Когда родилась цветаева марина: 6 фактов о Марине Цветаевой, о которых не рассказывают в школе

6 фактов о Марине Цветаевой, о которых не рассказывают в школе

Марина Цветаева пользуется неизменным вниманием многих поколений читателей. Причиной тому и яркая выразительность ее стихов, и драматический жизненный путь. Но подробности ее биографии и творчества часто остаются незамеченными.

 

Сама назначила День рождения

По документам Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года. Однако в сознательном возрасте она выбрала себе другую дату рождения – 9 октября. Это всё, разумеется, по дореволюционному календарю – при его перемене первоначальная дата сдвинулась на 8 октября. А тогда новый День рождения поэтессы совпадал с днем, когда по православному обычаю праздновалась память апостола Иоанна Богослова. Она отразила это в стихах о красной рябине и праздничном колокольном звоне как знаках ее появления на свет. Иоанн Богослов традиционно считается покровителем людей из книжного мира.


 

Первую книгу издала за свой счет

Первый сборник стихов Марины Цветаевой появился осенью 1910 года.

Он назывался «Вечерний альбом». Вошедшие в него стихи поэтесса написала, еще будучи гимназисткой. «Вечерний альбом» был посвящен памяти рано умершей художницы Марии Башкирцевой, одной из трагических и одновременно романтических героинь той эпохи. Причем книга была издана за счет автора! Но этот, говоря по-современному, проект себя оправдал – на творчество Марины Цветаевой обратили внимание литературные знаменитости.


 

Считала самым счастливым 1911 год

В числе тех, чье внимание привлекла первая книга Цветаевой, был и знаменитый поэт Максимилиан Волошин. Он пригласил Марину на следующее лето в Коктебель – на свою дачу, где собирались многие видные литераторы. Недаром дачу Волошина называли «Дом поэтов». Именно там Марина Цветаева встретила своего будущего мужа Сергея Эфрона. Впоследствии она писала, что более светлого и счастливого времени, чем 1911 год в Коктебеле у нее никогда не было.


 

Пропускала буквы в стихах

Марина Цветаева была едва ли не единственной среди русских поэтов, кто пользовался апострофом для ужесточения стиха. Этим значком, известным как «запятая сверху», она заменяла гласные буквы, сжимая некоторые слова. Для русского языка, в отличие от, например, английского, это совсем не свойственно. В сочетании с нестандартными ударениями получался ритм, производивший на читателей – и слушателей, ведь тогда была в моде мелодекламация! – поистине гипнотическое впечатление.

 

Не хотела возвращаться в СССР

Марина Цветаева уехала из Советской России в мае 1922 года. Следующие 17 лет она провела в эмиграции вместе с мужем и двумя детьми. Они жили очень бедно, порой на грани голода. Стихи Цветаевой не пользовались успехом среди русских эмигрантов. Вдобавок ее мужа вскоре заподозрили в сотрудничестве с советскими спецслужбами. При всем этом Марина Ивановна не хотела возвращаться на Родину, говоря, что там не осталось ничего, к чему можно было бы вернуться. Однако муж и дочь Ариадна фактически поставили ее перед фактом, что они возвращаются. И уехали. Оставшись одна с сыном-подростком, Марина Цветаева вынуждена была последовать за ними.

 

Последняя должность – посудомойка

Как известно, вскоре после возвращения Марины Цветаевой в 1939 году были арестованы НКВД сначала ее дочь Ариадна, а потом муж Сергей Эфрон. Поэтесса ничего своего не писала в это время, источником средств к существованию для нее стала работа переводчика. Но после начала войны всем стало не до переводных стихов. Вместе с другими литераторами Марина Цветаева оказалась в эвакуации в Елабуге. И там получила направление на работу – посудомойкой в рабочую столовую. Наличие работы было условием выживания не только из-за заработка, но и из-за продовольственных карточек. Цветаева написала заявление с просьбой определить ее пусть тоже посудомойкой, но в столовую Литфонда, чтобы хоть как-то быть в своем кругу общения… Это был один из последних написанных ею текстов.

 

 

До новых книг!

Ваш Book24

Марина Цветаева – биография, фото, личная жизнь, семья, муж и дети, эмиграция, рост

Биография Марины Цветаевой

Марина Цветаева – великая русская поэтесса, талантливый прозаик, автор критических литературных статей и биографических эссе. Цветаеву называют самой романтической натурой Серебряного века русской поэзии из-за отчаянной страстности и неутолимой жаждой любви, которые часто не вписывались в общепринятые рамки и подвергались осуждению при ее жизни.

Марина Цветаева

Детство и юношеские годы

Будущая поэтесса родилась в Москве 8 октября (по старому стилю 26 сентября) 1892 года. В этот день православные отмечают день памяти апостола Иоанна Богослова, о чем Цветаева впоследствии не раз упоминала в своих произведениях.

Иван Цветаев и Мария Мейн – родители Марины Цветаевой

Отец, профессор Московского университета, искусствовед и филолог Иван Владимирович Цветаев рано овдовел и остался один с двумя детьми на руках. Второй раз он женился на подруге покойной жены, талантливой пианистке Марии Мейн, которая заменила мать семилетней Валерии и годовалому Андрюше. В 1892 у супругов родилась общая дочь Марина, а еще через два года на свет появилась ее младшая сестренка Настя.

Настя и Марина Цветаевы

Отец был постоянно занят на работе, воспитанием четверых отпрысков занималась его супруга. Она была женщиной строгих нравов, держала детей в ежовых рукавицах и на корню пресекала малейшие шалости. Мария Александровна была прекрасно образована, знала несколько языков, виртуозно играла на фортепиано, рисовала и писала стихи.

Она уделяла много внимания интеллектуальному и творческому развитию детей, а вот хорошим манерам и правилам поведения не придавала большого значения. Малыши дрались между собой, ябедничали друг на друга матери, особенно доставалось Марине, с раннего детства державшейся от всех особняком.

Марина Цветаева с сестрой

Девочка жила в мире прочитанных книг и романтических образов, который полностью заменял ей окружающую действительность. Уже в шесть лет она сочинила первые стихи, и сколько мать не билась, чтобы сделать из Марины профессиональную пианистку, поэзия интересовала ее гораздо больше, чем ненавистные гаммы и этюды.

Благополучную и размеренную жизнь семейства неожиданно прервала болезнь матери – Мария Александровна заболела туберкулезом.

Для эффективного лечения требовался теплый мягкий климат, и в 1902 году Цветаевы уехали за границу. Они жили на курортах Швейцарии, Германии и Франции, где дети получали образование в учебных заведениях Женевы, Лозанны и Фрайбурга. Несмотря на все старания европейских врачей, болезнь прогрессировала, и в 1906 году женщина умерла.

Юная Марина Цветаева с отцом

На руках Ивана Владимировича остались четверо детей, но из-за плотной занятости на службе он не мог уделять им должного внимания. Поэтому девочки рано повзрослели, начали активно интересоваться не только противоположным полом, но и общественной жизнью.

Вернувшись в Россию, Марина поступила в интернат московской женской гимназии Варвары фон Дервиз, где начала писать бунтарские стихи. За границей она познакомилась с русскими революционерами, идеи которых показались ей достаточно свежими и необычными. Девушка активно участвовала в деятельности московских литературных кружков, посещала собрания символистов и вела себя вызывающе: ночевала на кладбищах, курила, залпом пила рябиновую настойку, несколько раз обривала наголо голову и не стеснялась в высказываниях, которыми порой шокировала окружающих.

Марина Цветаева в юности

В элитной гимназии фон Дервиз не стали терпеть ее выходки и отчислили за дерзость и свободомыслие. Отец устроил Марину в интернат Алферовской гимназии, где она тоже пришлась не ко двору, так что седьмой класс девушка заканчивала уже в частой женской гимназии имени Брюхоненко. В 1910 году Цветаева издала свой дебютный сборник стихов «Вечерний альбом», который стал ее первой ступенькой в мир большой поэзии.

«Вечерний альбом» Марины Цветаевой

Произведения, написанные Мариной еще в школьные годы, привлекли внимание маститых искусствоведов, а поэт и литературный критик Максимилиан Волошин посвятил юной поэтессе большую хвалебную статью. Вскоре он стал ее близким другом, к чьим советам молодая бунтарка всегда прислушивалась. Под его влиянием она сама стала писать критические статьи, в которых анализировала творчество выдающихся современников.

Поездка в Коктебель и замужество

Летом 1911 года Волошин пригласил Цветаеву к себе на дачу в Коктебель, где собирался весь цвет русской литературной богемы.
Там Марина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Еще до встречи с ним Цветаева загадала, что выйдет замуж за мужчину, который подарит ей ее любимый камень. И когда красивый стройный юноша с огромными синими глазами в первый же день знакомства преподнес ей сердоликовую бусину, она ни секунды не сомневалась, что встретила свою судьбу.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон

Спустя полгода после знакомства молодые люди обвенчались, а в сентябре 1912 родилась их первая дочь Ариадна (1912 г.). В феврале того же года вышел в свет второй поэтический сборник Цветаевой «Волшебный фонарь», а в марте 1913 – третий «Из двух книг». Позже Марина признавалась, что это было самое счастливое и безмятежное время в ее жизни.

Софья Парнок

В 1913 году умер отец Цветаевой, а через год Марина познакомилась с переводчицей и поэтессой Софьей Парнок, с которой у нее завязались романтические отношения. Их связь, которую Цветаева позже назвала «первой катастрофой в своей жизни», продолжалась два года, и все это происходило на глазах у Сергея Эфрона.

Марина Цветаева. 1914 год

Чувства и эмоции Марины к Парнок нашли отражение в цикле стихов «Подруга», который стал одним из самых сильных образцов любовной лирики Цветаевой и первым проявлением лесбийской тематики в русской поэзии.

Дочери Марины Цветаевой – Ариадна и Ирина Эфрон

После расставания с Парнок Цветаева наладила отношения с супругом, но отнюдь не стала примерной женой. Ее новой возлюбленной стала 23-летняя актриса Софья Голлидэй, которой поэтесса посвятила свою «Повесть о Сонечке». Их роман пролился всего год – на гастролях Софья познакомилась с директором провинциального театра и вышла за него замуж. К этому разрыву Марина отнеслась философски – у нее хватало и других поклонников, к тому же она второй раз стала матерью, в 1917 году родив дочь Ирину.

Послереволюционные годы

Если Первая Мировая война прошла мимо Цветаевой, то послереволюционные годы оказались для поэтессы очень тяжелыми. Эфрон ушел сражаться с красными в рядах Добровольческой армии, а Марина осталась в голодной Москве с двумя малолетними детьми на руках. Цветаева пыталась с помощью поэзии отвлечься от ужасов реальной жизни и в период с 1917 по 1929 гг. написала несколько циклов стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве», «Лебединый стан» и др.) и шесть романтических пьес.

Марина Цветаева с дочерью Ариадной. 1924 год

Младшей дочери Ирине Цветаева совсем не уделяла внимания и относилась к ней совершенно равнодушно, а порой и с раздражением. В 1919 году она отдала обеих девочек в детский приют в расчете, что там их хотя бы накормят. Но директор приюта оказался бессовестным вором, дети постоянно болели и голодали. Когда старшая Аля заболела лихорадкой, Марина забрала ее домой, практически забыв про младшую дочь. В феврале 1920 года Ирочка умерла от голода, а Цветаева так и не признала своей вины, переложив всю ответственность за смерть Ирины на сестер Сергея Эфрона.

Эмиграция

Три года Марина не получала вестей от мужа и уже не надеялась увидеть его живым. Летом 1921 года Илья Эренбург передал ей письмо от Сергея, который скрывался от большевистской расправы в Праге. С невероятным трудом Цветаевой удалось получить разрешение на выезд, и в мае 1922 она вместе с дочерью Ариадной встретилась с Эфроном в Берлине. Они не виделись с 1916 года, много пережили за этот период и рассчитывали начать новую жизнь.

Стихи Марины Цветаевой. Читает Алиса Фрейндлих

Супруги переехали в Прагу, где в 1925 году у них родился сын Георгий. Марина полюбила Чехию всей душой, что особенно заметно по новым ноткам, появившимся в ее стихах того периода. В Праге Цветаева закрутила бурный роман с другом мужа, разведчиком Константином Радзевичем. Ходили слухи, что именно он стал отцом маленького Георгия, которого Марина просто обожала, в отличие от своих дочерей.

Сергей Эфрон, Марина Цветаева с Георгием и Ариадна Эфрон

Сергей знал о похождениях жены и тоже сомневался в своем отцовстве. Эфрон даже собирался подавать на развод, но Цветаевой удалось вымолить у него прощение. Супруги перебрались в Париж, подальше от Радзевича, в память об этом романе были написаны две знаменитые поэмы «Поэма Горы» и «Поэма Конца», которые Марина посвятила Константину.

Во Франции Цветаева прожила четырнадцать лет, и это был достаточно сложный период в ее жизни. Ее не приняла эмигрантская интеллигенция и литературный мир Парижа, средств на жизнь катастрофически не хватало. В семье постоянно вспыхивали ссоры, причиной которых становились не только любовные увлечения Марины и ее несносный характер, но и различия в политических взглядах.

Марина Цветаева с дочерью. Париж, 1925 год

За годы эмиграции Сергей пересмотрел свое отношение к советской власти и стал ей симпатизировать. Цветаева же, наоборот, категорически не принимала произошедшие в России изменения и даже думать не хотела о возвращении на родину. При этом она испытывала острую ностальгию, которая отображалась в ее творчестве. В 1925 году вышел последний прижизненный поэтический сборник «После России», в 1930 году поэтесса посвятила цикл стихов Владимиру Маяковскому, самоубийство которого потрясло ее до глубины души.

В эмиграции Цветаева много внимания уделяла прозе, которая пользовалась за границей большим успехом, чем стихи. В это время были написаны и изданы «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Повесть о Сонечке», «Дом у старого Пимена» и воспоминания о Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине и Андрее Белом.

Марина Цветаева. 1928 год

Весной 1926 года через Бориса Пастернака, с которым Марина вела многолетнюю переписку, она заочно познакомилась с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, своим давним кумиром. Эфрон окончательно понял, что его жена не может жить без новых романов и постоянного ощущения влюбленности, и решил отойти в сторону. Марине снова удалось уговорить мужа остаться, но она почувствовала, что Сергей к ней полностью охладел и находится рядом только из жалости. А встреча с Рильке так и не состоялась – в канун Нового 1927 года поэт умер от лейкемии.

Марина Цветаева. 1930 год

Вторая половина 30-х годов была для Цветаевой самым трудным периодом в эмиграции. Эфрон к этому времени стал агентом советской разведки и активно агитировал соотечественников возвращаться на родину. В сентябре 1937 года швейцарская полиция заподозрила его в причастности к убийству советского разведчика Игнатия Рейсса, открыто выступавшего против сталинизма.

Сразу после этого происшествия Сергей с дочерью Алей, которая к тому времени стала его союзницей и единомышленницей, был тайно переправлен в Советский Союз. Марина осталась одна с сыном, который тоже больше не хотел оставаться за границей и рвался вслед за отцом.

Возвращение в Советский Союз

В 1939 году Цветаева с 14-летним Георгием вернулась в Москву и узнала, что ее муж и дочь арестованы. Она написала несколько писем Сталину, но ответа на них так и не получила (Эфрона арестовало НКВД по подозрению в шпионаже, два года спустя его приговорили к высшей мере, 15 лет спустя реабилитирован посмертно). На грани помешательства Цветаева полностью утратила способность к творчеству, перебивалась мелкими переводами и практически превратилась в нищенку. Хуже всего, что сын обвинял ее во всех бедах, случившихся в семье, и открыто демонстрировал пренебрежение и неприязнь к матери.

Георгий Эфрон и Марина Цветаева

Начавшаяся война повергла Цветаеву в состояние полной паники. Она не захотела оставаться в столице, к которой рвались вражеские войска, и в начале августа вместе с сыном отправилась в эвакуацию. Вещи в дорогу помогал собирать Борис Пастернак – он увязал ее нехитрые пожитки веревкой, сказав при этом: «Смотри, какая прочная, хоть вешайся, в хозяйстве точно пригодится!». Поэт тогда еще не знал, что его слова станут пророческими, и до конца жизни не мог простить себе эту необдуманную фразу.

Марина Цветаева (1939 год)/Борис Пастернак

Работы в Елабуге, куда прибыли эвакуированные, для Цветаевой не было. Она пыталась хоть как-то устроиться, 26 августа написала заявление на работу посудомойкой в столовой Литфонда и была определена с сыном на постой в семью Бродельщиковых.

Смерть

31 августа 1941 года, пока Георгия и хозяев не было дома, Цветаева повесилась, оставив три предсмертные записки для сына и товарищей-литераторов. Муру она написала, что оказалась в тупике, из которого не видит другого выхода, а друзей просила позаботиться о мальчике.

Сын так и не простил мать и даже не захотел с ней попрощаться, мотивировав это желанием запомнить ее живой. Через три года Георгий ушел на фронт и геройски погиб в сражении под Друйкой.

Раскрашенное фото молодой Марины Цветаевой

Сергея Эфрона расстреляли в подвалах Лубянки в октябре 1941 года. Ариадна долгих пятнадцать лет провела в сталинских лагерях и вернулась в Москву больная и искалеченная после реабилитации в 1955 году.

Память

Цветаеву как самоубийцу похоронили без отпевания за церковной оградой. Но по просьбе ее верующих почитателей, в том числе и дьякона Андрея Кураева, в 1991 году было сделано исключение: патриарх Алексий II дал свое святейшее благословение, и через пятьдесят лет после смерти поэтессу отпели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Условная могила Марины Цветаевой в Елабуге

Точное месторасположение могилы Цветаевой на Петропавловском кладбище в Елабуге неизвестно. Примерно в той стороне, где могут покоиться ее останки, в 1960 году сестра Марины Анастасия поставила крест, а в 1970 появилось гранитное надгробие. Но лучшим памятником великой поэтессе остается ее творчество: семнадцать поэм, восемь пьес, пятьдесят произведений в прозе, более восьмисот стихотворений и около тысячи писем.

О жизни Марины Цветаевой снят художественный фильм «Зеркала» (2013). В центре сюжета – история любви поэтессы и Сергея Эфрона на фоне исторических сдвигов. Цветаеву играет Виктория Исакова, Эфрона – Роман Полянский.

Виктория Исакова в образе Марины Цветаевой

А в 2020 году режиссер Алла Дамскер сняла документальный фильм «Цветаева. OPEN», в котором подняла наиболее неудобный вопрос из биографии поэтессы – смерть ее дочери в приюте. Дамаскер пытается разобраться, почему так получилось и виновата ли Цветаева в произошедшем.

Цветаева OPEN. Тизер-трейлер

Цветаева Марина

Марина Цветаева родилась в 1892 году в Москве, Россия. Она была известным русским поэтом, считавшимся одним из величайших и самых оригинальных поэтов Серебряного века 20-го века, хотя ее творчество не получило международной известности.

Цветаева провела свое детство и раннюю юность в Москве, где ее мать препятствовала ее ранним занятиям поэзией и хотела, чтобы Цветаева вместо этого стала пианисткой. После смерти матери, в возрасте 16 лет, она уехала в Париж, чтобы изучать историю литературы в Сорбонне. Ее первая книга стихов «Вечерний альбом» вышла в 1910 и привлекла внимание Максимилиана Волошина, русского критика и поэта, ставшего впоследствии ее наставником и другом. Именно в доме Волошина, на Черном море, она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном в возрасте 19 лет. Они поженились в 1912 году, и с тех пор, как известно, у Цветаевой было много романов, включая друзей-поэтов Осипа Мандельштама и Софья Парнок, дела, вдохновившие ее на написание сборника «Веха» (по отношению к Осипу) и цикл стихов, озаглавленных сначала «Подруга», а затем «Ошибка» (по отношению к Софии).

Времена русской революции были тяжелыми для Цветаевой, ее мужа Эфрона и двух дочерей. Эфрон ушел добровольцем на фронт в 1914 году, а после революции вступил в Белую армию. Цветаева попала в ловушку в Москве и была брошена в крайнюю нищету на пять лет. Она даже отправила одну из своих дочерей в государственный приют в надежде на улучшение условий жизни, но дочь умерла от голода. После этой трагедии она решила эмигрировать в Берлин, где издала поэму «Царь-девица» и сборники «Стихи Блоку» и «Разлука». Из Белина они отправились в Прагу, где снова боролись за выживание и где у Цветаевой был роман с бывшим военным по имени Константин Розевич, роман, о котором стало известно в эмигрантских кругах и даже у самого Эфрона, который был опустошен им. Конец этого романа, скорее всего, вдохновил ее на создание «Поэмы конца», одного из ее величайших произведений. После переезда в Подмосковье у Цветаевой родился еще один ребенок, на этот раз мальчик, который оказался очень трудным ребенком.

В 1925 году, после 6 лет переездов, семья наконец обосновалась в Париже, где прожила следующие 14 лет. В это время Цветаева начала писать и прозу, пытаясь заработать на своем творчестве побольше денег, а Эфрон заболел туберкулезом. В Париже ее работа не была очень хорошо принята в эмигрантских кругах, поскольку считалась недостаточно антисоветской, несмотря на ее поддержку Белой армии во время революции. Ей было трудно публиковать свои произведения, но она вела оживленную переписку с другими писателями, включая Райнера Марию Рильке, Бориса Пастернака и Александра Бахраха. В 1937 Эфрон и их дочь вернулись в Советский Союз, так как Эфрон работал шпионом на НКВД и был обвинен в убийстве французской полицией в Париже. Цветаеву допрашивали об убийстве, но она, казалось, не понимала, о чем идет речь, и вместо этого читала сбитым с толку полицейским какие-то французские переводы своих произведений. Казалось, она мало знала о деятельности своего мужа, но, тем не менее, была исключена из круга парижской эмиграции и чувствовала, что у нее нет другого выбора, кроме как вернуться в Советский Союз.

Вернувшись в 1939 году в Советский Союз с сыном, Цветаева столкнулась с изменившейся страной. Больше не было места для тех, кто жил за границей, поскольку все они были подозреваемыми. Большевистский режим тоже плохо воспринял ее поэзию, и ей некуда было идти, нечего было делать, кроме нескольких переводов. В 1941 году ее муж был расстрелян по обвинению в шпионаже, а дочь отправлена ​​в трудовой лагерь. В том же году, с эвакуацией Москвы, Цветаеву отправили в Елабугу (в то время как большинство поэтов отправили в Чистополь), где она снова оказалась в отчаянных поисках работы вплоть до своего самоубийства 31 августа 19 года.41. Никто не присутствовал на похоронах, и местонахождение ее могилы неизвестно. Ей посвящены музеи в Елабуге, где можно увидеть ее предсмертную записку, и в Москве, где в 2007 году к ее 115-летию был установлен бронзовый памятник.

Цветаева известна тем, что соединила два разных и противоречивых направления русской поэзии, а именно символизм и акмеизм. В то время как символизм был занят уходом от реальных изображений повседневной жизни во имя пробуждения чувств, акмеизм (происходивший от греческого акме, означающего лучший возраст человека) был занят отделением поэзии от мистицизма, концентрируясь на ремесле и культурной преемственности. Ее поэзия в основном развивалась вокруг мира женской сексуальности и эмоций. Ее произведения считаются очень дисциплинированными и эксцентричными в использовании языка, а ее темы — проистекающими из ее беспокойной жизни и личности. Она всегда датировала свои стихи и строила их циклами, что облегчает изучение ее творчества. Есть 10 сборников ее лирических стихов, а ее несобранные стихи могли бы заполнить еще 10 томов. Одно из ее самых известных и образцовых стихотворений — 1922 Царь-девица — длинная стихотворная форма сказки со знаменитыми строками:

Я нигде.

Я пропал без вести.

Меня никто не догоняет.

Ничто меня не вернет.

В своих стихах Цветаева использовала совершенно разные образы: мифологические, библейские, фольклорные, исторические. Она стала известна своей способностью олицетворять разных персонажей в своих стихах. Цветаева постоянно пользовалась парадоксами, приглашая читателя к поиску в неопределенностях истин. Ее стиль описывается как афористичный, и она в первую очередь рассматривается как лирический поэт. Ее поэзия также известна как очень страстная и почти навязчивая, когда дело касалось ее возлюбленных. С 19В 60-х годах ее творчество вновь стало появляться в новых изданиях, которые сделали ее одной из величайших русских поэтов 20-го века. Долгие годы безвестности, казалось, были уже предвидены Цветаевой, как в ее строках:

Среди пыли книжных, широко рассеянных

И никем не купленных там,

Но подобные драгоценным винам, мои стихи могут подождать

Его время придет.

Творчество Цветаевой приветствовали и восхищались многие поэты ее времени, в том числе Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и другие. Одно из лучших и самых известных описаний ее творчества принадлежит русско-американскому поэту и эссеисту Иосифу Бродскому:

Представленное на графике произведение Цветаевой представляло бы собой кривую, вернее, прямую линию, поднимающуюся почти под прямым углом из-за ее постоянного стремления поднять высоту звука на ноту выше, на мысль выше. .. Она всегда все несла она должна сказать до его мыслимого и выразимого конца. И в ее поэзии, и в ее прозе ничто не остается висящим и не оставляет чувства амбивалентности. Цветаева — тот уникальный случай, когда первостепенный духовный опыт эпохи (для нас — ощущение амбивалентности, противоречивости в природе человеческого бытия) служил не предметом выражения, а его средством, с помощью которого он преобразовывался в материал искусства.

Русский композитор Дмитрий Шостакович написал Шесть стихотворений Марины Цветаевой для фортепиано и контральто, используя стихи всего ее творчества, подчеркивая цикличность ее творчества. В 1982 году советский астроном Людмила Георгиевна Карачкина назвала ее малую планету 3511 Цветаевой. Изображение Цветаевой использовалось для печати в Советском Союзе с 1992 года. В 2003 году в Нью-Йорке состоялась премьера оперы, основанной на жизни и творчестве Цветаевой, в постановке Энн Богарт и на музыку Деборы Драттелл. Он назывался «Марина: плененный дух».

Стихи Марины Цветаевой — Alice James Books

Цена продажи: 10 долларов США Первоначальная цена: 15 долларов США

Марина Цветаева


Перевод Ильи Каминского и Жана Валентайна

Премия Эрика Хоффера за поэзию, 2014 г. – первое место, занявшее второе место
Финалист медали Монтеня, 2014 г.
Финалист конкурса da Vinci Eye, 2014 г. 0005

Мягкая обложка с CD (чтения на русском языке)

«Этот оммаж Цветаевой схватывает мгновения, линии и фрагменты так, как талантливый художник несколькими меткими мазками угля схватывает человека. Как понимают художники, правильная визуализация — не всегда лучший способ запечатлеть человека, сцену или идею. Важнее не полнота и точность, а интуиция, эмпатия и искусность. И в этом смысле Dark Elderberry Branch преуспевает блестяще».
Гварлинго


ноябрь 2012 г.
ISBN:
9781882295944

Продано

Добавить в корзину

Доступно в печати. Скоро появится цифровой формат.

Марина Цветаева (октябрь 1891–август 1941) родилась в Москве. Она жила и писала во время русской революции и московского голода. В 18 лет она опубликовала свой первый сборник стихов 9.0060 Вечерний альбом. Всю свою жизнь она писала стихи, пьесы в стихах и прозу. Цветаева считается одним из величайших поэтов русской литературы ХХ века.

Это пространство остается пустым, чтобы создать пустое пространство. Чтобы создать белый разделительный блок на этих отдельных страницах книги, добавьте блок цитат
— NC

Дополнительная похвала:

». . .мастер-класс по поэтике. . . [привнося] слой за слоем смысл, контекст и навыки в жизнь. . . . Цветаева одобрила бы эту переработку своей работы».
The California Journal of Poetics

«…с нежностью и эмоциональной целостностью [Валентин и Каминский] создали цветевоцентрический мир в великолепных стихах и фрагментах прозы».
The Rumpus

«Не говорящие по-русски так и не узнают, каково это читать Цветаеву, но Валентин и Каминский получили доступ к чему-то, что может содержать намеки на душу Цветаевой».
Строительный журнал

«Величие любви, изгнания, утраты, отчаяния и веры встречается с силой духа, на которую большинству из нас никогда не придется набраться; уязвимость, которую большинство никогда бы не выставило. Мы можем поблагодарить стальную бумагу, перья, красные чернила; колокола Москвы, груды счетов, хлеб от незнакомца, чтобы заглянуть в строки и жизнь Марины Цветаевой в нежном «чтении» поэтов Ильи Каминского и Жана Валентайна, сотрудничество, идеально подходящее для передачи этих земных следов».
К.Д. Райт

«Для нерусского читателя поэзия Цветаевой всегда была домом без дверей и окон. Впервые переводчики не претендуют на то, чтобы жить в этом доме, а предпочитают стоять снаружи, главное вне себя, как в экстазе, влюбленном в гений Цветаевой. Этими блестяще введенными и поставленными стихами Каминский и Валентин предлагают не что иное, как первое настоящее приветствие Марины Цветаевой на английском языке. Если обратиться к собственным словам Цветаевой (есть — грязными руками, спать — грязными руками, писать грязными руками не могу), то эти два американских поэта написали эту русскую книгу сверкающими чистыми руками».
Валжина Морт

«Из легендарной четверки великих русских поэтов своего поколения (другими были Ахматова, Мандельштам, Пастернак) начала ХХ века Марина Цветаева всегда казалась мне самой загадочной. Конечно, все они были загадочны — какой великий поэт, да и какая отдельная личность не является таковым? — но я отвернулся от чтения переводов (я не читаю по-русски) ее стихов и сочинений и от сочинений о ней и ее мучительной истории — и от чтения их с благодарностью, с чувством, что, какими бы яркими и жгучими они ни были, она был в них, как призрак в облаке, и снова исчез. Этот новый отрывок из ее стихов и прозы, «дань уважения» Илье Каминскому и Жану Валентайну, дал мне более близкое и интимное ощущение ее, ее голоса и присутствия, чем раньше…0060 Ветвь темной бузины  – это волшебство».
В.С. Мервин

«Стихи, которые Илья Каминский и Жан Валентайн выбрали для перевода Марины Цветаевой, — это благословение опыта, благословение даже страдания, хотя и более простых причин радости, чье-то тело, луч света, книга. Камински говорит, что у него и Жана Валентайна очень разные темпераменты, чем у нее, но они показывают здесь то, что они показывают по-разному в своей собственной поэзии, что они сами, каждый из них, так хорошо умеют благословлять опыт, находить его неукротимую жизнь. Это лучезарная работа. Они выбрали подходящего поэта, чтобы в него влюбиться, и ее стихи откликнулись».
Дэвид Ферри

«Как однажды написал Бродский о Цветаевой, «[ее] голос звучал как что-то незнакомое и пугающее для русского уха: неприемлемость мира».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *