История патриаршества на Руси. Справка
5 декабря 2008 года скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.
Патриарх Московский и всея Руси — титул предстоятеля Русской Православной Церкви.
Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. До этого времени Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.
Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым Патриархом стал святитель Иов (1589-1605).
В 1721 году Патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти в Российской Церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.
Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени Патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле Патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально разумелась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской Патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.
Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным синодом, являясь его Председателем». Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими Церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.
Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».
Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.
В Русской Церкви этот Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.
Хронологический список Патриархов Московских
Святитель Иов (23 января 1589 года — июнь 1605 года)
Игнатий (30 июня 1605 года — май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей
Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года — 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.
Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 года — 1 октября 1633 года)
Иоасаф I (6 февраля 1634 года — 28 ноября 1640 года)
Иосиф (27 мая 1642 года — 15 апреля 1652 года)
Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 года — 12 декабря 1666 года)
Иоасаф II (10 февраля 1667 года — 17 февраля 1672 года)
Питирим (7 июля 1672 года — 19 апреля 1673 года)
Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 года — 17 марта 1690 года)
Адриан (24 августа 1690 года — 16 октября 1700 года)
После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах Блюститель Патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).
Московские Патриархи в 1917-2008 годах
Святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин; 5 (18) ноября 1917 года — 25 марта (7 апреля) 1925 года)
Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября 1943 года — 15 мая 1944 года)
Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945 года — 17 апреля 1970 года)
Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня 1971 года — 3 мая 1990 года)
Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года).
как было учреждено патриаршество в России — РТ на русском
2 февраля 1589 года константинопольский патриарх Иеремия II нарёк митрополита Иова Патриархом Московским и всея Руси. Так де-юре завершился шестивековой путь к духовной самостоятельности Русской православной церкви. Историки отмечают, что принятие решения об учреждении нового патриаршества во второй половине XVI столетия было закономерным: в то время Москва, где на царство венчались свои правители, уже была признана духовной наследницей Византии.
Христианство на землях Руси начало распространяться задолго до её официального крещения князем Владимиром. Жители одной из величайших христианских держав того времени — Византийской империи — проникали вглубь Восточной Европы с торговыми или духовными миссиями, постепенно обращая в свою веру местное население. По мнению ряда историков, массовое крещение русских могли провести братья-проповедники Кирилл и Мефодий в ходе своего путешествия в соседнюю Хазарию в 860—861 годах.
В 954 или 957 году крещение во время своего визита в Константинополь приняла киевская великая княгиня Ольга. Её сын Святослав взглядов матери не разделял, в отличие от внука Владимира: по легенде, пообщавшись с иудеями, мусульманами и христианами западного обряда, киевский князь по разным причинам отверг их религии. И только христианство восточного обряда нашло отклик в его душе. В 987 или 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом, после чего состоялось крещение всей Руси.
Христианство на РусиРусская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.
- И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе
- © Государственный Русский музей
В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.
Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.
Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.
Духовная самостоятельностьЗа свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.
- К. Лебедев. Крещение киевлян
- © Wikimedia commons
На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.
«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.
Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.
«С венчанием Ивана IV на царство это событие стало неизбежным. Московское царство представило себя как законного наследника Второго Рима — Византии, где была так называемая симфония властей — светской и церковной. Одним из условий этой гармонии было соответствие сана патриарха высоте царского сана», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.
«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.
В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.
- Грамота об учреждении патриаршества в России
- © xpam-xpicta.ru
На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.
Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.
Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.
«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.
«Конкретная дата стала во многом делом случая, дополненного усилиями царского шурина Бориса Годунова, который выступал за возвышение статуса царской власти и московской церкви», — добавил он.
По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.
«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.
Заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви • Президент России
Епископы Московского Патриархата из России, Украины, Беларусь, Молдова, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Эстония, а также более 20 других стран с епархиями Русской Православной Церкви, участвуют в Архиерейских Собор, который является высшим руководящим органом Церкви.
Пленарные заседания Архиерейского Собор Русской Православной Церкви пройдет с 29 ноябрядо 2 декабря, с обсуждением актуальных вопросов российской деятельность Православной Церкви, а также международные вопросы, в частности, церковный раскол на Украине и гонения на христиан в Средней Азии Восток.
Во время встречи Владимир Путин преподнес Патриарху Кириллу икону святителя Николая Можайского, которая является копией иконы святителя Николая Чудотворца с Никольской башни Московского Кремля, поврежденной пулями во время народных волнений в Москве в 1917.
Архиерейский Собор завершится торжественным храмом служба 4 декабря, которая является праздником Сретения Пресвятой Богородицы Марии и 100 лет со дня интронизации Патриарха Тихона.
* * *
Выступление на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Церковь
Президент России Владимир Путин: Ваше Святейшество, участники Архиерейских Совета,
Я хотел бы начать с искренней благодарности Вас за приглашение принять участие в Архиерейском Соборе Российской Православной церкви, которая приурочена к 100 -й -й юбилей восстановления Патриаршества, событие, имевшее решающее значение для жизни Русской Православной Церкви, для нашего народа и для всего государства.
Заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Более четырех столетий назад, в 1589 году, в России была основана Патриархия, ставшая воплощением все более важной роли Русской Православной Церкви в Православном миру, признание его авторитета и бескорыстное служение его первому иерархи.
Мудрый слова московских патриархов укрепили веру людей, вдохновили людей к созиданию и подвигам во имя Отечества, учил правда, доброта, милосердие и справедливость, объединившие представителей разных сословий и помогли преодолеть трудные периоды.
Имена патриархов Московских и всея Руси Гермогена и Филарета, их мужество и непоколебимая вера, стали для нашего Отечества символом преодоления внутренние беспорядки и иностранное вторжение в начале 17 9 г.0009-й века, символ духовного и национального подъема Российского государства.
Аналогично В сложный, драматический период нашей истории, в 1917–1918 годах, вел свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви. Иерархи, духовенство и миряне вместе решил восстановить Патриаршество, историческую форму организации церковной жизни.
Приняв на себя миссию патриаршего служения, святитель Тихон, безусловно, совершил великое дело во имя Бога, своей веры и своего народа. Он понял, что предполагал огромная личная ответственность в очень сложный период.
Однако люди связали свои мысли и надежды с новоизбранным патриархом. Они ожидали, что он защитит и поддержит их и заставит тех, кто погружает страну дальше в междоусобицы см. разум.
Патриарх Тихон и служители Русской Православной Церкви полностью разделили судьбу России и ее народа и были вместе с ними в их бедах и испытаниях. Несмотря на репрессии и притеснения, разрушение и разграбление церквей, а также усилия по ослаблению и дискредитации Церкви, они спасли самое главное – веру – и помогли нашему народу сохранить свою культуру, традиции и национальную характер здесь и в чужих странах.
Жизнь все расставляет по своим местам и четко отделяет поверхностное от истинного. Истинные ценности и патриотизм проявили свою силу и послужили опорой нашим воинам в Великой Отечественной войне, защитникам и наследникам России и ее тысячелетнего история. В то время во всех церквях проводились молебны и служили священнослужители. просил о «даровании Победы воинам Отечества нашего».
Русская Православная Церковь и представители других религиозных организаций собирали средства на нужды фронта, поддерживали словом и делом тех, кто работал в тылу, кто потерял свои семьи и друзей, кто был в блокадном Ленинграде или на оккупированной территории. Разгром нацизма действительно был не просто военной победой но моральный, духовный триумф.
Естественно, хотелось бы сказать несколько слова о миссии Русской Православной Церкви в период социального и экономические преобразования, которые эта страна пережила в конце 20 -го года. век.
Этот период описывается как время духовного возрождения и огромного роста авторитета Церкви в обществе. Когда многие государственные и общественные институты были ослаблены, а жизнь буквально повернулась вверх ногами, именно Церковь поддерживала людей, давала им надежду и нравственные руководство и призывал их к гармонии и единству.
Большое спасибо русским Православная церковь и другие русские религиозные организации за сохранение России вместе и не допускать перерастания конфликтов в новый гражданский раскол.
Мы должны помнить уроки прошлого. Важно восстановить единство в нашей истории, залечить раны и отвергнуть трещины и нетерпимость, которые мы унаследовали от прошлых эпох, чтобы общество могло продвигайтесь уверенно и гармонично.
Этот способ достижения мира путем взаимного братское прощение проявили к нам Московский Патриархат и Русская Православная Церковь за границей, подписавшие Акт о каноническом общении в 2007 году9.0003
Заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. С Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Ваше Святейшество, участники Архиерейского Собора,
Сегодня, как и во все времена, Русская Православная Церковь выполняет свою благородную и ответственную миссию с достоинства, с каждым годом расширяя свою государственную и социальную службу.
Церковь ведет продуктивную работу в сфере нравственного воспитания и благотворительности, руководит русской армией, оказывает помощь пожилым и нуждающимся, и тем, кто споткнулся в жизни.
Русская Православная Церковь вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и развитие конструктивного диалога с другими традиционными религиями России заслуживает большого тоже уважаю.
Правительство, с уважением относящееся к независимости Церкви, рассчитывает на наше постоянное сотрудничество в таких таких важнейших сферах, как образование, здравоохранение, сохранение культурно-исторического наследия, поддержка семьи, воспитание молодежи, борьба с социальные беды.
В своей самоотверженной миссии русский Православная Церковь не знает национальных границ. Его каноническая территория простирается за пределы Россия. Вы много делаете для поддержки соотечественников и православных общин за рубежом, укреплять взаимное доверие и развивать культурные, духовные и человеческие связи которые объединяют нас и делают это веками.
Мы очень ценим, что Святейший Патриарх Кирилл и другие религиозные деятели искренне стремимся помочь решению ключевых вопросов развития нашей страны и общество.
Полагаясь на многовековой опыт православия и христианской цивилизации, они честно и прямо излагать свое видение происходящих процессов как в нашей стране, так и в мире в целом.
Новый технологии, глобальное информационное пространство, интеграция и взаимозависимость действительно оказывает огромное влияние на общество и повседневную жизнь людей во всех страны, открывая колоссальные и поистине безграничные возможности.
Все мы, включая, естественно, Церковь и религиозных деятелей, поставлена сложнейшая задача – сделать так, чтобы все это служило только на благо добра, благополучия каждого человека и всего человечества.
Что произойдет, если цивилизация растратит свои духовные и гуманистические корни, что какие риски это повлечет за собой для будущего человечества?
Сегодня, мы видим, как традиционные ценности уже размываются во многих странах, что приводит к деградация института семьи, взаимное отчуждение в обществе и деперсонализация людей.
Заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Равнодушие и апатия, и потеря моральных ориентиров поощряют радикализм, ксенофобия и конфликты на религиозной почве. Саморазрушительный эгоизм превращается в агрессивный национализм.
Духовную пустоту заполняют экстремисты и идеологи терроризма, враги прогресса и всей цивилизации. Вы знаете, что творили террористы, например, в Сирии, как они преследовали и своих единоверцев, и христиан, разрушали храмы и убивали людей.
Надеюсь, что Русская Православная Церковь, используя свой международный авторитет, сделать все возможное, чтобы помочь международному сообществу объединить усилия во имя возрождения Сирии, гуманитарной помощи ее народу и восстановления разрушенных культурных и религиозных центров.
Мы с Патриархом не раз говорили об этом, я знаю его позицию, и мы готовы поддерживать все религии и все ветви христианства – все без исключений. Сегодня у нас есть такая возможность и мы к этому готовы совместная работа.
Повторяю: мир стремительно меняется и проходит очень сложный этап. Эта страна неразрывно связаны с глобальными процессами и тенденциями. Мы должны стремиться быть лидерами в области технологий, экономики и знаний в самом широком смысле этого слова, чтобы обеспечить благополучие и безопасность наших граждан. Ориентировочно, более и все больше людей смотрят на Россию как на носительницу незыблемых традиционных ценности и здоровый образ жизни человека.
Я убежден, что адекватно решать проблемы будущего, мы должны отстаивать справедливость и истину, сохранять наш отличительный характер и идентичность и полагаться на нашу культуру, историю и духовные ценности. Мы должны двигаться вперед, впитывая все новое и передовое, оставаясь навсегда Россией.
В заключение хочу еще раз поздравить вас с памятной датой, 100 -й юбилея патриаршества и вручить Святейшему Патриарху Кириллу икона – копия иконы святителя Николая Чудотворца, находившейся на Никольской башне Кремля.
В 1812 году он выдержал взрыв пороха что интервенты отправились в стены башни. На нем следы артиллерийского обстрела 1917 года, когда Москва была ареной кровопролитных братоубийственных боев. Я верю что вместе мы будем дорожить миром и стабильностью, понимать и слышать друг друга и работать для наших общих целей, на благо общества.
Желаю сил и много благословений лет патриаршей службы. Желаю успехов всем вам, участникам Архиерейского Собора, в вашем служении. Я хотел бы закончить свою короткую речь словами то, что мы всегда говорили: «Боже».
Патриарх Кирилл : Господин Президент, братия протоиерей.
Сегодня, конечно, исторический событие: Глава Российского государства посетил Архиерейский Собор, посвященный к 100 -й -й годовщине восстановления Патриаршества в нашей церковь, решающая очень важные и насущные вопросы, связанные с духовной жизнью людей, их благополучием, нравственным и физическим здоровьем, не гнушается сложными делами, в том числе связанными с нашим история. Я очень надеюсь, что решения этого совета помогут нашим церкви двигаться вперед в диалоге с людьми и решать проблемы которые стоят перед нацией сегодня.
Заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. С Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
В год столетнего -го -летия революционных событий, невозможно избежать некоторого анализа прошлого. Данный присутствие главы государства с нами в зале совета, я хотел бы сказать несколько слов о сложном развитии отношений между церковью и государством в России.
В царской России церковь была частью государства во главе с государем императором. Им управляла бюрократия, особенно обер-прокуроры Святейшего Правительствующего Синода.
Накануне революции лучшие умы церкви и государства задумались о роли церкви в России общество. Чего не хватает этой роли и что нужно сделать, чтобы сделать ее более очевидной?
В труднейшее время, примерно за год до революции 1905 года, тогдашний премьер-министр Сергей Витте направил государю докладную. Он писал, что одной из причин утраты церковью влияния было наличие бюрократической прослойки между церковью и высшей церковной властью и между церковью и народом. Он имел в виду государственному бюрократическому учреждению.
Действительно, прямого диалога не было между церковью и высшей государственной властью. Из-за вмешательства государства, между церковью и остальным обществом не было прямого диалога.
Должен сказать, что после революционных событий, когда был провозглашен принцип отделения церкви от государства, казалось, что правительство дистанцируется от играя столь опасную роль для единства страны и народа через изоляция церкви от возможности прямого диалога с гражданами.
Но то, что произошло, было довольно другой. С первого дня существования новой власти начались попытки выработать ту же дореволюционную политику через специальные учреждения включены в службы безопасности Советского государства, то есть согласовывать назначения и контролировать все происходящее на уровне высших церковных постановлений, то есть вмешиваться с церковной жизнью и преследовать конкретные цели.
Между тем в это время идеологическая цели были добавлены к этим национальным интересам. Когда произошли изменения в 1990-х и церковь дала понять, что не должно быть бюрократических прослоек, некоторые среди революционеров того времени появились горячие головы, первой идеей которых было создание министерства по делам религии.
Некоторые известные деятели, которые принимали активное участие в политических изменениях, хотели и действительно сами выдвигаются как идеальные кандидаты на пост новых главных прокуроров.
Сердечно благодарю вас за то, чтобы сегодня в России не было бюрократических прослоек, за диалог между Патриархом и Президентом, высшими церковными властями и связанными министерств и ведомств, а также за условия, позволяющие вести прямой диалог идти по всей вертикали нашего учреждения, что дает церкви возможность осмыслить происходящее в стране и с ее людей, и обратите внимание на такие вопросы, как общественная нравственность, общественная жизнь, экологические проблемы и моральные аспекты внешней и внутренней политики вопросы.
Заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Все это помогает сформировать четкое понимание в обществе самостоятельной позиции Церкви. И что, наверное, самое главное, это то, что это положение основывается на тех же моральных принципах, на которых основаны наши нынешние законы.
Эти принципы уходят корнями в нашу религиозную и моральную традицию, которая сегодня не оспаривается Российским государством. И нет ничего серьезнее и больше важнее, чем моральный консенсус в обществе.
Если существует консенсус относительно основных моральных ценностей, то все социальные гармонично складываются отношения, создаются законы, устраивающие людей, и практическая политика отвечает интересам людей.
Ваш большой личный роль является частью того, о чем я говорю. Позвольте мне поблагодарить вас за диалог, который мы ведем вместе, за диалог, который руководители министерств и ведомств ведут с соответствующими организациями и структурами Русской Православной Церкви, и за атмосферу открытости, в которой сейчас живет общество. Верю, что эта открытость будет залогом успехов, которых добьется наше Отечество в ближайшем и отдаленном будущем.
От имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви хочу пожелать Вам, господин Президент, долгих лет жизни, крепкого здоровья и помощи Божией в благородной миссии, которую Бог возложил на Вас по воле народа.
Ибо именно так мы понимаем, что происходит в человеческой истории: свободная воля народа сочетается с Божественным Промыслом. Пусть Бог защитит ты!
Темы
- Религия
Статус публикации
Публикуется в разделах: Новости, Стенограммы
Дата публикации:
Прямая ссылка: ru.kremlin.ru/d/56255
Текстовая версия
3 №
3 Москвы и всей России продолжать союз церкви и государства
%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 9 0 объект /ModDate (D:20090215140611+06’00’) /Заголовок (№ 20 Новый Патриарх Московский и всея Руси продолжит союз Церкви и государства) /В ловушке /Ложь /kms_ShortTitle () /kms_Subtitle () /kms_Pages (6) /kms_ISBN () /kms_VolumeNumber () /kms_URL-издателя () /kms_CallNumber () /kms_Authors (Агата Дубас) /kms_Editors /kms_Title (№ 20 Новый Патриарх Московский и всея Руси продолжит союз церкви и государства) /kms_IssueNumber (20) /kms_тест () /kms_NavTitle () /kms_OtherIssuingBody () /kms_Цена () /kms_DocumentSource () /kms_Breadcrumb () /kms_PublisherNames (Центр восточных исследований \(CES\)) /kms_ProductNo () >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > ручей UUID: c6e3dd93-516c-4ea9-90df-f9456dd9b1edadobe:docid:indd:62355f8c-f74f-11dd-b5f8-ff51f9732a29proof:pdf62355f8b-f74f-11dd-b5f8-ff51f9732a29adobe:docid:indd:62355f8a-f74f-11dd-b5f8-ff51f9732a29