История создания «Горе от ума» Грибоедова. Кратко о замысле, история написания и проблемы публикации.
Сочинения
12.11.21
6 мин.
Историю создания «Горе от ума» Грибоедова кратко можно почитать во множестве источников, в том числе и Википедии. Создавая свое произведение, автор не был ограничен в сроках, поскольку основной его профессией была дипломатия. Не придерживался он и принятых классических догм. В итоге на свет появилось бессмертное творение, указавшим путь развития литературы России.
Оглавление:
- Замысел комедии
- Начало работы
- Краткий сюжет
- Проблемы с публикацией
Замысел комедии
Нет человека, который бы не знал, кто написал «Горе от ума». Грибоедов был очень талантливым человеком. Он имел несколько образований. Творческий характер позволял ему заниматься основной деятельностью, писать музыку и мастерски владеть словом.
Замысел создания знаменитого произведения у него возник неожиданно. Грибоедов часто бывал за границей. На основании информации из Википедии известно, что, как-то вернувшись из длительного путешествия,
Пытаясь высказать свое возмущение, он произнес гневный монолог, который не возымел никакого действия. В этот момент у него и возник замысел в написании пьесы, которая бы высмеивала аристократическое общество. Произошло это в 1816 году.
Начало работы
История создания комедии горе от ума относится к 1821−1822 годам. С этой целью писателю пришлось начать тщательно изучать жизнь общества. Во время посещения балов и светских приемов он наблюдал за поведением аристократов, подмечал и записывал черты их характера.
Пьеса писалась постепенно. Первоначальный ее вариант носил название «Горе уму» и состояла она только из первых 2 актов. 1824 год относят к дате, когда была написана комедия «Горе от ума» в окончательном виде. По мере работы над произведением постоянно проходили его изменения. Это касалось не только текста, где совершались стилистические правки, но и имена героев.
Так, Чадский был переименован в Чацкого. По-другому стали звучать монологи. Сцена между Софией и Молчалиным была перенесена в конец комедии.
Краткий сюжет
Краткий сюжет комедии звучит следующим образом. Александр Андреевич Чацкий был влюблен в Софью Павловну Фамусову, которой было всего 14 лет. События сложились так, что Чацкому пришлось уехать за границу. Пробыв там 3 года он вернулся на Родину с намерением жениться на своей невесте. Однако за это время многое изменилась. Софья была обижена на Чацкого и

Чацкому не понравился этот человек за его угоднические отношения к вышестоящим чинам. Его презрительное отношение к своему избраннику заметила Софья. Это возмутило ее, и она стала распускать в обществе слухи о сумасшествии Чацкого. В результате чего последнему пришлось покинуть Москву.
Проблемы с публикацией
Попытки публикации произведения окончились неудачно. Цензура не давала разрешения. При этом шло распространение пьесы в народе через рукописи. Понимая, что иным способом комедия не увидит свет, Грибоедов поощрял это.
В итоге появилось два рукописных варианта:
- Жандровский.
- Булгаринский.
После значительного сокращения текста некоторые отрывки согласился опубликовать альманах «Русская Талия». При этом ряд смелых диалогов героев были заменены на нейтральные фразы. Однако и этого было достаточно. Эффект от публикации был огромный, и
Грибоедов сразу приобрел большую известность.Полная версия произведения была опубликована только после смерти писателя. Такое сообщение пришло из Ревеля в 1831 году. После этого Москва тоже дала добро на печатанье, но опять со значительными цензурными сокращениями. И только в 1862 год Россия увидела полноценную версию произведения.
С такими же проблемами шла постановка театрального представления. В течение десятилетий предпринимались неудачные попытки на сценах разных городов. Лишь начиная с 1860-х годов они стали осуществляться без ограничений.
Пьеса «Горе от ума» является гениальным произведением XIX века. Это творение высветило все проблемы светского общества того времени.
ГОРЕ ОТ УМА | это… Что такое ГОРЕ ОТ УМА?
ТолкованиеПеревод
- ГОРЕ ОТ УМА
Комедия в стихах А.С. Грибоедова.
Пьеса была закончена Грибоедовым в 1824 г., напечатана в 1862 г., уже после смерти автора.
Действие комедии происходит в Москве в 20-е гг. ХIХ в. в доме Фамусова — богатого дворянина, находящегося на государственной службе. Фамусов — вдовец, у него взрослая дочь Софья. В их доме живет и секретарь Фамусова — Молчалин, провинциал, сделавший карьеру в Москве. Софья влюблена в Молчалина, который изображает взаимность, предполагая, что это поможет ему продвинуться по службе ( см. чин*). Другие персонажи появляются в гостях у Фамусова на балу по мере развития действия в течение одного дня. Все они — родственники или знакомые Фамусова, представители московского высшего общества, позднее в литературоведении получившего название фамусовская Москва.
В этот же день в Москву из Европы после трехлетнего отсутствия возвращается главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, с детства любящий Софью. Образуется классический любовный треугольник: Софья, Молчалин, Чацкий.
На протяжении четырех действий комедии развиваются и любовный, и социальный конфликты — столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
Чацкий проповедует свободолюбивые идеи, заявляет о необходимости самостоятельности мнений и суждений, в то время как в обществе считается невозможным «сметь свое суждение иметь»; он возмущен тем, что общество преклоняется перед всем иностранным, презирая родной язык, и говорит на смеси «французского с нижегородским» (от названия русского города Нижний Новгород). Чацкий изучает науки, стремится к познанию нового, а Фамусов видит в этом болезнь, безумие молодого поколения дворянства, считая, что от этой опасности нужно оградить семью и государство и лучший для этого способ — «собрать все книги бы да сжечь». Пьеса заканчивается катастрофой для Чацкого и в личном, и в общественном плане. Его сочли сумасшедшим. Герой вновь уезжает из Москвы «искать по белу свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
Комедия «Горе от ума» — классическое произведение русской литературы. Самую высокую оценку пьесе дал А.С. Пушкин : «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу».
Комедия «Горе от ума» входит в школьные (см. школа) программы по русской литературе.
Пьеса не сходит с театральной сцены со времени ее написания. Несмотря на то, что публикация пьесы была запрещена цензурой, она уже в 1831 г. была поставлена на сцене Александринского театра. Особое место «Горе от ума» занимает в репертуаре Малого театра, являясь школой для молодых актеров.
Комедия «Горе от ума» написана в стихах, в ней звучит живая и очень колоритная разговорная речь, у каждого персонажа особенная. Как предсказывал Пушкин, многие реплики персонажей пьесы стали крылатыми словами: Что нового покажет нам Москва?; Счастливые часов не наблюдают; Герой не моего романа; Свежо предание, а верится с трудом; А судьи кто?; Служить бы рад — прислуживаться тошно; И дым отечества нам сладок и приятенСамо название «Горе от ума» стало употребляться как пословица.
А.С. Грибоедов. Художник И.Н. Крамской. 1873 г.:
Иллюстрация к комедии. «Фамусов, Скалозуб и Чацкий». Художник Д.Н. Кардовский. 1913 г.:
Иллюстрация к комедии. «Чацкий на балу». Художник Д.Н. Кардовский. 1907–1912 гг.:
Спектакль Малого театра. Чацкий — И.В. Самарин, Фамусов — М.С. Щепкин, Скалозуб — Г.С. Ольгин. Середина XIX в.:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.
Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
- ГОРБАЧЁВ М.С.
- ГОРОХ
Полезное
Письмо Джоан Дидион научило нас горевать
Джоан Дидион познала мир через слова. Она была известна ими: своей холодной, требовательной прозой; ее предложения, гладкие и скудные. Но после смертельного сердечного приступа ее мужа в 2003 году ее отношение к словам изменилось. «Это тот случай, когда мне нужно больше, чем слова, чтобы найти смысл», — написала она в своих мемуарах 2005 года «. Год магического мышления ». «Это тот случай, когда мне нужно то, что я думаю или считаю проницаемым, хотя бы для себя».
Дидион, скончавшийся 23 декабря в возрасте 87 лет, был автором пяти романов, нескольких научно-популярных произведений, в том числе Сгорбившись в сторону Вифлеема и Белый альбом, сценариев и многого другого. Она была плодовитым рассказчиком, положившим начало новому стилю журналистики, сочетающему исследования и лирические образы с острыми моментами юмора. В предисловии к последней книге, которую она опубликовала перед смертью, Позвольте мне рассказать вам, что я имею в виду , писательница Хилтон Элс описала Дидиона как «резчика слов в граните конкретного». Она одновременно анализировала обыденность повседневности на ее сложности и разбивала самые чуждые ситуации на знакомые, доступные части. Важно отметить, что Дидион также исследовал язык, который мы используем для обработки потерь, и ограничения этого языка. Теперь, когда мир оплакивает ее смерть, мы обращаемся к ее собственным словам как за советом, так и за утешением.
Подробнее: Интервью с Джоан Дидион в эпоху пандемии
«У горя нет расстояния. Горе приходит волнами, пароксизмами, внезапными опасениями, которые ослабляют колени, ослепляют глаза и стирают повседневность жизни», — писал Дидион в году волшебного мышления . Книга, ставшая финалистом Пулитцеровской премии, описывает процесс скорби о смерти ее мужа и самого доверенного сотрудника, писателя Джона Грегори Данна, чуть более чем за месяц до их 40-летия свадьбы. (Данн писал для TIME, когда они впервые встретились.) Когда Данн умер, приемная дочь пары, Кинтана, находилась без сознания в отделении интенсивной терапии, страдая от пневмонии и септического шока. Дидион пережил утрату: чуть более чем через полтора года после смерти Данна Кинтана умерла в возрасте 39 лет. . Писательница исследовала эту вторую мучительную потерю в своих мемуарах 2011 года « Голубые ночи , », в которых подробно описывается новый вид горя, а также проводится болезненное исследование смертности и старения.
«Эта книга называется « Синие ночи» , потому что в то время, когда я начал ее, я обнаружил, что мои мысли все больше обращаются к болезни, к концу обещания, убыванию дней, неизбежности увядания, умиранию яркость», — написала она. «Синие ночи противоположны угасанию сияния, но они также и его предупреждение».
Джоан Дидион, около 1977 г.
Архивы CSU/Коллекция Эверетта
Хотя обе книги основаны на мучительных личных трагедиях Дидиона, они не были книгами жалости к себе или отчаяния. Вместо этого они стремились понять, как память сообщает о горе и как смерть формирует жизнь. Название года «Год магического мышления » происходит от опыта Дидиона, связанного с окончательностью смерти и разочарованием, которое существует после нее. В одной пронзительной сцене Дидион зацикливается на ботинках своего мужа, перебирая его одежду.
«Я не мог отдать остальную часть его обуви. Я постоял немного, потом понял, почему: если он вернется, ему понадобятся туфли. Признание этой мысли никоим образом не искоренило мысль. Я до сих пор не пытался определить (скажем, раздав туфли), потеряла ли мысль свою силу».
Дидион подробно описала, как ей убедить себя, что она может вернуть мужа, хотя она прекрасно знала, что он ушел. « Волшебное мышление — это акт непревзойденной литературной храбрости, писательница, известная своей ясностью, повествующая об утрате этой ясности, позволяющая нам наблюдать, как ее разум затуманивается горем», — написал автор Лев Гроссман в обзоре для TIME. в 2005 году. «Но книга также воспроизводит в своем формальном переходе от тех первых сырых, бешеных впечатлений к более сдержанному рассказу о трауре, выздоровление Дидиона. Она буквально вернула себе здравомыслие».
Год магического мышления — 13-я книга Дидиона. Она закончила его за 88 дней в течение года после смерти Данна. Это был первый раз за 40 лет, когда Дидион не получил отзыва от Данна о писательском проекте. Хотя она написала книгу быстро, она сказала, что ей было трудно закончить, потому что книга «поддерживала связь с ним».
Еще из TIME
Часто описывается как дополнение к этой книге, Blue Nights — еще один выпотрошенный взгляд на писателя, хватающегося за слова, чтобы описать потерю — на этот раз любимого ребенка. Будучи столь же искренним, как и его предшественник, Blue Nights представляет собой более грубое исследование горя, менее отточенное по своей структуре, с Дидионом, перемещающимся между фрагментарными воспоминаниями. Они варьируются от сцен усыновления Кинтаны и ее воссоединения со своей биологической семьей до потери Кинтаной зуба в детстве. В Blue Nights волшебное мышление, которое когда-то поглощало Дидион, исчезло, вместо этого ее заменили ее размышления о памяти и размышлениях о взрослении и о том, как смерть ее дочери заставила ее столкнуться с собственной смертностью. «Когда я начал писать, я думал, что речь пойдет об отношении к воспитанию детей», — сказал Дидион Хранитель . «Тогда мне стало ясно, что волей-неволей это будет личное. Я не могу представить, что бы я думал, что это будет, если бы это не было личным».
Необузданная эмоциональная тяжесть как Год Волшебного Мышления , так и Голубых Ночей давала непоколебимый взгляд на стальную, изощренную внешность Дидиона. Ослабив бдительность, она позволила читателям погрузиться в свой процесс скорби и предоставила дорожную карту другим, преодолевающим их собственную боль. «Я знаю, почему мы пытаемся сохранить мертвым жизнь: мы пытаемся сохранить их живыми, чтобы они оставались с нами», — писал Дидион в Год Магического Мышления . «Я также знаю, что если мы хотим жить сами, наступает момент, когда мы должны отказаться от мертвых, отпустить их, оставить их мертвыми».
Напишите Аннабель Гаттерман по адресу annabel.gutterman@time.com.
«Разум новичка» и горе | LAFPI
Перед тем, как сесть за написание, я погуглил «Разум новичка в писательстве» и нашел несколько сайтов, в том числе, что неудивительно, «Писать кости» Натали Голдберг. Она стоит у меня на полке среди других книг о писательстве.
Продолжая тему «Разум новичка», я провел поиск других областей интересов, к которым применялась эта концепция дзен: mind/
Музыка – https://www.beginnersmindmusic.com
Йога – https://yogalondon.net/monkey/using-beginners-mind/
Кулинария – https://www.spiritualityhealth.com/articles /23/04/2018/the-beginners-mind-of-a-master-повар
Секс – https://sexandrelationshiphealing.com/blog/the-beginners-mind-an-essential-tool-for-recovery/ , https://www.meetmindful.com/using-beginners-mind-to-keep-your-sex-life-fresh/
Горе — https://omh.ny.gov/omhweb/grief/griefcounselingresourceguide.pdf
В последнем сообщении о горе появилась только одна ссылка, посвященная горю с применением «Разума новичка». Он был написан в 2004 году и представляет собой руководство по психологическому консультированию. Ссылка на «Разум новичка» была только в первом абзаце.
Определение «разума новичка», мастер дзен Сюнрю Судзуки. написал,
В уме новичка есть много возможностей. По мнению эксперта, их немного.
Что касается скорби, то в справочнике говорится:
Как работники, переживающие утрату, мы должны встречать скорбящих без ожиданий относительно того, что должно произойти или что они должны чувствовать. В этой работе нет специалистов.
УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, ШТАТ Нью-Йорк
– АВТОРЫ: Susan Wheeler-Roy, Ed.D. & Bernard A. Amyot, MS, MA
Меня до сих пор душат эти слова. Мои мысли, эмоции, все мое существо все еще замирает, когда я думаю о своем горе. Мне нравится это… «собственное горе». Я владею им. Я не передаю это никому другому.
Сегодня кто-то обратился к другу с просьбой предоставить мою контактную информацию, так как этот человек совсем недавно узнал о смерти моего мужа (Бруно Эрве Коммереука), которая произошла более трех лет назад. В январе 2022 года исполнится четыре года. Я представляю, как ужасно грустно и шокирующе должно быть этому человеку то, что он только что узнал об этом. У нее есть фотографии ее ребенка в ресторане Бруно, «Кафе Анжелика». Ее ребенку сейчас 25 лет. У Бруно было много друзей на всю жизнь. Он был из тех людей, которые были незабываемы и брали от жизни большой кусок. Он жил на широкую ногу. Он был больше, чем жизнь.
Сейчас они начинают процесс скорби. Я ставлю себя на их место, но это не то. Это никогда не будет одинаковым между двумя людьми, которые знали одного и того же человека. И еще есть промежуток времени между тогда и сейчас.
The five stages of grief, as identified by Elisabeth Kübler-Ross, are:
- Denial
- Anger
- Bargaining
- Depression
- Принятие
Возможно, нормальный (если есть «нормальный») поток от 1 до 5, но мой опыт показывает, что он плавно переходит из одного состояния в другое в любой данный момент, но определенно время является важным фактором в обработка потери. Либо время просто помогает забыть боль, если я не хочу иметь с ней дело (отрицание), либо оно просто позволяет мне двигаться по временной шкале, злиться, торговаться, унывать и чувствовать себя потерянным, а потом, в конце концов, от этого наступает усталость. Я сдаюсь и просто принимаю это.
Тогда… может снова начаться гнев, если меня что-то туда потянет. Но это когда осознанность важна. Возможно, иметь «Разум новичка» — быть открытым для возможностей. У меня есть выбор. Я могу принять решение присутствовать и просто позволить буре пройти и снова продолжить жизнь, как делают все остальные. Я не единственный, кто пострадал. Мы все страдаем. Зачем скрывать свои недостатки? Ошибок нет, есть уроки.
Изучите алхимию
истинные люди знают.
В тот момент, когда ты примешь
какие неприятности тебе доставили,
дверь откроется.
rumi
Я нашел очень хорошую информацию в справочном справочнике («пособие» для тех, кто перенес тяжелую утрату), опубликованном Управлением психического здоровья штата Нью-Йорк. Глава 4 «Вопросы потери при внезапной смерти», если быть точным. Среди выявленных проблем были:
Неспособность понять – недоверие к событию не позволяет человеку понять, что на самом деле произошло.