Александр Радищев (31 августа 1749
Александр Николаевич Радищев родился (20) 31 августа 1749 года в селе Верхнее Аблязово Пензенского уезда. Он был первенцем в семье дворянина Николая Афанасьевича Радищева – сына денщика Петра I.
Получив общее образование в Пажеском корпусе, для изучения юридических наук Саша был отправлен в Лейпцигский университет, где также занимался естественными науками. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей.
По возвращении в Россию в 1771 году Радищев был назначен протоколистом в Сенат, затем служил юридическим советником штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени относится начало его литературной деятельности – он выполнил ряд переводов.
Радищев огромное внимание уделял проблемам воспитания — он явился основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории он придавал слову (литературе, поэзии, ораторскому искусству). Активной и творящей силе слова посвящены его работы «Творение мира», «Слово о Ломоносове» и др. Обобщением исторических и политических концепций Радищева стала ода «Вольность» (1783) — первое произведение русской революционной поэзии.
Следующим произведением Радищева стало «Житие Федора Васильевича Ушакова» (1789), с приобщением некоторых его сочинений. Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завел свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего».
Вслед за ним Радищев выпустил свое главное произведение — «Путешествие из Петербурга в Москву». Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, автор прямо указал на главные источники зла — самодержавие и крепостничество. Он подвёл читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни — полная ломка политических и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнического строя путём народной революции. При этом Радищев дал понять, что условий для революции в современной России нет.
Книга стала быстро раскупаться. Ее смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы. Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование.
Радищев был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В сентябре 1790 года указом императрицы Радищев признавался виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Сибирь.
Вскоре после воцарения Павла I Радищев в 1797 году был переведён под надзор полиции в одно из имений отца в Калужской губернии. В ссылке он создал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения.
Когда императором России стал Александр I, Радищев был «прощен», вызван в Петербург и определен на службу в Комиссию составления законов. В юридических трудах и законодательных проектах он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий.
(12) 24 сентября 1802 года – в ответ на угрозу новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста, Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Хотя в документах о захоронении говорится о его естественной смерти — так, в ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге в числе погребенных указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою».
Идеи Радищева оказали значительное воздействие на А.Пушкина, А.Герцена, декабристов, на все последующие поколения русских революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в литературе.
РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ | Энциклопедия Кругосвет
РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749–1802) писатель, философ. Родился в Москве в дворянской семье 20 (31) августа 1749. Учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766–1770). В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее – в Коммерц-коллегию. Радищев активно участвовал в литературной жизни: опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории (1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780), Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и др. Все изменилось после публикации в 1790 Путешествия из Петербурга в Москву. Радищев был арестован и объявлен государственным преступником за свои «богомерзкие сочинения». Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой «в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание». В ссылке Радищев занимался научными изысканиями, писал Сокращенное повествование о приобретении Сибири, Письмо о Китайском торге, философский трактат О человеке, о его смертности и бессмертии (1790–1792).
В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 император Александр I разрешил ему переезд в столицу. В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов (О законоположении, Проект гражданского уложения и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ. Умер Радищев в Петербурге 12 (24) сентября 1802.
Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Согласно его гносеологическим воззрениям, «основанием всего естественного познания является опыт». При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с «опытом разумным». В мире, в котором нет ничего «опричь телесности», свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. «Мы не унижаем человека, – утверждал Радищев, – находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?»
Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот «имеет силу о вещах сведому». Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. «Человек – единственное существо на земле, ведающее худое, злое», «особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться». Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию «разумного эгоизма», считая, что отнюдь не «себялюбие» является источником нравственного чувства: «человек есть существо сочувствующее». Будучи сторонником идеи «естественного права» и всегда отстаивая представления о естественной природе человека («в человеке никогда не иссякают права природы»), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: «Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода «болезни» он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака укрова».
В трактате О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: «Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?». Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера, М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева – это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на «естественность» миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.
См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Радищев, Александр Николаевич (1749–1802) | Encyclopedia.com
Александр Николаевич Радищев был ведущим социальным критиком и философом русского Просвещения. Он родился в Москве, в семье зажиточного помещика, получил образование в Москве, в Петербурге, а с 1766 по 1771 год — в Лейпцигском университете. В Лейпциге он учился у лейбницианца Эрнста Платнера и много читал о современной французской философии. По возвращении в Россию он сделал успешную карьеру на гражданской и военной службе до 179 г.0, когда его радикальный труд « Путешествие из Петербурга в Москву » (Санкт-Петербург, 1790; переводится как «Путешествие из Петербурга в Москву ») вызвал гнев Екатерины Великой, и он был сослан в Сибирь. Павел I разрешил ему вернуться в Европейскую Россию в 1796 г. После воцарения Александра I, в 1801 г., Радищев был назначен в особую законодательную комиссию, но его уравнительные, либертарианские предложения остались без внимания, и в сентябре 1802 г. он покончил с собой в Санкт-Петербург.
В «Путешествии » Радищев использовал принципы естественного права и общественного договора для жесткой критики российских социальных институтов, в частности крепостного права. Вдохновленный Жан-Жаком Руссо, Вольтером, Гийомом-Тома-Франсуа де Рейналем и другими французскими мыслителями, он осудил крепостное право как морально неправильное и экономически неэффективное, критиковал самодержавие и критиковал цензуру и другие практики, нарушающие естественное право человека на свободу. и равенство. Он выступал за немедленные реформы для предотвращения революции и в целом призывал к просвещению и «естественности» в социальных порядках, манерах и морали.
В Сибири Радищев написал свой главный философский труд « О человеке, о его смерти и бессмертии » («О человеке, его смертности и бессмертии»; издано посмертно, СПб., 1809), подробное рассмотрение доводов за и против личное бессмертие. В конце концов он отверг материалистические отрицания бессмертия в пользу различных аргументов — от личностной идентичности и сохранения силы, среди прочего, — которые предполагают существование бестелесной души, которая переживает тело и переходит в более совершенное состояние. В гносеологии Радищев занял реалистическую позицию и принял опыт как единственную основу познания, но утверждал, что помимо чувственного опыта есть «разумный опыт» отношений вещей и что человек «чувствует» существование Высшего Существа. Он также утверждал, что вещи сами по себе непознаваемы, утверждая, что мысль, как и словесное выражение, которое она использует, является просто символом реальности.
Трактат Радищева О человеке был одним из первых оригинальных философских произведений на русском языке, и влияние его новаторской социальной критики на Александра Пушкина, декабристов и последующие поколения русских реформаторов и революционеров привело к тому, что его стали считать как отец социального радикализма в России. Он также был поэтом большого таланта.
См. также Бессмертие; естественное право; Руссо, Жан-Жак; русская философия; Социальный контракт; Вольтер, Франсуа-Мари Аруэ де.
произведений Радищева
Полное собрание сочинений (Полное собрание сочинений). 3 тт. Москва и Ленинград, 1938–1952 гг.
Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву . Перевод Лео Винера. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1958.
«О человеке, его смертности и бессмертии». Избранные переводы Фрэнка Ю. Гладни и Джорджа Л. Клайна в Russian Philosophy под редакцией Дж. М. Эди, Дж. П. Скэнлана и М.-Б. Зельдин. Чикаго: Четырехугольник, 1965.
работы по радищеву
Дынник М.А. и др., ред. История философии . 6 тт. Москва, 1957–.
Лапшин И. И. Философские взгляды А. Н. Радищева (Философские взгляды А. Н. Радищева). Петроград, 1922.
Зеньковский В. В. История русской философии . 2 тт. Париж, 1948–1950 гг. В переводе Джорджа Л. Клайна как История русской философии . 2 тт. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1953. 9.0007
Джеймс П. Сканлан (1967)
Александр Радищев, первый русский революционер Павла Юдина и Марка Розенталя 1954
Автор Александр Радищев, первый русский революционер
;
Написано: 1954 г.;
Впервые опубликовано: 1954 г. в г. Краткий философский словарь г., пятое издание;
Источник: https://filslov.ru
Перевод: Антон П.
Радищев Александр Николаевич (1749-1802)
Радищев — основоположник революционно-освободительной мысли в России, основоположник русской революционной литературы. Развитие революционной и освободительной мысли в России было тесно связано с теми героическими традициями, основу которых заложил Радищев. Ленин высоко ценил заслуги Радищева как мыслителя и революционного деятеля, как борца с крепостничеством и царским произволом.
В эпоху Радищева в России свирепствовало крепостное право в самых жестоких формах. Подавив пугачевский мятеж, испуганное правительство Екатерины II обрушилось на крестьян новыми карательными мерами, новыми свирепыми указами, усилившими и без того невыносимое крепостничество. Крестьянство ответило новыми восстаниями. Вопрос о борьбе с крепостничеством встал перед лучшими, передовыми людьми со всей остротой. Радищев не остался спокойным наблюдателем этого разнузданного произвола и насилия над народом, он возвысил голос протеста против крепостничества и самодержавия.
Ярким свидетельством этого является его знаменитая книга « Путешествие из Петербурга в Москву » (1790), изданная в собственной типографии Радищева и изданная анонимно. Для России того времени выход книги « Путешествие из Петербурга в Москву » был как удар грома. Его создание и издание было подвигом революционера. В своей книге Радищев мастерски изображает ужасы крепостного права, угнетенное положение русских трудящихся — кормильцев общества, производителей всех богатств страны.
Осуждая вопиющий произвол крепостников, Радищев делает глубокие политические выводы; он видит корень зла не в отдельных лицах или нарушениях закона, а в самом законе, в крепостном строе, в самодержавии. Екатерина II приказала арестовать автора и жестоко расправиться с ним. Его отправили в Илимскую тюрьму в Сибирь «на десять лет безнадежного пребывания». Но ни тюрьма, ни угроза расстрела, ни ссылка не сломили свободолюбивый дух Радищева. В Сибири Радищев написал знаменитый философский трактат « О человеке, его смертности и бессмертии », взяв на себя борьбу материалиста, решительно выступающего против идеализма и мистицизма.
После смерти Екатерины II друзья Радищева добились его возвращения из Сибири. Его даже удалось включить в состав комиссии по разработке законов. Но это не изменило отношения Радищева к крепостному праву и самодержавию. Он держался в стороне, по-прежнему резко выступал против произвола и выдвигал проекты коренного изменения государственного строя, настраивая тем самым против себя крепостников. Ему угрожали новым арестом. Преследуемый царскими слугами, Радищев покончил жизнь самоубийством. Перед смертью он сказал: «
Первый дворянский революционер Александр Николаевич Радищев был выдающимся мыслителем своего времени, художником слова, философом и экономистом. Вместе с Ломоносовым он по праву считается основоположником русской материалистической философии. Его материализм замечателен своим революционным содержанием, протестом против крепостничества и царизма. Выступая против идеализма и мистицизма масонов, против их реакционных взглядов, Радищев доказывал первенство материи, утверждая, что мозг есть материальный орган мышления. В своих взглядах на материю он в целом не шел, да и не мог в то время выйти за пределы метафизических представлений XVIII века.
Но идея развития уже заметно дает о себе знать в его глубоких рассуждениях. Он рассматривал движение как неотъемлемое свойство материи. Он критикует идеалистическую теорию преформизма (Галлера и Бонне) как псевдонаучную, как продукт праздной фантазии, а также учение об «энтелехии», явившееся источником витализма. Радищев подошел к пониманию влияния среды на развитие организмов, к идее наследования приобретенных признаков. В то же время Радищев критиковал теорию вульгарных материалистов, отождествлявших мысль с материей.
В вопросах познания Радищев также занимал материалистические позиции, считая, что мысль имеет своим источником чувственное восприятие действительности. Выдвинув и обосновав теорию естественного равенства всех людей без различия сословия и расы, Радищев заклеймил и разоблачил угнетение одних людей другими. Он критиковал расистские теории «естественного» разделения общества на рабов и рабовладельцев, осуждал дикий произвол самодержавия, обосновывал право угнетенных на восстание и свержение власти тиранов.
Связывая задачи общественного воспитания с общими задачами борьбы с крепостничеством и самодержавием, Радищев также внес большой вклад в развитие передовой российской и мировой педагогической науки. М. И. Калинин отмечал, что мысли Радищева о воспитании и по сей день можно считать прогрессивными. Взгляды Радищева были высшим достижением общественно-политической мысли своего времени. Значение и влияние его революционных идей вышли далеко за пределы России. Но прежде всего Радищев оказал огромное влияние на последующее развитие революционной мысли в самой России. Декабристы и революционные демократы 1840–1860-х годов учились у Радищева, вдохновлялись его самоотверженной борьбой с самодержавием.