Когда жил л н толстой: Лев Толстой (9 сентября 1828

Лев Николаевич Толстой

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич, граф (28   августа (9 сентября) 1828 г., Ясная Поляна, ныне Щекинского района Тульской области, – 7 (20) ноября 1910 г., станция Астапово, ныне станция Лев Толстой в Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне), писатель, мыслитель, педагог. В 1841–1847 гг. жил в Казани, где учился в университете один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом факультете. В 1851 г. уехал на Кавказ на военную службу, в 1854–1855 гг. участвовал в обороне Севастополя. В эти годы начал заниматься литературной деятельностью. С 1855 г. в Петербурге, сблизился с сотрудниками журн. «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским; внимательно следил за ходом дискуссий западников и славянофилов.
В первый период педагогической деятельности (1859–1862), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал.


В 1860–1861 гг. предпринял поездку по странам Западной Европы с целью изучения состояния педагогических наук и народного образования. По возвращении из путешествия Толстой писал о своем полном неприятии увиденного. По мнению Толстого, в западноевропейской педагогике «на развитие человеческой природы во все стороны поставлены готовые неизменные формы». Эти размышления инициировала встреча с А. Дистервегом, в ходе которой Толстой сказал, что «лучшая система – не иметь никакой системы», выразив в парадоксальной форме несогласие с механистическими, рационалистическими установками в педагогике. В 1862 г. издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (всего вышло 12 номеров), в котором напечатал ряд своих педагогических статей. Каждый номер имел в качестве приложения рассказы для детей.
После завершения работы над романом «Война и мир» (1869) начался второй период педагогической деятельности Толстого, содержанием которого было создание «Азбуки» – комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн.  1–4, 1872). Созданная писателем своеобразная энциклопедия для первоначального обучения отличалась оригинальными принципами составления: все материалы – слова, отдельные предложения, короткие рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки – отражали жизнь русского крестьянства, использовались произведения фольклора, басенные сюжеты, были включены также этнографические и географические сведения. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоятельные пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» (1875), «Русские книги для чтения» (1875). В первой половине 70-х гг. Толстой возобновил работу в Яснополянской школе. Являясь членом училищного совета Крапивенской земской управы, Толстой добивался увеличения жалованья учителям, заботился о снабжении школ уезда учебной литературой и инвентарем. В 1874 г. написал программную статью «О народном образовании», обобщавшую его педагогический опыт.
После завершения романа «Анна Каренина» наступил третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. – 1910 г.), связанный с разработкой религиозно-нравственного учения Толстого. Произведения этого времени – художественные (роман «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича»; пьесы «Плоды просвещения» и «Власть тьмы») и публицистические («Исповедь», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «Рабство нашего времени» и др.) – проникнуты мыслью о лживости и несправедливости жизни. Для пропаганды своих идей Толст использовал организованное им издательство «Посредник», где напечатал ряд рассказов, издал пособия «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день», начал работать над книгой для родителей и воспитателей «Детский круг чтения», в последний год жизни написал ряд рассказов «Детская мудрость». Статьи «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (журнал «Свободное воспитание», 1908) и «Учение Христа, изложенное для детей» отражали опыт занятий писателя с учениками по вопросам морали в его доме в Ясной Поляне в 1906–1908.
Педагогические идеи Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества.
Толстой и в своих педагогических сочинениях предстает, с одной стороны, как учитель – новатор, практик и организатор, с другой – мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других.
Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности. Толстой привлек внимание российской общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Впервые в истории русской педагогики Толстой связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.
В статьях Толстого на темы воспитания существенное значение имеют высказывания о методах педагогического исследования.
Особо важную роль он придавал изучению опыта, превращению каждой школы в «лабораторию творческого труда учителей и учащихся». Мастерски владевший методом педагогического наблюдения и умевший глубоко проникнуть в духовный мир ребенка, Толстой может считаться одним из русских педагогов, положивших начало экспериментальной работе в условиях повседневных школьных занятий.
Задачи педагогической науки, по мысли Толстого, заключаются в «изучении условий совпадения» деятельности «образовывающего и образовывающегося» на пути к единой цели, а также в изучении условий, которые препятствуют такому совпадению. Большое значение Толстой придавал уточнению понятий «образование», «обучение», «воспитание», «учение», «преподавание». При этом он столкнулся с тем, что имеющихся понятий недостаточно для точного объяснения существенных отношений индивидуального и общественного опыта. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Толстой стремился выявить «закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперед образования».
Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Толстого, столь же объективный процесс, как и явления природы.
Толстой обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий» (Пед. соч., М., 1989, с. 287). Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребенок, все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие … к достижению высшего идеала гармонии» (там же, с. 287). Ребенку нужен «только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне» (там же, с. 288).
В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Придавая исключительно важное значение преемственности культуры, Толстой пытался определить содержание школьного обучения, исходя из основных исторических форм мышления (логической, художественной), соответствующих им учебных предметов (математических, естественных, языковых) и способов передачи знания. С новым содержанием образования он связывал преодоление «ложного» миропонимания.
Особую роль в педагогической концепции Толстого приобрела проблема новых методов обучения и формирования жизненно важных для учащихся понятий. По убеждению Толстого, на основе формальной логики нельзя научить детей решать сложные задачи, которые перед ними ставит жизнь. Исходя из своего практического опыта, Толстой подчеркивал роль умелого использования образного, конкретного и отвлеченного в обучении, предупреждал об опасности оперирования терминами до того, как ребенок освоил соответствующие понятия, так как это может тормозить его умственное развитие.
Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека. Содержание жизни каждого человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность («Я») и стремлением к нравственным, бескорыстным действиям.
По Толстому, обретение нравственного смысла жизни – источник психического здоровья и творческой энергии и, наоборот, утрата смысла приводит к экзистенциальному вакууму («Исповедь»).
В образе Бога Толстой видел выражение смысла, целей жизни и самого процесса нравственного совершенствования, открывающее перед человеком понятие разумной веры, совести как постоянного внутреннего ориентира.
Обращаясь к таким важнейшим нравственным постулатам, как Бог, добро, вера, душа, совесть, любовь, жизнь, благо, в последней большой работе «Путь жизни» Толстой рассматривал самосознание и духовное совершенствование как те пути, на которых человек реализует свои творческие возможности. Учить воспитанника жизни – значит помогать ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом.
Обобщенный нравственный опыт человечества, по Толстому, – это наука человековедения, цель которой указывать различные образцы приложения нравственного сознания к жизни. Это не свод норм, правил, понятий, категорий, а своего рода общечеловеческий идеал, образ долженствования.

Попытку конкретизировать содержание воспитания Толст предпринял в статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам», где выделил разделы: «разум», «любовь», «совершенствование», «усилие», «мысли», «слова», «поступки–дела», «соблазны внутренние и внешние». Нравственное воспитание, являющееся, по Толстому, формой духовного саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознательного пути зависит от того окружения и атмосферы, в которых ребенок растет и принимает ценностные ориентации. Толстой подчеркивал особую опасность двойной морали в семье и обществе. Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения поставленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом человеке способность к самостроительству. Жизнь, построенная в соответствии с нравственным законом, способность к продуктивной и творческой деятельности приносят человеку моральное удовлетворение.
Педагогическое творчество Толстого утверждало идею о том, что воспитание оправдано лишь как самовоспитание, а самовоспитание есть постоянная устремленность, прорыв к новым уровням бытия, этически более значимым горизонтам человеческого существования.
Процесс осмысления педагогического наследия Толстого оказался чрезвычайно сложным. В России поверхностное отношение к философской специфике взглядов Толстого, замалчивание некоторых положений или объяснение их апологией патриархально-христианской морали, слабостью Толстого-мыслителя привели к тому, что не был раскрыт истинный смысл его педагогических сочинений и религиозно-нравственного учения. Однако уже в начале ХХ в. выступление Толстого за признание самостоятельности личности ребенка, осуждение авторитарного воспитания, утверждение новаторского педагогического мышления были подхвачены прогрессивными педагогами во всем мире. Появились первые публикации о педагогических взглядах Толстого: Э. Кросби, Дж. Р. Нойес в США, К. Штрауб в Германии, Ш. Бодуэн во Франции, П. М. Нойков в Болгарии. Педагогическую программу Толстого можно считать одним из источников широкого движения за демократизацию и гуманизацию образования, определившего многие тенденции развития педагогики в ХХ в.

Н.  В. Кудрявая
Российская педагогическая эциклопедия : в 2 т. – М., 1999. – Т. : М–Я. – С. 441–443.

Сочинения Л. Н. Толстого

Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой ; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1989. – 542 с. – Библиогр.: с. 515-536, 538-540. – [74.03 2531729 Т 53].

Азбука ; Новая азбука / Л. Н. Толстой ; [ст., справ. материалы и сост. В. Г. Горецкого, Г. В. Карпюка]. – М. : Просвещение, 1978. – 511 с. : ил. – [4р Т 53].

Воспитание в свободе : пед. ст. и заметки, тексты для детей / Л. Н. Толстой ; [сост. М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный ; гл. ред. С. Н. Савушкин]. – М. : Карапуз : Сфера, 2005. – 239 с. : ил. – (Педагогика детства). – [74.03(аб) Т 53].

Толстой : [Избр. тр.] / Л. Н. Толстой ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. Ф. Егоров]. – М. : Амонашвили, 1997. – 221 с. – (Антология гуманной педагогики). – [74.03 2800567 Т 53].

Литература о Л. Н. Толстом

«Азбука» Л.  Н. Толстого и отечественная педагогика середины XIX – начала XX века / М. А. Лукацкий // Образование и о-во. – 2007. – № 5. – С. 96–97.

Духовное становление личности в педагогике отечественной культуры : [взгляды Ю. П. Азарова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого] / Л. С. Зорилова // Педагогика отечественной культуры и современность : сб. науч. тр. – М., 1998. – С. 17–25. – [71.4 3200711 П 24].

Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н. Толстого / Н. В. Кудрявцева, М. А. Чудакова // Образование и о-во. – 2007. – № 5. – С. 97–102.

Использование рассказов Л. Н. Толстого из «Азбуки» в формировании у дошкольников чувства комического / О. М. Попова, Е. Е. Бердюгина // Актуальные вопросы развития личности. – Шадринск, 1995. – С. 41–50. – [88.8 2724498 А 437].

Образование и культура в творчестве Л.   Н.   Толстого / М.   А.   Лукацкий   ; гл. ред. Д.   И.   Фельдштейн   ; Моск. психол.-соц. ин-т. – М.   : Моск. психол.-соц. ин-т   ; Воронеж   : МОДЭК, 2006. – 230   с. – (Библиотека студента). – Библиогр.: с. 212–222. – [74.03 3276500 Л   84].

Образование и нравственное становление человека в зеркале религиозно-философских исканий Л. Н. Толстого / М. А. Лукацкий // Образование и о-во. – 2005. – № 3. – С. 107–114. – Библиогр.: с. 114.

Педагогика Л. Н. Толстого: социальный аспект : учеб. пособие / Р. В. Раджабова ; Дагестан. гос. пед. ун-т. – Махачкала : Овчинников, 2010. – 87 с. – Библиогр.: с. 83–86. – [74.03 3365919 Р 151].

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого / Г. Светлова // Дошк. воспитание. – 2003. – № 9. – С. 76–88.

Педагогические идеи Л. Н. Толстого и проблемы современной педагогики / Г. В. Кондратьева // Гаудеамус. – 2002. – № 1. – С. 181–186.

Педагогические и поэтические принципы создания Л. Н. Толстым литературы для детей / А. К. Базилевская // Культурология : дайджест. – М., 2005. – № 4. – С. 35–45. – [87.667.1 3274782 К 906].

Педагогические открытия Льва Толстого : [о взглядах Л. Н. Толстого на воспитание детей в рамках мировой гуманист. мысли] / Т. Т. Бурлакова // Шк. образование. – 2008. – № 2. – С. 84–96.

Педагогическое наследие Л. Н. Толстого : [сб. ст. / редкол. В. Б. Мошкевич, Н. И. Никольская]. – Тула : [Тульск. пед. ин-т], 1975. – 79 с. – [8р П 24].

Педагогическое открытие вселенского масштаба : [к 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого] / И. Ф. Гончаров, И. П. Тюриков // Вестн. Герцен. ун-та. – 2008. – № 12. – С. 51–62. – Библиогр.: с. 62.

Призвание высокое и благородное : (Л. Н. Толстой о роли учителя) / С. С. Глущенко // Открытая шк. – 2003. – № 5. – С. 12–15.

Проблема интереса в педагогическом творчестве Л. Н. Толстого / В. Б. Бондаревский // Совет. педагогика. – 1968. – № 12. – С. 116-123.

Резонанс : «рецепт» от Л. Н. Толстого : [сочинения в пед. практике Толстого] / П. А. Гапоненко // Лит. в шк. – 2008. – № 2. – С. 47.

Л. Н. Толстой в оценке П. Ф. Каптерева / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 65–76. – Библиогр.: с. 76.

Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание / М.  Е. Стеклов // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 85–88. – Библиогр.: с. 88.

Толстой и детство / Т. М. Афанасьева. – М. : Знание, 1978. – 95 с. : ил. – (Народный университет. Педагогический факультет ; № 9). – [8р А 941].

Л. Н. Толстой и С. А. Рачинский о личности учителя / Н. В. Носкова // Сред. проф. образование. – 2009. – № 3. – С. 81–83. – Библиогр.: с. 83.

Л. Н. Толстой и русская школа / А. А. Шаталов // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 86–93. – Библиогр.: с. 93.

Толстой как представитель свободного воспитания : [о пед. взглядах Л. Н. Толстого] / М. А. Чудакова // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. – 2004. – № 1. – С. 70–75.

Л. Н. Толстой – народный учитель / В. А. Вейкшан. – М. : Учпедгиз, 1959. – 102 с. – [371 В 263].

Л. Н. Толстой – народный учитель / Д. И. Латышина // Нач. шк. – 2008. – № 8. – С. 3–6.

Л. Н. Толстой о воспитании и обучении / В. А. Вейкшан. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 144 с. – [371 В 263].

Л. Н. Толстой о воспитании человека / А.  А. Шаталов ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1999. – 217 с. – (Библиотека педагога-практика). – [74.00 2823559 Ш 28].

Л. Н. Толстой о руководстве детским чтением и творчеством / Л. В. Тодоров // Совет. педагогика. – 1975. – № 10. – С. 113-121.

Лев Толстой против «европейничанья» : [Толстой о применении зарубеж. опыта в рос. шк.] / Г. В. Кондратьева // Математика в шк. – 2008. – № 7. – С. 62–67. – Библиогр.: с. 67.

Л. Н. Толстой – редактор журнала «Ясная Поляна» / Н. А. Смирнов. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1972. – 87 с. : ил. – [8р С 506].

Лев Толстой: уроки педагогики : [пед. наследие писателя] / Н. В. Кудрявая // Человек. – 2000. – № 1. – С. 137–147.

Философско-педагогические идеи Л. Н. Толстого и проблемы духовного развития личности ребенка / Т. Т. Бурлакова // Толстовский ежегодник. – М., 2001. – С. 325–335. – [83.3(2Рос=Рус) 3240858 Т 529].

Толстой Лев Николаевич — Узнай Москву

Этот старый мощный дом надежно укрылся за соседними домами, словно за ширмой.

Как ни странно, мы точно знаем, что 25 марта 1851 года в Сивцевом Вражке была «ночь тихая, ясная; молодой месяц виднелся напротив из-за красной крыши большого белого дома; снегу уже мало». Все это благодаря обитателю дома 34.

Воздвиженка, 9 — адрес не только литературный, но и исторический. Этот дом пережил войну 1812 года, здесь неоднократно бывал писатель Л. Н. Толстой. Этот дом выведен в романах «Война и мир» и «Анна Каренина». Сейчас ведется надстройка дома.

Это загородная усадьба очень богатой семьи Юшковых. В 1812 году здесь расположился маршал Даву после Бородино.

На Большом Афанасьевском переулке, д. 24 расположен жилой дом XVII–XVIII века Зиновьевых–Юсуповых. Дом связан также с историей семьи Толстых. В 2012 году полуразрушенный дом был талантливо отреставрирован.

С 1990 года в бывшем усадебном павильоне Трубецких проходили съемки телепередачи «Что? Где? Когда?».

Мимо этого дома почти все проходят, не останавливаясь. И зря. Дом №4 – в прошлом известная гостиница «Шевалье».

С 1839 по 1909 год здесь располагался знаменитый Купеческий клуб. Сюда съезжались со всей Москвы, и не только…

Предание о связи этого дома с масонами нашло отражение в романе в стихах Пастернака «Спекторский»: «Когда-то дом был ложею масонской/ Лет сто назад он отошел в казну».

Выпускники этой гимназии известны были по всей России и – даже – по всему миру!

Подарок писателей Украины московским собратьям по перу.

Здание Щукинского училища было построено в конце 1930-х годов архитектором Н.А. Кругловым в лаконичном стиле с элементами ар-деко. Центральный ризалит выделен высокими окнами и декоративными карнизами с сухариками, а подчеркнутый мощный цоколь придает монументальность и основательность всему строению. Со своего рождения и по сей день дом неизменно служит актерам и режиссерам.

В хитросплетениях арбатских переулков есть множество настоящих архитектурных жемчужин. Одна из них — усадьба Н. П. Михайловой-В. Э. Тальгрен, расположенная в Малом Николопесковском переулке, 5. История этого дома уходит своими корнями в начало XIX века. Левая часть особняка более старая, она была построена в 1819 году в стиле ампир, а в 1901 году здание было перестроено архитекторами П. А. Заруцким и А. Е. Антоновым.

Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских стоит между Большим Афанасьевским и Филипповским переулками, занимая всю ширину квартала. Сейчас церковь отделена от Сивцева Вражка одним домом, построенным на церковной земле в 1914 году по проекту М. Д. Холмогорова.

С 1925 по 1977 год в доме жил летчик Борис Илиодорович Россинский, патриарх российской авиации.

Уже больше ста лет «Принцесса Турандот» является нестареющим символом Театра Вахтангова.

На Пречистенке напротив здания Пожарного депо, в окружении роскошных особняков располагается знаменитая усадьба Дениса Давыдова. Здание относится ко второй половине XVIII века, тогда усадьба занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками.

Дом был переделан под Морозовскую галерею Львом Кекушевым. На случай пожара он предусмотрел несгораемую комнату: в ней в 1920-е годы хранили рукописи Льва Толстого. В 1918-1948 годах здесь размещался Музей нового западного искусства.

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным – свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, а перестроен Матвеем Казаковым.

В гостинице В.А. Кокорева неоднократно останавливались и жили И.Н. Крамской, И.Е. Репин, П.И. Чайковский, В.В. Верещагин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие.

В этом доме с любопытной конфигураций, повторяющей траекторию бульвара, жил народный артист СССР Б.В. Щукин.

Этот доходный дом связан с именами двух русских революционеров — Н.П. Огарева и А.И. Герцена.

Музей-усадьба Толстого — подробное описание и фотографии.

Карта мест, туристические маршруты

Москва, Центр, Россия

Музей-усадьба Толстого в Хамовниках находится в центре Москвы. Имение в Хамовниках Лев Толстой купил в 1882 году у коллежского секретаря Арнаутова. В то время ему было 54 года. «Анна Каренина» и «Война и мир» уже написаны. Современники уже признали его великим русским писателем. Семья Толстых прожила в Хамовниках 20 лет.

Лев Николаевич Толстой жил с семьей в Хамовниках с 1882 по 1901 год. Летом они уезжали в Ясную Поляну, а осенью возвращались в Москву. Писателю приходилось жить в городе, так как он много работал в архивах, собирал различные материалы для своих произведений. Он также хотел дать старшим детям университетское образование. Десять из тринадцати детей Толстых жили с Ними в московском имении. В 1901 году Лев Толстой решает вернуться в Ясную Поляну. С тех пор он круглый год живет в своем имении и не возвращается в Москву, хотя этот дом оставался в его владении до самой его смерти в 19 г.11.

Дом, который писатель купил в 1882 году, был построен в начале 19 века. На момент покупки не было ни электричества, ни водопровода, ни канализации. Вокруг дома располагались парфюмерная и ткацкая фабрики и пивоваренный завод, а также общежития для рабочих. Однако рядом было еще одно имение Олсуфьевых, с которым дружила семья Толстых.

Купив дом, Толстой перестроил его планировку под свои нужды. Всего в доме было 16 комнат и 10 печей. На первом этаже большая столовая, спальня Льва и Софьи Толстых. Рядом детская и угловая комната, где жили дети. Отдельную комнату на втором этаже занимала Татьяна Львовна, старшая дочь Толстых. Она была художником-портретистом. Большую часть второго этажа занимает гостиная. Здесь принимали гостей. Семья Толстых часто бывала у Репина, Чехова, Соловьева, Рахманинова, Шаляпина и многих других известных людей.

После смерти Льва Толстого имение в Хамовниках было продано Моссовету, который сразу же приступил к созданию музея, посвященного Толстому. В 1920 году при советской власти он был национализирован. По личному распоряжению Ленина здесь была начата реставрация. Сюда из Ясной Поляны были возвращены многие личные вещи писателя. Интерьеры полностью сохранились такими, какими они были при жизни семьи Толстых в Хамовниках.

Очень точно воссоздан интерьер кабинета Льва Толстого. Здесь можно найти массивную мебель. Толстой работал над своими произведениями примерно с 10 до 15 часов. В эти годы им были написаны: Отец Сергий, Смерть Ивана Ильича, Крейцерова соната, Воскресение, Живой труп и другие. Здесь он начал работу над своими религиозными трактатами (Царство Божие внутри нас, О жизни, Что же нам делать, Ответ Синоду). Для них в 1901, он был отлучен от Церкви.

Рядом с домом большой сад. Он огорожен забором, а с одной стороны к нему примыкает стена пивоварни. Все деревья в саду сохранились с тех времен, когда здесь жила семья Толстых. Они играли в крокет во дворе, а зимой катались на коньках. Софья Андреевна сажала много цветов. Эти клумбы сохранились до наших дней.

Безумная история Льва Толстого из реальной жизни

Шаттерсток

Автор: Джефф Сомерс/Обновлено: 3 февраля 2023 г. , 14:35 по восточному стандартному времени

Лев Толстой был одним из величайших писателей всех времен — он так почитал свой классический роман «Война и мир», который используется как сокращение для длинный и сложный роман. Этот роман в сочетании с «Анной Карениной» и новеллой «Смерть Ивана Ильича» укрепил репутацию Толстого как литературного гения, которая только возросла после его смерти в 1910 году. Как писатель он известен почти сверхъестественными способностями. воспроизвести реальную жизнь, наблюдать за его персонажами и обстановкой так подробно, что читатель почти начинает считать их реальными.

Толстой был сложной фигурой. Рожденный в богатстве и аристократических привилегиях, в более позднем возрасте он избегал и того, и другого, предпочитая простую жизнь, но также мог быть властным и диктаторским по отношению к другим. Он проповедовал воздержание — но его мучили собственные похоти и аппетиты. Он считал себя гением и величайшим писателем в истории, но позже в жизни стал осуждать писательство как второстепенное и неважное занятие по сравнению с его духовными учениями.

Такой сложной, высокомерной и непостоянной фигуре суждено было прожить жизнь, которая была совсем не скучной. Если вы вообразите себе, что романисты — это обычно степенные интеллектуалы, которые никогда не выходят из дома, чтобы отправиться на поиски приключений, вы никогда не встречали человека, написавшего «Казаков». Вот безумная реальная история Льва Толстого.

Лев Толстой одержим списками и правилами

Heritage Images/Getty Images

Родившийся в 1828 году, Лев Толстой быстро превратился в человека, в котором в равной степени сочетались высшее высокомерие и яростное честолюбие. Согласно истории, когда он прочитал о 13 добродетелях Бенджамина Франклина, он был вдохновлен составить аналогичный список правил, по которым нужно жить. Как отмечает Esquire, Толстой открыто называл себя «исключительным человеком», когда ему было всего 25 лет, поэтому не должно быть шоком, что его «Правила жизни» постоянно расширялись и стали охватывать почти все аспекты. своего существования.

Как сообщает Open Culture, хотя многие из этих правил довольно разумны (вставать рано, рано ложиться спать, делать зарядку, следить за тем, что ты ешь), многие говорят о бесконечной борьбе Толстого с тем, что он считал саморазрушительным аппетитом. . Например, у него было несколько правил, касающихся избегания женщин и подавления похоти, и он даже определил, как часто ему следует посещать публичные дома (два раза в месяц было магическим числом, на котором он остановился).

Чтобы дополнить эти правила, Толстой начал вести «Журнал ежедневных занятий», когда ему было всего 18 лет. Он записывал, сколько времени он тратил на разные задачи, оценивал, насколько успешно он справлялся с ними, а затем планировал свои дела на следующий день. в мучительных подробностях. Говорите, что хотите, о человеке, который однажды сказал с серьезным лицом: «Я не встречал ни одного человека, который был бы морально так же хорош, как я», но он работал жесткий в совершенстве.

Он бросил школу

Heritage Images/Getty Images

Лев Толстой был во многих отношениях исключительно уверенным в себе молодым человеком. Согласно Британской энциклопедии, Толстой — сын богатых аристократов — до 16 лет обучался дома. В этот момент он поступил в Казанский университет на восточные языки.

Согласно Биографии, будущий литературный гений не преуспел в учебе. Он получил низкие оценки и мало продвинулся вперед и быстро перевелся на юридическую программу университета, которая, как ни странно, считалась гораздо более легкой. Несколько лет спустя Толстой вообще бросил школу, так и не получив никакой степени. По сути, он был исключен из колледжа.

Причина его неудач в учебе не является тайной — юный Толстой слишком любил вечеринки. Фактически, Салон сообщает, что, когда Толстой собирался отказаться от своей педагогической карьеры, он лежал на койке в больнице и лечился от венерического заболевания. Psychology Today отмечает, что Толстой проводил большую часть своего времени в университете, «выпивая, играя в азартные игры и общаясь с женщинами».

Конечно, Толстой был богат, поэтому у него была возможность вернуться домой, в фамильное поместье, и учиться, как ему заблагорассудится, — что он и сделал.

Молодость он провел в кутежах

Heritage Images/Getty Images

The Christian Science Monitor сообщает, что, когда Лев Толстой предложил Софье Берс жениться, он показал ей свои дневники, которые вел с 18 лет. В них Берс прочитал о длинной истории Толстого о дикой природе. живущий, в том числе много-много любовных романов (и его мнения о своих бывших любовницах).

На самом деле Russia Beyond предполагает, что Толстой мог страдать от сексуальной зависимости. В своих дневниках он однажды пишет: «Я должен спать с женщинами. В противном случае похоть не дает мне ни одной свободной минуты». И лечился от венерических болезней не менее двух раз. Хотя он ненавидел себя за свое либидо, ему удалось остановить такое поведение только после того, как он женился на Берс — хотя он действительно делал ее беременной 13 раз, так что это было скорее перенаправлением, чем истинным изменением.

После исключения из школы и службы в армии во время Крымской войны автор Анри Троя отмечает, что Толстой пережил период серьезных злоупотреблений алкоголем. Он пил так сильно, что многие его знакомые были в шоке, а это русских , так что вы понимаете, должно быть очень плохо. В более поздние годы журнал AfterParty Magazine сообщает, что Толстой писал о коварной привлекательности алкоголя в эссе под названием «Почему мужчины одурманивают себя?» в котором он пришел к выводу, что неудивительно, что ненависть к себе является серьезной причиной, по которой люди злоупотребляют психоактивными веществами.

Однажды он проиграл свой дом в азартных играх

Shutterstock

В молодости Лев Толстой был заядлым игроком. По словам автора Андрея Зорина, азартные игры Толстого — обычно в карты — шли так плохо, что он начал много занимать деньги, несмотря на то, что родился в богатой аристократической семье. Как отмечает историк Аманда Прал, одна из причин, по которой Толстой решил пойти вслед за своим старшим братом Николаем на военную службу, заключалась в том, чтобы попытаться избежать огромных игровых долгов.

Историк Розамунд Барлетт считает, что Толстой страдал пристрастием к азартным играм, отмечая, что в его семье были случаи подобных увлечений. В какой-то момент дела пошли настолько плохо, что Толстой был вынужден продать особняк в родовом поместье Ясная Поляна — дом, в котором он родился, — соседу. В унизительный момент дом был разобран по кирпичикам и за большие деньги перевезен почти на 20 миль.

Даже это не помешало Толстому делать плохие ставки. Спустя годы, когда он собирался жениться, Толстой был вынужден просить у своего издателя аванс в 1000 рублей, чтобы выплатить часть своих старых игровых долгов. Однако его брак, казалось, отрезвил его — Толстой никогда больше не играл в азартные игры до конца своей жизни.

Служил в Российской армии и участвовал в боях

Imagno/Getty Images

По данным HistoryNet, в возрасте 24 лет Лев Толстой был в значительной степени неудачником в жизни. Он провел студенческие годы, играя в азартные игры, выпивая и заразившись сифилисом. Он вернулся домой без какой-либо степени, чтобы продемонстрировать свои усилия, и направил свои усилия на улучшение жизни крестьян, которые жили в поместье его семьи и вокруг него, — только для того, чтобы вызвать их презрение. Молодому аристократу действительно больше нечего было делать, кроме как вступить в армию, что он и сделал в 1852 году вместе со своим братом Николаем.

The New Republic ясно дает понять, что военный опыт Толстого в Крымской войне был тем семенем, которое в конечном итоге превратило его в одного из величайших писателей в истории. Хотя Толстой считался компетентным офицером, он был аристократом, поэтому у него было много свободного времени, чтобы писать — и его отчеты, рассказы и письма, описывающие сражения и повседневную жизнь солдат, были замечательны. В то время идея встроенных журналистов была неслыханной, а точные отчеты о боях и условиях были редкостью, что делало отчеты Толстого бесценными.

Его опыт повлиял на его более позднюю работу, наиболее очевидно, на его величайшую работу «Война и мир». Это также принесло ему первые издательские успехи. Его первый опубликованный рассказ «Рейд: история добровольца» был опубликован в цензурированной форме в ведущем литературном журнале и получил большое признание.

У Льва Толстого был внебрачный ребенок

Heritage Images/Getty Images

Как отмечает Russia Beyond, когда Лев Толстой сделал предложение руки и сердца Софье Берс, он дал ей прочитать свои личные дневники в знак доверия и преданности. В них она была потрясена, прочитав об азартных играх и пьянстве Толстого, а также о его распутстве. Особенно ужаснулась она, узнав, что у Толстого был продолжительный роман с крестьянкой по имени Аксинья, и у него родился внебрачный сын, мальчик по имени Тимофей.

По словам автора Ивана Бунина, Толстой мучился из-за своих отношений с женщиной, которая была намного ниже его аристократического положения, и его постоянная одержимость Аксиньей составляла часть его мотивации жениться как можно скорее. Со своей стороны, Берс воспринял немедленную и пожизненную ненависть к Аксинье, часто размышляя об ее убийстве и бесконечно беспокоясь о том, что ее муж вернулся к делу.

По мнению литературоведа Павла Басинского, настоящим неудачником в аранжировке оказался Тимофей. В то время Толстому было буквально невозможно юридически признать его своим сыном. Все, что он мог сделать, это позволить ему жить на территории и обеспечить его работой, когда он вырастет. Тимофей спился до ранней могилы, навеки застряв между миром крестьянина и миром своего богатого, знаменитого отца.

Его брат был его лучшим другом

Heritage Images/Getty Images

Если вы думаете, что у парня, который одержимо записывает в дневник свои недостатки, пишет бесконечные правила жизни и очень высокого мнения о себе, могут возникнуть небольшие проблемы с заведением друзей, вы не ошибетесь. Как отмечают Macmillan Readers, у Льва Толстого в жизни было мало близких друзей, и он чувствовал себя непривлекательным для женщин — на самом деле, большинство женщин, с которыми он встречался, считали его немного скучным.

Его самые близкие отношения были со своими братьями, особенно со старшим братом Николаем Толстым. Согласно «Биографии», когда Лео потерпел неудачу из колледжа и изо всех сил пытался понять, что делать со своей жизнью, Николай убедил его, что пойти в армию — это его лучший вариант, поэтому Лео присоединился к нему в Крыму в качестве юнкера. Историк Иван Бунин ясно дает понять, что отношения с Николаем были самыми важными в жизни Льва: он писал: «Когда мы вместе, я совершенно счастлив, а без него мне скучно».

Из-за этих интенсивных отношений неудивительно, что безвременная смерть Николая от туберкулеза, когда Лео было чуть за 30, глубоко повлияла на него. Он писал: «Зачем беспокоиться или бороться, если ничего не осталось от того, что было Николаем Николаевичем Толстым?» В своем горе он переоценил свою жизнь до этого момента и решил, что пришло время отказаться от своих диких путей, остепениться и жениться.

Его брак был кошмаром

Архив Халтона / Getty Images

Со стороны брак Льва Толстого с Софьей Берс (ставшей Софьей Толстой) казался крепким. Они были женаты почти 50 лет, имели 13 детей и казались идеальными, стабильными отношениями. Как отмечает History, Софья сыграла важную роль в работе Лео, расшифровывая его ужасный почерк и кропотливо пересматривая его работу снова и снова (в итоге она переписала «Войну и мир» невероятные восемь раз).

Но, как отмечает The Guardian, дневники Софьи рассказывают совсем другую историю. Даже до духовного пробуждения Лео, когда он отказался от большинства удобств и стремился жить простой жизнью, основанной на крестьянах в его поместье, их брак был трудным. Лев был властным, осуждающим и часто жестоким.

The Christian Science Monitor отмечает, что жестокость Лео была очевидна, когда он ухаживал за своей будущей женой, колеблясь в своем желании ее и своей приверженности их союзу вплоть до даты их свадьбы. Женившись, Лев постоянно критиковал Софью, а она со своей стороны стала считать его религиозные проповеди лицемерными. Ведь мужчина проповедовал половое воздержание, оставляя жену почти постоянно беременной. К концу жизни Льва стало ясно, что Софья была больше бизнес-менеджером и домработницей, чем супругой.

Пятеро его детей умерли молодыми

Heritage Images/Getty Images

Несмотря на бурные отношения с женой Софьей и веру в половое воздержание, у Льва Толстого было много детей. После женитьбы на Софье Толстой в 1862 году у пары родилось 13 детей в течение следующих 25 лет. Кроме того, у Лео был, по крайней мере, один внебрачный сын, в результате чего его общее число потомков достигло 14.

Многие из детей Лео дожили до 20-го века, а согласно London Review of Books его дочь Александра дожила до 95, скончавшийся в 1979 году. Но Лео также пережил несколько трагедий. Как отмечает Russia Beyond, во взрослую жизнь дожили только восемь его детей. Трое его детей умерли в младенчестве — по словам автора Ивана Бунина, Варвара Толстая умерла в течение года после ее рождения, а Петр и Николай Толстые умерли через несколько месяцев. Алексей дожил до 5 лет, а последний ребенок Толстых, Иван (родился в 1888 году, когда Толстому было 60 лет), прожил семь лет.

Лео мог утешать тот факт, что его выжившие дети посвятили себя заботе и о нем, и о его наследии — его старшая дочь Татьяна стала директором его мемориального музея после его смерти, а дочери Мария и Александра работали от его имени. И энтузиазм Льва по поводу детей в некотором смысле окупился — сегодня в мире насчитывается более 400 потомков Льва Толстого.

Лев Толстой пытался жить как крестьянин

Hulton Archive/Getty Images

По мере того, как Лев Толстой становился старше, его все больше беспокоили многие аспекты его жизни. Несмотря на то, что он был аристократом и всю свою жизнь прожил богатым землевладельцем, Atlas Obscura сообщает, что в свои 50 лет Толстой начал кампанию по бегству от собственного богатства. Он переехал в небольшой дом в своем имении и начал носить одежду, похожую на ту, что носили крестьяне, жившие поблизости. Он ел простую вегетарианскую пищу, наводил справки о раскрытии авторских прав на свои книги и тратил деньги на открытие бесплатных бесплатных школ для бедных.

Как отмечает The Daily Telegraph, Толстой был вдохновлен тем, что он считал стоической и безмятежной реакцией крестьян на свою жизнь и знание своей смерти. Он пришел к выводу, что их религиозная вера была ключевой, и начал изучать Библию, подражая людям, которые его вдохновили.

BBC News отмечает, что для Толстого это была не совсем ролевая игра — он действительно это сделал. Он работал вместе с фермерами на своей земле, вспахивая поля и помогая в постоянном ремонте их скромных домов. В то же время он никогда полностью не выезжал из принадлежащего ему большого комфортабельного дома и, несмотря на свою внешность, часто вел себя как аристократ.

Он основал свою религию

Heritage Images/Getty Images

Лев Толстой был сложным человеком со здоровым эго. Как отмечает Atlas Obscura, он пережил «кризис среднего возраста» после публикации своего романа «Анна Каренина» в 1877 году, незадолго до своего 50-летия. Он осудил свой аристократический образ жизни и богатство, которое его поддерживало, и обратил свой исключительный ум к духовным вопросам. В 1890-х годах он начал новый перевод Нового Завета, переосмысливая их уникальным образом.

Как отмечает The New York Times, личная интерпретация Толстым Бога стала известна как «Толстовство». History Today сообщает нам, что движение, которое он вдохновил, можно было бы описать как «христианское анархистское реформаторское движение», которое рассматривало Христа как человека, который был пацифистом, поддерживающим общинную жизнь. Толстой также проповедовал сексуальное воздержание, вегетарианство и уверенность в себе в сочетании с недоверием к правительству или организованной религии. Как объясняет The New Yorker, тот факт, что организованная религия сформировалась вокруг его идей, раздражал писателя, поскольку это нарушало его собственные представления об организованной религии.

Как сообщает History, это не понравилось Русской православной церкви, которая тут же отлучила Толстого от церкви (отлучение действует до сих пор). Люди до сих пор практикуют толстовство.

Он сбежал из дома, когда ему было 82 года

Print Collector/Getty Images

Согласно истории, по мере старения Льва Толстого росла его решимость разрушить свою аристократическую жизнь. В последние несколько десятилетий своей жизни он жил как крестьянин, одеваясь в грубую одежду и питаясь скромно, раздал многое из своего имущества и даже пытался отдать авторские права на свои работы (его жена, беспокоясь о том, как они содержать свою большую семью, положить этому конец).

К 1910 году, когда Толстому было 82 года, он разочаровался в бесконечных перерывах и обязанностях богатого землевладельца, а также известного писателя. Atlas Obscura отмечает, что Толстой писал о «беде жизни» и жаловался на «вечных гостей, вечных визитов и посетителей, вечных кинооператоров, осаждающих меня в Ясной Поляне и отравляющих мою жизнь».

28 октября 1910 года Толстой оделся в крестьянскую одежду и вместе со своим личным врачом отправился на местный вокзал. Он намеревался спокойно добраться до земли, принадлежащей одной из его сестер, чтобы жить в мире. Это не совсем сработало — за перемещениями Толстого следили газетные репортеры, и его путешествие становилось все длиннее и длиннее, пока он пытался ускользнуть от прессы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *