Кого называли гуманистами в раннее новое время: 1.Как вы понимаете слова:»Я ставлю тебя в центре мира»? 2. Кого называли гуманистом в раннее…

Великие гуманисты Европы. Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле



Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, – Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

Деятелей новой культуры называли гуманистами, потому в центре их мировоззрения, их внимания находился человек (по латыни «студиа хуманитатис» означает «познание человеческого»).

Эпоху называли Возрождением, потому что гуманисты за вдохновением и за идеалами обращались к эпохе Античности, тем самым возрождая ее после средневековья.

Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

В природе гуманисты видели божественное начало, саму природу нередко отождествляли с Богом.

Человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, как считали гуманисты, поставлен в центр мироздания самой природой Человек для гуманистов был венцом божественного творения, поэтому обладал возможностями достичь счастья уже в земной жизни.

В общественную жизнь культура Возрождения привнесла понимание достоинства человеческой жизни, новые взгляды на устройство общества, новые подходы в обучение, изменила принципы искусства.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»?

Эти слова можно понять так, что для гуманистов в центре мироздания находился не Бог, как считали средневековые схоласты, а человек, т.к. он обладает безграничными способностями, а также свободной волей.

Вопрос 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?

В раннее Новое время гуманистами называли образованных людей, которые изучали античную литературу, пытались переосмыслить положения средневековых схоластов об устройстве мира и о роли человека. Да, Джованни Морелли можно считать гуманистом, т.к. гуманисты не были выходцами из какого то определенного социального слоя, поэтому купец Дж. Морелли которые советует читать и размышлять над поучениями древних авторов безусловно является гуманистом.

Вопрос 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле?

Эразм Роттердамский — будучи выдающимся знатоком латыни, он комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.

Главное его произведение – Похвала глупости.

Томас Мор — политик и первый министр английского короля. Пытаясь разобраться в устройстве современного ему обществе, он написал книгу, которая получала название «Утопия». В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности. Во второй части книги он описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал.

Франсуа Рабле — врач и один из самых образованных людей своего времени. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» возрождал старинные традиции народных представлений, высмеивал жестокость, тупость, уродство, ханжество власть имущих. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой – невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

Идеалы античной культуры были близки гуманистом, потому что античные философы также ставили человека в центр своего мировоззрения.

Вопрос 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»?

Петр I, который стремился перестроить свое царство по европейскому образцу, должен был показать несостоятельность прежних традиционных ценностей, которые во многом и высмеивались в романе Эразма Роттердамского. Это произведение должно было распространить новые ценности об устройстве общества, государства, власти монарха, высмеять противников Петра в среде бояр, духовенства, которые держались за средневековые традиции.

Вопрос 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?

Современников могли заинтересовать идеи устройства идеального общества. В Англии XVI в. было много социальных проблем, вызванных огораживанием, ростом числа бедняков. Т. Мор в своем романе как раз пытался найти решение этих проблем. Книга интересна тем, что многие проблемы, о которых писал Т. Мор, остаются актуальными и сегодня, например проблема бедности.

Вопрос 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).

Эразм Роттердамский — http://www.hrono.info/biograf/bio_e/erazm_rot.php

Томас Мор — http://www.hrono.info/biograf/bio_m/mortomas.php

Франсуа Рабле http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rable.php

Мишель де Монтень — http://www. hrono.info/biograf/bio_m/montenm.php

Вопросы к документу

Вопрос 1. Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию.

Потому что Мишель де Монтень призывает человека к саморазвитию, к самосовершенствованию, а не к слепой покорности и не к стремлению властвовать над другими. Его идеал развитая личность

Вопрос 2. Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.

Характерные архитектурные детали для эпохи античности: колонна, арка, купол, строгие геометрические формы, строгость и гармоничность форм.

Вопрос 3. Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

Общими чертами организации пространства являются строгие геометрические формы, четкое разделение всех архитектурных элементов, соблюдение симметрии.

Вопрос 4. Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

Рим называют Вечным городом, почти тысячу лет он не был захвачен, но даже после захвата и разграбления 476 г., он сохранил свое величие и вернул политическое, религиозное и культурное значение в качестве главного города Европы в эпоху средневековья — резиденции Папы Римского.

Параграф 7 ГДЗ Юдовская к учебнику по истории 7 класс

Проверьте себя

1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»?

Я понимаю эти слова так: находиться в центре мира означает возможность выбрать свой путь самостоятельно — ведь от центра ведут дорожки во все стороны. Можно пойти по той, которая больше тебе понравилась и больше отвечает твоим склонностям.

Для гуманистов Нового времени это также означало то, что в центре мира стоит не Бог, как считали в Средневековье, а человек, обладающий волей и безграничными возможностями.

2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?

В период раннего Нового времени название «гуманист» связывалось с высокой образованностью, изучением античной культуры, переосмыслением средневековых схоластических догм мирового устройства и роли человеческой личности.

Итальянского политика, историка искусства Джованни Морелли можно назвать гуманистом, поскольку он был разносторонне образованным человеком, глубоким знатоком итальянского искусства, создавшим новые научные принципы анализа живописных произведений. При этом, он ещё изучал медицину, морфологию, физиогномику и естественную философию.

3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле.

1) Эразм Роттердамский:

Ученый-гуманист и сатирик Северного Возрождения

Начал критическое исследование текста Священных писаний

Был родоначальником «научного богословия», которое противопоставлялось схоластике

Благодаря ему вернулась в обиход литература античности

Занимался педагогикой и выделил важные идеи: «Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания», «Человека человеком делает разум» и т. д.

Написал «Пословицы», «Похвалу глупости», «Разговоры запросто», «Воспитание христианского государя» и так далее.

2) Томас Мор:

Главное произведение — «Утопия»

В книге обосновал идею о том, что частная собственность – корень всех социальных зол, и «выздоровление общества» с ней невозможно.

Был первым социалистом.

Считал, что общество – это заговор богачей, а государство – их орудие.

Его воображаемая страна Утопия – идеальный реальный социалистический мир

Но считал, что в его идеальном государстве должны были быть рабы в золотых кандалах, как воспитание презрения к драгоценностям

3) Франсуа Рабле:

Главное произведение – Гаргантюа и Пантагрюэль

Французский сатирик, философ и педагог

Заложил основы современной европейской литературы

Был также гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом

Стремился высмеивать человеческие пороки, государство и церковь в своих произведениях

Пороки, показанные им в произведении, вызвали массовый протест в эпоху Реформации.

Подумайте

1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

Великие гуманисты Европы возрождали культурные ценности античного мира, давайте рассмотрим их более подробно:

1) Стремление к совершенству. Классический идеал совершенства затрагивал как духовное, так и физические состояние человека, его тело, ум и душу.

2) Желание построить идеальное общество и государство.

3) Абсолютная ценность добра. Гуманисты, как и античные авторы, считали, что счастье человека невозможно без добрых и праведных дел. Отмечалось и право человека на свободу.

4) Любовь к знаниям. Любая дисциплина, включающая культивирование навыков и знаний, имела для гуманистов непревзойденную ценность.

5) Размещение человека в центре мироздания и приоритет общественных выгод.

2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»?

Известно, что император огромное значение придавал просвещению: во время его правления появлялись новые школы, училища, академии, Пётр даже издал указ, согласно которому дети знатных семей не должны были вступать в брак до тех пор, пока не приобретут хотя бы минимальный багаж знаний. Как и Эразм, он считал глупость одной из главных проблем, тормозящих развитие нации. Книга, которая обнажает и бичует злоупотребления и глупость так называемого высшего общества отражала мысли царя и его видение сложившейся ситуации.

Вторая причина — ещё более серьезная. На протяжении всего своего царствования Петр делал всё, чтобы власть монарха в стране стала единоличной, и поэтому стремился ослабить влияние церкви. А приблизительно три четверти от всего объема «Похвалы глупости» занимают мысли, согласно которым религиозные взгляды богословов служат разделению, а не объединению христиан. Пётр, который стремился минимизировать влияние церкви, взгляды Эразма на богословие и церковь конечно же оценил и использовал их в своих интересах.

3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?

Речь в вопросе, вероятно, об «Утопии» — одном из значительных и неоднозначных произведений автора.

Чем же интересна книга и современникам, и ныне живущим? Да всё тем же, что речь в ней идёт о справедливости, которую жаждет человечество на протяжении всей своей истории.

Он описал государство, в котором царит мир и равноправие, а также отсутствуют какие-либо преступления. Конечно же, его книга больше заинтересовала бедняков, которые ежедневно сталкивались с социальными проблемами.

Однако, стоит отметить, что проблемы, описанные в «Утопии» Т. Мора остаются актуальными и сегодня, например, та же проблема бедности и несправедливости.

4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).

Биография Томаса Мора

Томас Мор, полностью сэр Томас Мор, также названный Святой Томас Мор (1478-1535), английский гуманист и государственный деятель, канцлер Англии (1529-32), который был обезглавлен за отказ признать короля Генриха VIII в качестве главы английской церкви. Он признан святым Римско-католической церковью.

Томас, старший сын адвоката, который позже был посвящен в рыцари и стал судьей королевской скамьи, получил образование в одной из лучших школ Лондона. После, учился в Оксфордском университете на протяжении двух лет, овладевая латинским и проходит тщательное обучение в формальной логике.

Примерно в 1494 году его отец снова привез в Лондон, чтобы изучить общий закон и право. В феврале 1496 года он был принят в одно из четырех юридических обществ, готовившихся к поступлению. В 1501 году он стал адвокатом. Благодаря его безграничному любопытству и потрясающей способности к труду он вместе с законом сумел сохранить свои литературные занятия. Он жадно читал Священное Писание, отцов Церкви и классиков и пробовал себя во всех литературных жанрах.

С 1510 года по 1518 годы, служил королю, как беспристрастный судья, бескорыстный консультант и «общий покровитель бедных».

В 1511 года со смертью, возможно, в родах, его жены он остался вдовцом с четырьмя детьми, и в течение нескольких недель после смерти его первой жены он женился на Алисе Миддлтон.

В Лёвене в декабре 1516 года он публикует свою известную книгу «Утопия». Книга была непосредственным успехом у читателей. Вскоре, переведя на большинство европейских языков, Утопия стала предком нового литературного жанра, утопического романса.

В 1521 году он стал подчиненным и рыцарем короля. Он приветствовал иностранных посланников, выступил с официальными выступлениями, подготовил договоры, читал переписки, обменянные между королем и другими, и отвечал от имени короля. В апреле 1523 года был избран спикером Палаты общин; в то же время лояльно стремясь обеспечить цели правительства, он сделал заявление о более справедливой свободе слова в парламенте. Университеты, как Оксфорд в 1524 году, Кембридж в 1525 году, сделали его своим верховным управляющим.

Летом 1527 года Генрих VIII «положил Библию перед ним» как доказательство того, что его брак с Екатериной Арагонской, которая не смогла произвести наследника мужского пола, был недействительным, даже кровосмесительным. В 1529 году Мор становится канцлер-лордом, но не признает решение Генриха о разводе и свадьбе с Анной Болейн. Отказ Мора присутствовать на коронации Анны Болейн, стало поводом для осуждения Мора. Ему также предоставили обвинения в коррупции. 17 апреля 1534 года он был заключен в Башню. В тюрьме Мор написал «Диалог комфорта против скорби», шедевр христианской мудрости и литературы. Вскоре его казнили.

Известие о смерти Мора потрясло Европу. Эразм Роттердамский оплакивал человека, которого он так часто хвалил, «чья душа была более чиста, чем любой снег, чей гений был таков, что Англия никогда не имела и никогда больше не будет иметь подобного». Он был канонизирован Пием XI в мае 1935 года.

гуманистов и Европы | EHNE

В середине четырнадцатого века итальянский поэт Франческо Петрарка, известный на английском языке как Петрарка (1304-1374), в порыве поэтического энтузиазма провозгласил близкую зарю новой эпохи, отмеченной глубоким культурным обновлением, охватывающим письма, науки и искусства. Новая эпоха, которую с 19 го века принято называть Ренессансом, возродит золотой век античности и ознаменует победу света над тьмой. «Отряхнув тьму», — писал Петрарка в стихотворении 9. 0005 Африка , «наши потомки еще раз увидят чистое солнце давних времен / вы увидите, как Геликон зеленеет свежими побегами / лавр расцветет: тогда восстанут / возвышенные, плодородные умы, чей пыл / восстановит древняя любовь Пьеридов… тогда вы снова станете молодыми, а свет более счастливого века воссияет для поэтов». Столетие спустя, в 1484 году, Марсилио Фичино (1433–1499), выдающийся член Платоновской академии во Флоренции, культивировал уверенность в том, что живет в золотом веке, который «возродил к свету те гуманитарные науки, которые почти все были угасли: грамматику, поэзию, ораторское искусство, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и древнюю мелодию орфической лиры».

Итальянские гуманисты, пионеры обширного научного движения, которому суждено было стать «господствующей культурной моделью в Европе» к шестнадцатому веку, заложили основы непреодолимого интеллектуального и культурного течения, «открывшего путь для измененного видения миру, для обновления способов и форм познания, для расширения источников литературного и художественного вдохновения, для капитального ремонта системы образования. .. для освобождающей критики традиций и институтов… и, в конечном счете, для нового образ человека» (Жан-Клод Марголен).

От Петрарки до Эразма, от Лоренцо Валла до Гийома Будэ, от итальянских войн (1494–1559) до Реформации и французских религиозных войн (1562–1598), от великих открытий до научных революций, начатых Николаем Коперником (1473-1543) и Галилеем (1564-1642) европейский континент стал сценой, где казалось возможным построить этот обновленный мир, где человек, это «великое чудо», по выражению короля философов Джованни Пико делла Мирандола (1463-1463- 1494), должен был стать новым цивилизационным героем.

Так заманчиво связывать слова «Ренессанс», «гуманизм» и «Европа», успокаиваясь мыслью, что Европа прежде всего будет дочерью Ренессанса. Однако следует спросить, действительно ли существовала эта Европа гуманистов и имела ли она свою собственную идентичность, сформированную (среди прочего) принципами, считающимися столь важными сегодня: единство, сознание и чувство принадлежности к Европе. ?

Ответ на эти вопросы должен состоять из двух этапов: на первом анализируются неудачные попытки осуществить мечту об объединенной Европе в эпоху Возрождения, а на втором рассматривается гуманизм как построение господствующей культурной модели в европейском масштабе.

Европа и европейцы: идеи между надеждой и разочарованием

Представление о Европе эпохи Возрождения заключает в себе несколько реальностей, по крайней мере две из которых бесспорны. Во-первых, Европа была мифической сказкой. У Овидия Метаморфозы , Европа предстала в образе финикийской принцессы, дочери царя Агенора и Телефассы; бог Зевс влюбился в нее и, превратившись в быка, в конце концов похитил ее. Искусство эпохи Возрождения, которое, конечно, имело плодотворный интерес к древним мифам, часто представляло Европу в виде очаровательной молодой девушки, сопровождаемой быком: например, в живописи Тициана « Похищение Европы » (1559–1562, Бостон, Изабелла Стюарт Гарднер). музее), в скульптуре в творчестве Бортоломео Беллано (1470-1490, Флоренция, Национальный музей Барджелло), и в медалях, созданных флорентийским художником Джанполо Поджини (1564 г. ).

Во-вторых, не было никаких сомнений в том, что Европа представляет собой четко определенную географическую реальность. Геродот (484-420 гг. до н.э.), разумеется, и Страбон (58 г. до н.э.-25 н.э.), чьи труды были переведены на латынь в 1453 г., определили его как наименьший из трех континентов, составляющих наряду с Азией и Африкой обитаемую мире (Oikumene), как и Пьер д’Айи в своем Imago Mundi (1410).

Помимо мифов и географии, эпоха гуманистов также ознаменовалась рождением двух уникальных проектов единой и единой Европы, которые считались все более неотложными и необходимыми из-за растущей турецкой угрозы в Средиземном море, символизируемой захватом Константинополь, 25 мая 1453 года. Энеа Сильвио Пикколомини, великий ученый-гуманист и Папа Римский с 1458 по 1464 год под именем Пий II, призвал папскую буллу от 13 октября 1458 года к крестовому походу, пригласив всех христианских князей встретиться в Мантуе, чтобы готовиться к священной войне. Только это считалось способным остановить турецкое наступление и защитить христианскую Европу от ярости врага веры, рассматриваемого в атмосфере сильной эсхатологической напряженности как предшественника антихриста. Таким образом, папа мечтал возглавить объединенную коалицию христианской Европы, объединив всех европейцев ради общего дела в Respublica christiana , термин, впервые использованный Пием II. Эта старая мечта о крестовом походе, обновленная для пятнадцатого века, так и не воплотилась в жизнь; мечта о Европе, объединенной верой, также испарилась в 1517 году, когда Лютер опубликовал в Виттенберге свои 95 тезисов.

В том же контексте, по тем же причинам, но в иной форме и в явном противоречии с папским проектом другая инициатива по строительству единой Европы была предпринята королем Богемии Георгием Подебрадским (1420-1471) . Между 1462 и 1464 годами он предложил создать политическую Европу конфедераций, где все европейские князья, которые того пожелают, могли бы объединить свои силы для отражения турецкой угрозы. Для Подебрад эта Европа должна была быть политической Европой, Европой, построенной на союзе четырех наций: галликанской нации, германской нации, итальянской нации и испанской нации (к которой добавилась пятая, английская нация). Во главе с президентом — ни император, ни папа не могли подать заявление — и ограниченным советом, в котором была представлена ​​каждая нация, Европа Подебрада имела свою собственную судебную систему и собрание, которому было поручено решение законодательных вопросов. Хотя этот проект так и не был реализован, тем не менее он привел к подписанию нескольких союзов, включая договор между Францией и Богемией, подписанный 16 июля 1464 г. 9.0007

Отголосок этой «Европы Наций» появился в шестнадцатом веке на ряде карт с аллегорически-картографическим изображением Europa Regina . Первым таким примером является карта Иоганна Путча (Joannes Bucius Aenicola), опубликованная в 1537 году. Здесь континентальная и островная Европа представлены в виде женского тела в короне, императрицы/королевы, держащей в правой руке державу, а в левой — скипетр. . Испания образует голову, Франция — плечи, Германия — грудь с Богемией в центре. Италия представлена ​​рукой, а Сицилия — сферой. Тем временем Греция расположена на правом краю тела, как раз напротив Азии. Вокруг него расположены Атлантический океан, mare nostrum , Скандинавия, Африка и Азия. На этой карте также есть несколько рек (По, Рона, Рейн, Эльба), горные хребты (Апеннины, Альпы) и города (включая Рим, Венецию, Париж и Страсбург, а также Константинополь и Белград). Изображение Europa Regina получило широкое распространение: например, оно было использовано Генрихом Бюнтингом в Itinerarium sacrae scripturae (1587) и в издании 1588 года Себастьяна Мюнстера Cosmographia, , а также в стихах грамматика Жерара дю Вивье « Theatrum orbis terrarum » Авраама Ортелиуса (Антверпен, 1570 г.), который написал: «Женщина, которую вы видите сидящей на высоте / в могильном величии, богато, как и должно быть / на ней во главе царская корона / и в правой руке царский скипетр / с левой рукой у руля мира / Вот наша Европа, которая как полководец / через римлян в прошлом правила миром ».

В едином, увенчанном венком женском теле, здесь раскрывается во всем своем величии Европа, образ знаковый и явно пропагандистский, стремящийся подчеркнуть «неоспоримое и неоспоримое превосходство» Европы над Африкой и Азией (Ж. -Ф. Марголин).

Столкнувшись с османской угрозой, в Европе, раздираемой внутренними разногласиями, такие пробуждения общей идентичности предполагали в эпоху Возрождения возможность Европы, сформированной осознанием культурной специфики Запада. Великие открытия, начатые Христофором Колумбом (1450–1506), Васко да Гамой (1460–1524) и Фернандо Магелланом (1480–1521), также способствовали, хотя и очень постепенно, формированию европейской идентичности. Однако ясно, что это отнюдь не было общим чувством и что это осознание часто приводило европейцев к замыканию в себе. Большинство гуманистов, столкнувшись с реалиями своего мира, на самом деле были склонны лелеять привязанность к чувству идентичности, которое было чем угодно, но только не европейским. Петрарка, например, сказал, что он прежде всего итальянец, так как гордится прочными связями итальянской культуры в политически раздробленной Италии. В шестнадцатом веке Никколо Макиавелли (1469 г.-1527) признавался в своей непреодолимой любви к своей итальянской родине в письме Франческо Веттори от 16 апреля 1527 года: «Я люблю свою родину больше, чем свою душу». Возрастающая сила национальных настроений и ксенофобии не позволяет поверить в то, что все в эпоху Возрождения чувствовали себя европейцами. Есть множество примеров. В 1376 году Колуччо Салютати, гуманист и канцлер Флоренции, обратился с яростным призывом не позволять ненасытным французам захватить Италию. Поджо Браччолини, апостольский секретарь Папы Иоанна XXIII, написал письмо своему другу Никколо Никколи 18 мая 1416 года, описывая свое приятное пребывание в термальных ваннах Бадена, в котором он определил культурную пропасть, разделяющую Италию и Германию: «Эти добрые немцы были прекрасными гражданами платоновской республики, где все было общим… это необыкновенно… нет разногласий. Страсть ревности, мучающая почти всех мужей в других местах, им совершенно незнакома… О! Как же отличаются их обычаи от наших». Несколько лет спустя, в 1480 году, Антонио ди Туччио Манетти, архитектор, друг и биограф Филиппо Брунеллески (1377–1446), когда писал о строительстве купола флорентийского собора, заклеймил «тех немцев, которые претендуют на звание современных». И, например, Папа Юлий II, возглавлявший церковь с 1503 по 1513 год, казалось, действовал только из-за одной навязчивой идеи: изгнать варварских захватчиков, в том числе французов, из Италии.

Эразм Роттердамский (1469-1536), князь гуманистов, с большим сожалением отмечал это отсутствие европейского сознания. Напоминая, что расстояние между одной страной и другой предназначено для разделения тел, а не душ, он осудил то, что он назвал жестокой человеческой извращенностью: «Англичанин враг француза просто потому, что он француз, британец ненавидит шотландца просто потому, что он является шотландцем. Немец не согласен с французом, а испанец с обоими».

Поэтому, если можно говорить о Европе, нужно прежде всего признать, что это понятие, которое для гуманистов прежде всего заключало в себе множественность пространственно-культурных реальностей. Это плюралистическая Европа, полная контрастов, в которой их поощряли взаимодействовать с привычной инаковостью, часто в том, что они находили положительным: Европа разнообразия, мобильности и общительности, Европа дорог, пройденных такими послами, как Бальдассаре Кастильоне. (1478-1529), такими художниками, как Леонардо да Винчи (1452-1519) и Яна Ван Эйка (1390–1441) писателями и интеллектуалами, такими как Монтень (1533–1592) и Шарль де Бовель (1480–1533), а также военными и кондотьерами , такими как англичанин Джон Хоквуд (1320–1394) или, например, Людовик II де ла Тремойль (1460–1525), который в конечном итоге участвовал в боях на итальянском полуострове.

Сталкиваясь с этими многочисленными диссонансами, имеет ли смысл говорить о Европе гуманистов? И все же существовала общая мечта, которая в период между средневековьем и ранним новым периодом распространилась на европейский уровень: мечта о Европе мудрости, знания и разума, о Европе, призванной стать новой республикой литературы, преодоление национальных разделений и партикулярных идентичностей.

Европа гуманистов или новая республика писем

Выражение Respublica Litteraria впервые появилось в трудах итальянского гуманиста и политика Франческо Барбаро (1390-1454) в письме, адресованном Поджо Браччолини, датированном 6 июля 1417 г. Тесно связанный с подъемом гуманизма в Италии и Европе эпохи Возрождения, он рассматривался как вектор доминирующей культурной модели. Гуманистическая мысль во всем ее многообразии — литературном, политическом, философском и художественном — стремилась установить каноны человеческого совершенства с точки зрения одновременно этической, эстетической и социальной. Гуманизм, подпитываемый глубоким убеждением в необходимости цивилизационного обновления, надеялся на возврат к древности, считавшейся необходимой для рождения в духе всеобщего призвания нового свободного, достойного человека, хозяина своей судьбы.

Возврат к древности, особенно греко-римской древности, привел к установлению «общего репертуара отсылок», авторов и текстов, на которых строилась новая эпоха. «Афинская школа», написанная Рафаэлем на стенах станцы Stanza della Signatura в Ватикане между 1508 и 1511 годами, заключает в себе перформативное очарование, которое гуманисты питали к великим ученым древнего мира, собравшимся вокруг Платона и Аристотеля. , которые стоят в центре сцены, происходит своего рода междисциплинарный разговор, объединяющий Сократа, Эсхина, Ксенофонта, Хрисиппа, Зенона, Парменида, Гераклита, Архимеда и Птолемея.

Именно эта тяга ко всему древнему вдохновила поэта Ронсара (1524-1585) сказать о древних: «давайте разграбить их». Языки, тексты, реликвии и археологические руины были основными источниками этого процесса повторного открытия. Таким образом, совершенное знание и владение древними языками открывало читателям истину древних текстов. Лоренцо Валла (1407–1457), отец филологии, писал в своих « Elegantiae » (1440), что «Во всяком случае, столь печальна была эпоха прошлого, в которой не было ни намека на ученого, что мы должны поздравить тем более в нашу собственную эпоху, в течение которой, я уверен, при постоянных усилиях мы восстановим язык Рима, даже больше, чем сам город, а вместе с ним и все дисциплины».

«Язык Рима», классическая латынь, латынь Цицерона, стала lingua franca гуманистов. Таким образом, с конца четырнадцатого века латинская филология находилась на подъеме, как и греческая филология благодаря византийским ученым, поселившимся в Италии, таким как Мануэль Хрисолорас (1350–1415), который преподавал греческий язык во Флоренции после его прибытия туда в 1397 году. Латынь, греческий и иврит, как писал Эразм в письме к Томасу Вулси 18 мая 1519 года, были «тремя языками, без которых всякая доктрина неполна».

Многочисленные открытия древних рукописей в аббатствах Клюни и Санкт-Галлен позволили гуманистам раскопать древние договоры таких авторов, как Цицерон, Квинтилиан, Лукреций, Плавт и Стаций. В 1416 году в письме к Гуарино да Верона Поджо Браччолини в воинственных выражениях описал открытие Квинтилианом Institutio Oratoria : «Среди бесчисленных рукописей, перечислять которые было бы слишком долго, я нашел Квинтилиана целым и невредимым, хотя и покрытым плесень и пыль. На самом деле эти книги находились не в библиотеке, как подобало бы им, а в темной и жалкой тюрьме на дне темной башни, куда не посылали бы даже заключенных, приговоренных к смерти». Античные авторы воплощали архетипическое совершенство, которое необходимо было возродить: Цицерон был образцом для прозы, Вергилий — для эпоса, а Гораций — для лирической поэзии. Чтения, переводы, исследования: гуманистическая библиофилия переживала период своего расцвета. Янус Ласкарис (1445-1535) дважды отправлялся Медичи на Восток для сбора греческих рукописей. Он вернулся с более чем 200 работами. Также во Флоренции Веспасиано да Бистиччи (1421-149 гг.8), прозванный «королем книготорговцев мира», поддерживал процветающую торговлю книгами классических и современных авторов. Как книготорговец он снабжал великие библиотеки того времени: от Альфонсо Великодушного, короля Неаполя, до Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино, и короля Венгрии Матиаса Корвинуса. Европейский гуманизм был гуманизмом книги, а книги — краеугольным камнем человечества. Для византийского кардинала-гуманиста Василия Виссариона (1403–1472), который 31 мая 1468 года написал дожу Кристофоро Моро и венецианскому сенату письмо с просьбой подарить им свою библиотеку (1024 рукописи, в том числе 482 греческих произведения), книги были витринами из слов мудрых. Они не только были насыщены примером древних, их обычаями и законами, исполнены религии, но «живут, говорят, беседуют с нами. Они учат нас, наставляют нас, утешают нас, они напоминают нам обо всем древнем, помещая его перед глазами нашей памяти. Так велика их сила, их достоинство, их величие и, наконец, их святость, что, если бы не было книг, мы все были бы грубыми и невежественными, не помнящими прошлого, без какого-либо примера, на который можно было бы опереться. У нас не было бы знания о человеческом и божественном. Та же гробница, в которой покоятся тела мужчин, навсегда сотрет их имена».

Новая чувствительность к археологическим находкам открыла путь к древности. Папы Мартин V (1417-1431) и Евгений IV (1431-1447) взяли на себя охрану и восстановление древних памятников. Подобно Поджо Браччолини, который в своем размышлении «О превратностях судьбы» (1431) дал описание руин Рима, Флавио Биондо (1388–1463) был очарован этими следами прошлой эпохи. Его Roma Instaurata (1444-1446) был не просто рационально организованным каталогом памятников Рима, но и плодом обширных археологических и архивных исследований.

Европа литературы, к которой стремились гуманисты, была Европой гуманитарных наук ( studia humanitas ). В Италии кватроченто обновление гуманистической paedeia было работой Пьера Паоло Верхерио (1370–1444), Маффео Веджио (1406–1458) и Маттео Пальмиери (1406–1475). В своих договорах они разработали новую образовательную педагогику, наметив путь обучения, основанный на семи гуманитарных науках, а также на истории и философии. Благодаря любви к литературе человек стал добродетельным, ответственным и хорошо подготовленным, чтобы стать общественно полезным гражданином мира. Витторино да Фельтре (1378-1446), другой великий мастер итальянского Возрождения, призванный Гонзагой в Мантую, открыл Casa Giocas около 1425 года, школа, которая выступала за всеобщее образование человека, как его разума, так и его тела, посредством программы физического воспитания, спорта и игр.

Образование человека также было в центре философских размышлений. Джанноццо Манетти в 1452 г. , а позднее Пико делла Мирандола в 1486 г. отстаивали концепцию человеческого достоинства, основанную на свободе, «данной человеку Творцом», двигаться по великой цепи бытия и проявлять свободную волю. Достоинство, свобода, ответственность: «людьми не рождаются, ими становятся», — писал Эразм в 1529 г..

Основанная на повторном открытии античности, на studia humanitatis и на новом понимании места человека в мире, Республика Письма распространилась по всей Европе благодаря многочисленным сетям гуманистического общения. Обращение людей и, прежде всего, писем было ключом к распространению гуманизма. Epistolae familyes Цицерона были архетипической моделью. В середине пятнадцатого века, например, писатель Кристофоро Ландино издал что-то вроде учебника, содержащего прообразы букв на все случаи жизни. Эта книга выдержала около сорока изданий между 1485 и 1550 годами, что свидетельствует о важности этой практики.

Печать также сыграла важную роль в распространении гуманистической мысли и древних текстов по всей Европе. В Венеции Альд Мануций, эмблемами которого были дельфин и якорь, воплощает архетип гуманистического печатника. Он был связан с Эразмом, восхищался Полициано и Пико делла Мирандола и был одним из первых печатников, начавших печатать греческими буквами.

Академии и княжеские дворы были основными местами распространения гуманизма эпохи Возрождения: они варьировались от Платоновской академии во Флоренции, спонсируемой Козимо Медичи («Козимо Старший») в 1463 году, до Академии Понтаниана в Неаполе, основанной Антонио Беккаделли. («Иль Панормита», 1394-1471) и руководил после 1471 Джованни Понтано (1426-1503) из интеллектуального круга княжеского двора, такого как Милан Сфорца с Франческо Филельфо (1398-1481) или Феррара, где Эсте нанял Маттео Мария Боярдо (1441 -1494) и Пьетро Бембо (1470-1547) в Урбино при Монтефельтро или Арагонском дворе в Неаполе, не говоря уже о Франции Франциска I, который основал Collège des lecteurs royaux (Коллеж де Франс) в 1530 году по указанию Гийом Буде (1468-1540).

В княжеских дворах гуманизм подвергся процессу политизации, который переформулировал идеал хорошего правления и фигуру ученого принца. Таким образом, культурный проект превратился в политический в Европе принцев и литераторов. В 1520 г. в « флорентийских историях » (книга VIII) Макиавелли упомянул образ Лоренцо Медичи, набрасывая портрет принца-гуманиста, «героя-цивилизатора» (Лоран Болар): он хочет сделать свой город больше и более красивым, он организует фестивали, торжества и шествия, на которых представлены события и великие дела древности. Им движет желание обеспечить изобилие своей земли и единство своего народа. Он любит тех, кто преуспевает в искусстве, и делает протеже талантливых людей: музыкантов, архитекторов, художников, философов и поэтов.

Европа гуманистов, несомненно, многолика. Оно было многогранным и незавершенным. Между надеждой и разочарованием это было пространство общего обмена и культурного влияния, лаборатория идей, проектов и достижений, которые, несомненно, являются наследием определенной идеи Европы, идеи, к которой мы продолжаем стремиться.

Рост гуманизма — Флорес

Возрождение начинается‎ > ‎

Рост гуманизма

Интерес к учебе в эпоху Возрождения был вызван гуманизмом . Такой образ мышления стремился сбалансировать религиозную веру с упором на личное достоинство и интерес к природе и человеческому обществу.

Гуманизм впервые возник в Италии в результате возобновления интереса к классической культуре. Многие ранние гуманисты охотились за древнегреческими и римскими книгами. монеты и другие артефакты, которые могли бы помочь им узнать о классический мир.

Одним из первых гуманистов был итальянский поэт Франческо Петрарка. Петрарка особенно любил старые книги. Он искал их по всей Европе и призывал своих друзей приносить ему все, что они находили. В конце концов, он создал большую коллекцию древних латинских и греческих текстов, которую сделал доступной для других ученых.

Ученые со всей Европы отправились в Италию, чтобы узнать о новых гуманистических идеях, вдохновленных классической культурой. Они изучали такие предметы, как искусство, архитектура, правительство и язык. Они читают классическую историю и поэзию. Стали задавать наводящие вопросы. Что художники-классики считали самым красивым в человеческом теле? Как римляне строили свои здания?

В своих исследованиях классической культуры гуманисты открыли новый взгляд на жизнь. Они начали создавать философию, основанную на важности и достоинстве каждого человека. Гуманисты считали, что все люди обладают способностью распоряжаться собственной жизнью и достигать величия. В образовании они делали упор на изучение гуманитарных наук — группы предметов, посвященных человеческой жизни и культуре. К таким предметам относятся грамматика, риторика (изучение убедительных язык), история, поэзия и этика (изучение моральных ценностей и поведение).

Гуманисты пытались воплотить древние идеи в жизнь. Архитекторы, например, изучали греческие и римские руины. Они проектировали здания с колоннами, арками и внутренними дворами, как у классических зданий.

Гуманисты не просто подражали классическим достижениям. Они пытались улучшить работы древних греков и римлян. В университетах ученые стали преподавать методы наблюдения и экспериментирования. Ученые эпохи Возрождения предложили новые представления о звездах и планетах. Художники и студенты-медики внимательно изучали анатомию человека. Поэты писали как на религиозные темы, так и на повседневные переживания. Писатели создавали исторические и политические исследования.

Влияние классических идеалов изменило представления о правительстве. Гуманисты отделили государство и его право на власть от церкви. При этом они помогли заложить основу современного мышления о политике и правительстве.

Гуманистические идеалы также изменили представление людей о социальном положении. В феодальные времена люди рождались в определенном статусе в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *