Белинский Виссарион Григорьевич — биография, личная жизнь и фото
Персона
Годы жизни:
11 июня 1811 — 07 июля 1848
Страна рождения:
Финляндия
Сфера деятельности:
Философ
Виссарион Белинский — русский критик, публицист, философ. Иван Тургенев говорил, что главной чертой его характера было «стремительное домогательство истины». Статьи Белинского для лучших журналов того времени — «Телескопа», «Отечественных записок», «Современника» — до сих пор считаются образцами критической литературы.
Увлечение литературой
Акварель Александра Брюллова с оригинала Кирилла Горбунова. Портрет Виссариона Белинского. 1838. Изображение: wikipedia.org
Виссарион Белинский родился в 1811 году в Финляндии. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала в Пензенскую губернию, где он учился в местном училище, а чуть позже — в гимназии. С детства Белинский интересовался изучением русского языка и литературы: читал все, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей.
Уездное образование не удовлетворяло любознательного юношу, поэтому в 1829 году он поступил на словесный факультет Московского университета. Первое время студенту приходилось бедствовать, пока ему не стали платить стипендию.
В комнате общежития, где жил Виссарион Белинский, стали собираться студенты, среди которых были Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Евгений Корш, Николай Кетчер. На встречах они читали собственные произведения и обсуждали проблемы политической, общественной и литературной жизни России. Это собрание получило название «Литературное общество 11-го нумера».
Через год учебы в университете Виссарион Белинский написал свое первое литературное произведение — драму «Дмитрий Калинин» на тему крепостного права. Цензурный комитет университета не только не разрешил печатать ее, но и пригрозил ссылкой и каторгой. Белинский вскоре попал в больницу, и в 1832 году его отчислили: здоровье сочли слишком слабым, а способности — «ограниченными». Он остался без средств к существованию, поэтому начал давать частные уроки и переводить зарубежные произведения.
«Литературе расейской — моя жизнь и моя кровь»
В это время Виссарион Белинский подружился с основателем журнала «Телескоп» Николаем Надеждиным. Поначалу Белинский переводил для издания небольшие заметки, а в 1834 году опубликовал свою первую критическую статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе». В работе автор делал обзор русской литературы — с точки зрения истории, — и рассуждал на тему ее будущего. Затем последовали другие литературные обозрения на произведения Николая Гоголя, Евгения Баратынского, Владимира Бенедиктова и Алексея Кольцова. В этих работах Белинский писал о начале новой эпохи в русской литературе.
Белинский осуждает реформу. Изображение: althistory.wikia.com
Белинский высказывает свои тезисы на партийном собрании. Изображение: althistory.wikia.com
Через два года журнал закрыли — Белинский опубликовал в нем «Философические письма» Петра Чаадаева, в которых автор восхищался европейской культурой.
Белинский вновь оказался в сложном финансовом положении, все попытки найти работу были тщетны. Дела несколько улучшились в начале 1838 года, когда Белинского назначили редактором журнала «Московский наблюдатель». Здесь он публиковал свои статьи, окончательно убеждаясь, что его призвание — литературная критика.
«Нужно быть гражданином, сыном своего общества»
Спустя год работы в московском журнале Виссариону Белинскому предложили переехать в Санкт-Петербург, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки». Эта работа — расцвет его литературной критики. Белинский писал для журнала статьи о театре и молодых современных литераторах, обзоры новых литературных произведений, библиографические и политические заметки. Эти очерки объединили историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Александра Пушкина.
Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского.
1881. Изображение: drug-gorod.ru
Как литературный критик Виссарион Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши.
«Свобода творчества, легко согласуется со служением современности; для этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию; для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями; для этого нужна симпатия, любовь, здоровое практическое чувство истины, которое не отделяет убеждения от дела, сочинения от жизни».
В 1845 году Белинский тяжело заболел, ему стало все сложнее справляться с работой. Его отношения с сотрудниками испортились, и в начале следующего года критик ушел из редакции журнала. Некоторое время он путешествовал по Югу России.
Вернувшись в Петербург, Белинский устроился в журнал «Современник», однако болезнь по-прежнему мешала работать. Не считая небольших библиографических заметок, критик написал только одну крупную статью — «Обозрение литературы 1847 года».
В начале 1847 года Белинский вновь заболел и отправился поправлять здоровье за границей, но лечение не помогло. Через несколько месяцев критик возвратился в Петербург, где и умер в 1848 году. Похоронили Белинского на Волковском кладбище.
Теги:
КритикиФилософыЛитератураФилософ
В публикациях
Пятигорск, Анапа, Сочи, Гагры, Ялта, Евпатория.
Публикации раздела Литература
Вспоминаем курортную жизнь героев русской прозы, а также города-здравницы, которые благодаря лету, морю и атмосфере всеобщей расслабленности становятся полноценными персонажами литературных произведений. Классическую художественную прозу о мирной жизни перечитывала Софья Багдасарова.
Пятигорск
Михаил Лермонтов. Вид Пятигорска.
1837
Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)
Дореволюционная открытка. Пятигорск. Общий вид. Фотография: photochronograph.ru
Хотя первый курорт в России (как и многое другое) был создан императором Петром Великим, этот поселок в Карелии, основанный в 1719 году и названный Марциальные Воды, следа ни в русской литературе, ни в массовом сознании не оставил. Жизнь отдыхающих начала проникать на страницы книг, лишь когда у России появились южные курорты.
Горцы еще не были окончательно усмирены, Кавказская война продолжала бушевать, а на бывших турецких владениях уже начали возникать первые санатории. И первыми отдыхающими там стали раненные на той же самой войне. Пятигорск — форт Азово-Моздокской оборонительной линии, заложенный в 1780 году, — официально становится курортом уже в 1803 году, по рескрипту императора Александра I. С тех пор слава Кавказских Минеральных Вод не ослабевает.
Именно в Пятигорске разворачивается действие одного из главных романов первой половины XIX века — «Героя нашего времени».
«Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин, штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы… Наконец, вот и колодец… На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод».
Вряд ли Печорин сумел бы так растревожить сердце княжны, встреть он ее в более чинной обстановке, не на курорте. Любопытно, но помещая действие этой части романа «на воды», Лермонтов действует вполне в русле общеевропейского романа той эпохи — то же делает и Джейн Остин, персонажи которой часто отдыхают на английском курорте в Бате и тоже ворчат на вкус лечебной воды.
Другого вида курортного отдыха европейцы пока не знают: мода на привычные нам обильные купания и многочасовые солнечные ванны еще не наступила.
В последующие годы Пятигорск уходит в тень — герои романов на воды больше не ездят, да и соревноваться с призраком погибшего там Лермонтова трудно. Только в 1920-е сюда заглядывают Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым, чтобы выпить того же самого нарзана, переночевать у целебного источника и увидеть, что здесь все носят белые штаны: «из рогожки, чертовой кожи, коломянки, парусины и нежной фланели». Советский филиал Рио-де-Жанейро, не иначе. Недаром так мечтает бросить все к черту и уехать в находящийся поблизости Кисловодск неудачливый Михаил Берлиоз, сидя на душных Патриарших.
Снова Пятигорск появляется в историческом романе Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов» про бегство влюбленных от действительности — сюжет разворачивается в николаевское время, и тут тень Лермонтова, наоборот, кстати.
Анапа
Кадр из фильма «Солнечный удар» (2014)
Дореволюционная открытка.
Анапа. Пушкинская улица. Фотография: anapa.pw
Кадр из фильма «Солнечный удар» (2014)
Сегодня Анапа для нас — спокойный, полный детского смеха курорт, с вполне привычной русскому человеку природой, далекой от экзотических Сочи с мясистыми пальмами и сизыми горными вершинами. Но такие мирные ассоциации этот город начал вызвать с точки зрения русской литературы совсем недавно. Еще в пушкинское время главный автор «военных боевиков» того времени, позабытый Бестужев-Марлинский, писал:
«Анапа, эта оружейница горских разбойников, этот базар, на котором продавались слезы, и пот, и кровь христианских невольников, этот пламенник мятежей для Кавказа, Анапа, говорю, в 1828 году обложена была русскими войсками с моря и от угорья. Канонерские лодки, бомбарды и все суда, которые могли подходить близко к берегу, громили приморские укрепления. Сухопутные войска переправились через реку Рион, которая впадает в Черное море под северною стеною Анапы и расплывается кругом всего города топкими болотами».
![]()
Читайте также:
- «Могучая кучка» русских музыкантов
- Памяти Михаила Жарова
- Идеальные каникулы: как отдыхали писатели-классики
В 1829 году Анапа была окончательно отобрана у турок, а курортом она стала в 1866 году. Популярность город приобретает вместе с ростом моды на морские купания, сменившие питье минеральных вод. Но на страницах книг Анапа появляется лишь мельком. Вот, например, безымянная пассажирка в «Солнечном ударе» Бунина возвращается из Анапы: «И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы)». А вот героиня Катаева в романе «Время, вперед!» собирается туда уехать: «А там Анапа, море, иллюзии какого-то небывалого, нового счастья».
Но полноправным участником сюжета этот курорт не становился. Разве что мимоходом: вековой тоской веет от анапских сцен в «Хождении по мукам» Алексея Толстого.
На опустевшем курорте во время Гражданской войны будущий анархист Жадов с женой Елизаветой Киевной сидит в «Шато Каберне» в «полуразрушенном доме на двух десятинах виноградника», пьет, как Атос, вино из бездонного подвала и размышляет о праве человека на преступление — решая для себя этот вопрос положительно.
Сочи
Дореволюционная открытка. Сочи. Общий вид. Фотография: sochiru.com
Кадр из фильма «Плохой хороший человек» (1973)
Дореволюционная открытка. Сочи. Дагомыс, вид на Царскую площадку. Фотография: sochiru.com
Некоторые авторы явно испытывают особую любовь к курортному антуражу. Вот снова Бунин: в очередном коротком рассказе о безумной страсти он повествует о замужней даме, которая с любовником снимает домик где-то в первобытном месте на черноморском побережье. А муж в это время продолжает ее искать.
«Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день, по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару.
Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
И безудержная южная природа, заросшая «чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы», выступает уместным аккомпанементом этому любовному безумию. Где-то там же, в неназванном месте, где «пустынный берег моря, неутолимый зной и однообразие дымчатых, лиловатых гор», помещает своих героев Чехов в «Дуэли». Сюда тоже сбегают влюбленные, но, поскольку это Чехов, а не Бунин, дело кончается по-чеховски: их заедает быт.
До революции, впрочем, Сочи, чья история началась с морского десанта в 1839-м (чему был свидетелем Айвазовский), большим курортом не являлись. В начале ХХ века в посаде Сочи Черноморской губернии насчитывалось около 1300 жителей. В советские годы популярность региона растет, вот только про преступную любовь уже не сочиняют книг. Зато пишут про преступную деятельность: куда-то сюда, на юг, отправляют своих сыщиков Костенко и Гурова Юлиан Семенов и Николай Леонов («Огарева, 6», «Еще не вечер»).
Однако конкретные названия городов авторы не указывают — и правильно: детектив — жанр легкомысленный, а солидные местные чиновники могли бы обидеться.
Гагры
Кадр из фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989)
Дореволюционная открытка. Гагры. Гостиница «Gagri-Hotel». Фотография: ruscarts.ru
Кадр из фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989)
Хотя, возможно, в этих советских детективах шла речь о курортах Абхазии — описания достаточно расплывчаты. Зато конкретно названо место в советской классике — «Сандро из Чегема». Фазиль Искандер сначала рассказывает, как кузен императора принц Ольденбургский в 1903 году этот курорт основал, потом показывает, как принц думает о лечебном массаже и смотрит на лебедей с пеликанами в парке… Но самый запоминающийся образ Гагр — в его новелле «Пиры Валтасара», где Сандро и абхазский ансамбль песни и пляски танцуют в роскошном советском санатории перед Сталиным, Берией и прочими вершителями судеб.
Этому же курорту в ХХ веке будут суждены самые большие потрясения.
«Летом 1974-го я проехал сквозь Гагры, направляясь в сторону Гудаут, в спортивном автомобиле француза в компании красивых женщин, а в 1992-м бродил по заросшему сорной травой пляжу Гудаут — авантюрист, приехавший на помощь Абхазской Республике.
Крым
Дореволюционная открытка. Крым. Инкерманский монастырь. Фотография: popovka.org
Кадр из фильма «Алые паруса» (1961)
Дореволюционная открытка. Севастополь. Графская пристань. Фотография: crimeaplus.ru
Екатерина Великая присоединила Крым к Российской империи в 1783 году, но даже много позже, при Гоголе, на полуостров на страницах книг отправлялись, пожалуй, только чумаки, которые везли туда табак, а увозили соль и рыбу. Да в «Рассказах русского солдата» Николая Полевого крымские места перечислялись вместе с другими славными победами екатерининских времен. Но уже в 1847 году в «Обыкновенной истории» Гончарова герои подумывают, не съездить ли на лето в Крым.
Переломом, вероятно, было крымское путешествие ссыльного Пушкина в 1820 году.
(Тогда на Черное море ссылали, добровольно ехать хотелось немногим.) Множество стихов, посвященных им Тавриде, дало полуострову вечный пропуск в русскую литературу. Но основной массив текстов был создан во второй половине XIX — начале ХХ века, когда Крым и морские купания станут популярнейшим видом досуга.
Не стоит забывать, что крымское солнце было одним из немногих лечебных средств, продлявших жизнь больным чахоткой, перед которой медицина тогда была бессильна. Жизнь в Крыму прописали Чехову, и, наблюдая за жизнью отдыхающих, он делал много заметок. На полуостров едут или мечтают уехать герои «Попрыгуньи», «Ионыча», «Скучной истории», «Дома с мезонином» и многих других его текстов. Отсюда же пишет свое письмо смертельно больной герой рассказа Куприна «Первый встречный» о несостоявшемся адюльтере. Чахоточную девочку увозят в Крым даже в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького. В Крыму умирал от той же болезни Александр Грин, создавая свою сказочную приморскую страну (прозванную литературоведами «Гринландией») и ее главную книгу — повесть-феерию «Алые паруса».
Ялта
Кадр из фильма «Дама с собачкой» (1960)
Дореволюционная открытка. Ялта. Гостиница «Россия». Фотография: yalta-tavrida.com
Кадр из фильма «Дама с собачкой» (1960)
Это был самый литературный из крымских городов. Во-первых, потому что здесь обосновался сам Чехов. Наблюдательный, желчный, умирающий и высмеивающий чужие влюбленности, он запечатлел этот город и курортную жизнь как непрекращающуюся череду внебрачных связей, а иногда и место зарождения настоящей любви.
«И часто на сквере в саду, когда вблизи их никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно. Совершенная праздность, эти поцелуи среди белого дня, с оглядкой и страхом, как бы кто не увидел, жара, запах моря и постоянное мелькание перед глазами праздных, нарядных, сытых людей точно переродили его».
Во-вторых, про Ялту написано множество стихов — тут и Маяковский, и Бродский. Еще тут серьезно пьют: гипнозом Воланда сюда был закинут беспутный Степа Лиходеев из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Однако!» — сказал ему бессердечный курильщик на молу, приняв за пьяного. И пожалуй, только братьям Вайнерам в детективе «Я, следователь» про труп, обнаруженный на 38-м километре шоссе Ялта — Карадаг, удается показать крымскую курортную жизнь без головокружительного флера. Да беспокойные концессионеры Бендер и Воробьянинов (вот по чьим путешествиям путеводитель по России писать!) заглядывают сюда по делу — и даже становятся свидетелями большого крымского землетрясения 1927 года.
Евпатория
Дореволюционная открытка. Евпатория. Общий вид с моря. Фотография: crimea.mk.ru
Кадр из фильма «Сестры» (1957)
Дореволюционная открытка. Евпатория. Западная сторона (прибой). Фотография: crimea.mk.ru
Алексей Толстой, как и Бунин с Чеховым, — любитель помещать своих героев в курортную обстановку. Его Даша из «Сестер» накануне Первой мировой войны оказывается в Евпатории — как и половина Петербурга.
«По всему побережью бродили с облупленными носами колючие петербуржцы с катарами и бронхитами и шумные, растрепанные москвичи с ленивой и поющей речью… почтенные и семейные люди, живущие, как и всё тогда жило в России, расхлябанно, точно с перебитой поясницей.
В середине лета от соленой воды, жара и загара у всех этих людей пропадало ощущение стыда, городские платья начинали казаться пошлостью, и на прибрежном песке появлялись женщины, кое-как прикрытые татарскими полотенцами, и мужчины, похожие на изображения на этрусских вазах.
В этой необычайной обстановке синих волн, горячего песка и голого тела, лезущего отовсюду, шатались семейные устои. По всему побережью не было ни одной благополучной дачи. Неожиданно разрывались прочные связи. И казалось, самый воздух был полон любовного шепота, нежного смеха и неописуемой чепухи, которая говорилась на этой горячей земле, усеянной обломками древних городов и костями вымерших народов».
В советское время — тоже жара, но все не так аморально. Николай Островский в романе «Как закалялась сталь» чеканит: «Опять Евпатория. Южный зной. Крикливые загорелые люди в вышитых золотом тюбетейках». А Окуджава в романе — лауреате Букера «Упраздненный театр», посвященном своему детству, подробно описывает атмосферу города между двумя мировыми войнами и вспоминает: «Из окна белого санаторного домика можно выпрыгнуть на золотой сухой, рассыпчатый песочек евпаторийского пляжа и втянуть всей грудью морской солоноватый дух — аромат голубой волны и выкинутых на берег, прожаренных под солнцем водорослей, и едва уловимое вкрадчивое благоухание серебряной, затаившейся в воде камбалы».
Помимо Крыма и Кавказа, русские писатели отправляли своих героев отдыхать и влюбляться туда же, куда ездили сами, например на морской курорт Сестрорецк близ Петербурга или на «финские дачи» (Куоккала и т. п.). А ведь были еще и заграничные поездки: особенно много в русской литературе Висбадена и Баден-Бадена, спасибо классикам — Тургеневу и Достоевскому. Кстати, согласно статистике, на зарубежные курорты до революции уезжало гораздо больше россиян, чем оставалось отдыхать на Черном море. Однако в литературу вошли именно они.
Теги:
Цитаты и афоризмысоветская литератураШкольная программаКлассикаПубликации раздела Литература
Александр Пушкин и Михаил Лермонтов
29 июня 2021
Два известнейших русских поэта Александр Пушкин и Михаил Лермонтов жили в первой половине XIX века и оказали влияние на стиль всех последовавших за ними русских писателей – Ивана Тургенева, Федора Достоевский, Лев Толстой, Антон Чехов, Владимир Набоков, Михаил Булгаков…
Оба были расстреляны на дуэли в юном возрасте и оба имели «экзотических» предков, приехавших в Россию издалека.
Прадед Александра Пушкина Абрам Ганнибал был африканского происхождения, он был похищен еще младенцем и отправлен в Константинополь, где его нашел русский посол и представил русскому двору – Петр Первый лично стал крестным отцом младенца и превратил его в русского дворянин.
Дальним родственником Михаила Лермонтова был Джордж Лермонт, шотландский наемник, служивший в польской армии в 17 веке, где он попал в плен к русским во время русско-польской войны. Впоследствии он пошел служить в русскую армию и там поселился. Он также был пожалован русским дворянским титулом.
Портрет А. Пушкина работы В. Тропинина (1827)
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Пушкин для россиян как азбука, когда учишься писать – он стоит у истоков современной литературы и современный язык. За свою недолгую жизнь он написал множество шедевров – стихи, стихи, сказки для детей, роман в стихах и рассказы в прозе – все очень красивым, остроумным и простым языком, который приятно читать.
Для остального мира самым известным произведением Пушкина является Евгений Онегин , благодаря одноименной опере с божественной музыкой другого гения, Петра Ильича Чайковского. Великолепный язык Пушкина очень мелодичен, и, когда мы слушаем арии этой оперы, мы часто предвкушаем каждую фразу, которую поет певец, — таков этот роман в наших головах. Очень советую послушать оперу, а еще лучше увидеть ее вживую, и, конечно же, прочитать роман.
«Евгений Онегин» Опера, Мариинский театр Постановка
«Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» написан стихами, и когда читаешь его в оригинале, некоторые его части запоминаешь почти автоматически слово в слово, даже не осознавая этого. Это волшебство онегинской строфы, особой формы, придуманной Пушкиным, приближающейся к естественной мелодичности речи.
Если вы читаете его на других языках, вы можете выбрать перевод в стихах или в прозе, который более точно передает смысл каждой фразы, но не имеет оригинальной структуры романа.
Действие романа происходит в аристократическом обществе начала 19 -го -го века. Он дает нам остроумное и любопытное описание тогдашней русской жизни с ее привычками и модами, но это еще не все. В основе романа романтическое развитие чувств тихой мечтательной Татьяны и Евгения Онегина, эгоистичного байронического типа, щеголя лет двадцати, уже разочаровавшегося в жизни. Молодой романтический помещик Ленский, сосед Онегина, сестра Татьяны Ольга и няня Татьяны — другие важные персонажи. Пушкин пишет обо всех них так, как будто был знаком с ними лично. С самого начала мы чувствуем, что авторские симпатии на стороне Татьяны.
Кое-где Пушкин делает очаровательные отступления о, например, изящных женских ножках, когда-то покоривших его сердце (поэт был большим любителем женщин), о своих мыслях и советах.
Иллюстрация к дуэли Онегина и Ленского И. Репина
Центральным событием романа является нелепая дуэль Онегина и Ленского, на которой один из них погибает.
Дуэли были очень распространены в высшем обществе того времени, хотя и были запрещены, и сам Пушкин был вынужден принять вызов на дуэль, где был смертельно ранен в возрасте 37 лет.0003
В первой части романа Татьяна влюблена в Онегина, но он не готов принять ее чувства. В конце концов все оборачивается наоборот — Онегин страстно влюбляется в Татьяну, однажды из застенчивой провинциалки она превращается в известную светскую львицу, но уже поздно.
Роман короткий и легкий для чтения, вы с удовольствием проведете с ним несколько вечеров или выходных, и я уверен, что вы почерпнете немало полезных идей из этой жемчужины русской литературы!
Автопортрет Пушкина с Онегиным
Александр Пушкин так привязался к своему Евгению Онегину, что даже представил, как они идут вместе по Неве в Петербурге рука об руку, как будто он был хорошим знакомым Пушкина.
Рассказы Белкина
Это 5 увлекательных рассказов, написанных в прозе.
«Рассказы Белкина» рассказывают нам истории из разных слоев русского общества того времени. Эти рассказы представлены как настоящие, они якобы были собраны помещиком Белкиным и написаны им перед смертью.
Каждая история написана в двух преобладающих стилях той эпохи: сентиментальной или романтической. В «Повестях Белкина» Пушкин впервые затрагивает тему маленького человека , которая вскоре станет очень важной для русской литературы.
«Маленький человек» — скромный человек, занимающий где-то второстепенное положение и очень часто не имеющий возможности изменить свою жизнь или ответить своим обидчикам. Гоголь, Достоевский, Чехов и другие русские писатели позже придумывали свои истории о «маленьких человечках».
Жизненный портрет Эмеляна Пугачева перед казни, автор Unknown (1774)
Дочь капитана
капитана и дочь капитана, а также романтическая история о том, как дюйм, а, дюйская, а, а также романтическая история, — «Ярость — дюйм.
его невероятные приключения во время пугачевского бунта 1770-х гг.
Пушкин подготовил для российского императора исследование о пугачевском восстании, за что ему был предоставлен доступ к секретным документам. Повесть Емельяна Пугачева вдохновила Пушкина на написание «Капитанской дочки». У Гринёва был реальный прототип, но Пушкин приукрасил свой рассказ и сделал его гораздо более «кинематографичным». Пушкин изображает казака Емельяна Пугачева, предводителя крестьянских восстаний против царствования Екатерины Великой, с большим сочувствием, очень смелым выбором для писателя в царской России.
События в этой истории развиваются очень стремительно и вы не успеете заскучать. Это одна из последних работ Пушкина, он был расстрелян на дуэли через несколько месяцев.
Наталья Гончарова в исполнении А. П. Брюллова (1830-е гг.) , который то и дело провоцировал поэта, проявляя недвусмысленный интерес к его красавице-супруге Наталье Гончаровой. Еще более скандальным стало то, что Дантес женился на сестре Натальи незадолго до дуэли.
Однако большинство современников Пушкина считало, что Дантес был лишь подставным лицом, а за дуэлью стоял сам император Николай I. Николай I был бабником и любовниц у него было много – одной из них он хотел сделать Наталью. Возможность этого романа приводила Пушкина в бешенство.
Портрет Лермонтова работы П. З. Захарова-Чеченца (1834)
Михаил Лермонтов Лермонтов прославился Смерть поэта , горькой поэмой, написанной вскоре после смерти Александра Пушкина и наполненной упреком в адрес общества и власти, позволивших убить гения. Поэма разошлась по Москве и Петербургу в ручных копиях в течение нескольких дней. Лермонтову было всего 22 года, и к тому времени он уже написал несколько стихотворений и стихов, которые были опубликованы позже. Его тут же отправили в армию в поход на Кавказ. Здесь Лермонтов в детстве много времени проводил на целебных водах, а потом, будучи офицером, написал несколько своих самых известных произведений и написал удивительные пейзажи. Кавказ стал главным действующим лицом для Лермонтова-писателя и Лермонтова-живописца. Михаил Врубель, талантливый русский художник, был очарован Лермонтовым. Он создал одни из лучших иллюстраций к произведениям Лермонтова, но главным предметом его интереса был Демон из одноименной поэмы Лермонтова. Врубель Герой нашего времени Поэзия Лермонтова глубоко романтична, но его единственный законченный роман в прозе, Герой нашего времени, 11, часто называется «Первый роман ». психологический роман. Этот крошечный роман — одно из самых любимых литературных произведений в России. Конечно, когда мы знакомимся с ней в школе, мы видим ее совсем в другом свете, но это та книга, которую большинство из нас перечитывает позже в жизни. Удивительно осознавать, что Лермонтов опубликовал ее, когда ему было всего 25 лет, и на ее написание у него ушло несколько лет. Герой нашего времени состоит из нескольких историй, перемешанных в хронологическом порядке. Пушкин получил фамилию своего Евгения Онегина от реки Онеги, которая протекает в Архангельской области России. Лермонтов, который имел в виду образ Онегина при создании своего романа, названного «Печорин» в честь реки Печоры, также протекающей на севере России. Иллюстрации к роману М. Врубеля Лермонтов идет дальше и называет своего главного героя Григория Печорина еще менее ироничным типом, чем Евгений Онегин90, и называет его героически еще менее приятным типом20 пушкинского200 его эпоха . Каждый рассказ из книги разворачивается в другом месте и все они заканчиваются драматично — Печорин разрушает устоявшуюся рутину в жизни других людей, оказавшихся рядом с ним — контрабандистов, сослуживцев и аристократов, кавказских горцев. Помимо перепутанных глав романа, в Герой нашего времени вы найдете 3 рассказчиков — Максима Максимыча, доброго русского офицера, служившего в крепости, куда Печорин был сослан после дуэли, автора и самого Перчорина. Эти литературные приемы гениальны, поскольку позволяют увидеть приключения Печорина с разных сторон и все время держат в недоумении. Сначала мы знакомимся с Печориным из рассказов других людей и только после этого узнаем его глубже из его собственного дневника. В каждом рассказе романа есть интрига, кто бы ни был рассказчиком, и все они читаются на одном дыхании и с нетерпением. Они могли бы быть самостоятельными работами, если бы автор решил опубликовать их отдельно. Любимым рассказом Антона Чехова из «Героя нашего времени» была Тамань. Он говорил: «Я не могу понять <…> как он, будучи таким молодым, мог это сделать! Я хотел бы написать такую вещь и хороший водевиль, тогда я мог бы умереть!» В то же время Владимир Набоков считал, что «Тамань — худший рассказ во всей книге»; все в нем раздражало его и казалось нереальным. Герой нашего времени совершенно умопомрачительные описания природы Кавказа, они как будто нарисованы, а не написаны. Лермонтов был хорошим художником, и это чувствуется, когда читаешь их. Есть одна очень любопытная деталь – в русском языке больше основных цветов, чем в других языках. Голубой цвет или голубой в русском языке — это цвет, отсутствующий в цветовых палитрах большинства европейских языков, и именно этот цвет очень часто использует Лермонтов, в том числе в уменьшительно-ласкательных формах, при описании неба и гор. Какая тяжелая работа для переводчиков! Любимое место Лермонтова в Пятогорске, Северный Кавказ Надеюсь, что этот пост вдохновит вас на чтение наших классиков, Пушкина и Лермонтова, которые оказали огромное влияние на всех величайших русских писателей, последовавших за ними! Мы с нетерпением ждем ваших комментариев и предложений для наших следующих литературных публикаций и дайте нам знать, если вы хотите, чтобы мы разработали Пушкинский или Лермонтовский тур для вас, когда вы будете в России! Текст Александры Карусель Тур Поделиться этим постом 5 июля 2017 года. Пара вскоре разошлась. Мать Лермонтова умерла через три года в возрасте 21 года. После ее смерти мать, Елизавета, решила воспитывать маленького Михаила одна, всегда опасаясь, что отец рано или поздно может сбежать с ним. Она даже пригрозила лишить его наследства, если его отец заберет мальчика. Михаил Лермонтов получил лучшее образование. Он свободно говорил на французском и немецком языках, играл на нескольких музыкальных инструментах и был талантливым художником. У него было слабое здоровье, поэтому бабушка трижды возила его на кавказские курорты, где экзотические пейзажи произвели на него неизгладимое впечатление. Когда ему было 14 лет, бабушка забрала его в Москву, чтобы продолжить образование. В Москве Лермонтов познакомился с Гете и Шиллером, познакомился с поэзией Александра Пушкина и Василия Жуковского. В 1830 году он поступил в Московский университет. Однако карьера Лермонтова в университете оказалась недолгой. Он редко принимал участие в студенческой жизни и мало интересовался лекциями, вместо этого часто принося книги из дома. В конце концов он бросил университет, не закончив курс, и серьезно пересмотрел свою будущую карьеру. Он решил переехать в Санкт-Петербург и поступил в военное кавалерийское училище. В то время он начал писать стихи, подражая и Пушкину, и Байрону. Он также интересовался русской историей и средневековыми эпосами. Позднее его глубокое знание истории отразилось в «Песне о купце Калашникове», длинной поэме «Бородино» (заученной наизусть учениками каждой русской гимназии) и многих других коротких стихотворениях. По окончании учебы два года спустя Лермонтов погрузился в гламурную придворную жизнь, завоевав известность как поэт. Поэма произвела настоящий фурор. С одной стороны, это принесло Лермонтову большую известность. С другой стороны, это вызвало гнев царя. Поэта арестовали и выслали из Москвы на Кавказ. По иронии судьбы, местом его изгнания была и земля, которую он так любил. Лермонтов прекрасно провел там время, изучая местные языки, встречаясь с некоторыми другими великими русскими писателями и поэтами, сочиняя некоторые из своих самых известных стихов и рисуя картины. Однако благодаря стараниям бабушки он вскоре вернулся в Петербург. Поскольку он считался многообещающим литературным талантом, он смог опубликовать несколько своих произведений и начал свой знаменитый роман под названием «Герой нашего времени».
-10002 Другим величайшим русским поэтом, также погибшим на дуэли, был Михаил Лермонтов. Он прожил очень короткую жизнь, к моменту смерти ему было всего 26 лет, но он успел оставить нам внушительное наследие — несколько стихотворений, множество стихов, пьесу и один из величайших романов в русской литературе. Я не могу не задаться вопросом, как это возможно, чтобы литературные произведения, написанные почти подростком по нашим современным представлениям, могли иметь такой глубокий смысл и продолжать влиять на людей всех возрастов? Антон Чехов, восхищавшийся Лермонтовым, задавал себе тот же вопрос.

Главный герой во всех рассказах один и тот же — молодой русский офицер Печорин, служивший на Кавказе в то время, когда происходило большинство событий, описанных в книге.
В то же время мысли Печорина невероятно глубоки и проникают в головы читателей, заставляют задуматься над вечными вопросами человеческого бытия.
А каково ваше мнение? Пожалуйста, поделитесь им с нами!
Михаил Лермонтов — Российский романтический писатель
27, 1841) оставил уникальное наследие в русской литературе, и его поэтическая репутация уступает в родной стране только Пушкину. Он родился в Москве. Его отец был обедневшим армейским офицером, а мать — богатой молодой наследницей из знатной аристократической семьи. Бабушка Лермонтова по материнской линии, Елизавета Арсеньева, считала их брак явным несоответствием и глубоко не любила своего зятя.
Но 1837 год изменил его жизнь. Смерть Пушкина стала для Лермонтова настоящим потрясением. Он написал известное стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение было адресовано аристократам, двору и царю Николаю I. В последних строках высший свет России прямо обвинялся в убийстве Пушкина.
Единственный роман Лермонтова принес ему признание как одного из основоположников русской прозы. Частично автобиографический рассказ считается новаторской классикой русского психологического реализма. Он был опубликован в 1840 году и принес автору широкое признание.
25 июля 1841 года в Пятигорске его однополчанин Николай Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась через два дня у подножия горы Машук. Лермонтов был убит первым выстрелом Мартынова. Большая часть его лучших стихов была посмертно обнаружена в его бумажнике.
Жизнь Лермонтова считается одной из самых эпических и драматических в истории русской литературы. Хотя многие из его крупных поэтических произведений остаются в значительной степени неизвестными англоязычным читателям, миллионы россиян могут с готовностью цитировать их по памяти.

Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
В середине лета от соленой воды, жара и загара у всех этих людей пропадало ощущение стыда, городские платья начинали казаться пошлостью, и на прибрежном песке появлялись женщины, кое-как прикрытые татарскими полотенцами, и мужчины, похожие на изображения на этрусских вазах.