Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу: Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу?…

Trojden | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цели: дать представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи; определить, в чьих интересах были составлены законы Хаммурапи; совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями; воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.

Планируемые результаты: предметные: давать образную характеристику Хаммурапи; объяснять причины создания законов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; метапредметные УУД: слушать других; пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою; выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы; высказывать аргументированные суждения; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: фрагменты «Свода законов Хаммурапи»; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

В 1901 г. французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах (ныне — Иран), на территории Междуречья, необычный предмет — черный базальтовый столб.

— Как вы думаете, чем уникален этот столб?

— Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе? Вы правильно предположили, что данный столб уникален благодаря записям, которые сделаны на нем.

— Интересно ли вам узнать, о чем этот текст и кому он посвящен? Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». (Показывает презентацию.)

План урока

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье.

2. Хаммурапи и его законы.

Проблемный вопрос. Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие — нет?

III. Работа по теме урока

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье

В результате борьбы между городами-государствами (номами) произошло возвышение Вавилона, точнее Бабили, что значит «врата бога». Ему суждено было на много веков стать основным центром Двуречья.

— Рассмотрите карту на с. 70 учебника и расскажите, где располагался город Вавилон.

Вы готовы поближе познакомиться с Вавилоном и его жителями? Тогда в путь, но не забывайте делать записи в путевых дневниках.

Слайд 1. Вавилон был расположен в удобном месте, где реки Тигр и Евфрат близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.

Слайд 2. В речном порту Вавилона множество судов. Деревянных кораблей совсем мало, так как лес был очень дорогой. Зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой.

Слайд 3. Вот пристает к причалу плот. Однако он сделан не из бревен, а из кожаных мешков, надутых воздухом. Вавилоняне связывали несколько мешков между собой, а поверхность плота выстилали тростником. Такой плот мог перевезти тяжелый груз.

Слайд 4. А вот видны круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы промазывали асфальтом — природной смолой, которую добывали из земли. В вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружаются, другие нагружаются.

— Применив свои знания о природных и климатических условиях Двуречья, предположите, что продавали и что покупали купцы, приплывшие в Вавилон.

(Составляется схема.)

2. Хаммурапи и его законы

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Он проявил себя опытным и умелым дипломатом, законодателем, мудрым правителем.

— Как вы думаете, что значит быть мудрым правителем?

Что ж, проверим, насколько справедливы ваши предположения.

Итак, Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил храмы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же правилам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

— Как вы можете объяснить слово законы?

(Ученики высказывают предположения, а затем записывают новое понятие в словари.)

Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны.

Как вы помните, «Законы Хаммурапи» были найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в г. Сузах и хранятся сейчас в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном камне. Всего их 282.

— Часть каменной плиты с текстом законов изображена на с. 71 учебника. Рассмотрите эту иллюстрацию.

На переднем плане стоит владыка Вавилонского царства. Кто осмелился сидеть в его присутствии? Это Шамаш, бог Солнца и справедливого суда, он вручает царю жезл — знак власти.

Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога. Надпись на каменном столбе гласит, что законы должны установить справедливость в стране, чтобы сильный не притеснял слабого.

Проблемный вопрос. Как вы понимаете смысл этой надписи?

Царь стремился к тому, чтобы в Вавилонском царстве был порядок и отсутствовал произвол. Это означало, что отныне судьи должны строго следовать закону, а не поступать по своей прихоти, не своевольничать.

— Теперь вам предстоит выполнить задание. Работая в группах с фрагментами «Свода законов Хаммурапи», вы должны ответить на следующие вопросы.

— Кого и что защищали законы Хаммурапи?

— Как они сказывались на развитии страны и хозяйства?

— Были ли они справедливы для всех членов вавилонского общества?

(Ученики делятся на пять групп, каждая получает рабочий материал.)

Рабочий материал для первой группы

7. Если человек купит из руки сына человека (полноправного жителя Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить.

42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.

53. Если человек поленился крепить плотину своего поля и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.

Вопросы для первой группы

— Что объединяет все эти законы?

— Что вы узнали о хозяйстве Древней Вавилонии?

— Какой труд поощряли законы?

— Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?

Рабочий материал для второй группы

59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1 /2 мины (мина — 0,5 кг) серебра.

237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.

245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.

259. Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль — 8,4 г) серебра.

260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен заплатить хозяину 3 сикля серебра.

261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур — 252,6 л) зерна в год.

Вопросы для второй группы

— Что использовалось в Древней Вавилонии в качестве платы за работу или компенсации ущерба?

— О чем это свидетельствует?

— Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?

Рабочий материал для третьей группы

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного подданного), то его должно убить.

19. Если человек держит беглого раба в своем доме и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.

115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.

116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и, если взятый в залог — сын человека, должны казнить его [ростовщика) сына.

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Вопросы для третьей группы

— Какой общественный строй существовал в Древней Вавилонии, судя по данным статьям?

— Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу?

— Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу?

— Приведенные статьи были написаны в интересах должников или ростовщиков?

Рабочий материал для четвертой группы

128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.

168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.

177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужа, передать дом ее первого мужа в заведование ее второму мужу и этой женщине и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.

185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.

186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

Вопросы для четвертой группы

— Докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей.

— Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?

Рабочий материал для пятой группы

1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.

6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.

195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

202. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину (0,5 кг) серебра.

205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы для пятой группы

— Объясните происхождение выражения «око за око, зуб за зуб».

— Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет?

— Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

(Группы презентуют работы.)

А теперь проверим, насколько хорошо и правильно мы поняли суть данных законов.

Сцена 1

Представьте, что мы присутствуем на заседании суда в Вавилоне. Оно проходит у городских ворот, прямо под открытым небом, в тени пальм. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идет разбор жалоб. Наблюдайте внимательно и будьте готовы ответить на вопросы.

Жрец с бритой головой привел тощего бедняка, которого обвиняет в краже.

Судья. Это ты похитил одежду богини Иштар?

Бедняк. О, господи! Злые демоны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всем без утайки. Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал: когда в моем доме был хлеб, то не было соли; когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзал голод. «О, смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар», — взмолился я и вошел в храм. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел ближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода!

Судья. Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: если кто-либо украдет имущество храма и царя, то…

— Предположите, какому наказанию согласно законам царя Хаммурапи подвергнется несчастный бедняк. (Бедняка казнят, так как за кражу достояния бога по законам полагалась смерть.)

Сцена 2

Некий купец, приплывший на торговом корабле с севера, привез в Вавилон строевой лес, выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идет он по улице и видит: в тени пальм стоит молодой раб.

Купец. Что ты тут делаешь?

Раб. Мой господин зашел в корчму выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться.

Купец. Ты смышленый и послушный раб, но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара? Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.

Раб соглашается. Купец уводит раба с собой, оба садятся на корабль и отплывают.

— Какое наказание ждет купца, если его поймают? (Смерть.)

— Почему за кражу раба и за кражу вещи — покрывала богини — наказывают одинаково? (По законам Хаммурапи раб-чужеземец был приравнен к вещи.)

Сцена 3

Идет заседание суда.

Земледелец. Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыновьями вспахал и засеял свое поле, потом привязал вола и ушел отдыхать. Да, видно, плохо привязал! Вол сорвался с привязи, забрался в огород и все там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассек ему жилу на затылке. Я побежал, но было поздно.

— Как разрешится эта ситуация? (Сосед должен полностью возместить пострадавшему его потерю.)

— Справедлив ли закон, наказывающий за убийство чужого вола? (Да, справедлив: если ты не сберег то, что тебе дали на время, за это надо отвечать.)

IV. Подведение итогов урока

— Как вы считаете, какое значение законы Хаммурапи имели для жителей Вавилона?

— Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.?

Домашнее задание

§ 14. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — написать эссе на тему «Познакомившись с законами Хаммурапи, я…».

2. Для средних учеников — дать характеристику правителя Хаммурапи.

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница