиции, Тарквинии, Туллии, Аквилии, Горации, Лукреции, Корнелии, Семпронии, Сервилии.

В ранний период Римской республики только патриции могли занимать ключевые политические посты, к которым относились диктатор, консул, верховный жрец и цензор.

Рис. 2. Сенат Римской республики.

Термин “патриции” использовался и в Средние Века для обозначения представителей власти в некоторых городах Европы – имперских и вольных.

Эти люди входили в городской совет, они могли избираться сенаторами и осуществляли судебную, административную и финансовую власть.

Плебеи

Термин “плебей” происходит из латыни, от слова “Plere”, то есть “наполнять”. Так в Древнем Риме называли население, которое не имело политических прав и этим самым отличалось от патрициев.

Сначала представители покоренных народов включали в трибы, которые формировались по родовому признаку и состояли из трех этносов:

  • Латины.
  • Сабины.
  • Этруски.

Из-за возросшего потока населения в Рим, его перестали принимать в трибы, а это значит, что его представители не входили в состав древних династий. Им запрещалось пользоваться землей, которая принадлежала общинам и принимать участие в религиозных обрядах.

Основными видами деятельности плебеев в тот период (с VI до III века до н.э.) стали ремесло и мелкая торговля. Некоторые из них смогли разбогатеть, но все равно были бесправны на фоне патрициев.

Плебеи постепенно стали требовать себе больше прав. Сначала они добились возможности избираться в плебейские трибуны, у которых было право вето на решения патрицианского магистрата. В середине V века до н.э. плебеи добились выставления на обозрение на центральной площади Рима 12 медных досок с законами. Плебейские собрания назывались “плебисцит”. В XX веке такой термин стал использоваться как одно из названий референдума.

В Средние Века плебсом называли городскую бедноту.

Закон о запрете браков между плебеями и патрициями просуществовал около года, его отменили в 445 году до н.э.

Рис. 3. Плебеи.

Что мы узнали?

Необходимо понимать, кто такие плебеи и патриции. Оба термина используются для характеристики населения по социальным группам в Средние Века и в Древнем Риме. В последнем свыше 200 лет плебеи были простонародьем с меньшим количеством прав, а патриции знатью, аналогом дворянства в период истории Нового времени.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Vladimir Zlotnik

    4/5

  • Иван Реуцкий

    5/5

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 156.


А какая ваша оценка?

плебеев — Ливий

Плебеи : римское выражение для описания группы обычно бедных граждан.

Слово plebs , как говорят, происходит от plere , «заполнять». Таким образом, плебеи были людьми, которые считались дополнением к «настоящему» римскому населению. Вполне вероятно, что это недоброе выражение было впервые придумано римской аристократией ранней республики, патрициями, монополизировавшими магистратуры и желавшими лишить всех остальных должностей. Это вызвало напряженность в отношениях с двумя другими группами:

  1. бедняки, которым приходилось обжаловать патрицианскому судье произвольные решения патрицианских магистратов (например, консулов),
  2. нуворишей, которые могли позволить себе доспехи, должны были сражаться в бою и платить налоги, но не имели права голоса в решении о войне и мире или надзора за расходованием своих денег.

Около 490 г. до н.э. (или, если использовать варроновскую хронологию, которую слишком часто путают с нашей эрой, 494 г.), эти две группы объединились, организовались в народное собрание ( consilium plebis

) и потребовали политических прав. Объединенная оппозиция была известна как плебс и, похоже, использовала это прозвище в качестве почетного титула.

Среди первых представителей плебеев были чиновники, известные как эдилы, ответственные за храм богини Цереры, культ Либера и Либеры, плебейские игры ( ludi plebeii ). Плебеи также создали должность трибуна ( tribunus plebis ), чиновника, который должен был защищать права непатрициев. Он имел право на вето (запретить) меры консулов ​​и финансовые решения квесторов. Хотя была некоторая оппозиция (например, Кориолан), патриции признали двух (позже десять) трибунов. Это развитие уникально для древнего мира, хотя есть параллели в городах средневековой Италии и Германии.

Когда римляне решили записать свои законы, была установлена ​​коллегия из десяти человек ( децемвиров ). В «Законах двенадцати таблиц» (середина пятого века) мы находим запрет на смешанные браки между патрициями и плебеями. Почти сразу трибун по имени Гай Канулей потребовал отмены этой статьи; в 445 г. до н.э. он добился успеха. Это был первый шаг к освобождению плебеев.

Следующим шагом было то, что высшая должность, консульство, должна была быть открыта для плебеев или, по крайней мере, для нуворишей. Однако существовали религиозные препятствия, поскольку определенные ритуалы требовали, чтобы магистраты принадлежали к определенным патрицианским семьям. Компромисс был найден: военные трибуны с консульскими полномочиями. Пока один из этих трех-шести человек был патрицием, боги не возражали. Эти магистраты должны были править Римом в конце пятого и начале четвертого века, что можно рассматривать как период разрядки в социальной борьбе.

Разграбление Рима в 387 г. кельтскими воинами и строительство республиканской городской стены (Сервиевой стены) спровоцировали серьезный социальный кризис, приведший к концу разрядки.

Многим приходилось влезать в долги. Обедневшие плебеи приняли Гая Лициния Столо и Луция Секстия Латерана, обоих нуворишей, в качестве своих лидеров. Когда они впервые стали трибунами в 376 ВК, то потребовали:

  1. урегулирование долгов; это было сделано для того, чтобы угодить бедным плебеям.
  2. конец правления военных трибунов. Вместо этого снова будут консулы, и один из них может быть плебеем — разумеется, одним из нуворишей.
  3. ограничение на владение землей. Ни один римлянин не должен был владеть более чем определенным количеством земли.

По словам историка Ливия, Секстий и Лициний оставались у власти десять лет, и они даже запретили избирать магистратов на пять лет. В конце концов Марк Фурий Камилл, диктатор 367 г. до н.э., убедил патрициев уступить требованиям плебеев. Взамен была создана новая магистратура, претура, которую должны были занимать только патриции. Этот компромисс был принят всеми римлянами, и богине Конкордии был посвящен храм.

Теперь, когда консульство стало доступным для нуворишей, их коалиция с бедными римлянами подошла к концу. Богатые и бедные плебеи получили то, что хотели, и их пути начали расходиться. Во второй половине четвертого века другие должности были открыты для нуворишей, которые теперь могли начать обычную сенаторскую карьеру ( cursus honorum ). Старое различие между патрициями и плебеями стало неуместным, и в 287 г. до н. э. решения Народного собрания были приняты так, как если бы они были приняты официальными собраниями (9).0009 Трибутные комиссии ).

С этого момента начала развиваться новая элита, дворянство ( nobiles ), которое состояло из семей, которые когда-то видели, как сын достигает высшего поста. Другие богатые люди, не прошедшие в Сенат, стали называться рыцарями и принадлежали к конному ордену. Слово «плебс» получило теперь другое значение: оно обозначало бедняков.

Несколько политиков, таких как Гай Фламиний (действовавший между 230 и 217 гг. ), использовали городских плебеев для управления собраниями. Их «народная» политика вызывала отвращение у более консервативных сенаторов, но они мало что могли против нее сделать. Столетие спустя трибунал снова стал революционной должностью. Плебеи требовали реформ, и политики, которые были готовы поддержать эти требования ( Populares ), могли рассчитывать на их поддержку в сборках. Мы можем назвать это «новым плебеем»: фактически городской пролетариат как группа политического давления.

В эпоху гражданских войн (ок. 133–127) несколько политиков постоянно разыгрывали «народную» карту: Тиберий Гракх, Гай Гракх, Луций Апулей Сатурнин, Публий Клодий Пульхер и Марк Целий Руф. В качестве трибунов они пытались стать первым человеком в Риме, предложив городскому плебею то, что он требовал (дешевую еду, землю, списание долгов и т. д.). Другие, такие как Гай Марий, Помпей Великий, Марк Лициний Красс и Гай Юлий Цезарь, переключались между популярной тактикой и более сенаторским подходом.

Это дало плебеям значительное влияние, и когда Август основал монархию, их жизненные условия значительно улучшились. Многие из них смогли покинуть город и получить ферму где-нибудь в Италии или в Средиземноморье; те, кто остался в Риме, получали продовольствие от государства ( аннона ). С другой стороны, преемник Августа Тиберий, который был императором между 14 и 37 годами, положил конец народному собранию. Это ознаменовало конец плебса как политической силы. Отныне слово плебс означало городской пролетариат, связанный со своим правителем двумя узами, хлебом и зрелищами.

Эта страница была создана в 2003 году; последнее изменение: 23 апреля 2020 г.

Римское общество в эпоху республики

Цель обучения

  • Описать отношения между правительством и народом во времена Римской республики

Ключевые моменты

  • Ряд событий повлиял на отношения между республиканским правительством Рима и обществом, особенно в отношении различий между патрициями и плебеями.
  • В 494 г. до н.э. солдаты-плебеи отказались выступить против военного врага, чтобы потребовать права избирать своих собственных чиновников.
  • Прохождение Lex Trebonia запрещало кооптацию коллег для заполнения вакантных должностей на трибунах, чтобы повлиять на голосование в пользу патрицианских блоков, а не плебеев.
  • На протяжении 4 века до н.э. был проведен ряд реформ, которые требовали, чтобы все законы, принятые плебейским советом, имели полную силу закона для всего населения. Это впервые в римской истории дало плебейским трибунам положительное политическое влияние на все население.
  • В 445 г. до н.э. плебеи потребовали права баллотироваться на выборах в качестве консулов. В конечном итоге был достигнут компромисс, по которому консульские командные полномочия были предоставлены избранному числу военных трибунов.
  • Закон Лицинио-Секста был принят в 367 г. до н. э.; он обратился к экономическому положению плебеев и предотвратил избрание новых патрицианских магистратов.
  • В течение десятилетий после принятия закона о Лицинио-Секстиане были приняты дополнительные законы, которые предоставили плебеям политическое равенство. Тем не менее плебею из неизвестной семьи по-прежнему было трудно попасть в Сенат из-за появления новой патрицио-плебейской аристократии, которая меньше интересовалась бедственным положением среднего плебея.

Термины

Плебеи

Общая группа свободных римских граждан, которые были частью низших слоев общества.

патриции

Группа семей правящего класса в Древнем Риме.

В первые несколько столетий Римской республики ряд событий повлиял на отношения между правительством и римским народом, особенно в отношении того, как эти отношения различались между отдельными слоями общества.

Последний царь Рима Луций Тарквиний Гордый был свергнут в 509 г.до н.э. Одним из самых больших изменений, произошедших в результате этого, стало учреждение двух главных магистратов, называемых консулами, которые избирались гражданами Рима на годовой срок. Это резко контрастировало с предыдущей системой, в которой король избирался сенаторами пожизненно. В систему консулов ​​были встроены проверки полномочий, поскольку каждый консул мог уравновесить решения, принятые его коллегой. Их ограниченный срок полномочий также открывал для них возможность судебного преследования в случае злоупотребления властью. Однако, когда консулы осуществляли свои политические полномочия в тандеме, масштабы и влияние, которыми они обладали, почти не отличались от влияния старых королей.

В 494 г. до н.э. Рим находился в состоянии войны с двумя соседними племенами, и солдаты-плебеи отказались идти против врага, вместо этого отойдя к Авентинскому холму. Там солдаты-плебеи воспользовались ситуацией, чтобы потребовать права избирать своих чиновников. Патриции согласились с их требованиями, и солдаты-плебеи вернулись в бой. Новые должности, которые были созданы в результате, стали известны как «плебейские трибуны», и им должны были помогать «плебейские эдилы».

В первые годы существования республики плебеям не разрешалось занимать должности магистра. Трибуны и эдилы технически не были магистратами, поскольку избирались только товарищами-плебеями, в отличие от единого населения плебеев и патрициев. Хотя плебейские трибуны регулярно пытались блокировать законы, которые они считали неблагоприятными, патриции все еще могли преодолевать свое вето при поддержке одного или нескольких других трибунов. Напряжение из-за этого дисбаланса сил привело к принятию Закона Требония, который запрещал кооптацию коллег для заполнения вакантных должностей на трибунах, чтобы повлиять на голосование в пользу того или иного блока. На протяжении 4 века до н.э. был проведен ряд реформ, которые требовали, чтобы все законы, принятые плебейским советом, имели равную силу для всего населения, независимо от статуса патриция или плебея. Это впервые в римской истории дало плебейским трибунам положительное политическое влияние на все население.

Гай Гракх. На этом рисунке XVIII века изображен Гай Гракх, народный трибун, председательствующий в плебейском совете.

В 445 г. до н. э. плебеи потребовали права баллотироваться на пост консула. Римский сенат сначала отказал им в этом праве, но в конечном итоге был достигнут компромисс, в соответствии с которым власть консульства была предоставлена ​​избранному числу военных трибунов, которые, в свою очередь, избирались центуриатным собранием с правом вето, сохраняемым за сенатом.

Около 400 г. до н.э., во время серии войн, которые велись против соседних племен, плебеи потребовали уступок за бесправие, с которым они столкнулись, будучи пехотинцами, сражающимися за военные трофеи, которых им никогда не суждено было увидеть. В результате в 367 г. до н.э. в конечном итоге был принят закон Лицинио-Секста, который урегулировал экономическое положение плебеев и предотвратил избрание новых магистратов-патрициев.

В течение десятилетий после принятия закона о Лицинио-Секстиане были приняты дополнительные законы, которые предоставили плебеям политическое равенство. Тем не менее плебею из неизвестной семьи по-прежнему было трудно попасть в Сенат. Фактически, само присутствие давней знати и глубокое уважение к ней со стороны римского населения очень затрудняло избрание на высокие посты лиц из неизвестных семей. Кроме того, выборы могли быть дорогими, ни сенаторам, ни магистратам не платили за их услуги, а Сенат обычно не возмещал магистратам расходы, понесенные во время выполнения ими своих служебных обязанностей, что создавало множество препятствий для вступления на высокие политические посты небогатых.

В конце концов, появилась новая патрицио-плебейская аристократия, пришедшая на смену старой патрицианской знати. В то время как старая патрицианская знать существовала просто на основе возможности баллотироваться на должности, новая аристократия существовала на основе богатства. Хотя небольшое число плебеев достигло того же положения, что и патрицианские семьи прошлого, новые плебейские аристократы были менее заинтересованы в бедственном положении среднего плебея, чем старые патрицианские аристократы. На какое-то время бедственное положение плебеев было смягчено благодаря более высокой занятости, доходам и патриотизму, вызванным серией войн, в которых участвовал Рим; эти вещи устранили угрозу плебейских волнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *