Белинский Виссарион Григорьевич — биография, личная жизнь и фото
Персона
Годы жизни:
11 июня 1811 — 07 июля 1848
Страна рождения:
Финляндия
Сфера деятельности:
Философ
Виссарион Белинский — русский критик, публицист, философ. Иван Тургенев говорил, что главной чертой его характера было «стремительное домогательство истины». Статьи Белинского для лучших журналов того времени — «Телескопа», «Отечественных записок», «Современника» — до сих пор считаются образцами критической литературы.
Увлечение литературой
Акварель Александра Брюллова с оригинала Кирилла Горбунова. Портрет Виссариона Белинского. 1838. Изображение: wikipedia.org
Виссарион Белинский родился в 1811 году в Финляндии. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала в Пензенскую губернию, где он учился в местном училище, а чуть позже — в гимназии. С детства Белинский интересовался изучением русского языка и литературы: читал все, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей.
Уездное образование не удовлетворяло любознательного юношу, поэтому в 1829 году он поступил на словесный факультет Московского университета. Первое время студенту приходилось бедствовать, пока ему не стали платить стипендию.
В комнате общежития, где жил Виссарион Белинский, стали собираться студенты, среди которых были Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Евгений Корш, Николай Кетчер. На встречах они читали собственные произведения и обсуждали проблемы политической, общественной и литературной жизни России. Это собрание получило название «Литературное общество 11-го нумера».
Через год учебы в университете Виссарион Белинский написал свое первое литературное произведение — драму «Дмитрий Калинин» на тему крепостного права. Цензурный комитет университета не только не разрешил печатать ее, но и пригрозил ссылкой и каторгой. Белинский вскоре попал в больницу, и в 1832 году его отчислили: здоровье сочли слишком слабым, а способности — «ограниченными». Он остался без средств к существованию, поэтому начал давать частные уроки и переводить зарубежные произведения.
«Литературе расейской — моя жизнь и моя кровь»
В это время Виссарион Белинский подружился с основателем журнала «Телескоп» Николаем Надеждиным. Поначалу Белинский переводил для издания небольшие заметки, а в 1834 году опубликовал свою первую критическую статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе». В работе автор делал обзор русской литературы — с точки зрения истории, — и рассуждал на тему ее будущего. Затем последовали другие литературные обозрения на произведения Николая Гоголя, Евгения Баратынского, Владимира Бенедиктова и Алексея Кольцова. В этих работах Белинский писал о начале новой эпохи в русской литературе.
Белинский осуждает реформу. Изображение: althistory.wikia.com
Белинский высказывает свои тезисы на партийном собрании. Изображение: althistory.wikia.com
Через два года журнал закрыли — Белинский опубликовал в нем «Философические письма» Петра Чаадаева, в которых автор восхищался европейской культурой. Белинский вновь оказался в сложном финансовом положении, все попытки найти работу были тщетны. Дела несколько улучшились в начале 1838 года, когда Белинского назначили редактором журнала «Московский наблюдатель». Здесь он публиковал свои статьи, окончательно убеждаясь, что его призвание — литературная критика.
«Нужно быть гражданином, сыном своего общества»
Спустя год работы в московском журнале Виссариону Белинскому предложили переехать в Санкт-Петербург, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки». Эта работа — расцвет его литературной критики. Белинский писал для журнала статьи о театре и молодых современных литераторах, обзоры новых литературных произведений, библиографические и политические заметки. Эти очерки объединили историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Александра Пушкина.
Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского. 1881. Изображение: drug-gorod.ru
Как литературный критик Виссарион Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши.
«Свобода творчества, легко согласуется со служением современности; для этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию; для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями; для этого нужна симпатия, любовь, здоровое практическое чувство истины, которое не отделяет убеждения от дела, сочинения от жизни».
В 1845 году Белинский тяжело заболел, ему стало все сложнее справляться с работой. Его отношения с сотрудниками испортились, и в начале следующего года критик ушел из редакции журнала. Некоторое время он путешествовал по Югу России. Вернувшись в Петербург, Белинский устроился в журнал «Современник», однако болезнь по-прежнему мешала работать. Не считая небольших библиографических заметок, критик написал только одну крупную статью — «Обозрение литературы 1847 года».
В начале 1847 года Белинский вновь заболел и отправился поправлять здоровье за границей, но лечение не помогло. Через несколько месяцев критик возвратился в Петербург, где и умер в 1848 году. Похоронили Белинского на Волковском кладбище.
Теги:
КритикиФилософыЛитератураФилософ
В публикациях
Пятигорск, Анапа, Сочи, Гагры, Ялта, Евпатория.
Публикации раздела Литература
Вспоминаем курортную жизнь героев русской прозы, а также города-здравницы, которые благодаря лету, морю и атмосфере всеобщей расслабленности становятся полноценными персонажами литературных произведений. Классическую художественную прозу о мирной жизни перечитывала Софья Багдасарова.
Пятигорск
Михаил Лермонтов. Вид Пятигорска. 1837
Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)
Дореволюционная открытка. Пятигорск. Общий вид. Фотография: photochronograph.ru
Хотя первый курорт в России (как и многое другое) был создан императором Петром Великим, этот поселок в Карелии, основанный в 1719 году и названный Марциальные Воды, следа ни в русской литературе, ни в массовом сознании не оставил. Жизнь отдыхающих начала проникать на страницы книг, лишь когда у России появились южные курорты.
Горцы еще не были окончательно усмирены, Кавказская война продолжала бушевать, а на бывших турецких владениях уже начали возникать первые санатории. И первыми отдыхающими там стали раненные на той же самой войне. Пятигорск — форт Азово-Моздокской оборонительной линии, заложенный в 1780 году, — официально становится курортом уже в 1803 году, по рескрипту императора Александра I. С тех пор слава Кавказских Минеральных Вод не ослабевает.
Именно в Пятигорске разворачивается действие одного из главных романов первой половины XIX века — «Героя нашего времени».
«Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин, штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы… Наконец, вот и колодец… На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод».
Вряд ли Печорин сумел бы так растревожить сердце княжны, встреть он ее в более чинной обстановке, не на курорте. Любопытно, но помещая действие этой части романа «на воды», Лермонтов действует вполне в русле общеевропейского романа той эпохи — то же делает и Джейн Остин, персонажи которой часто отдыхают на английском курорте в Бате и тоже ворчат на вкус лечебной воды. Другого вида курортного отдыха европейцы пока не знают: мода на привычные нам обильные купания и многочасовые солнечные ванны еще не наступила.
В последующие годы Пятигорск уходит в тень — герои романов на воды больше не ездят, да и соревноваться с призраком погибшего там Лермонтова трудно. Только в 1920-е сюда заглядывают Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым, чтобы выпить того же самого нарзана, переночевать у целебного источника и увидеть, что здесь все носят белые штаны: «из рогожки, чертовой кожи, коломянки, парусины и нежной фланели». Советский филиал Рио-де-Жанейро, не иначе. Недаром так мечтает бросить все к черту и уехать в находящийся поблизости Кисловодск неудачливый Михаил Берлиоз, сидя на душных Патриарших.
Снова Пятигорск появляется в историческом романе Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов» про бегство влюбленных от действительности — сюжет разворачивается в николаевское время, и тут тень Лермонтова, наоборот, кстати.
Анапа
Кадр из фильма «Солнечный удар» (2014)
Дореволюционная открытка. Анапа. Пушкинская улица. Фотография: anapa.pw
Кадр из фильма «Солнечный удар» (2014)
Сегодня Анапа для нас — спокойный, полный детского смеха курорт, с вполне привычной русскому человеку природой, далекой от экзотических Сочи с мясистыми пальмами и сизыми горными вершинами. Но такие мирные ассоциации этот город начал вызвать с точки зрения русской литературы совсем недавно. Еще в пушкинское время главный автор «военных боевиков» того времени, позабытый Бестужев-Марлинский, писал:
«Анапа, эта оружейница горских разбойников, этот базар, на котором продавались слезы, и пот, и кровь христианских невольников, этот пламенник мятежей для Кавказа, Анапа, говорю, в 1828 году обложена была русскими войсками с моря и от угорья. Канонерские лодки, бомбарды и все суда, которые могли подходить близко к берегу, громили приморские укрепления. Сухопутные войска переправились через реку Рион, которая впадает в Черное море под северною стеною Анапы и расплывается кругом всего города топкими болотами».
Читайте также:
- «Могучая кучка» русских музыкантов
- Памяти Михаила Жарова
- Идеальные каникулы: как отдыхали писатели-классики
В 1829 году Анапа была окончательно отобрана у турок, а курортом она стала в 1866 году. Популярность город приобретает вместе с ростом моды на морские купания, сменившие питье минеральных вод. Но на страницах книг Анапа появляется лишь мельком. Вот, например, безымянная пассажирка в «Солнечном ударе» Бунина возвращается из Анапы: «И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы)». А вот героиня Катаева в романе «Время, вперед!» собирается туда уехать: «А там Анапа, море, иллюзии какого-то небывалого, нового счастья».
Но полноправным участником сюжета этот курорт не становился. Разве что мимоходом: вековой тоской веет от анапских сцен в «Хождении по мукам» Алексея Толстого. На опустевшем курорте во время Гражданской войны будущий анархист Жадов с женой Елизаветой Киевной сидит в «Шато Каберне» в «полуразрушенном доме на двух десятинах виноградника», пьет, как Атос, вино из бездонного подвала и размышляет о праве человека на преступление — решая для себя этот вопрос положительно.
Сочи
Дореволюционная открытка. Сочи. Общий вид. Фотография: sochiru.com
Кадр из фильма «Плохой хороший человек» (1973)
Дореволюционная открытка. Сочи. Дагомыс, вид на Царскую площадку. Фотография: sochiru.com
Некоторые авторы явно испытывают особую любовь к курортному антуражу. Вот снова Бунин: в очередном коротком рассказе о безумной страсти он повествует о замужней даме, которая с любовником снимает домик где-то в первобытном месте на черноморском побережье. А муж в это время продолжает ее искать.
«Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день, по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
И безудержная южная природа, заросшая «чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы», выступает уместным аккомпанементом этому любовному безумию. Где-то там же, в неназванном месте, где «пустынный берег моря, неутолимый зной и однообразие дымчатых, лиловатых гор», помещает своих героев Чехов в «Дуэли». Сюда тоже сбегают влюбленные, но, поскольку это Чехов, а не Бунин, дело кончается по-чеховски: их заедает быт.
До революции, впрочем, Сочи, чья история началась с морского десанта в 1839-м (чему был свидетелем Айвазовский), большим курортом не являлись. В начале ХХ века в посаде Сочи Черноморской губернии насчитывалось около 1300 жителей. В советские годы популярность региона растет, вот только про преступную любовь уже не сочиняют книг. Зато пишут про преступную деятельность: куда-то сюда, на юг, отправляют своих сыщиков Костенко и Гурова Юлиан Семенов и Николай Леонов («Огарева, 6», «Еще не вечер»). Однако конкретные названия городов авторы не указывают — и правильно: детектив — жанр легкомысленный, а солидные местные чиновники могли бы обидеться.
Гагры
Кадр из фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989)
Дореволюционная открытка. Гагры. Гостиница «Gagri-Hotel». Фотография: ruscarts.ru
Кадр из фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989)
Хотя, возможно, в этих советских детективах шла речь о курортах Абхазии — описания достаточно расплывчаты. Зато конкретно названо место в советской классике — «Сандро из Чегема». Фазиль Искандер сначала рассказывает, как кузен императора принц Ольденбургский в 1903 году этот курорт основал, потом показывает, как принц думает о лечебном массаже и смотрит на лебедей с пеликанами в парке… Но самый запоминающийся образ Гагр — в его новелле «Пиры Валтасара», где Сандро и абхазский ансамбль песни и пляски танцуют в роскошном советском санатории перед Сталиным, Берией и прочими вершителями судеб.
Этому же курорту в ХХ веке будут суждены самые большие потрясения.
«Летом 1974-го я проехал сквозь Гагры, направляясь в сторону Гудаут, в спортивном автомобиле француза в компании красивых женщин, а в 1992-м бродил по заросшему сорной травой пляжу Гудаут — авантюрист, приехавший на помощь Абхазской Республике.
Крым
Дореволюционная открытка. Крым. Инкерманский монастырь. Фотография: popovka.org
Кадр из фильма «Алые паруса» (1961)
Дореволюционная открытка. Севастополь. Графская пристань. Фотография: crimeaplus.ru
Екатерина Великая присоединила Крым к Российской империи в 1783 году, но даже много позже, при Гоголе, на полуостров на страницах книг отправлялись, пожалуй, только чумаки, которые везли туда табак, а увозили соль и рыбу. Да в «Рассказах русского солдата» Николая Полевого крымские места перечислялись вместе с другими славными победами екатерининских времен. Но уже в 1847 году в «Обыкновенной истории» Гончарова герои подумывают, не съездить ли на лето в Крым.
Переломом, вероятно, было крымское путешествие ссыльного Пушкина в 1820 году. (Тогда на Черное море ссылали, добровольно ехать хотелось немногим.) Множество стихов, посвященных им Тавриде, дало полуострову вечный пропуск в русскую литературу. Но основной массив текстов был создан во второй половине XIX — начале ХХ века, когда Крым и морские купания станут популярнейшим видом досуга.
Не стоит забывать, что крымское солнце было одним из немногих лечебных средств, продлявших жизнь больным чахоткой, перед которой медицина тогда была бессильна. Жизнь в Крыму прописали Чехову, и, наблюдая за жизнью отдыхающих, он делал много заметок. На полуостров едут или мечтают уехать герои «Попрыгуньи», «Ионыча», «Скучной истории», «Дома с мезонином» и многих других его текстов. Отсюда же пишет свое письмо смертельно больной герой рассказа Куприна «Первый встречный» о несостоявшемся адюльтере. Чахоточную девочку увозят в Крым даже в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького. В Крыму умирал от той же болезни Александр Грин, создавая свою сказочную приморскую страну (прозванную литературоведами «Гринландией») и ее главную книгу — повесть-феерию «Алые паруса».
Ялта
Кадр из фильма «Дама с собачкой» (1960)
Дореволюционная открытка. Ялта. Гостиница «Россия». Фотография: yalta-tavrida.com
Кадр из фильма «Дама с собачкой» (1960)
Это был самый литературный из крымских городов. Во-первых, потому что здесь обосновался сам Чехов. Наблюдательный, желчный, умирающий и высмеивающий чужие влюбленности, он запечатлел этот город и курортную жизнь как непрекращающуюся череду внебрачных связей, а иногда и место зарождения настоящей любви.
«И часто на сквере в саду, когда вблизи их никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно. Совершенная праздность, эти поцелуи среди белого дня, с оглядкой и страхом, как бы кто не увидел, жара, запах моря и постоянное мелькание перед глазами праздных, нарядных, сытых людей точно переродили его».
Во-вторых, про Ялту написано множество стихов — тут и Маяковский, и Бродский. Еще тут серьезно пьют: гипнозом Воланда сюда был закинут беспутный Степа Лиходеев из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Однако!» — сказал ему бессердечный курильщик на молу, приняв за пьяного. И пожалуй, только братьям Вайнерам в детективе «Я, следователь» про труп, обнаруженный на 38-м километре шоссе Ялта — Карадаг, удается показать крымскую курортную жизнь без головокружительного флера. Да беспокойные концессионеры Бендер и Воробьянинов (вот по чьим путешествиям путеводитель по России писать!) заглядывают сюда по делу — и даже становятся свидетелями большого крымского землетрясения 1927 года.
Евпатория
Дореволюционная открытка. Евпатория. Общий вид с моря. Фотография: crimea.mk.ru
Кадр из фильма «Сестры» (1957)
Дореволюционная открытка. Евпатория. Западная сторона (прибой). Фотография: crimea.mk.ru
Алексей Толстой, как и Бунин с Чеховым, — любитель помещать своих героев в курортную обстановку. Его Даша из «Сестер» накануне Первой мировой войны оказывается в Евпатории — как и половина Петербурга.
«По всему побережью бродили с облупленными носами колючие петербуржцы с катарами и бронхитами и шумные, растрепанные москвичи с ленивой и поющей речью… почтенные и семейные люди, живущие, как и всё тогда жило в России, расхлябанно, точно с перебитой поясницей. В середине лета от соленой воды, жара и загара у всех этих людей пропадало ощущение стыда, городские платья начинали казаться пошлостью, и на прибрежном песке появлялись женщины, кое-как прикрытые татарскими полотенцами, и мужчины, похожие на изображения на этрусских вазах.
В этой необычайной обстановке синих волн, горячего песка и голого тела, лезущего отовсюду, шатались семейные устои. По всему побережью не было ни одной благополучной дачи. Неожиданно разрывались прочные связи. И казалось, самый воздух был полон любовного шепота, нежного смеха и неописуемой чепухи, которая говорилась на этой горячей земле, усеянной обломками древних городов и костями вымерших народов».
В советское время — тоже жара, но все не так аморально. Николай Островский в романе «Как закалялась сталь» чеканит: «Опять Евпатория. Южный зной. Крикливые загорелые люди в вышитых золотом тюбетейках». А Окуджава в романе — лауреате Букера «Упраздненный театр», посвященном своему детству, подробно описывает атмосферу города между двумя мировыми войнами и вспоминает: «Из окна белого санаторного домика можно выпрыгнуть на золотой сухой, рассыпчатый песочек евпаторийского пляжа и втянуть всей грудью морской солоноватый дух — аромат голубой волны и выкинутых на берег, прожаренных под солнцем водорослей, и едва уловимое вкрадчивое благоухание серебряной, затаившейся в воде камбалы».
Помимо Крыма и Кавказа, русские писатели отправляли своих героев отдыхать и влюбляться туда же, куда ездили сами, например на морской курорт Сестрорецк близ Петербурга или на «финские дачи» (Куоккала и т. п.). А ведь были еще и заграничные поездки: особенно много в русской литературе Висбадена и Баден-Бадена, спасибо классикам — Тургеневу и Достоевскому. Кстати, согласно статистике, на зарубежные курорты до революции уезжало гораздо больше россиян, чем оставалось отдыхать на Черном море. Однако в литературу вошли именно они.
Теги:
Цитаты и афоризмысоветская литератураШкольная программаКлассикаПубликации раздела Литература
Александр Пушкин и Михаил Лермонтов
29 июня 2021
Два известнейших русских поэта Александр Пушкин и Михаил Лермонтов жили в первой половине XIX века и оказали влияние на стиль всех последовавших за ними русских писателей – Ивана Тургенева, Федора Достоевский, Лев Толстой, Антон Чехов, Владимир Набоков, Михаил Булгаков…
Оба были расстреляны на дуэли в юном возрасте и оба имели «экзотических» предков, приехавших в Россию издалека. Прадед Александра Пушкина Абрам Ганнибал был африканского происхождения, он был похищен еще младенцем и отправлен в Константинополь, где его нашел русский посол и представил русскому двору – Петр Первый лично стал крестным отцом младенца и превратил его в русского дворянин.
Дальним родственником Михаила Лермонтова был Джордж Лермонт, шотландский наемник, служивший в польской армии в 17 веке, где он попал в плен к русским во время русско-польской войны. Впоследствии он пошел служить в русскую армию и там поселился. Он также был пожалован русским дворянским титулом.
Портрет А. Пушкина работы В. Тропинина (1827)
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Пушкин для россиян как азбука, когда учишься писать – он стоит у истоков современной литературы и современный язык. За свою недолгую жизнь он написал множество шедевров – стихи, стихи, сказки для детей, роман в стихах и рассказы в прозе – все очень красивым, остроумным и простым языком, который приятно читать.
Для остального мира самым известным произведением Пушкина является Евгений Онегин , благодаря одноименной опере с божественной музыкой другого гения, Петра Ильича Чайковского. Великолепный язык Пушкина очень мелодичен, и, когда мы слушаем арии этой оперы, мы часто предвкушаем каждую фразу, которую поет певец, — таков этот роман в наших головах. Очень советую послушать оперу, а еще лучше увидеть ее вживую, и, конечно же, прочитать роман.
«Евгений Онегин» Опера, Мариинский театр Постановка
«Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» написан стихами, и когда читаешь его в оригинале, некоторые его части запоминаешь почти автоматически слово в слово, даже не осознавая этого. Это волшебство онегинской строфы, особой формы, придуманной Пушкиным, приближающейся к естественной мелодичности речи.
Если вы читаете его на других языках, вы можете выбрать перевод в стихах или в прозе, который более точно передает смысл каждой фразы, но не имеет оригинальной структуры романа.
Действие романа происходит в аристократическом обществе начала 19 -го -го века. Он дает нам остроумное и любопытное описание тогдашней русской жизни с ее привычками и модами, но это еще не все. В основе романа романтическое развитие чувств тихой мечтательной Татьяны и Евгения Онегина, эгоистичного байронического типа, щеголя лет двадцати, уже разочаровавшегося в жизни. Молодой романтический помещик Ленский, сосед Онегина, сестра Татьяны Ольга и няня Татьяны — другие важные персонажи. Пушкин пишет обо всех них так, как будто был знаком с ними лично. С самого начала мы чувствуем, что авторские симпатии на стороне Татьяны.
Кое-где Пушкин делает очаровательные отступления о, например, изящных женских ножках, когда-то покоривших его сердце (поэт был большим любителем женщин), о своих мыслях и советах.
Иллюстрация к дуэли Онегина и Ленского И. Репина
Центральным событием романа является нелепая дуэль Онегина и Ленского, на которой один из них погибает. Дуэли были очень распространены в высшем обществе того времени, хотя и были запрещены, и сам Пушкин был вынужден принять вызов на дуэль, где был смертельно ранен в возрасте 37 лет.0003
В первой части романа Татьяна влюблена в Онегина, но он не готов принять ее чувства. В конце концов все оборачивается наоборот — Онегин страстно влюбляется в Татьяну, однажды из застенчивой провинциалки она превращается в известную светскую львицу, но уже поздно.
Роман короткий и легкий для чтения, вы с удовольствием проведете с ним несколько вечеров или выходных, и я уверен, что вы почерпнете немало полезных идей из этой жемчужины русской литературы!
Автопортрет Пушкина с Онегиным
Александр Пушкин так привязался к своему Евгению Онегину, что даже представил, как они идут вместе по Неве в Петербурге рука об руку, как будто он был хорошим знакомым Пушкина.
Рассказы Белкина
Это 5 увлекательных рассказов, написанных в прозе. «Рассказы Белкина» рассказывают нам истории из разных слоев русского общества того времени. Эти рассказы представлены как настоящие, они якобы были собраны помещиком Белкиным и написаны им перед смертью.
Каждая история написана в двух преобладающих стилях той эпохи: сентиментальной или романтической. В «Повестях Белкина» Пушкин впервые затрагивает тему маленького человека , которая вскоре станет очень важной для русской литературы.
«Маленький человек» — скромный человек, занимающий где-то второстепенное положение и очень часто не имеющий возможности изменить свою жизнь или ответить своим обидчикам. Гоголь, Достоевский, Чехов и другие русские писатели позже придумывали свои истории о «маленьких человечках».
Жизненный портрет Эмеляна Пугачева перед казни, автор Unknown (1774)
Дочь капитана
капитана и дочь капитана, а также романтическая история о том, как дюйм, а, дюйская, а, а также романтическая история, — «Ярость — дюйм. его невероятные приключения во время пугачевского бунта 1770-х гг.
Пушкин подготовил для российского императора исследование о пугачевском восстании, за что ему был предоставлен доступ к секретным документам. Повесть Емельяна Пугачева вдохновила Пушкина на написание «Капитанской дочки». У Гринёва был реальный прототип, но Пушкин приукрасил свой рассказ и сделал его гораздо более «кинематографичным». Пушкин изображает казака Емельяна Пугачева, предводителя крестьянских восстаний против царствования Екатерины Великой, с большим сочувствием, очень смелым выбором для писателя в царской России.
События в этой истории развиваются очень стремительно и вы не успеете заскучать. Это одна из последних работ Пушкина, он был расстрелян на дуэли через несколько месяцев.
Наталья Гончарова в исполнении А. П. Брюллова (1830-е гг.) , который то и дело провоцировал поэта, проявляя недвусмысленный интерес к его красавице-супруге Наталье Гончаровой. Еще более скандальным стало то, что Дантес женился на сестре Натальи незадолго до дуэли.
Однако большинство современников Пушкина считало, что Дантес был лишь подставным лицом, а за дуэлью стоял сам император Николай I. Николай I был бабником и любовниц у него было много – одной из них он хотел сделать Наталью. Возможность этого романа приводила Пушкина в бешенство.
Портрет Лермонтова работы П. З. Захарова-Чеченца (1834)
Михаил Лермонтов Лермонтов прославился Смерть поэта , горькой поэмой, написанной вскоре после смерти Александра Пушкина и наполненной упреком в адрес общества и власти, позволивших убить гения. Поэма разошлась по Москве и Петербургу в ручных копиях в течение нескольких дней. Лермонтову было всего 22 года, и к тому времени он уже написал несколько стихотворений и стихов, которые были опубликованы позже. Его тут же отправили в армию в поход на Кавказ. Здесь Лермонтов в детстве много времени проводил на целебных водах, а потом, будучи офицером, написал несколько своих самых известных произведений и написал удивительные пейзажи. Кавказ стал главным действующим лицом для Лермонтова-писателя и Лермонтова-живописца. Михаил Врубель, талантливый русский художник, был очарован Лермонтовым. Он создал одни из лучших иллюстраций к произведениям Лермонтова, но главным предметом его интереса был Демон из одноименной поэмы Лермонтова. Врубель Герой нашего времени Поэзия Лермонтова глубоко романтична, но его единственный законченный роман в прозе, Герой нашего времени, 11, часто называется «Первый роман ». психологический роман. Этот крошечный роман — одно из самых любимых литературных произведений в России. Конечно, когда мы знакомимся с ней в школе, мы видим ее совсем в другом свете, но это та книга, которую большинство из нас перечитывает позже в жизни. Удивительно осознавать, что Лермонтов опубликовал ее, когда ему было всего 25 лет, и на ее написание у него ушло несколько лет. Герой нашего времени состоит из нескольких историй, перемешанных в хронологическом порядке. Главный герой во всех рассказах один и тот же — молодой русский офицер Печорин, служивший на Кавказе в то время, когда происходило большинство событий, описанных в книге. Пушкин получил фамилию своего Евгения Онегина от реки Онеги, которая протекает в Архангельской области России. Лермонтов, который имел в виду образ Онегина при создании своего романа, названного «Печорин» в честь реки Печоры, также протекающей на севере России. Иллюстрации к роману М. Врубеля Лермонтов идет дальше и называет своего главного героя Григория Печорина еще менее ироничным типом, чем Евгений Онегин90, и называет его героически еще менее приятным типом20 пушкинского200 его эпоха . Каждый рассказ из книги разворачивается в другом месте и все они заканчиваются драматично — Печорин разрушает устоявшуюся рутину в жизни других людей, оказавшихся рядом с ним — контрабандистов, сослуживцев и аристократов, кавказских горцев. В то же время мысли Печорина невероятно глубоки и проникают в головы читателей, заставляют задуматься над вечными вопросами человеческого бытия. Помимо перепутанных глав романа, в Герой нашего времени вы найдете 3 рассказчиков — Максима Максимыча, доброго русского офицера, служившего в крепости, куда Печорин был сослан после дуэли, автора и самого Перчорина. Эти литературные приемы гениальны, поскольку позволяют увидеть приключения Печорина с разных сторон и все время держат в недоумении. Сначала мы знакомимся с Печориным из рассказов других людей и только после этого узнаем его глубже из его собственного дневника. В каждом рассказе романа есть интрига, кто бы ни был рассказчиком, и все они читаются на одном дыхании и с нетерпением. Они могли бы быть самостоятельными работами, если бы автор решил опубликовать их отдельно. Любимым рассказом Антона Чехова из «Героя нашего времени» была Тамань. Он говорил: «Я не могу понять <…> как он, будучи таким молодым, мог это сделать! Я хотел бы написать такую вещь и хороший водевиль, тогда я мог бы умереть!» В то же время Владимир Набоков считал, что «Тамань — худший рассказ во всей книге»; все в нем раздражало его и казалось нереальным. Герой нашего времени совершенно умопомрачительные описания природы Кавказа, они как будто нарисованы, а не написаны. Лермонтов был хорошим художником, и это чувствуется, когда читаешь их. Есть одна очень любопытная деталь – в русском языке больше основных цветов, чем в других языках. Голубой цвет или голубой в русском языке — это цвет, отсутствующий в цветовых палитрах большинства европейских языков, и именно этот цвет очень часто использует Лермонтов, в том числе в уменьшительно-ласкательных формах, при описании неба и гор. Какая тяжелая работа для переводчиков! Любимое место Лермонтова в Пятогорске, Северный Кавказ Надеюсь, что этот пост вдохновит вас на чтение наших классиков, Пушкина и Лермонтова, которые оказали огромное влияние на всех величайших русских писателей, последовавших за ними! Мы с нетерпением ждем ваших комментариев и предложений для наших следующих литературных публикаций и дайте нам знать, если вы хотите, чтобы мы разработали Пушкинский или Лермонтовский тур для вас, когда вы будете в России! Текст Александры Карусель Тур Поделиться этим постом 5 июля 2017 года. 27, 1841) оставил уникальное наследие в русской литературе, и его поэтическая репутация уступает в родной стране только Пушкину. Он родился в Москве. Его отец был обедневшим армейским офицером, а мать — богатой молодой наследницей из знатной аристократической семьи. Бабушка Лермонтова по материнской линии, Елизавета Арсеньева, считала их брак явным несоответствием и глубоко не любила своего зятя. Пара вскоре разошлась. Мать Лермонтова умерла через три года в возрасте 21 года. После ее смерти мать, Елизавета, решила воспитывать маленького Михаила одна, всегда опасаясь, что отец рано или поздно может сбежать с ним. Она даже пригрозила лишить его наследства, если его отец заберет мальчика. Михаил Лермонтов получил лучшее образование. Он свободно говорил на французском и немецком языках, играл на нескольких музыкальных инструментах и был талантливым художником. У него было слабое здоровье, поэтому бабушка трижды возила его на кавказские курорты, где экзотические пейзажи произвели на него неизгладимое впечатление. Когда ему было 14 лет, бабушка забрала его в Москву, чтобы продолжить образование. В Москве Лермонтов познакомился с Гете и Шиллером, познакомился с поэзией Александра Пушкина и Василия Жуковского. В 1830 году он поступил в Московский университет. Однако карьера Лермонтова в университете оказалась недолгой. Он редко принимал участие в студенческой жизни и мало интересовался лекциями, вместо этого часто принося книги из дома. В конце концов он бросил университет, не закончив курс, и серьезно пересмотрел свою будущую карьеру. Он решил переехать в Санкт-Петербург и поступил в военное кавалерийское училище. В то время он начал писать стихи, подражая и Пушкину, и Байрону. Он также интересовался русской историей и средневековыми эпосами. Позднее его глубокое знание истории отразилось в «Песне о купце Калашникове», длинной поэме «Бородино» (заученной наизусть учениками каждой русской гимназии) и многих других коротких стихотворениях. По окончании учебы два года спустя Лермонтов погрузился в гламурную придворную жизнь, завоевав известность как поэт. Но 1837 год изменил его жизнь. Смерть Пушкина стала для Лермонтова настоящим потрясением. Он написал известное стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение было адресовано аристократам, двору и царю Николаю I. В последних строках высший свет России прямо обвинялся в убийстве Пушкина. Поэма произвела настоящий фурор. С одной стороны, это принесло Лермонтову большую известность. С другой стороны, это вызвало гнев царя. Поэта арестовали и выслали из Москвы на Кавказ. По иронии судьбы, местом его изгнания была и земля, которую он так любил. Лермонтов прекрасно провел там время, изучая местные языки, встречаясь с некоторыми другими великими русскими писателями и поэтами, сочиняя некоторые из своих самых известных стихов и рисуя картины. Однако благодаря стараниям бабушки он вскоре вернулся в Петербург. Поскольку он считался многообещающим литературным талантом, он смог опубликовать несколько своих произведений и начал свой знаменитый роман под названием «Герой нашего времени».
-10002 Другим величайшим русским поэтом, также погибшим на дуэли, был Михаил Лермонтов. Он прожил очень короткую жизнь, к моменту смерти ему было всего 26 лет, но он успел оставить нам внушительное наследие — несколько стихотворений, множество стихов, пьесу и один из величайших романов в русской литературе. Я не могу не задаться вопросом, как это возможно, чтобы литературные произведения, написанные почти подростком по нашим современным представлениям, могли иметь такой глубокий смысл и продолжать влиять на людей всех возрастов? Антон Чехов, восхищавшийся Лермонтовым, задавал себе тот же вопрос.
А каково ваше мнение? Пожалуйста, поделитесь им с нами!
Михаил Лермонтов — Российский романтический писатель
Единственный роман Лермонтова принес ему признание как одного из основоположников русской прозы. Частично автобиографический рассказ считается новаторской классикой русского психологического реализма. Он был опубликован в 1840 году и принес автору широкое признание.
25 июля 1841 года в Пятигорске его однополчанин Николай Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась через два дня у подножия горы Машук. Лермонтов был убит первым выстрелом Мартынова. Большая часть его лучших стихов была посмертно обнаружена в его бумажнике.
Жизнь Лермонтова считается одной из самых эпических и драматических в истории русской литературы. Хотя многие из его крупных поэтических произведений остаются в значительной степени неизвестными англоязычным читателям, миллионы россиян могут с готовностью цитировать их по памяти.