Trojden | Древняя Спарта: Вигасин А. А.
Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова греческие племена. Они обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой1.
1. Спартанцы и илоты. Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей её заставили работать на себя и стали называть илотами2. Рядом с Лаконией расположена плодородная Мессения. Спартанцы после ожесточённой борьбы завоевали и эту область. Жители Мессении также были превращены в илотов.
Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, отдавая спартанцам установленное государством количество выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов. Илоты были рабами, принадлежавшими Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.
Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними.
В Лаконии и Мессении илоты составляли большинство населения. Боясь их восстания, спартанские правители время от времени устраивали избиение безоружных людей. Спартанским юношам давали мечи и отправляли их бродить по окрестностям.
Днём они прятались, а ночью умерщвляли тех илотов, какие встречались на дорогах.
Нередко юноши обходили и поля, убивая самых сильных илотов.
Спартанский воин. Рисунок нашего времени.
1 Эта Спарта не имела ничего общего, кроме названия, с городом, упомянутым в мифах о Троянской войне.
2 Илоты — по-гречески «захваченные».
Жители остальной Греции называли убийство илотов гнусным делом и осуждали спартанцев за то, что они держат в рабстве своих соплеменников — греков.
2. Спарта — военный лагерь. Крепостных стен Спарта не имела.
Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслами, всякий ручной труд презирался.
Чужеземцы редко приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали и нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Самим жителям Спарты также редко разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.
Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлёбку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он тотчас послал за своей долей нищи, желая в этот раз пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.
За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет. Они участвовали в заседаниях пожизненно.
Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Народном собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали за сделанные ими предложения или против них.
Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика.
Девушка-бегунья. Древнегреческая статуя.
Мальчик, вынимающий занозу. Древнегреческая статуя.
Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.
В VI (6-м) веке до н. э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.
3. Спартанское воспитание. Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть.
Когда мальчики достигали семилетнего возраста, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам, где им предстояло жить вместе. Во главе каждого отряда ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания.
Главным воспитателем мальчиков назначался один из самых уважаемых спартанцев. За играми и занятиями детей также присматривали старики. Они старались вызвать ссору и драку, а затем наблюдали, отважны ли их питомцы, упорны ли в схватках.
Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота.
Легенда о поэте Тиртее
Во время одной из войн спартанцам было предсказано, что они победят, если афинянин возглавит их войско. Но афиняне в насмешку прислали не полководца, а хромого школьного учителя Тиртея. Спартанцы сначала подвергли его издёвкам. Однако Тиртей был поэтом, его пламенные песни подняли дух воинов, и спартанцы победили. С песнями Тиртея спартанцы шли в бой. В своих стихах поэт воспевал преданного родине воина:
Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,
Грудью удары встречать, в сече души не щадя.
Смело, друзья! Все вместе в отважном бою оставайтесь!
Бегства презрите почин, страх да пребудет вдали!
Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых, но даже в храмах пищу, предназначенную в жертву богам. Тащили из-под носа караульных всё съестное — овощи, хлеб, сыр. Но если воришка попадался, его избивали плетью, наказывая не за кражу, а за неумелое воровство.
Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называется лаконичной — по названию области Лакония).
Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато и мальчики, и девочки напряжённо занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. Юные певцы прославляли павших за Спарту, проклинали трусов, обещая в будущем доказать свою храбрость и совершить подвиги, достойные того, чтобы сохраниться в веках.
Объясните значение выражения «лаконичная речь».
Проверьте себя. 1. Кого называли илотами? Каково было их положение? 2. Чем Спарта напоминала военный лагерь? Какими мерами была ограничена свобода спартанцев? 3. Как управлялась Спарта? Что вам известно о Совете старейшин? о Народном собрании? о царях в Спарте? Поработайте с картой (см. с. 115). Найдите и назовите две области, в которых было расположено Спартанское государство. В какой части Греции они находятся?
Подумайте. 1. Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте ответ. 2. Что хотела сказать спартанка, провожавшая сына на войну? Подавая юноше щит, она лаконично произнесла: «С ним или на нём».
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
История Спарты в VIII–VI веках до н.э.
Содержание
Главным противником Афин в Греции был полис Спарта, или Лакедемон. Эти два полиса во многом можно считать полными противоположностями. Если в Афинах, как вы знаете, в VI веке до н.э. с приходом Солона начала зарождаться демократия, то Спарта была образцом аристократической олигархии. В Афинах процветали торговля и искусства, тогда как спартанцы бы известны воинской доблестью и угнетением илотов. О том, как была устроена Спарта, мы рассказываем в этом уроке.
Возникновение Спарты
Поскольку в Спарте были почти не развиты ремесла и искусства, до нас дошло малое число свидетельств об ее истории.
Единственные виды творчества спартанцев, о которых нам известно, — это музыка и стихосложение. Но из них редко можно выделить ценные исторические свидетельства.
Большую часть сведений о жизни в Лаконии историки получают через документы и источники, не относящиеся к спартанской культуре. Среди них, например, труды Плутарха.
Еще в древнейшую эпоху в область под названием Лакония пришли племена ахейцев — предков всех греков. В ходе противостояния власть над Лаконией получили два знатных рода.
Постенно укрепляясь среди прочих городов тех мест, Спарта стала главенствовать над зарождающейся спартанской державой. При этом в ней сохранилась традиция, согласно которой править могли лишь совместно два царя из тех самых древнейших родов.
Флаг СпартыДолгое время под властью двух царей Спарта завоевывала мелкие соседние племена, подчиняя их и угоняя в рабство. Главным их завоеванием стала область Мессения.
Тех, кого обращали в рабство, называли илотами. Известно, что прочие полисы относились с негодованием к такой практике. Считалось, что это порабощение греков греками — варварство.
Таким образом, в целом можно сказать, что спартанцы завоевали Лаконию и подчинили своей власти ее исконных жителей на территории самой Лаконии и Мессении.
Несмотря на свое военное господство в Лаконии, Спарта долгое время оставалась незначительным полисом среди прочих держав.
Ученые полагают, что подъем Спарты связан с именем законодателя Ликурга, который значительно изменил устройство полиса. О нем пойдет речь в следующем уроке.
{"questions":[{"content":"Выберите верные утверждения об истории возникновения Спарты: [[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["Спарта возникла в области Мессения","До историков дошло мало свидетельств из самой Спарты","Спартанцы завоевали ближайших соседей, расширив свое господство","Спартанцы позволяли завоеванным племенам жить наравне с ними","В Спарте всегда было два царя"],"explanations":["В действительности Спарта возникла в области Лакония.","Изучение истории Спарты возможно в основном благодаря косвенным свидетельствам, таким как треды Плутарха.","Да, спартанцы вели активную завоевательную деятельность по отношению к соседям.","Спартанцы угоняли другие племена в рабство.","Традиция двоецарствия сохранялась на протяжении почти всей истории независимой Спарты."],"answer":[1,2,4]}}}]}
Население и быт жителей Спарты
Слои общества
Социальное деление в Спарте строилось в основном по родовому признаку.
Исконные жители Лаконии назывались спартанцами (или спартиатами). Спартанцы обладали всеми политическими правами и занимались только воинским делом.
Ручной труд, торговля и любое ремесло считались недопустимыми для свободного человека спартанского происхождения. В связи с этим большую часть свободного времени спартанцы посвящали телесным упражнениям и тренировкам.
Вторым главным их занятием была политика. С приходом Ликурга это их занятие стало играть ещё большую роль.
Уже упомянутые илоты находились в полном рабском подчинении. Илоты не имели политических и имущественных прав. По сути, они были лишь «живыми инструментами» в руках спартанцев.
Жилье спартанцев и илотов было четко отделено. Спартанцы жили в городе, тогда как илоты проживали в деревнях, где занимались сельским хозяйством — животноводством, выращиваением зерна и оливок.
Они в то же время составляли большинство населения Спарты. Осознавая опасность бунтов и мятежей, спартанцы регулярно устраивали показательные охоты на илотов — криптии.
Криптия проводилась следующим образом. Молодых спартанцев вооружали лишь самым необходимым — коротким мечом, легкой броней и едой, — после чего выпускали на территории, где проживали илоты.
Днем спартанцы прятались, а ночью выходили на поиски своих жертв-илотов. Безоружные илоты во время криптии обладали правом защищаться от нападающего любыми подручными средствами.
Каждый убитый в ходе криптии илот считался достижением. Смерть от руки илота была позором, так что убийцу не наказывали за это злодеяние. В мирное время покушение илота на жизнь спартанца каралось смертью.
При помощи криптий спартанцы устрашали илотов и уменьшали их число, чтобы оно не стало достаточным для восстания.
Среднее место между илотами и спартанцами занимали периэки. Они не были рабами, но и не обладали политическими правами. Иногда их допускали до воинской службы в ополчении.
Основными занятиями периэков были ремесла и торговля. В том числе благодаря им спартанская экономика удерживалась от распада. Ведь ни илоты, ни спартанцы не занимались торговыми и ремесленными делами.
{"questions":[{"content":"Введите правильные названия для социальных слоев Спарты:<br /><br />Господствующим слоем, основанном на родственных связях, в Лаконии были [[input-1]]. Они обладали политической и военной властью. Ремеслами и торговлей в Спарте занимались [[input-7]]. В то же время им не дозволялось участвовать в политике. В ужасном положении находились [[input-18]]. Они находились в рабстве у господствующей аристократии, и им запрещалось все, кроме простейшего ручного труда.","widgets":{"input-1":{"type":"input","inline":1,"answer":["спартанцы","Спартанцы","спартиаты"]},"input-7":{"type":"input","inline":1,"answer":["периэки","периеки"]},"input-18":{"type":"input","inline":1,"answer":"илоты"}},"step":1,"hints":["На вершине социальной иерархии в Спарте находились спартанцы.Они были свободными воинами, обладавшими всеми возможными правами в полисе.","После спартанцев шли периэки. Они были сводобными людьми, но не участвовали в политике, занимаясь ремеслом и торговыми делами.","Илоты были рабами спартанцев. Основными их занятиями было животноводство и выращивание растений."]}]}
Культура и быт спартанцев
Для спартанцев характерен специфический культурный тип, почти полностью связанный с воинским бытом. А именно многие обычаи, традиции были направлены на воспитание воинов, готовых отдать жизнь за родной полис.
Например, мы уже успели обсудить криптии. Они не только устрашали илотов, но и служили средством воспитания.
Во время криптий молодой спартанец должен был показать свою готовность безжалостно убивать врагов и умение владеть оружием. Чем больше илотов убивал спартанец, тем более почетным было его положение среди своих сверстников.
Кроме того, в спартанцах воспитывался коллективный дух. У них почти не было частной собственности. Спартанцы редко пользовались деньгами, в связи с чем торговля в Лаконии была почти не развита.
Показательным в отношении быта является закон о женах спартанцев. Например, согласно ему, суд Спарты мог приказать спартанцу отдать жену более доблестному воину. Считалось, что ребенок станет подобным своему отцу.
До нас дошли сведения также об одном из наиболее жестоких обычаев спартанцев. Это широко известный обряд, связанный с отбором младенцев.
При рождении ребенка его необходимо было показать совету старейшин. В том случае, когда ребенок казался им здоровым, его отдавали обратно матери. Если же дитя выглядело немощным и болезненным, его сбрасывали со скалы.
В 7 лет детей отдавали в своеобразные воинские училища. Там их подвергали тяжелым тренировкам, чтобы воспитать в них твердость тела. Доходило вплоть до того, что учителя стравливали учеников, отбирая тем самым самых сильных.
От спартанцев нам в наследство также достались крылатые фразы. Одна из них — «лаконичная речь». Оно появилось благодаря особой культуре воспитания спартанской молодежи.
Юношам предписывалось на вопросы старших давать меткие и точные ответы. Метафорические описания и длинные речи считались признаком обмана или глупости.
Такая манера речи сохранялась у спартанцев на протяжении всей жизни. По названию местности подобный способ общения стали называть «лаконичной речью», а людей «лаконичными».
Многие другие законы в отношении быта спартанцев ввел Ликург. О них мы подробнее поговорим в следующем уроке.
{"questions":[{"content":"Сопоставьте названия обычаев спартанцев и их описание:[[matcher-1]]","widgets":{"matcher-1":{"type":"matcher","labels":["Криптии","Лаконичная речь","Отбор младенцев","Закон о женах"],"items":["Охота на рабов-илотов","Умение коротко и ясно излагать собственные мысли","Разделение младенцев на слабых и сильных и избавление от первых","Передача жены другому, более сильному спартанцу"]}}}]}
Управление в Спарте до Ликурга
В Спарте существовали в начальном, неорганизованном состоянии три коллективных органа власти — басилея, герусия и апелла.
Басилея — царский совет — состоял, закономерно, из двух царей Спарты. Это был, по сути, орган военного руководства, поскольку каждый царь мог быть назначен главнокомандующим. Законодательная роль отводилась герусии.
Герусия, в свою очередь, представляла собой совет старейшин из наиболее почитаемых и доблестных спартанцев. Однако до Ликурга не существовало однозначных критериев вхождения в этот совет. Не было и ограничений на число его участников.
Наконец, апелла была всеобщим собранием спартанцев. На него могли свободно приходить граждане полиса и голосовать за политические решения. В целом, однако, апелла была неорганизована и собиралась произвольно, по решению старейшин.
Герусия. Современный рисунок.Таким образом, власть в Спарте на этом этапе была слабо организована и, фактически, была заключена в руках небольшого числа аристократов, состоявших в герусии.
{"questions":[{"content":"Распределите по группам органы управления Спарты и Афин:[[grouper-1]]","widgets":{"grouper-1":{"type":"grouper","labels":["Органы управления в Спарте","Органы управления в Афинах"],"items":[["Герусия","Басилея","Апелла"],["Ареопаг","Народное собрание","Совет архонтов"],["Парламент","Сенат"]]}},"step":1,"hints":["К органам управления в Афинах относятся ареопаг, народное собрание и совет архонтов.","Парламент и сенат являются более поздними видами органов власти."]}]}
Подобное уязвимое политическое устройство требовало изменения и улучшения. В следующем уроке мы расскажем о Ликурге и о тех изменениях, которые он внес в политику и быт спартанцев.
Кем были илоты Древней Спарты?
Написано GreekBoston.com по истории Древней Греции. Комментарии к записи Кем были илоты Древней Спарты?
Для того, чтобы понять, кто такие илоты, нужно также упомянуть об их родстве со спартанцами. В Древней Спарте илоты были порабощенным населением рабов. Бывшие воины, илоты значительно превосходили численностью спартанцев. Во время битвы при Платеях, которая произошла в 479 г.э., на каждого спартанца приходилось семь илотов.
Из-за этого спартанцы часто шли на многое, чтобы убедиться, что они остаются под контролем.
Откуда они взялись
Есть некоторые споры о том, откуда на самом деле пришли илоты. Одна из общепринятых теорий состоит в том, что они были коренными жителями региона на Пелопоннесе, где обитала Спарта. Также ведутся споры о происхождении слова Илот. Некоторые считают, что это слово произошло от названия деревни, расположенной на Пелопоннесе, а другие считают, что оно произошло от древнегреческого слова, означающего «быть захваченным или взятым в плен». В любом случае, реальность такова, что единственная известная запись о том, что они как группа были рабами спартанцев.
Илоты были рабочими
Поскольку Древняя Спарта была обществом воинов, это означает, что большинство мужчин были профессиональными солдатами. Остальные спартанцы как-то поддержали солдат.
С ними часто плохо обращались
Хотя их количество варьировалось на протяжении всей истории Спарты, илоты в целом превосходили численностью спартанцев. Как упоминалось выше, во время битвы при Платеях илоты численно превосходили спартанцев семь к одному. Чтобы удержать их от восстания, спартанцы часто жестоко обращались с ними и убивали их. Историк Мирон Приенский сказал в своем Apud Athenaeus , что:
Илотам поручают все постыдные задания, ведущие к позору. Ибо они предписали каждому из них носить шапку из собачьей шкуры (κυνῆ /kunễ) и заворачиваться в шкуры (διφθέρα/diphthera) и получать установленное количество побоев каждый год независимо от каких-либо проступков, чтобы они никогда не забывали, что они рабы.
Как видите, история илотов напрямую связана со спартанцами. Хотя никто точно не знает, откуда они пришли, ясно, что, хотя они считались рабами, они были важны для спартанцев. Поскольку Спарта была обществом воинов, они оставили домашнюю и экономическую работу илотам, чтобы спартанские мужчины могли стать солдатами, а женщины могли управлять административными аспектами домашнего хозяйства.
Источники:
Википедия — Илоты
Википедия – История Спарты
Британика — Илоты
Категория: История Древней Греции
Этот пост был написан GreekBoston.com
Илот — Ливиус
Илоты: класс несвободных крестьян в спартанском обществе, которых можно определить как государственных крепостных.
В древности все люди были неравны. Гражданство было привилегией; магистратуры обычно предназначались для мужчин; не всем разрешалось служить в армии; право вступать в брак было ограничено; не всем разрешалось владеть землей; некоторые профессии считались вульгарными; и почти в каждом обществе был по крайней мере один класс людей, которые не были сами себе хозяевами. Они были несвободны. Представления о том, что все члены общества равны перед законом, имеют одинаковые права и свободны, просто не существовало.
Спартанское общество не стало исключением из этого правила. Как и в других городах Древней Греции, все люди принадлежали к разным группам, и существовал класс несвободных рабочих, илотов. Как правило, это были крестьяне, но иногда они встречались и в других слоях спартанского общества (в качестве домашней прислуги, охранников и конюхов), и, хотя считалось, что они этнически отличались от спартанской элиты, они могли быть эмансипированы и войти в мир свободнорожденных.
Ничто из этого не является уникальным, и античным и современным авторам было очень трудно определить гелотизм, потому что он не считался обычным видом несвободного труда. В отличие от рабов в Афинах, у илотов были свои семьи и общины, и они не были частной собственностью. Поэтому Павсаний называет их «рабами государства». Страбон из Амасии говорит, что они были «своего рода общественными рабами», а другие авторы говорят, что они были категорией между рабами и свободными людьми. Возможно, лучший подход — оставить тонкости такими, какие они есть, и просто определить илотов как класс несвободных рабочих.
Вероятно, илотизм — очень древняя категория; это может быть даже пережиток микенских времен. Предполагалось, что когда дорийцы завоевали Лаконию (юго-восток Пелопоннеса), они низвели местное население до статуса илотов. Аргументом в пользу этой теории является то, что слово heilôtes может быть связано с глаголом, означающим «захват». С другой стороны, вторжение дорийцев плохо изучено, и, возможно, неразумно использовать плохо изученное явление для объяснения другого плохо изученного явления.
Каковы бы ни были истоки элотизма и его связь с рабством, достаточно определенно, что, когда спартанцы завоевали Мессению на юго-западе Пелопоннеса (вероятно, в восьмом или седьмом веке), местное население стало илотами. Они были вынуждены работать на земле и должны были отдавать плоды спартанцам. Однако их общины остались нетронутыми, и им было разрешено проводить свои собственные религиозные церемонии. Они по-прежнему считались мессенцами, должны были определять себя как угнетенный класс и надеялись на освобождение. Гораздо позже Ксенофонт заявил, что илоты с удовольствием съедят своих хозяев сырыми, и было зарегистрировано несколько восстаний мессенских илотов.
На самом деле создание большого количества илотов в Мессении вызвало большие проблемы и привело к введению строгой воинской дисциплины среди спартанцев, которые стали специализированным воинским сословием. Им приходилось постоянно быть начеку, и поэтому неудивительно, что их магистраты (эфоры) каждый год объявляли войну мессенцам. Если члену спартанской элиты случалось убить илота, это считалось не убийством, а актом войны. Зафиксированы и другие акты насилия и террора, и кажется, что спартанское общество в целом страдало от постоянного страха перед восстанием илотов. Вероятно, илоты превосходили своих хозяев примерно в семь раз.
С другой стороны, была и более добрая политика по отношению к илотам, как бы для их задабривания. Илоты всегда могли мечтать об освобождении, и мы знаем, что спартанское правительство действительно иногда освобождало группы илотов. Они были известны как neodamôdeis и имели право служить в спартанской армии, что также означало, что они разделяли добычу. Бывшие илоты также записаны как гребцы.
Система рухнула в четвертом веке. В 371 г. фиванский полководец Эпаминонд разбил спартанцев при Левктрах, а позже вторгся на Пелопоннес, где освободил илотов Мессении. Илоты Лаконии, по-видимому, были освобождены позднее царями-реформаторами Клеоменом III (235–222) и Набисом (207–2019).